The history of the Tatar-Bashkir Diaspora formation in Turkey

Cover Page

Cite item

Abstract

This scientific paper studies the formation of Tatar-Bashkir communities in Turkey. This problem is poorly covered in the scientific literature, which actualizes the study of this topic. The study of the existing literature on Russian emigrants reveals the features of resettlement from Russia. At the beginning of the paper the authors consider the history of emigration of the Turkic peoples from the Ural-Volga region to Turkey. The authors briefly showed various forms of resettlement from Russia to Turkey. It’s the first time the paper has reflected the documentary history of the Society of Culture and Social Assistance of the Idel-Ural Turks in Istanbul from the moment of its formation to the present. A wide range of sources and literature, such as official documents, funds of the National Archive of the Republic of Bashkortostan, personal archives of the authors, were involved in the disclosure of the research problem. The constituent documents of the said company were used in the work: charters officially adopted in 1955 and 1992. The paper lists functioning Tatar-Bashkir communities in Turkey. It examines the activities of some well-known and little-known public figures of emigration. It is concluded that thanks to the activities of Tatar-Bashkir societies in Turkey, emigrants manage to preserve their cultural identity.

Full Text

В конце XX – начале XXI века изучение истории формировании диаспор стало актуальным вопросом в связи с процессом глобализации, способствующим массовой эмиграции народов и обостряющим проблему сохранения этничности в инокультурной среде. Российская диаспора XX–XXI веков характеризуется множеством параметров, среди которых важнейшее место занимает многонациональное и разноконфессиональное определение российских эмигрантов. В России с начала 1990-х гг. опубликован целый ряд научных работ, посвященных эмиграции, выходцам из нашей страны, проживающим за рубежом. В настоящее время к данной проблеме интерес не ослабевает – скорее, процесс продолжается и раскрывается с различных исследовательских позиций. Хорошо освещена в научной российской литературе русская, еврейская [1], армянская диаспора [2]. В научной литературе тема эмиграции была затронута такими авторами, как Г.В. Мелихов [3; 4], Н.Л. Пушкарева [5], Ю.С. Борисов [6] и др. Но, к сожалению, недостаточно работ посвящено башкирской, татарской диаспоре за рубежом.

Целью исследования является выявление истории формирования татаро-башкирской диаспоры в Турции. Задачи исследования состоят в определении причин эмиграции башкир и татар из России, в изучении становления их культурных обществ в Турции. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые вводятся в научный оборот оригинальные материалы: уставы Общества культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала, официально принятые в 1955 и 1992 гг., материалы из личных архивов авторов. Методологическую основу исследования составляет системный подход, принцип историзма, принцип научной объективности. Для изучения жизни и деятельности эмигрантов использован сравнительный метод.

Из Урало-Поволжья, как и из другого региона мира, люди время от времени уезжали и уезжают. Гражданская война вынудила оказаться за границей представителей всех сословий, в том числе интеллигенции. После Второй мировой войны среди перемещенных лиц и очутившихся в силу тех или иных обстоятельств в эмиграции появились и представители тюркских народов России. Начиная с 1991 г., кроме людей, отправившихся за рубеж за заработками и в поисках профессиональной самореализации, уроженцы Урало-Поволжского региона стали гражданами новых независимых государств. Татаро-башкирские эмигранты живут в разных странах мира: Европе, Азии, Америке и Австралии. В центре внимания данной статьи – татаро-башкирская диаспора в Турции. В современной Турции большое количество тюркоязычных и мусульманских народов выходцев из России, в том числе из Урало-Поволжья.

Эмиграция татар и башкир в Турцию началась задолго до революции 1917 года. История эмиграции из Российской империи тогда еще в Османскую империю насчитывает несколько веков. Причины эмиграции тюркских народов Урало-Поволжья различны. Началом эмиграции башкир послужили восстания против захватов земель, экономическое закабаление, духовно-религиозные притеснения. В целом до 1917 года этому способствовали притеснения царских властей. Люди, недовольные произволом сборщиков ясака, подьячих, толмачей и служилых людей, стремились найти лучшую долю у соседних народов. Известны случаи переселения башкир к калмыкам, сибирским татарам в XVII столетии. В конце XIX – начале ХХ века представители башкир выезжали для получения образования. Многие из них в силу различных причин остались жить в Турции. Имеются среди эмигрантов потомки военнопленных Первой и Второй мировых войн [7, с. 153].

В Турции первые эмигранты из Урало-Поволжского региона появились после поражения знаменитого восстания Степана Разина. Российская империя пригрозила в 1683 году многим мусульманам конфискацией всех земель и имущества, если они не согласятся отказаться от ислама суннитского толка и перейти в христианство православного толка. В это время появляются первые татарские эмигранты в Османской империи. Опасаясь нового витка насильственной христианизации, в середине XIX века Российскую империю покинула другая волна татаро-башкирской эмиграции. Были случаи с просьбами к министру внутренних дел Российской империи о переезде в Османскую империю. После чего даже перестали на какое-то время давать разрешения на выезд за границу татарам и башкирам, во избежание массового переезда в Османскую империю. Следующая крупная попытка эмигрировать в Османскую империю была в конце XIX века [8].

Также были массовые татаро-башкирские эмиграции в Турцию после революции 1917 года и Второй мировой войны (1939–1945). Кто-то эмигрировал в Турцию напрямую, а кто-то транзитом через Китай и Европу. Таким образом, в Турции происходило формирование татаро-башкирской диаспоры. Необходимо особо подчеркнуть, что представители татарской и башкирской эмиграции в Турции были очень активны. Среди них были выдающиеся личности, сыгравшие значительную роль в становлении новой Турции, много было представителей татаро-башкирской интеллигенции: Садри Максуди, Юсуф Акчура, Гаяз Исхаки, Ахмет-Заки Валиди Тоган, Хамит Зюбеир Кушай, Абдулкадир Инан и другие. Садри Максуди – первый советник Ататюрка и основатель юридической научной школы в Анкаре. Он получил прекрасное образование в Париже в Сорбоне. Садри Максуди и Юсуф Акчура были видными общественными и политическими деятелями еще в дореволюционной России. Юсуф Акчура занимал должность советника Ататюрка. Они были неравнодушны к судьбе своих соплеменников, отстаивали интересы тюркских мусульманских народов России. Им пришлось покинуть Советскую Россию после 1917 года.

Деревня Османия была основана переселенцами из различных регионов Урало-Поволжья в конце XIX века. В середине прошлого века деревня была довольно многочисленна, но с 1980-х годов молодежь начала уезжать в города, и сейчас там осталось всего несколько семей. У татарской общины Эскишехира своя история: еще на раннем этапе было создано Общество культуры и взаимопомощи казанских турок. После прихода к власти военных его деятельность была в 1980 году приостановлена. Сейчас общество возродилось и успешно работает.

В Стамбуле с 1955 года функционирует Общество культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала. В уставе дан список двенадцати учредителей общества: 1. Меджит Сакмар (пенсионер, бывший генерал); 2. Нуруллах Ата (пенсионер, бывший инспектор начальных школ); 3. Фикри Алтан (врач, быший генерал); 4. Доктор Исмаил Зия Терегул (врач в больнице Бакыркей); 5. Кебир Канбир (предприниматель); 6. Ахат Биккул (сотрудник музея Топкапы); 7. Хидает Яшын (школьный учитель); 8. Садык Таргул (школьный учитель); 9. Аббас Огуз (ремесленник, торговец); 10. Назиф Куруч Канат (рабочий); 11. Сабри Шенер (рабочий); 12. Зия Алансу (ремесленник, торговец). Из числа организаторов выбраны члены президиума. Первый совет директоров Общества культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала: Председатель – Фикри Алтан, казначей – Кебир Канбир, секретарь – Садык Таргул. Члены: Исмаил Зия Терегул, Хидает Яшын, Ахат Биккул, Аббас Огуз. Юридический адрес находился по адресу: Чамаширджи Сокак, № 7/3, Фатих, Стамбул [9, с. 2].

Устав Общества культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала 1955 года состоит из нескольких пунктов. Первые два из них провозглашает создание общества под названием «Общество культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала» («İdil-Ural Türkleri Kültür ve Sosyal Yardım Derneği») с центром в г. Стамбул. В третьем пункте обозначены цель и задачи вновь созданного общества, основной из которых было материальная и духовная поддержка представителей Урало-Поволжских тюрков, переселившихся в Турцию. Перечислены основные виды деятельности общества: 1) собирать, изучать и пропагандировать историю, искусство и литературу Урало-Поволжских тюрков; 2) заниматься издательской деятельностью; 3) создать библиотеку; организовывать заседания, конференции и встречи; 4) оказывать помощь лицам, занимающимся этой темой. Отдельным пунктом отмечено о сотрудничестве с другими культурными обществами. В последнем пятом пункте говорится, что общество не занимается политикой [9, с. 1].

В Национальном архиве Республики Башкортостан сохранился интересный документ под названием «Список лиц, находящихся в городе Константинополе (Турция), выразивших стремление возвратиться на родину (в СССР) для работы на культурном фронте», составленный 23 июля 1923 года [8, л. 53–54; 9, с. 67–71]. В нем перечислены данные об уроженцах Башкортостана и соседних регионов, обучавшихся в Турции. Также мы перечислим списком некоторых уроженцев Башкортостана: 1. Рамеев Габдрахман из г. Стерлитамак; 2. Еникеев Мухамет-Харис из Бирского кантона РБ; 3. Ахмет из Уфимского кантона; 4. Фатхулгулумов Фаткульбаян из Белебеевского уезда БашРеспублики; 5. Гатауллин Имамутдин из Белебеевского уезда БашРеспублики; 6. Канзулмагариф Лутфурахманович из Белебеевского уезда БашРеспублики; 7. Сагдутдин Шамсутдинович из г. Уфа; 8. Хузят-Ислам Заретдинович из Белебея; 9. Гариф Галиевич из Бирского кантона; 10. Курбан Мустафович из г. Уфа [10, л. 53–63; 11, с. 67–71]. Документ приложен к письму БашЦИК на имя ВЦИК, в котором он просит «сделать распоряжение через соответствующие органы принять меры к возврату указанных лиц, уроженцев Башреспублики». В письме говориться, что «теперь с установлением почтовой связи с другими государствами некоторые из них в переписке с родными выражают свое желание вернуться на родину для работы. Среди них имеются врачи, инженеры, агрономы, педагоги и т.п., т.е. именно те культурные силы, в которых ощущается наибольшая нужда в БашРеспублике». Башцик надеется, что эта его просьба не будет оставлена без внимания [10, л. 63; 11, с. 67–71]. В списке упоминается и Хидает Яшын, являющийся одним из организаторов Общества культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала. Он указан как Идиятулла Лутфуллович, родившийся в Верхнеуральском уезде (ныне Учалинский район Башкортостана), выехавший в 1912 году, выпускник учительской семинарии, знающий русский и турецкий языки. Возможно, что многие лица, перечисленные в данном списке, не возвратились на родину. Потому что во время обучения в 1993–1997 годах в институте социальных наук университета имени Мимара-Синана в Стамбуле нам удалось встретиться с Бельмой Яшин, дочерью эмигранта Хидаета Яшына, а также другими его земляками, знакомыми с ним. Другой член оргкомитета Садык Таргул, по сообщению Махмута Ураллы, также является уроженцем Башкортостана. Обучался в Турции, как и Х. Яшын был учителем, активно работал во время перехода к латинице [12].

С начала 1990-х годов несколькими татаро-башкирскими семьями в Стамбуле было воссоздано Общество культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала, призванное объединить турецких татар и башкир – выходцев из одноименного региона России и наладить культурно-национальные связи с Татарстаном и Башкортостаном. Сегодня это общество возглавляет Гюльтен Ураллы, дочь эмигранта из Башкортостана Мехмета Ураллы. Мать Гюльтен Ураллы является выходцем из Татарстана. Гюльтен Ураллы является солисткой ансамбля народной музыки «ТЮМАТА», организованного обществом. В репертуаре группы имеются песни, музыки и танцы разных тюркских народов, в том числе башкирские и татарские. Особое внимание обращается на музыкотерапию. Ансамбль активно участвует в международных фестивалях.

В последующие годы в устав Общества культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала были внесены некоторые изменения. В нем были конкретизированы виды культурной деятельности, изменился юридический адрес общества. Организаторы общества этого периода были: 1. Мевлют Мете Акидиль (инженер), 2. Синан Отрав (пенсионер), 3. Камиль Сезер (свободный предприниматель), 4. Рефик Акчура (свободный предприниматель), 5. Гюльтен Ураллы (домохозяйка), 6. Ильхан Байкал (пенсионер), 7. Февзи Канра (пенсионер), 8. Абдюльхак Тюре (адвокат) [13, с. 1, 2, 5]. Задачами общества по обновленному уставу являются: оказывать духовную и материальную помощь; изучать историю, собирать, хранить документы, создать библиотеку; пропагандировать национальную кухню, собирать и распространять музыкальные инструменты, музыку, фольклор Урало-Поволжских тюркских народов. Для выполнения этих задач общество может выпускать печатную продукцию (газеты, журналы и т.д.), участвовать в различных культурных мероприятиях, участвовать в передачах радио и телевидения, организовывать различные образовательные курсы по искусству, профессиям; оказывать помощь студентам; организовывать экскурсии в места проживания Урало-Поволжских народов. Новый адрес общества: Тыгджылар джаддеси, Ялдызлы Хан, алт кат № 8, Мерджан, Стамбул. В настоящее время в ряде городов Турции действуют Общество культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала. В 1960–1970 годы на средства татарского эмигранта из Петропавловска Ахметвели Менгера, владельца турецкого филиала компании Mercedes-Benz, издавался литературно-публицистический журнал «Казань». Начиная с 1994 года, общество издает информационный бюллетень «Сердечный привет» («Selam Yürekten»).

За много лет до создания всемирного конгресса татар в Турции начала свою работу Всемирная лига татар. История этой организации восходит к общественному деятелю из среды татарской эмиграции, писателю Гали Акышу. Сегодня лигу татар возглавляет профессор Босфорского университета Генюль Пултар – внучка видного политического деятеля России и Турции XX века Садри Максуди. Не менее известна в Турции и мать Генюль-ханум Адиля Айде – первая в истории этой страны женщина-дипломат, работавшая послом в США, Голландии и Италии [14].

Одними из наиболее активных лидеров татар в Турции были ученый, профессор Мармарского университета Надир Давлет, Махмут Аллюкай, Атилла Кундуз (потомок выходцев из г. Бирска РБ), Сайда Асланбек (потомок выходцев из РБ) и Наиля Бинарк. В 1990-х годах активизировало свою деятельность «Культурное общество казанских татар» в Эскишехире, занимавшееся культурно-просветительской и религиозной деятельностью. Его лидерами в тот период были Эмин Сакмар (потомок выходцев из д. Ибряево Кугарчинского района РБ) и Ихсан Яфай (потомок выходцев из Оренбурской области).

Турцию постоянно посещают артисты из Башкортостана и Татарстана, с огромным успехом проходят гастроли коллективов драматических театров указанных республик. В свою очередь, многие турецкие предприниматели, используя родственные связи татар, башкир, живущих в Турции, открыли в республиках Урало-Поволжья коммерческие предприятия (по пошиву меховых изделий, выделке кожи, хлебопечению; строительные и туристические фирмы) [14]. Сегодня татаро-башкирские общины Турции пополняется башкирскими и татарскими студентами, некоторые из которых обзаводятся семьями и остаются жить.

Памятники известному поэту Габдулле Тукаю установлены в Стамбуле и Анкаре, в которых имеются одноименные сквер и парк. Рядом со Стамбульским университетом установлен бюст профессору Ахмет-Заки Валиди Тогану, долгие годы преподававшему в указанном вузе. В этнопарке Стамбула есть башкирский и татарский культурные центры (дома). В Турции нашли свой последний приют Абдулкадир Инан, Ахмет-Заки Валиди Тоган, Гаяз Исхаки, Юсуф Акчура, Садри Максуди и др. В Стамбуле действует полномочные представительства Республики Башкортостана и Республики Татарстан.

Потомки башкирских эмигрантов различных периодов живут в Турции. Затрагивая вопрос о башкирской эмиграции, нельзя оставлять без внимания жизнь и деятельность известных политических деятелей и ученых А.-З. Валиди Тогана (1890–1970), А. Инана (1889–1976), эмигрировавших в 1923 г. из Туркменистана в Иран. Самым известным башкирским эмигрантом был ученый-востоковед А.-З. Валиди Тоган (1890–1970), уроженец д. Кузяново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Многие годы он преподавал историю тюркских народов в Стамбульском университете, был профессором Боннского и Геттингенского университетов. В 1953 году основал Институт исламских исследований при Стамбульском университете, был избран членом многих научных обществ, научные работы, вышедшие из-под его пера, и по сей день используются среди ученых. Его дочь Исенбике – профессор исторических наук Ближневосточного технического университета, а сын – профессор экономических наук Билькентского университета Стамбула. Другие известные представители башкирской эмиграции перечислены в статье у А.Г. Салихова «Башкиры в Турции» [7, с. 153–155].

Одним из известных представителей эмигрантов является Хамит Зюбеир Кушай (1897–1984). Он родился в деревне Тлянчетамак Байларской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии. В настоящее время данный населенный пункт относится к Тукаевскому району Республики Татарстан. По ходатайству Р. Фахретдинова, который был родственником со стороны матери, в 1909 был направлен на учебу в Турцию. Позже он обучался в Будапештской учительской семинарии, по окончании которой поступил в Будапештский университет. В 1923 году защитил диссертацию по теме «Турецкие названия оружия» и стал доктором философии. С 1924 года стажировался в Берлинском университете в области тюркского языкознания. Х.З. Кушай в разные годы был инспектором библиотек Министерства образования, заведующим отделом культуры, музеев, библиотек, заведующим управлением музеев Министерства образования; основателем и директором Анкарского этнографического музея; генеральным директором Управления старинных произведений и музеев Министерства просвещения; советником Генерального управления старинных произведений и музеев. Им опубликовано более 100 научных исследований по этнографии, фольклору, археологии, истории древних культур и цивилизаций, музееведению и архивному делу [15].

Не меньшим авторитетом пользуются этнографические исследования Абдулкадира Инана (1889–1976), выходца из д. Шигаево Челябинского уезда Пермской губернии. Его отец бы учителем в медресе, а в родословной матери есть видный предок Биккула Галикеев, который был соратником Салавата Юлаева. В 1923 г. А. Инан покидает родные места вместе с А.-З. Валиди Тоганом. С 1925 года он проживал в Турецкой Республике, работал во многих научных учреждениях, в том числе в Анкарском университете, внес большой вклад в изучение шаманизма, духовной, письменной культуры тюркских народов. Является ученым-энциклопедистом, автором более 350 научных работ. Дал научный анализ и интерпретацию важнейших тюркских письменных памятников [16, с. 50–56].

Адаптация человека к окружающей среде осуществляется посредством культурного взаимодействия. Имея близкие религиозно-культурные традиции, татаро-башкирские эмигранты в Турции быстро адаптировались в социальную среду [17, с. 132]. Для адаптации эмигранта в новых условиях важную роль играет наличие поддерживающей структуры – общины [18, с. 281–298]. Первые переселенцы впоследствии стали опорой для прибывающих новых волн эмигрантов. В современной Турции продолжают свою деятельность татаро-башкирские общины в таких городах, как Стамбул, Анкара, Измир, Эскишехир, Конья, Бурса и Анталия. Наши соотечественники образовали в Турции общины, который по сей день существуют: 1. Общество культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала в Стамбуле; 2. Культурное общество казанских татар в Эскишехире; 3. Общество казанских татар в Анкаре; 4. Общество татар в Измире; 5. Культурное общество казанских татар в Кютахье; 6. Общество татар в деревне Османия; 7. Татаро-башкирское общество в Анталии. Последнее из перечисленных татаро-башкирское общество в Анталии образовалось в 2018 г. Отличительная черта данного общества в том, что образовалось оно благодаря современной татаро-башкирской эмиграции. Руководителем общества является Назарова Оксана, родом из Перми. Отец по национальности – башкир, мать – татарка. Общество каждый год в конце июня проводит Сабантуй в Анталии по адресу: Lemon Park House. Татаро-башкирские эмигранты с интересом ждут одно из самых ярких событий лета и посещают с желанием прикоснуться к древним традициям народа на самом известном празднике – Сабантуй. Обычно в программе праздника есть национальные игры, спортивные состязания, выставка-ярмарка национальных изделий ручной работы, мастер-классы по приготовлению национальных блюд, ярмарка национальных сладостей и концерты с участием татарской и башкирской эстрады [19].

Таким образом, в статье была рассмотрена история переселения представителей тюркских народов Урало-Поволжья в Турцию, создание Общества культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала, освещены задачи и деятельность указанного общества, а также деятельность отдельных представителей башкир и татар в эмиграции. Причины эмиграции народов Урало-Поволжья были различными. Некоторая часть массовых эмиграций в XIX – начале ХХ века была обусловлена социальными причинами, многие переселялись в Турцию в поисках хороших социально-бытовых и культурных условий. Также представители тюркских народов России отправлялись в Турцию для получения образования, часть которых по разным причинам осталась жить. Во время Первой мировой войны в Османскую империю прибыли военнослужащие, попавшие в плен на германском фронте. Часть пленных также осталась в Турции. После Второй мировой войны в Турции появились и некоторые представители советских военнопленных. В середине ХХ веке часть представителей Урало-Поволжских тюркских народов, оказавшихся в эмиграции на Дальнем Востоке, также эмигрировала в крупные турецкие города. Со всеми представителями диаспоры старается сотрудничать Общество культуры и социальной помощи тюрков Идель-Урала, основанное в 1955 году в Стамбуле. Общество имеет своих представителей и в других городах. Из среды представителей тюркских народов вышло много известных деятелей образования, науки и культуры, внесших весомый вклад в развитие Турецкой Республики. Татаро-башкирские эмигранты смогли сохранить свои национально-культурные традиции и язык. Организованные в Турции татаро-башкирские общины, как и диаспоры других стран, стали центрами не только культурной, религиозной, но и всей социальной жизни переселенцев. Практически вся жизнь эмигрантов была сконцентрирована вокруг общины, которая стала стержнем социальной организации всех ее членов [20, с. 133]. Несомненно, наличие татаро-башкирских общин в Турции оказывает консолидирующее влияние для эмигрантов из Урало-Поволжья.

×

About the authors

Liana Rifovna Sadykova

Order of the Badge of Honour Institute of History, Language and Literature of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences

Email: l1ana@yandex.ru

candidate of historical sciences, researcher of Ethnology Department

Russian Federation, Ufa

Akhat Gubayevich Salikhov

Order of the Badge of Honour Institute of History, Language and Literature of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: ahatsalihov@mail.ru

candidate of historical sciences, leading researcher of Oriental Manuscripts Department

Russian Federation, Ufa

References

  1. Эпштейн А.Д. Народ как трансконтинентальная цивилизация: еврейство, государство Израиль и современные диаспоры в эпоху секуляризации // 21-й век. 2009. № 2 (10). С. 48-64.
  2. Тирабян К.К. Диаспора в системе международных отношений в современном мире (на примере армянской диаспоры) // Управленческое консультирование. 2017. № 5. С. 188-194.
  3. Мелихов Г.В. Маньчжурия, далекая и близкая. М.: Наука, 1991. 317 с.
  4. Мелихов Г.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924). М., 1997. 245 с.
  5. Пушкарева Н.Л. Пути формирования русской диаспоры после 1946 г. // Этнографическое обозрение. 1992. № 6. С. 18-30.
  6. Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры: тез. докл. науч. конф. / отв. ред. Ю.С. Борисов. 13-15 апреля 1993 г. М., 1993. 105 с.
  7. Салихов А.Г. Башкиры в Турции // Российские соотечественники в Турции: история и современность. Стамбул: Правительственная комиссия по делам соотечественников, 2008. С. 153-155.
  8. Баязитов И. Татарская община в Турции [Электронный ресурс] // Общероссийское информационное агентство мусульман. http://www.info-islam.ru/publ/tatary_i_islam/istorija_islama_u_tatar/tatarskaja_obshhina_v_turcii/17-1-0-30937.
  9. İdil-Ural Türkleri Kültür ve Sosyal Yardım Derneği Tüzüğü. İstanbul: Birlik Basımevi, 1955. 4 s.
  10. Научный архив Республики Башкортостан. Ф. Р-394. Оп. 1. Д. 298.
  11. Салихов А.Г. Обучение башкир в Турции в начале ХХ века // Развитие гуманитарной науки в регионах России: мат-лы междунар. науч. конф., посв. 85-летию Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2017. С. 67-71.
  12. Личный архив А.Г. Салихова. Информатор Ураллы Мехмет (уроженец Башкортостана, проживавший в г. Стамбул). Записи от 22 марта 1996 г.
  13. İdil-Ural Türkleri Kültür ve Sosyal Yardımlaşma Derneği Tüzüğü. İstanbul, 1992. 10 s.
  14. «Мягкая сила» татар: топ-10 самых активных диаспор за границей [Электронный ресурс] // Бизнес Online. https://www.business-gazeta.ru/article/436912.
  15. Phil. Dr. Hamit Zübeyr Koşay'in hatırasına armağan. Ankara: TKAE, 1986. 241 s.
  16. Салихов А.Г. О творческом наследии Абдулкадира Инана // Проблемы востоковедения. 2014. № 4 (66). С. 50-56.
  17. Садыкова Л.Р. Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции: на примере тюрко-татарской диаспоры США: дис. … канд. ист. наук. Ижевск, 2012. 208 с.
  18. Хрусталева Н.С. Адаптация выходцев из бывшего СССР. Взгляд психолога // Диаспоры. 1999. № 2-3. С. 281-298.
  19. Личный архив Л.Р. Садыковой. Информатор Назарова Оксана (проживает в г. Анталья). Записи от 10 октября 2019 г.
  20. Садыкова Л.Р. Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции (на примере тюрко-татарской диаспоры США). СПб.: ООО «Своё издательство», 2015. 168 с.

Copyright (c) 2022 Sadykova L.R., Salikhov A.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies