Student Olympiad movement as a search tool and pedagogical work with gifted youth: principles, characteristics, experience

Cover Page

Abstract

The paper deals with the principles of organization of the Olympiad student movement in the Russian Federation, the author describes the purpose of the student contests in higher educational institutions of the country. The considered problem is solved in the process of identifying gifted students and pedagogical work with talented youth. The author describes benefits of student participation in the Olympiad movement, both for students and for institutions of higher education. The paper contains advantages and disadvantages of conducting these activities. The emphasis is on the features of Russian student Olympiads in mathematics, namely in such a subject area as probability theory and mathematical statistics. The paper also contains experience accumulated by the Department of Mathematical Statistics and Econometrics for conducting the Russian student Olympiad on the basis of Samara State University of Economics. To train the Olympic team of the University a computer simulator developed by the teachers of the Department is used. This software which is a graphical multi-window interface allows teachers to interact with students. The computer program contains tasks of previous Russian student Olympiads of various levels.

Full Text

В рамках компетентностного подхода, заявленного Федеральным государственным стандартом высшего образования последнего поколения, существенная роль в образовательном процессе отводится самообразованию студентов, развитию креативности мышления для получения многовариантных решений профессиональных задач, способности эффективно действовать в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Подобным образом расставленные акценты образовательного процесса не случайны. Они обоснованы спросом современного общества на высококвалифицированные кадры, которые столь необходимы для дальнейшего продвижения научно-технического прогресса, прогрессивного развития экономики в довольно экстремальных внешних и внутренних условиях.

А.И. Попов [1] указывает на возможность достижения сформированности подобных компетенций только при условии создания и поддержания на должном уровне развития креативной образовательной среды в современном вузе. Основой креативности (творческой компетентности) автор статьи считает соответствующий уровень интеллектуальной активности, в основании которого лежат творческие черты личности студента и уровень владения технологией творчества в определенной сфере.

Выявление одарённой (творческой) молодёжи в студенческой среде вуза возможно путем создания олимпиадного движения, сочетающего в себе синергию профессиональной и социальной компоненты будущей профессиональной деятельности. Под «олимпиадным движением» А.А. Чулкова [5] понимает процесс подготовки, организации, реализации олимпиад, а также работу со студентами во время самой олимпиады и подготовки к ней.

Олимпиадное движение в России как форма интеллектуального состязания талантливой молодёжи зародилось в конце XIX века. В работе [2] указаны основоположники олимпиад для учащихся – Астрономическое общество Российской империи, «Журнал элементарной математики», «Вестник опытной физики и элементарной математики». Основными предметными направлениями задач, требующих творческого подхода и нестандартного решения, являлись математика, физика, химия, астрономия. Но датой окончательного формирования предметных олимпиад можно считать 1934 год – дата проведения первой олимпиады по математике на базе Ленинградского университета. Годом позже была проведена Московская математическая олимпиада в МГУ им. М.В. Ломоносова. Подъем олимпиадного движения был отмечен в 60-х годах XX века, когда на государственном уровне были утверждены государственные системы предметным олимпиад.

На современном этапе развития сферы образования на уровне Министерства образования и науки РФ приняты нормативные документы, регламентирующие все этапы осуществления олимпиадного движения на всех уровнях образования (школы, спо, вузы) [3]. Так, на уровне основного общего и среднего общего образования проводятся ежегодно 24 предметные олимпиады.

Настоящее исследование посвящено студенческому олимпиадному движения. В этом контексте автор исследования предлагает несколько модифицированное определение «профессионально-ориентированной олимпиады», нежели предложенное в работе [4], – это организованная форма краткосрочного во времени состязания студентов, требующая от участников высокого развития интеллектуальных способностей, демонстрации знаний, умений и навыков в предметных областях, устойчивых личностных и коммуникативных качеств его участников.

Основная цель проведения студенческой олимпиады – выявление и поддержка талантливой молодёжи посредством предоставления возможности всем обучающимся проявить интеллектуальные способности в предметной области при определенном уровне стрессоустойчивости и коммуникационной мобильности. Для достижения заявленной цели следует решить следующие задачи:

1) улучшение теоретической подготовки студентов в рамках предметного направления;

2) повышение интереса к предмету в направлении возможности применения приобретенных навыков в дальнейшей профессиональной деятельности;

3) развитие в студенческой среде интереса к научной деятельности и ее популяризация;

4) поощрение научной активности и научных достижений;

5) развитие устойчивых социальных коммуникаций в коллективе (командный зачет олимпиады), в академической среде (студент – преподаватель/научный руководитель);

6) интенсификация работы студенческих научных обществ, кружков.

Участие в олимпиадном движении явно имеет положительные моменты для личностного роста и профессионального развития студент. Для вуза же олимпийское движение – это:

– увеличение вероятности сохранения в своей академической среде «собственноручно» выращенных талантливых кадров, с высоким научным потенциалом;

– привлечение талантливой молодёжи из других вузов;

– рост результативности научно-исследовательских работ, которые могут быть выполнены в будущем «сегодняшними» олимпийцами;

– формирование имиджа вуза как центра научных свершений и полигона возможностей;

– создание конкурентного преимущества перед вузами, не проводящими олимпиад, в борьбе за лучшие студенческие кадры и профессуру.

Хотелось бы привести данные исследования, проведенного Е.А. Питухиным и А.А. Семеновым [6], в рамках которого проводился анализ межрегиональной мобильности выпускников школ при поступлении в высшие учебные заведения в региональном разрезе по РФ. Так, Самарская область относится авторами к регионам-реципиентам, т.е. приток в вузы Самарской области выпускников из других регионов больше, чем отток из них. Заметим, что исследование проводилось в 2011 г. и на сегодняшний момент статус региона мог смениться. Очевидно одно, что показатель образовательной привлекательности вуза формируется не только исходя из степени востребованности его выпускников, но и благодаря имиджу, который формируется в том числе и за счет достижений студенческого олимпиадного движения.

Стоит отметить, что олимпиадное движение в студенческой среде сталкивается с определенными трудностями, которые, безусловно, следует преодолевать:

– падение «олимпиадного» уровня за счет подмены ученых-энтузиастов, которые были организаторами олимпиад, функционерами-менеджерами, относящимися к олимпиаде просто как к очередному проекту, лишенному профессионалов-предметников в составе жюри и т.д.;

– ценностный сдвиг от научно-содержательной олимпиады к чисто спортивному действу, что ведет к ориентации при подготовке на натаскивание, отработку техники, а не на научные результаты;

– ограничение финансирования на уровне Минобрнауки, что делает актуальным поиск спонсоров во внешней среде вуза, в среде потенциальных работодателей.

Студенческие олимпиады проводятся на внутривузовском, региональном, всероссийском, международном уровнях. Организация Всероссийских студенческих олимпиад (ВСО) строго регламентирована Минобрнауки РФ (актуальный на настоящее время регламент утвержден 11.01.2016 г. [7], опубликованный на интернет-портале ВСО). Данный документ регламентирует процесс проведения ВСО, правила присуждения премий победителям олимпиад, предусмотренных приоритетной государственной программой поддержки талантливой молодёжи. Организатор ВСО (опорный вуз) разрабатывает Положение об организации и проведение ВСО по конкретному предметному направлению, которое имеет следующие структурные элементы:

– место проведения ВСО (указывается точная дата проведения; ссылка на интернет-ресурс; фактический адрес вуза – места проведения; контактная информация оргкомитета; способ, время и маршрут прибытия участников; заявка на участие в ВСО);

– участники ВСО (описание контингента участников, перечень необходимых документов для участия, описание дресс-кода при наличии);

– организация проживания и питания участников ВСО;

– порядок определения победителя, призеров и поощрения участников ВСО;

– состав оргкомитета олимпиады;

– рабочие административные органы ВСО.

Следует отметить, что число ВСО по математике и математическим методам в экономике значительно и в данных мероприятиях принимает участие большое количество талантливых молодых людей. Автор настоящей работы уделяет внимание именно этим предметным направлением неслучайно. Профессиональная педагогическая деятельность автора сосредоточена в преподавании дисциплин «Теория вероятностей и математическая статистика», «Эконометрика» на кафедре математической статистики и эконометрики Самарского государственного экономического университета. Вероятностное направление включено в математические олимпиады, а эконометрика – в олимпиады по математическим методам в экономике. Так, в табл. 1 представлены олимпиады по заявленным предметным направлениям, как уже проведенные в 2015–2016 учебном году, так и только предстоящие в 2016–2017 г.

 

Таблица 1 – Перечень ВСО, проводимых по математике и математическим методам (статистика)

Название Всероссийской студенческой олимпиады

Опорный вуз

2015–2016 учебный год (7 ВСО)

Вторая Всероссийская методико-математическая олимпиада

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Математика

Уфимский государственный авиационный технический университет

Математика

Тихоокеанский государственный университет

Математика

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (республика Саха – Якутия)

Математика (для инженерно-технических областей)

Поволжский государственный технологический университет

Высшая математика

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова

Статистика. Математические методы

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

2016–2017 учебный год (7 ВСО)

Математика

Ярославский государственный технический университет

Математика

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (республика Саха – Якутия)

Третья Всероссийская методико-математическая олимпиада

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Высшая математика

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова

Математика (для инженерно-технических областей)

Поволжский государственный технологический университет

Всероссийская Байкальская олимпиада по математике для студентов технических специальностей

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Статистика. Математические методы

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

 

Заметим, что табл. 1 составлена на основе планов Всероссийской олимпиады студентов образовательных организаций высшего образования всероссийского (третьего) этапа в 2015–2016, 2016–2017 учебных годах, утвержденных заместителем министра образования и науки РФ, опубликованных на портале ВСО [7].

Количество ВСО, проводимых на федеральном уровне, за последние два учебных года не меняется – 7 мероприятий. Изменяется география проведения, при этом сохраняется охват всей территории РФ (с запада на восток). Так, подавляющее большинство олимпиад посвящены математике, и только 1 олимпиада – математическим методам в экономике. Этот факт закономерен, объясняется относительной узостью предметного направления по сравнению с математикой. При этом каждый вуз по своей инициативе может проводить как внутривузовские, так и региональные и международные олимпиады.

Например, механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в лице кафедры теории вероятностей [9] ежегодно проводит Колмогоровскую олимпиаду студентов по теории вероятностей (в 2016 г. состоялось уже 14-я олимпиада). Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики [10] проводит ежегодную Международную универсиаду по эконометрике, участниками которой становятся студенты не только российских вузов, но и вузов Беларуси. И таких примеров очень много.

Безусловно, инициатива по проведению олимпиад должна исходить от самих вузов, а не насаждаться сверху (административно). Для стимулирования вузов по поддержке и развитию олимпиадного движения используются такие показатели мониторинга деятельности образовательных организаций, как число проведенных ВСО; численность студенческого контингента, в них участвовавшего; число прочих научных студенческих мероприятий, организованных для выявления талантливой молодёжи (кружки, достижения студенческого научного общества, конференции, круглые столы, форумы, совместные проекты с работодателями и т.д.).

Потенциальные участники олимпиад (студенты) должны иметь стимул к участию: получение денежных премий за призовые места; система льгот при поступлении в магистратуру и аспирантуру; возможность продвижения своих научных достижений и проектов; создание и развитие имиджа интеллектуала, привлекательного для будущего работодателя [8].

Кафедра математической статистики и эконометрики Самарского государственного экономического университета под руководством д-ра физ.-мат. наук, профессора О.А. Репина имеет богатый опыт проведения Всероссийской студенческой олимпиады по теории вероятностей и математической статистике (12 успешно проведенных олимпиад). В процессе преподавания данной дисциплины преподаватели кафедры выявляют наиболее талантливых студентов. Подготовка студентов к участию в олимпиаде осуществляется в рамках учебно-информационной профессионально ориентированной олимпиадной среды. А.И. Попов [1] указывает ее основные элементы: микрогруппа олимпийцев, олимпиадные задачи, сама олимпиада. Отметим, что отбор в микрогруппы олимпийцев должен осуществляться исходя из соответствия студентов определенным критериям, представленным на рис. 1. Сам процесс подготовки олимпийцев следует считать дополнительным образованием в рамках общего образовательного процесса в вузе, который должен удовлетворять определенным требованиям, представленным на рис. 2.

 

Рисунок 1 – Критерии студента-олимпийца

 

Рисунок 2 – Требования к учебному процессу в рамках подготовки студентов-олимпийцев

 

Преподаватели кафедры в процессе подготовки к олимпиаде предлагают студентам задачи повышенной сложности, задачи олимпиад прошлых лет, олимпиад других вузов. Почти все вузы, проводящие данные мероприятия, опубликовывают онлайн тексты задач, представленные на уже проведенных олимпиадах [9; 10]. Отметим, что олимпиадные задачи должны соответствовать определенным критериям, а именно:

1) иметь лаконичное и оригинальное (авторское) условие задачи, простое для восприятия;

2) содержать элементы нестандартности;

3) допускать многовариантность подходов к решению;

4) требовать привлечения как можно большего числа методов решения.

Наиболее существенный вклад в процесс создания абсолютно оригинальных олимпиадных задач внесли канд. физ.-мат. наук, доцент Л.К. Ширяева и канд. экон. наук, доцент Е.И. Суханова. Члены жюри ВСО ежегодно отмечали крайне высокий уровень подготовленных заданий, их оригинальность и многоплановость. Кафедрой был опубликован Сборник олимпиадных заданий по теории вероятностей и математической статистике, авторами которого стали вышеназванные преподаватели [11]. Данное издание содержит сами задания Всероссийских олимпиад, а также решения и ответы к ним.

Методическим обеспечением подготовки студентов команды СГЭУ к олимпиаде, кроме всего прочего, явился созданный преподавателями кафедры Л.К. Ширяевой и Е.И. Сухановой электронный тренажер – программный продукт, представляющий собой графический многооконный интерфейс, позволяющий интерактивно взаимодействовать со студентами-олимпийцами [12]. В основе данной компьютерной разработки лежат олимпиадные задачи уже проведенных ВСО. Причем задачи подразделяются на три уровня сложности (А, В, С).

Задачи уровня А представляют собой задачи начального уровня сложности. Они не требуют длительного времени их решения, подсказок и объемных вычислений. Если студент-олимпиец решает более половины таких задач, то ему предоставляется возможность перейти на более высокий уровень сложности – задачи уровня В.

Уровень Взадачи повышенной сложности. Задачи уровня В требуют от студента наличия основательного уровня подготовки по предмету, способности определить оптимальный способ решения задачи. Перейдя на уровень В, олимпиец может получить от системы не более трех подсказок. Если право на подсказку использовано, на олимпийца накладывается штраф в виде вычитания 1 балла за каждую подсказку из суммарного зачета. Подсказки выполнены в виде наводящих вопросов, описания необходимых для решения событий и случайных величин, определенного структурирования данных, фрагментов алгоритмов нахождения требуемых вероятностей.

Уровень С – задачи наивысшего уровня сложности. По сути, задачи этого уровня – вершина олимпиадного движения. Если олимпиец успешно решает подобные задачи, то он оптимальным образом готов к участию в ВСО. При решении подобных задач предусмотрена только одна подсказка со штрафным коэффициентом равным 2.

Традиционно к решению непосредственно на ВСО предлагается 6 задач различного уровня сложности и соответственно различной балльной ценности. Так, задача 1 оценивается в 2 балла, задача 2 и задачи 3 – в 3 балла каждая, задача 4 – в 5 баллов, задач 5 – в 6 баллов, задача 6 – в 7 баллов. Таким образом, максимально возможный результат олимпийца составляет 26 баллов. Задачи могут быть решены в различной последовательности.

Студенческие олимпиадные работы оцениваются жюри, состоящим из руководителей всех прибывших на олимпиаду команд, а также председателем оргкомитета ВСО. Результаты проверки документально оформляются в виде протокола заседания жюри за подписями всех его членов.

Как показывает практика, наиболее успешны команды московских вузов, а именно команды МГУ им. М.В. Ломоносова (экономический факультет), команда Финансового университета при Правительстве РФ. Отметим, что команда, подготовленная кафедрой математической статистики и эконометрики СГЭУ, имела максимальный результат в виде третьего места как в командном, так и в индивидуальном зачете. Следует отметить обширную географию участников ВСО: гг. Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Чистополь, Пермь, Пенза, Стерлитамак, Краснодар.

Олимпиадное движение в Самарском государственном экономическом университете позволило выявить множество талантливых и целеустремленных студентов. Безусловно, участие в ВСО и в целом в олимпиадном движении определило творческое развитие их личности, стимулировало к дальнейшим научным исследованиям, позволило приобрести навыки к работе в экстремальных условиях, укрепило их профессиональную конкурентоспособность. Многие олимпийцы продолжили свое обучение в магистратуре и аспирантуре, представляя собой кадровый резерв профессорско-преподавательского состава университета.

×

About the authors

Evgenia Gennadievna Repina

Samara State University of Economics

Author for correspondence.
Email: violet261181@mail.ru

candidate of economical sciences, associate professor of the Chair of mathematical statistics and econometrics

Russian Federation, Samara

References

  1. Попов А.И. Система олимпиадного движения студентов в техническом университете // Вестник ТГТУ. 2004. Т. 10, № 1Б. С. 256-263.
  2. Беленкова Ж.Т. Предметные олимпиады как важная часть обучения // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2016. № 4. С. 22-26.
  3. Всероссийская олимпиада школьников [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - http://минобрнауки.рф/ олимпиада.
  4. Миндеева С.В., Толстых О.Д. Олимпиадное движение как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2016. № 4(11). С. 174-181.
  5. Чулкова А.А. Инновационные технологии в процессе подготовки и проведения студенческих предметных олимпиад // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. 2012. Т. 3, № 1-1 (9). С. 109-112.
  6. Питухин Е.А., Семенов А.А. Анализ межрегиональной мобильности выпускников школ при по-ступлении в высшие учебные заведения // Университетское управление. 2011. № 3. С. 82-89.
  7. Центральный информационный портал Всероссийских олимпиад [Электронный ресурс] // https://mon-vso.ru/storage/document_attachment/13f/ 320/e7b.
  8. Ананьева Т.Н., Миронов В.В., Илюхина Г.И. Всероссийские студенческие олимпиады как форма интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний талантливой молодёжи // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 1. С. 19-25.
  9. Официальный сайт механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] // http://math.msu.su.
  10. Официальный сайт НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] // https://hse.ru.
  11. Репин О.А., Суханова Е.И., Ширяева Л.К. Сборник олимпиадных заданий по теории вероятностей и математической статистике. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2007. 100 с.
  12. Суханова Е.И., Ширяева Л.К. Инновационный подход к подготовке и проведению Всероссийских студенческих олимпиад // Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны: сборник статей VII международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С. 70-74.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 - Criteria for an Olympian student

Download (38KB)
2. Figure 2 - Requirements for the educational process in the preparation of Olympic students

Download (38KB)

Statistics

Views

Abstract: 128

PDF (Russian): 71

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2017 Repina E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies