Samara Journal of ScienceSamara Journal of Science2309-43702782-3016Samara State University of Social Sciences and Education2219610.17816/snv20164307Research ArticlePatriotic education system modeling at students in higher education institution with the Cossack componentIlmushkinGeorgy Maximovich<p>doctor of pedagogical sciences, professor of Higher Mathematics Department</p>gera1946@yandex.ruAniskinVladimir Nikolayevich<p>candidate of pedagogical sciences, dean of Mathematics, Physics and Computer Science Faculty, associate professor of Computer Science, Applied Mathematics and Methods of Their Teaching Department</p>vnaniskin@gmail.comDimitrovgrad Engineering-Technical Institute - branch of National Nuclear Research University «MEPhI»Samara State University of Social Sciences and Education011220165418419110032020Copyright © 2016, Ilmushkin G.M., Aniskin V.N.2016<p>The following paper deals with the patriotic education system modeling at students of the university with the Cossack component. The concepts of patriotism and patriotic education are defined on the historical and philosophical basis of existing definitions. It was established that effective means for the formation of students patriotism is the cultural and historical values of the Cossacks in Russia and its best traditions, as this phenomenon gives a university a high potential for patriotic education of youth. The authors present an efficient model of the system of patriotic education of university students with the Cossack component in which methodological approaches such as system, activity, axiological ones are implemented. Their essential characteristics are described. The constructed model is designed to provide a comprehensive solution to many social and educational problems: the formation of professional readiness of graduates, healthy lifestyles, strengthening of civil-patriotic education, physical training, the formation of readiness to serve in the army. At the same time the effectiveness of education of patriotism among students is achieved by the unity of teaching and educational activity.</p>educationpatriotismCossacksmodelco-contenteducationnational ideaвоспитаниепатриотизмказачествомодельсодержаниеобразованиенациональная идея[Губанов Н.И. Советский патриотизм – патриотизм нового, высшего типа. М., 1960. 201 с.][Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: монография. М.: Новая школа, 2003. 304 с.][Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. Волгоград, 2001. 112 с.][Горбунов В.С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2007. – 270 с.][Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2007. 47 с.][Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.][Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. № 6. С. 59–63.][Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тамбов, 2011. 50 с.][Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород. Изд-во: НИУ БелГУ, 2013. 156 с.][Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Инновационная модель подготовки выпускника УНПО в условиях кадетского корпуса // Успехи современного естествознания. М.: Изд-во РАЕ, 2007. № 10. С. 63–67.][Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Многоуровневая система подготовки специалистов рабочих профессий // Фундаментальные исследования. М.: Изд-во РАЕ, 2007. № 3. С. 14–18.][Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Анализ проблемы подготовки специалистов рабочих профессий // Фундаментальные исследования. М.: Изд-во РАЕ, 2007. № 3. С. 13–17.][Михайлов А.В., Ильмушкин Г.М. Современные проблемы профессионального образования в условиях региональной кадровой политики // Успехи современного естествознания. 2007. № 8. С. 32–34.][Ильмушкин Г.М., Жаркова А.А. Профессиональная подготовка и воспитание учащихся в образовательном пространстве с казачьим компонентом // II Международная научно-практическая конференция «Scientific achievements of the third millennium», Чикаго (США), апрель 2016. С. 24–28.][Шилова В.С. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: учебно-метод. пособие. Изд. 2-е. Белгород: ИП Остащенко А.А., 2010. 125 с.][Зоря Ю.Н. Структура и содержание модели использования информационнокоммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 14–17.][Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2002. 174 с.][Павлова О.А. Общекультурная компетентность как основа формирования патриотического сознания студентов-бакалавров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 22–26.][Зимняя И.А. Стратегиальный подход к воспитанию. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. М., 2001. С. 254.][Терпелюк С.И. Основные факторы формирования у будущих учителей начальных классов патриотических ценностей средствами литературы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 78–80.][Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды: монография. Челябинск: Цицеро, 2012. 213 с.][Власенко С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 7–9.][Трубина Н.А. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 48–50.][Шустова И.Ю. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию в школе: сущность и содержание // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 41–45.][Рыбакова М.В. Воспитательное пространство: структурный аспект // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 91–93.][Ильмушкин Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста. Изд-во: ДИТУД УлГТУ, Москва–Димитровград, МАНПО, 2005. 354 с.][Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как механизм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53–56.][Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46–51.][Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 37–41.][Старостина А.Н. Деятельностный и личностный подходы как методологические принципы моделирования образовательного процесса геометро-графической подготовки инженеров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33–36.][Квасных Г.С. Компетентностный подход к формированию языковой личности младшего школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 13–15.][Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов – будущих педагогов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58–61.][Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. М.: Просвещение, 1970. № 9. С. 103–116.][Низамова Х.М. Практико-ориентированный подход – путь к повышению эффективности обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 70–71.][Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19–21.][Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.][Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. № 3. С. 10–14.][Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93–96.][Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях фгос третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36–40.][Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 302 с.][Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–29.][Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеолог. выражений; Ин-т рус. яз. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.][Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания юридических дисциплин профессионального цикла: инновационные формы и методы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 65–68.][Третьякова Е.М. Реализация компетентностного подхода в системе практикоориентированного обучения // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 88–90.][Рыбакова М.В. Реализация компетентностного подхода в процессе отбора педагогического персонала образовательных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 61–66.][Альшанская Т.В. Моделирование содержания дисциплин по выбору в процессе подготовки специалистов по информационным технологиям в колледже: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 189 с.]