The role of scientific and engineering-technical intelligentsia of the South Urals in strengthening the country’s defense potential in the years of the Great Patriotic War

Cover Page

Abstract

Significant territorial, material and human losses in the first months of the war determined the priority role of the Urals and other eastern regions in strengthening defense. Therefore, the scientific and engineering and technical intelligentsia of the Southern Urals played a big role in strengthening the countryэs defense potential during the Great Patriotic War. The author examines the activities of specialists of the leading industrial enterprises of the region during the war years; reveals the place of engineering and technical intelligentsia of the region in solving the problem of Soviet military equipment and other defense products quality. The author notes the contribution of concrete people to the solution of complex military-technical problems; shows creative search for technological and design teams. On the basis of archival documents, the historian analyzed the contribution of the scientific intelligentsia of the region to victory. The most difficult tasks in the conditions of wartime were also performed by the engineers of the construction organizations of the Southern Urals, who carried out the orders of the State Defense Committee to build new defense and industrial facilities of the country. The paper discusses leadership and participation of technical officers of the Southern Urals in the distribution, installation and commissioning of the equipment evacuated war factories. The researcher mentions schools and train skilled personnel for industry and transport, as well as participation of intellectuals in the patriotic movement to raise funds for the defense fund, warm clothes, gifts and food packages for the Red Army.

Full Text

Великая Отечественная война потребовала мобилизации не только боевых, но и производительных и интеллектуальных сил страны. Многие представители интеллигенции ушли на фронт, вошли в состав народного ополчения, партизанских формирований. Огромная ответственность по превращению страны в единый боевой лагерь была возложена также на интеллигенцию, работавшую в тылу. Значительные территориальные, материальные и людские потери в первые месяцы войны определили приоритетную роль Урала и других восточных районов в укреплении обороны. Поэтому особое внимание уделялось привлечению научных и инженерно-технических специалистов восточных регионов к созданию оборонной промышленности. За 1941-1990 гг. историки опубликовали множество статей, брошюр по истории Урала в годы Великой Отечественной войны. К.И. Клименко одним из первых проанализировал развитие промышленности всего региона [1]. Н.А. Вознесенский привел обобщенные сведения о производстве военной продукции [2]. Значительный вклад в изучении истории промышленного развития Урала внесли А.А. Антуфьев, П.Г. Агарышев, А.З. Безверхний, А.Ф. Васильев, А.В. Митрофанова, Г.Г. Морехина, А.Г. Наумова, М.Т. Солдатенко, А.И. Суханов, В.И. Швыдченко, И.А. Якунцов и другие [3; 4]. В работах затрагивается тема вклада инженерно-технической интеллигенции Южного Урала в укрепление оборонного потенциала страны в 1941-1945 гг. Отдельные сведения по указанной проблеме присутствуют в очерках истории областных партийных организаций [5-9]. Важные стороны деятельности советской интеллигенции различных регионов раскрывает Н.И. Кондакова в книге «Интеллигенция России, 1941-1945 гг.». Однако сведения по теме исследования практически отсутствуют [10]. Исследование роли производственно-технической интеллигенции в тылу, анализ изменений ее структуры осуществили Т.А. Никитина, В.Д. Павленко, Г.К. Павленко, Л.Н. Синягина, А.В. Федорова, Л.И. Футорянский [11-16]. Автор статьи написал ряд статей и в 2014 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории сельской интеллигенции Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. В данных работах присутствует фрагментарные сведения по теме статьи [17-23]. Таким образом, следует отметить, что рассматриваемая тема привлекала внимание ученых Урала, однако не получила должного развития. По приказу ГКО для организации и расширения индустриальной базы на востоке СССР в конце августа - сентябре 1941 года учредили Комиссию по мобилизации на нужды обороны ресурсов Урала, которую возглавил президент Академии наук СССР академик В.Л. Комаров (в апреле 1942 года преобразована в Комиссию по мобилизации на нужды обороны страны Урала, Западной Сибири и Казахстана). К работе в ней привлекали научно-исследовательские учреждения, ученых и преподавателей вузов, инженерно-техническую интеллигенцию, в том числе и южноуральского региона. За короткий срок, рационально и эффективно используя природные ресурсы, производственные мощности местных и эвакуированных предприятий, предстояло превратить Южный Урал в тыловой оборонный комплекс. Крупнейшим центром добычи и производства стратегического сырья являлся Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) в Челябинской области. В первые военные месяцы горные инженеры и геологи во главе с главным геологом А.Н. Воронковым наладили снабжение Магнитки железной рудой и нерудным сырьем, необходимыми для выплавки высококачественных марок стали, броневой стали и для выполнения других военных заказов. Помощь горному управлению комбината по изысканию новых методов и технологий в разработке, добыче и замене привозного сырья местным, в освоении марганцевых рудников оказывали научный коллектив Магнитогорского горно-металлургического института и комитет ученых помощи фронту, созданный при горкоме партии [24, л. 48]. К осени 1941 года, по предложению главного механика Н.А. Рыженко, главного прокатчика В.П. Кожевникова и других специалистов, на ММК, вопреки утвердившимся к тому времени научно-практическим стандартам и распоряжениям Наркомата черной металлургии, впервые в мировой практике наладили прокат листа броневой стали на блюминге. Благодаря настойчивости и профессионализму инженера-металлурга Г.И. Носова - директора Магнитки, инженерно-технические работники внедрили в производство скоростной метод выплавки спецсталей (броневой, снарядной и др.) в большегрузных мартеновских печах [12, с. 99-100; 13, с. 12], не имеющий мировых аналогов. Вместе с магнитогорцами на ММК трудились инженеры-металлурги Днепропетровского, Днепродзержинского, Мариупольского и других эвакуированных в Челябинскую область заводов. С осени 1941 года при тесном сотрудничестве инженеров-горняков ММК с учеными Магнитогорска и Ленинграда развернулись горные открытые работы по добыче марганца на Уразовском руднике (Учалинский район, Башкирская АССР). В результате в 1942-й и последующие годы большие доменные печи комбината почти бесперебойно выплавляли ферромарганец и марганцевый чугун для оборонной промышленности Урала. Среди южноуральских заводов, производивших боевую технику из магнитогорской спецстали, ведущее место занимал Танкоград - оборонный гигант в составе Челябинского тракторного завода. Буквально за месяц под руководством опытного и талантливого конструктора Л.Е. Сычева инженеры и технологи ЧТЗ провели подготовку к массовому производству танка Т-34, опытные образцы которого успешно прошли испытание на фронте и заслужили похвалу танкистов. 22 июня 1942 года с заводского конвейера сошла первая боевая машина [25, л. 69]. В 1943 году конструкторское бюро Ж.Я. Котина добилось разрешения ГКО на производство тяжелых танков ИС. Созданием этой модели занимались также ленинградские конструкторы Н.Л. Духов и Л.С. Троянов, главный инженер харьковчанин С.Н. Махонин. При активном участии инженерно-технических работников танкоградцам за годы войны удалось создать и запустить в серийное производство 13 моделей танков и САУ (КВ-8, КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2 и др.), по многим показателям превосходивших немецкие. Большой вклад в совершенствование танкостроения на Южном Урале внесли украинские специалисты. Только на Кировском заводе Танкограда насчитывалось 1033 инженерно-технических работника, прибывших с харьковских заводов [8, с. 175]. Харьковчанин И.Я. Трашутин, возглавлявший на ЧТЗ конструкторское бюро по моторостроению, изобрел двигатель В-2 для танков Т-34, ИС и самоходных артиллерийских установок. Сложнейшие задачи в условиях военного времени решали инженерно-технические работники строительных организаций Южного Урала, выполнявшие приказы ГКО по возведению новых оборонно-промышленных объектов. При строительстве металлургических заводов широко применялись скоростные методы, разработанные группами инженеров-строителей и инженеров-металлургов под руководством В.Д. Дымшица, Н.Н. Лукашкина, М.А. Шильдкрота. Это позволяло уже в ходе строительных работ вводить в эксплуатацию доменные и мартеновские цеха, в частности, на Бакальском, Магнитогорском, Чусовском металлургических и Челябинском трубопроводном заводах. Крупнейшие специалисты по бетону и бетонному хозяйству инженеры С.В. Шестоперов и Г.Д. Петров, внедрив в практику метод изготовления железобетонных безнапорных труб с применением виброформ и немедленной распалубки после бетонирования, добились экономии большого количества металла. Важным техническим новшеством стало использование пропарочной камеры для изготовления железобетонных изделий в зимнее время вне цехов [26, л. 139]. В строительстве жилья по предложению инженера С.Е. Шебетовского дефицитные лесоматериалы заменялись стеновыми щитами, изготовленными на специальном станке из хвороста и подручного растительного сырья. Упрощенный метод покрытия шоссейных дорог дресвой (естественной щебенкой, смешанной с крупнозернистым песком) предложили инженеры-дорожники. Из отходов деревообрабатывающих производств ИТР Челябметаллургстроя совместно с учеными наладили выпуск гидролизных дрожжей, повышающих калорийность пищевых продуктов. В предельно сжатые сроки, с августа 1942 г. по февраль 1943 г., инженерно-техническими работниками и рабочим коллективом Челябметаллургстроя во главе с главным инженером В.А. Сапрыкиным запускается первая очередь Челябинского металлургического завода. Активное участие в строительстве Челябинского металлургического завода принимали военные инженеры А.М. Волынский, М.А. Зарицкий, Н.Б. Лобоцкий, Д.С. Захаров и другие [27, с. 123, 127-129]. Своевременно организовал перестройку работы на военный заказ коллектив инженерно-технических работников Златоустовского металлургического завода. Руководствуясь постановлением СНК от 5 марта 1941 г. «Об изобретательстве и рационализаторских усовершенствованиях», ставшим особенно актуальным в военное время, инженеры завода И.Н. Голиков, П.Е. Бояршинов, А.Н. Корнеенков, известный изобретатель скоростных методов плавки С.И. Малышев, главный инженер И.И. Мурзин и др., разработали новую технологию и перевели завод на производство легированных электросталей в мартеновских печах. Результатами плодотворной совместной деятельности инженеров-металлургов ЗМЗ и ученых явились выпуск 170 марок высококачественной стали для авиационной и танковой промышленности, внедрение метода обработки ряда ее марок без проковки на молотах и проката на блюминге слитков спецстали весом до 4,5 т. Практически единственным в стране в годы войны производителем высокоупорных материалов для черной металлургии стал Саткинский завод «Магнезит». По инициативе главного инженера А.П. Панарина инженерно-технический отдел завода разработал и освоил выпуск хромомагнезитовых изделий повышенной термостойкости, которые использовались не только в СССР, но и его союзниками по антигитлеровской коалиции [28, с. 36, 56, 107, 136-137]. Существенный вклад в развитие оборонной промышленности страны в военный период внесла инженерно-техническая и научная интеллигенция Чкаловской области. Со второй половины 1941 г. отчетливо проявилась тенденция численного и качественного ее роста, в первую очередь за счет эвакуированных специалистов. В июле 1941 года по решению Совета по эвакуации Чкалов принял 100 сотрудников Наркомата станкостроения СССР. Группа из 9 высококвалифицированных инженеров и техников наркомата, сформированная согласно приказу заместителя Наркома станкостроения И.В. Комзина, проводила обследование промышленных предприятий города с целью оказания им технической помощи по производству военной продукции [14, с. 106]. В суровых осенне-зимних условиях 1941-1942 гг. и в предельно сжатые сроки инженерно-технические работники Оренбуржья руководили и непосредственно участвовали в размещении, монтаже и запуске оборудования эвакуированных в область военных заводов: одесского артиллерийского, киевского авиационного, ленинградских 358-го Наркомата боеприпасов, 174-го танкового, фабрики «Стандарт» и многих других. В отсутствие необходимого количества эвакуированных вместе с заводами инженерно-технических кадров, чкаловским инженерам пришлось осваивать теорию и технологию танкостроения, самолетостроения и другой боевой техники. Ленинградский авиазавод № 47 в Чкалове специализировался на производстве самолетов УТ-2, ЯК-6 и трехместных лимузинов конструкции А.С. Яковлева, а с сентября 1943 г. - ЩЕ-2 (конструктор А.Я. Щербаков). Инженерно-технический персонал завода, как ведущая производительная сила, обеспечивал технологическую дисциплину и организацию своевременного и качественного производства продукции. Нередко приходилось осваивать рабочие профессии сборщиков, жестянщиков, клепальщиков. Как и на других предприятиях, инженеры-технологи и конструкторы выступали инициаторами и авторами эффективных технологий, рацпредложений, изобретений. Так, инженер Хайт создал прибор для определения марки стали, инженер Халявкин разработал и применил на практике новую технологию производства резцов. С целью соблюдения режима экономии сырья группой инженеров и рабочих завода была внедрена технология заменителей остродефицитных цветных металлов [29, л. 59]. Оперативный стиль работы инженерно-технических работников позволял не останавливать производство или снижать его темпы и в случаях нарушения смежниками планов поставок деталей. Было освоено производство лыж и винтов к самолетам, казеинового клея, пружинных амортизаторов, заклепок [14, с. 63-78; 15, с. 34]. Эвакуированный из г. Одессы УССР завод «Автозапчасть» наладил выпуск продукции: минных взрывателей, радиаторов, запасных частей для сельскохозяйственной техники. Завод ежемесячно производил более 270 тыс. минных взрывателей [30, л. 55-56]. Переоборудованный машиностроительный завод им. Куйбышева в г. Бузулуке начал выпускать мины, снаряды, корпуса авиационных бомб [31, с. 135]. Завод «Трактородеталь» им. С.М. Кирова стал изготавливать осколочные мины. Паровозоремонтный завод выпускал снаряды, взрывчатку [32, л. 147]. С полной отдачей, используя свои знания и практический опыт, «ковали Победу» инженеры Южно-Уральского никелевого комбината (г. Орск) во главе с директором А.Н. Малининым и главным инженером А.Н. Мельницким. 15 июня 1942 г. СНК СССР принял постановление о вводе в действие новых цехов на этом заводе [33, л. 20]. По заказу Наркомцветмета инженеры-металлурги комбината разрабатывали и внедряли новые методы получения никеля (Л.М. Бочкарев), плавки файнштейна с повышенным содержанием меди в руде (Ю.Я. Галкин, выпускник Московского института цветных металлов и золота), прогрессивные технологические режимы плавки руды (А.Н. Мельницкий, Ф.М. Бреховских, А.Е. Бердников). Это позволило увеличить проплав руды в 1,6 раза и резко сократить расход дефицитного кокса, уменьшить потери никеля с отвальными шлаками и улучшить условия обслуживания печей [34, л. 210]. С 1941 г. на комбинате началось производство кобальта и сульфата никеля. В течение всей войны возглавлял гидрометаллургический цех инженер С.М. Тепикин, руководивший разработкой сложной технологии кобальто-сульфатного производства. В освоении и усовершенствовании нового процесса участвовала также группа ученых в составе профессора Н.М. Славского и научных сотрудников Г.А. Середы, О.Н. Писаржевской, С.И. Соболя, И.И. Шрамкова. Совместное сотрудничество с инженерами «Североникеля», прибывшими с группой сопровождения эвакуированного оборудования, позволило в сжатые сроки построить и в 1942 г. ввести в эксплуатацию цех электролиза никеля [10, с. 60-61]. Трудовой долг с чувством глубокой ответственности вместе со своими рабочими коллективами выполняли инженерно-технические специалисты Медногорского медно-серного комбината. Развитием технологии переработки медно-никелевой руды и других материалов занимался инженер Н.В. Шипулин. Построенная по его проекту установка позволила обеспечить более качественное производство меди и серы, а из отходов - полуфабрикаты для Южно-Уральского никелевого комбината, доводившего их до чистого никеля. Успешные практические испытания прошел новый метод разделительной плавки руды в ватержакетной печи, разработанный инженерами Глушковым, Бурбой, Малкиным и Аптекарем. Совершенствование и создание новых технологий и механизмов в топливной промышленности обеспечивали инженеры-горняки Домбаровских угольных шахт, инженеры-нефтяники «Бугурусланнефти» и Орского нефтеперегонного завода им. В.П. Чкалова. В годы войны в Чкалове, как и в других южноуральских городах, сложился творческий союз научной и инженерно-технической интеллигенции Координационную работу по организации научных изысканий и внедрению их в производство осуществлял научно-технический комитет, созданный при облисполкоме. При содействии комитета инженер Гуревич и профессор Бурче создали установку для получения хлорной извести, доцент медицинского института Олифсон - способ получения дубильного хромового экстракта хромжилина из халиловых хромовых руд, доцент Шершевер и инженер Моргунова - технологию изготовления из местного сырья шлакоизвесткового кирпича. Тесно сотрудничали научные и инженерно-технические работники в области производства медицинской техники и лекарственных препаратов. В ноябре 1941 года в Чкалов прибыл Харьковский завод медицинской аппаратуры, производивший оборудование для госпиталей и других лечебных учреждений, в том числе для офтальмологических клиник. В 1943 году в Орске был смонтирован завод медицинских препаратов и освоено производство инсулина, комналина и др. Результатом совместной деятельности инженеров и ученых стало производство на Орском мясоконсервном комбинате таких лечебных препаратов, как альбумин пищевой, гематоген в таблетках, печеночный экстракт, оварин, пентон. И.Л. Рудницкий в годы войны открыл Гайское и другие месторождения полезных ископаемых. Орские геологи осваивали Орско-Халиловский район [35, л. 89]. За счет эвакуированных вузов на Южном Урале расширилась учебная база по подготовке специалистов с высшим инженерным образованием, в которых остро нуждались оборонные отрасли. В Челябинске разместились Запорожский и Ростовский машиностроительные, Ленинградский электротехнический, Сталинградский механический, Московский автодорожный институты. Дипломированные кадры для металлургической промышленности готовили Магнитогорский горно-металлургический и Днепропетровский металлургический (Магнитогорск). Обучение студентов по ряду технических специальностей осуществлял также Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. В 1943 году в Чкалове открылся филиал Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта в составе двух факультетов - механического и факультета движения и грузовой работы. Формированием технической интеллигенции занималось также более 20 средних учебных заведений, готовивших квалифицированные кадры для промышленности и транспорта. Приближая победу, инженерно-техническая интеллигенция Южного Урала совместно с рабочими коллективами участвовала в патриотических движениях по сбору средств в фонд обороны, по подготовке теплых вещей, подарков и продуктовых посылок для Красной Армии, в субботниках и воскресниках. Помимо производственных задач главные и ведущие специалисты вели агитационно-пропагандистскую работу, обеспечивали подготовку рабочих кадров, решали бытовые вопросы, проводили занятия по ПВО.

×

About the authors

Yulia Vladimirovna Kuznetsova

Orenburg State Agrarian University

Author for correspondence.
Email: example@snv63.ru

candidate of historical sciences, associate professor of History and Philosophy Department

References

  1. Клименко К. Уральский промышленный район. М.: Госпланиздат, 1945. 69 с.
  2. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитизат, 1947. 192 с.
  3. Антуфьев А.А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург: Ин-т истории и археологии, 1992. 336 с.
  4. Урал - фронту / под ред. А.В. Митрофановой. М.: Экономика, 1985. 344 с.
  5. Очерки истории Курганской области / сост. А.М. Курочкин, А.А. Кондрашенков. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1968. 476 с.
  6. Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС / гл. ред. Б.Н. Шебаршов [и др.]. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. 416 с.
  7. Очерки истории Челябинской областной партийной организации. 1917-1967. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. 500 с.
  8. Партийная организация Челябинской области в Великой Отечественной войне. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. 669 с.
  9. Швыдченко В.И. Оренбургская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941-1945 гг.) // Учен. зап. Оренб. гос. пед. ин-т. Оренбург, 1967. Вып. 25. 187 с.
  10. Кондакова Н.И., Маин В.Н. Интеллигенция России. 1941-1945 гг. М.: Луч, 1995. 249 с.
  11. Никитина Т.А. О вкладе комбината Южуралникель в победу над фашизмом // Южный Урал - великой Победе: мат-лы регион. науч.-практ. конф., посв. 60-летию Победы над гитлеровской Германией. Оренбург, 2005. С. 59-63.
  12. Павленко Г.К., Павленко В.Д. Маршалы трудового фронта: Г.И. Носов и И.М. Зальцман // Урал в военной истории России: традиция и современность. Третьи военно-исторические чтения, посвященные 60-летию Уральского добровольческого танкового корпуса: мат-лы междунар. науч. конф. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2005. С. 90-110.
  13. Синягина Л.Н. Природные ресурсы Урала на нужды фронту // Война. Культура. Победа: мат-лы Уральского научного форума: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.Я. Рушанина, Н.Г. Апухтиной, Н.А. Вагановой, Л.П. Кутлиной. Челябинск: Знание, 2005. С. 9-15.
  14. Федорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1995. 216 с.
  15. Федорова А.В., Босова Т. Оренбургские самолеты - фронту // История Оренбургского края: события, судьбы, реальность: сб. науч. трудов / под общ. ред. А.Г. Ивановой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1994. С. 31-35.
  16. Футорянский Л.И. Вклад интеллигенции Оренбуржья в победу над фашистами // Оренбуржье - Великой Победе. Оренбург, 2005. С. 80-90.
  17. Кузнецова Ю.В. Вклад интеллигенции в развитие сельского хозяйства. 1941-1945 гг. (на материалах Чкаловской области) // Великая Отечественная и Вторая мировая войны в контексте XX-XXI веков: в 2 ч. Ч. 2 // Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Великой Победы. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. С. 76-85.
  18. Кузнецова Ю.В. Подготовка кадров сельской интеллигенции Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны // Великий подвиг великого народа: межвуз. сб. науч. ст. и материалов, посвящ. 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Самара, 2010. С. 113-119.
  19. Кузнецова Ю.В. Сельская интеллигенция Южного Урала в условиях военного времени. 1941-1945 гг. // Аграрная сфера в контексте российских модернизаций XVIII-XX веков: макро- и микропроцессы: сб. ст. / науч. ред. Г.Е. Корнилов, В.А. Лабузов. Оренбург: Изд-во Регион. центра разв. образ, 2010. С. 386-390.
  20. Кузнецова Ю.В. Аграрная наука и сельскохозяйственное производство Южного Урала в условиях военного времени: 1941-1945 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 7 (13): в 3-х ч. Ч. III. С. 106-109.
  21. Кузнецова Ю.В. Вклад сельской интеллигенции Южного Урала в обеспечение страны продовольствием (1941-1942 гг.) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 2. С. 224-227.
  22. Динамика количественного и качественного состава производственно-технической интеллигенции Южного Урала 1941-1945 гг. // Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: проблемы и решения: мат-лы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): в 2 ч. Ч. II / сост. М.А. Марченко, Г.В. Серебрянская. Нижний Новгород: ООО «ПромоЛинк», 2016. С. 76-82.
  23. Кузнецова Ю.В. Сельская интеллигенция Южного Урала в годы Великой Отечественной войны: автореф. … дис. канд. наук. Оренбург, 2014. 26 с.
  24. Объединенный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф.-П. 288. Оп. 6. Д. 247.
  25. ОГАЧО. Ф.-П. 288. Оп. 7. Д. 255.
  26. ОГАЧО. Ф.-П. 288. Оп. 8. Д. 238.
  27. Комаровский А.Н. Записки строителя. М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1972. 264 с.
  28. Урал ковал победу: сб.-справочник / сост.: С.Д. Алексеев, Л.М. Евтива, Г.Д. Иргалин [и др.]. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. 384 с.
  29. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 371. Оп. 5. Д. 223.
  30. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 28.
  31. Хроника Оренбургской области: в 3 т. Т. 1. 1934-1990 / под общ. ред. С.М. Муромцевой. Оренбург: Печ. дом «Димур», 2009. 308 с.
  32. ЦДНИОО. Ф. 8021. Оп. 1. Д. 408.
  33. ЦДНИОО. Ф. 6002. Оп. 1. Д. 446.
  34. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 234.
  35. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 7. Д. 255.

Statistics

Views

Abstract: 107

PDF (Russian): 31

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2018 Kuznetsova Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies