Preparation of future biology teachers to their educational upbringing functions

Cover Page

Cite item

Abstract

An upbringing of the younger generation is an important task of modern education. Faculty of Natural Sciences and Geography of Samara State University of Social Sciences and Education has shaped a system of training of future biology teachers to prepare them for implementation of upbringing functions. The developed system includes psychological, pedagogical and methodological disciplines, on-the-job practices and research work, as well as final State attestation. All components of the system are interrelated; they influence and complement each other. Within a framework of disciplines of «Theory and Technology of Education» and «Pedagogical Psychology», future teachers are learning the essence of upbringing, its purpose and tasks, subject matter, principles, patterns, directions, methods, technologies and evaluation criteria. While studying the «Methodology of biology teaching» discipline students get acquainted with a system of upbringing education and master methodical approaches to the formation of various elements of bringing up: formation of ideology and patriotic education, morals and aesthetics, ecology and hygiene, labor and sex educations, etc. Magistracy course of «Methodology of biology teaching» is supplemented by optional «Upbringing and socialization of students in process of biology learning». The latter is designed to prepare students to yield upbringing and socialization of students by means of biology education. Future teachers are gaining practical skills on acquired knowledge during the periods of on-the-job practices, research work and final State attestation.

Full Text

Современный период в российской истории и образовании характеризуется сменой ценностных ориентиров. В 90-е годы ХХ столетия Россия претерпела ряд крупных социально-политических изменений, которые имели как позитивные, так и негативные последствия [1]. В настоящее время в молодёжной среде наблюдается целый комплекс проблем:

– ухудшение физического и психического состояния и здоровья молодёжи;

– увеличение числа молодых людей, склонных к правонарушениям; рост среди них алкоголизма, употребления наркотиков, насилия, ксенофобии;

– деформация духовно-нравственных ценностей, размывание моральных ограничителей на пути к достижению личных целей;

– недостаточная сформированность культуры ответственного гражданского поведения.

Перечисленные проблемы сдерживают развитие нашей страны, приводят к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала общества, свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в вопросах решения задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок [2].

Существуют различные определения понятия «воспитание» [3]. Мы придерживаемся дефиниции воспитания, приведённой в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Под воспитанием понимается такая деятельность, которая направлена «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [4].

Известно, что педагогическая деятельность полифункциональна [5]. Функции педагога определяют виды деятельности, обязанности, которые он должен исполнять. Одними из первых функции учителя биологии определили Н.А. Рыков и А.И. Щербаков в статье «Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы». Ими были выделены 8 основных функций учителя-биолога:

– информационная;

– развивающая;

– ориентационная;

– мобилизационная;

– конструктивная;

– коммуникативная;

– организаторская;

– исследовательская.

Воспитательная функция отдельно не выделялась. Её реализация предполагалась в рамках ориентационной функции, которая была направлена на «формирование ценностных ориентаций и позитивных отношений к природе и жизни людей, к труду, к себе как субъекту деятельности» [6].

На основе анализа Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего [7] и высшего образования [8; 9], Примерных основных образовательных программ основного общего образования [10; 11], Проекта профессионального стандарта педагога [12] и Профстандарта педагога [13], нами выделено 6 основных функций учителя биологии:

– педагогическая (включает в себя обучающую, воспитательную, развивающую и коррекционную функции);

– проектная;

– исследовательская;

– методическая;

– управленческая;

– культурно-просветительская [5].

В данной статье мы остановимся подробнее на воспитательной функции. Она направлена на:

– осуществление воспитательных программ и мероприятий средствами предмета биологии;

– воспитание личности учащихся в единстве урочной и внеурочной деятельности по биологии;

– реализацию воспитательных возможностей школьного предмета биологии;

– создание условий для самоопределения и социализации учащихся в процессе обучения биологии на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и общественно принятых правил и норм поведения;

– использование воспитательных усилий родителей (либо законных представителей) учащихся и помощь семье в решении вопросов воспитания детей [5; 8; 9].

На естественно-географическом факультете (ЕГФ) Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) сложилась целостная система подготовки студентов-биологов к реализации воспитательной функции. Система включает в себя психолого-педагогические и методические дисциплины, производственные практики, научно-исследовательскую работу, государственную итоговую аттестацию. Все компоненты системы взаимосвязаны между собой, влияют и дополняют друг друга.

Основа профессиональной подготовки будущих учителей биологии закладывается при изучении учебных модулей «Педагогика» и «Психология».

В рамках дисциплины «Теория и технологии воспитания» студенты знакомятся с воспитанием как общественным явлением; постигают общие закономерности и принципы воспитания; изучают содержание, систему методов, способы, технологии и критерии оценки воспитательного процесса. Существенное внимание уделяется семейному воспитанию, его роли в первичной социализации личности [14].

В процессе изучения дисциплины «Педагогическая психология» студенты анализируют различные определения понятия «воспитание», его цели и задачи, основные идеи и противоречия современного воспитания. Будущие педагоги устанавливают взаимосвязи обучения и воспитания, штудируют психологические теории и закономерности воспитания, усваивают его содержание и направления. В изучении данной дисциплины делается акцент на нравственном воспитании учащихся, а также самовоспитании [3].

Центральным звеном методической подготовки будущих учителей-биологов являются курс методики обучения биологии (у бакалавров) и курс теории и методики обучения биологии (у магистров). Курсы методики нацеливают студентов на триединство в обучении биологии: обучение, воспитание и развитие. В теме «Воспитание в процессе обучения биологии» рассматривается система воспитывающего обучения биологии, осваиваются методические подходы к формированию мировоззрения учащихся, гражданско-патриотическому, экологическому, нравственно-эстетическому, трудовому, гигиеническому, половому и другим элементам воспитания [15]. Каждый элемент воспитания разбираются по следующему плану:

– понятие;

– сущность;

– методические условия;

– способы реализации [16].

В учебный план подготовки магистров педагогического образования включена дисциплина по выбору студентов «Воспитание и социализация учащихся в процессе обучения биологии», которая предназначена для обеспечения готовности будущих учителей биологии к реализации программы воспитания и социализации учащихся, являющейся составной частью основных образовательных программ общего образования. В рамках данной дисциплины магистранты получают представления о цели и задачах воспитания и социализации учащихся, основных направлениях, принципах, содержании, видах и формах занятий, планируемых результатах и их мониторинге [10].

Полученные на занятиях знания, умения, ценностные установки отрабатываются студентами на производственных практиках (рис. 1). В период производственных практик будущие учителя биологии приобретают опыт практической деятельности, у них формируются необходимые педагогические навыки и компетенции, в том числе, по воспитанию учащихся.

 

Рисунок 1 – Виды производственных практик

 

Немаловажную роль в подготовке будущих учителей-биологов к реализации воспитательной функции играет научно-исследовательская работа студентов, которая организуется по следующим направлениям воспитания учащихся в процессе обучения биологии [10]:

– воспитание гражданственности и патриотизма;

– воспитание социальной ответственности и компетентности;

– воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания;

– воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

– трудовое воспитание и профориентация;

– эстетическое воспитание.

Результатами научно-исследовательской работы студентов являются защита курсовых и выпускных квалификационных работ, доклады на научно-практических конференциях, участие в студенческих конкурсах и ярмарках педагогических идей, публикации в сборниках материалов конференций, межвузовских сборниках студенческих научно-исследовательских работ (например «Globularia», ответственный редактор А.А. Семенов), а также научных журналах, в том числе, входящих в перечень ВАК.

Подготовке будущих учителей биологии к реализации воспитательной функции способствует также проведение комплексного государственного экзамена по профилю «Биология», который предусматривает разработку и презентацию проекта урока биологии (биологической экскурсии, занятия внеурочной деятельности или внеклассного мероприятия по биологии). В содержательном компоненте проекта студент должен отразить возможности воспитания учащихся, его содержание, виды деятельности и способы реализации [17; 18].

В 2017 году нами проводилось анкетирование выпускников ЕГФ СГСПУ. Отвечая на вопрос «Формированию каких профессиональных качеств личности учителя способствовало Ваше обучение в вузе?», 70% респондентов ответили, что овладению воспитательной функцией [5]. Считаем это неплохим показателем, но в тоже время, есть к чему стремиться.

В заключении следует отметить, что подготовка студентов к реализации воспитательной функции остаётся актуальной проблемой высшего педагогического образования. Она требует глубокого теоретического обоснования, поиска новых путей и способов решения, совершенствования имеющихся, проверки их эффективности и широкого внедрения в практику подготовки будущих учителей биологии.

×

About the authors

Alexander Alexeevich Semenov

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: semenov@sgspu.ru

candidate of biological sciences, associate professor, head of Chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching

Russian Federation, Samara

Andrey Stepanovich Yaitsky

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: yaitsky@sgspu.ru

senior lecturer of Chair of Biology, Ecology and Methods of Teaching

Russian Federation, Samara

References

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // http://docs.cntd.ru/document/ 499091784.
  3. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. СПб.: Питер, 2010. 416 с.
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск. № 5976 (303). 31.12.2012.
  5. Семенов А.А., Соловьева В.В., Яицкий А.С. Полифункциональная подготовка будущих учителей в контексте федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 307-312.
  6. Рыков Н.А., Щербаков А.И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии: постоянно действующий межвузовский республиканский тематический научный сборник. Выпуск 1. Профессионально-педагогическая направленность в системе преподавания специальных дисциплин на факультетах естествознания. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1973. С. 17-61.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2013. 48 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/8073.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2014 г. № 1505 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/5034.
  10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
  11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/проекты/413/файл/ 4587poop_ooo_reestr_2015_01.doc.
  12. Проект профессионального стандарта педагога (состав обобщенных трудовых функций, трудовых функций и перечень трудовых действий в соответствии с Национальной системой учительского роста) [Электронный ресурс] // http://стандартпедагога.рф/ view_3/index.html?page=1.
  13. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н // Российская газета - Федеральный выпуск, № 6261 (285). 18.12.2013.
  14. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2008. 430 с.
  15. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
  16. Семенов А.А., Боброва Н.Г., Глазкова Л.М. Вопросы теории и методики обучения биологии: учебное пособие для студентов-заочников. Самара: Изд-во СГПУ, 2003. 175 с.
  17. Семенов А.А. Защита проектов как форма проведения государственного экзамена бакалавров педагогического образования // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы III междунар. науч.-практ. конф., посв. 230-летию отечественной методики обучения биологии и 75-летию со дня рождения методиста-биолога Е.С. Пекер. 9-10 февраля 2016 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2016. С. 138-140.
  18. Семенов А.А. Организация государственной итоговой аттестации бакалавров-биологов педагогического образования // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем: материалы всерос. науч.-практ. конф., посв. памяти А.И. Золотухина / под ред. А.Н. Володченко. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2016. С. 271-279.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 - Types of industrial practices

Download (41KB)

Copyright (c) 2017 Semenov A.A., Yaitsky A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies