Особенности существования эмигрантских баптистских общин на западе, севере и северо-востоке Китая во второй половине 40-х гг. XX века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются процессы, происходившие в эмигрантских религиозных группах баптистов на территории западного, северо-восточного и северного Китая во второй половине 1940-х гг. Авторами отмечается, что проблематика истории существования и деятельности баптистов, эмигрировавших в Западный (в 1944–1949 гг. – Восточно-Туркестанская республика), Северо-Восточный и Северный Китай с территории Советской России, ДВР, а затем СССР, не была предметом серьезного научного анализа. На сегодняшний день научных публикаций по теме не много. Основу представленного в статье исследования составили архивные источники. Это документы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). Отмечается, что до рассматриваемого времени общины баптистов на указанных территориях жили изолированно. Толчком к изменению ситуации послужило создание в СССР Всесоюзного Совета Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Это привело к активизации верующих баптистов на западе, севере и северо-востоке Китая. Часть общин вошла в ВСЕХБ, часть установила с ним контакты. Велась переписка с родственниками и знакомыми в Советском Союзе. Очевидной является необходимость дальнейшего изучения истории эмигрантских баптистских сообществ в Китае.

Полный текст

История религий в Китае на разных исторических этапах развития становилась предметом научного изучения. Значительное место в перечне работ занимает история христианства. Существует ряд русскоязычных публикаций и работ на английском и иных языках по проблематике христианства в Китае, в том числе протестантизма. В них, в разной степени, отражена история баптизма. При этом первые серьезные исследования появились еще в досоветское время. Особое же развитие изучение христианства в Китае получило на современном этапе [1; 3; 4; 5; 12–20 и др.].

Следует отметить, что в имеющихся публикациях баптизму уделено незначительное внимание, история же существования и деятельности русскоязычных эмигрантских баптистских организаций на территории Северо-Восточного и Западного Китая во второй половине 1940-х гг. рассматривалась исследователями частично [6; 8–10 и др.]. На пересечении тем стоит анализ истории баптистов на Дальнем Востоке на рубеже второго – третьего десятилетий XX в. [6; 7 и др.].

Отсутствие публикаций по теме предопределило то, что основу данного исследования составили архивные документы – дела Государственного архива Российской Федерации. Это переписка религиозных сообществ баптистов на территории Северного, Северо-Восточного и Западного Китая с руководством Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Он был создан в 1944 г., а через четыре года информация о нем стала известна названным религиозным общинам в Китае.

Территориальные рамки, представленные в статье, предопределены имеющимися документально подтвержденными данными. Баптисты проживали и на иных территориях Китая, однако относительно большие общины баптистов – эмигрантов с территории Российской империи, Советской России, ДВР и СССР – были именно в рассматриваемых регионах.

Хронологические границы определены в связи с изменениями в существовании и деятельности баптистских общин, связанными с вхождением в состав ВСЕХБ. До начала второй половины 40-х гг. XX в. баптисты и на севере Китая, и в западной части страны жили абсолютно изолированно, не получая никакой информации от иных баптистских сообществ, причем как официально зарегистрированных, так и нет. За короткий промежуток времени будут установлены контакты, и жизнь баптистов отчасти изменится, правда ненадолго. Как известно, на рубеже 1940–1950-х гг. российские эмигранты, в основной своей массе, покинули Китай. Кроме того, начинаются гонения на религии.

Одна из самых больших групп баптистов проживала в Кульдже. Это Илийский округ на западе Китая. В рассматриваемое время он образовывал вместе с Таченским и Алтайским округами Восточно-Туркестанскую республику. Она в 1949 г. войдет в состав Китайской Народной Республики. В настоящее время – это Синьцзян-Уйгурский автономный округ, долина реки Или. Значительное количество верующих, причем как баптистов, так и представителей иных религиозных учений, бежали туда с территории Российской империи, а затем Советской России, Дальневосточной Республики, в 1916 – начале 1920 гг. бежали недовольные существовавшими порядками, часть с Дальнего Востока и Восточной Сибири – через северный Китай, часть с территории современного Казахстана. Это была, пожалуй, первая массовая волна мигрантов. Значительное количество русскоязычного населения осело в Кульдже и Чугучаке. Второй стала волна 1930 г., когда в регионе появилось значительное количество новых беженцев – казахов, уйгуров, узбеков.

Основная масса членов религиозных сообществ баптистов на рассматриваемой территории была русскоязычной. В регионе они появились в начале 1930-х гг. При этом, как говорится в одном из писем, покинув СССР, эмигранты не вели речи о потере гражданства и полном разрыве связей с Родиной [2, л. 148].

Наибольшим по количеству верующих было сообщество баптистов в Кульдже. Община в середине 40-х гг. XX в. достигала 250 чел. Было два пресвитера, А. Каракаев и П. Деряб, секретарь В.Ф. Федоров. Юридический адрес, несмотря на то что в рассматриваемое время, как отмечалось, это была территория Восточно-Туркестанской республики, – Западный Китай, Кульджа. В то же время, отметим, что, согласно иным данным, во второй половине 1940-х гг. общины верующих баптистов Кульджи составляла менее 100 чел., дойдя до этого числа только после возвращения части верующих из общины пятидесятников [2, л. 148, 170].

Не очень большая группа по количеству членов была в Кунесском районе Илийского округа. Центром ее было селение Рала-Тюбе. На общих собрания присутствовало в пределах 25 человек. Руководителем группы был Н.И. Костин [2, л. 146].

Обе названные общины до 1948 г. не имели связи с СССР. Создание Совета Евангельских христиан-баптистов в СССР, не сразу, но привело к изменению в жизни эмигрантских баптистских общин на западе, севере и северо-востоке Китая. Начало данным изменения положило случайное появление в общинах номера газеты «Известия» от 25 июля 1946 г., в котором была заметка о создании Совета ЕХБ в СССР. Происходит это в 1948 г.

Названная заметка всколыхнула представителей баптистских общин рассматриваемого региона. Прошел ряд собраний с обсуждением вопроса о вхождении в Совет. На них общим голосованием принималось решение, которое оформлялось письмом во Всесоюзный совет ЕХБ. Принятые и отправляемы решения по религиозным группам были схожи. В них отмечалось, что, вступая в Совет, члены религиозной группы обязуются выполнять все его требования и постановления, нести служение наравне со всеми иными религиозными сообществами – членами совета. В Москву посылалось заявление о вступлении и копия протокола о принятии решения религиозной группой.

Отдельные краткие упоминания в документах говорят о том, что верующие баптисты были на территории Западного Китая (Восточно-Туркестанской республики) и в г. Чугучак. Однако речь идет об отдельных русскоязычных верующих, об общине упоминаний не встречено. Более того, просьба во ВСЕХБ о высылке баптистских журналов на имя конкретного человека дает возможность предположить об отсутствии в Чугучаке сообщества баптистов [2, л. 178].

Кульджинская община баптистов, узнав о созданном в СССР Совете, практически сразу на одном из собраний приняла решение о вступлении в него. Решение о вступлении во Всесоюзный совет приняла группа верующих баптистов и селения Рала-Тюбе Кунесского района. Оба решения относятся к 1948 г. [2, л. 146, 148].

Желание вступить в ВСЕХБ было далеко не у всех баптистов на территории Китая. Когда данный вопрос обсуждался членами относительно большой общины верующих Кульджи, основная масса проголосовала «за». Таких было шестьдесят девять человек. В то же время восемнадцать верующих воздержалось от принятия решения. Двенадцать человек выступили против. Большинством голосов община баптистов Кульджи в ВСЕХБ все же вступила [2, л. 155].

Первой просьбой к «головной» организации стала просьба о высылке литературы, в которой была особая нужда. Практически не было библий, евангелий. Верующие очень мало знали о происходившем в СССР, поэтому просили также высылать газеты и журналы. Существовала потребность в нотных сборниках для религиозных песнопений. Просили религиозные календари [2, л. 148].

Итогом переписок стало не просто вхождение общин в совет, но и ответная корреспонденция с литературой. Причем за высланные журналы община выслала в ответ деньги синьцзянскими долларами.

Следует отметить, что не все просто было внутри самих китайских протестантских сообществ. На западе Китая верующие, узнав об объединении в одну организацию баптистов части общин христиан веры евангельской (пятидесятников) и меннонитов, также попробовали объединяться. Была создана единая община баптистов и пятидесятников, однако, при непонимании принципов созданного совета в СССР, каждая община осталась при своих интересах и на своих позициях [2, л. 152].

В одном из писем положение баптистской общины Кульджи описано как «нечем хвастаться». Часть верующих не поверила средствам массовой информации, их сведениям о создании ВСЕХБ, и возник раскол в религиозной группе. Определенное количество членов общины высказывало желание эмигрировать дальше из Китая, чтобы находиться как можно дальше от СССР. Часть верующих ушла от баптистов к пятидесятникам, однако в связи с постоянными конфликтами внутри той общины вернулась обратно, но при этом стала «разрушать общину изнутри», не признавая пресвитера и совет общины. Итогом стало исключение восьми человек, которые, уйдя, создали свою общину [2, л. 170].

Архивные источники говорят о том, что община баптистов существовала в г. Харбине. Сформировалась она после прибытия эмигрантов с территории Российской империи в 1930-е гг. [2, л. 184; 8].

На севере Китая протестантские общины в рассматриваемое время были на станциях Маньчжурия и Яблоня по Восточной линии Китайско-Восточной железной дороги. Однозначно утверждать, что этот были баптисты, на сегодня нельзя. В то же время некоторые косвенные замечания в документах позволяют это предположить [2, л. 183].

Данные по баптистам, да и по эмигрантским протестантским общинам в целом, на севере Китая отрывочны и кратки. На сегодня составить полное впечатление об их истории достаточно сложно. По западной же части страны информация в документах представлена более полно.

У баптистских общин Китая постоянно возникали различного рода вопросы, которые требовали уточнения или разъяснения. С ними они обращались письменно в ВСЕХБ. Получали ли они ответы на них, из документов неясно. Также верующие просили прислать им священнослужителей. В отдельных письмах они даже предлагали кандидатуры двух известных в Китае священников – братьев Ф.Г. Патковского и Д.И. Пономарчука, которые прославились в среде баптистов, проживая еще в России. Судя по всему, вопрос со священнослужителями для общин верующих Китая так и не был решен. Наибольшее количество просьб поступала от общины Кульджи [2, л. 152, 161, 170].

Помимо переписок с ВСЕХБ, в архивных фондах хранятся частные переписки баптистов с родственниками или знакомыми на территории СССР [2, л. 153].

Интересным является факт того, что связующим звеном между баптистами Китая и ВСЕХБ был православный священнослужитель – протоиерей Дмитрий Млодзяновский. Православная церковь в Синьцзяне длительное время сама была в изоляции и не имела контактов с Московской Патриархией, однако к рассматриваемому времени такие контакты были установлены. Письма и литературу баптисты передавали и получали через православную церковь в регионе. За это они высказывали огромную благодарность лично протоиерею Д. Млодзяновскому [2, л. 158–159].

Следует отметить, что создание ВСЕХБ всколыхнуло не только эмигрантские русскоязычные баптистские сообщества Китая, и не только на севере, северо-востоке и западе страны. Интерес к тому, как живут баптисты в СССР, а также к жизни русских баптистов в Китае проявила английская баптистская миссия Сиан в провинции Шэньси (Центральный Китай), где, как отмечалось в одном из писем, было много как городских, так и деревенских баптистских храмов. Английскими миссионерами высказывалась просьба об установлении контактов [2, л. 164].

Среди архивных документов встречаем письма с вопросами об условиях существования баптистских общин в Советском Союзе от кружка христианской молодежи Китая, от Китайского Баптистского Издательского Общества Шанхая [2, л. 173–175, 181].

Несколько позже появится письмо японского психолога, борца за мир, члена Верхней палаты японского парламента – Палаты советников, доктора Томи Кора, в котором она высылала в ВСЕХБ негатив фотографии членов баптистских организаций в Китае [2, л. 166]. К сожалению, в архивных фондах сам негатив не обнаружен, хотя он мог бы стать хорошей иллюстрацией к тексту настоящего исследования.

Следует сказать, что поступавшие письма шли необязательно от баптистов. Факт того, что в созданном в Советском Союзе ВСЕХБ действовала часть общин верующих адвентистов седьмого дня, привел к тому, что китайские верующие баптисты и адвентисты не видели особой разницы между данными протестантскими направлениями применительно к СССР и, предполагаем, к эмигрантским общинам на севере, северо-востоке и западе Китая. С другой стороны, более справедливой представляется мысль, что о таковых общинах они либо вообще не знали, либо имели крайне слабое представление.

В одном из личных писем из Харбина в адрес ВСЕХБ от начала 1950-х гг. отмечалось, что все верующие разъезжаются уже на протяжении ряда лет. При баптистской общине до этого был детский приют, который пришлось закрыть из-за невозможности его содержания. Автор письма обращается с просьбой посодействовать его трудоустройству в СССР, поскольку он сам собрался уезжать, так как община, по сути, прекратила свое существование [2, л. 184].

История баптистских общин севера, северо-востока и запада Китая в составе ВСЕХБ была недолгой. Как и в иных конфессиях, в иных регионах Китая, после некоторого потепления отношений советской власти к религиям в середине – конце 1940 гг. начался массовый отъезд прихожан в СССР. Часть эмигрировала в США, Австралию. За этим последовали гонения на религию со стороны китайских властей. Итогом стало не просто исчезновение баптистских общин на северо-востоке и западе страны, а практически полное исчезновение русскоязычных эмигрантских сообществ, растворение их в иных группах.

Представляется, что изучение эмигрантских баптистских сообществ может быть продолжено, для чего требуется дальнейшая кропотливая работа с источниками.

×

Об авторах

Евгений Викторович Дроботушенко

Забайкальский государственный университет

Email: drzz@yandex.ru

кандидат исторических наук, доцент, декан историко-филологического факультета

Россия, Чита

Юлия Николаевна Ланцова

Забайкальский государственный университет

Email: astra205@yandex.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории

Россия, Чита

Галина Петровна Камнева

Московский государственный областной университет

Email: kamnevagp@gmail.com

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России средних веков и нового времени

Россия, Москва

Андрей Александрович Сотников

Московский государственный областной университет

Email: microlabuss@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России средних веков и нового времени

Россия, Москва

Сергей Александрович Сотников

Московский государственный областной университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sergey@histr.ru

кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана по электронному образованию и учебно-методической работе факультета истории, политологии и права

Россия, Москва

Список литературы

  1. Архангелов С.А. Наши заграничные миссии. Очерк о русских духовных миссиях. СПб.: тип. П.П. Сойкина, 1899. 206+IV+2 с.
  2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р6991. Оп. 4. Д. 9.
  3. Дацышен В.Г. Христианство в Китае: история и современность. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 239 с.
  4. Иванов П.М. Из истории христианства в Китае. М.: Институт Востоковедения РАН, Крафт+, 2005. 222 с.
  5. Масперо А. Религии Китая / пер. с фр. В.Ю. Быстрова, С.Н. Скокова; под ред. С.В. Пахомова. СПб.: Наука, 2004. 375 с.
  6. Пелевина О.В. Протестантские стратегии евангелизации и опыт миссионерства среди китайцев на Дальнем Востоке России и Северо-Востоке Китая // Религиоведение. 2016. № 2. С. 23–31.
  7. Потапова Н.В. Зарубежная историография развития евангельского христианства и баптизма в 1917–1922 гг. на российском дальнем Востоке // Клио. 2013. № 7 (79). С. 34–39.
  8. Потапова Н.В. Руководители дальневосточного баптизма в эмиграции: харбинская история // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: мат-лы IX междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.В. Друзяка. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2019. С. 145–150.
  9. Родионова К.И. Баптисты в Маньчжоу-Го (1934–1945) // Гуманитарные чтения: сб. ст. Вып. 2. Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2021. С. 86–93.
  10. Родионова К.И. Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-восточного Китая (1896–1945): автореф. дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 2021. 24 с.
  11. Романенко Т.В. Особенности миссионерской деятельности протестантов в Китае // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2016. Т. 11, № 2. С. 167–171.
  12. Сальников С.К истории распространения несторианства в Китае // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2002. № 1 (1). С. 110–117.
  13. Ткач С. Христианство в Китае [Электронный ресурс] // Apologia. Правда о католической церкви. https://www.apologia.ru/Inkulturizatsija/Christianity_in_China.
  14. Bays D.H. Christianity in China: from the eighteenth century to the present. Redwood City: Stanford University Press, 1999. 483 p.
  15. Bays D.H. A new history of Christianity in China. 1st edition. New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2011. 256 p.
  16. Cordier H. The Chuch in China // Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company, 1913. Vol. 3. New York: The Encyclopedia Press. 799 p.
  17. Cordier H. Manchuria [Internet] // Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company, 1910. Vol. 9. https://www.newadvent.org/cathen/09585a.htm.
  18. Lian X. The conversion of missionaries: liberalism in American protestant missions in China, 1907–1932. Philadelphia: University Park: Pennsylvania University Press, 1977. 264 p.
  19. Tiedemann R.G. Reference guide to Christian missionary societies in China: from the sixteenth to the twentieth century. N.Y.: M.E. Sharpe Inc., 2007. XVII+338 p.
  20. Varg A.P. Missionaries, Chinese, and diplomats: the American protestant missionary movement in China, 1890–1952. Princeton: New Jersey Princeton University Press, 1958. 335 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Дроботушенко Е.В., Ланцова Ю.Н., Камнева Г.П., Сотников А.А., Сотников С.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.