Профессионально-личностное развитие студентов медицинского колледжа в процессе волонтёрской деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние волонтёрской деятельности на профессиональное и личностное развитие студенческой молодежи. В условиях возрастающих требований к подготовке специалистов, готовых эффективно решать профессиональные задачи, эта проблема приобретает особую значимость. В статье проанализированы ключевые понятия исследования: волонтерская деятельность; профессионально-личностное развитие, студент медицинского колледжа. В качестве педагогического средства, способного решать вопросы эффективного профессионального и личностного развития будущих специалистов, была определена волонтерская деятельность. В статье дается анализ значимости волонтерской деятельности для профессионально-личностного развития студентов, приводятся фрагменты данной деятельности, организованной в Зеленодольском медицинском колледже. Представленная в материалах статьи информация демонстрирует активность включения будущих медиков в волонтерскую деятельность. Особое значение приобретает их участие в Проекте «волонтеры Победы». Даже краткая информация о Проекте позволяет оценить его значимость в приобретении не только важных профессиональных умений, но и значимых для профессии медика личностных качеств. Проведенное исследование личностного развития студентов-волонтеров показало положительные результаты в их развитии, в обучении, повышении их готовности к профессиональной деятельности. В заключение статьи делаются краткие выводы по проведенному исследованию.

Полный текст

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Проблема профессионально-личностного развития будущего специалиста – одна из актуальных проблем научного исследования. В условиях возрастающих требований к подготовке специалистов, готовых эффективно решать профессиональные задачи, эта проблема приобретает особую значимость. Одной из сторон проблемы становится вопрос о педагогических средствах, применение которых оптимизирует процесс профессионального и личностного развития уже на этапах профессионального образования. В качестве одного из педагогических средств, имеющего эффективные механизмы воздействия на процесс развития студентов, является волонтерская деятельность. Разные аспекты волонтерской деятельности поднимаются сегодня в научных исследованиях. Ее нравственному ресурсу посвящена статья Л.Е. Картушиной [1], гражданско-политическому воспитанию статья А.В. Винокуровой [2]. Не остается вне поля внимания исследователей и роль волонтерской деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов (О.С. Мухаметрахимова [3], И.С. Политикова [4], О.М. Нечаева [5]). При всем многообразии подходов в исследовании волонтерской деятельности вопрос ее значимости для профессионально-личностного развития будущих медиков остается еще мало исследуемым. Это и определило наше обращение к изучению вопроса о роли волонтерской деятельности в профессионально-личностном развитии студентов медицинского колледжа.

Вопрос профессионально-личностного развития студентов не является новым для научных исследований. Можно привести ряд фамилий авторов, которые поднимали данный вопрос в своих публикациях (В.А. Тесленко [6], М.И. Кабышева, Б.М. Коблева [7], Т.Ф. Извекова [8], Р.С. Наговицын, Р.Ш. Алимов [9] и др.). Не остается вне поля зрения исследователей и вопрос профессионально-личностного развития будущих медиков.

Проведенный анализ работ по вопросам волонтерского движения и профессионально-личностного развития студентов позволил сформулировать цели собственной статьи. Целью нашего исследования стало изучение влияние участия в волонтерской деятельности на профессионально-личностном развитии студентов медицинского колледжа. Базой исследования выступил Зеленодольский медицинский колледж, на пяти профессиональных направлениях которого обучается 916 студентов, из них на очно-заочной форме 80 студентов возрасте от 30 лет и старше. Охватить данную возрастную категорию значительно сложнее, так как «студенты», являются работающим населением и сформированными профессионально и личностно. Поэтому основной акцент в исследование был сделан на молодежь, а именно на 836 студентов очного отделения. В колледже организовано несколько направлений волонтерской деятельности, таких как «волонтеры Добра», «волонтеры Победы», «волонтеры-медики». Волонтерской деятельностью охвачено 562 студента колледжа, что составило 67% от исследуемой части контингента обучающихся. Каждое из представленных направлений волонтерской деятельности имеет свой ресурс, способный стимулировать профессионально-личностное развитие студента.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

В рамках проводимого исследования необходимо было выделить сущностные характеристики его ключевых понятий: «профессионально-личностное развитие студента», «волонтерская деятельность», «студент медицинского колледжа». Согласно педагогической концепции Е.А. Климова, профессионально-личностное развитие студента представляет достаточно сложный, протекающий в пяти направлениях процесс. Сюда исследователь относит: приобретение знаний в сфере профессии; ориентацию на окружающий мир и общество в целом; «построение направления в профессионально-личностном развитии»; совершенствование социально развитых методов действий; сформированность в обеспечении успешность профессиональной деятельности устойчивых качеств личности [10]. Профессионально-личностное развитие студента должно быть «рационально спланированным, организационным и методически направленным» [11, с. 462]. Такой подход способен обеспечить педагогическое управление процессом профессионально-личностного развития будущего специалиста, которое должно протекать ежедневно, и не закончиться с получением диплома.

Инструментом педагогического управления профессионально-личностным развитием студента медицинского колледжа является и волонтерская деятельность. Волонтерская деятельность – это добровольческая деятельность, она осуществляется на основе свободного выбора человека безвозмездно, как в интересах физических, так и юридических лиц, социальных групп и общества в целом. Слово «волонтер» происходит от латинского «voluntarius» – добровольный. Слова «волонтер» и «доброволец» тождественны в своем значении. Безусловно, что студент, включенный в волонтерскую деятельность, осваивает не только новые для себя виды деятельности, но и меняется в ней. Среди основных направлений волонтерской деятельности можно назвать: социальное волонтерство, экологическое, спортивное, культурное. Особое значение в профессионально личностном развитии студентов медицинского колледжа имеет медицинское волонтерство. Вовлечение в него способствует компетентностному развитию студентов, помогает понять «сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» [12]. Не менее значимо для профессионально-личностного развития студента медицинского колледжа и участие в других направлениях волонтерской деятельности. Вовлеченность в нее способствует формированию общекультурных компетенций: умению работать в команде; принимать решения и нести за них ответственность; бережно относится к историческому и культурному наследию; заниматься физической культурой, поддерживая здоровый образ жизни и т.п.

Студенты медицинского колледжа – это не просто молодые люди, получающие среднее профессиональное образование, это будущие специалисты, чья профессиональная деятельность связана с заботой о здоровье других людей. Профессиональная миссия медицинских работников строится на принципах этики и морали. К принципам этики относятся: общее уважение, конфиденциальность, информированное согласие, самоопределение. Принятию данных принципов за основу своей деятельности будет способствовать вовлеченность студента в разные направления волонтерской деятельности, многие из которых предполагают общение с разными людьми. В этом общении важно следовать принципам морали (не лги, не кради, не причиняй другому зла, почитай старших, уважай труд, делай добро…). Становление данных принципов нормой жизни – один из показателей профессионально-личностного развития студента медицинского колледжа. В этой связи особу значимость приобретает воспитательный компонент образования. «Функция воспитательного воздействия многогранна, может реализовываться разными способами и на различных уровнях» [13, с. 40]. Участие в волонтерской деятельности становится мощным источником в формировании морально-нравственных основ поведения. Реализуя себя как волонтера в настоящем, будущий медик получает хороший заряд на будущее. Этические нормы станут важным регулятором деятельности среднего медицинского персонала.

Многообразие вариантов волонтерской деятельности, осуществляемой современными студентами, отражает многообразие социальных проблем, приобщение к которым на этапах профессионального образования играет огромную роль в социальном развитии студента, его становлении как социально активной личности. Развитие волонтерства в студенческой среде позволяет вовлечь их в разные формы социальной активности (политическую, гражданскую, культурную, трудовую и т.д.). Через многообразие форм социальной активности усваиваются и претворяются в жизнь регламентированные обществом знания, умения, навыки, нормы и правила поведения, общение. Происходит личностное и профессиональное развитие индивида, который начинает осознавать стоящие перед ним цели и мотивы, достигает положительных результатов в решении вставших перед ним задач.

Включение в волонтерскую деятельность будущих представителей медицинской профессии целеориентированно на развитие «в студенте чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе» [14, с. 405]. Управленческое достижение цели найдет отражение в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников колледжей. Сам процесс управления волонтерским движением строится на основе управленческих методов (планирование, подготовка поля деятельности, контроль и т.д.), инструментов и технологий, обеспечивая не только координацию работы с добровольцами, но и решение задач их профессионального и личностного развития. Ценностно-смысловая основа управления волонтерской деятельностью отражена в формировании у студентов комплекса целевых «ориентиров: «природа», «общество», «личность», «профессия» – позволяющая осознать важность, социальную направленность и личностную значимость его профессионального труда» [5, с. 241].

Волонтерская деятельность в Зеленодольском медицинском колледже представлена в разных формах: акции, лекции среди населения, уход за инвалидами, находящихся на реабилитации в медицинских центрах. Значимым волонтерским направлением в 2025 году стал предложенный К.П. Митцель, куратором направления «Волонтеры Победы» волонтерский проект «Медицинский десант».

В рамках проекта в течение 2024/2025 учебного года волонтеры Победы Зеленодольского медицинского колледжа, оказывали помощь ГБУ Республиканский центр социальной реабилитации инвалидов «Идель» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в общем уходе за пациентами с инвалидностью.

Волонтерское движение имеет огромное значение для самореализации студентом себя уже на этапе обучения, вовлеченный в социальную деятельность, он приобретает актуальный опыт и знания. Формируется чувство причастности к общему делу, выстраиваются новые образовательные потребности, в их реализации происходит профессиональный рост человека. Исследуя мотивы участия студентов в волонтерской деятельности, П.Г. Попов, М.Е. Парилова выявили, что 80% опрошенных отмечали, что социальное волонтерство вносит значительный вклад в жизнь общества [15]. Собственное исследование подтверждает данные результаты, большая часть студентов-волонтеров отмечали значимость вклада волонтеров в жизнь общества.

Поднятая в исследовании проблема профессионально-личностного развития будущих медиков в процессе волонтерской деятельности была отслежена в рамках психологической диагностики. Проводимые замеры показали, что увеличился показатель развитости определенных свойств личности студента (эмпатийность, тактичность, внимательность, готовность помочь). Изменения образовательных потребностей, возникшие в процессе волонтерской деятельности, стимулировали улучшение учебной мотивации (качественный показатель составил 95%). Имели место изменения в профессиональном развитии будущих медиков, они более определились в своей выбранной профессии, в планах на дальнейшее развитие в ней.

У волонтеров-студентов улучшилась «профессиональная самоорганизации», которая включила в себя осознанную работу над собой в целях совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и морально-волевых черт характера в ходе деятельности, направленной на разрешение профессионально и личностно значимых задач.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

В современных исследованиях мобильность профессионального и личностного развития «рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие структурные компоненты», в них проявляется готовность человека к трудовой деятельности [7, с. 172]. В обеспечении профессионально-личностного развития обучающегося, осваивающего программу среднего профессионального образования, необходимо целенаправленное педагогическое управление этим процессом, с четко обозначенными ориентирами, как личностного (совокупности позитивных изменений в структуре личности), так и профессионального (расширение диапазона профессионально значимых свойств и качеств, опыта практической деятельности) становления. Актуальным педагогическим средством в профессионально-личностном развитии человека становится волонтерская деятельность. Расширяя пространство практической деятельности; круг лиц, с которыми взаимодействует волонтер; количество природных и социальных объектов, с которыми он сталкивается, можно значительно оптимизировать процесс профессионально-личностного развития обучающегося. Волонтерство становится неразрывной частью профессионального образования (единство учебной и внеучебной деятельности), а, как указывали А.А. Деркач и Э.В. Сайко, в процессе профессионального развития происходят фундаментальные изменения самой личности [16]. С включением будущего медика в волонтерскую деятельность идет «расширение его интересов, изменение желаний и потребностей» [11]. Сопряженные с будущей профессией формы волонтерской деятельности становятся основой развития профессионализма. Вся волонтерская деятельность оказывает влияние на развитие личности как системы, в ходе нее вырабатываются механизмы регуляции поведения и деятельности. Выступая видом внеучебной деятельности, волонтерская деятельность дает направления духовно-нравственному, социальному, общекультурному, общеинтеллектуальному, спортивно-оздоровительному развитию личности студента [17].

Тема профессионально-личностного развития студентов медицинского колледжа в процессе волонтерской деятельности является актуальной с точки зрения всех понятий, образующих ее. В перспективных планах авторов дальнейшее ее исследование в изучении как многообразия вариантов включения обучающихся в волонтерскую деятельность, так и тех изменениях, которые происходят в структуре личности и развитии ее профессионализма.

×

Об авторах

Ильмира Дамировна Фатыхова

Зеленодольский медицинский колледж

Автор, ответственный за переписку.
Email: ilmirazmu@yandex.ru

директор

Россия, Зеленодольск

Татьяна Александровна Челнокова

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова

Email: chelntat@gmail.com

доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики

Россия, Казань

Список литературы

  1. Картушина Л.Е. Структурные компоненты деятельности по реализации нравственного ресурса волонтерской деятельности студентов СПО в экологическом воспитании школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 10–1 (85). С. 142– 145. doi: 10.24412/2500-1000-2023-10-1-142-145.
  2. Винокурова А.В. Волонтерская деятельность как инструмент гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности // Народное образование Якутии. 2023. № 3 (128). С. 31–32.
  3. Мухаметрахимова О.С. Волонтерская деятельность как средство подготовки будущих бакалавров к профессиональной деятельности // Вестник Сибирского государственного технологического университета. 2015. № 1. С. 47–49.
  4. Политикова И.С. Волонтерская деятельность как платформа для будущей профессиональной деятельности // Социальная ответственность: аспекты деятельности гражданских активистов, неформальных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций: мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (27 апреля 2016 г.) / отв. ред. А.А. Щевьёв. Рязань: РРОО ССАМ «Созвездие», 2016. С. 64–66.
  5. Нечаева О.М. Ценностно-смысловая основа управления волонтерской деятельностью как фактор развития готовности к профессиональной деятельности обучающихся вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–4. С. 240–244.
  6. Тесленко В.А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально личностного развития студентов в период обучения в колледже // Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития участников образовательного процесса: сб. матлов науч.-практ. конф. с междунар. участием (Невинномысск, 11–18 ноября 2024 г.). Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2024. С. 215–217.
  7. Кабышева М.И., Коблева Б.М. Профессионально-личностное развитие студентов медицинского вуза на основе развития мобильности в игровой деятельности // Профессиональная мобильность личности в условиях цифровой трансформации образования: элект. сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.Г. Хрисанова. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2024. С. 172–175.
  8. Извекова Т.Ф. Системное мышление как фактор профессионально личностного развития студента медицинского вуза // Проектирование. Опыт. Результат. 2025. № 1. С. 34–39.
  9. Наговицын Р.С., Алимов Р.Ш. Реализация технологий виртуальной реальности для профессионально-личностного развития студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2024. Т. 21, № 1. С. 74–85.
  10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М., 2012. 253 с.
  11. Чернышев Д.А., Бордюг Д.Д. Концептуальные подходы к профессионально-личностному развитию студентов в системе СПО // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 4–1. С. 460–465.
  12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело: приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2014 № 502 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/ 70683786.
  13. Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Ураков А.Л. Значимость воспитательной компоненты в медицинском образовании // Смоленский медицинский альманах. 2024. № 1. С. 38–44.
  14. Новиков А.С., Дедов Е.Г. Сущность и содержание управления волонтерской деятельностью в условиях медицинского вуза (на примере деятельности Смоленского медицинского университета) // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О.А. Волковой, Е.И. Мозговой. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. С. 404–410.
  15. Попов П.Г., Парилова М.Е. Мотивы участия студентов в волонтерской деятельности // Уральский научный вестник. 2023. Т. 4, № 8. С. 189–196.
  16. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация – основание акмеологического развития. М., 2010. 224 с.
  17. Мальцева Т.А. К вопросу о влиянии внеучебной деятельности вуза на профессионально-личностное развитие студентов // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты: сб. мат-лов VII междунар. науч. конф. (к 80-летию Г.Н. Тараносовой) (Тольятти, 17–19 апреля 2023 г.). В 2 ч. Ч. I / под ред. И.А. Изместьевой. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2023. С. 359–367.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Фатыхова И.Д., Челнокова Т.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.