REMEDIAL AND DEVELOPING ACTIVITY MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION


Cite item

Abstract

This article contains psychological and pedagogical characteristics of children with mental retardation, goals, tasks, principles, contents of remedial and developing activities management in educational institution. Actuality of this article is caused by the fact that the head of modern comprehensive school is faced with the most important problem of creation the favorable environment for the maximum self-realization and development of the each pupil personality. The thesis on effective management in the formation process of personality-oriented adaptive educational environment is particularly relevant in relation to children with developmental disabilities. The present stage of educational modernization is connected with active transition from the totalitarian, unified education system to variable one, from a "school for all" position to a "school for everyone" position. It is provided by the new educational policy focused on education availability, adaptability of its system to the levels and features of development of the trained. This article will be useful for teachers who work in the remedial and developing training, as well as for directors of educational institutions.

Full Text

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Задержка психического развития связана с нарушениями темпа психического развития. Школьники с ЗПР характеризуются ретардацией эмоционально-волевой сферы и интеллекта, сниженной работоспособностью и другими чертами, препятствующими их обучению и воспитанию в условиях массовых общеобразовательных школ. Дети и подростки с ЗПР нередко имеют отставания в физическом развитии и соматическую патологию, что существенно осложняет проведение с ними коррекционной работы. Образование названной категории детей, согласно Л.М. Щипициной, может осуществляться на основе двух подходов: дифференциации и интеграции. Дифференциация детей с ЗПР обеспечивается посредством определения их в специальные (коррекционные) учреждения VII вида. Интеграция предполагает их «включение» в массовую общеобразовательную школу, создание равных возможностей с их здоровыми сверстниками в получении образования, необходимого для адаптации и полноценной интеграции в общество. Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196, предусмотрено открытие специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии. В названном документе перечисляются категории детей, для которых создаются специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных учреждениях. При организации работы этих классов в массовой общеобразовательной школе руководствуются Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для воспитанников с отклонениями в развитии в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года, №288 и 10 марта 2000 года, № 212. В наименовании специального (коррекционного) класса указывается его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся. Специальные (коррекционные) классы VII вида создаются для детей с задержкой психического развития. Согласно нормативно-правовым требованиям, содержание коррекционно-развивающей деятельности (КРД) в этих классах должно быть аналогичным содержанию подготовки школьников с ЗПР в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида. Однако интеграция детей с ЗПР в школы массового типа становится успешной лишь в том случае, если создана специальная коррекционно-развивающая образовательная среда, адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечения и оздоровления, воспитания и обучения, коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации. Теоретические основы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР представлены в работах Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, А.Д. Гонеева, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко, И.Н. Щербо, Н.В. Ялпаевой и др. [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16]. Определению ведущих условий обеспечения качества подготовки руководителей школ к управлению коррекционно-развивающей деятельностью способствует разработка научных основ управления специальным образованием (Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Т.П. Мищенко, Н.М. Назарова, И.Л. Соловьева, М.Н. Соловьев, Д.С. Шилов) [17]; теории адаптивной школы (Н.М. Невзоров, Е.А. Ямбург), а также общей теории и практики управления образовательными учреждениями (Т.М. Давыденко, Ю.В. Васильев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова) [18], [19]; гуманистической парадигмы непрерывного профессионально-педагогического образования и формирования гуманитарной культуры специалиста (В.Г. Воронцова, И.Ф. Исаев, И.А. Колесникова, Л.Н. Макарова, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымова, И.М. Подушкина, А.В. Репринцев, П.Е. Решетников, В.А. Сластенин, Т.В. Скобликова, А.П. Тряпицина, А.Н. Ходусов) [20]. Коррекционно-развивающая деятельность в массовой общеобразовательной школе - составная и неотъемлемая часть педагогического процесса, специально организованное взаимодействие учащихся с ЗПР, их родителей, педагогов, администрации школы, специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, врача), которое служит интеграции общеобразовательной и социальной подготовки, коррекционной и лечебно-профилактической работы. В построении КРД важную роль0 приобретают, наряду с обще - дидактическими принципами, такие принципы, как принцип пропедевтического характера обучения; решения задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребенка; ориентации обучения на «зону ближайшего развития»; учета индивидуальных отклонений в развитии; комплексного воздействия в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения [21]. Цели, содержание коррекционно-развивающей деятельности, ее сложная структура, необходимость реализации полифункциональных образовательных задач требуют от управленческого персонала образовательных учреждений особых личностных качеств, общей и профессиональной культуры, педагогического и управленческого мастерства, индивидуального стиля творческой деятельности. Управление коррекционно-развивающей деятельностью в общеобразовательной школе - это диалогическое взаимодействие субъектов, объединенных общностью целей и ценностей в решении проблем сохранения и укрепления здоровья, общеобразовательной подготовки, развития, адаптации и социализации детей с проблемами в развитии. Основной целью управления КРД в школе является создание целостной образовательной системы, адаптивной к особенностям детей с ЗПР, обеспечивающей реализацию полифункциональных образовательных задач в результате создания психолого-педагогических и медицинских условий, ресурсного сопровождения и объединения усилий учителей, родителей, специалистов (логопеда, психолога, социального педагога, валеолога, врача) по подготовке разносторонне развитой личности школьника. Особенности субъектов КРД (учащихся с ЗПР, их родителей, педагогов, специалистов) определяют специфику модели управления этой деятельностью в конкретной общеобразовательной школе и диктуют необходимость авторского проектирования КРД в условиях каждого конкретного ОУ [22]. Каждый ребенок, испытывающий трудности в обучении в связи с отклонениями в развитии, должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе ОУ и получить при этом необходимую специализированную помощь. Поэтому цель управленческой деятельности по внедрению системы КРД связана с созданием в ОУ оптимальных педагогических условий для адаптации и социально-педагогической реабилитации детей с ЗПР. Содержание управленческой деятельности руководителей ОУ по разработке и внедрению системы КРД включает: создание диагностико-консультативной службы, работающей на основе междисциплинарного взаимодействия (основным ее ядром выступает психолого-медико-педагогический консилиум); построение образовательного процесса на диагностической основе; создание в ОУ единого реабилитационного пространства, спроектированного с учетом структуры дефекта каждого ребенка; мобилизацию педагогического коллектива на формирование функциональной готовности детей к непрерывному школьному образованию через реализацию вариативных и индивидуальных коррекционно-развивающих программ; обеспечение коррекционной направленности образовательных программ по учебным предметам; создание вариативных учебных планов, образовательных и коррекционных программ, в том числе разноуровневых по содержанию, степени сложности и срокам обучения; обеспечение преемственности между воспитанием в коррекционно-развивающих дошкольных группах и специальных (коррекционных) классах VII вида; пролонгирование КРД на вторую школьную ступень (5-9 классы); обеспечение оптимальной наполняемости классов; создание положительного морально-психологического климата в ОУ; формирование педагогического коллектива с развитой эмпатией, способностью создать атмосферу повышенного внимания и заботы; построение учебного процесса на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития», организацию внутришкольной системы повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ЗПР; обеспечение непрерывного профессионального развития педагогов, специалистов, участвующих в КРД.

×

About the authors

Oksana Yuryevna Brazhnik

Kursk State University

Author for correspondence.
Email: shulgina.oksana2014@yandex.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of continuous professional education

33, str. Radishcheva, Kursk, 305000, Russia

References

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение,1973. 173 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология. М., 1984. 433 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991. - 480 с.
  4. Гонеев А.Д. Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками. М.: Изд-во МПГУ. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. 320 с.
  5. Гонеев А.Д. Теоретические основы подготовки к коррекционно-педагогической деятельности с подростками: Дисс. … докт. пед. наук., Курск, 2001. 486с.
  6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/ А.Д Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. М.: «Академия», 1999. 280 с.
  7. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 132 с.
  8. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Никишиной Н.А., М.: Просвещение, 1981. 119 с.
  9. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями обучения в массовых школах // Дефектология, 1996. №1
  10. Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения детей в общеобразовательных учреждениях // Начальная школа, 1997. №10.
  11. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1994. №1.С. 15-18.
  12. Шевченко С.Г. Комплексный подход к дидактике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология, 1995. № 1. С. 30 -37.
  13. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. 136 с.
  14. Шевченко С.Г. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение / Сост. С.Г. Шевченко. М.: Дрофа, 1998. 224 с.
  15. Щербо И.Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в школе /М.: Сентябрь, 2003. 160 с.
  16. Ялпаева Н.В. Организация комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями на региональном уровне: Материалы 3 съезда Российской психотерапевтической ассоциации и научно-практической конференции. (Курск, 20-23 октября 2003года) // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии. Курск, 2002. С. 255-259.
  17. Малофеев Н.Н. Дети с трудностями в обучении: дифференциация и интеграция. // Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. Самара, 1998. С. 6-20.
  18. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  19. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория и практика. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  20. Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-психологический подход: Автореф. дис. … докт. пед. наук. СПб.: ИОВРАО. 1997. 65 с.
  21. Бражник О.Ю. Педагогические основы подготовки руководителей общеобразовательных учреждений к управлению коррекционно-развивающей деятельностью (на материале специальных (коррекционных) классов VII вида: диссертация.. кандидата педагогических наук: Курск, 2005. 280 с.
  22. Бражник О.Ю. Педагогические основы подготовки руководителей общеобразовательных учреждений к управлению коррекционно-развивающей деятельностью (на материале специальных (коррекционных) классов VII вида: автореферат диссертации.. кандидата педагогических наук: Курск, 2005. 24 с.

Copyright (c) 2015 Brazhnik O.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies