Суеверность студентов, проходящих подготовку по творческим направлениям, и её роль в процессе профессионального развития
- Авторы: Городецкая И.М.1, Хацринова О.Ю.1, Петрова А.В.1, Абитов И.Р.2
-
Учреждения:
- Казанский национальный исследовательский технологический университет
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 10, № 4 (2021)
- Страницы: 265-272
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/104930
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021104305
- ID: 104930
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании ставилась цель изучить особенности проявления суеверности, ее взаимосвязь с качествами личности студентов, обучающихся на творческих направлениях, и роль в процессе развития личности профессионала. Суеверность является достаточно распространенным явлением среди представителей различных профессиональных групп. Кроме того, существуют данные, демонстрирующие высокий уровень суеверности и распространенность суеверий среди студентов. Анализ феномена «суеверность» выявил два основных взгляда на его природу и функции в жизни человека: негативный и позитивный (связанный с совладанием). Поскольку специфика деятельности творческого человека предполагает высокий уровень неопределенности и непредсказуемости результата, логично предположить, что будущие представители творческих профессий будут демонстрировать достаточно высокий уровень суеверности. Кроме того, поиск нестандартных решений и художественное творчество само по себе зачастую предполагает обращение к иррациональным аспектам бытия. Однако эмпирическое исследование показало средний и низкий уровень суеверности среди студентов творческих направлений, но при этом выявило наличие значимых взаимосвязей между суеверностью и особенностями личности представителей творческих профессий, а также выявило различия внутри самой группы профессионалов творческой сферы. Полученные данные могут послужить основой для дальнейших исследований, а также могут быть использованы в практике преподавания студентам, обучающимся на творческих направлениях.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В настоящее время феномен суеверности, его влияние на развитие и обучение и его проявление на уровне поведения различных социальных, профессиональных, возрастных групп привлекает к себе пристальный научный интерес. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по состоянию на 2020 год среди наиболее популярных суеверий среди россиян – «присесть на дорожку» перед дальней дорогой (42% опрошенных), посмотреть в зеркало, если пришлось вернуться за забытой вещью (41%), стучать по дереву (34%). Не верят ни в какие приметы менее трети (29%) жителей современной России.
Как отмечает С.А. Русинова, основу развития личности в вузе составляет потенциал, который отражает содержание и структуру личности: личностные ресурсы, возможности, специфические способности, направленность в деятельности и другие [1, с. 31]. Таким образом, изучение особенностей личности студентов создает условия для повышения эффективности обучения. Наблюдаемое в современных условиях в вузовской дидактике смещение фокуса с формирования знаний, умений, навыков посредством отдельных учебных дисциплин на комплексное развитие личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов требует детального анализа психолого-педагогических закономерностей учебно-воспитательного процесса и управления на этой основе процессом целостного становления специалистов с учетом особенностей личности. Творческий потенциал представляет собой «интегративное качество личности, которое отражает меру возможностей, совокупность творческих сил; готовность к творческой самореализации и саморазвитию; отношение (установку, направленность) человека к творчеству; продуктивность его деятельности» [2, с. 20].
Подготовка студентов по креативным направлениям имеет очевидную специфику, связанную как с особенностями творческой деятельности, так и с индивидуальными чертами студентов, сделавших выбор в пользу данного вида профессий. Профессиональная творческая деятельность предъявляет к личности профессионала ряд требований. В числе прочего, от специалиста творческой сферы ожидается образность и метафоричность мышления. Зачастую такая личность отличается эмоциональной возбудимостью, богатым воображением и стремлением выйти за пределы логического, рационального познания. Таким образом, есть все основания предположить, что у представителей творческих профессий, а также у студентов творческих направлений существенную роль в принятии решений и поведении могут играть бессознательные, иррациональные представления, основанные на вере и суевериях.
Степень изученности проблемы
Процесс профессиональной подготовки специалистов по творческим направлениям в современных условиях исследован в ряде работ: С.А. Русиновой [1], М.О. Суриной, А.А. Сурина [3], А.С. Николайчук [4], Е.А. Гнатышиной, Н.А. Гердт [2] и др.
Исследования суеверности за рубежом проводятся на протяжении более ста лет. В настоящее время это явление изучается фольклористами, педагогами, психологами, психиатрами, антропологами и другими исследователями. Среди современных авторов, изучающих суеверность и суеверия, – S.A. Vyse [5], P. Boyer [6], M. Boden [7], H.J. Irwin [8], J.M. Rudski [9] и другие. В отечественной психологии проблема суеверности рассматривается И.Р. Абитовым [10; 11], Н.Н. Измоденовой [12], Ю.В. Саенко [13], И.Я. Стояновой [14] и др.
Цель исследования
Несмотря на очевидный интерес ученых и практиков к процессу подготовки специалистов творческих направлений, а также к проблеме суеверности, на сегодняшний день отсутствуют исследования данного феномена в контексте личностных особенностей студентов творческих направлений. В этой связи в данном исследовании ставилась цель провести анализ суеверности студентов, проходящих профессиональное обучение в сфере профессий «Человек – Художественный образ» (по классической классификации Е.А. Климова) [15], а также рассмотреть роль феномена суеверности в процессе профессиональной подготовки по творческим направлениям.
Методы и процедура исследования
Эмпирическое исследование проводилось в г. Казань в мае 2021 года. Выборка составила 32 студента творческих специальностей казанских вузов: Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова, Казанский государственный институт культуры и факультет дизайна и программной инженерии Казанского национального исследовательского технологического университета. Возраст респондентов от 17 до 21 года, 8 юношей и 24 девушки, 8 музыкантов, 8 графических дизайнеров, 1 актер, 1 танцор, 1 иллюстратор, 4 дизайнера, 2 промышленных дизайнера, 2 дизайнера костюмов, 2 художника-керамиста, 2 художника декоративно-прикладного искусства и 1 респондент, обозначивший две сферы профессиональных интересов: дизайнер и музыкант. Все респонденты отвечали на вопросы индивидуально, независимо друг от друга.
Исследование проводилось с использованием сети интернет, все методики были переведены в Google-форму и рассылались испытуемым по электронной почте и в мессенджерах.
В качестве эмпирических методов были использованы «Опросник суеверности» И.Р. Абитова [16], «Шкала веры в паранормальное» Дж. Тобасика (в адаптации Д.С. Григорьева) [17] и «Пятифакторный опросник личности «Большая пятерка» [18].
Анализ современного состояния проблемы
В процессе подготовки специалистов творческих направлений можно выделить как общие педагогические закономерности, так и специфические, отражающие специфику и содержание будущей профессиональной деятельности. Как отмечают М.О. Сурина, А.А. Сурин, современные ученые приходят к выводу, что при всем многообразии профессий можно выделить общее «ядро», без которого невозможно осуществить полноценную, качественную подготовку специалистов любого профиля (инженеров, художников, строителей и т.д.). Поэтому выявление «общего» и «особенного» (присущего только этому виду деятельности) составляет суть педагогической деятельности и во многом определяет ее результат [3].
Творческая составляющая может присутствовать в любом виде деятельности, а не только в специфически креативных типах профессий. В этой связи мы согласны с Е.А. Гнатышиной и Н.А. Гердт, что «знания, умения, мотивы, профессионально важные творческие качества будущих специалистов, лежащие в основе профессиональной компетенции, в совокупности образуют профессионально-творческий потенциал, который является совокупностью личностных черт, качеств, способностей и возможностей, необходимых и достаточных для успешного осуществления трудовой деятельности» [2, с. 20]. При этом, как справедливо отмечает С.А. Русинова, в процессе обучения очевидны взаимосвязь и неразделимость субъекта и деятельности, где «деятельность выступает как условие формирования и развития субъекта, что впоследствии влияет на характер протекания самой деятельности. В вузе – это приобретение основ профессиональных знаний в выбранной обучающимся области деятельности» [1, с. 32].
В связи с этим для повышения эффективности подготовки специалистов творческих профессий необходимо провести анализ творчества в контексте деятельности и личности.
На сегодняшний день существует более 100 различных определений творчества и креативности. Появление большого количества определений и их разнообразие свидетельствует о терминологическом кризисе и терминологическом поиске в этой области. Как отмечает А.И. Серавин [19, с. 10], имеющиеся в литературе определения творчества позволяют выделить общие его основания. Это качественная, принципиальная новизна конечного продукта творческого акта, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества и деятельностный характер творчества. Другими словами, результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Таким образом, в процессе творчества автор выражает в конечном результате определенные аспекты собственной индивидуальности, создавая принципиально новую субъективную ценность.
Творчество может являться характерной чертой в любой профессиональной деятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. – там, где создается, открывается, изобретается нечто новое. Однако существует понятие «творческие профессии», обычно применяемое к профессиям, связанным с искусством и культурой. Различные рейтинги выделяют более 600 креативных профессий, среди которых художники, музыканты, актеры, дизайнеры, архитекторы, аниматоры, веб-дизайнеры и многие другие, чья деятельность напрямую связана с созданием творческого продукта.
Согласно классической классификации профессий, предложенной Е.А. Климовым, это группа профессий «Человек – Художественный образ» (Ч – Х), где объектом труда служат художественные образы, их роли, элементы и особенности [15]. Данный тип включает следующие группы профессий:
– профессии, связанные с изобразительной деятельностью;
– профессии, связанные с музыкальной деятельностью;
– профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;
– профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Отдавая отчет об условном характере и отсутствии четких научных критериев определения «творческие профессии», в данной работе мы будем относить к таковым именно группу профессий «Человек – Художественный образ».
Следует также упомянуть классификацию профессий Дж. Холланда [20, с. 55], в которой на основе интересов и ценностных ориентации выделяется шесть профессионально ориентированных типов личности. В теории Холланда (RIASEC-теории) утверждается, что люди соответствуют одному или нескольким типам личности: Реалистическому (R), Исследовательскому (I), Артистическому (A), Социальному (S), Предпринимательскому (E) или Конвенциальному (C) [19].
Артистический тип личности предполагает такие психологические характеристики, как оригинальность, независимость от общественного мнения и необычный взгляд на жизнь. Такие люди отличаются повышенной эмоциональностью и чувствительностью, предпочитают профессии из мира искусств: литература, театр, кино, изобразительное искусство.
Другими словами, профессиональная творческая деятельность предполагает особенный тип личности, отличающийся, в том числе, образностью и метафоричностью мышления, повышенной эмоциональностью и принятием возможности существования тех сторон действительности, которые не всегда можно объяснить логически, рационально, на основе причинно-следственных связей. В художественном продукте присутствует вымысел, даже если это документальное или реалистическое произведение. Именно благодаря вымыслу обыденная правда превращается в художественную правду. Продуктивные свойства вымысла основаны на работе воображения [21]. Это дает основания предположить, что у представителей творческих профессий существенную роль в принятии решений и поведении могут играть бессознательные, иррациональные представления, основанные на вере и суевериях.
Многие исследователи суеверности отмечают путаницу в понятиях и определении суеверности («superstition»), что вызывает сложности в анализе феномена и его связи с другими психическими явлениями [22, с. 1398].
В отечественной психологии суеверность в течение долгого времени не являлась объектом пристального внимания исследователей. В частности, как отмечает И.Р. Абитов, определение суеверности отсутствует в психологических словарях [10, с. 10].
Ю.В. Саенко, ссылаясь на точку зрения Г.Г. Почепцова, описывает суеверия как предрассудки, суть которых состоит в том, что индивид принимает за реальность сверхъестественные силы, способные предвещать значимые для него события, и считает возможным влиять на них. Суеверность предполагает допущение, что от этих сил можно защититься или прийти с ними к компромиссу (приводится по: [13]). И.Я. Стоянова, описывая «пралогические образования» как родовое понятие по отношению к суеверности, также отмечает защитную функцию, которую они выполняют в трудных ситуациях. Она отмечает высокую выраженность данных образований у лиц, страдающих непсихотическими психическими расстройствами [14]. Ю.В. Саенко, ссылаясь на И. Дзялошинского, указывает, что суеверия представляют собой систему восприятия и описания мира, который понимается как дихотомия добра и зла [13].
Согласно S.A. Vyse [5], многочисленные и разнообразные исследования суеверности объединяет изучение эффекта совпадения (как времени, так и места) между поведенческим и средовым событиями. Суеверие не является ненормальным поведением и не ограничивается традиционными культурами, расой, религией, национальностью. Суеверия свойственны не только людям с низким интеллектом или без образования. Они являются частью природы, встроенной в наш нейронный мэйнфрейм, считает S.A. Vyse [5].
И.Р. Абитов рассматривает суеверность как частный̆ случай веры, поскольку она подразумевает внутреннее отношение личности к происходящему и мифологизирует (опосредует) его отношение к действительности. В отличие от религиозной веры, сутью которой̆ является убежденность в существовании сверхъестественного, всемогущего Бога, который̆ влияет на жизни людей̆ и события, происходящие в реальности, сутью суеверности является убежденность в наличии причинно-следственной связи между различными событиями и отдельными действиями (или бездействием) человека и возможными неприятностями, которые с ним произойдут в будущем, а также убежденность в существовании различных сверхъестественных существ (привидений, духов и т.д.) и их способности влиять на жизнь людей̆. Таким образом, суеверность и религиозная вера с точки зрения психологии должны быть не противопоставлены друг другу, а рассмотрены как различные проявления феномена веры [10].
Устойчивость суеверий, их передача из поколения в поколение объясняется тем, что суеверия снижают тревожность и могут служить копинг-стратегиями в ситуациях неопределенности и стресса. Именно поэтому суеверия являются достаточно распространенным явлением в ситуациях неуверенности, опасности, страха или угрозы [5; 9]. Суеверие дает иллюзию контроля над внешними условиями [20], уменьшает чувство беспокойства [23]. Когда события поддаются интерпретации, ситуация понятна и недвусмысленна, человек становится менее суеверным [24].
Существуют также исследования склонности к суеверности как проявлению веры в паранормальное в зависимости от культуры, образования, возраста и других демографических характеристик. Так, H.J. Irwin [8] выявил более сильные паранормальные верования молодежи и женщин.
Ю.В. Саенко выделяет 3 аспекта суеверий: когнитивный, аффективно-мотивационный и поведенческий. Когнитивный аспект суеверия включает в себя познавательные процессы, посредством которых человек распознает и категоризирует незнакомые ему события и ситуации, пытается предвидеть возможные последствия и результаты своих действий для построения определенного поведения по отношению к этим событиям и ситуациям. Аффективно-мотивационный компонент представлен эмоциональными состояниями, которые возникают при потенциально опасных или желаемых явлениях, соответствующих актуальным потребностям человека. Поведенческая составляющая, в свою очередь, состоит из ритуально-символических действий, направленных на защиту человека в случаях надвигающейся угрозы, направленных на предотвращение нежелательного события и вызывание желаемого [13].
Как отмечалось выше, специфика деятельности творческого человека предполагает высокий уровень неопределенности и непредсказуемости результата. Кроме того, поиск нестандартных решений и художественное творчество само по себе зачастую предполагает обращение и иррациональным аспектам бытия. В этой связи логично предположить, что суеверное поведение является одной из стратегий в профессиональной деятельности и, возможно, компонентом структуры личности студентов.
Эмпирическое исследование. Результаты и обсуждение
Анализ результатов исследования выявил ряд интересных фактов. Согласно опроснику И.Р. Абитова, показатель суеверности у опрошенных ниже среднего (18,41 при средних значениях в методике 21,5–23 балла). По шкалам методики Дж. Тобасика исследование также показало средние и ниже средних значений (табл. 1).
Таблица 1 – Результаты исследования по шкале веры в паранормальное Дж. Тобасика
Субшкалы | Результаты исследования | Средние значения в методике |
Традиционная религиозная вера | 4,47 | 4,49 |
Пси-способности | 3,25 | 4,02 |
Колдовство | 3,76 | 4,38 |
Суеверия | 1,98 | 1,99 |
Спиритизм | 3,61 | 4,02 |
Экстраординарные формы жизни | 3,28 | 3,53 |
Предсказания | 3,50 | 3,48 |
Другими словами, респонденты не склонны постоянно полагаться на суеверные представления при принятии решений и определении стратегий поведения и деятельности.
Более полную картину роли суеверности и ее места в структуре личности демонстрирует корреляционный анализ взаимосвязей показателей суеверности и веры в паранормальное, с одной стороны, и характерологических особенностей личности – с другой. Как показал корреляционный анализ, между этими показателями существуют как положительные, так и отрицательные взаимосвязи.
Традиционная религиозная вера оказалась положительно связана с таким личностным фактором, как «самоконтроль – импульсивность» (r = 0,35, p < 0,05). То есть чем сильнее приверженность традиционным религиозным догматам, тем больше личность способна к самоконтролю. Это может быть связано с особенностями религиозного воспитания и мировоззрения.
Индекс суеверности по методике И.Р. Абитова имеет прямую взаимосвязь с показателем «лабильность – стабильность» (r = 0,31, p < 0,05). Более суеверным людям свойственны более сильные перепады настроения, эмоций, широкий эмоциональный диапазон от радости до печали.
В общей картине взаимосвязей выделяются две корреляционные плеяды. Ядром первой из них являются личностный фактор «сотрудничество – соперничество» и показатели суеверности «колдовство», «спиритизм» и «предсказания». С показателями суеверности сотрудничество имеет отрицательные корреляции: с верой в колдовство (r = −0,30, p < 0,05), с верой в спиритизм (r = −0,30, p < 0,05) и с верой в предсказания (r = −0,39, p < 0,01). При этом все три параметра суеверности связаны между собой на уровне значимости p < 0,01, то есть представляют собой симптомокомплекс суеверных представлений.
Другими словами, чем больше личность склонна верить в паранормальные явления, колдунов, возможность общения с потусторонним миром, возможность предсказывать события, тем в меньшей степени она расположена к сотрудничеству. Очевидно, в данном случае суеверность носит дезадаптивный характер, препятствуя построению отношений кооперации. Судя по всему, такой человек не рассматривает отношения с людьми как ценность, рассчитывая на поддержку потусторонних сил.
В свою очередь, вера в спиритизм имеет значимую прямую взаимосвязь с такой характеристикой личности, как «поиск впечатлений – избегание впечатлений» (r = −0,39, p < 0,05). Этот факт может являться индикатором того, что в поисках новых впечатлений творческий человек стремится наладить контакт с потусторонним, с миром духов и умерших. Спиритизм выступает в качестве своеобразного мистико-психологического аттракциона, к которому обращаются с целью «пощекотать себе нервы» и получить необычные впечатления.
Интересна также сильная отрицательная взаимосвязь между верой в предсказания и личностным фактором «тревожность – беззаботность» (r = −0,38, p < 0,01). Как отмечалось в теоретической части работы, обращение к суевериям может быть попыткой снизить тревожность в ситуации риска или неопределенности. Судя по всему, выявленная взаимосвязь демонстрирует именно данный копинг-механизм и является примером стратегии адаптации и преодоления тревожности. Чем больше человек верит в то, что возможно предугадывать события, тем легче ему справиться с тревожностью, которая, как известно, возникает при мыслях о неопределенном будущем.
В центре второй плеяды находится показатель веры в экстраординарные формы жизни, связанный отрицательными корреляциями с такими личностными факторами, как «ответственность – безответственность» (r = −0,34, p < 0,05), «предусмотрительность – беспечность» (r = −0,40, p < 0,01) и «напряженность – расслабленность» (r = −0,40, p < 0,01). Чем более респонденты склонны верить в существование привидений, полтергейста, фантастических существ и прочих необычных форм жизни, тем они безответственнее, беспечнее и расслабленнее. Возможно, отрицательная корреляция с ответственностью объясняется восприятием мира как фантастического пространства, где мало что зависит от воли человека, что приводит к внешнему локусу контроля и избеганию ответственности. Что касается расслабленности и беспечности, то в данном случае, возможно, имеет место «позиция ребенка» в восприятии «волшебного» мира, свойственная, как отмечалось выше, представителям творческих профессий.
Для более предметного анализа исследуемых феноменов в контексте профессионального поля «Человек – Художественный образ» мы выделили три подгруппы испытуемых, обучающихся творческим профессиям: будущие музыканты, графические дизайнеры и художники-дизайнеры (куда вошли дизайнеры, художники по костюмам, художники декоративно-прикладного искусства, иллюстратор, керамист, промышленные дизайнеры). Подобное деление весьма условно, однако позволяет определить особенности, связанные со спецификой творческой деятельности.
Сравнение выборок по T-критерию Стьюдента выявило следующие значимые различия (табл. 2, 3, 4).
Таблица 2 – Значимые различия между выборками музыкантов и графических дизайнеров
Фактор | Средние значения | Значимость различий (Т-критерий) | |
музыканты | графические дизайнеры | ||
Колдовство | 20,77 | 11,17 | (r = 4,61, p < 0,01) |
Экстраординарные формы жизни | 12,57 | 7,42 | (r = 3,85, p < 0,01) |
Индекс суеверности | 32,39 | 7,91 | (r = 5,62, p < 0,001) |
Сензитивность – нечувствительность | 12,46 | 10,93 | (r = 2,31, p < 0,05) |
Таблица 3 – Значимые различия между выборками музыкантов и художников-дизайнеров
Фактор | Средние значения | Значимость различий (Т-критерий) | |
музыканты | художники-дизайнеры | ||
Колдовство | 20,77 | 12,19 | (r = 4,27, p < 0,05) |
Спиритизм | 18,92 | 12,00 | (r = 3,73, p < 0,01) |
Экстраординарные формы жизни | 12,57 | 8,93 | (r = 3,46, p < 0,01) |
Предсказания | 17,08 | 11,06 | (r = 4,13, p < 0,01) |
Индекс суеверности | 32,39 | 11,06 | (r = 4,96, p < 0,001) |
Таблица 4 – Значимые различия между выборками графических дизайнеров и художников-дизайнеров
Фактор | Средние значения | Значимость различий (Т-критерий) | |
графические дизайнеры | художники-дизайнеры | ||
Теплота – равнодушие | 13,00 | 10,38 | (r = 2,60, p < 0,01) |
Настойчивость – отсутствие настойчивости | 12,38 | 10,13 | (r = 2,34, p < 0,05) |
Сензитивность – нечувствительность | 10,92 | 12,44 | (r = 2,47, p < 0,01) |
Как видно из таблиц 2 и 3, музыканты гораздо более суеверны, чем дизайнеры обеих групп. При этом значимые различия по методике личностных факторов «Большая пятерка» минимальны: только по показателю «сензитивность – нечувствительность» при сравнении с выборкой графических дизайнеров.
Таким образом, опрошенные нами музыканты склонны сильнее реагировать на внешние раздражители, остро и эмоционально воспринимать жизненные ситуации. Возможно, с этим связана их более выраженная склонность к суеверности. Данный факт требует более детального исследования.
Таблица 4 демонстрирует, что между графическими дизайнерами и группой, условно обозначенной как художники-дизайнеры, отсутствуют различия в выраженности шкал суеверности и веры в паранормальное, однако наблюдаются значимые различия по личностным факторам. Графические дизайнеры отличаются больше теплотой и настойчивостью, а художники-дизайнеры – большей сензитивностью. Таким образом, по личностным характеристикам внутри большой группы дизайнеров наблюдается более выраженная специфика, чем между этой группой и музыкантами, чья профессиональная сфера, казалось бы, находится дальше.
Выводы и рекомендации
Проведенный теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили сделать следующие выводы:
- В процессе профессиональной подготовки специалистов творческих профессий можно выделить как общее «ядро», свойственное профессиональному обучению в целом, так и «особенное», присущее только деятельности будущего профессионала творческой сферы. Специфика подготовки по творческим направлениям определяется особенностями творческой деятельности и личности. Особенный тип личности творческого профессионала включает, в числе прочего, образность и метафоричность мышления, повышенную эмоциональность и принятие возможности существования тех сторон действительности, которые не всегда можно объяснить логически, рационально, на основе причинно-следственных связей. У представителей творческих профессий существенную роль в принятии решений и поведении могут играть бессознательные, иррациональные представления, основанные на вере и суевериях.
- Эмпирическое исследование суеверности студентов творческих направлений показало средний и ниже среднего уровень суеверных проявлений, однако суеверность имеет многочисленные связи с характерологическими особенностями личности, что свидетельствует о ее интегрированности в структуру личности будущего профессионала творческой сферы:
– Чем сильнее приверженность традиционным религиозным догматам, тем больше личность способна к самоконтролю. Это может быть связано с особенностями религиозного воспитания и мировоззрения.
– Более суеверным людям свойственны более сильные перепады настроения, эмоций, широкий эмоциональный диапазон от радости до печали.
– Чем больше личность склонна верить в паранормальные явления, колдунов, возможность общения с потусторонним миром, возможность предсказывать события, тем в меньшей степени она расположена к сотрудничеству. Очевидно, в данном случае суеверность носит дезадаптивный характер, препятствуя построению отношений кооперации.
– Связь веры в спиритизм и стремления к поиску впечатлений может являться индикатором того, что в поисках новых впечатлений творческий человек стремится наладить контакт с потусторонним, с миром духов и умерших. Спиритизм выступает в качестве своеобразного мистико-психологического аттракциона, к которому обращаются с целью «пощекотать себе нервы» и получить необычные впечатления.
– Сильная отрицательная взаимосвязь между верой в предсказания и личностным фактором «тревожность – беззаботность» демонстрирует копинг-механизм и является примером стратегии адаптации и преодоления тревожности. Чем больше человек верит в то, что возможно предугадывать события, тем легче ему справиться с тревожностью, которая, как известно, возникает при мыслях о неопределенном будущем.
– Чем более респонденты склонны верить в существование привидений, полтергейста, фантастических существ и прочих необычных форм жизни, тем они безответственнее, беспечнее и расслабленнее.
- При сравнении представителей различных творческих профессий было обнаружено, что музыканты гораздо более суеверны, чем дизайнеры, художники и графические дизайнеры. Они склонны сильнее реагировать на внешние раздражители, остро и эмоционально воспринимать жизненные ситуации.
Полученные данные могут послужить основой для дальнейших исследований, а также могут быть использованы в практике профессиональной подготовки специалистов творческой сферы. Роль суеверности как таковой в процессе развития личности профессионала творческой сферы не стоит переоценивать, однако имеет смысл учитывать иррациональность и развитие воображения как специфические особенности данной аудитории. Как справедливо отмечает А.С. Николайчук, студенты, обучающиеся творческим профессиям, нуждаются в «музе», а инноватика – это один из кратчайших путей к ее достижению [4, с. 32].
Среди инновационных способов организации обучения по творческим направлениям в системе отечественного профессионального образования можно выделить:
– Проектное обучение, которое позволяет студентам развивать и укреплять свои теоретические знания в процессе решения конкретных комплексных практических задач.
– Формирование портфолио: на протяжении всего процесса обучения студентам предлагается вести так называемое портфолио достижений. Этот способ позволяет анализировать деятельность студента в течение всего периода обучения. Это метод особенно необходим в творческой профессии [3].
– Проблемное обучение, при котором обучающийся приобщается к процессу разрешения противоречий и учится творчески решать поставленные задачи.
В процессе обучения решаются многие актуальные задачи развития личности профессионала творческой сферы: развитие креативности и инновационного мышления, культурное просвещение – развитие личности и ее компетенций, повышение мотивации, предотвращение скуки и рутинизации деятельности, развитие общей культуры за счет более глубокого понимания смыслов и ценностей, гармонизация содержания деятельности и эстетики конечного продукта, повышение чувствительности к когнитивным и эмоциональным диссонансам, понимание актуальных потребностей и тенденций рынка, повышение эмоциональной и коммуникативной компетентности будущих профессионалов и др.
Об авторах
Инна Михайловна Городецкая
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: innamgor@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, магистрант кафедры дизайна
Россия, КазаньОльга Юрьевна Хацринова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: khatsrinovao@mail.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии
Россия, КазаньАнна Владимировна Петрова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: annavekselman@mail.ru
доцент кафедры дизайна
Россия, КазаньИльдар Равилевич Абитов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ildar-abitov@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности
Россия, КазаньСписок литературы
- Русинова С.А. Развитие личности специалиста творческих профессий на основе педагогической диагностики // Культура и образование. 2016. № 2 (21). С. 30–39.
- Гнатышина Е.А., Гердт Н.А. Модель формирования профессионально-творческого потенциала студентов творческих профессий // Образование и наука. 2015. № 2 (121). С. 18–27.
- Сурина М.О., Сурин А.А. Особенности подготовки студентов творческих профессий в современном вузе [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4 (27). http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2165.
- Николайчук А.С. Современные методы обучения студентов творческих специальностей в системе компетентностного подхода // Территория науки. 2016. № 6. С. 29–33.
- Vyse S.A. Believing in magic: the psychology of superstition. Oxford: Oxford University Press, 2013. 328 p.
- Boyer P. Minds make societies: how cognition explains the world humans create. Yale University Press, 2020. 376 p.
- Boden M. Supernatural beliefs: considered adaptive and associated with psychological benefits // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 86. P. 227–231. doi: 10.1016/j.paid.2015.06.023.
- Irwin H.J. Belief in the paranormal: A review of the empirical literature // The Journal of the American Society for Psychical Research, 1993. Vol. 87. P. 1–38.
- Rudski J.M. The illusion of control, superstitious belief, and optimism // Current Psychology. 2004. Vol. 22. P. 306–315. doi: 10.1007/s12144-004-1036-8.
- Абитов И.Р. Суеверность и ее взаимосвязь с уровнем стресса // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. № 5 (72). С. 10–15.
- Abitov I.R., Gorodetskaya I.M., Akbirova R.R., Sibgatullina L.R. Superstitiousness and paranormal beliefs of engineering students comparing to students majoring in sciences, arts and humanities // Revista Espacios. 2018. Vol. 39, № 10. P. 28–36.
- Измоденова Н.Н. Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6 (19). С. 20–35.
- Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 85–97.
- Стоянова И.Я. Пралогические образования в норме и патологии: дис. … д-ра псих. наук. Томск, 2007. 303 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. 56 с.
- Абитов И.Р., Акбирова Р.Р. Разработка опросника суеверности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 75. http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n75/1858-abitov75.html.
- Григорьев Д.С. Адаптация и валидизация шкалы веры в паранормальное Дж. Тобасика // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 2. С. 132–145.
- Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 45. http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1239-egorova45.html.
- Серавин А.И. Исследование творчества. СПб.: Копи-Парк, 2005. 200 с.
- Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. 2019. № 4. С. 54–67.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Азбука, 2021. 448 с.
- Marques N.S., Benvenuti M.F.L. The study of superstition in behavioral sciences: discussing experimental arrangements and theoretical assumptions // Trends in Psychology. 2017. Vol. 25, № 3. P. 1397–1409. doi: 10.9788/TP2017.
- Womack M. Why athletes need ritual: A study of magic among professional athletes // Sport and Religion / S.J. Hoffman (ed.). Champaign: Human Kinetics, 1992. P. 191–202.
- Taylor S.E. Adjustment to threatening events: a theory of cognitive adaptation // American Psychologist. 1983. Vol. 38, № 1. P. 1161–1173. doi: 10.1037/0003-066X.38.11.1161.
Дополнительные файлы
