Прикладные основания управления процессом воспитания физической культуры личности
- Авторы: Коровин С.С.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 247-252
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21782
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872307
- ID: 21782
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обеспечение качества школьного физического образования как системы направленного использования ценностей физической культуры обусловлено эффективностью деятельности учителя (равно как и всех субъектов школы) по реализации управленческих действий в отношении оптимизации функционирования этой системы, ее целостности и устойчивости в достижении основополагающей цели – воспитание физической культуры обучающихся. При этом сама управленческая деятельность как система предусматривает, в свою очередь, определенную этапность управленческой работы в отношении осуществления на каждом из этапов соответствующего содержания управленческих действий. Так, на основе существующих представлений о внутришкольном управлении, опыта управления процессами освоения физической культуры в воспитании интегративного личностного качества физической культуры обучающегося установлены следующие этапы управленческой деятельности и их основное содержание: получение информации о состоянии процесса физического образования; диагноз состояния объекта (предмета) управления и прогноз развития физического образования; определение цели организации и реализации содержания физического образования, а также задач, обеспечивающих достижение цели – воспитания физической культуры обучающихся; выработка решения по управленческой деятельности на основе определения противоречий и проблемы в отношении воспитания физической культуры обучающихся; осуществление всех видов планирования, отражающих то, как процесс освоения физической культуры будет реализовываться в конкретных условиях; разработка содержания деятельности (физкультурно-спортивной) по освоению физической культуры, включающего совокупность умений и навыков, знаний, подлежащих воспитанию (формированию) и отражающих физическую культуру личности; организация деятельности, включающая совокупность действий по оптимизации физкультурно-спортивной деятельности в отношении обучения, воспитания и развития личностных и двигательных потребностей и способностей; контроль (комплексный) образовательной деятельности (медико-биологическая и психолого-педагогическая его формы); сбор и обработка результатов образовательной деятельности; осуществление действий по коррекции цели, содержания планирования, содержания физкультурно-спортивной деятельности и организационных мероприятий по оптимизации процесса физического образования.
Полный текст
Современная школа в настоящее время реализует достаточно многогранную образовательную деятельность в отношении формирования культурологических характеристик личности обучающихся, что в существенной мере обусловлено требованиями ФГОС общего образования [1]. Такая образовательная практика вызывает некоторые затруднения в реализации основополагающих целевых ориентиров, что обусловлено смещением ценностных ориентаций обучающихся, некоторыми материально-техническими затруднениями современной школы, недостатком внимания органов управления образования к непростой деятельности учительского корпуса. Настоящим обусловливается необходимость и актуальность овладения преподавателем (учителем, тренером) основами управления процессами освоения ценностей физической культуры в ходе физического образования. Вполне очевидно, что овладение учителем физической культуры основами управленческой деятельности позволит оптимально включиться в целостный процесс управления школой и, главное, оптимизировать собственную управленческую деятельность в отношении повышения эффективности физического образования и физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) в части реализации главной его цели – воспитание на всех этапах онтогенеза обучающихся их физической культуры.
В специальной литературе «управление» определяют как функцию любых (прежде всего социальных) систем, с реализацией которой обеспечивается поддержание оптимального режима деятельности этой системы для реализации установленных цели и программы [2]. Именно за счет соответствующего управления достигается (в существенной мере) сохранение структуры управляемой системы и оптимальный режим ее (системы) деятельности, функционирования. В сфере педагогического знания управление есть взаимодействие субъектов педагогического процесса на основе реализации его закономерностей для достижения социально и личностно значимой цели [3, с. 421; 4, с. 464]. Таким образом, основными действиями в составе управления можно считать выработку решения, целеполагание, организацию (в широком, относительно масштабном смысле), контроль, регуляцию объекта управления в соответствии с целью, аналитическую работу [5, с. 315–355].
При этом структура (в педагогике – отражение состава структурных компонентов и их взаимосвязей по обеспечению целостности, устойчивости функционирования какой-либо системы) [6] управления внутришкольным физическим образованием в воспитании физической культуры личности в самом общем виде может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура (общая) управления социальными системами (включая физическое образование)
Классическая структура управления распространяется практически на все процессы освоения физической культуры, находит применение и в системе спортивной подготовки [7, с. 23].
Более утилитарное определение управления в сфере физической культуры можно представить как специально смоделированную деятельность, направленную на оптимизацию функционирования физического образования обучающихся (как частность) и процессов освоения физической культуры (в целом).
Причем это касается и системы спортивной подготовки [8, с. 431]. Таким образом, цель управления физическим образованием – оптимизация функционирования системы процессов освоения физической культуры; объект – оптимизация процессов взаимодействия субъектов физического образования, а предмет – физическая культура обучающихся.
Тем не менее управленческая деятельность необходимо присутствует (как правило, осознанно или нет) в работе учителя физической культуры (он осуществляет внутришкольное управление физическим образованием) и определяется как деятельность по оптимизации взаимодействия участников физического образования (детей и педагогов) для достижения установленного результата (цели) [9].
Однако в связи с временными характеристиками управленческой работы учителя в практике деятельности школы определены следующие виды управления [10]:
– управление этапное; с его реализацией обеспечивается оптимизация процесса физического образования в течение учебного года (макроцикла спортивной подготовки);
– управление текущее; в ходе него достигается эффективность образовательной практики по освоению определенного программного материала (раздела школьной программы, учебной четверти программы периода спортивной подготовки);
– управление оперативное, которое имеет направленность на оптимизацию процессов освоения конкретной ФСД в пределах одного учебного занятия (урока, тренировки или соревнования).
На основе сложившихся представлений о понятийно-категориального аппарате управления, исходя их методологических представлений об управлении и психолого-педагогического (методических) оснований, можно определить процесс управления внутришкольным физическим образованием как поэтапный [11; 12; 13, с. 17; 14]:
– получение (сбор и обработка) информации о состоянии процесса физического образования;
– диагноз состояния объекта (предмета) управления и прогноз развития физического образования;
– определение цели организации и реализации содержания физического образования, а также задач, обеспечивающих достижение цели – воспитание физической культуры обучающихся;
– выработка решения по управленческой деятельности на основе определения противоречий и проблемы в отношении воспитания физической культуры обучающихся;
– осуществление всех видов планирования, отражающих, как процесс освоения физической культуры будет реализовываться в конкретных условиях;
– разработка содержания деятельности (физкультурно-спортивной) по освоению физической культуры, включающего совокупность умений и навыков, знаний, подлежащих воспитанию (формированию) и отражающих физическую культуру личности [13, с. 40–41];
– организация деятельности, включающая совокупность действий по оптимизации физкультурно-спортивной деятельности в отношении обучения, воспитания и развития личностных и двигательных потребностей и способностей;
– контроль (комплексный) образовательной деятельности (медико-биологическая и психолого-педагогическая его формы) [7; 15; 16];
– сбор и обработка результатов физического образования (ФСД);
– осуществление действий по коррекции цели, содержания планирования, содержания физкультурно-спортивной деятельности и организационных мероприятий по оптимизации процесса физического образования, то есть далее – новый цикл управления (в идеале) [2, с. 380; 17, с. 704–705].
Таким образом, системные представления об управлении внутришкольным физическим образованием можно выразить таким образом (табл. 1).
После реализации всех управленческих действий, зарегистрированных на 9 и 10 этапах управления физическим образованием, по сути, начинается новый цикл управления (начиная с 4 этапа) на новом качественном уровне.
В заключение следует выделить основные виды деятельности спортивного педагога в управлении физическим образованием:
– проводить диагностику и оценивание сформированности физической культуры обучающихся; сущностных характеристик базовой культуры личности;
– выявлять цели и задачи физического образования обучающихся; для их успешной реализации организовывать взаимодействие субъектов образовательного процесса;
– осуществлять планирование всех видов в воспитании физической культуры школьников;
– разрабатывать содержание ФСД в ходе процесса физического образования;
– осуществлять организационные действия в отношении реализации содержания ФСД в воспитании физической культуры обучающихся;
– осуществлять комплексный контроль, учет и коррекцию процессов освоения физической культуры;
– оценивать результативность процессов направленного использования ценностей физической культуры и своей деятельности в этом отношении.
Здесь же следует оговориться, что независимо от вида управления все обозначенные этапы, основные направления и содержание управленческой деятельности так или иначе проявляются (в полном объеме или в сокращенном) и необходимы к реализации.
При этом существенным фактором обеспечения качества управления является взаимодействие участников физического образования, их взаимопонимание, согласованность действий и заинтересованность в модернизации физического образования обучающихся для достижения основополагающей цели – воспитание физической культуры личности.
Таблица 1 – Характеристика этапов управления физическим образованием
№ п/п | Этап управления | Направленность и содержание управленческой работы |
1 | Получение (сбор и обработка) информации об исходном состоянии процесса физического образования | 1. Выявление специфики образовательного учреждения: – педагогические кадры и их компетентность (включая преподавателей иных учебных дисциплин); – выявление спортивных традиций школы (образовательной организации); – изучение состояния материально-технической базы и ее соответствия установленным нормативным требованиям и цели управления. 2. Выявление коллективного отношения (иных преподавателей) к физической культуре (физкультурно-спортивной деятельности – ФСД). 3. Определение актуальности физической культуры (ФСД) в системе школьного образования. 4. Нахождение критериев диагностики и оценки физического образования. 5. Выявление особенностей взаимосвязи и взаимодействия с родителями, спонсорами, управления образования и т.п. 6. Учет собранной информации. |
2 | Диагноз состояния объекта (предмета) управления и прогноз деятельности | 1. Разработка (подбор) частных методик диагностики и оценки сформированности физической культуры обучающегося. 2. Определение качества исходного состояния сформированности физической культуры личности обучающихся в части характеристик физического развития, двигательных умений и навыков, двигательных качеств, знаний, потребностей и мотивов, характеристик базовой культуры. 3. Определение основных направлений («на сейчас») в использовании ценностного потенциала физической культуры в воспитании и(или) обучении и(или) развитии основных характеристик физической культуры обучающихся. |
3 | Определение цели организации и реализации содержания физического образования, а также задач, обеспечивающих достижение цели – воспитание физической культуры обучающихся | 1. Утверждение установленной цели и задач физического образования с педагогическим коллективом школы. 2. Установление взаимодействия – согласования с обучающимися цели, основных задач и методических направлений реализации ФСД в воспитании физической культуры школьников. |
4 | Выработка решения по управленческой деятельности на основе определения противоречий и проблемы в отношении воспитания физической культуры обучающихся | 1. Реализация мероприятий по формированию потребностно-мотивационой сферы школьников на ФСД в освоении физической культуры. 2. Разработка научной гипотезы (моделей реализации решения) по воспитанию физической культуры обучающихся. 3. Согласование решения с коллегами и администрацией; реализация мероприятий по обеспечению их участия в реализации ФСД. 4. Создание необходимых педагогических и организационных педагогических условий: – материальных и санитарно-гигиенических; – методическая подготовленность всех участников образовательного процесса в сфере физической культуры; – создание теоретико-методических оснований разработки содержания целенаправленной ФСД (подбор средств, основных методов их реализации, организационных форм и принципов использования физической культуры. 5. Согласование решения с обучающимися; нахождение сферы их участия в реализации решения. |
5 | Осуществление всех видов планирования, отражающих то, как процесс освоения физической культуры будет реализовываться в конкретных условиях и во временном аспекте | 1. Разработка видов плана: – перспективного (на один учебный год и(или) макроцикл); – этапного (раздел школьной программы или учебная четверть); – краткосрочного (отдельное занятие; их серия). 2. Соблюдение основных требований к планированию, что проявляется в комплексном характере обучающих, воспитательных и развивающих воздействий; в возможности модификации и «перестройки» плана в связи с обстоятельствами; в безусловной реалистичности содержания планов; во взаимодействии внутренних и внешних факторов физического образования; системности (преемственность и последовательность реализации содержания ФСД; конкретности материала планирования. |
6 | Разработка содержания деятельности (физкультурно-спортивной) по освоению физической культуры, включающего совокупность умений и навыков, знаний, подлежащих воспитанию (формированию) и отражающих физическую культуру личности | 1. Определение системы принципов (общих социальных, общеметодических и специфических), регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность в воспитании физической культуры школьников 2. Подбор средств физической культуры и регламента их реализации, обусловливающих достижение цели (физические упражнения, средовые и гигиенические факторы, вспомогательные и дополнительные средства). 3. Выбор методов, обеспечивающих направленное использование средств (игровой, соревновательный и группа методов строго-регламентированного упражнения). 4. Определение организационных форм физкультурно-спортивной деятельности (освоения физической культуры), обеспечивающих качество усвоения содержания физкультурно-спортивной деятельности (классно-урочной и всех реальных внеурочных). 5. Разработка способов преемственности в подборе средств и методов физкультурно-спортивной деятельности и последовательности их реализации. 6. Подготовленность преподавательского (учительского) корпуса к реализации содержания ФСД и физического образования. |
7 | Организация деятельности, включающая совокупность действий по оптимизации физкультурно-спортивной деятельности в отношении обучения, воспитания и развития личностных и двигательных потребностей и способностей | 1. Повторное (при необходимости) разъяснение основной цели и определяющих ее решение задач ФСД. 2. Развитие системы мотивов на освоение физической культуры и ФСД всех участников этих процессов (вполне естественно, что каждого «на своем поле»). 3. Обеспечение оптимального (доверительного и партнерского) взаимодействия преподавателей и обучающихся. 4. Реализация координирующих действий и деятельности всех субъектов физического образования (учителей физической культуры, учителей-предметников, управленческого аппарата школы, родительского корпуса и т.п.). 5. Создание должных материально-технических и санитарно-гигиенических (бытовых) условий для реализации содержания физического образования и ФСД. 6. Реализация мер по восполнению научно-методической подготовленности преподавательского корпуса в вопросах теории и методики физического образования. 7. Определение и создание необходимых условий для целенаправленной реализации дидактического обеспечения физического образования и ФСД. 8. Апробация методов и частных методик диагностики, регистрации, измерения и оценки состояния физической культуры личности. |
8 | Контроль (комплексный) образовательной деятельности (медико-биологическая и психолого-педагогическая его формы) | 1. Диагностика состояния физической культуры личности (наиболее характерных для реальной практики школьного физического образования): – освоенность системы знаний в сфере физической культуры; – качество сформированных мотивов и потребностей в освоении физической культуры; – двигательная подготовленность, регистрируемая по состоянию двигательных качеств и качеству-количеству сформированных двигательных умений и навыков; – состояние физического развития и основных систем жизнеобеспечения (функциональная подготовленность). 2. Выявление качественных характеристик действия административно-управленческого аппарата школы и иных субъектов физического образования, а также взаимодействия всех субъектов ФСД. 3. Реализация основных требований комплексного контроля, отражающих его системность, своевременность и объективность, комплексность. 4. Регистрация и учет всех показателей контроля на основе сравнения данных «до» и «после». |
9 | Сбор и обработка результатов физического образования (ФСД) | 1. Осуществление диагностики и оценки: – качества взаимодействия всех субъектов физического образования; – состояния ценностных ориентаций всех участников ФСД и физического образования; – качества сформированности физической культуры личности школьников; – организации процессуальной составляющих обучающих, воспитательных и развивающих воздействий; – процессуальной и результативной деятельности преподавательского корпуса; – направленности субъектов физического образования и ФСД на расширение и упрочение мательально-технической оснащенности процессов освоения физической культуры, а также на восполнение личностной методической подготовленности. 2. Сопоставление результатов образовательной деятельности по воспитанию физической культуры обучающихся (исходных данных и итоговыми). 3. Учет и осмысление результатов физического образования и ФСД. |
10 | Осуществление действий по коррекции цели, содержания планирования, содержания физкультурно-спортивной деятельности и организационных мероприятий по оптимизации процесса физического образования | 1. Реализация мероприятий по «переводу» у обучающихся мотива освоения физической культуры на цель. 2. Коррекция основного содержания физического образования в отношении воспитания компонентов физической культуры обучающихся. 3. Поиск и внедрение новых технологий физического образования. 4. Коррекция имеющихся и принятие мер по обеспечению должных взаимодействий субъектов ФСД. |
Об авторах
Сергей Семенович Коровин
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kss5656@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания
Россия, ОренбургСписок литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 // Российская газета. №5812 (139). 21.06.2012.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980. 445 с.
- Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.П. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Педагогика физической культуры / под ред. С.Д. Неверковича. М.: Физкультура и спорт, 2006. 528 с.
- Педагогика: учебное пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк и др. / под ред. В.Г. Рындак. М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.
- Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 480 с.
- Дуранов М.Е., Чернецкий Ю.М. Общая педагогика. Челябинск: ЮУрГУ, 1999. 186 с.
- Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература, 1997. 583 с.
- Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней. Челябинск: ЧГАКИ, 2002. 276 с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. 208 с.
- Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: Академия, 2008. 400 с.
- Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001. 480 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2014. 480 с.
- Философский энциклопедический словарь / гл. ред: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
Дополнительные файлы
