Киберсоциализация как фактор адаптации студентов вуза к условиям дистанционного обучения
- Авторы: Буренина С.Ю.1, Калинина С.Б.1
-
Учреждения:
- Псковский государственный университет
- Выпуск: Том 11, № 1 (2022)
- Страницы: 281-287
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/108357
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022111303
- ID: 108357
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема киберпространства, которое становится полем для обсуждения как политических, экономических, социальных проблем, так и проблем, касающихся вопросов личной жизнедеятельности, процессов обучения и развития. Процесс стихийной социализации, где агентами традиционно выступали институты семьи и образования, усложняется современными мировыми информационными компьютерными технологиями, что естественно привело к киберэволюции. Рассматривается необходимость вхождения в киберпространство сферы образования. Описывается необходимость включения студенческого сообщества в процесс обучения посредством онлайн-технологий с использованием современных платформ обучения (Moodle, Microsoft Teams и др.). В работе рассматривается феномен киберсоциализации как основной фактор социально-педагогической адаптации студентов, с необходимостью выхода на позитивную киберсоциализацию. Особый акцент делается на положительные аспекты киберсоциализации студентов, и изучаются проблемы адаптации студентов к условиям дистанционного обучения. В работе представлены результаты разработки и реализации социально-педагогической программы адаптации студентов к условиям дистанционного обучения. Проведенные исследования показали ориентированность студентов на дистанционный формат обучения, где определенная роль отводится кураторам учебных групп и преподавателям при решении проблем киберсоциализации студентов. При этом важна самостоятельность и мотивированность самих студентов в решении данной проблемы. Полученные материалы могут служить основой для понимания процесса социализации современного студента к условиям дистанционного образования.
Полный текст
Студенческий период – важный период в жизни, потому что он во многом определяет будущее молодых людей, их личностный рост, профессиональную карьеру и общественную жизнь. Это очень важный период для того, чтобы «согласовать» отношения с миром и с самим собой. На каждом этапе обучения студентам необходимо решать различные задачи для личного и профессионального развития. Успех этих процессов, формирующих их мотивацию к реализации личного опыта в познании и социальной самореализации, обусловлен адаптивностью молодежи в образовательном пространстве вуза. В связи с этим одной из важных социально-педагогических задач современного высшего образования является обеспечение успешной адаптации студентов к обучению в новой цифровой образовательной среде.
Социально-педагогическая адаптация студента – это основной фактор повышения эффективности его профессиональной подготовки и социального становления личности. В условиях цифровизации общества процесс социальной адаптации студентов в вузах усложняется. Время адаптации и ее уровень влияют на усвоение учебно-методического материала, психологический комфорт и уверенность в выборе будущей профессии.
Дистанционный формат обучения диктует свою специфику организации учебно-воспитательной деятельности в университете, выбор форм и методов обучения, содержания обучения, средств и инструментов обучения, в том числе и информационных, что в свою очередь требует учета личностных особенностей обучающихся.
В распоряжении правительства «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из приоритетных задач является «…создание условий и системы мотивации, способствующих самообразованию молодежи, а также организация доступа к образовательным и просветительским курсам и мероприятиям в режиме удаленного доступа» [1].
Поэтому в настоящее время перед преподавателями стоит задача использования современных информационных интернет-технологий для формирования позитивной киберсоциализации и нравственного воспитания молодежи как объективной и субъективной сторон их жизнедеятельности в условиях цифровизации образования, так как исследования в данной области показали, что в последнее время наиболее включенными в процесс киберсоциализации являются молодые люди, в частности студенты. Особенность современного образования состоит в том, что традиционные институты социализации все больше замещаются дистанционными формами – цифровой социализацией.
В настоящие время феномен «киберсоциализация» как основной фактор социально-педагогической адаптации студентов является предметом исследования ученых различных отраслей науки.
Анализ научной литературы показал, что к настоящему времени проблема социально-педагогической адаптации студентов широко представлена в работах Т.В. Баландицевой [2], Л.С. Елгиной [3], В.В. Лагерева [4], М.Г. Магомедовой [5; 6], Е.В. Осипчуковой [7], Н.М. Смысловой [8].
Проблемы адаптации студентов к новым условиям дистанционного образования рассматриваются в исследованиях Е.С. Беловой [9], Е.В. Олейник [10], О.Н. Кучер [11].
Современный феномен «киберсоциализация» исследуется в работах В.А. Плешакова [12; 13], М.С. Чвановой [14], Р.М. Айсиной [15], С.В. Никитиной [16], С.Н. Верейкиной [17], А.М. Балыкиной [18].
Целью данного исследования явилось изучение проблем киберсоциализации как фактора социально-педагогической адаптации студентов в условиях дистанционного обучения и разработка, апробация социально-педагогической программы адаптации студентов к условиям дистанционного обучения.
Впервые термин «киберсоциализация» в России был введен профессором В.А. Плешаковым в 2005 году. По его мнению, киберсоциализация человека – это «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [13, с. 11].
В зарубежной социальной психологии термин «киберсоциализация» понимается гораздо шире: как совокупность феноменов, связанных с приобщением человека к культуре электронной коммуникации, а также к ценностям, нормам и правилам, определяющим специфику общения в киберпространстве [19].
Доктор социологических наук С.В. Бондаренко под социализацией в киберпространстве понимает процесс интеграции пользователя в электронную социокультурную среду посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, электронной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований [20].
Основной средой киберсоциализации является виртуальное пространство, которое можно описать как некое созданное и постоянно совершенствующееся человечеством виртуальное сетевое информационное воплощение ноосферы, ставшее новым пространством жизнедеятельности со своими «жителями-обитателями» и специфическими особенностями киберкоммуникации.
В рамках данного исследования киберсоциализация рассматривается как основной элемент адаптации молодого поколения к новым видам деятельности в виртуальном пространстве.
Р.М. Айсина, А.А. Нестерова в своих исследованиях выделяют два типа киберсоциализации:
- Позитивная киберсоциализация – совокупность процессов безопасного освоения пользователем киберпространства, полноценного использования его многочисленных преимуществ и перенесения полезного опыта, полученного в виртуальной среде, на решение жизненных задач в реальной действительности.
- Негативная киберсоциализация – характеризуется высокой степенью вовлеченности пользователя в виртуальные коммуникации в сочетании с низкой способностью к саморегуляции при использовании сетевых ресурсов, наличием девиантных паттернов при общении в интернет-среде и/или высокой уязвимости по отношению к агрессивным сетевым интервенциям [15, с. 49].
Существуют различные подходы к выделению видов и типов киберсоциализации человека в новом социальном пространстве, а также критерии успешного их освоения.
Исходя из предложенного определения позитивной киберсоциализации Р.М. Айсиной и А.А. Нестеровой, мониторинга успеваемости студентов в условиях дистанционной формы обучения, к критериям успешной позитивной киберсоциализации можно отнести:
– гармоничное освоение виртуального социального пространства со своим «Я», адекватную самореализацию;
– отсутствие ощущения опасности в использовании легальных образовательных технологий;
– владение навыками цифровой грамотности;
– эффективное планирование своего времени;
– комфортное настроение в новых условиях использования цифровых образовательных технологий;
– повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности;
– осознание возможностей цифрового образования и основ кибербезопасности.
Анализ научной литературы по данной теме [16; 21; 14] позволил выделить положительные аспекты киберсоциализации студентов:
– содействие в развитии медиаграмотности;
– расширение социальных связей и их качества за счет наращивания социального капитала студента;
– реализация социально и психолого-педагогически ориентированных проектов;
– возможность реализации социальной инициативы – например, создание сайтов социальной направленности и групп в социальных сетях;
– возможность реализации своих культурно-творческих проектов, создание уникальных художественных образов, жанров.
Говоря о физическом, психологическом и социальном здоровье человека, необходимо учитывать предполагаемые угрозы киберсоциализации, такие как:
– вовлечение молодых людей в суицидальные сетевые сообщества;
– вовлечение студентов в криминальные, экстремистские сообщества;
– играизация общества – это ситуация, при которой происходит стирание границ между объективной и виртуальной реальностью, что приводит к внедрению принципов игры, эвристических элементов в жизненные стратегии;
– киберзависимость и кибераддикция;
– доверие ложной спам-информации;
– нарушение функционирования в реальной действительности.
Таким образом, проблема социально-педагогической адаптации студентов актуальна при переходе обучающихся на дистанционную форму обучения. Необходимым условием успешной адаптации студента является освоение новых для него форм обучения с применением дистанционных технологий. Процесс такой адаптации студентов протекает по следующим уровням:
- Приспособление к современной дистанционной системе обучения.
- Приспособление к изменению учебного режима, связанного с переходом на дистанционную форму обучения.
- Приспособление к новым условиям жизнедеятельности студента в условиях киберсоциализации.
Для решения обозначенных проблем была разработана программа социально-педагогической адаптации студентов к условиям дистанционного обучения, реализованная кураторами студенческих групп.
Цель программы – создание условий для успешной киберсоциализации студента как фактора адаптации обучающихся к условиям дистанционного обучения.
Задачи:
- Разработка и проведение тематических кураторских часов, направленных на первичную адаптацию студентов при использовании информационно-телекоммуникационных систем в обучении.
- Формирование навыков самореализация, саморегулирование, самоорганизация в условиях киберпространства.
- Развитие профессиональных навыков студентов в условиях дистанционной формы обучения.
Формы работы: онлайн-анкетирование; дискуссии с использованием платформы Zoom; онлайн-квесты; лекционно-практические занятия в дистанционном формате; онлайн-тренинги; онлайн-форумы; видеоконференции; онлайн-чаты со студентами.
Целевые ориентиры результативной социально-педагогической адаптации студентов к новой современной дистанционной форме обучения:
– способен ориентироваться в условиях киберпространства;
– способен эффективно взаимодействовать с сокурсниками и преподавателями в условиях дистанционного обучения;
– способен к самопознанию и саморазвитию в условиях киберсоциализации.
Для разработки и реализации данной программы были определены следующие условия:
– использование в работе социально-педагогической адаптации возможностей интернет-ресурсов;
– применение различных методов и технологий дистанционного образования.
- Создание у студентов положительного эмоционального настроя, развитие коммуникативной компетенции.
Программа социально-педагогической адаптации включает 3 модуля.
1 модуль – Первичная адаптация студентов к новым условиям дистанционного обучения.
Цель – демонстрация возможностей информационных и коммуникационных технологий глобальной сети Интернет.
В рамках дистанционного обучения в ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» в качестве электронного ресурса используется система LMS Moodle (https://do3.pskgu.ru). К плюсам данной системы можно отнести:
– доступ к рабочим программам курса;
– фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основных образовательных программ;
– проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с использованием дистанционного формата;
– формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающихся, рецензий и оценок за эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
– синхронное и (или) асинхронное взаимодействие между студентом и преподавателем, в том числе активное использование элементов электронной образовательной среды в учебном процессе. Это позволяет повысить уровень саморегуляции учебной деятельности студентов и тем самым способствует преодолению проблем в познавательной сфере.
Для улучшения качества образования некоторые дисциплины (или модули) в ПсковГУ проводились с помощью МООК (Массовый открытый онлайн-курс – обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет).
В рамках проведения кураторских часов преподаватель предлагает студентам познакомиться с возможностями киберпространства, демонстрирует особенности коммуникации с вузом, с преподавателями, с ресурсами университета, обозначает каналы взаимодействия. При этом куратор учебной группы должен предостеречь и об опасности появления киберзависимости студентов, о культурно-нравственных ценностях в условиях цифровизации образования. Для повышения цифровой грамотности обучающихся и демонстрации возможностей всемирной сети интернета куратор может использовать сайт https://игра-интернет.рф. Данный сайт поможет повысить уровень цифровой грамотности студентов и стать опытным безопасным киберпользователем.
С увеличением популярности социальных сетей в глобальном информационном пространстве необходимо развивать социально-педагогические возможности использования киберпространства для ведения предметной и профессиональной деятельности в сети Интернет. Используя данные ресурсы в сети Интернет, преподаватель имеет более широкие и действенные возможности в реализации образовательного процесса. Таким образом, упрощается процедура информирования студентов, контроля выполненных работ, а также методическое сопровождение учебных курсов.
2 модуль – самореализация, саморегулирование, самоорганизация.
Цель данного модуля – научить правильно организовать свое время и пространство, повысить интерактивность студентов в условиях киберсоциализации.
Киберпространство предлагает огромные возможности для реализации культурно-творческого потенциала молодых людей, личностного самоопределения. Успешность личностного самоопределения студентов во многом зависит от их способности к рефлексии. Киберпространство предоставляет значительные возможности для развития рефлексии благодаря блогам, авторским дневникам, записям, публикуемым на страницах интернет-сообществ в социальных сетях. Развитие рефлексии происходит за счет возможности планирования учебной деятельности студентов в процессе киберкоммуникации.
Особое место в позитивной киберсоциализации молодых людей занимают онлайн-игры, что позволяет в увлекательной форме развивать навыки и умения, а также формировать компетенции. В частности, в институте права, экономики и управления ПсковГУ были организованы онлайн-игры по шахматам.
В процессе киберсоциализации студентов целесообразно использовать онлайн-квесты, под которыми понимаются образовательные командные игры с применением интернет-ресурсов, включающие в себя прохождение ряда этапов с тематическими заданиями, направленными на командоформирование и раскрытие личностного потенциала участников [22]. Целью онлайн- или киберквеста является приобретение навыков командной работы, развитие у студентов мотивации к образовательному процессу, содействие сплочению и возникновению доверия у членов студенческой группы друг к другу.
Для организации личного времени студента и снижения уровня тревожности кураторам предлагается провести онлайн-лекцию «Основы тайм-менеджмента».
3 модуль – профессиональная адаптация в условиях киберпространства.
Цель – формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков, профессионального самоопределения в условиях дистанционного обучения.
Данный модуль предусматривает проведение контрольной диагностики.
На данном этапе был определен уровень киберсоциализации студентов в условиях дистанционного образования. Для этого были использованы те же методики определения адаптивности, что и на констатирующем этапе.
С целью сопоставления результатов отношения студентов к дистанционному обучению был проведен аналогичный опрос, что и в марте 2020 года. Для объективной оценки результатов опрошено такое же количество респондентов (175 чел.).
Итоговое анкетирование было проведено в декабре 2020 года среди студентов тех групп, которые принимали участие в эксперименте.
Далее остановимся на более детальном анализе оценки студентами дистанционного обучения во время пандемии.
Представленные диаграммы (рис. 1) «до» и «после» проведения программы свидетельствуют о том, что доля студентов после внедрения программы социально-педагогической адаптации, положительно оценивших дистанционное обучение, выросла: 39% и 31% оценили на 4 и 5 баллов соответственно, 23% опрошенных оценили дистанционное обучение на 3 балла. Всего лишь 7% оценили дистанционное обучение на «неудовлетворительно».
Диаметрально поменялось число анкетированных в ответе на вопрос о возникновении проблем в связи с переходом на дистанционный формат обучения (рис. 2).
Структура трудностей, с которыми сталкиваются студенты в связи с переходом на цифровое обучение с применением дистанционных образовательных технологий, заметно не изменилась.
Как видно из структуры ответов (рис. 3), заметно, что после внедрения программы социально-педагогической адаптации увеличилась роль кураторов и преподавателей при решении проблем с дистанционным обучением, также студенты стали более самостоятельны в решении проблем.
Все больше опрошенных считают смешанную форму обучения наиболее эффективной по сравнению с другими формами (рис. 4).
После разработки программы социально-педагогической адаптации снизилось число студентов, испытывающих стресс и постоянное переживание при использовании онлайн-обучения, по сравнению с предыдущим опросом (рис. 5).
После разработки программы по повышению киберсоциализации снизились страхи студентов, связанные непосредственно с обучением в дистанционном периоде, такие как: не успеть выполнить задания, не до конца разобраться в теме, неуспешно сдать сессию. Однако боязнь возникновения внезапных неполадок с компьютером или с подключением к Интернету остается на достаточно высоком уровне (рис. 6).
Рисунок 1 – Контрольная оценка дистанционного обучения студентами (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)
Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «Возникли ли у вас проблемы в связи с переходом на дистанционный формат обучения?» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)
Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Кто в большей степени помогает вам решать проблемы при дистанционном обучении?» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)
Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос «Какая форма обучения, на ваш взгляд, наиболее удобная и эффективная с точки зрения получения знаний?» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)
Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос «Укажите свое психоэмоциональное состояние в режиме онлайн-обучения» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)
Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос «Выберите, с какими страхами вы сталкиваетесь во время дистанционного обучения» (А – до проведения программы; Б – после проведения программы)
Данные показатели свидетельствуют, что реализация программы социально-педагогической адаптации студентов и использования педагогических приемов и решений, основанных на анализе результатов факторов (форм и методов обучения, психологического состояния студентов, форматов получения знаний), может обеспечить более высокий уровень социализации студентов к результативной работе.
Таким образом, говоря о социализации как стихийном процессе на протяжении всей жизни человека, в современном обществе важно, ориентируясь на процесс киберсоциализации, учитывать гиперактивное нахождение обучающегося в нем. Необходимо знать, понимать и корректировать проблемы, страхи молодого поколения. Это, в свою очередь, заставляет преподавательский состав трансформировать стихийность процесса социализации на социально-педагогическое сопровождение и поддержку процесса киберсоциализации, в котором значимую роль играет фактор социально-педагогической адаптации обучающегося, в частности студента, к условиям дистанционного обучения, а в дальнейшем – дистанционного образования. Образование будущего – это не только социальное развитие в сочетании с индивидуальным, это и социальный успех на протяжении всей жизни.
Об авторах
Светлана Юрьевна Буренина
Псковский государственный университет
Email: lanabur@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры среднего общего образования и социального проектирования
Россия, ПсковСветлана Борисовна Калинина
Псковский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sv_kalinina@mail.ru
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой среднего общего образования и социального проектирования
Россия, ПсковСписок литературы
- Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/420237592.
- Баландицева Т.В. Методика педагогической адаптации учащихся профессионального лицея: автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. 18 с.
- Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 162-166.
- Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991. 48 с.
- Магомедова М.Г. Адаптация личности студента к образовательному процессу как социокультурное явление и педагогический процесс // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 51-53.
- Магомедова М.Г. Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. № 4. С. 88-93.
- Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 30 с.
- Смыслова Н.М. Социально-педагогическая адаптация студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2012. 21 с.
- Белова Е.С. Социализация студента высшего учебного заведения в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=22196.
- Олейник Е.В., Муталова Д.А., Безенкова Т.А., Мананникова А.В. Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 69-72.
- Кучер О.Н. Варианты включения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в учебный процесс вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=27008.
- Плешаков В.А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 27-31.
- Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo sapiens’а до Homo cyberus’а. М.: Прометей, 2012. 212 с.
- Чванова М.С., Анурьева М.С., Киселева И.А. Влияние интернета на социализацию молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, № 5 (169). С. 23-36. doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-23-36.
- Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 42-57. doi: 10.17759/sps.2019100404.
- Никитина С.В. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе киберсоциализации // Россия и мировые тенденции развития: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Омск, 13-15 мая 2019 года / науч. ред. П.Г. Макухин. Омск: Омский государственный технический университет, 2019. С. 222-228.
- Верейкина С.Н. О критериях успешности, успешной социализации и киберсоциализации личности // Преподаватель ХХI век. 2018. № 1-1. С. 81-87.
- Балыкина А.М., Плешаков В.А. О внедрении современных технологий профессиональной киберсоциализации студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=17041.
- Chitosca M.I. The Internet as a socializing agent of the «M Generation» // Journal of Social Informatics. 2006. Vol. 5. P. 3-21.
- Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2004. 320 с.
- Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография. Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2012. 244 с.
- Ионова В.А., Подопригора Е.В. Об индустрии квест-игр и квесте в реальности «Человек VS Интернет» [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2016. № 1. http://journal.homocyberus.ru/Ionova_podoprigora_chelovek_vs_internet.
Дополнительные файлы
