Training handbook as means of organization of interdisciplinary connections in the process of bachelors training

Cover Page

Abstract


This paper discusses the theoretical aspects and relevance of the interdisciplinary approach in the pedagogical process. An interdisciplinary teaching aid for public relations, developed at Psychology and Pedagogy Department of SSTU, is considered to be a form of interdisciplinary connections formation in the process of bachelors training whose major is 42.03.01 «Advertising and public relations». This study guide is a part of the educational complex for the courses «Theory and Practice of Public Relations», «Theory and Practice of the media», «Fundamentals of communication theory» and is supposed to be used as part of their practical training. Interdisciplinary potential of this training manual is that the content and didactic units of different disciplines complement each other, forming a single integral perception of the subject. In terms of developing competencies students acquire a wide range of knowledge and skills as well as perceive a continuity and consistency between the results of the planned development of the disciplines. Implementation benefits Bachelors’ 3rd year learning process and lets the students majoring in «Advertising and public relations» improve the level of training due to the accumulation of knowledge and skills from different disciplines to solve professional problems.


Full Text

Реализация программы подготовки бакалавров предполагает не только обновление учебных курсов, программ, рабочих и индивидуальных планов, учебно-методической литературы, программно-информационного обеспечения, но и создание абсолютно новых учебников и учебных пособий, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Образовательные инновации должны проявиться не только в компетентностном подходе, но и в расширении спектра педагогических технологий, в выборе адекватной стратегии обучения [1, с. 5; 2]. На современном этапе развития общества, в условиях усложнения производственных отношений, его технической и социальной инфраструктуры решающим оказывается изменение отношения образовательных структур к подготовке специалистов в любой области. Это существенным образом зависит от организации целостного педагогического процесса, который заключается в создании новых организационных приемов, объединении научных направлений, инновационной деятельности [3; 4]. В современных условиях динамично меняющейся профессиональной среды, характеризующейся высоким уровнем конкуренции, у студентов, как у будущих субъектов профессиональной деятельности, необходимо сформировать компетенции, способствующие своевременному реагированию не только на изменения среды, но и на изменения потребностей и интересов целевых групп общественности [5; 6; 7;]. Формирование актуальных компетенций возможно в условиях междисциплинарного подхода [8; 9]. Изучением вопросов междисциплинарности в образовании занимаются многие исследователи [10]. Среди зарубежных авторов стоит отметить работы Т. Аусбегр, Дж. Томпсон, Дж. Ганна, изучающих исторические предпосылки междисциплинарности. Интересы Х. Якобса, Р. Эверетта, Н. Моти, Д. Дэвида и Дж. Джери сосредоточены в области педагогической междисциплинарности. Ряд ученых, среди которых Р. Кёниг, Г. Бергер, Р. Акоф, объектом изучения выбрали для себя междисциплинарные исследования [11]. Среди отечественных исследователей вопросов междисциплинарности в педагогическом процессе стоит отметить Г.Л. Тульчинского, Е.А. Бушковской, Е.И. Снопковой [12; 13]. Стоит, однако, отметить, что на сегодняшний день вопрос междисциплинарности в педагогике достаточно обширен, что обуславливает необходимость проведения дальнейших исследований. Целью исследования явилось изучение особенностей формирования междисциплинарных связей в процессе подготовки бакалавров на примере разработанного на базе кафедры психологии и педагогики СамГТУ междисциплинарного учебно-методического пособия по связям с общественностью. Междисциплинарность, по мнению Х. Якобса - это вид знания и подход к курсу обучения, которые сознательно включают методологию и язык более чем одной дисциплины для рассмотрения центральной темы, проблемы, события. В отличие от традиционного взгляда на сумму знаний отдельной дисциплины, междисциплинарность не делает акцент на ограничения знания, а сосредотачивается на связях и взаимоотношениях между разными дисциплинами, изучающими свой предмет [11]. Согласно Е.А. Бушковской, основой междисциплинарного обучения является тематическая междисциплинарная интеграция. Тематическая междисциплинарная интеграция - способ организации содержания обучения, в основе которого лежит интеграция объектов изучения, тем, проблем из разных областей знаний посредством их содержательного связывания с общими идеями междисциплинарного характера, которые раскрывают смысл глобальной темы [14]. Междисциплинарный подход в педагогике определяется Е.И. Снопковой как круг проблем, решаемых внутри педагогической науки с целью преодоления системы методологических ограничений, мешающих ее развитию в соответствии с динамикой науки в истории развития человеческого общества и культуры, изменчивостью норм, стратегий, критериев, программ исследовательской деятельности [15]. Э.М. Мирским выделено 3 вида проблем, решаемых в процессе междисциплинарного обучения: - методологическая (формирование объекта изучения в разных предметных проекциях); - организационная (создание сети коммуникаций представителей разных научных дисциплин); - информационная (передача прикладных результатов обучения в практику принятия решений и их воплощения, передача научных результатов для экспертизы в системы дисциплинарного знания) [15]. Рассматриваемое в качестве средства формирования междисциплинарных связей междисциплинарное учебно-методическое пособие является частью учебно-методического комплекса по дисциплинам «Теория и практика связей с общественностью», «Теория и практика массовой информации», «Основы теории коммуникации» и предназначено для использования в рамках проведения практических занятий для подготовки бакалавров по направлению 42.03.01 Реклама и связи с общественностью. В соответствии с действующим ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, курсовых, дипломных работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения [16, с. 7]. Как и любой тип учебной литературы учебно-методическое пособие имеет свое четко определенное целевое назначение. Целевое назначение учебно-методического пособия отражает функцию, которую выполняет данный тип изданий. Так, основной функцией учебно-методического пособия является обеспечение самостоятельной работы студентов по овладению знаниями и их закреплению [17; 18]. Целью рассматриваемого междисциплинарного учебно-методического пособия по связям с общественностью является формирование у бакалавров общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые необходимы для реализации организационно-управленческой деятельности. Задачи междисциплинарного учебно-методического пособия по связям с общественностью: - формирование у бакалавров способности осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах; - формирование у бакалавров знаний и навыков работы в отделах рекламы/связей с общественность; - формирование у бакалавров умения планировать и готовить под контролем коммуникационные кампании и мероприятия; - формирование у бакалавров способности принимать участие в управлении и организации работы рекламных служб и служб по связям с общественностью фирмы и организации, осуществлять оперативное планирование и оперативный контроль рекламной работы, деятельности по связям с общественностью, проводить мероприятия по повышению имиджа организации, продвижению товаров и услуг фирмы на рынок, оценивать эффективность рекламной деятельности и связей с общественностью. Междисциплинарность данного учебно-методического пособия реализуется на двух уровнях: 1. Уровень дисциплин. Рассматриваемые дисциплины имеют различные объекты изучения и содержание. Однако в своей структуре все три дисциплины имеют общую тематику, позволяющую объединить их в рамках единого учебно-методического пособия - коммуникационный процесс. 2. Уровень компетенций. Каждая из рассматриваемых дисциплин призвана формировать различный набор компетенций. В процессе обучения с использованием предлагаемого учебно-методического пособия в рамках каждой дисциплины студенты могут осваивать более широкий набор общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В связи с этим в процессе изучения отдельной дисциплины может быть достигнуто полное либо частичное формирование у студентов дополнительных компетенций, присущих сопутствующим дисциплинам. Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций у будущих выпускников обеспечивает их дальнейшее вхождение в профессиональную среду [19; 20]. Рассмотрим интерпретацию содержания учебно-методического пособия в рамках каждой из рассматриваемых дисциплин в соответствии с рабочими программами дисциплин на примере Темы 1 «Возникновение и развитие PR. Исторический аспект» пособия (табл. 1). Таблица 1 - Интерпретация содержания учебно-методического пособия в рамках каждой из рассматриваемых дисциплин Тема учебно-методического пособия Содержание занятий по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» Содержание занятий по дисциплине «Теория и практика массовой информации» Содержание занятий по дисциплине «Основы теории коммуникации» Тема 1. Возникновение и развитие PR. Исторический аспект Предпосылки возникновения PR-деятельности, первые образцы. PR в Древней Греции и Древнем Риме. Этапы развития PR: «Эра манипулирования», «Эра информирования», «Эра убеждения», «Эра сотрудничества» Дожурналистский опыт массовой коммуникации человечества. Социокультурные предпосылки возникновения журналистики как начальной формы PR-деятельности. Предшественники периодической печати. Состояние сферы СМИ в настоящее время Основные этапы развития теории коммуникации. Место PR-коммуникации в развитии общей теории коммуникации. Виды коммуникаций, предшествующие PR-коммуникации и последующие Как видно из таблицы 1, общую тему каждая дисциплина наполняет собственным содержанием, дидактические единицы дополняют друг друга, формируют единое целостное восприятие изучаемой темы. Рассмотрим также междисциплинарность учебно-методического пособия с точки зрения формируемых компетенций. Рассматриваемые дисциплины формируют общую компетенцию ОПК-4: Умение планировать и готовить под контролем коммуникационные кампании и мероприятия. Междисциплинарность в данном случае заключается в том, что общую компетенцию каждая дисциплина наполняет индивидуальными планируемыми результатами обучения: владениями, знаниями и умениями, приобретаемыми студентами в процессе освоения дисциплины. В данном случае, осваивая одну компетенцию, студенты приобретают широкий набор владений, умений и навыков. Исключается дублирование планируемых результатов обучения, возникает взаимосвязь между читаемыми дисциплинами, студенты более полно воспринимают преемственность и последовательность владений, умений и знаний по рассматриваемым дисциплинам. В итоге отметим, что в настоящий момент рассматриваемое учебно-методическое пособие по связям с общественностью: - рассмотрено и одобрено на заседании кафедры психологии и педагогики СамГТУ; - рассмотрено и одобрено на заседании методического совета факультета гуманитарного образования СамГТУ; - рекомендовано к изданию. В 2016/2017 учебном году запланировано внедрение учебно-методического пособия в процесс обучения бакалавров 3 курса, обучающихся по направлению 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, профиль «Связи с общественностью». Внедрение пособия в процесс обучения бакалавров 3 курса, обучающихся по направлению 42.03.01 Реклама и связи с общественностью позволит повысить уровень подготовки студентов за счет аккумуляции знаний, умений, владений из разных дисциплин для решения профессиональной задачи.

About the authors

Tatiana Mikhaylovna Plekhanova

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: example@snv63.ru

senior lecturer of the Chair of Psychology and Pedagogics

References

  1. Фролко М.С. Рекомендации преподавателям по созданию учебно-методических материалов. М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2013. 35 с.
  2. Тимощук Н.А. Преемственность в реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Математическое образование: прошлое, настоящее и будущее: Мат-лы IV Всерос. III Междунар. заочной науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. К.А. Малыгина. Самара: ПГСГА, 2015. С. 268-274.
  3. Плеханова Т.М. Синергетика метапредметных компетенций (на примере подготовки бакалавров по связям с общественностью) // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем: XIII Междунар. науч. конф. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2015. С. 180-185.
  4. Тимощук Н.А. Формирование метапредметной компетентности у студентов технического университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 3(27). С. 233-241.
  5. Плеханова Т.М., Мельник Н.М. Подготовка эффективного специалиста по социальной рекламе в условиях становления инновационного общества // Связи с общественностью в пространстве межкультурной коммуникации: императивы модернизации и управление изменениями: Междунар. науч.-практ. конф. Самара: СамГТУ, 2012. С. 133-137.
  6. Плеханова Т.М. Реальное практико-ориентированное учебное проектирование как фактор развития и формирования у студентов профессиональной компетентности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 138-145.
  7. Плеханова Т.М. Синергетика метапредметных компетенций (на примере подготовки бакалавров по связям с общественностью) // Синергетика природных, технических и социально-экономических систем. XIII Междунар. науч. конф. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2015. С. 180-185.
  8. Насанова Б.Б. Междисциплинарные связи в системе СПО: компетентностный подход // Среднее профессиональное образование. 2013. № 12. С. 7-9.
  9. Ульянова О.В. Междисциплинарность как основополагающий принцип формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 8. С. 65-68.
  10. Лаптева М.П. Междисциплинарность как методологический феномен // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2011. № 1(15). С. 165-167.
  11. Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 152-155.
  12. Соловьев А.А. Образование: междисциплинарность и разделенность // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. № 16(119). С. 27-30.
  13. Платонова С.И. Междисциплинарность в современном социальном знании // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 41-44.
  14. Бушковская Е.А. Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка) // Молодой учёный. 2014. № 5 (64). С. 492-495.
  15. Снопкова Е.И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1. С. 111-117.
  16. Правила подготовки рукописи к изданию: метод. указания / сост. Е.С. Захарова. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009. 44 с.
  17. Методические указания по разработке учебного пособия [Электронный ресурс] // Сайт Якутского колледжа технологии и дизайна. - http://www.yctd.ru/ ?q=content/методические-указания-по-разработке-учебного-пособия.
  18. Михеева Е.Н., Перова Л.А. Разработка учебно-методического пособия как показатель компетентности педагога // Научные исследования в образовании. 2011. № 10. С. 67-70.
  19. Рябинова Е.Н., Марченкова Л.А. К вопросу об актуальности формирования вербальных компетенций студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 2(26). С. 163-170.
  20. Рябинова Е.Н., Марченкова Л.А. Формирование вербальных компетенций в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. 2015. № 4(23). С. 158-163.

Statistics

Views

Abstract - 76

PDF (Russian) - 23

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2016 Plekhanova T.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies