Модернизация иноязычной образовательной среды в контексте внеурочной деятельности школьников
- Авторы: Шаталов А.В.1
-
Учреждения:
- Средняя общеобразовательная школа № 337 Невского района Санкт-Петербурга
- Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
- Страницы: 262-268
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/697535
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025143318
- ID: 697535
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная статья посвящена анализу положения иноязычной образовательной среды в методической системе школьного образования, оценке её возможностей для преподавания иностранного языка и становления языковой культуры обучающегося. Раскрывается понятие иноязычной образовательной среды применительно к урочной и внеурочной деятельности. В качестве метода исследования используется анализ научных источников. Среди трендов глобального развития авторы выделяют тренды, определяющие развитие системы школьного образования в контексте цифровой образовательной среды. Проводится анализ структуры образовательного процесса, форм его организации в контексте современных трендов образования. Рассматриваются методические цели этапов образовательного процесса в школе и соответствующие им действия. В ходе исследования этапы образовательно процесса маркируются с точки зрения вариативности условий реализации образовательного процесса и управляемости. Выдвигается гипотеза о том, что изучение иностранного языка в рамках внеурочной деятельности будет особенно эффективным при наличии иноязычной образовательной среды, интегрированной в информационно-образовательную среду школы. Проанализированы актуальные формы реализации иноязычной образовательной среды в структуре информационно-образовательной среды образовательной организации. В статье подробно рассмотрена эволюция понятия внеурочная деятельность и иноязычная образовательная среда. На основе проведенного анализа обозначены структурные компоненты иноязычной образовательной среды и принципы её построения.
Об авторах
Антон Владимирович Шаталов
Средняя общеобразовательная школа № 337 Невского района Санкт-Петербурга
Автор, ответственный за переписку.
Email: avshatalov@hotmail.com
директор, учитель английского языка
Россия, г. Санкт-Петербург, РоссияСписок литературы
- Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка», 2018. 240 с.
- Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. О системе, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 47–54.
- Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ: распоряжение правительства РФ от 18.10.2023 № 2894-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/407890373.
- Макарова Н.В., Шапиро К.В. Информационная компетентность учащихся как практическая основа реализации системно-деятельностного подхода в образовании // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2017. № 1 (35). С. 48–55.
- Кондратчик И.Г. Создание иноязычной коммуникативной среды при обучении иностранному языку в классах с повышенным уровнем обучения иностранного языка // Преподаватель года 2021: сб. ст. II междунар. профессионально-исследовательского конкурса (14 декабря 2021 г.). В 3-х ч. Ч. 3. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 41–44.
- Добрынина Е.Н. Образовательное событие по английскому языку как способ реализации ФГОС (из опыта работы) // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. (26 мая 2017 г.). Омск, 2017. С. 77–82.
- Будник А.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции старших школьников аудиовизуальными средствами // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 232–235.
- Лингевич О.В. К вопросу о становлении понятия «внеурочная деятельность» в России // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 1 (35). С. 29–34. doi: 10.23951/2307-6127-2021-1-29-34.
- О направлении методических рекомендаций: письмо Минпросвещения РФ от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405067621.
- Григорьева В.В., Нелунова Е.Д., Фомин М.М., Артемьев И.Т., Никитина В.Н. Преподавание иностранных языков в многоязычной поликультурной среде: монография. М.: Издательский дом Академии естествознания, 2015. 296 с.
- Бессонова В.В. Технологический подход к проектированию учебного процесса по математике в решении проблемы повышения качества образования в школе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4–1. С. 44–46.
- Бочкова Т.А., Попова Д.В. Проект внеурочной деятельности в начальной школе «Просмотр сериала как вспомогательный способ изучения иностранного языка» // Известия АСОУ. 2017. № 5. С. 209–212.
- Павлов А.Л., Коваленко А.А. Опыт проектирования образовательной среды в системе внешкольного математического образования // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2018. № 48. С. 69–75.
- Белкина А.П. Проектирование электронной образовательной иноязычной среды в неязыковом вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 1 (65). С. 168–174.
- Ариян М.А. Использование сценарной технологии при обучении иностранным языкам в средней школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2024. № 65. С. 161–170.
- Пикалова Е.А. Развитие рефлексивных процессов у студентов вуза на основе проектирования виртуальной среды в условиях иноязычного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2013. Т. 2, № 71. С. 120–123.
- Борзова Е.В. Проектирование образовательной среды в иноязычном образовании в вузе // Вопросы иноязычного образования и межкультурной коммуникации: сб. науч. тр., посв. юбилею кафедры методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка БГПУ им. М. Акмуллы / под ред. В.Ф. Аитова, Х.Х. Галимовой, З.Р. Киреевой, Р.Ф. Хасановой. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. С. 20–24.
- Быстрицкая А.О. Организация внеурочной деятельности по английскому языку в вальдорфской школе // Иностранные языки: лингвистические и лингводидактические аспекты: мат-лы конф. преподавателей по итогам НИР за 2019 год и 74 смотра студенческих научных трудов. Иркутск: Репроцентр А1, 2020. С. 41–47.
- Гаврик О.В., Михалева С.Н. Создание иноязычной креативной среды в общеобразовательной школе посредством технологии «creative writing» // Филологическое образование и современный мир: мат-лы XIV всерос. молодёжной науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. А.Э. Михина. Чита: ЗабГУ, 2018. С. 132–135.
- Ефимова Т.О., Зимина И.В. Повышение мотивации студентов средствами проектной методики с использованием англоязычных фильмов // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 4. С. 77–81.
- Загороднева Г.В. Формирование и оценивание функциональной грамотности обучающихся через образовательное событие «издание журнала на английском языке» // Современный учитель – взгляд в будущее: междунар. науч.-образоват. форум. Ч. 1. Екатеринбург, 2023. С. 125–137.
- Макарова Е.А. Особенности современной модели иноязычного образования: принципы экосистемного подхода // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 3. С. 163–177. doi: 10.15293/2658-6762.2303.08.
- Маскалюк Д.С. Языковой клуб как способ организации внеклассной работы по английскому языку на этапе основного общего образования // Материалы 73-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов БГПУ (Благовещенск, 25 апреля 2024 года) / отв. ред. А.В. Друзяка. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2024. С. 342–346.
- Рубаева В.П., Малиева З.Н. Контекстное обучение английскому языку как технология погружения в профессиональную среду // ЦИТИСЭ. 2020. № 4 (26). С. 490–497. doi: 10.15350/2409-7616.2020.4.42.
- Сиразетдинова А.И. Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку на ступени среднего общего образования // Актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. С. 274–278.
- Развитие личности учащегося: новые подходы и решения: кол. монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. 295 с.
- Федунова Т.В. Возможности кружка иностранного языка в формировании познавательного интереса у учащихся // Реализация ФГОС начального общего образования в современных условиях: инновационные практики, проблемы, перспективы: мат-лы XV регион. науч.-практ. конф. / отв. ред. П.П. Пивненко, И.В. Шатохина. Ростов-на-Дону: АкадемЛит, 2017. С. 221–225.
- Шибаева Е.С. Понятие языковой среды и ее роль в развитии иноязычных коммуникативных умений учащихся средней школы // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: сб. мат-лов III всерос. науч.-практ. онлайн-конф. (30 марта 2023 г.) / под ред. О.Ю. Ивановой. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. С. 935–939.
Дополнительные файлы

