Теоретические основы структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье представлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по раскрытию проблемы готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста. Рассматриваются ключевые понятия исследования: «социализация», «социально-бытовая ориентация», «готовность», «готовность к социально-бытовой ориентации», «готовность к социально-бытовой ориентации применительно к дошкольникам». Дается характеристика дошкольного возраста как сенситивного периода становления готовности к социально-бытовой ориентации; описываются основные новообразования возраста, социальная ситуация развития, специфика ведущего вида деятельности. Раскрывается понятие «структура готовности», также в работе представлены основные структурные компоненты готовности к социально-бытовой ориентации применительно к дошкольному возрасту: личностный, когнитивный и деятельностный. Характеризуется наполняемость указанных компонентов готовности. Личностный компонент готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников включает: ценностные ориентации, мотивацию, эмоциональное благополучие, качества, характеризующие свойства личности. Когнитивный компонент готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников представлен первичными представлениями о природном и социальном мире, первичными математическими представлениями, первичными социокультурными представлениями, первичными представлениями о социально-бытовой деятельности. Деятельностный компонент готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников характеризуется общеинтеллектуальными, общетрудовыми, социально-бытовыми, коммуникативными умениями.

Полный текст

В современном мире все большую актуальность приобретает проблема социализации, которая является одной из ведущих категорий многих отраслей знания (философия, социология, психология, криминология и др. (Г.М. Андреева [1, с. 267], И.С. Кон [2, с. 137], Е.П. Белинская и Т.Г. Стефаненко [3, с. 58], Б.Д. Парыгин [4, с. 428], А.В. Мудрик [5, с. 140] и др.). В рамках социализации особое значение отводится исследованию окружающей среды и бытовой деятельности в целом. В настоящее время, с учетом работ Н.В. Рябовой [6, с. 83] и Т.А. Парфеновой [7], одним из механизмов социализации выступает социально-бытовая ориентация, рассматриваемая Н.В. Рябовой как междисциплинарное понятие, которое не являлось предметом специального изучения, но исследовалось учеными в различных сферах знания в контексте исследуемых ими научных проблем. Анализ работ автора свидетельствует, что «социально-бытовая ориентация» раскрывается в рамках связи с такими категориями, как «социализация», «адаптация», «быт», «бытовая адаптация», «социальная адаптация», «социально-бытовая адаптация», «ориентация», «деятельность», «социально-бытовая деятельность» и рассматривается как свойство личности [6, с. 82].

В рамках нашего исследования интерес представляет готовность к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста. Поэтому целью нашего исследования явилось раскрытие основных составляющих структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников. Для начала остановимся на рассмотрении основных особенностей данного возраста.

А.Н. Леонтьев каждую стадию психического развития характеризует «занимаемым ребенком местом в системе общественных отношений», «его отношением к действительности и ведущим видом деятельности» [8, с. 54]. Под возрастными новообразованиями понимают широкий спектр психических явлений, например, от психических процессов до отдельных свойств личности. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить важные новоообразования дошкольного возраста: формирование этических норм поведения, произвольного поведения, соподчинение мотивов, возникновение самооценки.

Анализ социальной ситуации развития говорит, что в дошкольном возрасте важное значение придается взрослому человеку, который выступает носителем общественных функций в системе общественных отношений [9, с. 306].

Ведущей называется деятельность, которая обусловливает происходящие изменения в психических процессах, а также в тех или иных психологических особенностях личности ребенка на определенной жизненной стадии развития [10, с. 88]. В ведущей деятельности характерными особенностями являются: то, что в ней возникают и внутри нее функционируют другие виды деятельности; развиваются, формируются те или иные психические процессы; от нее зависят проявление основных психологических изменений личности ребенка [10, с. 102]. В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущим видом, в которой дошкольник воспроизводит основные моменты деятельности человека и усваивает различные формы отношений. Важное значение приобретает сюжетно-ролевая игра, сущность которой состоит в роли, выбираемой ребенком, и действием по реализации ее. Итак, специфика дошкольного возраста раскрывается через возрастные нообразования, социальную ситуацию развития и ведущую деятельность. С учетом их особенностей в нашем исследовании остановимся на определении следующего ключевого понятия «готовность».

В литературе существуют различные трактовки готовности. Так, данное понятие рассматривается через связь с установкой (Д.Н. Узнадзе [11, с. 253]); как наличие тех или иных способностей (Б.Г. Ананьев [12, с. 201], С.Л. Рубинштейн [13, с. 275]); как некое личностное качество (К.К. Платонов [14, с. 188]); как психическое состояние (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [15, с. 85]); как сложный целостный процесс личности (В.Д. Шадриков [16, с. 356]).

С учетом работ Н.В. Рябовой (употребляет данное понятие применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья) [6, с. 82], Т.А. Парфеновой (применительно к младшим школьникам) [7] и основных новообразований дошкольного возраста «готовность к социально-бытовой ориентации дошкольников» в нашем исследовании рассматривается как интегративная характеристика, проявляющаяся в овладении детьми элементарными социально-бытовыми знаниями и умениями, которая способствует развитию качеств личности дошкольника, усвоению социальной роли, норм социального поведения, освоению различных видов деятельности, в том числе – социально-бытовой, а также познанию окружающей социально-бытовой среды и включение в нее.

Исследователи по-разному определяют структуру готовности. Так, Ю.М. Забродин в структуру готовности включает: операциональную составляющую (организация и вырабатывание направлений деятельности); мотивационную составляющую (преобразование в систему интересов и склонностей); функциональную составляющую [17, с. 220]. Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко выделяют в структуре готовности: мотивационную составляющую (интерес); ориентационную составляющую; операционную составляющую (комплексный подход к своей деятельности); волевую составляющую (самоконтроль в процессе деятельности); оценочную составляющую [15, с. 108]. К.К. Платонов в структуре готовности выделяет следующие компоненты: моральный, психологический и профессиональный [14, с. 238].

Итак, остановимся на компонентностном составе готовности к социально-бытовой ориентации. Так, Н.В. Рябова [6], а вслед за ней Т.А. Парфенова [7] в структуре готовности выделяют три компонента: личностный, когнитивный, деятельностный, которые в их исследованиях имеют качественно разную наполняемость.

С учетом вышеизложенного, в нашей работе структура готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста представлена личностным, когнитивным и деятельностным компонентами. Наполняемость содержания личностного компонента представлена ценностными ориентациями, мотивацией, эмоциональным благополучием, качествами, характеризующими свойства личности ребенка дошкольного возраста. Ценностные ориентации способствуют овладению детьми нравственными качествами и осознанию собственных потребностей и желаний. Мотивация определяет отношение ребенка к себе и окружающим; способствует определению эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольной организации. Эмоциональное благополучие определяет индивидуально-типологические особенности, характер, поведение ребенка; регулирует поведение и деятельность в соответствии с потребностями и интересами детской личности; воздействует на деятельность ребенка, обусловливая ее ход и результат. Качества личности обеспечивают собственное личностное развитие; являются основой для формирования универсальных учебных действий; позволяют человеку адаптироваться к постоянно меняющейся среде; определяют успешность жизнедеятельности ребенка.

Составляющие когнитивного компонента представлены первичными представлениями о природном и социальном мире, первичными математическими представлениями, первичными социокультурными представлениями и первичными представлениями о социально-бытовой деятельности. Первичные представления о себе и об окружающем мире направлены на познавательное развитие детей; помогают им в расширении своего кругозора, а также в изучении, исследовании, познании предметов и явлений окружающего мира и социума; расширяют опыт ориентировки в окружающем; способствуют овладению логическими операциями. Первичные математические представления способствуют развитию у детей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях; формированию практико-ориентированных навыков в счете, вычислениях, измерении в тех или иных бытовых ситуациях и др. Первичные представления о социально-бытовой деятельности приводят к развитию интереса к деятельности по социально-бытовой ориентации, формированию мотивации детей и потребностей в социально-бытовой деятельности; способствуют развитию самостоятельности и независимости ребенка в социуме и быту, желанию оказывать помощь окружающим людям, участию в повседневной жизни группы, принятию на себя обязанностей наряду с другими детьми; содействуют овладению социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; ориентировке в дошкольной образовательной организации и др. Первичные социокультурные представления реализуются в процессе взаимодействия ребенка с окружающей действительностью и способствуют расширению его кругозора, формированию собственной культуры личности; способствуют познавательной активности ребенка; развивают ценностное отношение к социокультурной действительности, к самому себе, к окружающему миру.

Основными составляющими деятельностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста в нашем исследовании являются следующие: общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения. Общеинтеллектуальные умения способствуют повышению уровня познавательной активности детей; способствуют развитию продуктивного мышления; способствуют развитию начальных математических умений; спсобствуют ориентации в пространстве. Общетрудовые умения способствуют развитию познавательных процессов; связаны с развитием активности и самостоятельности мышления, ответственного отношения к труду, вследствие чего ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества; развивают у дошкольника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие; способствуют становлению его нравственных качеств: желания трудиться, способности к коллективной деятельности, бережного отношения к результату собственного труда и других людей. Социально-бытовые умения помогают детям ориентироваться в социально-бытовой ситуации; способствуют складыванию бытовых отношений, возникающих между детьми; способствуют включению ребенка в его социальное и бытовое окружение. Коммуникативные умения способствуют активному включению ребенка в процесс социального взаимодействия; способствуют ориентации в партнерах, ситуациях, видах деятельности; способствуют познанию самого себя, а также других людей (взрослого или сверстника); способствуют построению своего поведения, управления им согласно целям общения; психическому развитию дошкольника.

Таким образом, в нашем исследовании структура готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников раскрывается посредствам трех компонентов: во-первых, личностного, включающего ценностные ориентации детей, их мотивацию к социально-бытовой деятельности, эмоциональное благополучие и качества личности; во-вторых, когнитивного, включающего первичные представления о природном и социальном мире, первичные математические представления, первичные социокультурные представления, первичные представления о социально-бытовой деятельности; в-третьих, деятельностного, включающего общеинтеллектуальные, общетрудовые, социально-бытовые, коммуникативные умения.

×

Об авторах

Елена Васильевна Барцаева

Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева

Автор, ответственный за переписку.
Email: ezhovkina.elena@mail.ru

соискатель кафедры педагогики, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии

Россия, Саранск

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 с.
  2. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
  3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ, 2000. 208 с.
  4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. СПб.: Гуманитарный университет профсоюзов, 2010. 538 с.
  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 8-е изд., М.: Академия, 2013. 240 с.
  6. Рябова Н.В., Парфёнова Т.А. Технологии формирования социально-бытовой ориентации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 82-89.
  7. Парфёнова Т.А., Рябова Н.В. Проблемы формирования готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся начальных классов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Книга по требованию, 2011. 130 с.
  9. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2011. 384 с.
  10. Урунтаева Г.А. Детская психология. М.: Академия, 2013. 336 с.
  11. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 3-е изд. СПб.: Питер, 2017. 718 с.
  14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.
  15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176 с.
  16. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Институт психологии РАН, 2014. 464 с.
  17. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М.: Финстатинформ, 2002. 360 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Барцаева Е.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.