Роль научной и инженерно-технической интеллигенции Южного Урала в укреплении оборонного потенциала страны в годы Великой Отечественной войны
- Авторы: Кузнецова Ю.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный аграрный университет
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 179-184
- Раздел: 07.00.00 – исторические науки и археология
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/21766
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872207
- ID: 21766
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Значительные территориальные, материальные и людские потери в первые месяцы войны определили приоритетную роль Урала и других восточных районов в укреплении обороны. Поэтому большую роль сыграла научная и инженерно-техническая интеллигенция Южного Урала в укреплении оборонного потенциала страны в годы Великой Отечественной войны. В статье на основе архивных документов проанализирован вклад научной интеллигенции региона в победу. Автор рассматривает деятельность специалистов ведущих промышленных предприятий региона в годы войны; выявляет место инженерно-технической интеллигенции в решении проблемы качества советской боевой техники и другой оборонной продукции; отмечает вклад конкретных людей в решение сложных военно-технических задач; показывает творческий поиск технологических и конструкторских коллективов. Сложнейшие задачи в условиях военного времени решали также инженерно-технические работники строительных организаций Южного Урала, выполнявшие приказы Государственного комитета обороны по возведению новых оборонно-промышленных объектов страны. В статье рассматривается руководство и участие инженерно-технических работников Южного Урала в размещении, монтаже и запуске оборудования эвакуированных военных заводов. Исследователь упоминает и об учебных заведениях, готовивших квалифицированные кадры для промышленности и транспорта, об участии интеллигенции в патриотических движениях по сбору средств в фонд обороны, по подготовке теплых вещей, подарков и продуктовых посылок для Красной Армии.
Полный текст
Великая Отечественная война потребовала мобилизации не только боевых, но и производительных и интеллектуальных сил страны. Многие представители интеллигенции ушли на фронт, вошли в состав народного ополчения, партизанских формирований. Огромная ответственность по превращению страны в единый боевой лагерь была возложена также на интеллигенцию, работавшую в тылу.
Значительные территориальные, материальные и людские потери в первые месяцы войны определили приоритетную роль Урала и других восточных районов в укреплении обороны. Поэтому особое внимание уделялось привлечению научных и инженерно-технических специалистов восточных регионов к созданию оборонной промышленности.
За 1941–1990 гг. историки опубликовали множество статей, брошюр по истории Урала в годы Великой Отечественной войны. К.И. Клименко одним из первых проанализировал развитие промышленности всего региона [1]. Н.А. Вознесенский привел обобщенные сведения о производстве военной продукции [2].
Значительный вклад в изучении истории промышленного развития Урала внесли А.А. Антуфьев, П.Г. Агарышев, А.З. Безверхний, А.Ф. Васильев, А.В. Митрофанова, Г.Г. Морехина, А.Г. Наумова, М.Т. Солдатенко, А.И. Суханов, В.И. Швыдченко, И.А. Якунцов и другие [3; 4]. В работах затрагивается тема вклада инженерно-технической интеллигенции Южного Урала в укрепление оборонного потенциала страны в 1941–1945 гг. Отдельные сведения по указанной проблеме присутствуют в очерках истории областных партийных организаций [5–9].
Важные стороны деятельности советской интеллигенции различных регионов раскрывает Н.И. Кондакова в книге «Интеллигенция России, 1941–1945 гг.». Однако сведения по теме исследования практически отсутствуют [10]. Исследование роли производственно-технической интеллигенции в тылу, анализ изменений ее структуры осуществили Т.А. Никитина, В.Д. Павленко, Г.К. Павленко, Л.Н. Синягина, А.В. Федорова, Л.И. Футорянский [11–16].
Автор статьи написал ряд статей и в 2014 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории сельской интеллигенции Южного Урала в годы Великой Отечественной войны. В данных работах присутствует фрагментарные сведения по теме статьи [17–23].
Таким образом, следует отметить, что рассматриваемая тема привлекала внимание ученых Урала, однако не получила должного развития.
По приказу ГКО для организации и расширения индустриальной базы на востоке СССР в конце августа – сентябре 1941 года учредили Комиссию по мобилизации на нужды обороны ресурсов Урала, которую возглавил президент Академии наук СССР академик В.Л. Комаров (в апреле 1942 года преобразована в Комиссию по мобилизации на нужды обороны страны Урала, Западной Сибири и Казахстана). К работе в ней привлекали научно-исследовательские учреждения, ученых и преподавателей вузов, инженерно-техническую интеллигенцию, в том числе и южноуральского региона.
За короткий срок, рационально и эффективно используя природные ресурсы, производственные мощности местных и эвакуированных предприятий, предстояло превратить Южный Урал в тыловой оборонный комплекс.
Крупнейшим центром добычи и производства стратегического сырья являлся Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) в Челябинской области. В первые военные месяцы горные инженеры и геологи во главе с главным геологом А.Н. Воронковым наладили снабжение Магнитки железной рудой и нерудным сырьем, необходимыми для выплавки высококачественных марок стали, броневой стали и для выполнения других военных заказов. Помощь горному управлению комбината по изысканию новых методов и технологий в разработке, добыче и замене привозного сырья местным, в освоении марганцевых рудников оказывали научный коллектив Магнитогорского горно-металлургического института и комитет ученых помощи фронту, созданный при горкоме партии [24, л. 48].
К осени 1941 года, по предложению главного механика Н.А. Рыженко, главного прокатчика В.П. Кожевникова и других специалистов, на ММК, вопреки утвердившимся к тому времени научно-практическим стандартам и распоряжениям Наркомата черной металлургии, впервые в мировой практике наладили прокат листа броневой стали на блюминге. Благодаря настойчивости и профессионализму инженера-металлурга Г.И. Носова – директора Магнитки, инженерно-технические работники внедрили в производство скоростной метод выплавки спецсталей (броневой, снарядной и др.) в большегрузных мартеновских печах [12, с. 99–100; 13, с. 12], не имеющий мировых аналогов. Вместе с магнитогорцами на ММК трудились инженеры-металлурги Днепропетровского, Днепродзержинского, Мариупольского и других эвакуированных в Челябинскую область заводов.
С осени 1941 года при тесном сотрудничестве инженеров-горняков ММК с учеными Магнитогорска и Ленинграда развернулись горные открытые работы по добыче марганца на Уразовском руднике (Учалинский район, Башкирская АССР). В результате в 1942-й и последующие годы большие доменные печи комбината почти бесперебойно выплавляли ферромарганец и марганцевый чугун для оборонной промышленности Урала. Среди южноуральских заводов, производивших боевую технику из магнитогорской спецстали, ведущее место занимал Танкоград – оборонный гигант в составе Челябинского тракторного завода. Буквально за месяц под руководством опытного и талантливого конструктора Л.Е. Сычева инженеры и технологи ЧТЗ провели подготовку к массовому производству танка Т-34, опытные образцы которого успешно прошли испытание на фронте и заслужили похвалу танкистов. 22 июня 1942 года с заводского конвейера сошла первая боевая машина [25, л. 69].
В 1943 году конструкторское бюро Ж.Я. Котина добилось разрешения ГКО на производство тяжелых танков ИС. Созданием этой модели занимались также ленинградские конструкторы Н.Л. Духов и Л.С. Троянов, главный инженер харьковчанин С.Н. Махонин. При активном участии инженерно-технических работников танкоградцам за годы войны удалось создать и запустить в серийное производство 13 моделей танков и САУ (КВ-8, КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2 и др.), по многим показателям превосходивших немецкие. Большой вклад в совершенствование танкостроения на Южном Урале внесли украинские специалисты. Только на Кировском заводе Танкограда насчитывалось 1033 инженерно-технических работника, прибывших с харьковских заводов [8, с. 175]. Харьковчанин И.Я. Трашутин, возглавлявший на ЧТЗ конструкторское бюро по моторостроению, изобрел двигатель В-2 для танков Т-34, ИС и самоходных артиллерийских установок.
Сложнейшие задачи в условиях военного времени решали инженерно-технические работники строительных организаций Южного Урала, выполнявшие приказы ГКО по возведению новых оборонно-промышленных объектов. При строительстве металлургических заводов широко применялись скоростные методы, разработанные группами инженеров-строителей и инженеров-металлургов под руководством В.Д. Дымшица, Н.Н. Лукашкина, М.А. Шильдкрота. Это позволяло уже в ходе строительных работ вводить в эксплуатацию доменные и мартеновские цеха, в частности, на Бакальском, Магнитогорском, Чусовском металлургических и Челябинском трубопроводном заводах.
Крупнейшие специалисты по бетону и бетонному хозяйству инженеры С.В. Шестоперов и Г.Д. Петров, внедрив в практику метод изготовления железобетонных безнапорных труб с применением виброформ и немедленной распалубки после бетонирования, добились экономии большого количества металла. Важным техническим новшеством стало использование пропарочной камеры для изготовления железобетонных изделий в зимнее время вне цехов [26, л. 139].
В строительстве жилья по предложению инженера С.Е. Шебетовского дефицитные лесоматериалы заменялись стеновыми щитами, изготовленными на специальном станке из хвороста и подручного растительного сырья.
Упрощенный метод покрытия шоссейных дорог дресвой (естественной щебенкой, смешанной с крупнозернистым песком) предложили инженеры-дорожники.
Из отходов деревообрабатывающих производств ИТР Челябметаллургстроя совместно с учеными наладили выпуск гидролизных дрожжей, повышающих калорийность пищевых продуктов.
В предельно сжатые сроки, с августа 1942 г. по февраль 1943 г., инженерно-техническими работниками и рабочим коллективом Челябметаллургстроя во главе с главным инженером В.А. Сапрыкиным запускается первая очередь Челябинского металлургического завода.
Активное участие в строительстве Челябинского металлургического завода принимали военные инженеры А.М. Волынский, М.А. Зарицкий, Н.Б. Лобоцкий, Д.С. Захаров и другие [27, с. 123, 127–129].
Своевременно организовал перестройку работы на военный заказ коллектив инженерно-технических работников Златоустовского металлургического завода. Руководствуясь постановлением СНК от 5 марта 1941 г. «Об изобретательстве и рационализаторских усовершенствованиях», ставшим особенно актуальным в военное время, инженеры завода И.Н. Голиков, П.Е. Бояршинов, А.Н. Корнеенков, известный изобретатель скоростных методов плавки С.И. Малышев, главный инженер И.И. Мурзин и др., разработали новую технологию и перевели завод на производство легированных электросталей в мартеновских печах. Результатами плодотворной совместной деятельности инженеров-металлургов ЗМЗ и ученых явились выпуск 170 марок высококачественной стали для авиационной и танковой промышленности, внедрение метода обработки ряда ее марок без проковки на молотах и проката на блюминге слитков спецстали весом до 4,5 т.
Практически единственным в стране в годы войны производителем высокоупорных материалов для черной металлургии стал Саткинский завод «Магнезит». По инициативе главного инженера А.П. Панарина инженерно-технический отдел завода разработал и освоил выпуск хромомагнезитовых изделий повышенной термостойкости, которые использовались не только в СССР, но и его союзниками по антигитлеровской коалиции [28, с. 36, 56, 107, 136–137].
Существенный вклад в развитие оборонной промышленности страны в военный период внесла инженерно-техническая и научная интеллигенция Чкаловской области. Со второй половины 1941 г. отчетливо проявилась тенденция численного и качественного ее роста, в первую очередь за счет эвакуированных специалистов.
В июле 1941 года по решению Совета по эвакуации Чкалов принял 100 сотрудников Наркомата станкостроения СССР. Группа из 9 высококвалифицированных инженеров и техников наркомата, сформированная согласно приказу заместителя Наркома станкостроения И.В. Комзина, проводила обследование промышленных предприятий города с целью оказания им технической помощи по производству военной продукции [14, с. 106].
В суровых осенне-зимних условиях 1941–1942 гг. и в предельно сжатые сроки инженерно-технические работники Оренбуржья руководили и непосредственно участвовали в размещении, монтаже и запуске оборудования эвакуированных в область военных заводов: одесского артиллерийского, киевского авиационного, ленинградских 358-го Наркомата боеприпасов, 174-го танкового, фабрики «Стандарт» и многих других. В отсутствие необходимого количества эвакуированных вместе с заводами инженерно-технических кадров, чкаловским инженерам пришлось осваивать теорию и технологию танкостроения, самолетостроения и другой боевой техники.
Ленинградский авиазавод № 47 в Чкалове специализировался на производстве самолетов УТ-2, ЯК-6 и трехместных лимузинов конструкции А.С. Яковлева, а с сентября 1943 г. – ЩЕ-2 (конструктор А.Я. Щербаков). Инженерно-технический персонал завода, как ведущая производительная сила, обеспечивал технологическую дисциплину и организацию своевременного и качественного производства продукции. Нередко приходилось осваивать рабочие профессии сборщиков, жестянщиков, клепальщиков. Как и на других предприятиях, инженеры-технологи и конструкторы выступали инициаторами и авторами эффективных технологий, рацпредложений, изобретений. Так, инженер Хайт создал прибор для определения марки стали, инженер Халявкин разработал и применил на практике новую технологию производства резцов. С целью соблюдения режима экономии сырья группой инженеров и рабочих завода была внедрена технология заменителей остродефицитных цветных металлов [29, л. 59].
Оперативный стиль работы инженерно-технических работников позволял не останавливать производство или снижать его темпы и в случаях нарушения смежниками планов поставок деталей. Было освоено производство лыж и винтов к самолетам, казеинового клея, пружинных амортизаторов, заклепок [14, с. 63–78; 15, с. 34]. Эвакуированный из г. Одессы УССР завод «Автозапчасть» наладил выпуск продукции: минных взрывателей, радиаторов, запасных частей для сельскохозяйственной техники. Завод ежемесячно производил более 270 тыс. минных взрывателей [30, л. 55–56]. Переоборудованный машиностроительный завод им. Куйбышева в г. Бузулуке начал выпускать мины, снаряды, корпуса авиационных бомб [31, с. 135].
Завод «Трактородеталь» им. С.М. Кирова стал изготавливать осколочные мины. Паровозоремонтный завод выпускал снаряды, взрывчатку [32, л. 147].
С полной отдачей, используя свои знания и практический опыт, «ковали Победу» инженеры Южно-Уральского никелевого комбината (г. Орск) во главе с директором А.Н. Малининым и главным инженером А.Н. Мельницким. 15 июня 1942 г. СНК СССР принял постановление о вводе в действие новых цехов на этом заводе [33, л. 20].
По заказу Наркомцветмета инженеры-металлурги комбината разрабатывали и внедряли новые методы получения никеля (Л.М. Бочкарев), плавки файнштейна с повышенным содержанием меди в руде (Ю.Я. Галкин, выпускник Московского института цветных металлов и золота), прогрессивные технологические режимы плавки руды (А.Н. Мельницкий, Ф.М. Бреховских, А.Е. Бердников). Это позволило увеличить проплав руды в 1,6 раза и резко сократить расход дефицитного кокса, уменьшить потери никеля с отвальными шлаками и улучшить условия обслуживания печей [34, л. 210].
С 1941 г. на комбинате началось производство кобальта и сульфата никеля. В течение всей войны возглавлял гидрометаллургический цех инженер С.М. Тепикин, руководивший разработкой сложной технологии кобальто-сульфатного производства. В освоении и усовершенствовании нового процесса участвовала также группа ученых в составе профессора Н.М. Славского и научных сотрудников Г.А. Середы, О.Н. Писаржевской, С.И. Соболя, И.И. Шрамкова.
Совместное сотрудничество с инженерами «Североникеля», прибывшими с группой сопровождения эвакуированного оборудования, позволило в сжатые сроки построить и в 1942 г. ввести в эксплуатацию цех электролиза никеля [10, с. 60–61].
Трудовой долг с чувством глубокой ответственности вместе со своими рабочими коллективами выполняли инженерно-технические специалисты Медногорского медно-серного комбината.
Развитием технологии переработки медно-никелевой руды и других материалов занимался инженер Н.В. Шипулин. Построенная по его проекту установка позволила обеспечить более качественное производство меди и серы, а из отходов – полуфабрикаты для Южно-Уральского никелевого комбината, доводившего их до чистого никеля.
Успешные практические испытания прошел новый метод разделительной плавки руды в ватержакетной печи, разработанный инженерами Глушковым, Бурбой, Малкиным и Аптекарем.
Совершенствование и создание новых технологий и механизмов в топливной промышленности обеспечивали инженеры-горняки Домбаровских угольных шахт, инженеры-нефтяники «Бугурусланнефти» и Орского нефтеперегонного завода им. В.П. Чкалова.
В годы войны в Чкалове, как и в других южноуральских городах, сложился творческий союз научной и инженерно-технической интеллигенции Координационную работу по организации научных изысканий и внедрению их в производство осуществлял научно-технический комитет, созданный при облисполкоме. При содействии комитета инженер Гуревич и профессор Бурче создали установку для получения хлорной извести, доцент медицинского института Олифсон – способ получения дубильного хромового экстракта хромжилина из халиловых хромовых руд, доцент Шершевер и инженер Моргунова – технологию изготовления из местного сырья шлакоизвесткового кирпича.
Тесно сотрудничали научные и инженерно-технические работники в области производства медицинской техники и лекарственных препаратов. В ноябре 1941 года в Чкалов прибыл Харьковский завод медицинской аппаратуры, производивший оборудование для госпиталей и других лечебных учреждений, в том числе для офтальмологических клиник. В 1943 году в Орске был смонтирован завод медицинских препаратов и освоено производство инсулина, комналина и др. Результатом совместной деятельности инженеров и ученых стало производство на Орском мясоконсервном комбинате таких лечебных препаратов, как альбумин пищевой, гематоген в таблетках, печеночный экстракт, оварин, пентон. И.Л. Рудницкий в годы войны открыл Гайское и другие месторождения полезных ископаемых. Орские геологи осваивали Орско-Халиловский район [35, л. 89].
За счет эвакуированных вузов на Южном Урале расширилась учебная база по подготовке специалистов с высшим инженерным образованием, в которых остро нуждались оборонные отрасли. В Челябинске разместились Запорожский и Ростовский машиностроительные, Ленинградский электротехнический, Сталинградский механический, Московский автодорожный институты. Дипломированные кадры для металлургической промышленности готовили Магнитогорский горно-металлургический и Днепропетровский металлургический (Магнитогорск). Обучение студентов по ряду технических специальностей осуществлял также Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. В 1943 году в Чкалове открылся филиал Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта в составе двух факультетов – механического и факультета движения и грузовой работы.
Формированием технической интеллигенции занималось также более 20 средних учебных заведений, готовивших квалифицированные кадры для промышленности и транспорта.
Приближая победу, инженерно-техническая интеллигенция Южного Урала совместно с рабочими коллективами участвовала в патриотических движениях по сбору средств в фонд обороны, по подготовке теплых вещей, подарков и продуктовых посылок для Красной Армии, в субботниках и воскресниках. Помимо производственных задач главные и ведущие специалисты вели агитационно-пропагандистскую работу, обеспечивали подготовку рабочих кадров, решали бытовые вопросы, проводили занятия по ПВО.
Об авторах
Юлия Владимировна Кузнецова
Оренбургский государственный аграрный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: milashka86_08@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии
Россия, ОренбургСписок литературы
- Клименко К. Уральский промышленный район. М.: Госпланиздат, 1945. 69 с.
- Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитизат, 1947. 192 с.
- Антуфьев А.А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург: Ин-т истории и археологии, 1992. 336 с.
- Урал - фронту / под ред. А.В. Митрофановой. М.: Экономика, 1985. 344 с.
- Очерки истории Курганской области / сост. А.М. Курочкин, А.А. Кондрашенков. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1968. 476 с.
- Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС / гл. ред. Б.Н. Шебаршов [и др.]. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1983. 416 с.
- Очерки истории Челябинской областной партийной организации. 1917-1967. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. 500 с.
- Партийная организация Челябинской области в Великой Отечественной войне. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967. 669 с.
- Швыдченко В.И. Оренбургская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941-1945 гг.) // Учен. зап. Оренб. гос. пед. ин-т. Оренбург, 1967. Вып. 25. 187 с.
- Кондакова Н.И., Маин В.Н. Интеллигенция России. 1941-1945 гг. М.: Луч, 1995. 249 с.
- Никитина Т.А. О вкладе комбината Южуралникель в победу над фашизмом // Южный Урал - великой Победе: мат-лы регион. науч.-практ. конф., посв. 60-летию Победы над гитлеровской Германией. Оренбург, 2005. С. 59-63.
- Павленко Г.К., Павленко В.Д. Маршалы трудового фронта: Г.И. Носов и И.М. Зальцман // Урал в военной истории России: традиция и современность. Третьи военно-исторические чтения, посвященные 60-летию Уральского добровольческого танкового корпуса: мат-лы междунар. науч. конф. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2005. С. 90-110.
- Синягина Л.Н. Природные ресурсы Урала на нужды фронту // Война. Культура. Победа: мат-лы Уральского научного форума: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.Я. Рушанина, Н.Г. Апухтиной, Н.А. Вагановой, Л.П. Кутлиной. Челябинск: Знание, 2005. С. 9-15.
- Федорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 1995. 216 с.
- Федорова А.В., Босова Т. Оренбургские самолеты - фронту // История Оренбургского края: события, судьбы, реальность: сб. науч. трудов / под общ. ред. А.Г. Ивановой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1994. С. 31-35.
- Футорянский Л.И. Вклад интеллигенции Оренбуржья в победу над фашистами // Оренбуржье - Великой Победе. Оренбург, 2005. С. 80-90.
- Кузнецова Ю.В. Вклад интеллигенции в развитие сельского хозяйства. 1941-1945 гг. (на материалах Чкаловской области) // Великая Отечественная и Вторая мировая войны в контексте XX-XXI веков: в 2 ч. Ч. 2 // Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Великой Победы. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. С. 76-85.
- Кузнецова Ю.В. Подготовка кадров сельской интеллигенции Чкаловской области в годы Великой Отечественной войны // Великий подвиг великого народа: межвуз. сб. науч. ст. и материалов, посвящ. 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Самара, 2010. С. 113-119.
- Кузнецова Ю.В. Сельская интеллигенция Южного Урала в условиях военного времени. 1941-1945 гг. // Аграрная сфера в контексте российских модернизаций XVIII-XX веков: макро- и микропроцессы: сб. ст. / науч. ред. Г.Е. Корнилов, В.А. Лабузов. Оренбург: Изд-во Регион. центра разв. образ, 2010. С. 386-390.
- Кузнецова Ю.В. Аграрная наука и сельскохозяйственное производство Южного Урала в условиях военного времени: 1941-1945 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 7 (13): в 3-х ч. Ч. III. С. 106-109.
- Кузнецова Ю.В. Вклад сельской интеллигенции Южного Урала в обеспечение страны продовольствием (1941-1942 гг.) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 2. С. 224-227.
- Динамика количественного и качественного состава производственно-технической интеллигенции Южного Урала 1941-1945 гг. // Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: проблемы и решения: мат-лы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.): в 2 ч. Ч. II / сост. М.А. Марченко, Г.В. Серебрянская. Нижний Новгород: ООО «ПромоЛинк», 2016. С. 76-82.
- Кузнецова Ю.В. Сельская интеллигенция Южного Урала в годы Великой Отечественной войны: автореф. … дис. канд. наук. Оренбург, 2014. 26 с.
- Объединенный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф.-П. 288. Оп. 6. Д. 247.
- ОГАЧО. Ф.-П. 288. Оп. 7. Д. 255.
- ОГАЧО. Ф.-П. 288. Оп. 8. Д. 238.
- Комаровский А.Н. Записки строителя. М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1972. 264 с.
- Урал ковал победу: сб.-справочник / сост.: С.Д. Алексеев, Л.М. Евтива, Г.Д. Иргалин [и др.]. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. 384 с.
- Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 371. Оп. 5. Д. 223.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 28.
- Хроника Оренбургской области: в 3 т. Т. 1. 1934-1990 / под общ. ред. С.М. Муромцевой. Оренбург: Печ. дом «Димур», 2009. 308 с.
- ЦДНИОО. Ф. 8021. Оп. 1. Д. 408.
- ЦДНИОО. Ф. 6002. Оп. 1. Д. 446.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 234.
- ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 7. Д. 255.
Дополнительные файлы
