Massive open online courses as a resource of mixed learning (on the example of humanities)


Cite item

Abstract

The dominant direction in the development of online education, actively discussed by the pedagogical community, is training using massive open online courses (MOOCs). The key factor in the effectiveness of the implementation of MOOCs in the practice of educational organizations is primarily the availability of elite education. In modern conditions, which determine the priority of lifelong education (lifelong learning), it is particularly relevant to form schoolchildren’s readiness for self-education, which can be facilitated by training on MOOC platforms. The broad discussion of MOOC implementation in educational practice is more concerned with university education, additional education and the system of advanced training. The use of MOOCs in school education in the publications of teachers-researchers is not considered fully enough and is mostly related to natural sciences. The paper analyzes the MOOC on the example of humanities and the features of the implementation of mixed learning models («inverted learning», «autonomous group», «individual trajectory») based on the use of online courses. This analysis suggests that there should be a need for more in-depth research in this area and the need to introduce elements of learning into school practice through massive open online courses. This will resolve the contradiction between the need for differentiation and individualization of training and the potential of existing unused massive open online courses.

Full Text

Говоря о развитии системы электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, которое сегодня стало реальностью, невозможно не упомянуть о массовых открытых онлайн-курсах (МООК), которые признаны доминантным направлением развития онлайн-образования. Педагогическое сообщество активно обсуждает связанные с этим дополнительные образовательные возможности, связанные как с трансляцией контента уникальными носителями знания, так и с организационными преимуществами.

Анализируя факторы эффективности внедрения МООК в практику образовательных организаций и/или говоря о информальном обучении (за пределами стандартной образовательной среды), прежде всего отмечается доступность элитарного образования (А.У. Менциев [1], С.В. Петухова [2] и др.), поскольку всем желающим доступны сегодня курсы, разработанные ведущими учеными самых престижных университетов мира. При этом современные инструментальные среды позволяют создавать уникальные по структуре и технологической компоновке видео- и аудиоинформации курсы, не требуя значительных материальных ресурсов и оборудования.

Следует отметить, что речь идет не о замене традиционных дисциплин онлайн-курсами, а о расширении набора педагогических инструментов, форм работы, повышения уровня доступности качественного современного образования для различных категорий обучаемых. С этой точки зрения МООК можно рассматривать в качестве универсального инструмента, позволяющего реализовать основные педагогические принципы обучения (наглядности, систематичности, научности, доступности и других).

О сути и истории появления МООК было множество публикаций за последние годы, в связи с чем эти моменты не представляют особого интереса и не будут рассматриваться в данной статье.

Большая часть публикаций, в которых обсуждается внедрение МООК в образовательную практику, посвящена проблеме интеграции курсов в учебный процесс высших учебных заведений. При этом подчеркивается особая значимость МООК в организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов (А.В. Миронов [3], И.Р. Бакулина [4], А.Д. Зубков [5] и многие другие). Использование МООК позволяет вывести самостоятельную работу студентов на более высокий уровень, за счет скомпонованности учебного материла (теоретического, практических заданий), возможности контроля изучения (выполнения заданий).

Так, например, И.П. Черкашина, В.Ю. Цибульникова [6] отмечают при этом рост мотивации студентов и качества организации самостоятельной работы, но в то же время появление повышенных требований к квалификации преподавателей. Мотивационный аспект выступает необходимым условием повышения качества обучения студентов.

Детальный анализ целей производства массовых открытых онлайн-курсов университетами, проведенный У.С. Захаровой [7], показал условность достижения ряда выдвигаемых целей (например, доступности качественного образования), чему препятствует ряд объективных факторов: слабая информированность о возможностях МООК, недостаточная ресурсообеспеченность слушателей (отсутствие технических возможностей), низкий уровень компьютерной грамотности, владения языком для международной коммуникации (в основном, английским). Кроме того, в исследовании поднимается вопрос об оценивании качества разрабатываемых курсов, обсуждении критериев, предъявляемых разработчикам. Отмечая, что основной целью разработки первых МООК в России являлось повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов, автор подчеркивает, что самый большой потенциал использование онлайн-курсов имеет в дополнительном образовании и системе повышения квалификации, поскольку другие категории слушателей имеют недостаточную степень готовности к использованию такого формата обучения. Эта точка зрения отчасти соответствует действительности, но скорее обозначает проблему, требующую решения, нежели предполагает отказ от использования МООК-формата при обучении студентов и школьников.

Актуальность применения МООК в системе повышения квалификации подчеркивают многие исследователи: О.М. Гущина, О.П. Михеева [8] описывают модель повышения квалификации педагогических кадров с помощью массовых открытых онлайн-курсов; Н.В. Никуличева [9] делает акцент на том, что наибольшую эффективность имеют МООК с наличием обратной консультационной связи с педагогом; Т.Б. Волобуева [10] отмечает, что МООК является «ресурсом развития профессионального мастерства» педагогов; Т.О. Сундукова, Г.В. Ваныкина [11] проводят анализ моделей внедрения МООК в систему корпоративного обучения; Н.Н. Трофимова [12] говорит о потенциале использования МООК для повышения квалификации работников предприятий в условиях сложившейся нестабильной внешней среды (например, в настоящее время связанной с пандемией COVID-19). Востребованность и эффективность применения МООК в системе повышения квалификации, в том числе и в инициировании информального образования, обусловлено сформированностью образовательных потребностей и высоким уровнем саморегуляции у специалистов, уже получивших профессиональное образование.

Говоря о тематических направлениях МООК, стоит отметить, что исторически предопределено наиболее раннее появление и, соответственно, повсеместное использование МООК по информационным технологиям. Позже получили распространение МООК по другим дисциплинам естественнонаучного, а затем и гуманитарного цикла. В настоящее время МООК-платформы наполнены курсами самой разнообразной тематики из множества предметных областей для разных возрастных категорий слушателей.

Что касается онлайн-курсов гуманитарного направления, то мы видим наиболее широкое их применение для обучения студентов иностранному языку (Н.В. Ваганова, О.А. Демина, В.Л. Лунина, О.В. Телегина [13], В.В. Борщева [14], Е.В. Ганюшкина, М.В. Золотова [15], О.В. Семаева [16] и многие другие). В меньшей степени описан опыт использования МООК для других гуманитарных дисциплин: истории (А.В. Буханцова [17], Е.С. Стецкевич [18]), русского языка как иностранного (Э.Г. Азимов [19], Д.А. Халдеева [20], В.Д. Горбенко, Т.Н. Доминова, Н.О. Ильина, Ю.А. Кумбашева [21]).

Исследований, посвященных использованию МООК в школьной практике, крайне мало. И практически нет публикаций, касающихся гуманитарных дисциплин/курсов. При этом положительный опыт использования МООК при обучении школьников все-таки представлен в публикациях педагогов-практиков. Так, например, Т.Е. Хоченкова и соавторы описывают положительный опыт реализации концепции смешанного обучения с применением МООК по физике [22; 23].

Методические аспекты интеграции МООК в систему среднего общего образования недостаточно отражены в публикациях исследователей, педагогов. В особенности малоизученной видится проблема реализации смешанного обучения с применением МООК при обучении школьников дисциплинам гуманитарного цикла.

При этом возникает противоречие между имеющейся необходимостью дифференциации обучения, реализации индивидуальной образовательной траектории школьника и потенциалом уже имеющихся массовых открытых онлайн-курсов, размещенных на различных платформах, которые практически не используются в школьной практике. Несмотря на то, что вопросы поиска наиболее эффективных способов реализации дифференциации и индивидуализации обучения волнуют педагогов уже не один десяток лет, они и сейчас не теряют своей актуальности. Развитие технологий, изменение доминирующих стилей мышления приводят к необходимости применения в образовании инструментов, соответствующих времени. Одним из таких инструментов современной дидактики становятся МООК.

Возможными причинами проблемы, на наш взгляд, являются недостаточная информированность учителей об имеющемся потенциале курсов по дисциплинам гуманитарной направленности на МООК-платформах, отсутствие методической готовности к реализации образовательных моделей смешанного обучения при работе со школьниками. Предполагаемые пути решения: анализ возможностей МООК-платформ (на примере платформ: Stepik (https://stepik.org), Универсариум (https://universarium.org), Лекториум (https://www.lektorium.tv) для интеграции курсов в содержание гуманитарных дисциплин, анализ методических особенностей реализации смешанного обучения на их основе, о чем и пойдет речь в данной статье.

Использование МООК в обучении школьников особенно значимую роль играет в формировании у них навыков самообразования как одного из основных условий реализации непрерывного образования, успешности перехода на следующую ступень образования (школа – вуз), которая требует развитых навыков самостоятельной работы по получению знаний, и, несомненно, получение такого опыта еще при обучении в школе будет иметь высокую степень значимости. Подтверждение важности развития этих навыков у школьников видим во ФГОС основного общего образования третьего поколения: «формирование культуры непрерывного образования и саморазвития в течение всей жизни» является одним из обеспечивающих условий [24].

В рамках настоящего исследования был проведен опрос 20 учителей гуманитарных дисциплин и 152 школьников, который показал, что лишь 15% учителей и 5% обучающихся знают, что такое МООК. 6% учителей используют МООК для информального повышения квалификации и самообразования и только 1% школьников когда-либо проходили обучение на МООК-платформе по гуманитарным дисциплинам. Опрашиваемые педагоги не применяют МООК при обучении школьников. Эти показатели показывают недостаточное использование потенциала МООК в первую очередь по причине отсутствия информированности педагогов. Большая часть педагогов относятся скептически к возможному повышению качества знаний, росту познавательного интереса у обучающихся при использовании готовых онлайн-курсов.

С одной стороны, действительно, существует опасность подмены целей обучения при использовании МООК, когда появляется цель «использования ИКТ» для «галочки» (в соответствии с тенденцией цифровизации образования), для «получения сертификата» (с целью пополнения портфолио) и т.д. Но, с другой стороны, грамотное внедрение МООК в образовательный процесс (на основе знания и практического использования возможностей МООК-платформ: например, ведение журнала успеваемости класса, что позволяют делать некоторые платформы) позволят хаотичный процесс обучения в формате МООК сделать прозрачным, целенаправленным, управляемым (даже при отсутствии тьюторского сопровождения курса).

Возможность использования журнала успеваемости можно проследить на примере платформы Stepik (https://stepik.org). Для каждого курса у учителя есть возможность создать структурный элемент, называемый «классом», пригласив школьников к обучению путем отправки ссылки на подключение к классу. Далее учитель может отслеживать прохождение тем курса, выполнение заданий, анализировать полученные обучающимися баллы, количество попыток и все попытки прохождения каждого задания. На основании данной информации можно делать выводы о сложности темы/задания, возникших проблемах и на очных занятиях скорректировать результаты обучения.

Еще раз отметим, что, говоря об использовании готовых онлайн-курсов (курсы можно создавать и самим учителям, но это требует высокой квалификации педагога и больших временных затрат), мы ведем речь о смешанном обучении, когда онлайн-обучение используется наряду с обычными аудиторными занятиями. При этом можно реализовать несколько различных моделей смешанного обучения. В рамках нашего исследования интерес представляют такие модели смешанного обучения как «перевернутое обучение», «автономная группа», «индивидуальная траектория». Остановимся на детальном рассмотрении методических и организационных аспектах их реализации. Речь идет не только о традиционных школьных дисциплинах, но и о курсах внеурочной деятельности, а также самообразовании.

Суть модели «перевернутое обучение» заключается в том, что местами меняются классная и домашняя работы, то есть школьник изучает новый материал самостоятельно в рамках домашней работы, а на уроке организуется работа с новыми знаниями на основе деятельностного подхода.

С использованием МООК эта модель реализуется следующим образом. Дома обучающиеся знакомятся с теоретическим материалом МООК, выполняют практические задания курса по теме урока, в основном с автоматической проверкой, что позволяет организовать самоконтроль и рефлексию. Учитель до урока анализирует качество и объем выполненных заданий, возникшие у школьников проблемы, что позволит увидеть «слабые места» и осуществить на уроке корректирующие действия для исправления ситуации. Надо отметить, что не все темы можно изучать с использованием данной модели. Сложные, трудные для восприятия и самостоятельного изучения темы следуют изучать традиционным образом, совместно с педагогом. Сложность определяется с учетом специфики обучающихся конкретного класса, их уровня обученности, сформированности познавательного интереса к теме, для повышения которого рекомендуется на предшествующем использованию МООК уроке обозначить проблему, которая может быть решена с помощью знаний по изучаемой теме. При работе со школьниками такая вводная «мотивационная» часть необходима.

Следующая модель – «автономная группа» – предполагает выделение групп обучающихся с особыми познавательными потребностями и позволяет организовать их деятельность как в классе, так и во время самообучения. Теоретическую основу выделения данной модели составляют исследования о дифференциации обучения, которые аргументируют ее значимость в достижении максимально возможного результата у групп обучающихся разного уровня подготовки. Использование модели «автономная группа» может быть обусловлено необходимостью организации групповой работы (на уроке, во внеурочной деятельности, при выполнении домашнего задания, самообучении), потребностью дифференциации заданий, выполнения групповых проектов, подготовки к предметным олимпиадам, ЕГЭ. При этом с МООК могут работать отдельные группы (например, с повышенными образовательными потребностями) или все обучающиеся, но в разном объеме, либо группы могут работать с разными курсами.

Еще одна модель смешанного обучения – «индивидуальная траектория», появление которой связано с наличием практически в каждом классе обучающихся с индивидуальными образовательными потребностями, как «продвинутого» уровня, так и нуждающихся в коррекции познавательной сферы. В этом случае МООК выступает ресурсом для самообразования, а учитель выполняет роль менеджера образовательного процесса.

И, несомненно, все эти модели можно реализовать только при факте существования разработанных онлайн-курсов. Рассмотрим на примере нескольких МООК-платформ наличие готовых курсов по дисциплинам гуманитарного профиля.

Курс по истории России для учащихся 6–10 классов «Уроки истории в школе» (платформа Stepik, https://stepik.org/4310) предназначен для реализации технологии смешанного обучения и включает в себя основные темы по истории России, изучаемые в рамках школьного предмета. Его материалы представлены в виде текстовых блоков, видеозаписей, тестовых заданий. Курс разработан Л.Г. Ворониной – учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории, победителем конкурса Учитель года – 2018.

Этот же педагог представил на платформе Stepik онлайн-курс для школьников 10–11 класса «Обществознание. Учебный курс» (https://stepik.org/51367), направленный на теоретическую подготовку старшеклассников по предмету, и с целью подготовки к экзамену, и всем интересующимся.

Курс «Обществознание», разработанный Д.В. Полянским, преподавателем Балтийского федерального университета им. И. Канта (платформа Stepik, https://stepik.org/21115), предназначен для успешного освоения программы по предмету и подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Ценным в МООК является и то, что у школьников появляется возможность учиться не только у своего школьного учителя, но и у ведущих учителей страны (и не только), преподавателей вузов, профессионалов в различных сферах деятельности (практико-ориентированный контекст получаемых знаний).

К примеру, тележурналист, лингвистический эксперт, редактор Ю. Макарова представила курс «Русский язык: просто про слова» (платформа Stepik, https://stepik.org/70782), в котором разбираются ошибки в произношении, даются советы по их избежанию, выбору слов и построению языковых конструкций.

Уникальный литературный курс с авторской интерпретацией классических и современных произведений «Призраки Петербурга» (В.В. Разумец, учитель русского языка и литературы Президентского физико-математического лицея № 239 в Санкт-Петербурге, обладатель почетного знака «За гуманизацию школы», победитель национального проекта «Образование», платформа Лекториум, https://www.lektorium.tv/prizraki-peterburga) в формате экскурсий по Санкт-Петербургу в контексте русской литературы познакомит слушателей с литературным Петербургом от А.С. Пушкина до авторов XXI века.

П.В. Михалевский, разработавший курс «Фразеологизмы русского языка» (платформа Stepik, https://stepik.org/83424), предлагает широкому кругу слушателей задуматься о смысле некоторых фразеологических оборотов, обогатив свои знания в области русского языка.

МООК «Современный русский литературный язык» (платформа Универсариум, https://universarium.org/course/1200) от преподавателей Тульского государственного педагогического университета повествует о русской орфоэпии, орфографии, о словообразовании и словоупотреблении в русском языке.

Традиционными являются курсы по подготовке к итоговой аттестации: «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (Л.Н. Хутова, СПбГУ, кафедра русского языка, платформа Stepik, https://stepik.org/7798), «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (интенсивный курс)» (Л.В. Великова, преподаватель русского языка и литературы, автор множества пособий для подготовки к ЕГЭ и абитуриентов, платформа Stepik, https://stepik.org/734) и множество других.

Не так часто встречаются курсы для подготовки школьников к предметным олимпиадам по гуманитарным дисциплинам. Например, в МООК «Олимпиадный практикум по обществознанию» (РАНХиГС, платформа Лекториум, https://www.lektorium.tv/social-science) представлены как теоретические материалы, так и разбор различного типа олимпиадных заданий по обществознанию.

В данной статье не ставилось целью составление полного каталога курсов по гуманитарным дисциплинам, анализ курсов приведен в качестве примера для демонстрации возможностей МООК-платформ. Но и представленный небольшой перечень МООК позволяет говорить о высоком потенциале МООК-платформ для реализации смешанного обучения по гуманитарным дисциплинам.

Таким образом, проведенный анализ МООК по дисциплинам гуманитарного профиля, особенностей реализации моделей смешанного обучения на базе использования готовых онлайн-курсов априори позволяет утверждать о наличии потребности в более глубоких исследованиях в данном направлении и необходимости использования потенциала МООК путем внедрения в школьную практику элементов обучения с помощью массовых открытых онлайн-курсов. И в этом контексте ближайшей задачей видится формирование готовности учителей гуманитарных дисциплин по реализации рассмотренных в статье моделей смешанного обучения.

Работа подготовлена в рамках проекта № 073–00065–21–01 от 14.07.2021 г. государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.

×

About the authors

Elena Nikolaevna Tarakanova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: tarelena13@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Information and Communication Technologies in Education Department

Russian Federation,

References

  1. Менциев А.У., Даулетукаева К.Д. МООК как новый инструмент дистанционного образования: педагогическая основа МООК, проблемы и ограничения // ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19). С. 33.
  2. Петухова С.В. Факторы эффективности использования массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы: мат-лы III междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2019. С. 183–187.
  3. Миронов А.В. Роль МООК в развитии самостоятельной работы студентов // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): мат-лы конф. М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), 2019. С. 223–225.
  4. Бакулина И.Р. Анализ самостоятельной работы студентов по разделам МООК «Начертательная геометрия» // Современные проблемы технического образования: мат-лы XIX всерос. науч.-метод. конф. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. С. 9–12.
  5. Зубков А.Д. Возможности использования МООК в транспортном вузовском образовании // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: мат-лы X междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 123–129.
  6. Черкашина И.П., Цибульникова В.Ю. Практика применения массовых открытых онлайн-курсов в учебном процессе вуза // Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза – гарантия обеспечения качества образования: мат-лы междунар. науч.-метод. конф. Томск: ТУСУР, 2018. С. 194–196.
  7. Захарова У.С. Производство МООК в университете: цели, достижения, барьеры // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 4. С. 46–68.
  8. Гущина О.М., Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 7. С. 119–136.
  9. Никуличева Н.В. Методические аспекты использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе непрерывного профессионального развития педагога // Образовательная политика. 2018. № 1 (76). С. 68–75.
  10. Волобуева Т.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как форма повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 4 (45). С. 16–22.
  11. Сундукова Т.О., Ваныкина Г.В. Массовые открытые онлайн-курсы в системе корпоративного обучения // Kazakhstan Science Journal. 2019. Т. 2, № 7 (8). С. 31–40.
  12. Трофимова Н.Н. Потенциал дистанционного обучения на базе МООК в целях повышения квалификации и переобучения работников предприятий // Вестник Академии права и управления. 2021. № 1 (62). С. 102–107.
  13. Ваганова Н.В., Демина О.А., Лунина В.Л., Телегина О.В. Образовательный потенциал массового открытого онлайн-курса (МООК) в обучении иностранному языку студентов заочного отделения неязыковых вузов // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2018. № 42. С. 135–145.
  14. Борщева В.В. Формирование учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе на основе МООК // Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика: мат-лы II всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.В. Ридной. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. С. 350–355.
  15. Ганюшкина Е.В., Золотова М.В. Индивидуализация языкового обучения в системе высшего профессионального образования // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе: тр. II всерос. науч. конф. Нижний Новгород: Общество с ограниченной ответственностью «Красная ласточка», 2019. С. 206–208.
  16. Семаева О.В. Использование ресурсов МООК в преподавании иностранного языка в вузе // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2021. № 1 (35). С. 17–24.
  17. Буханцова А.В. Интеграция МООК в учебный процесс по дисциплине «История» // Образование и педагогика: теория и практика: сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. С. 24–26.
  18. Стецкевич Е.С. Новые возможности преподавания истории в высшей школе: массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – «за» и «против» // Материалы науч.-метод. конф. СЗИУ РАНХиГС. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. № 1. С. 140–150.
  19. Азимов Э.Г. Использование МООК (массовых открытых онлайн-курсов) в обучении русскому языку как иностранному (достижения и перспективы) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 4. С. 124–129.
  20. Халдеева Д.А. Русскоязычные МООК как средство обучения русскому языку как иностранному // Язык. Коммуникация. Культура – 2018: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2018. С. 127–128.
  21. Горбенко В.Д., Доминова Т.Н., Ильина Н.О., Кумбашева Ю.А. Оценка уровня готовности преподавателей русского языка как иностранного к использованию и созданию онлайн-курсов // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 234–247.
  22. Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся // Исследователь/Researcher. 2019. № 3 (27). С. 165–180.
  23. Хоченкова Т.Е. Массовые открытые онлайн-курсы: проектирование, модели, технологии интеграции в образовательный процесс школы // Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе: мат-лы всерос. науч.-метод. конф. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2018. С. 133–136.
  24. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – https://docs.cntd.ru/document/607175848.

Copyright (c) 2021 Tarakanova E.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies