Modernization of the foreign language educational environment in the context of extracurricular activities of schoolchildren

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is devoted to the analysis of the position of the foreign language educational environment in the methodological system of school education, assessment of its possibilities for teaching a foreign language and the formation of the language culture of the student. The concept of a foreign-language educational environment in relation to regular and extracurricular activities is revealed. The analysis of scientific sources is used as a research method. Among the trends of global development the authors identify trends that determine the development of the school system in the context of the digital educational environment. The analysis of the structure of the educational process and the forms of its organization in the context of modern educational trends is carried out. The methodological objectives of the stages of the educational process at school and the corresponding actions are considered. In the course of the study, the stages of the educational process are marked in terms of the variability of the conditions for the implementation of the educational process and manageability. The author hypothesizes that learning a foreign language as part of extracurricular activities will be especially effective in the presence of a foreign language educational environment integrated into the information and educational environment of the school. The authors analyzed the current forms of implementation of the foreign language educational environment in the structure of the information and educational environment of an educational organization. The article examines in detail the evolution of the concept of extracurricular activities and a foreign language educational environment. Based on the analysis, the structural components of the foreign language educational environment and the principles of its construction are determined.

 

About the authors

Anton Vladimirovich Shatalov

Secondary School № 337 of Nevsky District of Saint Petersburg

Author for correspondence.
Email: avshatalov@hotmail.com

director, English teacher

Russian Federation, Saint Petersburg, Russia

References

  1. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка», 2018. 240 с.
  2. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 47–54.
  3. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ: распоряжение правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/407890373.
  4. Макарова Н.В., Шапиро К.В. Информационная компетентность учащихся как практическая основа реализации системно-деятельностного подхода в образовании // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2017. № 1 (35). С. 48–55.
  5. Кондратчик И.Г. Создание иноязычной коммуникативной среды при обучении иностранному языку в классах с повышенным уровнем обучения иностранного языка // Преподаватель года 2021: сб. ст. II междунар. профессионально-исследовательского конкурса (14 декабря 2021 г.). В 3-х ч. Ч. 3. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 41–44.
  6. Добрынина Е.Н. Образовательное событие по английскому языку как способ реализации ФГОС (из опыта работы) // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (26 мая 2017 г.). Омск, 2017. С. 77–82.
  7. Будник А.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции старших школьников аудиовизуальными средствами // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 232–235.
  8. Лингевич О.В. К вопросу о становлении понятия «внеурочная деятельность» в России // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 1 (35). С. 29–34. doi: 10.23951/2307-6127-2021-1-29-34.
  9. О направлении методических рекомендаций: письмо Минпросвещения РФ от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405067621.
  10. Григорьева В.В., Нелунова Е.Д., Фомин М.М., Артемьев И.Т., Никитина В.Н. Преподавание иностранных языков в многоязычной поликультурной среде: монография. М.: Издательский дом Академии естествознания, 2015. 296 с.
  11. Бессонова В.В. Технологический подход к проектированию учебного процесса по математике в решении проблемы повышения качества образования в школе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4–1. С. 44–46.
  12. Бочкова Т.А., Попова Д.В. Проект внеурочной деятельности в начальной школе «Просмотр сериала как вспомогательный способ изучения иностранного языка» // Известия АСОУ. 2017. № 5. С. 209–212.
  13. Павлов А.Л., Коваленко А.А. Опыт проектирования образовательной среды в системе внешкольного математического образования // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2018. № 48. С. 69–75.
  14. Белкина А.П. Проектирование электронной образовательной иноязычной среды в неязыковом вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 1 (65). С. 168–174.
  15. Ариян М.А. Использование сценарной технологии при обучении иностранным языкам в средней школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2024. № 65. С. 161–170.
  16. Пикалова Е.А. Развитие рефлексивных процессов у студентов вуза на основе проектирования виртуальной среды в условиях иноязычного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2013. Т. 2, № 71. С. 120–123.
  17. Борзова Е.В. Проектирование образовательной среды в иноязычном образовании в вузе // Вопросы иноязычного образования и межкультурной коммуникации: сб. науч. тр., посв. юбилею кафедры методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка БГПУ им. М. Акмуллы / под ред. В.Ф. Аитова, Х.Х. Галимовой, З.Р. Киреевой, Р.Ф. Хасановой. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. С. 20–24.
  18. Быстрицкая А.О. Организация внеурочной деятельности по английскому языку в вальдорфской школе // Иностранные языки: лингвистические и лингводидактические аспекты: мат-лы конф. преподавателей по итогам НИР за 2019 год и 74 смотра студенческих научных трудов. Иркутск: Репроцентр А1, 2020. С. 41–47.
  19. Гаврик О.В., Михалева С.Н. Создание иноязычной креативной среды в общеобразовательной школе посредством технологии «creative writing» // Филологическое образование и современный мир: мат-лы XIV всерос. молодёжной науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. А.Э. Михина. Чита: ЗабГУ, 2018. С. 132–135.
  20. Ефимова Т.О., Зимина И.В. Повышение мотивации студентов средствами проектной методики с использованием англоязычных фильмов // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 4. С. 77–81.
  21. Загороднева Г.В. Формирование и оценивание функциональной грамотности обучающихся через образовательное событие «издание журнала на английском языке» // Современный учитель – взгляд в будущее: междунар. науч.-образоват. форум. Ч. 1. Екатеринбург, 2023. С. 125–137.
  22. Макарова Е.А. Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 3. С. 163–177. doi: 10.15293/2658-6762.2303.08.
  23. Маскалюк Д.С. Языковой клуб как способ организации внеклассной работы по английскому языку на этапе основного общего образования // Материалы 73-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов БГПУ (Благовещенск, 25 апреля 2024 года) / отв. ред. А.В. Друзяка. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2024. С. 342–346.
  24. Рубаева В.П., Малиева З.Н. Контекстное обучение английскому языку как технология погружения в профессиональную среду // ЦИТИСЭ. 2020. № 4 (26). С. 490–497. doi: 10.15350/2409-7616.2020.4.42.
  25. Сиразетдинова А.И. Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку на ступени среднего общего образования // Актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. С. 274–278.
  26. Развитие личности учащегося: новые подходы и решения: кол. монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. 295 с.
  27. Федунова Т.В. Возможности кружка иностранного языка в формировании познавательного интереса у учащихся // Реализация ФГОС начального общего образования в современных условиях: инновационные практики, проблемы, перспективы: мат-лы XV регион. науч.-практ. конф. / отв. ред. П.П. Пивненко, И.В. Шатохина. Ростов-на-Дону: АкадемЛит, 2017. С. 221–225.
  28. Шибаева Е.С. Понятие языковой среды и ее роль в развитии иноязычных коммуникативных умений учащихся средней школы // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: сб. мат-лов III всерос. науч.-практ. онлайн-конф. (30 марта 2023 г.) / под ред. О.Ю. Ивановой. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. С. 935–939.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Shatalov A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.