PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS MAJORING IN SPEECH THERAPY IN TERMS OF INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION


Cite item

Abstract

The article describes the approaches to the professional training of students-speech therapists in the implementation of inclusive education. This is to provide both adequate education of disabled children in conditions of different forms of integration and guidelines in this process at the institutions, as well as public awareness work among teachers and subject teachers, parents and children.

Full Text

Основной тенденцией современного российского образования является стремление к интеграции лиц с особыми возможностями здоровья в общеобразовательную среду. Процесс интеграции, являясь закономерным этапом развития специального образования, носит общемировой характер и затрагивает все высокоразвитые страны. Это своеобразный социальный запрос общества, достигшего определенного уровня экономического, правового и культурного развития. Интеграция понимается как процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии [1, с. 9; 2]. Одной из таких форм интегрированного образования является инклюзия - активное включение ребенка с ОВЗ в детский коллектив массового учреждения при условии создания для него оптимальных условий. Проведение «инклюзивной политики» предполагает изменения, как в стратегии развития образовательного учреждения, так и самой педагогической деятельности в сторону минимизации авторитарного подхода и создания условий для творческой продуктивной деятельности, включение в работу всех видов поддержки [3, с. 20]. В число трудностей, встречаемых на пути инклюзии, включаются социальные барьеры, установки сегрегационного характера, которые создают блокады при взаимодействии на поведенческом уровне [4]. Несмотря на это в российском обществе отмечается постепенное переосмысление отношения к лицам с инвалидностью, признания их равных прав, в том числе и на образование [5-10]. В такой ситуации ключевой проблемой в развитии инклюзивного образования является подготовка кадров, которые смогут не только обеспечить полноценный процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях различных форм интеграции, но и руководить, координировать этот процесс в условиях учреждения, осуществлять активную просветительскую работу среди воспитателей и учителей-предметников, родителей и детей. Анализируя опыт людей, работающих в инклюзивном образовательном пространстве, можно выделить характерные черты, которые должны стать профессионально значимыми для лиц, осуществляющих данную деятельность. Это, прежде всего, огромный педагогический оптимизм, высокий уровень эмпатии и толерантность, сформированные на высоком уровне коммуникативные и организаторские способности, умение ставить цель и бороться с любыми сложностями и трудноразрешимыми проблемами. Дети с различными ограничениями здоровья (нарушением зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) часто имеют и речевые проявления своего дефекта. Таким образом, инклюзивное образование должно обеспечить таким детям, наравне с психологической, и необходимую логопедическую поддержку. Логопедическая помощь становится своеобразным отражением готовности общеобразовательного пространства к организации необходимых условий обучения и воспитания лиц с ОВЗ. С целью изучения особенностей профессиональной подготовки студентов-логопедов в меняющихся образовательных условиях нами было проведено исследование некоторых составляющих мотивационно-личностного аспекта профессиональной компетенции: - методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина); - коммуникативные и организаторские склонности (КОС) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин); - степень выраженности эмпатических способностей (В.В. Бойко). В исследовании приняли участие 68 студентов факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, которые составили две группы: экспериментальную (ЭГ - студенты третьего курса - 53 человека), и контрольную (КГ - студенты пятого курса - 15 человек). Сопоставление результатов изучения мотивов учебной деятельности студентов третьего и пятого курсов указывает на преобладание социальных мотивов у студентов обеих групп. Наиболее значимыми для студентов оказались следующие мотивы: «выполнение педагогических требований» (среднее арифметическое - 6,6% в ЭГ и 7% в КГ), «получение диплома» (6,2% в ЭГ и 7% в КГ), «получение стипендии» (6% в ЭГ и 7% в КГ). Наименее значимым в обеих выборках оказался мотив «получения интеллектуального удовлетворения» (среднее арифметическое - 3,7% в ЭГ и 3,9% в КГ). Преобладание высокого уровня значимости широких социальных мотивов над содержательными в обеих группах указывает на направленность испытуемых на косвенный продукт образовательного процесса. С другой стороны, отмечается понимание социальной значимости приобретаемой профессии, возрастание потребности в самообразовании и потребности в получении прочных и глубоких знаний у студентов пятого курса. В обеих группах был обнаружен высокий уровень значимости узко-личностных мотивов, что свидетельствует о подверженности испытуемых внешним мнениям их окружения. В целом, мотивы учебной деятельности у студентов-логопедов в ЭГ оказались развиты преимущественно на среднем уровне (24%) и уровне выше среднего (29%), а в КГ - на высоком (50%) и среднем (38%) уровнях. По результатам исследования коммуникативных и организаторских склонностей обнаружилось, что для трети студентов обеих групп характерен низкий уровень проявления коммуникативных (31% студентов ЭГ и 25% студентов КГ) и организаторских склонностей (36% студентов ЭГ и 33% студентов КГ). Коммуникативные способности оказались более развитыми по сравнению с организаторскими как в ЭГ, так и в КГ. В ЭГ отмечается вдвое меньше студентов с очень высоким уровнем проявления коммуникативных (20% студентов ЭГ и 42% студентов КГ) и организаторских способностей (11% студентов ЭГ и 25% студентов КГ). Подобное процентное распределение указывает, с одной стороны, на развитие соответствующих способностей у студентов в процессе их профессионального обучении, но с другой стороны, говорит о недостаточной направленности образовательного процесса или неэффективности используемых подходов развития коммуникативных способностей, поскольку остается высокий процент студентов с низким уровнем. В отношении организаторских склонностей прослеживается более положительная динамика: выявляется тенденция к уменьшению лиц с уровнем ниже среднего (20% студентов ЭГ и 0% студентов КГ) при сохранении значительного процента студентов с низким уровнем (36% студентов ЭГ и 33% студентов КГ). Для студентов с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей и уровнем ниже среднего характерно отсутствие стремления к общению, ощущение собственной скованности в новом коллективе. Они испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. Подобная характеристика не соответствует профессиональным требованиям, предъявляемым к учителю-логопеду, и затрудняет осуществление им его профессиональных задач. Данные исследования степени выраженности эмпатических способностей указывают на значительное преобладание заниженного уровня выраженности эмпатических способностей в обеих исследуемых выборках (54% студентов в ЭГ и 50% студентов в КГ) и среднего (33% студентов в ЭГ и в КГ). Очень высокий уровень эмпатических способностей был отмечен только в КГ и составляет 8% от числа испытуемых. Низкий уровень развития эмпатических способностей препятствует осуществлению эффективной профессиональной деятельности учителя-логопеда в процессе диагностики речевых нарушений, поскольку не позволяет в достаточной мере устанавливать и поддерживать доверительные отношения, основанные на сопереживании и соучастии, не позволяет понять и предвидеть поведение ребенка. Анализируя результаты диагностики качественно, можно отметить преобладание средних значений по всем каналам эмпатии. В обеих исследуемых группах отмечалось незначительное преобладание эмоционального канала эмпатии над рациональным и интуитивным каналами. Среднее значение проявления идентификации в эмпатии отмечалось выше в КГ по сравнению с ЭГ. Это свидетельствует о более развитых умениях понять другого на основе сопереживания, умении поставить себя на место партнера и о большей эмоциональной гибкости у студентов КГ. Результаты проведенного исследования указывают на проблемные точки в профильном обучении логопедов, требуют необходимости внесения изменений в образовательный процесс. Можно сформулировать следующие положения: - реализация модели инклюзивного образования предполагает постоянный, систематический профессиональный и личностный рост педагога, поэтому уже на этапе обучения в вузе необходимо привить привычку к сотрудничеству, активному участию молодых специалистов в социальных проектах, формировать активную профессиональную позицию; - особое значение следует придавать формированию ценностного отношения к своей профессии, осознанию своей миссии в образовательном процессе; - сформировать эмпатические способности, подготовить к принятию и к оказанию помощи лицам с особенностями здоровья; - формировать мотивационную сторону учебной деятельности, осознанное стремление к обучению и воспитанию лиц с ОВЗ через включение студентов в социальные проекты, активные формы работы с семьей; - использовать при подготовке молодых специалистов интерактивные формы обучения, тренинги, открытые обсуждения с логопедами-практиками, дающими опыт взаимодействия в междисциплинарной системе специалистов на базе учреждений.

×

About the authors

Olga Vladimirovna Burmistrova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Author for correspondence.
Email: shubinaov@rambler.ru

the senior lecturer of the chair of speech therapists

443010, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

References

  1. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 3-10.
  2. Малофеев Н.Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах Института коррекционной педагогики РАО № 11. 2007 С. 23-26. URL: http:almanah.ikprao.ru/articles/almanah-11/pochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna (дата обращения: 13.10.2013).
  3. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении (Методические рекомендации). Серия «Инклюзивное образование». Выпуск 2. М. : Центр «Школьная книга», 2010. 84 с.
  4. Бордовский Г.А., Кантор В.З. Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы (телебеседа с Г.А. Бордовским и В.З. Кантором) // Вестник Герценовского университета. 2008. № 10. URL: http:cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy-telebeseda-s-g-a-bordovskim-i-v-z-kantorom (дата обращения: 08.10.2013).
  5. Буравлева Н.А., Грицкевич Н.К., Игловская Н.В. Инклюзивное образование: первый опыт и проблемы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 60-63.
  6. Власенко С.В. Организация работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 51-54.
  7. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 45-51.
  8. Криводонова Ю.Е. К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 9-11.
  9. Валиев Ш.З., Габидуллина Э.В. Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: понятие, сущность и современные тенденции // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012.№ 5 (25). С. 19-23.
  10. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 12-13.

Copyright (c) 2014 Burmistrova O.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies