The structure and content of the professional physical culture of the personality

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The primary factor of the development of society, production of its culture is the reproduction of a full-fledged personality combining adoption of socio-cultural values and commitment to their transformation and translation into social practices, primarily practices in professional activity, to the greatest extent responsible for creating material, spiritual and artistic values of culture. Such a large-scale (in time and qualitative senses) transformation of personality «through culture» and «for culture» in connection with professional activities and biosocial nature of personality in the aggregate determine the involvement of the values of professional physical culture (PPC). Mainly with their use the harmonious development of biosocial starts of personality is provided, also the system of its motor and personal needs and abilities in accordance with the specificity of professional activity in relation to the formation of specific and integrated personal experiences-professional physical culture of personality (PPCP), optimal and typical professional level of which is the factor and prerequisite of the quality of socialization, the process of filling in the values of the culture; a reflection of the quality of higher and secondary professional education. According to modern concepts the components of professional physical culture of personality and its chief characteristics are : physical (optimal physical development, applied motor fitness (psychomotor sphere), physical adaptation); cognitive-intellectual (theoretical preparedness in the sphere of PPC, the state of professionally significant mental processes); axiological (the value orientation in the sphere of PPC and system of social values); physical activity (motives and needs, involvement in profiled sports activities and instructor activities in it). The main features of formation of each of the identified components of PPCP are also presented.

Full Text

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Всегда и на всех этапах социального развития на первый план выдвигается социально обусловленная потребность производства и воспроизводства человека как полноценной личности, отражающей в себе, во-первых, усвоенность совокупности социокультурных ценностей и готовой, во-вторых, к их преобразованию и трансляции в социум с целью поступательного прогресса, движения; создания, воссоздания и упрочения культуры общества в различных ее (культуры) сферах существования и проявления.

Принимая во внимание, что культура существует в материальной, духовной и художественной сферах [1, 2, 3] и проявляется прежде в условиях жизни, культуре профессиональной и культуре личности [2], возникает социальная и личностная потребность в воспроизводстве и «самовоспроизводстве» соответствующего требованиям времени и профессиональной деятельности «человеческого фактора» со специфическим «набором» двигательных и личностных потребностей и способностей, «сверхприродных», «надбиологических» свойств и качеств, которые не могут быть приобретены в ходе естественного развития, но вполне достижимы за счет внешнего – образовательного – вмешательства.

Именно за счет адекватных личностных и двигательных свойств, качеств и функций, отражающих не только требования социальной практики вообще, но требования конкретного производства, достигается наиболее полная готовность человека, личности к полноценной и полномасштабной (в рамках компетенций) деятельности по производству материальных, духовных и художественных ценностей общества.

Столь тонкое (по характеру) и масштабное (по времени и объему) преобразование индивида в соответствии с требованиями общесоциальной и профессиональной деятельности безусловно принадлежит системе непрерывного образования, которая на каждом из этапов и на основе различных, но однонаправленных целевых ориентиров, призвана, во-первых, обеспечить формирование личности и, во-вторых, ее подготовленность к практике профессионального образования и конкретной профессиональной деятельности на основе тесного соответствия биосоциальных начал человека, его телесно-душевно-духовных кондиций предъявляемым требованиям образовательной и профессиональной практики [4, 5].

Тем не менее воспроизводство такого качества «человеческого фактора» обусловлено тем, насколько оптимальным окажется подбор ценностей культуры, используемых в образовательной практике, ибо культура это не только (и даже возможно и не столько!) то, что создает человек, сколько то, что создает, творит самого человека, личность; обеспечивает ее соответствие повседневной жизни и, что особо важно, профессиональной деятельности [3, 6].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Многогранность личности, ее биосоциальная природа [5, 7, 8] обуславливают необходимость использования в практике профессионального образования всей совокупности ценностей культуры, освоение которых в ходе специально смоделированной деятельности – единственно возможный путь преобразования индивида на пути его восхождения к личности [9, 10]; обеспечения ее готовности к профессиональному образованию и конкретной профессиональной деятельности. При этом в ряду ценностей культуры, использование которых наилучшим образом обеспечивает единство и целостность «культурного» преобразования человека и его биосоциальной природы основополагающими являются ценности культуры физической, чей функциональный потенциал позволяет прогнозировать сформированность личности профессионала [2, 8, 11].

Вместе с тем, социальная потребность становления личности профессионала и накопление достаточно обширного фонда знаний о функциональном потенциале физической культуры обусловили выделение специфического ее вида (направления) и отрасли познания – изначально профессионально – прикладной физической подготовки [12, 13], а в последствии – профессионально – прикладной физической культуры [14, 15], основное назначение которых – становление системы двигательных способностей человека в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. То есть практически на всех этапах становления профессионально-прикладной физической культуры исследовалась ее роль в становлении телесности человеческой, биологической составляющей личности в связи с подготовкой к труду без «привязки» к становлению профессионально важных личностных качеств и способностей, потребностно-мотивационной сферы личности в сознательном профсамоопределении (практически на всех этапах непрерывного образования но в разной мере) и профессионально-физкультурном самосовершенствовании, которые по сути и определяют эффект готовности к труду вообще и конкретной профессиональной деятельности в частности.

Формулирование целей статьи. Таким образом, современная методология «профессионально-прикладной физической культуры» нуждаются в переосмыслении и реконструкции в рамках нового интегрального вида и проявления физической культуры – профессиональной физической культуры (ПФК), целенаправленное использование профилированных ценностей которой обеспечивает сколь комплексное, столь и избирательное удовлетворение социальных и личностных потребностей в становлении двигательных и личностных способностей в связи с формированием характеристик базовой культуры личности и профессионально значимых качеств, свойств и функций, определяющих сформированность интегрального личностного состояния – профессиональной физической культуры личности (ПФКЛ) [4, 16].

ПФКЛ при этом – вид базовой культуры личности; специфическое и динамичное личностное состояние сформированности профессионально и социально актуальных ценностных ориентаций, системы личностных и двигательных потребностей и способностей в соответствии со спецификой конкретной профессиональной деятельности.

Цель формирования ПФКЛ – обеспечить качество социализации и профессиональной деятельности личности профессионала.

Однако качество процесса направленного использования ценностей профессиональной физической культуры, ее содержания в становлении профессиональной физической культуры личности, обусловлена, прежде всего, качеством и полнотой разработанности структуры и содержания профессиональной физической культуры личности, что позволит наилучшим образом осуществить подбор дидактического обеспечения профилированной физкультурно-спортивной деятельности (принципов использования ПФК, ее средств, методов и организационных форм освоения).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основу разработки структуры и содержания ПФКЛ (рис. 1) составляют лучшие образцы структуры личности [7, 17], сущностные положения концепции социализации [18], теория ценностных ориентаций [19], теория деятельности [10], категория здоровья [20], в совокупности отражающих единство физической, психической и социальной составляющих личности.

Анализ структуры и содержания рассматриваемого личностного состояния позволяет представить более подробную и развернутую характеристику и основные признаки (без обозначения каких-либо норм) сформированности профессиональной физической культуры профессионала, которые, впрочем, могут и должны изменяться в связи со спецификой образования на различных этапах жизни и профессиональной деятельности; этапами онтогенеза (рис. 1).

  1. Физический компонент ПФКЛ представлен следующими характеристиками и основными признаками сформированности:

– физическое развитие (оптимальное физическое развитие (адекватные возрасту и полу антропометрические размеры тела; правильная осанка; оптимальное функциональное состояние (сердечно-сосудистая и дыхательная системы); оптимальное соотношение паспортного и биологического возраста);

– прикладная двигательная подготовленность (адекватное возрасту, полу и личностным потребностям состояние профессионально важных двигательных (физических) способностей; адекватное возрасту, полу и личностным потребностям состояние профессионально важных, жизнеобеспечивающих и физкультурно-спортивных двигательных умений и навыков; функциональное состояние нервной системы; сила, подвижность и уравновешенность нервной системы);

– физическая адаптация (адаптированность к неблагоприятным факторам профессиональной среды).

  1. Когнитивно-интеллектуальный компонент ПФКЛ отражает сформированность основных характеристик и признаков:

– теоретическая подготовленность в сфере ПФК (адекватные возрасту и личностным потребностям объем, научность, глубина и прочность знаний в сфере профессиональной физической культуры; осознанность профессиографических и спортографических знаний; готовность к использованию знаний в повседневной и специально организованной профилированной физкультурно-спортивной деятельности; готовность к трансляции знаний в социальную (профессиональную) практику);

– состояние профессионально важных психических процессов (качество состояние и проявления основных психических процессов в связи со спецификой профессиональной деятельности.

  1. Аксиологический компонент ПФКЛ, свидетельствующий о следующих характеристиках и признаках сформированности:

– ценностные ориентации в сфере профессиональной физической культуры (направленность на освоение ценностей профессиональной физической культуры; место ПФК в структуре ценностных ориентаций);

– ценностные ориентации в системе общесоциальных ценностей (освоенность мобилизационных ценностей ПФК, отражающих сформированность сущностных параметров базовой культуры личности; готовность к «переносу» общесоциальных ценностей в профилированную физкультурно-спортивную деятельность; готовность к «переносу» ценностей ПФК в повседневную жизнь и бытовую деятельность; качество сформированности системы отношений (к себе, людям, труду, обществу, собственности).

  1. Физкультурно-деятельностный компонент ПФКЛ отражает следующие характеристики и признаки сформированности:

– мотивы и потребности (состояние биологических мотивов (гомеостатических, адаптационных, витальных) в связи со спецификой труда; качество сформированности социальных мотивов (становление и поддержание статуса профессионала, направленность на модернизацию условий жизни и деятельности); сформированность духовных мотивов (направленность на профессиональное самообразование, готовность к трансляции ценностей, направленность на модернизацию ценностей ПФК, поиск смысла жизни, направленность на преобразование общества);

– включенность в профилированную физкультурно-спортивную деятельность (регулярность занятий прикладными физическими упражнениями, их частота, разнообразие используемых форм и методов); сдвиги в состоянии здоровья и прикладной двигательной подготовленности; освоенность здорового стиля жизни в повседневной и профессиональной деятельности);

– включенность в инструкторскую деятельность (частота включений, использование дидактических оснований ПФК, качество судейской подготовленности) .

 

Рисунок 1 – Структура профессиональной физической культуры личности

 

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ряду социокультурных ценностей, обеспечивающих становление и развитие личности необходимо «участвуют» и ценности культуры физической, направленное использование которых-существенная предпосылка «объединения» в человеке его биологических и социальных начал. Однако, специфика жизнедеятельности человека, и прежде всего в связи с образовательной и профессиональной деятельностью, требуют сформированности специфического интегрального личностного состояния – профессиональной физической культуры, состояние которого – один из определяющих факторов становления и развития личности профессионала (специалиста), чья включенность в систему социальной производственно-профессиональной практики в конечном счете и обеспечивает прогрессивные изменения общества в материальной, духовной и художественной сферах в отношении культуры производства, самой личности и условий ее жизнедеятельности.

При этом целенаправленность системного взаимодействия субъектов профессионального образования в части освоения ценностей профессиональной физической культуры обусловлена подбором содержания профилированной физкультурно-спортивной деятельности, тогда как качество этого подбора в свою очередь обусловлено разработанностью структуры, сущностных характеристик и признаков сформированности профессиональной физической культуры личности. В ходе теоретического исследования установлено, что основными структурными компонентами профессиональной физической культуры личности являются: физический (физическое развитие, прикладная двигательная готовность, физическая адаптация), когнитивно-интеллектуальный (теоретическая готовность в сфере ПФК, состояние профессионально важных психических процессов), аксиологический (ценностные ориентации в системе общесоциальных ценностей; ценностные ориентации в сфере ПФК), физкультурно-деятельностный (мотивы и потребности, включенность в физкультурную деятельность, включенность в инструкторскую деятельность). В этой связи перспективным направлениям дальнейших изысканий является разработка прикладных оснований использования ценностей ПФК в структуре рабочего дня различных сфер производства; содержательного обеспечения ПФК для различных групп профессий в ходе производственных форм освоения ПФК.

×

About the authors

Sergey Semenovich Korovin

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: kss5656@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Theory and Methodology of Sport Disciplines, Adaptive Physical Culture and Biomedical Bases of Physical Education

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Лань, 1996. 384 с.
  2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.:Академия.2001. 240 с.
  3. Пономарчук В.А. Человек в мире спорта: проблемы становления личности. М.: ФИСО, 1994. 118 с.
  4. Коровин С.С. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура и формирование личности. Оренбург.:ОГПУ,1997. 296 с.
  5. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1996. № 1. С. 2-4.
  6. Коровин С.С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. 184 с.
  7. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. 247 с.
  8. Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности. Оренбург: ОГПУ, 2005. 72 с.
  9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  11. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 5-11.
  12. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1982. 176 с.
  13. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. 222 с.
  14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. СПб.: Издательство «Лань», М.: Издательство «Омега-Л», 2004. 160 с.
  16. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. М.: Советский спорт, 2010. 296 с.
  17. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т., Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школа-пресс, 1998. 512 с.
  19. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во «Южный Урал», 1996. 188 с.
  20. Брехман Н.Н. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. 208 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - The structure of the professional physical culture of the individual

Download (39KB)

Copyright (c) 2016 Korovin S.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies