Структура и содержание профессиональной физической культуры личности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Первостепенным фактором развития общества, производства его культуры является воспроизводство полноценной личности, сочетающей усвоенность социокультурных ценностей и готовность к их преобразованию и трансляции в социальную практику и, прежде всего, в практику профессиональной деятельности, в наибольшей мере «ответственной» за создание материальных, духовных и художественных ценностей культуры социума. При этом столь масштабное (во временном и качественном смыслах) преобразование личности «через культуру» и «для культуры» в связи с профессиональной деятельностью и биосоциальная природа личности в совокупности обуславливают «привлечение» к этому процессу ценностей профессиональной физической культуры (ПФК). Именно с их использованием в наилучшей мере обеспечивается гармоничное развитие биосоциальных начал личности, системы ее двигательных и личностных потребностей и способностей в соответствии со спецификой профессиональной деятельности в отношении формирования специфического и интергированного личностного состояния – профессиональной физической культуры личности (ПФКЛ), оптимальный и характерный для конкретной профессиональной деятельности уровень которой – фактор и предпосылка качества социализации личности, процессов восполнения ценностей культуры; отражение качества высшего и среднего профессионального образования. Компонентами ПФКЛ, основными ее характеристиками и признаками сформированности являются: физический (оптимальное физическое развитие, прикладная двигательная подготовленность (психомоторная сфера), физическая адаптация); когнитивно-интеллектуальный (теоретическая подготовленность в сфере ПФК, состояние профессионально значимых психических процессов); аксиологический (ценностные ориентации в сфере ПФК и системе общесоциальных ценностей); физкультурно-деятельностный (мотивы и потребности, включенность в профилированную физкультурно-спортивную деятельность и инструкторскую деятельность в ней). Приводятся также и основные признаки сформированности каждого из выявленных компонентов ПФКЛ.

Полный текст

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Всегда и на всех этапах социального развития на первый план выдвигается социально обусловленная потребность производства и воспроизводства человека как полноценной личности, отражающей в себе, во-первых, усвоенность совокупности социокультурных ценностей и готовой, во-вторых, к их преобразованию и трансляции в социум с целью поступательного прогресса, движения; создания, воссоздания и упрочения культуры общества в различных ее (культуры) сферах существования и проявления.

Принимая во внимание, что культура существует в материальной, духовной и художественной сферах [1, 2, 3] и проявляется прежде в условиях жизни, культуре профессиональной и культуре личности [2], возникает социальная и личностная потребность в воспроизводстве и «самовоспроизводстве» соответствующего требованиям времени и профессиональной деятельности «человеческого фактора» со специфическим «набором» двигательных и личностных потребностей и способностей, «сверхприродных», «надбиологических» свойств и качеств, которые не могут быть приобретены в ходе естественного развития, но вполне достижимы за счет внешнего – образовательного – вмешательства.

Именно за счет адекватных личностных и двигательных свойств, качеств и функций, отражающих не только требования социальной практики вообще, но требования конкретного производства, достигается наиболее полная готовность человека, личности к полноценной и полномасштабной (в рамках компетенций) деятельности по производству материальных, духовных и художественных ценностей общества.

Столь тонкое (по характеру) и масштабное (по времени и объему) преобразование индивида в соответствии с требованиями общесоциальной и профессиональной деятельности безусловно принадлежит системе непрерывного образования, которая на каждом из этапов и на основе различных, но однонаправленных целевых ориентиров, призвана, во-первых, обеспечить формирование личности и, во-вторых, ее подготовленность к практике профессионального образования и конкретной профессиональной деятельности на основе тесного соответствия биосоциальных начал человека, его телесно-душевно-духовных кондиций предъявляемым требованиям образовательной и профессиональной практики [4, 5].

Тем не менее воспроизводство такого качества «человеческого фактора» обусловлено тем, насколько оптимальным окажется подбор ценностей культуры, используемых в образовательной практике, ибо культура это не только (и даже возможно и не столько!) то, что создает человек, сколько то, что создает, творит самого человека, личность; обеспечивает ее соответствие повседневной жизни и, что особо важно, профессиональной деятельности [3, 6].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Многогранность личности, ее биосоциальная природа [5, 7, 8] обуславливают необходимость использования в практике профессионального образования всей совокупности ценностей культуры, освоение которых в ходе специально смоделированной деятельности – единственно возможный путь преобразования индивида на пути его восхождения к личности [9, 10]; обеспечения ее готовности к профессиональному образованию и конкретной профессиональной деятельности. При этом в ряду ценностей культуры, использование которых наилучшим образом обеспечивает единство и целостность «культурного» преобразования человека и его биосоциальной природы основополагающими являются ценности культуры физической, чей функциональный потенциал позволяет прогнозировать сформированность личности профессионала [2, 8, 11].

Вместе с тем, социальная потребность становления личности профессионала и накопление достаточно обширного фонда знаний о функциональном потенциале физической культуры обусловили выделение специфического ее вида (направления) и отрасли познания – изначально профессионально – прикладной физической подготовки [12, 13], а в последствии – профессионально – прикладной физической культуры [14, 15], основное назначение которых – становление системы двигательных способностей человека в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. То есть практически на всех этапах становления профессионально-прикладной физической культуры исследовалась ее роль в становлении телесности человеческой, биологической составляющей личности в связи с подготовкой к труду без «привязки» к становлению профессионально важных личностных качеств и способностей, потребностно-мотивационной сферы личности в сознательном профсамоопределении (практически на всех этапах непрерывного образования но в разной мере) и профессионально-физкультурном самосовершенствовании, которые по сути и определяют эффект готовности к труду вообще и конкретной профессиональной деятельности в частности.

Формулирование целей статьи. Таким образом, современная методология «профессионально-прикладной физической культуры» нуждаются в переосмыслении и реконструкции в рамках нового интегрального вида и проявления физической культуры – профессиональной физической культуры (ПФК), целенаправленное использование профилированных ценностей которой обеспечивает сколь комплексное, столь и избирательное удовлетворение социальных и личностных потребностей в становлении двигательных и личностных способностей в связи с формированием характеристик базовой культуры личности и профессионально значимых качеств, свойств и функций, определяющих сформированность интегрального личностного состояния – профессиональной физической культуры личности (ПФКЛ) [4, 16].

ПФКЛ при этом – вид базовой культуры личности; специфическое и динамичное личностное состояние сформированности профессионально и социально актуальных ценностных ориентаций, системы личностных и двигательных потребностей и способностей в соответствии со спецификой конкретной профессиональной деятельности.

Цель формирования ПФКЛ – обеспечить качество социализации и профессиональной деятельности личности профессионала.

Однако качество процесса направленного использования ценностей профессиональной физической культуры, ее содержания в становлении профессиональной физической культуры личности, обусловлена, прежде всего, качеством и полнотой разработанности структуры и содержания профессиональной физической культуры личности, что позволит наилучшим образом осуществить подбор дидактического обеспечения профилированной физкультурно-спортивной деятельности (принципов использования ПФК, ее средств, методов и организационных форм освоения).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основу разработки структуры и содержания ПФКЛ (рис. 1) составляют лучшие образцы структуры личности [7, 17], сущностные положения концепции социализации [18], теория ценностных ориентаций [19], теория деятельности [10], категория здоровья [20], в совокупности отражающих единство физической, психической и социальной составляющих личности.

Анализ структуры и содержания рассматриваемого личностного состояния позволяет представить более подробную и развернутую характеристику и основные признаки (без обозначения каких-либо норм) сформированности профессиональной физической культуры профессионала, которые, впрочем, могут и должны изменяться в связи со спецификой образования на различных этапах жизни и профессиональной деятельности; этапами онтогенеза (рис. 1).

  1. Физический компонент ПФКЛ представлен следующими характеристиками и основными признаками сформированности:

– физическое развитие (оптимальное физическое развитие (адекватные возрасту и полу антропометрические размеры тела; правильная осанка; оптимальное функциональное состояние (сердечно-сосудистая и дыхательная системы); оптимальное соотношение паспортного и биологического возраста);

– прикладная двигательная подготовленность (адекватное возрасту, полу и личностным потребностям состояние профессионально важных двигательных (физических) способностей; адекватное возрасту, полу и личностным потребностям состояние профессионально важных, жизнеобеспечивающих и физкультурно-спортивных двигательных умений и навыков; функциональное состояние нервной системы; сила, подвижность и уравновешенность нервной системы);

– физическая адаптация (адаптированность к неблагоприятным факторам профессиональной среды).

  1. Когнитивно-интеллектуальный компонент ПФКЛ отражает сформированность основных характеристик и признаков:

– теоретическая подготовленность в сфере ПФК (адекватные возрасту и личностным потребностям объем, научность, глубина и прочность знаний в сфере профессиональной физической культуры; осознанность профессиографических и спортографических знаний; готовность к использованию знаний в повседневной и специально организованной профилированной физкультурно-спортивной деятельности; готовность к трансляции знаний в социальную (профессиональную) практику);

– состояние профессионально важных психических процессов (качество состояние и проявления основных психических процессов в связи со спецификой профессиональной деятельности.

  1. Аксиологический компонент ПФКЛ, свидетельствующий о следующих характеристиках и признаках сформированности:

– ценностные ориентации в сфере профессиональной физической культуры (направленность на освоение ценностей профессиональной физической культуры; место ПФК в структуре ценностных ориентаций);

– ценностные ориентации в системе общесоциальных ценностей (освоенность мобилизационных ценностей ПФК, отражающих сформированность сущностных параметров базовой культуры личности; готовность к «переносу» общесоциальных ценностей в профилированную физкультурно-спортивную деятельность; готовность к «переносу» ценностей ПФК в повседневную жизнь и бытовую деятельность; качество сформированности системы отношений (к себе, людям, труду, обществу, собственности).

  1. Физкультурно-деятельностный компонент ПФКЛ отражает следующие характеристики и признаки сформированности:

– мотивы и потребности (состояние биологических мотивов (гомеостатических, адаптационных, витальных) в связи со спецификой труда; качество сформированности социальных мотивов (становление и поддержание статуса профессионала, направленность на модернизацию условий жизни и деятельности); сформированность духовных мотивов (направленность на профессиональное самообразование, готовность к трансляции ценностей, направленность на модернизацию ценностей ПФК, поиск смысла жизни, направленность на преобразование общества);

– включенность в профилированную физкультурно-спортивную деятельность (регулярность занятий прикладными физическими упражнениями, их частота, разнообразие используемых форм и методов); сдвиги в состоянии здоровья и прикладной двигательной подготовленности; освоенность здорового стиля жизни в повседневной и профессиональной деятельности);

– включенность в инструкторскую деятельность (частота включений, использование дидактических оснований ПФК, качество судейской подготовленности) .

 

Рисунок 1 – Структура профессиональной физической культуры личности

 

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ряду социокультурных ценностей, обеспечивающих становление и развитие личности необходимо «участвуют» и ценности культуры физической, направленное использование которых-существенная предпосылка «объединения» в человеке его биологических и социальных начал. Однако, специфика жизнедеятельности человека, и прежде всего в связи с образовательной и профессиональной деятельностью, требуют сформированности специфического интегрального личностного состояния – профессиональной физической культуры, состояние которого – один из определяющих факторов становления и развития личности профессионала (специалиста), чья включенность в систему социальной производственно-профессиональной практики в конечном счете и обеспечивает прогрессивные изменения общества в материальной, духовной и художественной сферах в отношении культуры производства, самой личности и условий ее жизнедеятельности.

При этом целенаправленность системного взаимодействия субъектов профессионального образования в части освоения ценностей профессиональной физической культуры обусловлена подбором содержания профилированной физкультурно-спортивной деятельности, тогда как качество этого подбора в свою очередь обусловлено разработанностью структуры, сущностных характеристик и признаков сформированности профессиональной физической культуры личности. В ходе теоретического исследования установлено, что основными структурными компонентами профессиональной физической культуры личности являются: физический (физическое развитие, прикладная двигательная готовность, физическая адаптация), когнитивно-интеллектуальный (теоретическая готовность в сфере ПФК, состояние профессионально важных психических процессов), аксиологический (ценностные ориентации в системе общесоциальных ценностей; ценностные ориентации в сфере ПФК), физкультурно-деятельностный (мотивы и потребности, включенность в физкультурную деятельность, включенность в инструкторскую деятельность). В этой связи перспективным направлениям дальнейших изысканий является разработка прикладных оснований использования ценностей ПФК в структуре рабочего дня различных сфер производства; содержательного обеспечения ПФК для различных групп профессий в ходе производственных форм освоения ПФК.

×

Об авторах

Сергей Семенович Коровин

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kss5656@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Лань, 1996. 384 с.
  2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.:Академия.2001. 240 с.
  3. Пономарчук В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности. М.: ФИСО, 1994. 118 с.
  4. Коровин С.С. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. Оренбург.:ОГПУ,1997. 296 с.
  5. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1996. № 1. С. 2-4.
  6. Коровин С.С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. 184 с.
  7. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. 247 с.
  8. Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности. Оренбург: ОГПУ, 2005. 72 с.
  9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  11. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 5-11.
  12. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982. 176 с.
  13. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. 222 с.
  14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. СПб.: Издательство «Лань», М.: Издательство «Омега-Л», 2004. 160 с.
  16. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. М.: Советский спорт, 2010. 296 с.
  17. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т., Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школа-пресс, 1998. 512 с.
  19. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. 188 с.
  20. Брехман Н.Н. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. 208 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Структура профессиональной физической культуры личности

Скачать (39KB)

© Коровин С.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.