Основы теории и организации комплексного контроля в практике физического образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Качество направленного использования ценностей физической культуры в образовании, всестороннем и комплексном развитии личности требует системной организации управления процессами физического образования, что, в свою очередь, обусловливает необходимость создания и реализации системы комплексного контроля процессов «трансляторов» физической культуры и результатов ее освоенности. Комплексный контроль при этом - система управленческих организационно-диагностических и оценочных действий по определению качества физического образования в части его (качества) соответствия общепринятым и/или иным нормативно-правовым требованиям. Система комплексного контроля представлена двумя компонентами - направлениями его организации и реализации: контроль системы физического образования (включает контроль факторов внешней среды; компетенций субъекта физического образования; образовательной среды) и контроль объекта физического образования (включает медико-биологическую и психолого-педагогическую формы контроля в отношении базовой и отдельно физической культуры личности). Психолого-педагогический контроль осуществляется в отношении тотальных размеров тела (физического развития); психологической, теоретической, физической, технической и поведенческой подготовленности; осуществляется контроль качества нравственной, эстетической, гражданской, трудовой, познавательной (интеллектуальной) и коммуникативной культуры обучающихся. Медико-биологическая форма контроля предусматривает диагностику и оценку показателей физического развития (тотальные размеры тела, прежде всего), соотношения паспортного и биологического возраста, функциональной подготовленности (состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем), физической работоспособности и физической адаптации, общее состояние здоровья.

Полный текст

Физическое образование – вид физической культуры – на всех этапах онтогенеза человека и непрерывного его образования призвано обеспечить изначально становление (в дошкольном возрасте) и в дальнейшем воспитание физической культуры личности (ФКЛ), сущностные характеристики которой обеспечивают следующие (по сути – целевые) результаты:

– воспроизводство ментальности в сфере социокультурных ценностей и ценностей физической культуры;

– качественные характеристики социализации обучающихся в сфере образовательной и (в дальнейшем) профессиональной деятельности.

Реализации означенных целевых векторов в использовании физической культуры требует системности в организации и реализации процессов освоения ценностей физической культуры, что, в свою очередь, означает совместную деятельность субъектов, реализуемую по установленным требованиям в отношении определенной цели [1, с. 463].

Понятие «системная организация» деятельности по использованию физической культуры обращает к понятию «управление», под которым понимается свойство системы по обеспечению целостности структуры и оптимизации «жизнедеятельности» системы, а также оптимального функционирования системы; обеспечение режима деятельности по реализации программ деятельности для определенной цели. Таким образом, управленческая деятельность обеспечивает переход из одного состояния управляемой системы в другое, более качественное и востребованное [2, с. 380].

При этом направленное использование ценностей физической культуры предполагает, во-первых, управление системой физического образования, с привлечением всех его субъектов в преобразовании биосоциальной природы личности, и, во-вторых, организацию комплексного характера управления педагогическими воздействиями в отношении человека.

В этой связи управление физическим образованием обучающихся «начального» (внутришкольного) уровня есть взаимодействие его субъектов на основе объективных закономерностей освоения физической культуры для достижения планового результата. Такая деятельность предполагает (главным образом) поиск и обоснование управленческого решения, подбор и реализацию содержания образования, контролирующие мероприятия, анализ хода и результатов деятельности [3, с. 421; 4, с. 470; 2, с. 496]. При этом достаточно значимым компонентом системы управления является контроль, который, в связи с разнонаправленностью содержания физкультурно-спортивной деятельности по воспитанию культуры личности, должен быть комплексным.

В связи со значимостью контроля (как компонента системы управления) можно определить основные методологические предпосылки разработки системы комплексного контроля в физическом образовании; ими являются:

– содержание нормативно-правовых актов государства, призванных сформировать основные культурологические характеристики обучающегося, отражающее сформированность современной, текущей и, если угодно, «перспективной» ментальности общества (прежде всего, это отражение содержания всех ФГОС, реализуюшихся в России, включая все этапы непрерывного образования);

– функциональный потенциал ценностей физической культуры в становлении, воспитании и формировании не только ФКЛ, но и компонентов и содержания базовой культуры личности, зарегистрированных в основных культурологических характеристиках человека;

– современные представления о структуре (компонентах) базовой культуры личности, понимаемой как совокупность основ познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентировано содержание образования и воспитания [5, с. 116].

Контроль (в широком смысле использования термина) является, по сути, этапом, компонентом и функцией общей системы управления физическим образованием; это деятельность по определению особенностей функционирования системы физического образования и коррекция для улучшения (сохранения качества) ее поведения.

Комплексный контроль в физическом образовании – система управленческих организационно-диагностических и оценочных действий по определению качества процесса освоения ценностей физической культуры в отношении установленной (определенной, плановой, цели и задач (по материалам: [6, с. 187; 7, с. 154; 8, с. 161]).

Цель комплексного контроля – обеспечить качество физического образования и управления им на основе оптимизации взаимодействия (внешнего и внутреннего) субъектов и факторов физического образования.

Объектом комплексного контроля является управление физическим образованием обучающихся, а предметом – собственно качественно-количественные характеристики личности, ее физической культуры.

Функция комплексного контроля (основная) – информационная; отражает деятельность по определению качества соответствия полученных результатов физического образования прогнозируемым (целевым) результатам; выявлению качества «отклика» объекта физического образования (обучающегося) на педагогические воздействия.

В системе комплексного контроля физического образования можно также выделить функции:

– ориентирующая; способствует своевременной коррекции содержания организационного и содержательного обеспечения физического образования в направлении достижение целевых результатов; действует в отношении всех субъектов образования;

– стимулирующая; отражает результаты рефлексии субъектов образования в отношении физкультурно-спортивной деятельности и ее результатов.

К числу задач комплексного контроля следует отнести следующие (по материалам: [9, с. 170–181; 10, с. 113–119; 11, с. 177–218]):

  1. Выявить систему (перечень) контролируемых показателей качества организации процесса физического образования и результатов этой образовательной деятельности.
  2. Разработать и/или выявить нормативные («внешние», общепринятые) и «внутренние» (полученные от «своих» воздействий) контролируемые показатели, соотношение которых (нормативных эталонных и полученных в ходе образования) позволит оценить в целом качество организации процесса освоения физической культуры) как в отношении объекта, так и субъекта образовательной практики.
  3. Определить факторы влияния (как негативные, сдерживающие, так и позитивные, прогрессивные) на динамику критериальных характеристик (показателей) комплексного контроля.
  4. Определить (разработать) организационно-педагогические мероприятия, связанные с коррекцией содержания целостного процесса физического образования и физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) в отношении объекта.
  5. Подобрать соответствующие (по результатам контроля) способы (педагогические условия) коррекции содержания физкультурно-спортивной деятельности и организационно-педагогические мероприятия по улучшению качества физического образования.

Таким образом, методологическую основу комплексного контроля составляют следующие основные положения:

– определение основных направлений – компонентов и содержания комплексного контроля, отражающих всю полноту и комплексность системы педагогических воздействий на человека (объекта физического образования, обучающегося, спортсмена и т.п.) и «возвратных» реакций – результатов «отклика» объекта на эти воздействия;

– определение (подбор) методов и частных методик (тестов) регистрации и измерений двигательных и личностных свойств, качеств и функций – тестов; их соответствие требованиям надежности, объективности, информативности [12, с. 192–196];

– определение оптимального количества–качества показателей контроля, регистрация (измерение, тестирование) которых позволяла бы выявить и оценить с возможно большей полнотой всю совокупность изменений в двигательной и личностной подготовленности обучающихся;

– обеспечение стандартных условий для регистрации исследуемых характеристик объектов контроля и получения данных о контролируемых показателях.

Исходя из масштабности процесса физического образования, систему комплексного контроля целесообразно исследовать в двух основных компонентах – методологических направлениях (рис. 1):

– контроль системы организации физического образования;

– контроль объекта физического образования (спортивной подготовки) [13, с. 13–20; 14, с. 397–422; 15, с. 571–613; 7, с. 406; 11, с. 177–218 и др.].

 

Рисунок 1 – Система комплексного контроля в физическом образовании

 

Эта система в полном объеме отражает направления функционирования и реализации контрольно-диагностических мероприятий в отношении сколь организационно-педагогических начал физического образования, столь и его результатов – основных характеристик культуры личности, зафиксированных в измененных двигательных и личностных способностях и потребностях обучающихся.

Анализ содержания представленного материала (рис. 1) показывает, что основными составляющими компонента комплексного контроля «контроль системы организации физического образования» являются:

– контроль и оценка факторов внешней среды;

– контроль и оценка компетентности субъекта организации и реализации содержания физического образования (учитель, тренер);

– контроль и оценка факторов образовательной среды.

Контроль факторов внешней среды – условий реализации физического образования – осуществляется в отношении диагностики и оценки следующих основных показателей [13, с. 53–59; 14, с. 400; 16, с. 408; 12, с. 49–53; 11, с. 177–181 и др.]:

– качество санитарно-гигиенических условий организации и реализации всех форм освоения физической культуры, осуществляемых в рамках деятельности образовательной организации (классно-урочная, внеклассные, в режиме дня);

– оптимальная периодичность и систематичность учебных занятий в структуре учебной недели, четверти и года (включая внеклассные и внешкольные мероприятия);

– качественно-количественные характеристики спортивного инвентаря и специального оборудования (как отражение возможно более широкого фонда материальных ценностей физической культуры), сопровождающего и обеспечивающего полноценную реализацию содержания программного материала (содержательного обеспечения всех форм организации процессов освоения физической культуры);

– состояние спортивного(-ых) сооружения(-ий) (всех спортивных площадей), бытовой обеспеченности образовательного процесса по освоению физической культуры;

– отношение преподавательского состава (преподавателей других школьных учебных предметов) и иных субъектов образования в конкретной образовательной организации к физической культуре и ФСД; включенность в школьное физкультурное движение;

– качество соблюдения защитных (предупреждающих) мероприятий и техники безопасности (обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающегося в образовательной организации, включая систему охраны и допуска в образовательную организацию, соблюдение всех требований к технике безопасности в ходе реализации всех форм организации и освоения содержания ФСД).

При этом факторы внешней среды процессов освоения физической культуры есть отражение среды образовательной системы в целом; их (факторы внешней среды) следует понимать как совокупность климатических, экологических, социально-экономических и политических факторов, оказывающих влияние на внутренние характеристики (регламенты) физкультурной образовательной системы [5, с. 160].

Контроль и оценка компетентности субъекта образования (преподавателя) заключается в диагностике и оценке сформированности:

– способности к направленному использованию ценностей физической культуры в воспитании, обучении и развитии обучающихся на основе индивидуальных психофизическох потребностей и способностей;

– готовности создавать реализовывать образовательные программы по физической культуре (прежде всего речь идет о создании программно-содержательного обеспечения ФСД);

– способности подбирать и эффективно использовать принципы, методы, средства и организационные формы освоения физической культуры;

– способности решать задачи формирования базовой культуры личности в ходе физического образования;

– способности создавать и эффективно использовать образовательную среду в процессе реализации содержания предмета Физическая культура для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования;

– готовности к взаимодействию с другими участками образовательного процесса и обучающимися; поддержке их активности, инициативности и самостоятельности обучающихся в ходе ФСД.

Представленная совокупность компетенций определяет основные ориентиры профессионального совершенствования и самосовершенствования.

На основе сложившихся научных представлений о структуре образовательной среды (как совокупности информационных, технических, методологических и методических средств и элементов инфраструктуры образовательной организации), контроль и оценка факторов образовательной среды осуществления в отношении:

– комплекса информационно-образовательных ресурсов (различные носители информации, совокупность учебно-методического сопровождения и обеспечения образовательного процесса);

– программно-содержательное обеспечение процесса освоения физической культуры (физического образования) (по сути – методическое обеспечение реализации двигательных и педагогических ценностей физической культуры);

– разработанности и качества направленного использования образовательных технологий, методических направлений, методик (в части соблюдения принципов, форм освоения физической культуры, методов);

– финансового обеспечения физического образования;

– кадрового обеспечения процесса физического образования (учителя физической культуры, учителя смежных предметов – дисциплин, обслуживающий персонал и т.п.).

В целом контроль содержания (составляющих) компонента «объект физического образования» осуществляется в направлении выявления и оценки состояния культуры личности как в отношении контроля базовой, так и физической культуры личности (ФКЛ). Контроль состояния ФКЛ (его выделение как компонента базовой культуры личности) осуществляется тем не менее особо, так как его становление – полностью прерогатива физического образования.

Дуализм души и тела, понимаемый как существующая данность равноправных, несводимых друг к другу и нетождественных друг другу объектов – телесно-духовных сущностей человека; по объему и качеству компоненты «присутствия» в человеке естественно-биологических и социальных (душевно-духовных) характеристик [17, с. 332; 1, с. 178], обусловливает целесообразность выделения в структуре комплексного контроля и оценки состояния объекта физического образования (обучающегося) двух его форм:

– психолого-педагогический контроль;

– медико-биологический (врачебно-физиологический) контроль [11, с. 177–181; 14, с. 396–410; 7, с. 406–412].

При этом все, что касается контроля показателей и характеристик базовой культуры личности, есть только прерогатива психолого-педагогической формы контроля. Что же касается контроля показателей физической культуры личности, то «работают» обе формы комплексного контроля.

Медико-биологический контроль – система измерительно-диагностических мероприятий и оценки их результатов в отношении морфофункциональных свойств, качеств и функций обучающихся.

В широкой практике освоения физической культуры (процесса несколько дистанцированного от спортивной подготовки, спорта высших достижений по специфике, избирательности и глубине воздействий) медико-биологический контроль в физическом образовании предусматривает диагностику и оценку следующих основных характеристик телесной (биологической) сферы человека:

  1. Физическое развитие обучающихся, диагностируемое и оцениваемое по следующим показателям: длины тела, массы тела, окружности грудной клетки (обхват груди), весо-ростового индекса Кетле, некоторых обхватных размеров тела (обхват рук, ног и т.д.), состояния опорно-двигательного аппарата (телосложение, осанка, жировые отложения); показатели физического развития в целом определяют и задают реабилитационно-коррекционную направленность физического образования.
  2. Биологический возраст и (в этой связи) соотношение показателей (соответствие) паспортного (количество прожитых лет и месяцев) и биологического возраста (зрелость морфофункциональных систем) характеризует биологическую зрелость человека (акселерат, ретардант), его адаптационные возможности в отношении переносимости психофизической нагрузки на обучающегося в процессе физического образования (последнее, собственно, и «задает» содержание ФСД и ее нагрузочную стоимость).
  3. Функциональная подготовленность, определяемая по показателям физической работоспособности как отражения сформированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (показатель ИГСТ, PWC/170, различные другие функциональные пробы, ЖЕЛ, состояние кожного покрова и потоотделения в ходе занятий), состояние анализаторов (зрительного и вестибулярного, прежде всего), динамометрия, латентное время двигательной реакции (простой и сложной).
  4. Общее состояние здоровья, диагностика и оценка которого определяется по качеству–количеству соматических и нервно-мышечных заболеваний (степень их тяжести, продолжительность, количество), а также по показателям травмируемости (качество–количество травм и повреждений, полученных в процессе жизнедеятельности и практике физического образования). Состояние здоровья определяется, как правило, специалистами в ходе медицинских осмотров.

Основными методами медико-биологического контроля являются:

– углубленное медицинское обследование (комплекс методов измерений различных состояний физического развития; определения состояния здоровья по данным отслеживания и наблюдения;

– тестирование физической работоспособности для контроля и оценки функциональной подготовленности (деятельности жизнеобеспечивающих функций), различные функциональные пробы;

– определение специальной тренированности с использованием частных методик определения показателей каждой из функциональных систем (лабораторные методы).

Психолого-педагогический контроль – система специфических измерительно-диагностических мероприятий (исследовательской деятельности) по определению и оценке результатов освоения физической культуры в отношении двигательных и личностно-психологических способностей и потребностей.

Рассматривая систему психолого-педагогического контроля в практике физического образования, следует отметить ее методологическое основание – в целом компоненты и содержание психолого-педагогического контроля отражают его направленность на диагностику (определение) и оценку показателей – характеристик в целом культуры личности, в структуре которой следует выделить, главным образом, состояние сформированности:

– сущностных характеристик физической культуры личности;

– основных характеристик базовой культуры личности: нравственной, трудовой, познавательной (интеллектуальной), эстетической, коммуникативной, физической, гражданской.

Тем не менее система психолого-педагогического контроля физической культуры личности в реальной практике физического образования предусматривает диагностику и оценку следующих основных характеристик двигательной и личностной сферы обучающихся:

  1. Теоретическая подготовленность, отражающая сформированность системы знаний в сфере физической культуры:

– общего характера, включающие: социологические аспекты физической культуры и спорта; роль и место физической культуры в системе социокультурных ценностей, а также в системе культуры человека; понятия видов спорта (отечественных и зарубежных); знание истории спорта страны, ее символики и атрибутики; предназначение спортивных сооружений и инвентаря, основы спортивной этики, соревновательной практики и основ правил судейства (соревнований);

– специального характера, отражающие требования ФГОС в части сформированности предметных результатов в области познавательной (интеллектуальной культуры) и свидетельствующие об освоенности знаний: истории физического образования, спорта, олимпийского движения; основных видов физической культуры и их роли в жизни и деятельности человека; средств, принципов, методов и форм организации занятий физическими упражнениями (в том числе самостоятельных); теории и методики формирования и поддержания ЗОЖ, сохранения и укрепления индивидуального здоровья; инструкторских и судейских знаний (от ФГОС – предметные результаты в области познавательной культуры).

В ходе контроля теоретической подготовленности особое значение приобретает контроль осознанности и понимания полученных знаний, а также умений использовать сформированные знания в организованной коллективной и самостоятельной ФСД.

  1. Физическая подготовленность, свидетельствующая о состоянии двигательных (физических) качеств и определяющих их двигательных способностях (гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости как отражения координационных способностей).
  2. Техническая подготовленность, отражающая объем и качество освоенности техники выполнения жизнеобеспечивающих и физкультурно-спортивных двигательных действий до уровня двигательных умений (навыков в дальнейшем).
  3. Психологическая (психическая) подготовленность в отношении проявлений: мотивов ФСД; в целом направленности на освоения физической культуры; сознательности и активности в ходе физического образования; отношения к ФСД; психоэмоциональной устойчивости; настойчивости и воли, ценностных ориентаций в сфере физической культуры, творческой инициативы.
  4. Поведенческая подготовленность, оцениваемая по совокупности проявляемых личностных качеств поведения в отношении всех субъектов физического образования, гуманного и толерантного отношения к участникам совместной ФСД; включенность в ФСД и инструкторская активность в ней (более подробно о структуре физической культуре личности и признаках сформированности – в источниках: [18, с. 12–16; 19, с. 29–33]).

Главными и обобщенными характеристиками нравственной культуры обучающегося являются:

– знания требований морали и глубина их осмысления (нравственное сознание) к различной деятельности (и не только ФСД), поведению, отношению к ФСД и участникам совместной работы;

– степень (качество–количество) сформированных нравственных привычек, проявляющихся в повседневной и физкультурно-спортивной деятельности (отношение к здоровью, толерантность при взаимодействии с субъектами ФСД и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья);

– характер нравственной ориентации в сложных жизненных ситуациях, проявление нравственной воли и эмоций; готовность позиционировать себя в совместной ФСД, нести ответственность за собственную ФСД;

– инициатива и творчество в организации и реализации ФСД (включая массовые спортивно-оздоровительные мероприятия) с проявлением активности, дисциплинированности, взаимопомощи, умения предупреждать и устранять конфликтные ситуации на основе уважения и доброжелательности;

– мера нравственных требований к себе: адекватное чувство собственного достоинства и его проявление в повседневной жизни, образовательной и физкультурно-спортивной деятельности.

В прикладном отношении сформированность эстетической культуры можно диагностировать по следующим признакам:

– освоенность мирового художественного наследия эстетической направленности и творческой деятельности в сфере физической культуры и спорта;

– готовность к наблюдению, определению и оценке поведенческой деятельности субъектов ФСД (включая коммуникативную) с позиций прекрасного – отвратительного на основе проявлений отношения к себе, людям, обществу в соотношении с общепринятыми нормами;

– способность понимать и воспринимать красоту культуры двигательной деятельности, движений, действий и поведения в практике повседневной и ФСД;

– направленность организованной и самостоятельной ФСД на формирование культуры физического здоровья, телосложения и правильной осанки;

– восприятие двигательной деятельности своей и субъектов физического образования (включая массовые спортивные мероприятия) с точки зрения красоты, прекрасного, эстетической привлекательности; активность и инициативность участия в эстетически окрашенной ФСД.

Усилия педагога в части формирования трудовой культуры обучающегося должны быть направлены на формирование способностей и готовности обучающегося к следующему (как критерии диагностики и оценки):

– преодолению посильных трудностей повседневной и ФСД; выполнению образовательных и учебно-тренировочных заданий в полном объеме и с надлежащим качеством;

– организации и реализации процессов самостоятельного освоения физической культуры в различных формах, соблюдение безопасности ФСД, спортивных сооружений и инвентаря; поддерживать их рабочее состояние;

– самостоятельно организовывать (планировать, контролировать) и осуществлять ФСД по профессионально-прикладным видам ФСД; осуществлять подбор содержания ФСД в связи с профессиональным самоопределением и ориентацией на специфику образовательной и профессиональной деятельности;

– проявлению знаний прикладного характера о роли ценностей физической культуры в обеспечении качества профессионального самоопределения, профессионального образования и собственно профессиональной деятельности;

– поддерживать в процессе образовательной деятельности соответствующий уровень работоспособности; знание способов ее оптимизации (поддержание психического и функционального состояния);

– инициативности, активности и проявляемые при этом добросовестность и творческое начало в организации массовых спортивных и спортивно-оздоровительных мероприятий.

В целом сформированность гражданской культуры можно определить по следующим основным характеристикам:

– знание истории развития физической культуры и спорта в России, спортивного движения России и истории развития физической культуры и спорта своего края (республики, области и т.п.);

– знание, понимание, точно и всегда выполняемые правила повседневной, образовательной и ФСД с соблюдением своих прав и свобод; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности;

– сознательность и активность в выполнении социальных обязанностей; активность в принятии коллективных решений в ФСД и образовательной практике;

– уважительное отношение к Родине и государственной символике, обществу (членам коллектива) природе, семье;

– готовность работать (учиться) в коллективе и взаимодействовать с ним на основах нахождения паритета своих и социальных потребностей;

– уважительное отношение к традиционным ценностям многонационального российского общества.

Основными показателями (характеристиками) интеллектуальной (познавательной) культуры личности являются:

– знание и понимание теоретических и методических оснований теории и методики физической культуры (включая историю развития спорта, олимпийского движения; ценностей физической культуры и ее структуры) и основных сведений научных (учебных) дисциплин, сопряженных с физической культурой; основных сведений о роли физической культуры в становлении личности, поддержании ЗОЖ, сохранении и укреплении индивидуального здоровья;

– знание основных характеристик личностной физической культуры; владение способами подбора содержания ФСД по направленному воспитанию двигательных и личностных способностей физической культуры личности;

– владение методами-операциями и элементами методов-действий исследовательской деятельности; научное мировоззрение и теоретическое мышление;

– знание и владение основами методологии; способность к самообразовательной деятельности в сфере физической культуры и спорта в отношении дидактических оснований ее освоения; понимание роли физкультурного образования для практики профессионального и личностного продвижения;

– готовность создавать и реализовывать программы физкультурного совершенствования и самосовершенствования различной направленности с учетом личностных (социальных) потребностей и образовательных (условий) возможностей.

Коммуникативную культуру обучающихся можно диагностировать и оценивать по следующим основным характеристикам:

проявление культуры речи в процессе взаимодействия с участниками ФСД; проявление уважения и общительности в совместной ФСД к сверстникам, младшим партнерам и взрослым;

– умение участвовать в обсуждении хода и результатов совместной ФСД; принимать совместные решения и находить при этом компромиссные их варианты; логически формулировать положения системы знаний в сфере физической культуры, правильно пользоваться понятиями физической культуры;

– умение стилистически грамотно, логично, аргументированно и обоснованно излагать материал в отношении собеседника; владение при этом устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

– умение самостоятельно осуществлять поиск информации (включая методологические основания ФСД) вопросов в сфере физической культуры; подготовленность к реализации самостоятельной исследовательской деятельности;

– умение подбирать оптимальные способы поведения (решения задач) в соответствии со сложившейся ситуацией ФСД; находить способы взаимодействия с партнерами; быть подготовленным к инструкторской деятельности.

×

Об авторах

Сергей Семенович Коровин

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kss5656@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, адаптивной физической культуры и медико-биологических основ физического воспитания

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980. 445 с.
  3. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.П. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, Т. 2. 1998. 672 с.
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  6. Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Крякина Е.В. Методика обучения физической культуре. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 256 с.
  7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2014. 480 с.
  8. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 480 с.
  9. Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физическая культура, 2010. 280 с.
  10. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовки юных спортсменов. М.: Физическая культура, 2010. 240 с.
  11. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.
  12. Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2013. 280 с.
  13. Никитушкин В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов: монография. М.: Физкультура и спорт, 2013. 208 с.
  14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
  15. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. М.: Советский спорт, 2005. 820 с.
  16. Теория и методика спорта / под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. М.: Воениздат, 1997. 416 с.
  17. Всемирная энциклопедия: философия / гл. ред. и сост. А.А. Грицанов: М.: АСТ; Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.
  18. Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности. Оренбург: ОГПУ, 2005. 72 с.
  19. Коровин С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физической культуры. Оренбург: ОГПУ, 2006. 132 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Система комплексного контроля в физическом образовании

Скачать (41KB)

© Коровин С.С., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.