Theoretical foundations of preschoolers’ social orientation readiness structure

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper presents a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature devoted to the problem of preschoolers’ readiness for social orientation. The author examines the key concepts of the study: «socialization», «social orientation», «readiness», «readiness for social and domestic orientation» and «readiness for social and domestic orientation with regard to preschoolers». The paper characterizes preschool age as a sensitive period of social and household orientation readiness development. The paper describes main neoplasms of age, social situation of development, as well as specificity of the leading activity. The author considers the concept of «readiness structure». The paper also presents main structural components of readiness for social orientation in relation to preschool age: personal, cognitive and activity. The paper reveals the components of readiness for social orientation of preschoolers and characterizes the essence of each component. The personal component of readiness for social and domestic orientation of preschoolers includes: value orientation, motivation, emotional well-being, qualities that characterize the properties of the individual. Cognitive component of readiness for social orientation of preschoolers is represented by primary ideas about the natural and social world, primary mathematical concepts, primary socio-cultural ideas and primary ideas about social and domestic activities. The activity component of readiness for social and household orientation of preschoolers is characterized by general intellectual, general labor, social and household, communicative skills.

Full Text

В современном мире все большую актуальность приобретает проблема социализации, которая является одной из ведущих категорий многих отраслей знания (философия, социология, психология, криминология и др. (Г.М. Андреева [1, с. 267], И.С. Кон [2, с. 137], Е.П. Белинская и Т.Г. Стефаненко [3, с. 58], Б.Д. Парыгин [4, с. 428], А.В. Мудрик [5, с. 140] и др.). В рамках социализации особое значение отводится исследованию окружающей среды и бытовой деятельности в целом. В настоящее время, с учетом работ Н.В. Рябовой [6, с. 83] и Т.А. Парфеновой [7], одним из механизмов социализации выступает социально-бытовая ориентация, рассматриваемая Н.В. Рябовой как междисциплинарное понятие, которое не являлось предметом специального изучения, но исследовалось учеными в различных сферах знания в контексте исследуемых ими научных проблем. Анализ работ автора свидетельствует, что «социально-бытовая ориентация» раскрывается в рамках связи с такими категориями, как «социализация», «адаптация», «быт», «бытовая адаптация», «социальная адаптация», «социально-бытовая адаптация», «ориентация», «деятельность», «социально-бытовая деятельность» и рассматривается как свойство личности [6, с. 82].

В рамках нашего исследования интерес представляет готовность к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста. Поэтому целью нашего исследования явилось раскрытие основных составляющих структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников. Для начала остановимся на рассмотрении основных особенностей данного возраста.

А.Н. Леонтьев каждую стадию психического развития характеризует «занимаемым ребенком местом в системе общественных отношений», «его отношением к действительности и ведущим видом деятельности» [8, с. 54]. Под возрастными новообразованиями понимают широкий спектр психических явлений, например, от психических процессов до отдельных свойств личности. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить важные новоообразования дошкольного возраста: формирование этических норм поведения, произвольного поведения, соподчинение мотивов, возникновение самооценки.

Анализ социальной ситуации развития говорит, что в дошкольном возрасте важное значение придается взрослому человеку, который выступает носителем общественных функций в системе общественных отношений [9, с. 306].

Ведущей называется деятельность, которая обусловливает происходящие изменения в психических процессах, а также в тех или иных психологических особенностях личности ребенка на определенной жизненной стадии развития [10, с. 88]. В ведущей деятельности характерными особенностями являются: то, что в ней возникают и внутри нее функционируют другие виды деятельности; развиваются, формируются те или иные психические процессы; от нее зависят проявление основных психологических изменений личности ребенка [10, с. 102]. В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущим видом, в которой дошкольник воспроизводит основные моменты деятельности человека и усваивает различные формы отношений. Важное значение приобретает сюжетно-ролевая игра, сущность которой состоит в роли, выбираемой ребенком, и действием по реализации ее. Итак, специфика дошкольного возраста раскрывается через возрастные нообразования, социальную ситуацию развития и ведущую деятельность. С учетом их особенностей в нашем исследовании остановимся на определении следующего ключевого понятия «готовность».

В литературе существуют различные трактовки готовности. Так, данное понятие рассматривается через связь с установкой (Д.Н. Узнадзе [11, с. 253]); как наличие тех или иных способностей (Б.Г. Ананьев [12, с. 201], С.Л. Рубинштейн [13, с. 275]); как некое личностное качество (К.К. Платонов [14, с. 188]); как психическое состояние (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [15, с. 85]); как сложный целостный процесс личности (В.Д. Шадриков [16, с. 356]).

С учетом работ Н.В. Рябовой (употребляет данное понятие применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья) [6, с. 82], Т.А. Парфеновой (применительно к младшим школьникам) [7] и основных новообразований дошкольного возраста «готовность к социально-бытовой ориентации дошкольников» в нашем исследовании рассматривается как интегративная характеристика, проявляющаяся в овладении детьми элементарными социально-бытовыми знаниями и умениями, которая способствует развитию качеств личности дошкольника, усвоению социальной роли, норм социального поведения, освоению различных видов деятельности, в том числе – социально-бытовой, а также познанию окружающей социально-бытовой среды и включение в нее.

Исследователи по-разному определяют структуру готовности. Так, Ю.М. Забродин в структуру готовности включает: операциональную составляющую (организация и вырабатывание направлений деятельности); мотивационную составляющую (преобразование в систему интересов и склонностей); функциональную составляющую [17, с. 220]. Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко выделяют в структуре готовности: мотивационную составляющую (интерес); ориентационную составляющую; операционную составляющую (комплексный подход к своей деятельности); волевую составляющую (самоконтроль в процессе деятельности); оценочную составляющую [15, с. 108]. К.К. Платонов в структуре готовности выделяет следующие компоненты: моральный, психологический и профессиональный [14, с. 238].

Итак, остановимся на компонентностном составе готовности к социально-бытовой ориентации. Так, Н.В. Рябова [6], а вслед за ней Т.А. Парфенова [7] в структуре готовности выделяют три компонента: личностный, когнитивный, деятельностный, которые в их исследованиях имеют качественно разную наполняемость.

С учетом вышеизложенного, в нашей работе структура готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста представлена личностным, когнитивным и деятельностным компонентами. Наполняемость содержания личностного компонента представлена ценностными ориентациями, мотивацией, эмоциональным благополучием, качествами, характеризующими свойства личности ребенка дошкольного возраста. Ценностные ориентации способствуют овладению детьми нравственными качествами и осознанию собственных потребностей и желаний. Мотивация определяет отношение ребенка к себе и окружающим; способствует определению эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольной организации. Эмоциональное благополучие определяет индивидуально-типологические особенности, характер, поведение ребенка; регулирует поведение и деятельность в соответствии с потребностями и интересами детской личности; воздействует на деятельность ребенка, обусловливая ее ход и результат. Качества личности обеспечивают собственное личностное развитие; являются основой для формирования универсальных учебных действий; позволяют человеку адаптироваться к постоянно меняющейся среде; определяют успешность жизнедеятельности ребенка.

Составляющие когнитивного компонента представлены первичными представлениями о природном и социальном мире, первичными математическими представлениями, первичными социокультурными представлениями и первичными представлениями о социально-бытовой деятельности. Первичные представления о себе и об окружающем мире направлены на познавательное развитие детей; помогают им в расширении своего кругозора, а также в изучении, исследовании, познании предметов и явлений окружающего мира и социума; расширяют опыт ориентировки в окружающем; способствуют овладению логическими операциями. Первичные математические представления способствуют развитию у детей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях; формированию практико-ориентированных навыков в счете, вычислениях, измерении в тех или иных бытовых ситуациях и др. Первичные представления о социально-бытовой деятельности приводят к развитию интереса к деятельности по социально-бытовой ориентации, формированию мотивации детей и потребностей в социально-бытовой деятельности; способствуют развитию самостоятельности и независимости ребенка в социуме и быту, желанию оказывать помощь окружающим людям, участию в повседневной жизни группы, принятию на себя обязанностей наряду с другими детьми; содействуют овладению социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; ориентировке в дошкольной образовательной организации и др. Первичные социокультурные представления реализуются в процессе взаимодействия ребенка с окружающей действительностью и способствуют расширению его кругозора, формированию собственной культуры личности; способствуют познавательной активности ребенка; развивают ценностное отношение к социокультурной действительности, к самому себе, к окружающему миру.

Основными составляющими деятельностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста в нашем исследовании являются следующие: общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения. Общеинтеллектуальные умения способствуют повышению уровня познавательной активности детей; способствуют развитию продуктивного мышления; способствуют развитию начальных математических умений; спсобствуют ориентации в пространстве. Общетрудовые умения способствуют развитию познавательных процессов; связаны с развитием активности и самостоятельности мышления, ответственного отношения к труду, вследствие чего ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества; развивают у дошкольника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие; способствуют становлению его нравственных качеств: желания трудиться, способности к коллективной деятельности, бережного отношения к результату собственного труда и других людей. Социально-бытовые умения помогают детям ориентироваться в социально-бытовой ситуации; способствуют складыванию бытовых отношений, возникающих между детьми; способствуют включению ребенка в его социальное и бытовое окружение. Коммуникативные умения способствуют активному включению ребенка в процесс социального взаимодействия; способствуют ориентации в партнерах, ситуациях, видах деятельности; способствуют познанию самого себя, а также других людей (взрослого или сверстника); способствуют построению своего поведения, управления им согласно целям общения; психическому развитию дошкольника.

Таким образом, в нашем исследовании структура готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников раскрывается посредствам трех компонентов: во-первых, личностного, включающего ценностные ориентации детей, их мотивацию к социально-бытовой деятельности, эмоциональное благополучие и качества личности; во-вторых, когнитивного, включающего первичные представления о природном и социальном мире, первичные математические представления, первичные социокультурные представления, первичные представления о социально-бытовой деятельности; в-третьих, деятельностного, включающего общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения.

×

About the authors

Elena Vasilievna Barcaeva

Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev

Author for correspondence.
Email: ezhovkina.elena@mail.ru

senior lecturer of Special Pedagogics and Defectology Medical Basics Department

Russian Federation, Saransk

References

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 с.
  2. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
  3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ, 2000. 208 с.
  4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. СПб.: Гуманитарный университет профсоюзов, 2010. 538 с.
  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 8-е изд., М.: Академия, 2013. 240 с.
  6. Рябова Н.В., Парфёнова Т.А. Технологии формирования социально-бытовой ориентации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 82-89.
  7. Парфёнова Т.А., Рябова Н.В. Проблемы формирования готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся начальных классов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по требованию, 2011. 130 с.
  9. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011. 384 с.
  10. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2013. 336 с.
  11. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 3-е изд. СПб.: Питер, 2017. 718 с.
  14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.
  15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
  16. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2014. 464 с.
  17. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М.: Финстатинформ, 2002. 360 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Barcaeva E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies