Evolution of teenagers’ deviant behavior problem in writings of national and foreign authors


Cite item

Abstract

The paper presents the results of the author’s research of the basic trends in evolution of teenagers’ deviant behavior problem in writings of national and foreign authors. This topic is widely presented in scientific researches. Its methodological base originates from the works of 19 century researchers. The first-rate sociologists stand at the dawn of researches, it highlights social significance of deviant behavior problems. National researchers and representatives of psychological science contribute to the methodology of the problem. The variety of methodological and theoretical approaches to the problem of deviant behavior provides a possibility of explanation of the whole variety of deviant behavior forms. The author pays attention to some publications written on the results of conducted researches, underlining a wide ramified structure of the researches agenda. The paper also gives a brief analysis of «deviant behavior» term; it is underlined that the problems connected with it are considered by representatives of different fields of science (sociology, psychology, pedagogics, criminology, cultural studies). At the end of the paper the similarity of trends in research of the deviant behavior problem by national and foreign authors is stated. The author notes the importance of knowledge of recent researches for arrangement of work with children and teenagers in the educational system.

Full Text

Актуальность, цели и задачи исследования

В числе актуальных задач, поставленных перед педагогическим сообществом, родителями и обществом в целом, – задача развития системы воспитания. Стратегией развития воспитания определены актуальные направления деятельности, на основе их разработана система мероприятий по развитию «высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1]. Построение системы воспитания, ориентированной на позитивную социализацию детей и подростков, как приоритетного национального проекта, определяет необходимость актуализации исследований, обращенных к проблемам воспитания. Вырисовывается актуальность анализа публикаций, поднимающих проблемы воспитания и социализации отдельных категорий обучающихся, попадающих в группу риска и склонных к совершению поведенческих действий, нарушающих социальные нормы.

Целью данной статьи является анализ публикаций отечественных и зарубежных авторов по проблемам отклоняющегося поведения. Такой анализ призван определить основную тематику исследований, он позволит сравнить позиции российских и зарубежных ученых, определить направления их исследований при оценке и характеристике отклоняющегося поведения подростков. На основе чего можно выдвинуть рекомендации воспитательных мероприятий по предупреждению проявлений отклоняющегося поведения.

Актуальность проблематики негативных форм подросткового поведения объясняется тем, что современная социальная среда усложняет весь комплекс человеческого поведения, социальной деятельности, общения, практического взаимодействия. Цифровизация добавляет число причин возникновения социальных и психологических стрессов, к которым очень чувствительны дети подросткового возраста. Поэтому мы все чаще становимся свидетелями проявления различных форм девиантного поведения подростков. Проявлением жестокости и агрессии отвечают они на вызовы окружающего мира. В условиях цифровизации общественных отношений появляется необходимость исследования проявления их отражения на поведении детей и подростков.

Проблема подростков с отклоняющимся поведением приобретает особую актуальность в период, когда перед организациями образования ставится задача обеспечения равенства образовательных прав всех категорий обучающихся. А попадающие в зону риска подростки часто испытывают трудности школьной адаптации, требуя особого внимания и поддержки. В группу риска могут войти и подростки с особенностями психофизического развития. Неудовлетворенность учебными результатами часто становится причиной поведенческих отклонений, которые нередко выходят за грани нарушений школьной дисциплины, перерастая в нарушение правовых норм. Это определяет необходимость глубинного постижения причин отклоняющегося поведения подростков, обращение к трудам педагогов, социологов, психологов, юристов.

Методология и методы исследования

Методологическая основа исследования отклоняющегося поведения начинает формироваться еще в конце XIX века. Именно тогда возникает ряд теорий отклоняющегося поведения. Это, например, биологическая теория, основоположником которой считается Ч. Ломброзо. Он отдавал предпочтение наследственно-биологическим факторам в проявлении отклоняющегося, преступного поведения [2]. Э. Дюркгейм ввел термин «anomie», которым он обозначил нарушение социальных норм в отношении как к большим, так и к малым общностям. Э. Дюркгейм утверждал роль факторов, которые обеспечивают или разрушают социальную интеграцию человека в его жизни. Исследуя такую форму отклоняющего поведения, как самоубийство, он писал, что его число «обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид» [3, с. 156]. В воззрениях К. Маркса сформировались основы конфликтологической парадигмы, он первым «в XIX столетии обратил внимание на социальную природу преступности и противодействие ей с социально-политических позиций» [4, с. 4].

Значимый вклад в исследование проблем отклоняющегося поведения вносят ученые ХХ века (М. Вебер, Р.К. Мертон, Т. Парсонс, М. Шлап, Ю.А. Клейберг, Ц.П. Короленко и Т.А. Донских и многие другие), продолжая развитие одного из теоретических направлений в исследовании отклоняющегося поведения.

Знание основ существующих теорий необходимо потому, что ни одна теория не объясняет все виды девиантного поведения. Их анализ становится методологической основой исследования современных форм отклоняющего поведения подростков.

Рассматривая развитие проблемы отклоняющегося поведения подростков в науке, нельзя не подчеркнуть вклад российских психологов, которые занимались проблемами аномального ребенка (Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др.). Обращение к настоящим исследованиям позволит объяснить результаты новых измерений, сопряженных с изучением тех или иных сторон развития личности, психики, деятельности.

В соответствии с темой и целью статьи в основу исследования был положен сравнительный метод, позволяющий выявить черты сходства и различия в отечественных и зарубежных исследованиях проблемы отклоняющегося поведения подростков.

Основная часть исследования

Появление термина «отклоняющееся поведение» связывают с развитием социологии, именно в ней появляется понятие «социальная норма» и начинаются исследования ее нарушений. К. Томпсон пишет, что социальное отклонение «относится к формам отклонения, которые большинство членов общества считают девиантными…». Сама девиантность есть поведение, нарушающее правила, несоответствующее «нормам и ожиданиям определенного общества и социальных групп» [5]. Отечественный исследователь девиантного поведения Ю.А. Клейберг определяет девиантное поведение как «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью (социальной группой) ценностного отношения к ним» [6, с. 26]. Сравнивая определения понятия «отклоняющее (девиантное) поведение», представленные в работах зарубежного и отечественного исследователей, мы видим общность позиций. Латинский термин «deviation» переводится как «отклонение». Он принят и широко используется для обозначения любых форм отклоняющегося поведения.

Социальная значимость решения проблемы девиантного поведения подростков для устранения препятствий на пути благополучия социального развития общества определяет актуальность его исследования представителями разных наук (социологии, психологии, педагогики, юриспруденции, культурологии). Исследуются социальный и биологический контексты нормативно неодобряемого обществом поведения подростков. Тематика публикаций в трудах зарубежных и российских ученых достаточно разнообразна, их анализ позволяет увидеть общность проблем и необходимость консолидации усилий в раскрытии сущности девиантного поведения подростков, в разработке и реализации профилактических мероприятий.

Р.К. Мертон рассматривал пять типов приспособлений человека к социальной среде и ее нормам (конформность, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж) [7]. Опираясь на краткий анализ теории Р.К. Мертона, сделанный В.В. Загребиным, можно увидеть разные типы отклоняющего поведения подростков [8, с. 10–11]. Достаточно часто оно начинается или заканчивается школьной дезадаптацией, когда не принимаются нормы и ценности образовательной деятельности; желание проявить себя, быть замеченным учителем и сверстниками опирается на грубость, дерзкое поведение. Как варианты отклоняющегося поведения можно считать проявление агрессивности по отношению к учителю, сверстникам, пропуски учебных занятий. Причиной такого поведения может стать и сформированная беспомощность, вызванная неудачами в освоении учебной программы. Школьная неуспеваемость может быть следствием негативного внешнего влияния сообщества сверстников, проповедующих иные, отличные от всего общества, нормы и ценности.

Возвращаясь к типологии Р.К. Мертона, мы предполагаем, что наиболее типичной формой отклоняющегося поведения подростка-школьника является ретритизм. Он проявляется в крайних формах поведения, когда подросток полностью отказывается от следования правилам и нормам поведения обучающегося.

В исследовании причин проявления девиантного поведения подростками нельзя не обратиться к позициям представителей теории субкультур (Т. Селлин, Р. Миллер, А. Коэн). К большому сожалению, усвоение подростками норм ряда молодежных субкультур становится причинами девиации и нередко несет угрозу жизни самим детям (например, модное среди подростков движение «зацепщиков»).

Изучение трудов зарубежных и отечественных авторов по проблемам отклоняющегося поведения подростков позволяет выделить наиболее актуальные области исследования. Одной из таких областей становится изучение роли семьи, семейного воспитания в появление девиантного поведения. Таким, например, является исследование, проведенное в Понтийском районе Джохора, респондентами которого стали 210 обучающихся [9]. В ходе исследования была выявлена корреляционная зависимость между семейной атмосферой и криминальным поведением.

Тема семьи и отклоняющего поведения подростка находит отражение в публикациях российских ученых. Так, К.А. Воробьева рассматривает особенности внутрисемейных отношений, которые могут как положительно, так и отрицательно влиять на поведение подростка. Особое внимание автор обращает на развитие подростка в неполной семье. [10]. Анализ публикация отечественных авторов позволяет выделить ряд направлений по исследованию роли семейного фактора в отклоняющем поведении подростков. Это фактор семейного неблагополучия. Г.И. Пигуль отмечает проблему эмоциональной отверженности ребенка в семье в качестве фактора, порождающего его неблагополучие [11, с. 261]. Р.А. Низамутдинов, К.В. Тарасов рассматривают вопрос психологического влияния неблагополучной семьи, дезорганизации семейных отношений [12, с. 41].

Среди других факторов подростковой девиации, исследуемых отечественными учеными, – неполная семья, многодетная семья, приемная семья, алкогольная зависимость родителей и т.д.

Очень многие исследователи связывают отклоняющееся поведение подростков с особенностями возраста. Как отмечает S.A. Ayubi, подростковый возраст – это переход от детства к взрослости, когда имеют место изменения в физическом, психологическом, психосоциальном развитии, что нередко становится причиной раздражительности, легкой возбудимости [13]. Взрыв неконтролируемых эмоций порождает негативные действия, направленные на окружающие предметы, животных, человека.

Не остается без внимания исследователей влияние социальной сети на проявление отклонений в поведении подростков. Так, в ходе исследования Меган Лэндри (выборка составила 555 молодых латиноамериканцев в возрасте 13–19 лет) была выявлена связь между числом SMS-сообщений и риском раннего сексуального поведения [14]. Влияние социальной сети на возникновения девиантных форм поведения мы находим и в трудах российских ученых. Например, в статье Е.В. Курбатовой и Е.О. Никитиной раскрывается влияние социальных сетей на проявление негативных форм поведения в подростковой среде [15]. Актуальность исследования роли социальных сетей, интернет ресурсов на поведение подростков объясняется непрерывно развивающимся процессом цифровизации. Технологический прогресс порождает все новые и новые явления, их следствия в психическом, физическом, социальном развитии подростка становятся темой исследования и не остаются без внимания ученых всех стран.

Большое внимание в трудах российских исследователей получает проблема профилактики девиантного поведения, которая просматривается в разных темах публикаций:

– взаимодействия образовательного учреждения и семьи [16];

– построения жизненных планов подростков, предупреждение их готовности к рискованному поведению, которое «положительно коррелирует с поиском острых ощущений» [17, с. 72];

– возможности «секций, технических и спортивных кружков», досуг как средство социальной профилактики [18, с. 174];

«повышение уровня социальной устойчивости» средствами музейного искусства [19] и т.д.

Проблема профилактики отклоняющегося поведения подростков получает развитие и в трудах зарубежных исследователь. В частности, Дж. Дэвид Хокинс и Дениз Лишер поднимают проблему этиологии и профилактики антисоциального поведения детей и подростков [20]. Роль школьного климата в профилактике рискованного поведения подростков рассматривает в своем исследовании Джессика Дамрон-Белл [21]. Она учитывает множество факторов, которые определенным образом могут стимулировать возникновение негативных реакций подростка на окружающий мир (этническая общность, пол, уровень школы, возраст, статус бесплатного обеда, успеваемость и т.д.). В своем научном исследовании Джессика Дамрон-Белл выделяет четыре фактора, тем или иным образом влияющих на развитие девиантного поведения: школьный климат, чувство принадлежности, взаимоотношения со сверстниками, действие защитных факторов.

Можно назвать ряд других аспектов исследования отклоняющегося поведения подростков. Это – роль гендерного фактора и гендерные особенности отклоняющегося поведения, отражение особенностей темпов психического развития на поведении подростка и др.

Выводы и заключение

Поставив целью данной публикации проанализировать развитие проблемы отклоняющегося поведения в трудах отечественных и зарубежных исследователей, мы видим, что проблема находится в зоне внимания, привлекая к себе исследователей разных стран. Такое внимание к проблеме отклоняющегося поведения подростков вполне объяснимо: специфика возраста, биологические и социальные факторы являются причиной частого нарушения подростками социальных норм, роста подростковых правонарушений. В результатах зарубежных и отечественных ученых обнаруживается общность проблемы, пересекаемость проводимых исследований.

Предупреждение разнообразных форм девиантного поведения становится важнейшей задачей образовательных организаций. Ее решение предполагает активное изучение трудов ученых, осмысленное использование полученных ими результатов в педагогической практике. С учетом настоящих исследований должна строиться и государственная политика, а каждый нормативный акт в сфере образования и воспитания должен обеспечить профилактику роста ненормативных форм подросткового поведения, несущих риски их физическому и социальному здоровью.

×

About the authors

Tatyana Aleksandrovna Chelnokova

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov

Author for correspondence.
Email: chelntat@gmail.com

doctor of pedagogical sciences, professor of Theoretic and Inclusive Pedagogics Department

Russian Federation,

References

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс] // https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
  2. Превентивное прогнозирование девиантного поведения как условие духовной безопасности современной молодежи: учебник / авт.-сост. И.Ф. Шиляева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. 122 с.
  3. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / пер. с фр. М.: Мысль, 1994. 214 с.
  4. Комлев Ю.Ю. Теория девиантного поведения: от классических построений к модернистско-постмодернистскому синтезу // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 4 (6). С. 3–11.
  5. Thompson K. What is Deviance? [Internet] // https://revisesociology.com/2020/10/28/what-is-deviance.
  6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 290 с.
  7. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология власти. 2010. № 4. С. 212–223.
  8. Загребин В.В. Девиантное поведение в контексте теоретического анализа // Вестник социально-политических наук. 2018. № 17. С. 9–15.
  9. Yahaya A., Abd Ghaffar M.N., Baharom B., Pendidikan J.A. Family atmosphere and its effects on the adolescents deviant behaviour [Internet] // https://core.ac.uk/download/pdf/11785968.pdf.
  10. Воробьева К.А. Особенности взаимоотношений в семье как фактор формирования девиантного поведения подростков // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2019. № 13. С. 19–26.
  11. Пигуль Г.И. Неблагополучная семья как фактор девиантного поведения подростка // Профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде Дальнего Востока России: сб. науч. тр. по мат-лам всерос. науч.-практ. конф., Хабаровск, 29 нояб. – 1 дек. 2018 г. / под ред. М.П. Арутюнян. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. С. 260–264.
  12. Низамутдинов Р.А., Тарасов К.В. Девиантное поведение подростков как результат негативного психологического влияния неблагополучной семьи // Вестник КГПИ. 2012. № 1. С. 40–43.
  13. Ayubi S.A. The fenomenal of adolescent deviant behavior students in school at Genteng City Distric Banyuwangi East Java // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2020. Vol. 485. P. 012062. doi: 10.1088/1755-1315/485/1/012062.
  14. Landry M., Turner M., Vyas A., Wood S. Social media and sexual behavior among adolescents: Is there a link? // JMIR Public Health Surveill. 2017. Vol. 3(2). doi: 10.2196/publichealth.7149.
  15. Курбатова Е.В., Никитина Е.О. Влияние социальных сетей на формирование девиантных форм поведения у подростков // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. мат-лов всерос. студ. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2019. С. 71–76.
  16. Сошникова А.А. Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в профилактике девиантного поведения подростков // Проблемы развития полиэтничного региона: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2018. С. 191–195.
  17. Шульга Т.И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С. 64–75.
  18. Ахтян А.Г. Досуг как средство профилактики девиантного поведения подростков // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020. № 4 (157). С. 169–176.
  19. Мышева Т.П. Роль музейного искусства в профилактике девиантного поведения // Предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних – центральная проблема социальной педагогики: сб. мат-лов 2-й всерос. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2021. С. 221–227.
  20. Hawkins J.D., Lishner D. Etiology and prevention of antisocial behavior in children and adolescents // Childhood Aggression and Violence. Applied Clinical Psychology / D.H. Crowell, I.M. Evans, C.R. O’Donnell (eds). Boston: Springer, 1987. doi: 10.1007/978-1-4684-5170-2_11.
  21. Damron-Bell J. The development of deviant behavior in adolescents: the influence of student characteristics and school climate // Electronic Theses and Dissertations. 2011. doi: 10.18297/etd/309.

Copyright (c) 2021 Chelnokova T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies