Applied bases of the person physical culture education process management

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The quality of school education as a system of the directional usage of the physical culture values is conditionally provided through the effectiveness of the teacher’s activities (as well as by all the school’s subjects) in realization of the management actions with regards to this system functioning optimization, its integrity and stability in the process of the base aim achievement – students’ physical culture education. Meanwhile the management activity itself as a system stipulates, in its turn, for the definite stages of the management work with regards to the fulfillment a corresponding content of the management actions. So, based on the existing notions about the internal school management system as well as on the experience in management the process of physical education in the bringing up a student’s physical culture, the following management activities stages and their main content are defined: collection and processing (analysis, synthesis) information about the object of management (physical education); diagnosis of the state of the object (subject) of management and the activity forecast, establishment of the aim (the anticipation of the results in physical culture and sports activities), private goals in the process of students’ physical culture teaching, management decision taking (the combination of the mental operations and actions, that define a problematic situation, its transfer to the task, formation of the physical culture and sports activities motives and hypothesis about the means of its decision); planning (foreseeing the way how the physical education process will be developed in time); working out a physical culture and sports activities content (system regulation of the elements and processes, that form the subject or phenomenon; the content of physical culture and sports activities – the system of knowledge, movement abilities and skills, experience of the creative value-oriented activity, that provide for the personality’s physical culture formation); activity organization (as a combination of actions for regulation and co-ordination of subject-object physical culture and sports activities in teaching, education and development of the personality); control (complex) of education activity (its biomedicine and psycho-pedagogical forms); collection and processing of education activities results; correction of the aim, planning, content and the processes of physical culture and sports activities and physical education organization.

Full Text

Современная школа в настоящее время реализует достаточно многогранную образовательную деятельность в отношении формирования культурологических характеристик личности обучающихся, что в существенной мере обусловлено требованиями ФГОС общего образования [1]. Такая образовательная практика вызывает некоторые затруднения в реализации основополагающих целевых ориентиров, что обусловлено смещением ценностных ориентаций обучающихся, некоторыми материально-техническими затруднениями современной школы, недостатком внимания органов управления образования к непростой деятельности учительского корпуса. Настоящим обусловливается необходимость и актуальность овладения преподавателем (учителем, тренером) основами управления процессами освоения ценностей физической культуры в ходе физического образования. Вполне очевидно, что овладение учителем физической культуры основами управленческой деятельности позволит оптимально включиться в целостный процесс управления школой и, главное, оптимизировать собственную управленческую деятельность в отношении повышения эффективности физического образования и физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) в части реализации главной его цели – воспитание на всех этапах онтогенеза обучающихся их физической культуры.

В специальной литературе «управление» определяют как функцию любых (прежде всего социальных) систем, с реализацией которой обеспечивается поддержание оптимального режима деятельности этой системы для реализации установленных цели и программы [2]. Именно за счет соответствующего управления достигается (в существенной мере) сохранение структуры управляемой системы и оптимальный режим ее (системы) деятельности, функционирования. В сфере педагогического знания управление есть взаимодействие субъектов педагогического процесса на основе реализации его закономерностей для достижения социально и личностно значимой цели [3, с. 421; 4, с. 464]. Таким образом, основными действиями в составе управления можно считать выработку решения, целеполагание, организацию (в широком, относительно масштабном смысле), контроль, регуляцию объекта управления в соответствии с целью, аналитическую работу [5, с. 315–355].

При этом структура (в педагогике – отражение состава структурных компонентов и их взаимосвязей по обеспечению целостности, устойчивости функционирования какой-либо системы) [6] управления внутришкольным физическим образованием в воспитании физической культуры личности в самом общем виде может быть представлена следующим образом (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Структура (общая) управления социальными системами (включая физическое образование)

 

Классическая структура управления распространяется практически на все процессы освоения физической культуры, находит применение и в системе спортивной подготовки [7, с. 23].

Более утилитарное определение управления в сфере физической культуры можно представить как специально смоделированную деятельность, направленную на оптимизацию функционирования физического образования обучающихся (как частность) и процессов освоения физической культуры (в целом).

Причем это касается и системы спортивной подготовки [8, с. 431]. Таким образом, цель управления физическим образованием – оптимизация функционирования системы процессов освоения физической культуры; объект – оптимизация процессов взаимодействия субъектов физического образования, а предмет – физическая культура обучающихся.

Тем не менее управленческая деятельность необходимо присутствует (как правило, осознанно или нет) в работе учителя физической культуры (он осуществляет внутришкольное управление физическим образованием) и определяется как деятельность по оптимизации взаимодействия участников физического образования (детей и педагогов) для достижения установленного результата (цели) [9].

Однако в связи с временными характеристиками управленческой работы учителя в практике деятельности школы определены следующие виды управления [10]:

– управление этапное; с его реализацией обеспечивается оптимизация процесса физического образования в течение учебного года (макроцикла спортивной подготовки);

– управление текущее; в ходе него достигается эффективность образовательной практики по освоению определенного программного материала (раздела школьной программы, учебной четверти программы периода спортивной подготовки);

– управление оперативное, которое имеет направленность на оптимизацию процессов освоения конкретной ФСД в пределах одного учебного занятия (урока, тренировки или соревнования).

На основе сложившихся представлений о понятийно-категориального аппарате управления, исходя их методологических представлений об управлении и психолого-педагогического (методических) оснований, можно определить процесс управления внутришкольным физическим образованием как поэтапный [11; 12; 13, с. 17; 14]:

– получение (сбор и обработка) информации о состоянии процесса физического образования;

– диагноз состояния объекта (предмета) управления и прогноз развития физического образования;

– определение цели организации и реализации содержания физического образования, а также задач, обеспечивающих достижение цели – воспитание физической культуры обучающихся;

– выработка решения по управленческой деятельности на основе определения противоречий и проблемы в отношении воспитания физической культуры обучающихся;

– осуществление всех видов планирования, отражающих, как процесс освоения физической культуры будет реализовываться в конкретных условиях;

– разработка содержания деятельности (физкультурно-спортивной) по освоению физической культуры, включающего совокупность умений и навыков, знаний, подлежащих воспитанию (формированию) и отражающих физическую культуру личности [13, с. 40–41];

– организация деятельности, включающая совокупность действий по оптимизации физкультурно-спортивной деятельности в отношении обучения, воспитания и развития личностных и двигательных потребностей и способностей;

– контроль (комплексный) образовательной деятельности (медико-биологическая и психолого-педагогическая его формы) [7; 15; 16];

– сбор и обработка результатов физического образования (ФСД);

– осуществление действий по коррекции цели, содержания планирования, содержания физкультурно-спортивной деятельности и организационных мероприятий по оптимизации процесса физического образования, то есть далее – новый цикл управления (в идеале) [2, с. 380; 17, с. 704–705].

Таким образом, системные представления об управлении внутришкольным физическим образованием можно выразить таким образом (табл. 1).

После реализации всех управленческих действий, зарегистрированных на 9 и 10 этапах управления физическим образованием, по сути, начинается новый цикл управления (начиная с 4 этапа) на новом качественном уровне.

В заключение следует выделить основные виды деятельности спортивного педагога в управлении физическим образованием:

– проводить диагностику и оценивание сформированности физической культуры обучающихся; сущностных характеристик базовой культуры личности;

– выявлять цели и задачи физического образования обучающихся; для их успешной реализации организовывать взаимодействие субъектов образовательного процесса;

– осуществлять планирование всех видов в воспитании физической культуры школьников;

– разрабатывать содержание ФСД в ходе процесса физического образования;

– осуществлять организационные действия в отношении реализации содержания ФСД в воспитании физической культуры обучающихся;

– осуществлять комплексный контроль, учет и коррекцию процессов освоения физической культуры;

– оценивать результативность процессов направленного использования ценностей физической культуры и своей деятельности в этом отношении.

Здесь же следует оговориться, что независимо от вида управления все обозначенные этапы, основные направления и содержание управленческой деятельности так или иначе проявляются (в полном объеме или в сокращенном) и необходимы к реализации.

При этом существенным фактором обеспечения качества управления является взаимодействие участников физического образования, их взаимопонимание, согласованность действий и заинтересованность в модернизации физического образования обучающихся для достижения основополагающей цели – воспитание физической культуры личности.

 

Таблица 1 – Характеристика этапов управления физическим образованием

№ п/п

Этап управления

Направленность и содержание управленческой работы

1

 Получение (сбор и обработка) информации об исходном состоянии процесса физического образования

1. Выявление специфики образовательного учреждения:

– педагогические кадры и их компетентность (включая преподавателей иных учебных дисциплин);

– выявление спортивных традиций школы (образовательной организации);

– изучение состояния материально-технической базы и ее соответствия установленным нормативным требованиям и цели управления.

2. Выявление коллективного отношения (иных преподавателей) к физической культуре (физкультурно-спортивной деятельности – ФСД).

3. Определение актуальности физической культуры (ФСД) в системе школьного образования.

4. Нахождение критериев диагностики и оценки физического образования.

5. Выявление особенностей взаимосвязи и взаимодействия с родителями, спонсорами, управления образования и т.п.

6. Учет собранной информации.

2

Диагноз состояния объекта (предмета) управления и прогноз деятельности

1. Разработка (подбор) частных методик диагностики и оценки сформированности физической культуры обучающегося.

2. Определение качества исходного состояния сформированности физической культуры личности обучающихся в части характеристик физического развития, двигательных умений и навыков, двигательных качеств, знаний, потребностей и мотивов, характеристик базовой культуры.

3. Определение основных направлений («на сейчас») в использовании ценностного потенциала физической культуры в воспитании и(или) обучении и(или) развитии основных характеристик физической культуры обучающихся.

3

Определение цели организации и реализации содержания физического образования, а также задач, обеспечивающих достижение цели – воспитание физической культуры обучающихся

1. Утверждение установленной цели и задач физического образования с педагогическим коллективом школы.

2. Установление взаимодействия – согласования с обучающимися цели, основных задач и методических направлений реализации ФСД в воспитании физической культуры школьников.

4

Выработка решения по управленческой деятельности на основе определения противоречий и проблемы в отношении воспитания физической культуры обучающихся

1. Реализация мероприятий по формированию потребностно-мотивационой сферы школьников на ФСД в освоении физической культуры.

2. Разработка научной гипотезы (моделей реализации решения) по воспитанию физической культуры обучающихся.

3. Согласование решения с коллегами и администрацией; реализация мероприятий по обеспечению их участия в реализации ФСД.

4. Создание необходимых педагогических и организационных педагогических условий:

– материальных и санитарно-гигиенических;

– методическая подготовленность всех участников образовательного процесса в сфере физической культуры;

– создание теоретико-методических оснований разработки содержания целенаправленной ФСД (подбор средств, основных методов их реализации, организационных форм и принципов использования физической культуры.

5. Согласование решения с обучающимися; нахождение сферы их участия в реализации решения.

5

Осуществление всех видов планирования, отражающих то, как процесс освоения физической культуры будет реализовываться в конкретных условиях и во временном аспекте

1. Разработка видов плана:

– перспективного (на один учебный год и(или) макроцикл);

– этапного (раздел школьной программы или учебная четверть);

– краткосрочного (отдельное занятие; их серия).

2. Соблюдение основных требований к планированию, что проявляется в комплексном характере обучающих, воспитательных и развивающих воздействий; в возможности модификации и «перестройки» плана в связи с обстоятельствами; в безусловной реалистичности содержания планов; во взаимодействии внутренних и внешних факторов физического образования; системности (преемственность и последовательность реализации содержания ФСД; конкретности материала планирования.

6

Разработка содержания деятельности (физкультурно-спортивной) по освоению физической культуры, включающего совокупность умений и навыков, знаний, подлежащих воспитанию (формированию) и отражающих физическую культуру личности

1. Определение системы принципов (общих социальных, общеметодических и специфических), регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность в воспитании физической культуры школьников

2. Подбор средств физической культуры и регламента их реализации, обусловливающих достижение цели (физические упражнения, средовые и гигиенические факторы, вспомогательные и дополнительные средства).

3. Выбор методов, обеспечивающих направленное использование средств (игровой, соревновательный и группа методов строго-регламентированного упражнения).

4. Определение организационных форм физкультурно-спортивной деятельности (освоения физической культуры), обеспечивающих качество усвоения содержания физкультурно-спортивной деятельности (классно-урочной и всех реальных внеурочных).

5. Разработка способов преемственности в подборе средств и методов физкультурно-спортивной деятельности и последовательности их реализации.

6. Подготовленность преподавательского (учительского) корпуса к реализации содержания ФСД и физического образования.

7

Организация деятельности, включающая совокупность действий по оптимизации физкультурно-спортивной деятельности в отношении обучения, воспитания и развития личностных и двигательных потребностей и способностей

1. Повторное (при необходимости) разъяснение основной цели и определяющих ее решение задач ФСД.

2. Развитие системы мотивов на освоение физической культуры и ФСД всех участников этих процессов (вполне естественно, что каждого «на своем поле»).

3. Обеспечение оптимального (доверительного и партнерского) взаимодействия преподавателей и обучающихся.

4. Реализация координирующих действий и деятельности всех субъектов физического образования (учителей физической культуры, учителей-предметников, управленческого аппарата школы, родительского корпуса и т.п.).

5. Создание должных материально-технических и санитарно-гигиенических (бытовых) условий для реализации содержания физического образования и ФСД.

6. Реализация мер по восполнению научно-методической подготовленности преподавательского корпуса в вопросах теории и методики физического образования.

7. Определение и создание необходимых условий для целенаправленной реализации дидактического обеспечения физического образования и ФСД.

8. Апробация методов и частных методик диагностики, регистрации, измерения и оценки состояния физической культуры личности.

8

Контроль (комплексный) образовательной деятельности (медико-биологическая и психолого-педагогическая его формы)

1. Диагностика состояния физической культуры личности (наиболее характерных для реальной практики школьного физического образования):

– освоенность системы знаний в сфере физической культуры;

– качество сформированных мотивов и потребностей в освоении физической культуры;

– двигательная подготовленность, регистрируемая по состоянию двигательных качеств и качеству-количеству сформированных двигательных умений и навыков;

– состояние физического развития и основных систем жизнеобеспечения (функциональная подготовленность).

2. Выявление качественных характеристик действия административно-управленческого аппарата школы и иных субъектов физического образования, а также взаимодействия всех субъектов ФСД.

3. Реализация основных требований комплексного контроля, отражающих его системность, своевременность и объективность, комплексность.

4. Регистрация и учет всех показателей контроля на основе сравнения данных «до» и «после».

9

Сбор и обработка результатов физического образования (ФСД)

1. Осуществление диагностики и оценки:

– качества взаимодействия всех субъектов физического образования;

– состояния ценностных ориентаций всех участников ФСД и физического образования;

– качества сформированности физической культуры личности школьников;

– организации процессуальной составляющих обучающих, воспитательных и развивающих воздействий;

– процессуальной и результативной деятельности преподавательского корпуса;

– направленности субъектов физического образования и ФСД на расширение и упрочение мательально-технической оснащенности процессов освоения физической культуры, а также на восполнение личностной методической подготовленности.

2. Сопоставление результатов образовательной деятельности по воспитанию физической культуры обучающихся (исходных данных и итоговыми).

3. Учет и осмысление результатов физического образования и ФСД.

10

Осуществление действий по коррекции цели, содержания планирования, содержания физкультурно-спортивной деятельности и организационных мероприятий по оптимизации процесса физического образования

1. Реализация мероприятий по «переводу» у обучающихся мотива освоения физической культуры на цель.

2. Коррекция основного содержания физического образования в отношении воспитания компонентов физической культуры обучающихся.

3. Поиск и внедрение новых технологий физического образования.

4. Коррекция имеющихся и принятие мер по обеспечению должных взаимодействий субъектов ФСД.

×

About the authors

Sergey Semenovich Korovin

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: kss5656@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Theory and Methodology of Sports, Adaptive Physical Culture and Medico-Biological Foundations of Physical Education Department

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 // Российская газета. №5812 (139). 21.06.2012.
  2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980. 445 с.
  3. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.П. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  4. Педагогика физической культуры / под ред. С.Д. Неверковича. М.: Физкультура и спорт, 2006. 528 с.
  5. Педагогика: учебное пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк и др. / под ред. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  7. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.
  8. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 480 с.
  9. Дуранов М.Е., Чернецкий Ю.М. Общая педагогика. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 186 с.
  10. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 1997. 583 с.
  11. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. 276 с.
  12. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. 208 с.
  13. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2008. 400 с.
  14. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. 480 с.
  15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2014. 480 с.
  17. Философский энциклопедический словарь / гл. ред: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Structure (general) management of social systems (including physical education)

Download (20KB)

Copyright (c) 2018 Korovin S.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies