Electronic folklore archive in the modern sociocultural space

Cover Page

Abstract


The paper is devoted to the problem of creating an electronic version of a folklore archive and finding ways to present it on the Internet. A preliminary review of the electronic archives of folklore materials posted on the Internet indicates different approaches to their implementation. In the category of archives containing information about folk songs, various methods of classifying musical genres are used, as well as ways of organizing them, which in general makes it difficult for the user to work with resources. The authors of this study propose their own development of a draft electronic map «Ethno-cultural heritage of Belgorod Region». This information resource is aimed at both professional figures in the field of folk music and a wide range of amateurs. The basis of the electronic map was made up of expeditionary materials from the archive of Folk Singing Art Department of Belgorod State Institute of Arts and Culture. While developing the project, modern trends in the presentation of archival materials on the Internet were taken into account, which made it possible to fully reveal the traditional culture of the region. The proposed method of presenting information allows you to maximally illuminate the musical genre composition of folk singing, get acquainted with the creative heritage of outstanding performers, as well as greatly facilitates the search for specific song samples, both among the archive materials and in existing publications.


Full Text

В настоящее время на территории Российской Федерации существует множество фольклорных архивов, представленных как частными собраниями этнографов, историков, лингвистов, этномузыкологов, краеведов, так и более крупными коллекциями учебных заведений и государственных научных учреждений. Теоретические труды музыкально-этнографической Комиссии, учреждённой в 1901 году при Российской академии наук, подтверждает активную собирательскую деятельность многих композиторов, певцов и музыкантов того времени. В 1937 г. была создана фольклорная секция научно-исследовательского института при Московской консерватории, в дальнейшем реорганизованная в Кабинет народной музыки. Его работу возглавил выдающийся отечественный исследователь К.В. Квитка. Основные направления деятельности Кабинета были связаны с изучением музыкального фольклора и расширением круга вопросов по изучению фольклора народов СССР. Сотрудниками Кабинета были заложены основы для создания фондов музыкально-этнографических материалов: фонотеки с оригинальными записями, исследований и научных отчетов об экспедициях, переводов, выписок, фотоизображений, народных музыкальных инструментов. Была начата работа по созданию справочной библиографии, педагогической литературы и подсобной библиотеки [1, с. 6].

Собирательская деятельность дополнилась научно-исследовательской работой – выявление локальных стилей в музыкальном фольклоре; уточнение и определение времени возникновения музыкальных жанров посредством сравнительного анализа; рассмотрение русской песни в контексте народной художественной культуры как синтетической образной системы, как многофункционального явления и т.д. В песенных сборниках 50–60-х годов XX столетия чётко обозначилась преемственность ранее сформировавшихся принципов научно-исследовательской работы: строгий отбор произведений музыкального фольклора, публикация современного фольклора; географический принцип записи народной музыки; необходимость исследования стилевых особенностей песни во взаимосвязи с исполнительскими; функциональный метод систематизации песен; фиксирование текстов песен с сохранением диалектных особенностей; составление комментариев к записанным образцам.

В послевоенные годы интерес к традиционной культуре значительно возрос. В.Я. Пропп во введении к работе авторского коллектива «Методическая записка по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов» отмечал: «При таком размахе, который приобрела в СССР собирательская работа, правильное хранение собранных материалов становится делом государственной важности. Архив без надлежащих указателей и каталогов – это мертвая груда материалов» [2, с. 5]. В методической записке были разработаны и описаны принципы хранения и систематизации материалов устного народного поэтического творчества, установлена единица хранения архивного материала. Безусловно, методологические установки, изложенные в данной работе, были положены в основу научной деятельности ряда архивов государственных учреждений и частных коллекций, в фондах которых сосредоточен внушительный массив традиционного фольклора. В этой связи проблема поиска необходимой информации в области народной художественной культуры, народного творчества, народного искусства и исполнительства приобретает особую значимость.

На первый взгляд, эту проблему можно разрешить с помощью создания единой электронной базы данных по музыкальному фольклору. Однако реализация такого проекта возможна лишь при условии использования единого методологического аппарата и принципов классификации произведений устного народного творчества. Предварительный обзор электронных баз данных, размещенных в сети интернет в свободном доступе, а также публикаций архивных каталогов, указывает на существование различных подходов в этом вопросе.

Результаты обширных полевых исследований традиционной культуры Русского Севера освещены в электронной версии фольклорного архива Института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН. Он включает в себя сведения о фонограммархиве, рукописной и звуковой коллекциях. На сайте также размещены публикации исследователей. Учеными представлены авторская разработка электронной энциклопедии «Сказители Карелии», мультимедийный проект «Эпос и лирика Усть-Цильмы в записях Д.М. Балашова [3].

Масштабный проект «Реестр Российских фольклорно-этнографических экспедиций» создан Центром русского фольклора ФБУК «Государственный Дом народного творчества имени В.Д. Поленова» [4]. Сведения в нём представлены в виде таблицы и содержат графы: дата записи, населенный пункт, организация, ФИО собирателей. Согласно данным этого Реестра, в Белгородскую область, к примеру, было совершено 233 экспедиции, включающие 5003 единицы хранения. С содержанием архивных коллекций по данному региону можно ознакомиться уже непосредственно в учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Белгорода.

Результаты многолетней экспедиционной работы коллектива исследователей представлены в интернет-проекте «Комплексное мультимедийное музыкально-этнографическое описание народных традиций Калужской области» [5]. В свободном доступе можно получить информацию о музыкальных жанрах региона, инструментальном творчестве, народной одежде. Каждый раздел сопровождается нотными примерами, аудиозаписями, фотографиями, содержащими паспортные данные. Однако обнаружение конкретного произведения затруднено, поскольку в проекте отсутствует поисковая система.

Иной подход к освещению полевых материалов использован в проекте «Открываем Россию заново», представленном в виде электронной версии фольклорного архива факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [6]. Архивный фонд данного проекта составляют материалы студенческих экспедиций, работающих на территориях центральной России и белорусско-украинского пограничья с 2016 г. Системный метод сбора информации позволил разработчикам сформировать многоуровневый поисковик: «Пользователь архива может искать текст как посредством полнотекстового поиска, так и с помощью метаданных. С каждой записью в архиве ассоциирована следующая информация: шифр информанта, место записи, год записи, данные о собирателях, жанр, ключевые слова (для экспедиции в центральную Россию), номер опросника и номер вопроса (для экспедиции на белорусско-украинское пограничье)» [6]. Информация о традиционной культуре находится в свободном доступе, но прослушать аудиозаписи и узнать сведения об информантах можно на основе запроса пользователя.

Комплексный подход к демонстрации традиционной культуры средствами современных компьютерных технологий реализуется масштабным проектом «Культура.рф» – электронным каталогом объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, размещенном на портале культурного наследия и традиций народов России [7]. Ученые дают следующую характеристику основной единицы описания: «Объект нематериального культурного наследия (ОНКН) – целостный структурно-однородный фрагмент традиционной народной культуры, зафиксированный в конкретной локальной традиции в определенный период времени» [8, с. 5]. Достоянию пользователя представлено научное описание ОНКН, сопровожденное паспортными данными, аудио- и видеорядом, а также фотоиллюстрациями. Согласно статистическим данным, на сайте проекта размещено 40 ОНКН, записанных на территории Белгородской области.

Опыт реализации проектов по размещению электронных версий архивов, баз данных свидетельствует о ряде ограничений, связанных с представлениями сведений об информантах, а также смежном праве собирателя. Данная проблема подробно освещена в коллективной работе Е.А. Дороховой, О.А. Пашиной и И.А. Никитиной «Фольклорные архивы в эпоху интернета», в котором авторы отмечают: «Хотя произведения народного творчества не являются объектом авторского права, охране подлежат права народных исполнителей и изготовителей фонограмм – фольклористов-собирателей. Права и тех, и других определяются как смежные и действуют схожим образом» [9, с. 479]. Важно отметить, что ряд государственных учреждений и образовательных организаций представляют базы данных по музыкальному фольклору в виде публикаций [10] и методических рекомендаций [11].

В 2019 году авторами настоящей статьи был подготовлен проект электронной карты «Этнокультурное наследие Белгородчины», который продолжает активно пополняться архивными материалами. Результативность проекта была обеспечена тщательно проведенной подготовительной работой по каталогизации и систематизации экспедиционных материалов. В итоге авторскому коллективу удалось создать современную информационно-поисковую базу данных и разместить её в web-среде [12].

Для достижения обозначенной цели нами последовательно реализуются следующие задачи:

  • – осуществление систематизации экспедиционных материалов (полное описание каждой единицы хранения информации);
  • – оцифровка аудиозаписей, осуществленных на магнитных лентах;
  • – создание информационной базы данных образцов музыкального фольклора Белгородской области (на основе архива кафедры искусства народного пения), включающей песенные образцы, наигрыши на традиционных инструментах, сведения о народной одежде, исполнителях и собирателях, жанрах и формах исполнения;
  • – разработка электронного каталога музыкального фольклора Белгородчины (на основе архива кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры);
  • – создание интерфейса электронной базы;
  • – подготовка дизайна web-приложения;
  • – создание базы данных MySQL, её наполнение.

Представление архивных материалов в виде электронной карты напрямую связано с выбором основной категории базы данных – локальной песенной традиции или песенной традиции конкретного населенного пункта Белгородчины. Исходя из выбранной категории, были разработаны основные разделы:

  1. Сведения о коллективе.
  2. Аудиозаписи.
  3. Фотографии коллектива и исполнителей.
  4. Жанровый состав музыкального фольклора.
  5. Публикации.
  6. Дискография.
  7. Фильмография.

Наполнение каждого раздела произведено в соответствии с разработанным планом описания. Так, раздел «Сведения о коллективе» содержит информацию о песенном коллективе / коллективах села, в которую включены данные об исполнительских составах, репертуаре, названии коллектива, художественных руководителях, концертной деятельности. Раздел «Аудиозаписи» представлен подборкой экспедиционных материалов, наиболее полно отражающих исполнительскую культуру, жанровую специфику традиции. Раздел «Фотографии коллектива» основан на материалах полевых экспедиций кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры, а также на материалах архивов сельских Домов культуры и личных коллекций. Каждый снимок сопровождает справочная информация об исполнителях, запечатленных на снимке, дате фото и месте его хранения. Раздел «Жанровый состав музыкального фольклора» – наиболее емкий. Он представлен в виде таблице с предшествующей аннотацией. Таблица в систематизированном виде отражает данные по музыкальным жанрам каждой песенной традиции села, объединяющей как архивные материалы, так и научные публикации (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Перечень сведений о песенных образцах.

№ п/п

Название песни

Вид записи (общая, канальная, сольное исполнение), год записи

Жанр

Курсовые работы (год, ФИО, руководитель), №

Публикации

CD

 

В конце таблицы вносятся паспортные данные об исполнителях, собирателях и дате записи. В разделах «Публикации», «Дискография» и «Фильмография» отражены издания, посвященные песенной традиции села. Их содержание позволяет комплексно представить народную музыкальную культуру Белгородчины как одно из ярких и самобытных явлений южнорусской песенной традиции. Аналитический контент содержания разделов даёт основание надеяться, что представленные материалы, в том числе звуковые, будут полезны в научно-исследовательской и учебно-творческой деятельности.

Значимость электронного фонда музыкального фольклора Белгородчины и непреходящая ценность материалов, составляющих его, определяется полнотой музыкально-жанрового состава, позволяющего в полном объеме представить региональную специфику традиции края. Данные архива ежегодно пополняются экспедиционными материалами, что, в свою очередь, даёт возможность проводить научные исследования, связанные с анализом динамики фольклорной традиции. На основе материалов архива кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры выполнены диссертационные исследования, выпускные квалификационные работы, подготовлены и изданы научные и учебно-методические работы, репертуарные сборники. Предложенная нами разработка вполне приемлема для создания информационных систем, которые позволят обеспечить доступ исследователей к информации о фольклорных фондах, хранящихся в разных учреждениях.

В перспективе вполне реально внести в электронную карту новые разделы: «Музыкально-стилевые особенности песенного фольклора Белгородчины»; «Расшифровки народных песен региона»; «История народной одежды Белгородчины»; «Празднично-обрядовый комплекс региона»; «Белгородские танки и карагоды»; «Музыкальные инструменты фольклорной традиции» и др. На наш взгляд, такие тематические web-сайты, посвящённые конкретным региональным, локальным и узколокальным фольклорным традициям, открывают перспективу для развития народно-певческого образования, народно-певческого искусства и исполнительства, призванных осваивать, воссоздавать и популяризировать народную музыкальную культуру российских регионов.

About the authors

Mikhail Semenovich Zhirov

Belgorod State University of Arts and Culture

Author for correspondence.
Email: zhirovms@bgiik.ru

Russian Federation, Belgorod

doctor of pedagogical sciences, professor of Folk Singing Department

Olga Yakovlevna Zhirova

Belgorod State University of Arts and Culture

Email: knarhor7@mail.ru

Russian Federation, Belgorod

candidate of pedagogical sciences, professor, head of Folk Singing Department

Natalya Stanislavovna Kuznetsova

Belgorod State University of Arts and Culture

Email: natafolk@mail.ru

Russian Federation, Belgorod

candidate of art history, associate professor of Folk Singing Department

References

  1. Кабинет народной музыки / под ред. И.К. Свиридовой. М.: Музыка, 1966. 104 с.
  2. Методическая записка по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов / отв. ред. проф. В.Я. Пропп. Вильнюс, 1964. 105 с.
  3. Фольклорный архив института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН [Электронный ресурс] // http://folk.krc.karelia.ru.
  4. Фонд фольклорно-этнографических материалов. Центр русского фольклора ФГБУК «Государственный Дом народного творчества имени В.Д. Поленова [Электронный ресурс] // http://www.folkcentr.ru/istoriya/arxiv-folklorno-etnograficheskix-materialov.
  5. Комплексное мультимедийное музыкально-этнографическое описание народных традиций Калужской области. Музыкально-этнографический атлас / авт.-сост.: Н.Н. Гилярова, М.С. Альтшулер, О.В. Иванина, С.С. Косятова, Е.Е. Музылёва, Н.И. Лепехова, Т.М. Хвалебнова [Электронный ресурс] // http://folk.rusign.com/p/about.html.
  6. Фольклорный архив факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ / авт.-сост. А. Мороз, Ю. Кувшинская. [Электронный ресурс] // https://folklore.linghub.ru/about.
  7. Описание объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации: науч.-метод. пособие / сост. Д.В. Морозов (отв. ред.). М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. 152 с.
  8. Нематериальное культурное наследие. Портал культурного наследия и традиций народов России «Культура.рф» [Электронный ресурс] // https://culture.ru/traditions/culture-heritage/location-russia.
  9. Пашина О.А., Дорохова Е.А., Никитина И.А. Фольклорные архивы в эпоху интернета // Русский фольклор: материалы и исследования. Т. 34. СПб.: Наука, 2011. С. 478–481.
  10. Электронная карта «Этнокультурное наследие Белгородчины» / авт.-сост. Н.С. Кузнецова, М.С. Жиров, О.Я. Жирова [Электронный ресурс] // http://ab952w.beget.tech.
  11. Каталог коллекций экспедиционных и стационарных записей основного фонда Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств / сост. О.В. Саввина. Воронеж: РПК «Авалон», 2017. 72 с.
  12. Собрание материалов по фольклору и этнографии (технологии формирования): методическое пособие / сост., науч. ред., авт. проекта А.В. Кулев. М.: Роскультпроект, 2017. 56 с.

Statistics

Views

Abstract - 49

PDF (Russian) - 15

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2021 Zhirov M.S., Zhirova O.Y., Kuznetsova N.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies