Электронный фольклорный архив в современном социокультурном пространстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме создания электронной версии фольклорного архива и поиску способов его представления в интернет-пространстве. Предварительный обзор электронных архивов фольклорных материалов, размещенных в интернет-пространстве, указывает на различные подходы в их реализации. В категории архивов, содержащих сведения о народно-песенном творчестве, используются различные методики классификации музыкальных жанров, а также способов их систематизации, что в целом затрудняет работу пользователя с ресурсами. Авторы настоящего исследования предлагают собственную разработку проекта электронной карты «Этнокультурное наследие Белгородчины». Данный информационный ресурс ориентирован как на профессиональных деятелей в области народного музыкального творчества, так и на широкий круг любителей. Основу электронной карты составили экспедиционные материалы архива кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры. При разработке проекта учитывались современные тенденции представления архивных материалов в интернет-пространстве, что позволило в полном виде раскрыть традиционную культуру региона. Предложенный способ подачи информации позволяет максимально осветить музыкально-жанровый состав песенного фольклора, познакомиться с творческим наследием выдающихся исполнителей, а также в значительной степени облегчает поиск конкретных песенных образцов как среди материалов архива, так и в уже имеющихся публикациях.

Полный текст

В настоящее время на территории Российской Федерации существует множество фольклорных архивов, представленных как частными собраниями этнографов, историков, лингвистов, этномузыкологов, краеведов, так и более крупными коллекциями учебных заведений и государственных научных учреждений. Теоретические труды музыкально-этнографической Комиссии, учреждённой в 1901 году при Российской академии наук, подтверждает активную собирательскую деятельность многих композиторов, певцов и музыкантов того времени. В 1937 г. была создана фольклорная секция научно-исследовательского института при Московской консерватории, в дальнейшем реорганизованная в Кабинет народной музыки. Его работу возглавил выдающийся отечественный исследователь К.В. Квитка. Основные направления деятельности Кабинета были связаны с изучением музыкального фольклора и расширением круга вопросов по изучению фольклора народов СССР. Сотрудниками Кабинета были заложены основы для создания фондов музыкально-этнографических материалов: фонотеки с оригинальными записями, исследований и научных отчетов об экспедициях, переводов, выписок, фотоизображений, народных музыкальных инструментов. Была начата работа по созданию справочной библиографии, педагогической литературы и подсобной библиотеки [1, с. 6].

Собирательская деятельность дополнилась научно-исследовательской работой – выявление локальных стилей в музыкальном фольклоре; уточнение и определение времени возникновения музыкальных жанров посредством сравнительного анализа; рассмотрение русской песни в контексте народной художественной культуры как синтетической образной системы, как многофункционального явления и т.д. В песенных сборниках 50–60-х годов XX столетия чётко обозначилась преемственность ранее сформировавшихся принципов научно-исследовательской работы: строгий отбор произведений музыкального фольклора, публикация современного фольклора; географический принцип записи народной музыки; необходимость исследования стилевых особенностей песни во взаимосвязи с исполнительскими; функциональный метод систематизации песен; фиксирование текстов песен с сохранением диалектных особенностей; составление комментариев к записанным образцам.

В послевоенные годы интерес к традиционной культуре значительно возрос. В.Я. Пропп во введении к работе авторского коллектива «Методическая записка по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов» отмечал: «При таком размахе, который приобрела в СССР собирательская работа, правильное хранение собранных материалов становится делом государственной важности. Архив без надлежащих указателей и каталогов – это мертвая груда материалов» [2, с. 5]. В методической записке были разработаны и описаны принципы хранения и систематизации материалов устного народного поэтического творчества, установлена единица хранения архивного материала. Безусловно, методологические установки, изложенные в данной работе, были положены в основу научной деятельности ряда архивов государственных учреждений и частных коллекций, в фондах которых сосредоточен внушительный массив традиционного фольклора. В этой связи проблема поиска необходимой информации в области народной художественной культуры, народного творчества, народного искусства и исполнительства приобретает особую значимость.

На первый взгляд, эту проблему можно разрешить с помощью создания единой электронной базы данных по музыкальному фольклору. Однако реализация такого проекта возможна лишь при условии использования единого методологического аппарата и принципов классификации произведений устного народного творчества. Предварительный обзор электронных баз данных, размещенных в сети интернет в свободном доступе, а также публикаций архивных каталогов, указывает на существование различных подходов в этом вопросе.

Результаты обширных полевых исследований традиционной культуры Русского Севера освещены в электронной версии фольклорного архива Института языка литературы и истории Карельского научного центра РАН. Он включает в себя сведения о фонограммархиве, рукописной и звуковой коллекциях. На сайте также размещены публикации исследователей. Учеными представлены авторская разработка электронной энциклопедии «Сказители Карелии», мультимедийный проект «Эпос и лирика Усть-Цильмы в записях Д.М. Балашова [3].

Масштабный проект «Реестр Российских фольклорно-этнографических экспедиций» создан Центром русского фольклора ФБУК «Государственный Дом народного творчества имени В.Д. Поленова» [4]. Сведения в нём представлены в виде таблицы и содержат графы: дата записи, населенный пункт, организация, ФИО собирателей. Согласно данным этого Реестра, в Белгородскую область, к примеру, было совершено 233 экспедиции, включающие 5003 единицы хранения. С содержанием архивных коллекций по данному региону можно ознакомиться уже непосредственно в учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Белгорода.

Результаты многолетней экспедиционной работы коллектива исследователей представлены в интернет-проекте «Комплексное мультимедийное музыкально-этнографическое описание народных традиций Калужской области» [5]. В свободном доступе можно получить информацию о музыкальных жанрах региона, инструментальном творчестве, народной одежде. Каждый раздел сопровождается нотными примерами, аудиозаписями, фотографиями, содержащими паспортные данные. Однако обнаружение конкретного произведения затруднено, поскольку в проекте отсутствует поисковая система.

Иной подход к освещению полевых материалов использован в проекте «Открываем Россию заново», представленном в виде электронной версии фольклорного архива факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [6]. Архивный фонд данного проекта составляют материалы студенческих экспедиций, работающих на территориях центральной России и белорусско-украинского пограничья с 2016 г. Системный метод сбора информации позволил разработчикам сформировать многоуровневый поисковик: «Пользователь архива может искать текст как посредством полнотекстового поиска, так и с помощью метаданных. С каждой записью в архиве ассоциирована следующая информация: шифр информанта, место записи, год записи, данные о собирателях, жанр, ключевые слова (для экспедиции в центральную Россию), номер опросника и номер вопроса (для экспедиции на белорусско-украинское пограничье)» [6]. Информация о традиционной культуре находится в свободном доступе, но прослушать аудиозаписи и узнать сведения об информантах можно на основе запроса пользователя.

Комплексный подход к демонстрации традиционной культуры средствами современных компьютерных технологий реализуется масштабным проектом «Культура.рф» – электронным каталогом объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, размещенном на портале культурного наследия и традиций народов России [7]. Ученые дают следующую характеристику основной единицы описания: «Объект нематериального культурного наследия (ОНКН) – целостный структурно-однородный фрагмент традиционной народной культуры, зафиксированный в конкретной локальной традиции в определенный период времени» [8, с. 5]. Достоянию пользователя представлено научное описание ОНКН, сопровожденное паспортными данными, аудио- и видеорядом, а также фотоиллюстрациями. Согласно статистическим данным, на сайте проекта размещено 40 ОНКН, записанных на территории Белгородской области.

Опыт реализации проектов по размещению электронных версий архивов, баз данных свидетельствует о ряде ограничений, связанных с представлениями сведений об информантах, а также смежном праве собирателя. Данная проблема подробно освещена в коллективной работе Е.А. Дороховой, О.А. Пашиной и И.А. Никитиной «Фольклорные архивы в эпоху интернета», в котором авторы отмечают: «Хотя произведения народного творчества не являются объектом авторского права, охране подлежат права народных исполнителей и изготовителей фонограмм – фольклористов-собирателей. Права и тех, и других определяются как смежные и действуют схожим образом» [9, с. 479]. Важно отметить, что ряд государственных учреждений и образовательных организаций представляют базы данных по музыкальному фольклору в виде публикаций [10] и методических рекомендаций [11].

В 2019 году авторами настоящей статьи был подготовлен проект электронной карты «Этнокультурное наследие Белгородчины», который продолжает активно пополняться архивными материалами. Результативность проекта была обеспечена тщательно проведенной подготовительной работой по каталогизации и систематизации экспедиционных материалов. В итоге авторскому коллективу удалось создать современную информационно-поисковую базу данных и разместить её в web-среде [12].

Для достижения обозначенной цели нами последовательно реализуются следующие задачи:

  • – осуществление систематизации экспедиционных материалов (полное описание каждой единицы хранения информации);
  • – оцифровка аудиозаписей, осуществленных на магнитных лентах;
  • – создание информационной базы данных образцов музыкального фольклора Белгородской области (на основе архива кафедры искусства народного пения), включающей песенные образцы, наигрыши на традиционных инструментах, сведения о народной одежде, исполнителях и собирателях, жанрах и формах исполнения;
  • – разработка электронного каталога музыкального фольклора Белгородчины (на основе архива кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры);
  • – создание интерфейса электронной базы;
  • – подготовка дизайна web-приложения;
  • – создание базы данных MySQL, её наполнение.

Представление архивных материалов в виде электронной карты напрямую связано с выбором основной категории базы данных – локальной песенной традиции или песенной традиции конкретного населенного пункта Белгородчины. Исходя из выбранной категории, были разработаны основные разделы:

  1. Сведения о коллективе.
  2. Аудиозаписи.
  3. Фотографии коллектива и исполнителей.
  4. Жанровый состав музыкального фольклора.
  5. Публикации.
  6. Дискография.
  7. Фильмография.

Наполнение каждого раздела произведено в соответствии с разработанным планом описания. Так, раздел «Сведения о коллективе» содержит информацию о песенном коллективе / коллективах села, в которую включены данные об исполнительских составах, репертуаре, названии коллектива, художественных руководителях, концертной деятельности. Раздел «Аудиозаписи» представлен подборкой экспедиционных материалов, наиболее полно отражающих исполнительскую культуру, жанровую специфику традиции. Раздел «Фотографии коллектива» основан на материалах полевых экспедиций кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры, а также на материалах архивов сельских Домов культуры и личных коллекций. Каждый снимок сопровождает справочная информация об исполнителях, запечатленных на снимке, дате фото и месте его хранения. Раздел «Жанровый состав музыкального фольклора» – наиболее емкий. Он представлен в виде таблице с предшествующей аннотацией. Таблица в систематизированном виде отражает данные по музыкальным жанрам каждой песенной традиции села, объединяющей как архивные материалы, так и научные публикации (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Перечень сведений о песенных образцах.

№ п/п

Название песни

Вид записи (общая, канальная, сольное исполнение), год записи

Жанр

Курсовые работы (год, ФИО, руководитель), №

Публикации

CD

 

В конце таблицы вносятся паспортные данные об исполнителях, собирателях и дате записи. В разделах «Публикации», «Дискография» и «Фильмография» отражены издания, посвященные песенной традиции села. Их содержание позволяет комплексно представить народную музыкальную культуру Белгородчины как одно из ярких и самобытных явлений южнорусской песенной традиции. Аналитический контент содержания разделов даёт основание надеяться, что представленные материалы, в том числе звуковые, будут полезны в научно-исследовательской и учебно-творческой деятельности.

Значимость электронного фонда музыкального фольклора Белгородчины и непреходящая ценность материалов, составляющих его, определяется полнотой музыкально-жанрового состава, позволяющего в полном объеме представить региональную специфику традиции края. Данные архива ежегодно пополняются экспедиционными материалами, что, в свою очередь, даёт возможность проводить научные исследования, связанные с анализом динамики фольклорной традиции. На основе материалов архива кафедры искусства народного пения Белгородского государственного института искусств и культуры выполнены диссертационные исследования, выпускные квалификационные работы, подготовлены и изданы научные и учебно-методические работы, репертуарные сборники. Предложенная нами разработка вполне приемлема для создания информационных систем, которые позволят обеспечить доступ исследователей к информации о фольклорных фондах, хранящихся в разных учреждениях.

В перспективе вполне реально внести в электронную карту новые разделы: «Музыкально-стилевые особенности песенного фольклора Белгородчины»; «Расшифровки народных песен региона»; «История народной одежды Белгородчины»; «Празднично-обрядовый комплекс региона»; «Белгородские танки и карагоды»; «Музыкальные инструменты фольклорной традиции» и др. На наш взгляд, такие тематические web-сайты, посвящённые конкретным региональным, локальным и узколокальным фольклорным традициям, открывают перспективу для развития народно-певческого образования, народно-певческого искусства и исполнительства, призванных осваивать, воссоздавать и популяризировать народную музыкальную культуру российских регионов.

×

Об авторах

Михаил Семенович Жиров

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: zhirovms@bgiik.ru

Доктор педагогических наук, профессор кафедры искусства народного пения

Россия, Белгород

Ольга Яковлевна Жирова

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Email: knarhor7@mail.ru

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой искусства народного пения

Россия, Белгород

Наталья Станиславовна Кузнецова

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Email: natafolk@mail.ru

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусства народного пения

Россия, Белгород

Список литературы

  1. Кабинет народной музыки / под ред. И.К. Свиридовой. М.: Музыка, 1966. 104 с.
  2. Методическая записка по архивному хранению и систематизации фольклорных материалов / отв. ред. проф. В.Я. Пропп. Вильнюс, 1964. 105 с.
  3. Фольклорный архив института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН [Электронный ресурс] // http://folk.krc.karelia.ru.
  4. Фонд фольклорно-этнографических материалов. Центр русского фольклора ФГБУК «Государственный Дом народного творчества имени В.Д. Поленова [Электронный ресурс] // http://www.folkcentr.ru/istoriya/arxiv-folklorno-etnograficheskix-materialov.
  5. Комплексное мультимедийное музыкально-этнографическое описание народных традиций Калужской области. Музыкально-этнографический атлас / авт.-сост.: Н.Н. Гилярова, М.С. Альтшулер, О.В. Иванина, С.С. Косятова, Е.Е. Музылёва, Н.И. Лепехова, Т.М. Хвалебнова [Электронный ресурс] // http://folk.rusign.com/p/about.html.
  6. Фольклорный архив факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ / авт.-сост. А. Мороз, Ю. Кувшинская. [Электронный ресурс] // https://folklore.linghub.ru/about.
  7. Описание объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации: науч.-метод. пособие / сост. Д.В. Морозов (отв. ред.). М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2016. 152 с.
  8. Нематериальное культурное наследие. Портал культурного наследия и традиций народов России «Культура.рф» [Электронный ресурс] // https://culture.ru/traditions/culture-heritage/location-russia.
  9. Пашина О.А., Дорохова Е.А., Никитина И.А. Фольклорные архивы в эпоху интернета // Русский фольклор: материалы и исследования. Т. 34. СПб.: Наука, 2011. С. 478–481.
  10. Электронная карта «Этнокультурное наследие Белгородчины» / авт.-сост. Н.С. Кузнецова, М.С. Жиров, О.Я. Жирова [Электронный ресурс] // http://ab952w.beget.tech.
  11. Каталог коллекций экспедиционных и стационарных записей основного фонда Кабинета народной музыки Воронежского государственного института искусств / сост. О.В. Саввина. Воронеж: РПК «Авалон», 2017. 72 с.
  12. Собрание материалов по фольклору и этнографии (технологии формирования): методическое пособие / сост., науч. ред., авт. проекта А.В. Кулев. М.: Роскультпроект, 2017. 56 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жиров М.С., Жирова О.Я., Кузнецова Н.С., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах