Содержание понятия «ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России» как предмет педагогической рефлексии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обосновывается значение ответственного отношения к учению в плане эффективности подготовки курсантов в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России как высокопрофессиональных, морально зрелых сотрудников УИС, готовых к сложным и ответственным служебным задачам. Обосновывается, что ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России является структурным интегративным личностным образованием, содержание которого определяется содержанием его компонентов. Выделены структурные компоненты ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России (когнитивно-смысловой, ценностно-мотивационный, волевой, нравственно-этический и деятельностный) и раскрыто их содержание. Когнитивно-смысловой компонент включает знание об учебной деятельности и ее структуре, основных ее этапах; представления о необходимости целенаправленного планирования учебного процесса, о значении самоанализа и самооценки учебных достижений в учебной деятельности; осознанное и глубокое понимание курсантом сущности и значимости учебной деятельности. Ценностно-мотивационный компонент содержит обусловленные спецификой ведомственного вуза и профессиональной направленностью подготовки курсантов ценности (взаимопомощь, дисциплина, долг, знание, наука, образование, ответственность, правда, профессионализм, самосовершенствование, свобода, совесть, творчество), принимают форму мотивов учебной деятельности курсантов. Волевой компонент содержательно определяется волей курсанта, обеспечивающей преодоление им внешних и внутренних трудностей в достижении учебных целей. Нравственно-этический компонент включает морально-этическую ответственность курсанта, способствующую свободному, осознанному выбору курсантом модели поведения в рамках учебной деятельности. Деятельностный компонент содержит личностные качества, обеспечивающие успешность учебной деятельности курсанта (доброжелательность, организованность, принципиальность, эрудированность, вдумчивость, мудрость, надежность, честность, компетентность, целеустремленность, независимость, креативность).

Полный текст

Ответственное отношение к учению курсантов ведомственного вуза ФСИН России во многом определяет успешность процесса их профессиональной подготовки к службе в уголовно-исполнительной системе, поскольку ответственное отношение к учению не только обеспечивает глубокое и осознанное усвоение знаний и развитие необходимых компетенций, но и становится основой формирования личностной ответственности, нравственной зрелости и профессиональной культуры курсанта. И это при том, что «для ФСИН России ответственность сотрудников представляется как один из основных факторов результативности и успешности выполнения служебных задач, который обеспечивает строгое следование законам Российской Федерации, стремление к получению оптимальных результатов своей деятельности и поддержанию имиджа и авторитета уголовно-исполнительной системы в обществе, за счет своевременного и четкого выполнения ее функций» [1].

Значение ответственного отношения к учению для становления личности курсанта как морального человека и эффективного профессионала проявляется и в том, что оно способствует развитию у курсантов способности к критическому осмыслению учебного материала, а, следовательно, и любой информации в целом, что в дальнейшем облегчает адаптацию к служебной деятельности и минимизирует риск профессиональных ошибок. Курсант, который сознательно и добросовестно относится к учебе, характеризуется эмоциональной устойчивостью, самообладанием, способностью к решению сложных ситуаций, что важно для выполнения сложных служебных задач, требующих высокой степени самостоятельности и дисциплины.

Кроме того, ответственное отношение к учебному процессу обеспечивает становление нравственных качеств, таких как честность, принципиальность, надежность, ответственность, дисциплинированность и др., которые являются необходимыми для сотрудника УИС. Учебная дисциплина и настойчивость в образовательной деятельности, в которых проявляется ответственное отношение курсанта к учению, способствуют развитию у него организаторских умений, готовности к самостоятельной работе, способности к аналитическому мышлению и высокой адаптивности, что важно для сотрудников УИС, часто сталкивающихся с непредсказуемыми обстоятельствами в условиях профессиональной деятельности.

Также ответственное отношение к учению позволяет курсантам видеть практическую значимость учебных дисциплин и способствует становлению у них устойчивой учебной мотивации, готовности к непрерывному профессиональному развитию, являющихся залогом эффективного выполнения служебных задач и личностного роста в условиях постоянных профессиональных вызовов.

Таким образом, ответственное отношение к учению обусловливает не только эффективность образовательного процесса, но и качественную подготовку курсантов как высокопрофессиональных, морально зрелых сотрудников УИС, готовых к сложным и ответственным служебным задачам. Оно является неотъемлемой частью их профессионального становления, гарантируя эффективность и безопасность работы УИС, развитие профессионально и нравственно зрелой личности сотрудника, способного достойно исполнять возложенные на него обязанности.

Ответственное отношение курсантов к учению не возникает само по себе, а формируется в ходе специально организованного педагогического процесса, который предполагает систематическое и целенаправленное воспитание этого важного личностного образования.

Для осуществления воспитания ответственного отношения к учению у курсантов ведомственного вуза ФСИН России необходимо раскрыть содержание понятия «ответственное отношение курсанта к учению» как базового теоретического и практического ориентира педагогической деятельности преподавателя. Это обусловлено тем, что воспитательный процесс, направленный на формирование осознанной учебной мотивации, саморегуляции и личной ответственности курсантов, требует ясного понимания, из каких компонентов складывается ответственное отношение курсанта к учению и как оно проявляется в учебной деятельности. Только на основе знания компонентного состава рассматриваемого понятия и теоретического осмысления содержания его компонентов, можно успешно разрабатывать методы, средства и технологии, которые действительно способствуют формированию устойчивого, осознанного и мотивированного отношения курсантов к учению. Именно поэтому мы обращаемся в нашей работе к содержанию понятия «ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России».

Определение содержания данного понятия требует обращения к научным источникам, в которых идет речь об ответственном отношении личности к учению. Для анализа мы отобрали широкий спектр работ, в которых речь идет о различных аспектах формирования ответственного отношения к учению школьников (А.Д. Алферов [2], Л.А. Косолапова [3], В.Б. Кухарская [4], М.С. Невзорова [5], И.А. Дидук и Н.Ю. Жукова [6]); о сущности и видах понятия «ответственное отношение» и производного от него понятия «ответственное отношение к учению», а также об ответственном отношения к учению обучающихся профессиональных образовательных организаций (С.А. Рудь [7–9]); о специфике формирования ответственного отношения к учению студентов колледжа (Е.А. Шахова [10]), студентов гражданских вузов (А.И. Иванова [11; 12], Ж.М. Мергенова [13]), курсантов ведомственных вузов (А.Н. Гузанов [14; 15]), И.Ю. Коробейникова [16]). Кроме того, мы обратились к работам, посвященным видам ответственности, связанным с учебной деятельностью: ответственности учебной (И.С. Андреев [17]), учебно-профессиональной (М.Р. Якишева [18]), ответственности за результаты учебной деятельности (О.А. Кривенко [19; 20]), так как ответственное отношение к учению и ответственность учебная, учебно-профессиональная, ответственность за результаты учебной деятельности достаточно близкие понятия, поскольку все они отражают устойчивую личностную позицию обучающегося, проявляющуюся в осознанном, мотивированном и целенаправленном поведении в учебной деятельности.

Анализ научных представлений о понятии «ответственное отношение к учению» и близких ему понятиях «учебная ответственность», «учебно-профессиональная ответственность», «ответственность за результаты учебной деятельности» позволил установить, что ответственное отношение личности к учению предстает в воззрениях ученых как многокомпонентное личностное образование, интегрирующее мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые и поведенческие аспекты. Большинство исследователей сходятся во взгляде, что ответственное отношение – это устойчивое внутреннее состояние обучающегося, проявляющееся через осознанное восприятие им учебных целей и смыслов, активную позицию в учебной деятельности, способность к саморегуляции и готовность нести ответственность за результаты своей учебной деятельности. Ученые при этом подчеркивают важность мотивации, позитивного ценностного отношения к учению, эмоциональной вовлеченности и волевой устойчивости, обеспечивающих эффективное усвоение школьником (студентом, курсантом) знаний и высокий уровень его самостоятельности в самоорганизации собственной учебной деятельности.

Взгляды ученых на ответственное отношение к учению различаются прежде всего по трем основным критериям. Во-первых, по степени структурности и детализации: одни исследователи выделяют четко сформированные и количественно ограниченные компоненты (мотивационный, когнитивный, волевой, эмоциональный и др.). Так А.Д. Алферов выделяет шесть компонентов ответственного отношения к учению, а А.Н. Гузанов адаптирует структуру А.Д. Алферова под условия военного вуза. Другие исследователи рассматривают ответственное отношение к учению как более интегративное и гибкое личностное образование без выделения компонентного состава (Л.А. Косолапова, В.Б. Кухарская). Во-вторых, по акценту на внутреннем или внешнем измерении ответственности, как ключевой составляющей понятия «ответственное отношение к учению»: И.С. Андреев, С.А. Рудь делают акцент на внутренней нравственно-этической позиции и личностном выборе, в то время как Л.А. Косолапова, М.С. Невзорова акцентируют внимание на социальной обусловленности ответственного отношения к учению, межличностных отношениях и коллективизме. В-третьих, различия связаны со спецификой образовательного учреждения. В частности, А.Н. Гузанов, О.А. Кривенко, исследования которых сделаны на базе военных вузов, придают больше значения дисциплине, планированию и профессиональной направленности ответственности, тогда как в общем педагогическом дискурсе внимание уделяется мотивации, эмоциональной вовлеченности обучающегося в учебную деятельность и рефлексивности (Е.А. Шахова, М.Р. Якишева).

На основании анализа научных работ мы определяем «ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России» как структурное интегративное личностное образование, проявляемое в осознанном понимании курсантом значимости учебной деятельности для его профессионального и личностного становления, в высокой мотивационной вовлеченности курсанта в образовательный процесс, в его целенаправленной познавательной активности, в самоорганизации и самоконтроле, а также в нравственно-волевой устойчивости, обеспечивающей выполнение учебных обязанностей.

Содержание ответственного отношения к учению курсанта раскрывается через содержание структурных компонентов такого отношения. На основании анализа названных выше научных работ мы выделили пять компонентов: когнитивно-смысловой, ценностно-мотивационный, волевой, нравственно-этический и деятельностный. Раскроем содержательное наполнение данных компонентов.

Когнитивно-смысловой компонент ответственного отношения к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России включает осознанное и глубокое понимание курсантом сущности и значимости учебной деятельности как целенаправленного процесса приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального и личностного становления будущего сотрудника УИС. В содержание данного компонента включено знание об учебной деятельности как о систематической и организованной познавательной деятельности, направленной на освоение образовательных программ, на развитие профессиональных компетенций и формирование готовности курсанта к выполнению служебных задач.

Важной составляющей когнитивно-смыслового компонента является понимание курсантом ответственности как осознанной готовности взять на себя обязательства выполнять учебные задачи добросовестно, планировать свою деятельность, предвидеть последствия своих действий и быть готовым нести ответственность за свои учебные результаты. Курсанту важно осознавать, что ответственное отношение к учению включает не только выполнение формальных требований, но и внутреннюю установку на самостоятельность, инициативность и стремление к качественному усвоению материала. Курсант осмысливает учебную деятельность не только как обязательный этап образовательного процесса, но и как значимый фактор профессионального развития и социальной адаптации в специализированной среде ведомственного вуза.

Когнитивно-смысловое содержание включает знания о структуре учебной деятельности и основных ее этапах, а также представления о необходимости целенаправленного планирования учебного процесса, о значении самоанализа и самооценки учебных достижений в учебной деятельности.

Таким образом, когнитивно-смысловой компонент обеспечивает интеллектуальную и смысловую основу ответственного отношения курсанта к учению, обеспечивая осознанное восприятие курсантом учебной деятельности как ключевого фактора личностного и профессионального развития в условиях ведомственного образовательного учреждения ФСИН России.

Ценностно-мотивационный компонент ответственного отношения курсанта к учению представляет собой совокупность внутренних личностных смыслов, мотивов и устойчивых ценностных ориентаций, которые формируют внутреннюю мотивацию и направленность учебной деятельности, обеспечивая целенаправленное и сознательное отношение курсантов к учению. Этот компонент является смысловым ядром, которое связывает интеллектуальную осознанность (когнитивно-смысловой компонент) с поведенческими проявлениями курсантами ответственности в образовательном процессе.

Содержание данного компонента образуют ценности, обусловленные спецификой ведомственного образовательного учреждения и профессиональной направленностью подготовки курсантов – будущих сотрудников УИС: взаимопомощь, дисциплина, долг, знание, наука, образование, ответственность, правда, профессионализм, самосовершенствование, свобода, совесть, творчество. Данные ценности принимают форму мотивов учебной деятельности курсантов. Так взаимопомощь является базисом коллективистской мотивации, ориентирует на сотрудничество, взаимную поддержку в образовательном процессе. Эта ценность принимает побуждает курсанта к активному взаимодействию с сокурсниками и педагогами. Дисциплина и долг определяют мотивы самоорганизации учебной деятельности, осознанного соблюдения правил и норм, предусмотренных учебным процессом и служебной деятельностью. Такие ценности мотивируют курсанта к настойчивости и обязательности в выполнении учебных заданий. Знание, наука и образование принимают форму мотива научно-теоретического осмысления учебного материала, направляют стремление курсанта к познанию, развитию профессиональных компетенций и применению научных достижений в служебной деятельности, что составляет основу для интеллектуальной активности и познавательного интереса. Ответственность и правда ориентируют курсанта на сознательное выполнение учебных задач и готовность нести последствия за результаты учебы. Профессионализм и самосовершенствование стимулируют внутренний мотив постоянного развития и повышения уровня знаний и умений, формируют стремление к качественному освоению профессиональных навыков и самоуправлению в образовательном процессе. Свобода и совесть связаны с осознанным принятием учебных обязательств и нравственным выбором, что способствует формированию автономности и личностной ответственности, базирующихся на внутренней мотивации, а не внешнем принуждении. Творчество расширяет мотивационный спектр, стимулируя поиск инновационных решений и внедрение новых подходов в учебной деятельности, что способствует развитию индивидуального потенциала и адаптивности курсанта к профессиональным вызовам.

Мотивы, форму которых принимают названные ценности, направляют волю и поведение курсанта в учебном процессе. Они проявляются как осознанная заинтересованность, готовность к усердной и последовательной работе, стремление к взаимоподдержке и соблюдению дисциплинарных норм, а также к нравственной саморегуляции и профессиональному росту. Благодаря интеграции этих мотивов формируется сознательная позиция курсанта, адекватная требованиям ведомственного вуза ФСИН России и ориентированная на высокое качество учебы и профессионального становления.

Таким образом, ценностно-мотивационный компонент обеспечивает внутренний смысл и направленность учебной деятельности курсанта, выступая связующим звеном между принятием и пониманием учебных целей и их эффективной реализацией в условиях образования в ведомственном вузе ФСИН России.

Волевой компонент ответственного отношения курсанта ведомственного вуза ФСИН России к учению характеризуется совокупностью личностных качеств и психологических процессов, обеспечивающих целенаправленное преодоление курсантом трудностей, его самоорганизацию и устойчивость в достижении учебных целей, несмотря на возникающие препятствия и внешние обстоятельства. Содержательное наполнение данного компонента образует воля как «сознательное управление субъектом своим поведением, способность мобилизовать силы на преодолении трудностей, стоящих на пути к цели» [21, с. 71]. Волевой компонент выступает основой волевой саморегуляции и морально обусловленной активности, которые способствуют последовательному и дисциплинированному выполнению учебных обязанностей в условиях строго регламентированной образовательной среды ведомственного вуза ФСИН России.

Содержание нравственно-этического компонента ответственного отношения к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России образует морально-этическая ответственность личности в силу того, что данный компонент отражает внутренние моральные нормы, личностные убеждения и этические принципы, которые лежат в основе сознательной готовности курсанта принимать ответственность за свои действия и их последствия в учебной деятельности. Это не просто внешнее выполнение требований, а осознанная внутренняя позиция, свободный нравственный выбор, критерием которого являются ценности. Как утверждает И.С. Андреев: «ответственность всегда возникает там, где есть возможность и необходимость для человека осуществить нравственно обусловленный свободный выбор между различными поведенческими и деятельностными альтернативами» [17, с. 13]. В условиях ведомственного вуза ФСИН России, морально-этическая ответственность способствует свободному, осознанному выбору курсантом модели учебного поведения.

Деятельностный компонент ответственного отношения к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России отражает практическую, поведенческую сторону этого личностного образования и заключается в умении эффективно организовать и реализовать учебную деятельность, направленную на достижение поставленных образовательных и профессиональных целей. Содержание данного компонента включает личностные качества, обеспечивающие планирование курсантом своей учебной деятельности, ее контроль и корректировку; проявление самостоятельности и инициативы в учебной деятельности, что обеспечивает устойчивость и качество учебных действий в условиях образовательной среды ведомственного вуза. Это такие качества как доброжелательность, организованность, принципиальность, эрудированность, вдумчивость, мудрость, надежность, честность, компетентность, целеустремленность, независимость, креативность. При этом доброжелательность в данном контексте не сводится лишь к эмоциональному состоянию – она реализуется в конструктивном взаимодействии курсанта с преподавателями и сокурсниками, что создает позитивный социальный климат, способствующий эффективной учебной деятельности и обмену знаниями. Организованность проявляется в системном подходе курсанта к учебному труду, в умении распределять время и ресурсы, планировать задания и контролировать их выполнение. Личностные качества, образующие содержание деятельностного компонента, реализуются в конкретных учебных действиях курсанта.

Итак, ответственное отношение к учению курсанта ведомственного вуза ФСИН России является сложным личностным образованием, в основаниях которого лежит осознанное понимание курсантом значимости учебной деятельности для профессионального и личностного его становления как будущего сотрудника УИС. Содержание ответственного отношения к учению курсантов определяется содержательным наполнением его компонентов – когнитивно-смыслового, ценностно-мотивационного, волевого, нравственно-этического и деятельностного.

Воспитание у курсантов ведомственного вуза ФСИН России ответственного отношения к учению является фундаментом эффективной профессиональной подготовки, способствующей формированию высокопрофессиональной, нравственно зрелой и адаптивной личности сотрудника УИС. Обеспечение высокого уровня ответственного отношения к учению курсанта способствует не только успешному освоению им образовательных программ, но и повышает качество исполнения служебных обязанностей, что в совокупности укрепляет эффективность и безопасность деятельности УИС в целом.

×

Об авторах

Денис Николаевич Желтухин

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: denis.zheltuhin@yandex.ru

заместитель начальника по служебно-боевой подготовке

Россия, Самара

Список литературы

  1. Минюкова Д.С. Теоретические основы исследования ответственности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России) [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016. Т. 4, № 3. http://mir-nauki.com/PDF/ 38PSMN316.pdf.
  2. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к учению. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1994. 80 с.
  3. Косолапова Л.А. Формирование ответственного отношения учащихся к учению как интегративного личностного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Л., 1990. 17 с.
  4. Кухарская В.Б. Особенности формирования ответственного отношения к учению подростков с различной успеваемостью: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. Киев, 1992. 19 с.
  5. Невзорова М.С. Воспитание ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Елец, 2014. 25 с.
  6. Дидук И.А., Жукова Н.Ю. Формирование ответственного отношения обучающихся к учебной деятельности на уроках русского языка и во внеучебное время // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 1 (5). С. 12–17.
  7. Рудь С.А. Понятие «ответственное отношение»: его сущность и виды // Образование личности. 2020. № 1–2. С. 88–97.
  8. Рудь С.А. Понятие «ответственное отношение к учению» и его характеристика // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 282–290.
  9. Рудь С.А. К вопросу о формировании ответственного отношения обучающихся профессиональных образовательных организаций к учению как психолого-педагогической проблеме // Образование личности. 2021. № 1–2. С. 48–54.
  10. Шахова Е.А. Формирование ответственного отношения к учению у студентов педагогического колледжа в системе контроля знаний: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2006. 26 с.
  11. Иванова А.И. Модель формирования ответственного отношения к обучению у студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1–1. С. 253–255.
  12. Иванова А.И. Теоретические основы формирования ответственного отношения к учебной деятельности у студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 3. С. 44–47.
  13. Мергенова Ж.М. Система формирования ответственного отношения студентов к обучению // Наука и современность. 2017. № 2 (12). С. 34–42.
  14. Гузанов А.Н. Педагогические основы формирования ответственного отношения к обучению у курсантов военного вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 1. С. 131–135.
  15. Гузанов А.Н. Формирование ответственного отношения к учению у курсантов военного вуза во внеаудиторной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кострома, 2010. 24 с.
  16. Коробейникова И.Ю. Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2001. 24 с.
  17. Андреев И.С. Формирование учебной ответственности у студентов технического университета в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2006. 24 с.
  18. Якишева М.Р. Педагогические условия формирования учебно-профессиональной ответственности студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2013. 30 с.
  19. Кривенко О.А. Воспитание у курсантов военных вузов ответственности за результаты учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2021. 24 с.
  20. Кривенко О.А. Педагогические основы формирования ответственности курсантов военных вузов за результаты своей учебной деятельности // Мир образования – образование в мире. 2017. № 3 (67). С. 280–284.
  21. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: Аст, 2001. 576 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Желтухин Д.Н., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.