The organization of independent work of students in the framework of the competence training approach

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the modern paradigm the purpose of higher education is to train specialists who know how to gain professional knowledge themselves. The aim of the study was to analyze basic principles of competence approach in education, to identify the place of students’ independent work in the educational process of higher education, to identify the main characteristics of students’ independent work in the framework of the competence approach. Scientific literature study helped to define independent student work within the framework of the competence approach in education, gave the opportunity to choose independent work concepts, which most clearly reflect the main characteristics of this type of educational activity. The authors showed didactic potential of students’ independent work in the framework of the competence approach in education. The paper shows the main pedagogical conditions of independent work organization.

Full Text

Современные социально-экономические условия развития государства требуют от системы высшего образования подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями современного уровня, стремящегося к самообразованию и способного адаптироваться к новациям. Современные требования учтены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования через методологию компетентностного подхода [1; 2]. В связи с чем результаты подготовки выпускников высших школ определены через компетенции.

Эффективной профессиональной подготовке способствует реализация компетентностного подхода к организации самостоятельной работы студентов вузов. Это связано с тем, что на современном этапе приоритетная тенденция изменения образовательной парадигмы – «от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни». В рамках современной парадигмы целью высшего образования является подготовка компетентного специалиста, владеющего методами самостоятельного пополнения профессиональных знаний.

Компетентность студента, сформированная в ходе освоения образовательного модуля, есть качество личности обучающегося, которая выражается в способности и готовности принимать решения в реализуемой деятельности, осваивать формы и способы совершенствования будущей профессиональной деятельности. Компетентность является целевой основой самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса в высшей школе. Перед преподавателями вузов встает задача повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе овладения обучающимися профессиональными компетенциями.

Проблемой повышения эффективности и технологичности самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода занимались многие исследователи (Т.Н. Акулова [3], Е.В. Бунтова [4; 5], Г.Н. Диниц [6], И.А. Зимняя [7], О.Е. Лебедев [8], М.П. Макарова [9] и другие), тем не менее поставленная проблема становится все актуальней как с точки зрения теоретических основ организации самостоятельной работы студентов, так и с точки зрения образовательных технологий реализации.

Рассматривая организацию самостоятельной работы студентов с позиций компетентностного подхода, О.Ю. Поляничко определяет основной целью системы аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов формирование компетенции самообразования [10].

Реализация компетентностного подхода к организации самостоятельной работы студентов, по мнению Е.Н. Трущенко, может быть осуществлена при соблюдении определенных условий [11]:

– обеспечение мотивации отношения студентов к самостоятельной работе посредством развития их внутренней, внешней и процессуальной мотивации;

– проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, решение которых позволяет осуществить переход от учебной деятельности студента к профессиональной;

– методическое оснащение учебной деятельности студентов с использованием возможностей телекоммуникационных технологий;

– обеспечение контроля за самостоятельной работой студентов на основе мониторинга процесса профессионального становления личности будущего специалиста.

Основные принципы построения компетентностного подхода, которые позволяют придать самостоятельной работе студентов весомое дидактическое назначение в современной образовательной парадигме, представлены О.Е. Лебедевым [8]. Согласно этим принципам, одним из основных смыслов компетентностного подхода в образовании является формирование способности к самостоятельной работе, кроме того, организационной основой образовательного процесса в рамках компетентностного подхода является самостоятельная работа студентов.

В современной педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия самостоятельной работы студентов. Наибольший вклад в определение данного понятия внес П.И. Пидкасистый [12]. Рассматривая организацию самостоятельной работы студентов как некоторый компонент управления самостоятельной работой, П.И. Пидкасистый сформулировал основные принципы управления самостоятельной работой студентов [12, с. 11–15]:

– разделение учебного материала дисциплины на учебные единицы;

– определение дидактических целей учебных единиц с помощью терминов, выражающих контролируемую деятельность студентов;

– управление самостоятельной работой с помощью методических инструкций;

– систематическая обратная связь в виде самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

– достижение соответствующих дидактических целей.

С.И. Архангельский определяет самостоятельную работу обучающегося как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний и их использование для решения учебных и научных задач [13].

М.И. Гарунов определяет самостоятельную работу как выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности [12].

Таким образом, самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, с другой – как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

Следует сделать вывод, что самостоятельная работа студентов обладает дидактическим потенциалом, так как в процессе самостоятельной работы происходит и усвоение знаний учебного материала, и расширение этих знаний, и формирование умения работать с различными видами информации, и развитие аналитических способностей.

Компетентностный методологический подход к организации самостоятельной работы студентов позволил рассмотреть в качестве результата самостоятельной работы достижение студентами соответствующего уровня требуемой компетентности и выявить основные характеристики самостоятельной работы студентов:

– целенаправленность;

– осознанность;

– структурность;

– результативность.

Таким образом, в рамках компетентностного подхода подготовки специалистов в вузах самостоятельную работу студентов следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, способствующую постепенному переходу от учения к профессиональной деятельности [13]. Осуществление компетентностного подхода в процессе организации самостоятельной работы студентов предполагает личностное включение студента в освоение профессиональной деятельности.

При соблюдении комплекса педагогических условий организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода обеспечивает подготовку студентов к профессиональной деятельности. Исследователями обоснованы следующие условия [3; 5; 6; 14; 15]:

– обеспечение развития внутренней и внешней процессуальной мотивации;

– проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач;

– методическое оснащение учебной деятельности студентов с использованием возможностей телекоммуникационных технологий;

– обеспечение контроля над самостоятельной работой студентов;

– предоставление возможности студентам к самоопределению в выборе тем, форм и направлений самостоятельной работы;

– творческий характер содержания заданий для самостоятельной работы студентов;

– научно-методическое сопровождение и информационное обеспечение самостоятельной деятельности студентов.

Процесс организации самостоятельной работы студентов зависит от особенностей учебной дисциплины, ее структуры, объема часов, отведенных в учебном плане на дисциплину, форм учебной деятельности и индивидуальных качеств студента.

Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине формируется на основе государственных образовательных стандартов [2; 16] и включает в себя:

– минимум разделов, тем, вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;

– определение содержания и объема тем учебной дисциплины, выносимых на самостоятельное изучение студентами;

– методы и формы самостоятельной работы студентов, контроль за ее выполнением;

– разработку критериев оценки результатов самостоятельной работы студентов.

Анализ используемых в последние годы в педагогической практике инновационных педагогических технологий показал, что развитие компетенций находится в прямой зависимости от педагогических приемов и применяемых технологий в процессе обучения и организации самостоятельной работы студентов [9; 14; 15; 17; 18].

Высокий уровень организации самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обеспечивается применением следующих технологий: модульное обучение, проектное обучение, проблемное обучение, обучение с использованием информационных технологий [3; 5; 17; 18].

Организация самостоятельной работы в рамках компетентностного подхода требует условной дифференциации студентов по уровням профессиональной обучаемости.

В педагогической практике высшей школы выделяются следующие уровни профессиональной обучаемости.

Высокий уровень профессиональной обучаемости студентов с высокой мотивацией к обучению, сформированными навыками самоорганизации и наличием творческих способностей.

Уровень профессиональной обучаемости выше среднего, с необходимостью повышения мотивации обучения посредством выполнения творческих заданий.

Средний уровень профессиональной обучаемости с проблемами самоорганизации и развития интеллектуальных способностей, коммуникативной активности.

Пониженный уровень профессиональной обучаемости с отсутствием познавательной мотивации и коммуникативной активности.

Таким образом, процесс организации самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода предусматривает организационную, методическую и педагогическую составляющие.

Организационная составляющая предполагает создание рабочих программ, учебных пособий, рейтинг планов и других учебных материалов, позволяющих студентам понять логику построения изучаемой дисциплины.

Методическая составляющая включает разработку заданий для самостоятельной работы студентов, используемых в различных формах организации учебного процесса.

Педагогическая составляющая определяется организацией форм взаимодействия со студентами, стимулирующих мотивацию профессионального обучения и творческую активность студентов.

Согласно позициям компетентностного подхода, основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование профессиональных компетенций. Самостоятельная же работа является основой образовательного процесса в рамках компетентностного подхода, так как в процессе самостоятельной работы формируются рефлексивные знания, умения и вырабатываются качества личности, необходимые для решения профессиональных задач. Таким образом, организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода в высшей школе предоставляет возможность личностного включения студента в процесс формирования у него профессионально значимых качеств.

×

About the authors

Sergey Ivanovich Makarov

Samara State University of Economics

Author for correspondence.
Email: matmaksi@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, head of Higher Mathematics and Economic and Mathematical Methods Department

Russian Federation, Samara

Elena Vyacheslavovna Buntova

Samara State University of Economics; Samara State Agricultural Academy

Email: lena-buntova1@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Higher Mathematics and Economic and Mathematical Methods Department; associate professor of Physics, Mathematics and Information Technology Department

Russian Federation, Samara; Kinel

References

  1. Троянская С.Л. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов: учебное пособие. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2013. 110 с.
  2. Фишман Л.И., Цыбина О.Ю. Восприятие студентами качества образовательных услуг в вузе: результаты эмпирического исследования // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 12. С. 47-52.
  3. Акулова Т.Н., Андреева И.Г. Организация самостоятельной работы студентов педагогического факультета в структуре компетентностного подхода // Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: сборник научных статей / под ред. С.Л. Коротковской, С.В. Фроловой. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. С. 31-33.
  4. Бунтова Е.В. Активизация самостоятельной работы студентов и пути ее дальнейшего совершенствования // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 2. С. 160-164.
  5. Бунтова Е.В., Макарова М.П. Модель формирования общепрофессиональной компетенции студентов // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2008. № 2. С. 165-168.
  6. Диниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 176 с.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
  8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
  9. Макарова М.П., Косырев В.П. Научно-методическое обеспечение организации подготовки бакалавров на компетентностной основе // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 2. С. 111-115.
  10. Поляничко О.Ю. К проблеме конструирования модели системы аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов педвузов // Вестник ТГПУ. 2006. Вып. 6 (57). Серия: Естественные и точные науки. С. 149-154.
  11. Трущенко Е.Н. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в вузе. Майкоп: Изд-во «Аякс», 2008. 24 с.
  12. Бунтова Е.В. Самостоятельная работа студентов сельскохозяйственных вузов при изучении теории вероятностей: дис. … канд. пед. наук. Орел, 2006. 193 с.
  13. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  14. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. 416 с.
  15. Мерзлякова Л.В., Башкова Н.П. Актуализация самостоятельной работы студентов в современном образовательном процессе // Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии / под ред. М.Г. Савельевой. Ижевск, 2009. С. 181-185.
  16. Бунтова Е.В. Методические требования к содержанию и организации самостоятельной работы студентов при обучении теории вероятностей и математической статистики // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: мат-лы V науч.-практ. конф. ученых и педагогов-практиков. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. 2008. С. 181-185.
  17. Алдохина А.В. Сущность инновационных технологий в современном высшем образовании // Современные проблемы высшего образования: мат-лы VII междунар. науч.-метод. конф.: сборник научных статей / под ред. С.Г. Емельянова. М., 2015. С. 11-13.
  18. Цой Р.А. Использование современных технологий в высшем образовании // Финансовое образование в течение всей жизни - основа инновационного развития России: мат-лы II междунар. интернет-конф. в рамках X междунар. экономического форума «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие». Ростов: РИНХ, 2011. С. 8-10.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Makarov S.I., Buntova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies