Theory and organization of complex control at Physical Education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The quality of the directed usage of physical culture in education values, comprehensive and complex reproduction of the personality, demands a system organization of physical education processes management, which, in its turn, makes it necessary to create and realize a system of complex control of physical culture «translators» processes and the results of its assimilation. Complex control in this case is a system of management, organization, diagnostics and estimation actions to define the effectiveness of physical education process (processes of physical culture assimilation) and the quality of its correspondence to the established purposes-demands. The system of complex control is represented by two components - directions of its organization and realization: control of a physical education system (including control of external environment factors; physical education competences; educational environment) and the control of a physical education object (including medico biological, psychological and pedagogical forms of control concerning the basic and physical culture of the personality separately). Psychological and pedagogical control is realized with regard to total sizes of the body, physical, technical, behavior, mental and theoretical readiness as well as with regard to each component of the basic culture of the personality (ethical, aesthetic, civil, labour, intellectual (cognitive), communicative). The medico biological form of control comprises diagnostics and evaluation of physical growth data (total sizes of the body, first of all), correspondence of the passport age to the biological and functional readiness (the state of the vascular and respiratory systems), physical working capacity and physical adaptation as well as general state of health.

Full Text

Физическое образование – вид физической культуры – на всех этапах онтогенеза человека и непрерывного его образования призвано обеспечить изначально становление (в дошкольном возрасте) и в дальнейшем воспитание физической культуры личности (ФКЛ), сущностные характеристики которой обеспечивают следующие (по сути – целевые) результаты:

– воспроизводство ментальности в сфере социокультурных ценностей и ценностей физической культуры;

– качественные характеристики социализации обучающихся в сфере образовательной и (в дальнейшем) профессиональной деятельности.

Реализации означенных целевых векторов в использовании физической культуры требует системности в организации и реализации процессов освоения ценностей физической культуры, что, в свою очередь, означает совместную деятельность субъектов, реализуемую по установленным требованиям в отношении определенной цели [1, с. 463].

Понятие «системная организация» деятельности по использованию физической культуры обращает к понятию «управление», под которым понимается свойство системы по обеспечению целостности структуры и оптимизации «жизнедеятельности» системы, а также оптимального функционирования системы; обеспечение режима деятельности по реализации программ деятельности для определенной цели. Таким образом, управленческая деятельность обеспечивает переход из одного состояния управляемой системы в другое, более качественное и востребованное [2, с. 380].

При этом направленное использование ценностей физической культуры предполагает, во-первых, управление системой физического образования, с привлечением всех его субъектов в преобразовании биосоциальной природы личности, и, во-вторых, организацию комплексного характера управления педагогическими воздействиями в отношении человека.

В этой связи управление физическим образованием обучающихся «начального» (внутришкольного) уровня есть взаимодействие его субъектов на основе объективных закономерностей освоения физической культуры для достижения планового результата. Такая деятельность предполагает (главным образом) поиск и обоснование управленческого решения, подбор и реализацию содержания образования, контролирующие мероприятия, анализ хода и результатов деятельности [3, с. 421; 4, с. 470; 2, с. 496]. При этом достаточно значимым компонентом системы управления является контроль, который, в связи с разнонаправленностью содержания физкультурно-спортивной деятельности по воспитанию культуры личности, должен быть комплексным.

В связи со значимостью контроля (как компонента системы управления) можно определить основные методологические предпосылки разработки системы комплексного контроля в физическом образовании; ими являются:

– содержание нормативно-правовых актов государства, призванных сформировать основные культурологические характеристики обучающегося, отражающее сформированность современной, текущей и, если угодно, «перспективной» ментальности общества (прежде всего, это отражение содержания всех ФГОС, реализуюшихся в России, включая все этапы непрерывного образования);

– функциональный потенциал ценностей физической культуры в становлении, воспитании и формировании не только ФКЛ, но и компонентов и содержания базовой культуры личности, зарегистрированных в основных культурологических характеристиках человека;

– современные представления о структуре (компонентах) базовой культуры личности, понимаемой как совокупность основ познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентировано содержание образования и воспитания [5, с. 116].

Контроль (в широком смысле использования термина) является, по сути, этапом, компонентом и функцией общей системы управления физическим образованием; это деятельность по определению особенностей функционирования системы физического образования и коррекция для улучшения (сохранения качества) ее поведения.

Комплексный контроль в физическом образовании – система управленческих организационно-диагностических и оценочных действий по определению качества процесса освоения ценностей физической культуры в отношении установленной (определенной, плановой, цели и задач (по материалам: [6, с. 187; 7, с. 154; 8, с. 161]).

Цель комплексного контроля – обеспечить качество физического образования и управления им на основе оптимизации взаимодействия (внешнего и внутреннего) субъектов и факторов физического образования.

Объектом комплексного контроля является управление физическим образованием обучающихся, а предметом – собственно качественно-количественные характеристики личности, ее физической культуры.

Функция комплексного контроля (основная) – информационная; отражает деятельность по определению качества соответствия полученных результатов физического образования прогнозируемым (целевым) результатам; выявлению качества «отклика» объекта физического образования (обучающегося) на педагогические воздействия.

В системе комплексного контроля физического образования можно также выделить функции:

– ориентирующая; способствует своевременной коррекции содержания организационного и содержательного обеспечения физического образования в направлении достижение целевых результатов; действует в отношении всех субъектов образования;

– стимулирующая; отражает результаты рефлексии субъектов образования в отношении физкультурно-спортивной деятельности и ее результатов.

К числу задач комплексного контроля следует отнести следующие (по материалам: [9, с. 170–181; 10, с. 113–119; 11, с. 177–218]):

  1. Выявить систему (перечень) контролируемых показателей качества организации процесса физического образования и результатов этой образовательной деятельности.
  2. Разработать и/или выявить нормативные («внешние», общепринятые) и «внутренние» (полученные от «своих» воздействий) контролируемые показатели, соотношение которых (нормативных эталонных и полученных в ходе образования) позволит оценить в целом качество организации процесса освоения физической культуры) как в отношении объекта, так и субъекта образовательной практики.
  3. Определить факторы влияния (как негативные, сдерживающие, так и позитивные, прогрессивные) на динамику критериальных характеристик (показателей) комплексного контроля.
  4. Определить (разработать) организационно-педагогические мероприятия, связанные с коррекцией содержания целостного процесса физического образования и физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) в отношении объекта.
  5. Подобрать соответствующие (по результатам контроля) способы (педагогические условия) коррекции содержания физкультурно-спортивной деятельности и организационно-педагогические мероприятия по улучшению качества физического образования.

Таким образом, методологическую основу комплексного контроля составляют следующие основные положения:

– определение основных направлений – компонентов и содержания комплексного контроля, отражающих всю полноту и комплексность системы педагогических воздействий на человека (объекта физического образования, обучающегося, спортсмена и т.п.) и «возвратных» реакций – результатов «отклика» объекта на эти воздействия;

– определение (подбор) методов и частных методик (тестов) регистрации и измерений двигательных и личностных свойств, качеств и функций – тестов; их соответствие требованиям надежности, объективности, информативности [12, с. 192–196];

– определение оптимального количества–качества показателей контроля, регистрация (измерение, тестирование) которых позволяла бы выявить и оценить с возможно большей полнотой всю совокупность изменений в двигательной и личностной подготовленности обучающихся;

– обеспечение стандартных условий для регистрации исследуемых характеристик объектов контроля и получения данных о контролируемых показателях.

Исходя из масштабности процесса физического образования, систему комплексного контроля целесообразно исследовать в двух основных компонентах – методологических направлениях (рис. 1):

– контроль системы организации физического образования;

– контроль объекта физического образования (спортивной подготовки) [13, с. 13–20; 14, с. 397–422; 15, с. 571–613; 7, с. 406; 11, с. 177–218 и др.].

 

Рисунок 1 – Система комплексного контроля в физическом образовании

 

Эта система в полном объеме отражает направления функционирования и реализации контрольно-диагностических мероприятий в отношении сколь организационно-педагогических начал физического образования, столь и его результатов – основных характеристик культуры личности, зафиксированных в измененных двигательных и личностных способностях и потребностях обучающихся.

Анализ содержания представленного материала (рис. 1) показывает, что основными составляющими компонента комплексного контроля «контроль системы организации физического образования» являются:

– контроль и оценка факторов внешней среды;

– контроль и оценка компетентности субъекта организации и реализации содержания физического образования (учитель, тренер);

– контроль и оценка факторов образовательной среды.

Контроль факторов внешней среды – условий реализации физического образования – осуществляется в отношении диагностики и оценки следующих основных показателей [13, с. 53–59; 14, с. 400; 16, с. 408; 12, с. 49–53; 11, с. 177–181 и др.]:

– качество санитарно-гигиенических условий организации и реализации всех форм освоения физической культуры, осуществляемых в рамках деятельности образовательной организации (классно-урочная, внеклассные, в режиме дня);

– оптимальная периодичность и систематичность учебных занятий в структуре учебной недели, четверти и года (включая внеклассные и внешкольные мероприятия);

– качественно-количественные характеристики спортивного инвентаря и специального оборудования (как отражение возможно более широкого фонда материальных ценностей физической культуры), сопровождающего и обеспечивающего полноценную реализацию содержания программного материала (содержательного обеспечения всех форм организации процессов освоения физической культуры);

– состояние спортивного(-ых) сооружения(-ий) (всех спортивных площадей), бытовой обеспеченности образовательного процесса по освоению физической культуры;

– отношение преподавательского состава (преподавателей других школьных учебных предметов) и иных субъектов образования в конкретной образовательной организации к физической культуре и ФСД; включенность в школьное физкультурное движение;

– качество соблюдения защитных (предупреждающих) мероприятий и техники безопасности (обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающегося в образовательной организации, включая систему охраны и допуска в образовательную организацию, соблюдение всех требований к технике безопасности в ходе реализации всех форм организации и освоения содержания ФСД).

При этом факторы внешней среды процессов освоения физической культуры есть отражение среды образовательной системы в целом; их (факторы внешней среды) следует понимать как совокупность климатических, экологических, социально-экономических и политических факторов, оказывающих влияние на внутренние характеристики (регламенты) физкультурной образовательной системы [5, с. 160].

Контроль и оценка компетентности субъекта образования (преподавателя) заключается в диагностике и оценке сформированности:

– способности к направленному использованию ценностей физической культуры в воспитании, обучении и развитии обучающихся на основе индивидуальных психофизическох потребностей и способностей;

– готовности создавать реализовывать образовательные программы по физической культуре (прежде всего речь идет о создании программно-содержательного обеспечения ФСД);

– способности подбирать и эффективно использовать принципы, методы, средства и организационные формы освоения физической культуры;

– способности решать задачи формирования базовой культуры личности в ходе физического образования;

– способности создавать и эффективно использовать образовательную среду в процессе реализации содержания предмета Физическая культура для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования;

– готовности к взаимодействию с другими участками образовательного процесса и обучающимися; поддержке их активности, инициативности и самостоятельности обучающихся в ходе ФСД.

Представленная совокупность компетенций определяет основные ориентиры профессионального совершенствования и самосовершенствования.

На основе сложившихся научных представлений о структуре образовательной среды (как совокупности информационных, технических, методологических и методических средств и элементов инфраструктуры образовательной организации), контроль и оценка факторов образовательной среды осуществления в отношении:

– комплекса информационно-образовательных ресурсов (различные носители информации, совокупность учебно-методического сопровождения и обеспечения образовательного процесса);

– программно-содержательное обеспечение процесса освоения физической культуры (физического образования) (по сути – методическое обеспечение реализации двигательных и педагогических ценностей физической культуры);

– разработанности и качества направленного использования образовательных технологий, методических направлений, методик (в части соблюдения принципов, форм освоения физической культуры, методов);

– финансового обеспечения физического образования;

– кадрового обеспечения процесса физического образования (учителя физической культуры, учителя смежных предметов – дисциплин, обслуживающий персонал и т.п.).

В целом контроль содержания (составляющих) компонента «объект физического образования» осуществляется в направлении выявления и оценки состояния культуры личности как в отношении контроля базовой, так и физической культуры личности (ФКЛ). Контроль состояния ФКЛ (его выделение как компонента базовой культуры личности) осуществляется тем не менее особо, так как его становление – полностью прерогатива физического образования.

Дуализм души и тела, понимаемый как существующая данность равноправных, несводимых друг к другу и нетождественных друг другу объектов – телесно-духовных сущностей человека; по объему и качеству компоненты «присутствия» в человеке естественно-биологических и социальных (душевно-духовных) характеристик [17, с. 332; 1, с. 178], обусловливает целесообразность выделения в структуре комплексного контроля и оценки состояния объекта физического образования (обучающегося) двух его форм:

– психолого-педагогический контроль;

– медико-биологический (врачебно-физиологический) контроль [11, с. 177–181; 14, с. 396–410; 7, с. 406–412].

При этом все, что касается контроля показателей и характеристик базовой культуры личности, есть только прерогатива психолого-педагогической формы контроля. Что же касается контроля показателей физической культуры личности, то «работают» обе формы комплексного контроля.

Медико-биологический контроль – система измерительно-диагностических мероприятий и оценки их результатов в отношении морфофункциональных свойств, качеств и функций обучающихся.

В широкой практике освоения физической культуры (процесса несколько дистанцированного от спортивной подготовки, спорта высших достижений по специфике, избирательности и глубине воздействий) медико-биологический контроль в физическом образовании предусматривает диагностику и оценку следующих основных характеристик телесной (биологической) сферы человека:

  1. Физическое развитие обучающихся, диагностируемое и оцениваемое по следующим показателям: длины тела, массы тела, окружности грудной клетки (обхват груди), весо-ростового индекса Кетле, некоторых обхватных размеров тела (обхват рук, ног и т.д.), состояния опорно-двигательного аппарата (телосложение, осанка, жировые отложения); показатели физического развития в целом определяют и задают реабилитационно-коррекционную направленность физического образования.
  2. Биологический возраст и (в этой связи) соотношение показателей (соответствие) паспортного (количество прожитых лет и месяцев) и биологического возраста (зрелость морфофункциональных систем) характеризует биологическую зрелость человека (акселерат, ретардант), его адаптационные возможности в отношении переносимости психофизической нагрузки на обучающегося в процессе физического образования (последнее, собственно, и «задает» содержание ФСД и ее нагрузочную стоимость).
  3. Функциональная подготовленность, определяемая по показателям физической работоспособности как отражения сформированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (показатель ИГСТ, PWC/170, различные другие функциональные пробы, ЖЕЛ, состояние кожного покрова и потоотделения в ходе занятий), состояние анализаторов (зрительного и вестибулярного, прежде всего), динамометрия, латентное время двигательной реакции (простой и сложной).
  4. Общее состояние здоровья, диагностика и оценка которого определяется по качеству–количеству соматических и нервно-мышечных заболеваний (степень их тяжести, продолжительность, количество), а также по показателям травмируемости (качество–количество травм и повреждений, полученных в процессе жизнедеятельности и практике физического образования). Состояние здоровья определяется, как правило, специалистами в ходе медицинских осмотров.

Основными методами медико-биологического контроля являются:

– углубленное медицинское обследование (комплекс методов измерений различных состояний физического развития; определения состояния здоровья по данным отслеживания и наблюдения;

– тестирование физической работоспособности для контроля и оценки функциональной подготовленности (деятельности жизнеобеспечивающих функций), различные функциональные пробы;

– определение специальной тренированности с использованием частных методик определения показателей каждой из функциональных систем (лабораторные методы).

Психолого-педагогический контроль – система специфических измерительно-диагностических мероприятий (исследовательской деятельности) по определению и оценке результатов освоения физической культуры в отношении двигательных и личностно-психологических способностей и потребностей.

Рассматривая систему психолого-педагогического контроля в практике физического образования, следует отметить ее методологическое основание – в целом компоненты и содержание психолого-педагогического контроля отражают его направленность на диагностику (определение) и оценку показателей – характеристик в целом культуры личности, в структуре которой следует выделить, главным образом, состояние сформированности:

– сущностных характеристик физической культуры личности;

– основных характеристик базовой культуры личности: нравственной, трудовой, познавательной (интеллектуальной), эстетической, коммуникативной, физической, гражданской.

Тем не менее система психолого-педагогического контроля физической культуры личности в реальной практике физического образования предусматривает диагностику и оценку следующих основных характеристик двигательной и личностной сферы обучающихся:

  1. Теоретическая подготовленность, отражающая сформированность системы знаний в сфере физической культуры:

– общего характера, включающие: социологические аспекты физической культуры и спорта; роль и место физической культуры в системе социокультурных ценностей, а также в системе культуры человека; понятия видов спорта (отечественных и зарубежных); знание истории спорта страны, ее символики и атрибутики; предназначение спортивных сооружений и инвентаря, основы спортивной этики, соревновательной практики и основ правил судейства (соревнований);

– специального характера, отражающие требования ФГОС в части сформированности предметных результатов в области познавательной (интеллектуальной культуры) и свидетельствующие об освоенности знаний: истории физического образования, спорта, олимпийского движения; основных видов физической культуры и их роли в жизни и деятельности человека; средств, принципов, методов и форм организации занятий физическими упражнениями (в том числе самостоятельных); теории и методики формирования и поддержания ЗОЖ, сохранения и укрепления индивидуального здоровья; инструкторских и судейских знаний (от ФГОС – предметные результаты в области познавательной культуры).

В ходе контроля теоретической подготовленности особое значение приобретает контроль осознанности и понимания полученных знаний, а также умений использовать сформированные знания в организованной коллективной и самостоятельной ФСД.

  1. Физическая подготовленность, свидетельствующая о состоянии двигательных (физических) качеств и определяющих их двигательных способностях (гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости как отражения координационных способностей).
  2. Техническая подготовленность, отражающая объем и качество освоенности техники выполнения жизнеобеспечивающих и физкультурно-спортивных двигательных действий до уровня двигательных умений (навыков в дальнейшем).
  3. Психологическая (психическая) подготовленность в отношении проявлений: мотивов ФСД; в целом направленности на освоения физической культуры; сознательности и активности в ходе физического образования; отношения к ФСД; психоэмоциональной устойчивости; настойчивости и воли, ценностных ориентаций в сфере физической культуры, творческой инициативы.
  4. Поведенческая подготовленность, оцениваемая по совокупности проявляемых личностных качеств поведения в отношении всех субъектов физического образования, гуманного и толерантного отношения к участникам совместной ФСД; включенность в ФСД и инструкторская активность в ней (более подробно о структуре физической культуре личности и признаках сформированности – в источниках: [18, с. 12–16; 19, с. 29–33]).

Главными и обобщенными характеристиками нравственной культуры обучающегося являются:

– знания требований морали и глубина их осмысления (нравственное сознание) к различной деятельности (и не только ФСД), поведению, отношению к ФСД и участникам совместной работы;

– степень (качество–количество) сформированных нравственных привычек, проявляющихся в повседневной и физкультурно-спортивной деятельности (отношение к здоровью, толерантность при взаимодействии с субъектами ФСД и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья);

– характер нравственной ориентации в сложных жизненных ситуациях, проявление нравственной воли и эмоций; готовность позиционировать себя в совместной ФСД, нести ответственность за собственную ФСД;

– инициатива и творчество в организации и реализации ФСД (включая массовые спортивно-оздоровительные мероприятия) с проявлением активности, дисциплинированности, взаимопомощи, умения предупреждать и устранять конфликтные ситуации на основе уважения и доброжелательности;

– мера нравственных требований к себе: адекватное чувство собственного достоинства и его проявление в повседневной жизни, образовательной и физкультурно-спортивной деятельности.

В прикладном отношении сформированность эстетической культуры можно диагностировать по следующим признакам:

– освоенность мирового художественного наследия эстетической направленности и творческой деятельности в сфере физической культуры и спорта;

– готовность к наблюдению, определению и оценке поведенческой деятельности субъектов ФСД (включая коммуникативную) с позиций прекрасного – отвратительного на основе проявлений отношения к себе, людям, обществу в соотношении с общепринятыми нормами;

– способность понимать и воспринимать красоту культуры двигательной деятельности, движений, действий и поведения в практике повседневной и ФСД;

– направленность организованной и самостоятельной ФСД на формирование культуры физического здоровья, телосложения и правильной осанки;

– восприятие двигательной деятельности своей и субъектов физического образования (включая массовые спортивные мероприятия) с точки зрения красоты, прекрасного, эстетической привлекательности; активность и инициативность участия в эстетически окрашенной ФСД.

Усилия педагога в части формирования трудовой культуры обучающегося должны быть направлены на формирование способностей и готовности обучающегося к следующему (как критерии диагностики и оценки):

– преодолению посильных трудностей повседневной и ФСД; выполнению образовательных и учебно-тренировочных заданий в полном объеме и с надлежащим качеством;

– организации и реализации процессов самостоятельного освоения физической культуры в различных формах, соблюдение безопасности ФСД, спортивных сооружений и инвентаря; поддерживать их рабочее состояние;

– самостоятельно организовывать (планировать, контролировать) и осуществлять ФСД по профессионально-прикладным видам ФСД; осуществлять подбор содержания ФСД в связи с профессиональным самоопределением и ориентацией на специфику образовательной и профессиональной деятельности;

– проявлению знаний прикладного характера о роли ценностей физической культуры в обеспечении качества профессионального самоопределения, профессионального образования и собственно профессиональной деятельности;

– поддерживать в процессе образовательной деятельности соответствующий уровень работоспособности; знание способов ее оптимизации (поддержание психического и функционального состояния);

– инициативности, активности и проявляемые при этом добросовестность и творческое начало в организации массовых спортивных и спортивно-оздоровительных мероприятий.

В целом сформированность гражданской культуры можно определить по следующим основным характеристикам:

– знание истории развития физической культуры и спорта в России, спортивного движения России и истории развития физической культуры и спорта своего края (республики, области и т.п.);

– знание, понимание, точно и всегда выполняемые правила повседневной, образовательной и ФСД с соблюдением своих прав и свобод; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности;

– сознательность и активность в выполнении социальных обязанностей; активность в принятии коллективных решений в ФСД и образовательной практике;

– уважительное отношение к Родине и государственной символике, обществу (членам коллектива) природе, семье;

– готовность работать (учиться) в коллективе и взаимодействовать с ним на основах нахождения паритета своих и социальных потребностей;

– уважительное отношение к традиционным ценностям многонационального российского общества.

Основными показателями (характеристиками) интеллектуальной (познавательной) культуры личности являются:

– знание и понимание теоретических и методических оснований теории и методики физической культуры (включая историю развития спорта, олимпийского движения; ценностей физической культуры и ее структуры) и основных сведений научных (учебных) дисциплин, сопряженных с физической культурой; основных сведений о роли физической культуры в становлении личности, поддержании ЗОЖ, сохранении и укреплении индивидуального здоровья;

– знание основных характеристик личностной физической культуры; владение способами подбора содержания ФСД по направленному воспитанию двигательных и личностных способностей физической культуры личности;

– владение методами-операциями и элементами методов-действий исследовательской деятельности; научное мировоззрение и теоретическое мышление;

– знание и владение основами методологии; способность к самообразовательной деятельности в сфере физической культуры и спорта в отношении дидактических оснований ее освоения; понимание роли физкультурного образования для практики профессионального и личностного продвижения;

– готовность создавать и реализовывать программы физкультурного совершенствования и самосовершенствования различной направленности с учетом личностных (социальных) потребностей и образовательных (условий) возможностей.

Коммуникативную культуру обучающихся можно диагностировать и оценивать по следующим основным характеристикам:

проявление культуры речи в процессе взаимодействия с участниками ФСД; проявление уважения и общительности в совместной ФСД к сверстникам, младшим партнерам и взрослым;

– умение участвовать в обсуждении хода и результатов совместной ФСД; принимать совместные решения и находить при этом компромиссные их варианты; логически формулировать положения системы знаний в сфере физической культуры, правильно пользоваться понятиями физической культуры;

– умение стилистически грамотно, логично, аргументированно и обоснованно излагать материал в отношении собеседника; владение при этом устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– умение самостоятельно осуществлять поиск информации (включая методологические основания ФСД) вопросов в сфере физической культуры; подготовленность к реализации самостоятельной исследовательской деятельности;

– умение подбирать оптимальные способы поведения (решения задач) в соответствии со сложившейся ситуацией ФСД; находить способы взаимодействия с партнерами; быть подготовленным к инструкторской деятельности.

×

About the authors

Sergey Semenovich Korovin

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: kss5656@yandex.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of Theory and Methodology of Sports, Adaptive Physical Culture and Medico-Biological Foundations of Physical Education Department

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980. 445 с.
  3. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.П. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, Т. 2. 1998. 672 с.
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  6. Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Методика обучения физической культуре. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 256 с.
  7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2014. 480 с.
  8. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 480 с.
  9. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физическая культура, 2010. 280 с.
  10. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовки юных спортсменов. М.: Физическая культура, 2010. 240 с.
  11. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.
  12. Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2013. 280 с.
  13. Никитушкин В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография. М.: Физкультура и спорт, 2013. 208 с.
  14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  15. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. М.: Советский спорт, 2005. 820 с.
  16. Теория и методика спорта / под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. М.: Воениздат, 1997. 416 с.
  17. Всемирная энциклопедия: философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов: М.: АСТ; Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.
  18. Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности. Оренбург: ОГПУ, 2005. 72 с.
  19. Коровин С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физической культуры. Оренбург: ОГПУ, 2006. 132 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - The system of integrated control in physical education

Download (41KB)

Copyright (c) 2019 Korovin S.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies