LECTURE AS ACTIVE FORM OF HIGHER SCHOOL TRAINING


Cite item

Abstract

The article reviews some types of the active lecture (lecture visualization, tandem lecture, lecture with planned mistakes) which belong to the range of active and interactive forms of education and when systemically used provide effective formation of graduates’ professional competence.

Full Text

В настоящее время образование является одним из факторов социально-экономического развития России, что диктует необходимость качественного улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов. Система высшего профессионального образования находится под воздействием множества факторов, обусловливающих необходимость реализации новых педагогических технологий в рамках компетентностного подхода, применения активных и интерактивных форм обучения, ориентирующих на развитие творческого продуктивного мышления, креативность, профессиональную компетентность. Как известно, на протяжении многих веков высшие учебные заведения используют лекционно-семинарскую систему организации обучения, где одной из основных форм является лекция. Лекция прошла к нам из средневекового университета. Само слово «лекция» переводится с латинского как «чтение»: преподаватель в средневековом университете читал вслух своим воспитанникам умные книги и при необходимости прерывался и пояснял непонятные или сложные места в тексте. И сегодня традиционная лекция в общих чертах имеет схожие черты: это систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала, имеющее форму диалога. Только педагог не читает студентам на лекции учебники, а излагает собственную трактовку преподносимой информации. Подчеркнём, что от рассказа или беседы лекция отличается более строгой систематичностью, последовательностью изложения информации. Столь долгое, на протяжении многих веков, использование лекционной формы обучения объясняется её экономичностью: да, действительно, это самый экономный способ сообщения слушателям значительного объёма информации. Но в то же время традиционная лекция имеет и существенные недостатки. Самый серьёзный из них – это пассивность слушателей. И достаточно часто в практике преподавателей имеет место ситуация, когда, казалось бы, интересный, логично выстроенный материал оставляет студенческую аудиторию равнодушной: студенты либо молча занимаются своими делами, либо отвлекаются, шумят. В этой ситуации вся «вина» и ответственность за поведение аудитории на лекционном занятии возлагается на преподавателя: значит, он не сумел сфокусировать и удержать внимание аудитории, не смог активизировать познавательную деятельность студентов, был недостаточно эмоционален, артистичен и интересен для студентов и т.д. В настоящее время в связи с внедрением в нашу жизнь достижений научного прогресса широко стали применяться технические средства предъявления информации в виде визуальных материалов. Визуализация подразумевает преобразование вербальной информации в визуальную форму, что позволяет наглядно представить абстрактные, не существующие в зримой форме понятия, явления теоретического характера; задействовать не только слуховые, но и зрительные каналы восприятия и усвоения информации. Такая лекция-визуализация предполагает достаточно трудоёмкую предварительную подготовку визуальных материалов, которые отражают ключевые моменты содержания лекции. Визуальные материалы должны выполнять следующие функции: - передача новой содержательной информации; - систематизация имеющейся у обучаемых информации; - демонстрация различных способов визуализации информации. Чтение же самой лекции осуществляется как комментирование предъявляемых материалов. Обязательным условием подобной лекции является применение разных типов наглядности – натуральной, изобразительной, схематической (схемы, рисунки). Основная сложность для преподавателя при подготовке лекции-визуализации состоит в выборе средств наглядности, в их создании и режиссуре лекции в целом. Большую роль играет умение оптимально сочетать словесную и визуальную информацию (чтобы не было чрезмерной перегрузки зрительного канала восприятия), умение дозировать информацию, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией. Определяя место лекции-визуализации в целостном учебном процессе, можно сказать, что она наиболее пригодна для введения студентов в определённую тему, раздел, учебную дисциплину как способ создания психологической установки на их изучение, как средство учебной мотивации. Ещё больший потенциал в активизации психологических процессов познавательной деятельности студентов содержится в таких видах лекций, как «лекция вдвоём» и лекция с запланированными ошибками [1]. «Лекция вдвоём» предстаёт как межличностное общение. Специфика общения состоит в том, что в общении быстрее и ярче раскрываются личностные качества людей, что предъявляет повышенные требования к интеллектуальной и психологической совместимости преподавателей, к их уровню развития коммуникативных умений, импровизационных способностей, к уровню владения предметным материалом. «Лекция вдвоём» представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. В диалоге преподавателей и аудитории осуществляется постановка проблемы, рассматриваемой в лекции, анализ этой проблемы, выдвижение гипотез, их опровержение или доказательство, разрешение возникающих противоречий и поиск решений. Такая лекция изначально содержит в себе конфликтность, которая проявляется как в неожиданности самой формы проведения, так и в структуре подачи материала, который должен строиться на столкновении противоположных точек зрения, на сочетании теории и практики. Лекция этого типа является чрезвычайно эффективной формой обучения, близкой к интеллектуальной игре. Высокая активность преподавателей вызывает ответную мыслительную и поведенческую реакцию слушателей. При этом диалогическое общение двух лекторов и слушателей протекает в виде как внешнего, так и внутреннего диалога. Слушатели получают наглядное представление о способах ведения диалога, а также возможность непосредственно участвовать в нём. Всё это обеспечивает достижение целей обучения и воспитания – формирование профессиональной компетентности, развитие познавательной мотивации, активной жизненной позиции каждого студента. Методика подготовки и проведения лекции вдвоём предполагает: - выбор соответствующей темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности; - подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения; - разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределённые во времени). Сценарий необходим на первых этапах работы. В дальнейшем после приобретения определённого опыта письменный сценарий можно заменить устной договорённостью – репетицией. Лекция вдвоём представляет собой, по сути, мини-игру, «театр двух актёров», что создаёт эмоциональный, положительно окрашенный фон и повышает заинтересованность студентов. Она предполагает высокую степень импровизации в поведении лекторов, естественность и непринуждённость поведения. По сравнению с традиционной, лекция вдвоём отличается более высокой степенью активности восприятия, мышления, вовлеченности слушателей и, кроме того, даёт возможность передать больший объём информации за счёт переконструирования информации и поддержания высокого уровня внимания и интереса у студентов. Эта форма лекционного занятия применима на различных этапах обучения как способ перехода от традиционных к активным формам обучения. Кроме того, подобная форма может использоваться в сжатом виде как доклад или выступление вдвоём на семинарских занятиях, конференциях и других мероприятиях. Ещё одна форма активной лекции – лекция с запланированными ошибками. Методика проведения такой лекции следующая. После объявления темы лекции преподаватель неожиданно для слушателей сообщает, что в ней будет сделано определённое количество ошибок разного типа – содержательных, методических, поведенческих и т.п. Количество ошибок зависит от содержания лекционного материала, а также от подготовленности слушателей. При этом педагог должен иметь перечень этих ошибок, написанный на бумаге, который он по просьбе студентов должен предъявить в конце лекции. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю. Студенты должны в конце лекции назвать сделанные преподавателем ошибки, и вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии их исправления. Для этого необходимо оставить 10-15 минут от занятия, в зависимости от сложности содержания темы и количества ошибок. Такая исходная ситуация создаёт психолого-педагогические условия, вынуждающие студентов к активности: надо не просто воспринимать информацию, а воспринимать, чтобы проанализировать и оценить. Немаловажен и личностный момент: интересно найти у преподавателя ошибку и одновременно проверить себя, могу ли я это сделать? Всё это создаёт определённый «интеллектуальный азарт», стимулирующий психическую деятельность обучаемых. Бесспорно, подобная лекция требует высокого уровня компетентности самого преподавателя, поскольку необходим тщательный отбор материала для ошибок и их маскировки в ткани изложения. Надо уметь выделить наиболее сложные, узловые моменты содержания лекции и представить их в виде ошибок. При этом изложение должно быть естественным. Важно подчеркнуть, что подобная лекция с запланированными ошибками может выполнять не только стимулирующую, но и контрольную функцию, поскольку позволяет оценить качество освоения предшествующего материала, а студентам проверить себя и продемонстрировать своё знание предмета, умение ориентироваться в нём. Поэтому такую лекцию целесообразно проводить как итоговое занятие по определённому разделу изучаемой дисциплины. Проведение такой лекции в неподготовленной аудитории возможно с целью диагностики того, что обучаемые не знают и не умеют. Повторимся, характер ошибок может быть любым и зависит от темы, содержания лекции, от целей, которые ставятся преподавателем, от контингента обучаемых. Нужно помнить, что научить студентов мыслить, давая им всё время «правильную» информацию, практически невозможно. Необходимо противоречие, спор, альтернатива, а такие условия и создаёт лекция с запланированными ошибками. Безусловно, описанные выше виды активного лекционного занятия не исчерпывают всего спектра активных и интерактивных форм обучения. Идеальной моделью обучения, на наш взгляд, будет та, в которой все эти формы будут использоваться в системе, каждая для строго определённых целей. Только в этом случае можно говорить о достижении целей образования – формировании профессиональной компетентности будущих специалистов.

×

About the authors

Olga Vladimirovna Oshchepkova

Samara Law Institute of FSIN of Russia

Author for correspondence.
Email: suifsin@yandex.ru

doctor of pedagogics, professor of the department of «Penitentiary psychology and pedagogics»

443022, Russia, Samara, Rylskaya st., 24 B

References

  1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544с

Copyright (c) 2013 Oshchepkova O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies