Cybersocialization as a factor of university students’ adaptation to distance learning conditions

Cover Page

Cite item

Abstract

This paper examines the problem of cyberspace, which is becoming a field for discussion of both political, economic, social problems and issues related to personal life, learning and development processes. The process of spontaneous socialization, where the agents have traditionally been the institutions of family and education, is complicated by modern global information computer technology, which has naturally led to cyberevolution. The necessity of entering cyberspace in the sphere of education is considered. The authors describe the need to include the student community in the learning process through online technologies using modern learning platforms (Moodle, Microsoft Teams, etc.). The paper considers cybersocialization phenomenon as the main factor of socio-pedagogical adaptation of students with the need to exit to a positive cybersocialization. Particular emphasis is placed on the positive aspects of cybersocialization of students, and the problems of students’ adaptation to distance learning conditions are studied. The paper presents the results of the development and implementation of socio-pedagogical program of students’ adaptation to distance learning conditions. The conducted research showed the orientation of students to distance learning format, where a certain role is given to curators of study groups and teachers in solving the problems of students’ cybersocialization. At the same time, the independence and motivation of students in solving this problem is important. The obtained materials can serve as a basis for understanding the process of socialization of modern students to the conditions of distance education.

Full Text

Студенческий период – важный период в жизни, потому что он во многом определяет будущее молодых людей, их личностный рост, профессиональную карьеру и общественную жизнь. Это очень важный период для того, чтобы «согласовать» отношения с миром и с самим собой. На каждом этапе обучения студентам необходимо решать различные задачи для личного и профессионального развития. Успех этих процессов, формирующих их мотивацию к реализации личного опыта в познании и социальной самореализации, обусловлен адаптивностью молодежи в образовательном пространстве вуза. В связи с этим одной из важных социально-педагогических задач современного высшего образования является обеспечение успешной адаптации студентов к обучению в новой цифровой образовательной среде.

Социально-педагогическая адаптация студента – это основной фактор повышения эффективности его профессиональной подготовки и социального становления личности. В условиях цифровизации общества процесс социальной адаптации студентов в вузах усложняется. Время адаптации и ее уровень влияют на усвоение учебно-методического материала, психологический комфорт и уверенность в выборе будущей профессии.

Дистанционный формат обучения диктует свою специфику организации учебно-воспитательной деятельности в университете, выбор форм и методов обучения, содержания обучения, средств и инструментов обучения, в том числе и информационных, что в свою очередь требует учета личностных особенностей обучающихся.

В распоряжении правительства «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из приоритетных задач является «…создание условий и системы мотивации, способствующих самообразованию молодежи, а также организация доступа к образовательным и просветительским курсам и мероприятиям в режиме удаленного доступа» [1].

Поэтому в настоящее время перед преподавателями стоит задача использования современных информационных интернет-технологий для формирования позитивной киберсоциализации и нравственного воспитания молодежи как объективной и субъективной сторон их жизнедеятельности в условиях цифровизации образования, так как исследования в данной области показали, что в последнее время наиболее включенными в процесс киберсоциализации являются молодые люди, в частности студенты. Особенность современного образования состоит в том, что традиционные институты социализации все больше замещаются дистанционными формами – цифровой социализацией.

В настоящие время феномен «киберсоциализация» как основной фактор социально-педагогической адаптации студентов является предметом исследования ученых различных отраслей науки.

Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени проблема социально-педагогической адаптации студентов широко представлена в работах Т.В. Баландицевой [2], Л.С. Елгиной [3], В.В. Лагерева [4], М.Г. Магомедовой [5; 6], Е.В. Осипчуковой [7], Н.М. Смысловой [8].

Проблемы адаптации студентов к новым условиям дистанционного образования рассматриваются в исследованиях Е.С. Беловой [9], Е.В. Олейник [10], О.Н. Кучер [11].

Современный феномен «киберсоциализация» исследуется в работах В.А. Плешакова [12; 13], М.С. Чвановой [14], Р.М. Айсиной [15], С.В. Никитиной [16], С.Н. Верейкиной [17], А.М. Балыкиной [18].

Целью данного исследования явилось изучение проблем киберсоциализации как фактора социально-педагогической адаптации студентов в условиях дистанционного обучения и разработка, апробация социально-педагогической программы адаптации студентов к условиям дистанционного обучения.

Впервые термин «киберсоциализация» в России был введен профессором В.А. Плешаковым в 2005 году. По его мнению, киберсоциализация человека – это «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [13, с. 11].

В зарубежной социальной психологии термин «киберсоциализация» понимается гораздо шире: как совокупность феноменов, связанных с приобщением человека к культуре электронной коммуникации, а также к ценностям, нормам и правилам, определяющим специфику общения в киберпространстве [19].

Доктор социологических наук С.В. Бондаренко под социализацией в киберпространстве понимает процесс интеграции пользователя в электронную социокультурную среду посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, электронной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований [20].

Основной средой киберсоциализации является виртуальное пространство, которое можно описать как некое созданное и постоянно совершенствующееся человечеством виртуальное сетевое информационное воплощение ноосферы, ставшее новым пространством жизнедеятельности со своими «жителями-обитателями» и специфическими особенностями киберкоммуникации.

В рамках данного исследования киберсоциализация рассматривается как основной элемент адаптации молодого поколения к новым видам деятельности в виртуальном пространстве.

Р.М. Айсина, А.А. Нестерова в своих исследованиях выделяют два типа киберсоциализации:

  1. Позитивная киберсоциализация – совокупность процессов безопасного освоения пользователем киберпространства, полноценного использования его многочисленных преимуществ и перенесения полезного опыта, полученного в виртуальной среде, на решение жизненных задач в реальной действительности.
  2. Негативная киберсоциализация – характеризуется высокой степенью вовлеченности пользователя в виртуальные коммуникации в сочетании с низкой способностью к саморегуляции при использовании сетевых ресурсов, наличием девиантных паттернов при общении в интернет-среде и/или высокой уязвимости по отношению к агрессивным сетевым интервенциям [15, с. 49].

Существуют различные подходы к выделению видов и типов киберсоциализации человека в новом социальном пространстве, а также критерии успешного их освоения.

Исходя из предложенного определения позитивной киберсоциализации Р.М. Айсиной и А.А. Нестеровой, мониторинга успеваемости студентов в условиях дистанционной формы обучения, к критериям успешной позитивной киберсоциализации можно отнести:

– гармоничное освоение виртуального социального пространства со своим «Я», адекватную самореализацию;

– отсутствие ощущения опасности в использовании легальных образовательных технологий;

– владение навыками цифровой грамотности;

– эффективное планирование своего времени;

– комфортное настроение в новых условиях использования цифровых образовательных технологий;

– повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности;

– осознание возможностей цифрового образования и основ кибербезопасности.

Анализ научной литературы по данной теме [16; 21; 14] позволил выделить положительные аспекты киберсоциализации студентов:

– содействие в развитии медиаграмотности;

– расширение социальных связей и их качества за счет наращивания социального капитала студента;

– реализация социально и психолого-педагогически ориентированных проектов;

– возможность реализации социальной инициативы – например, создание сайтов социальной направленности и групп в социальных сетях;

– возможность реализации своих культурно-творческих проектов, создание уникальных художественных образов, жанров.

Говоря о физическом, психологическом и социальном здоровье человека, необходимо учитывать предполагаемые угрозы киберсоциализации, такие как:

– вовлечение молодых людей в суицидальные сетевые сообщества;

– вовлечение студентов в криминальные, экстремистские сообщества;

– играизация общества – это ситуация, при которой происходит стирание границ между объективной и виртуальной реальностью, что приводит к внедрению принципов игры, эвристических элементов в жизненные стратегии;

– киберзависимость и кибераддикция;

– доверие ложной спам-информации;

– нарушение функционирования в реальной действительности.

Таким образом, проблема социально-педагогической адаптации студентов актуальна при переходе обучающихся на дистанционную форму обучения. Необходимым условием успешной адаптации студента является освоение новых для него форм обучения с применением дистанционных технологий. Процесс такой адаптации студентов протекает по следующим уровням:

  1. Приспособление к современной дистанционной системе обучения.
  2. Приспособление к изменению учебного режима, связанного с переходом на дистанционную форму обучения.
  3. Приспособление к новым условиям жизнедеятельности студента в условиях киберсоциализации.

Для решения обозначенных проблем была разработана программа социально-педагогической адаптации студентов к условиям дистанционного обучения, реализованная кураторами студенческих групп.

Цель программы – создание условий для успешной киберсоциализации студента как фактора адаптации обучающихся к условиям дистанционного обучения.

Задачи:

  1. Разработка и проведение тематических кураторских часов, направленных на первичную адаптацию студентов при использовании информационно-телекоммуникационных систем в обучении.
  2. Формирование навыков самореализация, саморегулирование, самоорганизация в условиях киберпространства.
  3. Развитие профессиональных навыков студентов в условиях дистанционной формы обучения.

Формы работы: онлайн-анкетирование; дискуссии с использованием платформы Zoom; онлайн-квесты; лекционно-практические занятия в дистанционном формате; онлайн-тренинги; онлайн-форумы; видеоконференции; онлайн-чаты со студентами.

Целевые ориентиры результативной социально-педагогической адаптации студентов к новой современной дистанционной форме обучения:

– способен ориентироваться в условиях киберпространства;

– способен эффективно взаимодействовать с сокурсниками и преподавателями в условиях дистанционного обучения;

– способен к самопознанию и саморазвитию в условиях киберсоциализации.

Для разработки и реализации данной программы были определены следующие условия:

– использование в работе социально-педагогической адаптации возможностей интернет-ресурсов;

– применение различных методов и технологий дистанционного образования.

  1. Создание у студентов положительного эмоционального настроя, развитие коммуникативной компетенции.

Программа социально-педагогической адаптации включает 3 модуля.

1 модуль – Первичная адаптация студентов к новым условиям дистанционного обучения.

Цель – демонстрация возможностей информационных и коммуникационных технологий глобальной сети Интернет.

В рамках дистанционного обучения в ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в качестве электронного ресурса используется система LMS Moodle (https://do3.pskgu.ru). К плюсам данной системы можно отнести:

– доступ к рабочим программам курса;

– фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основных образовательных программ;

– проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с использованием дистанционного формата;

– формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающихся, рецензий и оценок за эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

– синхронное и (или) асинхронное взаимодействие между студентом и преподавателем, в том числе активное использование элементов электронной образовательной среды в учебном процессе. Это позволяет повысить уровень саморегуляции учебной деятельности студентов и тем самым способствует преодолению проблем в познавательной сфере.

Для улучшения качества образования некоторые дисциплины (или модули) в ПсковГУ проводились с помощью МООК (Массовый открытый онлайн-курс – обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет).

В рамках проведения кураторских часов преподаватель предлагает студентам познакомиться с возможностями киберпространства, демонстрирует особенности коммуникации с вузом, с преподавателями, с ресурсами университета, обозначает каналы взаимодействия. При этом куратор учебной группы должен предостеречь и об опасности появления киберзависимости студентов, о культурно-нравственных ценностях в условиях цифровизации образования. Для повышения цифровой грамотности обучающихся и демонстрации возможностей всемирной сети интернета куратор может использовать сайт https://игра-интернет.рф. Данный сайт поможет повысить уровень цифровой грамотности студентов и стать опытным безопасным киберпользователем.

С увеличением популярности социальных сетей в глобальном информационном пространстве необходимо развивать социально-педагогические возможности использования киберпространства для ведения предметной и профессиональной деятельности в сети Интернет. Используя данные ресурсы в сети Интернет, преподаватель имеет более широкие и действенные возможности в реализации образовательного процесса. Таким образом, упрощается процедура информирования студентов, контроля выполненных работ, а также методическое сопровождение учебных курсов.

2 модуль – самореализация, саморегулирование, самоорганизация.

Цель данного модуля – научить правильно организовать свое время и пространство, повысить интерактивность студентов в условиях киберсоциализации.

Киберпространство предлагает огромные возможности для реализации культурно-творческого потенциала молодых людей, личностного самоопределения. Успешность личностного самоопределения студентов во многом зависит от их способности к рефлексии. Киберпространство предоставляет значительные возможности для развития рефлексии благодаря блогам, авторским дневникам, записям, публикуемым на страницах интернет-сообществ в социальных сетях. Развитие рефлексии происходит за счет возможности планирования учебной деятельности студентов в процессе киберкоммуникации.

Особое место в позитивной киберсоциализации молодых людей занимают онлайн-игры, что позволяет в увлекательной форме развивать навыки и умения, а также формировать компетенции. В частности, в институте права, экономики и управления ПсковГУ были организованы онлайн-игры по шахматам.

В процессе киберсоциализации студентов целесообразно использовать онлайн-квесты, под которыми понимаются образовательные командные игры с применением интернет-ресурсов, включающие в себя прохождение ряда этапов с тематическими заданиями, направленными на командоформирование и раскрытие личностного потенциала участников [22]. Целью онлайн- или киберквеста является приобретение навыков командной работы, развитие у студентов мотивации к образовательному процессу, содействие сплочению и возникновению доверия у членов студенческой группы друг к другу.

Для организации личного времени студента и снижения уровня тревожности кураторам предлагается провести онлайн-лекцию «Основы тайм-менеджмента».

3 модуль – профессиональная адаптация в условиях киберпространства.

Цель – формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков, профессионального самоопределения в условиях дистанционного обучения.

Данный модуль предусматривает проведение контрольной диагностики.

На данном этапе был определен уровень киберсоциализации студентов в условиях дистанционного образования. Для этого были использованы те же методики определения адаптивности, что и на констатирующем этапе.

С целью сопоставления результатов отношения студентов к дистанционному обучению был проведен аналогичный опрос, что и в марте 2020 года. Для объективной оценки результатов опрошено такое же количество респондентов (175 чел.).

Итоговое анкетирование было проведено в декабре 2020 года среди студентов тех групп, которые принимали участие в эксперименте.

Далее остановимся на более детальном анализе оценки студентами дистанционного обучения во время пандемии.

Представленные диаграммы (рис. 1) «до» и «после» проведения программы свидетельствуют о том, что доля студентов после внедрения программы социально-педагогической адаптации, положительно оценивших дистанционное обучение, выросла: 39% и 31% оценили на 4 и 5 баллов соответственно, 23% опрошенных оценили дистанционное обучение на 3 балла. Всего лишь 7% оценили дистанционное обучение на «неудовлетворительно».

Диаметрально поменялось число анкетированных в ответе на вопрос о возникновении проблем в связи с переходом на дистанционный формат обучения (рис. 2).

Структура трудностей, с которыми сталкиваются студенты в связи с переходом на цифровое обучение с применением дистанционных образовательных технологий, заметно не изменилась.

Как видно из структуры ответов (рис. 3), заметно, что после внедрения программы социально-педагогической адаптации увеличилась роль кураторов и преподавателей при решении проблем с дистанционным обучением, также студенты стали более самостоятельны в решении проблем.

Все больше опрошенных считают смешанную форму обучения наиболее эффективной по сравнению с другими формами (рис. 4).

После разработки программы социально-педагогической адаптации снизилось число студентов, испытывающих стресс и постоянное переживание при использовании онлайн-обучения, по сравнению с предыдущим опросом (рис. 5).

После разработки программы по повышению киберсоциализации снизились страхи студентов, связанные непосредственно с обучением в дистанционном периоде, такие как: не успеть выполнить задания, не до конца разобраться в теме, неуспешно сдать сессию. Однако боязнь возникновения внезапных неполадок с компьютером или с подключением к Интернету остается на достаточно высоком уровне (рис. 6).

 

Рисунок 1 – Контрольная оценка дистанционного обучения студентами (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

 

Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «Возникли ли у вас проблемы в связи с переходом на дистанционный формат обучения?» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

 

Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Кто в большей степени помогает вам решать проблемы при дистанционном обучении?» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

 

Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос «Какая форма обучения, на ваш взгляд, наиболее удобная и эффективная с точки зрения получения знаний?» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

 

Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Укажите свое психоэмоциональное состояние в режиме онлайн-обучения» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

 

Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос «Выберите, с какими страхами вы сталкиваетесь во время дистанционного обучения» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)

 

Данные показатели свидетельствуют, что реализация программы социально-педагогической адаптации студентов и использования педагогических приемов и решений, основанных на анализе результатов факторов (форм и методов обучения, психологического состояния студентов, форматов получения знаний), может обеспечить более высокий уровень социализации студентов к результативной работе.

Таким образом, говоря о социализации как стихийном процессе на протяжении всей жизни человека, в современном обществе важно, ориентируясь на процесс киберсоциализации, учитывать гиперактивное нахождение обучающегося в нем. Необходимо знать, понимать и корректировать проблемы, страхи молодого поколения. Это, в свою очередь, заставляет преподавательский состав трансформировать стихийность процесса социализации на социально-педагогическое сопровождение и поддержку процесса киберсоциализации, в котором значимую роль играет фактор социально-педагогической адаптации обучающегося, в частности студента, к условиям дистанционного обучения, а в дальнейшем – дистанционного образования. Образование будущего – это не только социальное развитие в сочетании с индивидуальным, это и социальный успех на протяжении всей жизни.

×

About the authors

Svetlana Yuryevna Burenina

Pskov State University

Email: lanabur@yandex.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Secondary General Education and Social Design Department

Russian Federation, Pskov

Svetlana Borisovna Kalinina

Pskov State University

Author for correspondence.
Email: sv_kalinina@mail.ru

candidate of pedagogical sciences, head of General Secondary Education and Social Design Department

Russian Federation, Pskov

References

  1. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/420237592.
  2. Баландицева Т.В. Методика педагогической адаптации учащихся профессионального лицея: автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. 18 с.
  3. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 162-166.
  4. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991. 48 с.
  5. Магомедова М.Г. Адаптация личности студента к образовательному процессу как социокультурное явление и педагогический процесс // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 51-53.
  6. Магомедова М.Г. Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. № 4. С. 88-93.
  7. Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 30 с.
  8. Смыслова Н.М. Социально-педагогическая адаптация студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2012. 21 с.
  9. Белова Е.С. Социализация студента высшего учебного заведения в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=22196.
  10. Олейник Е.В., Муталова Д.А., Безенкова Т.А., Мананникова А.В. Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 69-72.
  11. Кучер О.Н. Варианты включения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в учебный процесс вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=27008.
  12. Плешаков В.А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 27-31.
  13. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo sapiens’а до Homo cyberus’а. М.: Прометей, 2012. 212 с.
  14. Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, № 5 (169). С. 23-36. doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36.
  15. Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 42-57. doi: 10.17759/sps.2019100404.
  16. Никитина С.В. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе киберсоциализации // Россия и мировые тенденции развития: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Омск, 13-15 мая 2019 года / науч. ред. П.Г. Макухин. Омск: Омский государственный технический университет, 2019. С. 222-228.
  17. Верейкина С.Н. О критериях успешности, успешной социализации и киберсоциализации личности // Преподаватель ХХI век. 2018. № 1-1. С. 81-87.
  18. Балыкина А.М., Плешаков В.А. О внедрении современных технологий профессиональной киберсоциализации студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=17041.
  19. Chitosca M.I. The Internet as a socializing agent of the «M Generation» // Journal of Social Informatics. 2006. Vol. 5. P. 3-21.
  20. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2004. 320 с.
  21. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография. Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2012. 244 с.
  22. Ионова В.А., Подопригора Е.В. Об индустрии квест-игр и квесте в реальности «Человек VS Интернет» [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2016. № 1. http://journal.homocyberus.ru/Ionova_podoprigora_chelovek_vs_internet.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Figure 1 – Control evaluation of distance learning by students (A – before the program; B – after the program)

Download (37KB)
2. Figure 2 – Distribution of answers to the question "Do you have any problems in connection with the transition to a distance learning format?" (A – before the program; B – after the program)

Download (22KB)
3. Figure 3 – Distribution of answers to the question "Who helps you solve problems with distance learning more?" (A – before the program; B – after the program)

Download (36KB)
4. Figure 4 – Distribution of answers to the question "Which form of education, in your opinion, is the most convenient and effective in terms of obtaining knowledge?" (A – before the program; B – after the program)

Download (42KB)
5. Figure 5 – Distribution of answers to the question "Indicate your psycho-emotional state in online learning mode" (A – before the program; B – after the program)

Download (31KB)
6. Figure 6 – Distribution of answers to the question "Choose what fears you face during distance learning" (A – before the program; B – after the program)

Download (52KB)

Copyright (c) 2022 Burenina S.Y., Kalinina S.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies