Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения
- Авторы: Макаров С.И.1, Бунтова Е.В.1,2
-
Учреждения:
- Самарский государственный экономический университет
- Самарская государственная сельскохозяйственная академия
- Выпуск: Том 6, № 4 (2017)
- Страницы: 231-234
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/22360
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201764307
- ID: 22360
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В рамках современной парадигмы целью высшего образования является подготовка компетентного специалиста, владеющего методами самостоятельного пополнения профессиональных знаний. Целью исследования стало изучение и анализ основных принципов компетентностного подхода в образовании, определение места самостоятельной работы студентов в образовательном процессе высшей школы, выявление основных характеристик самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода. Исследование научной литературы, касающейся определения самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода в образовании, дало возможность осуществить выбор понятия самостоятельной работы, которое наиболее четко отражает основные характеристики данного вида учебной деятельности. Показан дидактический потенциал самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода в образовании. В работе указаны основные педагогические условия организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода, которые обеспечивают подготовку студентов к профессиональной деятельности. Анализ научной литературы позволил показать, что эффективной профессиональной подготовке способствует реализация компетентностного подхода к организации самостоятельной работы студентов вузов. Кроме того, определено содержание самостоятельной работы студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами. Предложена условная дифференциация студентов по уровням профессиональной обучаемости. Определены организационная, методическая и педагогическая составляющие процесса организации самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода.
Полный текст
Современные социально-экономические условия развития государства требуют от системы высшего образования подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями современного уровня, стремящегося к самообразованию и способного адаптироваться к новациям. Современные требования учтены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования через методологию компетентностного подхода [1; 2]. В связи с чем результаты подготовки выпускников высших школ определены через компетенции.
Эффективной профессиональной подготовке способствует реализация компетентностного подхода к организации самостоятельной работы студентов вузов. Это связано с тем, что на современном этапе приоритетная тенденция изменения образовательной парадигмы – «от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни». В рамках современной парадигмы целью высшего образования является подготовка компетентного специалиста, владеющего методами самостоятельного пополнения профессиональных знаний.
Компетентность студента, сформированная в ходе освоения образовательного модуля, есть качество личности обучающегося, которая выражается в способности и готовности принимать решения в реализуемой деятельности, осваивать формы и способы совершенствования будущей профессиональной деятельности. Компетентность является целевой основой самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса в высшей школе. Перед преподавателями вузов встает задача повышения эффективности самостоятельной работы студентов в процессе овладения обучающимися профессиональными компетенциями.
Проблемой повышения эффективности и технологичности самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода занимались многие исследователи (Т.Н. Акулова [3], Е.В. Бунтова [4; 5], Г.Н. Диниц [6], И.А. Зимняя [7], О.Е. Лебедев [8], М.П. Макарова [9] и другие), тем не менее поставленная проблема становится все актуальней как с точки зрения теоретических основ организации самостоятельной работы студентов, так и с точки зрения образовательных технологий реализации.
Рассматривая организацию самостоятельной работы студентов с позиций компетентностного подхода, О.Ю. Поляничко определяет основной целью системы аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов формирование компетенции самообразования [10].
Реализация компетентностного подхода к организации самостоятельной работы студентов, по мнению Е.Н. Трущенко, может быть осуществлена при соблюдении определенных условий [11]:
– обеспечение мотивации отношения студентов к самостоятельной работе посредством развития их внутренней, внешней и процессуальной мотивации;
– проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, решение которых позволяет осуществить переход от учебной деятельности студента к профессиональной;
– методическое оснащение учебной деятельности студентов с использованием возможностей телекоммуникационных технологий;
– обеспечение контроля за самостоятельной работой студентов на основе мониторинга процесса профессионального становления личности будущего специалиста.
Основные принципы построения компетентностного подхода, которые позволяют придать самостоятельной работе студентов весомое дидактическое назначение в современной образовательной парадигме, представлены О.Е. Лебедевым [8]. Согласно этим принципам, одним из основных смыслов компетентностного подхода в образовании является формирование способности к самостоятельной работе, кроме того, организационной основой образовательного процесса в рамках компетентностного подхода является самостоятельная работа студентов.
В современной педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия самостоятельной работы студентов. Наибольший вклад в определение данного понятия внес П.И. Пидкасистый [12]. Рассматривая организацию самостоятельной работы студентов как некоторый компонент управления самостоятельной работой, П.И. Пидкасистый сформулировал основные принципы управления самостоятельной работой студентов [12, с. 11–15]:
– разделение учебного материала дисциплины на учебные единицы;
– определение дидактических целей учебных единиц с помощью терминов, выражающих контролируемую деятельность студентов;
– управление самостоятельной работой с помощью методических инструкций;
– систематическая обратная связь в виде самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;
– достижение соответствующих дидактических целей.
С.И. Архангельский определяет самостоятельную работу обучающегося как самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний и их использование для решения учебных и научных задач [13].
М.И. Гарунов определяет самостоятельную работу как выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности [12].
Таким образом, самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, с другой – как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Следует сделать вывод, что самостоятельная работа студентов обладает дидактическим потенциалом, так как в процессе самостоятельной работы происходит и усвоение знаний учебного материала, и расширение этих знаний, и формирование умения работать с различными видами информации, и развитие аналитических способностей.
Компетентностный методологический подход к организации самостоятельной работы студентов позволил рассмотреть в качестве результата самостоятельной работы достижение студентами соответствующего уровня требуемой компетентности и выявить основные характеристики самостоятельной работы студентов:
– целенаправленность;
– осознанность;
– структурность;
– результативность.
Таким образом, в рамках компетентностного подхода подготовки специалистов в вузах самостоятельную работу студентов следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, способствующую постепенному переходу от учения к профессиональной деятельности [13]. Осуществление компетентностного подхода в процессе организации самостоятельной работы студентов предполагает личностное включение студента в освоение профессиональной деятельности.
При соблюдении комплекса педагогических условий организация самостоятельной работы студентов на основе компетентностного подхода обеспечивает подготовку студентов к профессиональной деятельности. Исследователями обоснованы следующие условия [3; 5; 6; 14; 15]:
– обеспечение развития внутренней и внешней процессуальной мотивации;
– проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач;
– методическое оснащение учебной деятельности студентов с использованием возможностей телекоммуникационных технологий;
– обеспечение контроля над самостоятельной работой студентов;
– предоставление возможности студентам к самоопределению в выборе тем, форм и направлений самостоятельной работы;
– творческий характер содержания заданий для самостоятельной работы студентов;
– научно-методическое сопровождение и информационное обеспечение самостоятельной деятельности студентов.
Процесс организации самостоятельной работы студентов зависит от особенностей учебной дисциплины, ее структуры, объема часов, отведенных в учебном плане на дисциплину, форм учебной деятельности и индивидуальных качеств студента.
Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине формируется на основе государственных образовательных стандартов [2; 16] и включает в себя:
– минимум разделов, тем, вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;
– определение содержания и объема тем учебной дисциплины, выносимых на самостоятельное изучение студентами;
– методы и формы самостоятельной работы студентов, контроль за ее выполнением;
– разработку критериев оценки результатов самостоятельной работы студентов.
Анализ используемых в последние годы в педагогической практике инновационных педагогических технологий показал, что развитие компетенций находится в прямой зависимости от педагогических приемов и применяемых технологий в процессе обучения и организации самостоятельной работы студентов [9; 14; 15; 17; 18].
Высокий уровень организации самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обеспечивается применением следующих технологий: модульное обучение, проектное обучение, проблемное обучение, обучение с использованием информационных технологий [3; 5; 17; 18].
Организация самостоятельной работы в рамках компетентностного подхода требует условной дифференциации студентов по уровням профессиональной обучаемости.
В педагогической практике высшей школы выделяются следующие уровни профессиональной обучаемости.
Высокий уровень профессиональной обучаемости студентов с высокой мотивацией к обучению, сформированными навыками самоорганизации и наличием творческих способностей.
Уровень профессиональной обучаемости выше среднего, с необходимостью повышения мотивации обучения посредством выполнения творческих заданий.
Средний уровень профессиональной обучаемости с проблемами самоорганизации и развития интеллектуальных способностей, коммуникативной активности.
Пониженный уровень профессиональной обучаемости с отсутствием познавательной мотивации и коммуникативной активности.
Таким образом, процесс организации самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода предусматривает организационную, методическую и педагогическую составляющие.
Организационная составляющая предполагает создание рабочих программ, учебных пособий, рейтинг планов и других учебных материалов, позволяющих студентам понять логику построения изучаемой дисциплины.
Методическая составляющая включает разработку заданий для самостоятельной работы студентов, используемых в различных формах организации учебного процесса.
Педагогическая составляющая определяется организацией форм взаимодействия со студентами, стимулирующих мотивацию профессионального обучения и творческую активность студентов.
Согласно позициям компетентностного подхода, основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование профессиональных компетенций. Самостоятельная же работа является основой образовательного процесса в рамках компетентностного подхода, так как в процессе самостоятельной работы формируются рефлексивные знания, умения и вырабатываются качества личности, необходимые для решения профессиональных задач. Таким образом, организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода в высшей школе предоставляет возможность личностного включения студента в процесс формирования у него профессионально значимых качеств.
Об авторах
Сергей Иванович Макаров
Самарский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: matmaksi@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей математики и экономико-математических методов
Россия, СамараЕлена Вячеславовна Бунтова
Самарский государственный экономический университет; Самарская государственная сельскохозяйственная академия
Email: lena-buntova1@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и экономико-математических методов; доцент кафедры физики, математики и информационных технологий
Россия, Самара; КинельСписок литературы
- Троянская С.Л. Компетентностный подход к реализации самостоятельной работы студентов: учебное пособие. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2013. 110 с.
- Фишман Л.И., Цыбина О.Ю. Восприятие студентами качества образовательных услуг в вузе: результаты эмпирического исследования // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 12. С. 47-52.
- Акулова Т.Н., Андреева И.Г. Организация самостоятельной работы студентов педагогического факультета в структуре компетентностного подхода // Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: сборник научных статей / под ред. С.Л. Коротковской, С.В. Фроловой. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. С. 31-33.
- Бунтова Е.В. Активизация самостоятельной работы студентов и пути ее дальнейшего совершенствования // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 2. С. 160-164.
- Бунтова Е.В., Макарова М.П. Модель формирования общепрофессиональной компетенции студентов // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2008. № 2. С. 165-168.
- Диниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 176 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
- Макарова М.П., Косырев В.П. Научно-методическое обеспечение организации подготовки бакалавров на компетентностной основе // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 2. С. 111-115.
- Поляничко О.Ю. К проблеме конструирования модели системы аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов педвузов // Вестник ТГПУ. 2006. Вып. 6 (57). Серия: Естественные и точные науки. С. 149-154.
- Трущенко Е.Н. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в вузе. Майкоп: Изд-во «Аякс», 2008. 24 с.
- Бунтова Е.В. Самостоятельная работа студентов сельскохозяйственных вузов при изучении теории вероятностей: дис. … канд. пед. наук. Орел, 2006. 193 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. 416 с.
- Мерзлякова Л.В., Башкова Н.П. Актуализация самостоятельной работы студентов в современном образовательном процессе // Самостоятельная работа студентов: модели, опыт, технологии / под ред. М.Г. Савельевой. Ижевск, 2009. С. 181-185.
- Бунтова Е.В. Методические требования к содержанию и организации самостоятельной работы студентов при обучении теории вероятностей и математической статистики // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: мат-лы V науч.-практ. конф. ученых и педагогов-практиков. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. 2008. С. 181-185.
- Алдохина А.В. Сущность инновационных технологий в современном высшем образовании // Современные проблемы высшего образования: мат-лы VII междунар. науч.-метод. конф.: сборник научных статей / под ред. С.Г. Емельянова. М., 2015. С. 11-13.
- Цой Р.А. Использование современных технологий в высшем образовании // Финансовое образование в течение всей жизни - основа инновационного развития России: мат-лы II междунар. интернет-конф. в рамках X междунар. экономического форума «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие». Ростов: РИНХ, 2011. С. 8-10.
Дополнительные файлы
