Professional and personal development of medical college students in the process of volunteering

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article discusses the impact of volunteering on the professional and personal development of students. In the context of increasing requirements for the training of specialists who are ready to effectively solve professional problems, this problem is of particular importance. The article analyzes the key concepts of the study: volunteering; professional and personal development, student of a medical college. Volunteering was defined as a pedagogical tool capable of solving the issues of effective professional and personal development of future specialists. The article analyzes the importance of volunteering for the professional and personal development of students, provides fragments of this activity organized at the Zelenodolsk Medical College. The information presented in the article demonstrates the active involvement of future doctors in volunteer activities. Their participation in the Victory Volunteers Project is of particular importance. Even brief information about the Project allows us to assess its importance in the acquisition of not only important professional skills, but also personal qualities that are significant for the medical profession. The study of the personal development of student volunteers showed positive results in their development, in training, and in increasing their readiness for professional activities. In conclusion of the article, brief conclusions are made on the study.

Full Text

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Проблема профессионально-личностного развития будущего специалиста – одна из актуальных проблем научного исследования. В условиях возрастающих требований к подготовке специалистов, готовых эффективно решать профессиональные задачи, эта проблема приобретает особую значимость. Одной из сторон проблемы становится вопрос о педагогических средствах, применение которых оптимизирует процесс профессионального и личностного развития уже на этапах профессионального образования. В качестве одного из педагогических средств, имеющего эффективные механизмы воздействия на процесс развития студентов, является волонтерская деятельность. Разные аспекты волонтерской деятельности поднимаются сегодня в научных исследованиях. Ее нравственному ресурсу посвящена статья Л.Е. Картушиной [1], гражданско-политическому воспитанию статья А.В. Винокуровой [2]. Не остается вне поля внимания исследователей и роль волонтерской деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов (О.С. Мухаметрахимова [3], И.С. Политикова [4], О.М. Нечаева [5]). При всем многообразии подходов в исследовании волонтерской деятельности вопрос ее значимости для профессионально-личностного развития будущих медиков остается еще мало исследуемым. Это и определило наше обращение к изучению вопроса о роли волонтерской деятельности в профессионально-личностном развитии студентов медицинского колледжа.

Вопрос профессионально-личностного развития студентов не является новым для научных исследований. Можно привести ряд фамилий авторов, которые поднимали данный вопрос в своих публикациях (В.А. Тесленко [6], М.И. Кабышева, Б.М. Коблева [7], Т.Ф. Извекова [8], Р.С. Наговицын, Р.Ш. Алимов [9] и др.). Не остается вне поля зрения исследователей и вопрос профессионально-личностного развития будущих медиков.

Проведенный анализ работ по вопросам волонтерского движения и профессионально-личностного развития студентов позволил сформулировать цели собственной статьи. Целью нашего исследования стало изучение влияние участия в волонтерской деятельности на профессионально-личностном развитии студентов медицинского колледжа. Базой исследования выступил Зеленодольский медицинский колледж, на пяти профессиональных направлениях которого обучается 916 студентов, из них на очно-заочной форме 80 студентов возрасте от 30 лет и старше. Охватить данную возрастную категорию значительно сложнее, так как «студенты», являются работающим населением и сформированными профессионально и личностно. Поэтому основной акцент в исследование был сделан на молодежь, а именно на 836 студентов очного отделения. В колледже организовано несколько направлений волонтерской деятельности, таких как «волонтеры Добра», «волонтеры Победы», «волонтеры-медики». Волонтерской деятельностью охвачено 562 студента колледжа, что составило 67% от исследуемой части контингента обучающихся. Каждое из представленных направлений волонтерской деятельности имеет свой ресурс, способный стимулировать профессионально-личностное развитие студента.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

В рамках проводимого исследования необходимо было выделить сущностные характеристики его ключевых понятий: «профессионально-личностное развитие студента», «волонтерская деятельность», «студент медицинского колледжа». Согласно педагогической концепции Е.А. Климова, профессионально-личностное развитие студента представляет достаточно сложный, протекающий в пяти направлениях процесс. Сюда исследователь относит: приобретение знаний в сфере профессии; ориентацию на окружающий мир и общество в целом; «построение направления в профессионально-личностном развитии»; совершенствование социально развитых методов действий; сформированность в обеспечении успешность профессиональной деятельности устойчивых качеств личности [10]. Профессионально-личностное развитие студента должно быть «рационально спланированным, организационным и методически направленным» [11, с. 462]. Такой подход способен обеспечить педагогическое управление процессом профессионально-личностного развития будущего специалиста, которое должно протекать ежедневно, и не закончиться с получением диплома.

Инструментом педагогического управления профессионально-личностным развитием студента медицинского колледжа является и волонтерская деятельность. Волонтерская деятельность – это добровольческая деятельность, она осуществляется на основе свободного выбора человека безвозмездно, как в интересах физических, так и юридических лиц, социальных групп и общества в целом. Слово «волонтер» происходит от латинского «voluntarius» – добровольный. Слова «волонтер» и «доброволец» тождественны в своем значении. Безусловно, что студент, включенный в волонтерскую деятельность, осваивает не только новые для себя виды деятельности, но и меняется в ней. Среди основных направлений волонтерской деятельности можно назвать: социальное волонтерство, экологическое, спортивное, культурное. Особое значение в профессионально личностном развитии студентов медицинского колледжа имеет медицинское волонтерство. Вовлечение в него способствует компетентностному развитию студентов, помогает понять «сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» [12]. Не менее значимо для профессионально-личностного развития студента медицинского колледжа и участие в других направлениях волонтерской деятельности. Вовлеченность в нее способствует формированию общекультурных компетенций: умению работать в команде; принимать решения и нести за них ответственность; бережно относится к историческому и культурному наследию; заниматься физической культурой, поддерживая здоровый образ жизни и т.п.

Студенты медицинского колледжа – это не просто молодые люди, получающие среднее профессиональное образование, это будущие специалисты, чья профессиональная деятельность связана с заботой о здоровье других людей. Профессиональная миссия медицинских работников строится на принципах этики и морали. К принципам этики относятся: общее уважение, конфиденциальность, информированное согласие, самоопределение. Принятию данных принципов за основу своей деятельности будет способствовать вовлеченность студента в разные направления волонтерской деятельности, многие из которых предполагают общение с разными людьми. В этом общении важно следовать принципам морали (не лги, не кради, не причиняй другому зла, почитай старших, уважай труд, делай добро…). Становление данных принципов нормой жизни – один из показателей профессионально-личностного развития студента медицинского колледжа. В этой связи особу значимость приобретает воспитательный компонент образования. «Функция воспитательного воздействия многогранна, может реализовываться разными способами и на различных уровнях» [13, с. 40]. Участие в волонтерской деятельности становится мощным источником в формировании морально-нравственных основ поведения. Реализуя себя как волонтера в настоящем, будущий медик получает хороший заряд на будущее. Этические нормы станут важным регулятором деятельности среднего медицинского персонала.

Многообразие вариантов волонтерской деятельности, осуществляемой современными студентами, отражает многообразие социальных проблем, приобщение к которым на этапах профессионального образования играет огромную роль в социальном развитии студента, его становлении как социально активной личности. Развитие волонтерства в студенческой среде позволяет вовлечь их в разные формы социальной активности (политическую, гражданскую, культурную, трудовую и т.д.). Через многообразие форм социальной активности усваиваются и претворяются в жизнь регламентированные обществом знания, умения, навыки, нормы и правила поведения, общение. Происходит личностное и профессиональное развитие индивида, который начинает осознавать стоящие перед ним цели и мотивы, достигает положительных результатов в решении вставших перед ним задач.

Включение в волонтерскую деятельность будущих представителей медицинской профессии целеориентированно на развитие «в студенте чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе» [14, с. 405]. Управленческое достижение цели найдет отражение в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников колледжей. Сам процесс управления волонтерским движением строится на основе управленческих методов (планирование, подготовка поля деятельности, контроль и т.д.), инструментов и технологий, обеспечивая не только координацию работы с добровольцами, но и решение задач их профессионального и личностного развития. Ценностно-смысловая основа управления волонтерской деятельностью отражена в формировании у студентов комплекса целевых «ориентиров: «природа», «общество», «личность», «профессия» – позволяющая осознать важность, социальную направленность и личностную значимость его профессионального труда» [5, с. 241].

Волонтерская деятельность в Зеленодольском медицинском колледже представлена в разных формах: акции, лекции среди населения, уход за инвалидами, находящихся на реабилитации в медицинских центрах. Значимым волонтерским направлением в 2025 году стал предложенный К.П. Митцель, куратором направления «Волонтеры Победы» волонтерский проект «Медицинский десант».

В рамках проекта в течение 2024/2025 учебного года волонтеры Победы Зеленодольского медицинского колледжа, оказывали помощь ГБУ Республиканский центр социальной реабилитации инвалидов «Идель» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в общем уходе за пациентами с инвалидностью.

Волонтерское движение имеет огромное значение для самореализации студентом себя уже на этапе обучения, вовлеченный в социальную деятельность, он приобретает актуальный опыт и знания. Формируется чувство причастности к общему делу, выстраиваются новые образовательные потребности, в их реализации происходит профессиональный рост человека. Исследуя мотивы участия студентов в волонтерской деятельности, П.Г. Попов, М.Е. Парилова выявили, что 80% опрошенных отмечали, что социальное волонтерство вносит значительный вклад в жизнь общества [15]. Собственное исследование подтверждает данные результаты, большая часть студентов-волонтеров отмечали значимость вклада волонтеров в жизнь общества.

Поднятая в исследовании проблема профессионально-личностного развития будущих медиков в процессе волонтерской деятельности была отслежена в рамках психологической диагностики. Проводимые замеры показали, что увеличился показатель развитости определенных свойств личности студента (эмпатийность, тактичность, внимательность, готовность помочь). Изменения образовательных потребностей, возникшие в процессе волонтерской деятельности, стимулировали улучшение учебной мотивации (качественный показатель составил 95%). Имели место изменения в профессиональном развитии будущих медиков, они более определились в своей выбранной профессии, в планах на дальнейшее развитие в ней.

У волонтеров-студентов улучшилась «профессиональная самоорганизации», которая включила в себя осознанную работу над собой в целях совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и морально-волевых черт характера в ходе деятельности, направленной на разрешение профессионально и личностно значимых задач.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

В современных исследованиях мобильность профессионального и личностного развития «рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие структурные компоненты», в них проявляется готовность человека к трудовой деятельности [7, с. 172]. В обеспечении профессионально-личностного развития обучающегося, осваивающего программу среднего профессионального образования, необходимо целенаправленное педагогическое управление этим процессом, с четко обозначенными ориентирами, как личностного (совокупности позитивных изменений в структуре личности), так и профессионального (расширение диапазона профессионально значимых свойств и качеств, опыта практической деятельности) становления. Актуальным педагогическим средством в профессионально-личностном развитии человека становится волонтерская деятельность. Расширяя пространство практической деятельности; круг лиц, с которыми взаимодействует волонтер; количество природных и социальных объектов, с которыми он сталкивается, можно значительно оптимизировать процесс профессионально-личностного развития обучающегося. Волонтерство становится неразрывной частью профессионального образования (единство учебной и внеучебной деятельности), а, как указывали А.А. Деркач и Э.В. Сайко, в процессе профессионального развития происходят фундаментальные изменения самой личности [16]. С включением будущего медика в волонтерскую деятельность идет «расширение его интересов, изменение желаний и потребностей» [11]. Сопряженные с будущей профессией формы волонтерской деятельности становятся основой развития профессионализма. Вся волонтерская деятельность оказывает влияние на развитие личности как системы, в ходе нее вырабатываются механизмы регуляции поведения и деятельности. Выступая видом внеучебной деятельности, волонтерская деятельность дает направления духовно-нравственному, социальному, общекультурному, общеинтеллектуальному, спортивно-оздоровительному развитию личности студента [17].

Тема профессионально-личностного развития студентов медицинского колледжа в процессе волонтерской деятельности является актуальной с точки зрения всех понятий, образующих ее. В перспективных планах авторов дальнейшее ее исследование в изучении как многообразия вариантов включения обучающихся в волонтерскую деятельность, так и тех изменениях, которые происходят в структуре личности и развитии ее профессионализма.

×

About the authors

Ilmira Damirovna Fatykhova

Zelenodolsk Medical College

Author for correspondence.
Email: ilmirazmu@yandex.ru

Director

Russian Federation, Zelenodolsk

Tatyana Alexandrovna Chelnokova

Timiryasov Kazan Innovative University

Email: chelntat@gmail.com

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Theoretic and Inclusive Pedagogics Department

Russian Federation, Kazan

References

  1. Картушина Л.Е. Структурные компоненты деятельности по реализации нравственного ресурса волонтерской деятельности студентов СПО в экологическом воспитании школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 10–1 (85). С. 142– 145. doi: 10.24412/2500-1000-2023-10-1-142-145.
  2. Винокурова А.В. Волонтерская деятельность как инструмент гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности // Народное образование Якутии. 2023. № 3 (128). С. 31–32.
  3. Мухаметрахимова О.С. Волонтерская деятельность как средство подготовки будущих бакалавров к профессиональной деятельности // Вестник Сибирского государственного технологического университета. 2015. № 1. С. 47–49.
  4. Политикова И.С. Волонтерская деятельность как платформа для будущей профессиональной деятельности // Социальная ответственность: аспекты деятельности гражданских активистов, неформальных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (27 апреля 2016 г.) / отв. ред. А.А. Щевьёв. Рязань: РРОО ССАМ «Созвездие», 2016. С. 64–66.
  5. Нечаева О.М. Ценностно-смысловая основа управления волонтерской деятельностью как фактор развития готовности к профессиональной деятельности обучающихся вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–4. С. 240–244.
  6. Тесленко В.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально личностного развития студентов в период обучения в колледже // Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития участников образовательного процесса: сб. матлов науч.-практ. конф. с междунар. участием (Невинномысск, 11–18 ноября 2024 г.). Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2024. С. 215–217.
  7. Кабышева М.И., Коблева Б.М. Профессионально-личностное развитие студентов медицинского вуза на основе развития мобильности в игровой деятельности // Профессиональная мобильность личности в условиях цифровой трансформации образования: элект. сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.Г. Хрисанова. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2024. С. 172–175.
  8. Извекова Т.Ф. Системное мышление как фактор профессионально личностного развития студента медицинского вуза // Проектирование. Опыт. Результат. 2025. № 1. С. 34–39.
  9. Наговицын Р.С., Алимов Р.Ш. Реализация технологий виртуальной реальности для профессионально-личностного развития студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2024. Т. 21, № 1. С. 74–85.
  10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М., 2012. 253 с.
  11. Чернышев Д.А., Бордюг Д.Д. Концептуальные подходы к профессионально-личностному развитию студентов в системе СПО // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 4–1. С. 460–465.
  12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело: приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2014 № 502 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/ 70683786.
  13. Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Ураков А.Л. Значимость воспитательной компоненты в медицинском образовании // Смоленский медицинский альманах. 2024. № 1. С. 38–44.
  14. Новиков А.С., Дедов Е.Г. Сущность и содержание управления волонтерской деятельностью в условиях медицинского вуза (на примере деятельности Смоленского медицинского университета) // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Волковой, Е.И. Мозговой. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. С. 404–410.
  15. Попов П.Г., Парилова М.Е. Мотивы участия студентов в волонтерской деятельности // Уральский научный вестник. 2023. Т. 4, № 8. С. 189–196.
  16. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация – основание акмеологического развития. М., 2010. 224 с.
  17. Мальцева Т.А. К вопросу о влиянии внеучебной деятельности вуза на профессионально-личностное развитие студентов // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты: сб. мат-лов VII междунар. науч. конф. (к 80-летию Г.Н. Тараносовой) (Тольятти, 17–19 апреля 2023 г.). В 2 ч. Ч. I / под ред. И.А. Изместьевой. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2023. С. 359–367.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Fatykhova I.D., Chelnokova T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.