The educational institutions (mektebs and madrasas) in Malmyzh District of Vyatka Governorate in the late 19th century
- Authors: Batula K.M.1
-
Affiliations:
- Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
- Issue: Vol 14, No 2 (2025)
- Pages: 147-153
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/689226
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025142301
- ID: 689226
Cite item
Full Text
Abstract
The study examines the key role of primary schools (mektebs) and madrasas in the Malmyzh District of Vyatka Governorate at the end of the 19th century in shaping the educational system, and in preserving the ethnocultural identity and religious-moral values of the Tatar population. Within the multiethnic context of the Russian Empire, these institutions functioned not only as centers of learning, but also as mechanisms for maintaining traditional ways of life. Special attention is paid to the operation of mektebes and madrasas as mosque-affiliated schools sustained by community donations. The study highlights their role in providing basic education and in supporting the cultural and religious identity of the Muslim population. Regional specificities of school organization, community-based funding, and the involvement of the Muslim clergy – including women – are emphasized. Based on archival materials such as district police reports and inspectors’ records from public schools, the research employs historical-systemic, comparative-historical, and statistical methods to reconstruct the stages of development of this educational network.
Full Text
Введение
Актуальность исследования учебных заведений начальной школы (мектебов) и медресе в Малмыжском уезде Вятской губернии конца XIX века обусловлена их ключевой ролью в формировании системы образования, сохранении этнокультурной идентичности и религиозно-нравственных ценностей татарского народа. В условиях полиэтнической Российской империи данные учебные заведения выступали не только центрами просвещения, но и инструментами воспроизводства традиционного уклада, что делает их изучение важным для понимания механизмов социокультурной адаптации и сопротивления ассимиляционным процессам. Особый интерес представляет анализ взаимодействия религиозных институтов с образовательными практиками в условиях модернизации, а также выявление региональных особенностей функционирования мектебов и медресе в контексте общероссийских тенденций.
Степень разработанности темы характеризуется фрагментарным освещением в отечественной историографии. Несмотря на наличие работ, посвященных истории татарского образования (Р.М. Амирханов [1], Ч.Х. Саматова, Р.Р. Ибрагимов [2; 3], Э.К. Салахова [4], А.М. Калимуллин [5], Р.С. Мухаметшин [6] и т.д.), специфика мектебов и медресе Малмыжского уезда остается малоизученной. Большинство исследований (Л.А. Гибазова [7], А.Х. Махмутова [8], А.Г. Мухаметшин [9] и т.д.) фокусируется на Казанской губернии как центре татарской образованности, тогда как Вятская губерния, остается малоизученной и заслуживает научного внимания. Данная губерния обладала обширными территориальными границами, и освещение данной темы представлено в работах Р.А. Гимазовой [10], П.С. Иванова [11], А.М. Рафикова [12], К.М. Мурзакаевой [13; 14] и т.д. Архивные материалы, включая ведомости уездных исправников и отчеты инспекторов народных училищ, введены в научный оборот лишь частично, что актуализирует необходимость их комплексного анализа [15, л. 4; 16, л. 5; 17, л. 17].
Предметом данного исследования выступают татарские мектебы и медресе Малмыжского уезда Вятской губернии в конце XIX века как элементы системы религиозно-ориентированного образования. Особое внимание уделяется их организационной структуре, финансированию, кадровому составу, гендерным аспектам обучения, а также динамике развития в период 1869–1894 гг.
Методологическую основу работы составили принципы историко-системного подхода, позволяющего рассматривать мектебы и медресе как часть социокультурной системы татарского общества. Использованы сравнительно-исторический метод для выявления территориальных особенностей, статистический анализ архивных данных (ведомости 1869 и 1894 гг.) Малмыжского уезда Вятской губернии, а также историко-генетический метод для реконструкции этапов развития образовательной сети. Источниковая база включает документы Центрального государственного архива Кировской области, отчеты уездных исправников, материалы канцелярии директора народных училищ Вятской губернии.
Изложение основного материла статьи
В XIX веке религиозные начальные школы (мектебы) и медресе играли важную роль в образовании и воспитании детей, одновременно являясь центрами духовной и культурной жизни. Эти учебные заведения существовали при мечетях и финансировались в основном за счет пожертвований прихожан, родителей и родственников учеников. Обучение проходило либо в домах мулл, либо в специально построенных для этого помещениях.
Школы делились на два уровня: начальные (мектебы) и высшие (медресе). Основу учебной программы составляло изучение татарской грамоты, Корана и религиозных текстов (таких как тюрки гариб и фарсый). В некоторых заведениях преподавались также основы грамматики и персидский язык. Преподавателями, как правило, выступали муллы, часто привлекавшие к обучению членов своих семей, что подчеркивало ведущую роль духовенства в образовательном процессе и формировании национального самосознания татар. Как видим, образовательная система имела ярко выраженный исламский характер, что отражало тесную связь между религиозными традициями, культурой и обучением татарского населения. В одних селах существовали только начальные школы (мектебы), в других – более развитые (медресе), что создавало определённую неоднородность в уровне образования. Таким образом, татарские мектебы и медресе XIX века не только обеспечивали базовые знания, но и способствовали сохранению татарского языка, религии и традиций, играя важную роль в духовной жизни общества и формировании национальной идентичности.
В представленной работе приводится анализ сохранившихся сведений о сети религиозных школ (мектебов и медресе), функционировавших в различных населённых пунктах Малмыжского уезда Вятской губернии в 1869 и 1894 годах. Исходным материалом послужили «Ведомости о магометанских школах по Малмыжскому уезду Вятской губернии», составленные уездным исправником Телятиным (1869 г.) [18, л. 21–32], а также архивные документы канцелярии директора народных училищ Вятской губернии за 1894 год, включающие отчёты инспектора народных училищ Н. Сенилова [19, л. 14–17]. Суммарные данные о местоположении школ и численности учащихся сведены в таблицу 1, позволяющую оценить динамику развития мектебов и медресе, а также их роль в сохранении культурно-образовательных традиций.
Таблица 1 – Сводная ведомость о числе учебных заведений (мектебов и медресе) Малмыжского уезда за 1869 г. и 1894 г.
№ п/п | Местоположение | Тип на 1869 г. | Число учеников (м. – мальчиков, д. – девочек) | Тип на 1894 г. | Число учеников (м. – мальчиков, д. – девочек) |
1 | Арборская волость, д. Нусы | соборная мечеть (школа простонародная татарская) | 25 м., 28 д. | в общественном доме | 20 м. |
2 | Арборская волость, д. Мерзяне | пятивременная мечеть (школа простонародная татарская) | 14 м., 15 д. |
|
|
3 | Арборская волость, д. Нижняя Сосна | 3 мечети: 1 – соборная, 2 – пятивременная (школа простонародная татарская) | 38 м., 34 д. (отсутствуют разделения по школам) | в помещении пожертвованным Искаком Габдуллиным | 20 м. |
4 | Арборская волость, д. Кушкете | соборная мечеть (школа простонародная) | 27 м., 29 д. |
|
|
5 | Арборская волость, д. Тюнтери | соборная мечеть (школа простонародная татарская и медресе) | 45 м., 39 д. | 2 школы в пожертвованном помещении имамом Шамсутдиновым | 140 м. |
6 | Арборская волость, д. Верхняя Сосна | соборная мечеть (2 школы простонародные татарские) | 36 м., 38 д. |
|
|
7 | Арборская волость, д. Кугунуре | соборная мечеть (школа простонародная татарская) | 31 м., 36 д. | в общественном доме | 50 м. |
8 | Арборская волость, д. Курбе | соборная мечеть (школа простонародная татарская) | 15 м., 18 д. | в пожертвованном помещении Казанским купцом Зиганьшей Даутовым | 50 м. |
9 | Сизнерская волость, д. Смаиле | 1 соборная мечеть (2 школы в домах мулл) | 37 м., 22 д. / 15 м., 30 д. |
|
|
10 | Сизнерская волость, д. Шишнере | 1 соборная мечеть; пятивременная (школы в домах мулл) | 31 м., 56 д. / 40 м. (20 местных, 20 приезжие) |
|
|
11 | Нижне-Четаевская волость, д. Нуринери | первая соборная мечеть (мектеб) | 25 м., 20 д. | отдельное здание рядом с мечетью (мектеб) | 45 м., 35 д. |
12 | Нижне-Четаевская волость, д. Нуринери | вторая соборная мечеть (мектеб) | 61 м., 30 д. |
|
|
13 | Нижне-Четаевская волость, д. Нижний Четай | соборная мечеть (мектеб) | 30 м., 40 д. | отдельное здание рядом с мечетью (мектеб) | 40 м., 40 д. |
14 | Нижне-Четаевская волость, завод Комарова | соборная мечеть (мектеб) | 50 м., 45 д. | отдельное здание рядом с мечетью (мектеб) | 30 м., 29 д. |
15 | Нижне-Четаевская волость, д. Ирюке | соборная мечеть (мектеб) | 18 м., 15 д. | 2 школы в отдельных зданиях рядом с мечетью (мектебы) | 35 м., 45 д. / 36 м., 55 д. |
16 | Мериновская волость, д. Пинигирь | соборная мечеть (мектеб) | 60 местных (пол не указан) | в общественном доме и в доме муллы | 25 м., 15 д. |
17 | Янгуловская волость, д. Старая Салаусь | пятивременная мечеть (мектеб) | 25 местных (пол не указан) | в доме муллы | 40 м., 20 д. |
18 | Янгуловская волость, д. Новая Салаусь | соборная мечеть (мектеб) | 20 местных (пол не указан) | в доме муллы | 15 м., 26 д. |
19 | Янгуловская волость, д. Янгулова | верхняя / средняя / нижняя мечеть соборная (мектеб) | 20, 40, 25 местных (пол не указан) | 2 школы в доме муллы, 1 в общественном доме | 12 м., 15 д. / 15 м., 30 д. / 30 м., 25 д. |
20 | Янгуловская волость, д. Ура | соборная мечеть (мектеб) | 80 местных (пол не указан) | в доме муллы | 35 м., 45 д. |
21 | Янгуловская волость, д. Бурнак | 2 соборные мечети (мектебы) | 70 местных (пол не указан) | 2 школы в доме муллы | 30 м., 25 д. / 55 м., 30 д. |
22 | Сардыкбажская волость, д. Новая Смаиль | соборная мечеть мектеб) | 15 местных (пол не указан) | 2 школы в доме мулл | 25 м., 30 д. / 10 м., 15 д. |
23 | Сардыкбажская волость, д. Большой Сардык | 2 соборные мечети (мектебы) | 50 местных (пол не указан) | 2 школы в общественных домах | 30 м. |
24 | Сардыкбажская волость, д. Кулларово | соборная мечеть (мектеб) | 40 местных (пол не указан) | в общественном доме | 45 м. |
25 | Сардыкбажская волость, д. Уразаево | соборная мечеть (мектеб) | 47 местных (пол не указан) | в общественном доме | 28 м. |
26 | Сардыкбажская волость, д. Сардыкбаж | пятивременная мечеть (мектеб) | 15 местных (пол не указан) | в общественном доме | 20 м., 30 д. |
27 | Сардыкбажская волость, д. Верхний Казаклар | пятивременная мечеть (мектеб) | 15 местных (пол не указан) |
|
|
28 | Сардыкбажская волость, д. Нижний Казаклар | пятивременная мечеть (мектеб) | 10 местных (пол не указан) | в доме местного крестьянина | 15 м. |
29 | Кошкинская волость, д. Маскара | 1 соборная мечеть (медресе – высшая школа), 1 пятивременная мечеть (мектеб) | 100 местных (пол не указан), 20 сторонних | в двух общественных домах (мектеб) | 10 м., 10 д. |
30 | Кошкинская волость, д. Мамашерово | соборная мечеть (мектеб) | 70 местных (пол не указан) | 2 школы в общественном доме, дом муллы (мектебы) | 70 м., 40 д. |
31 | Кошкинская волость, д. Ураскино | соборная мечеть (мектеб) | 50 местных (пол не указан) | в общественном доме (мектеб) | 30 м., 20 д. |
32 | Кошкинская волость, д. Челны | соборная мечеть (мектеб) | 20 м., 20 д. | дом муллы | 10 м., 6 д. |
33 | Кошкинская волость, д. Адаево | соборная мечеть (мектеб) | 55 м., 40 д. | в общественном доме (мектеб) | 30 м., 20 д. |
34 | Кошкинская волость, д. Кошкино-Кутушево | соборная мечеть (мектеб) | 30 м., 20 д. | дом муллы (мектеб) | 15 м., 10 д. |
35 | Кошкинская волость, д. Ашалча-Бузи | соборная мечеть (мектеб) | 30 местных (пол не указан) | дом муллы (мектеб) | 15 м., 10 д. |
36 | Кошкинская волость, д. Наусть Нурма | соборная мечеть (мектеб) | 30 м., 20 д. | 2 школы в домах мулл (мектебы) | 10 м., 10 д. |
37 | Кошкинская волость, д. Копка | соборная мечеть (мектеб) | 55 местных (пол не указан) | 2 школы в домах мулл (мектебы) | 15 м., 10 д. / 10 м., 13 д. |
38 | Кошкинская волость, д. Янцобино | соборная и пятивременная мечеть (мектеб) | 75 местных (пол не указан) | 2 школы в домах мулл (мектебы) | 15 м., 10 д. / 15 м., 10 д. |
39 | Усадская волость, д. Сасмак | соборная мечеть (мектеб) | 45 местных (пол не указан) | мектеб | 10 м., 9 д. |
40 | Усадская волость, д. Средние Шуни | соборная мечеть (мектеб) | 35 местных (пол не указан) | мектеб | 15 м., 8 д. |
41 | Усадская волость, д. Нижние Шуни | соборная мечеть (мектеб) | 70 местных (пол не указан) | мектеб | 18 м., 10 д. |
I. Учебные заведения Малмыжского уезда Вятской губернии в 1869 году
В 1869 году на территории Малмыжского уезда действовало значительное количество мусульманских учебных заведений, организованных преимущественно при мечетях, а также в общественных и частных домах. Основным источником их финансирования являлись пожертвования прихожан. Образовательный процесс осуществляли местные муллы и их супруги, которые, как правило, обучали девочек.
В Нижне-Четаевской волости мектебы существовали в ряде населённых пунктов. Так, в деревне Нуринери школа располагалась в отдельном здании при мечети. Преподавателем был мулла Абдул Яппар Абдул Саттаров; здесь обучались 45 мальчиков и 35 девочек. В Комаровском заводе мектеб также размещался в отдельном строении, обучение вёл мулла Абдул Ибрагимов, численность учащихся составляла 30 мальчиков и 29 девочек. В деревне Нижний Четай обучение вёл мулла Закирзян Ахметшин, в школе обучались по 40 мальчиков и девочек. В деревне Ирюк функционировали две школы при мечетях, где преподавали муллы Назмутдин Абдуллин (35 мальчиков, 45 девочек) и Асхадутдин Абдуллин (36 мальчиков, 55 девочек). Девочек дополнительно обучали жёны мулл в домашних условиях.
В Усадской волости мектебы действовали в деревнях Сосмак, Средние Шуни и Нижние Шуни. В Сосмаке под руководством муллы-крестьянина Нурмухамета Хабибуллина обучались 10 мальчиков и 9 девочек. В Средних Шунях мулла-крестьянин Газизулла Ахмадеев обучал 15 мальчиков и 8 девочек. В Нижних Шунях мулла-крестьянин Мухамет Закий Фаляхутдинов – 17 мальчиков и 10 девочек. Всего в волости насчитывалось 228 мальчиков и 231 девочка.
В Мериновской волости (деревня Пинигери) функционировали две школы: одна – в общественном доме, другая – в доме муллы. Обучение вели указный мулла Мулла Гумер Абрахманов и его супруга Назилиса Багманова; в школах обучались 25 мальчиков и 15 девочек.
В Кошкинской волости мектебы располагались в нескольких деревнях. В Ураскино школа размещалась в общественной избе, преподавал мулла Мухамет Закир Губайдуллин (30 мальчиков, 20 девочек). В Маскаре действовали две школы, где обучали Габдрахман Мухлисуллин (10 мальчиков, 10 девочек) и Абдул Шариф Абдул Баширов (15 мальчиков, 10 девочек). В Мамашерово также функционировали две школы, в одной из которых у Хусаина Шаринова обучались 70 мальчиков и 40 девочек, во второй у Саляхутдина Мазитова – 20 мальчиков и 10 девочек. В Адаево мектеб находился в общественном здании, обучение осуществлял мулла Хуснутдин Хисамутдинов (30 мальчиков, 20 девочек). В Наусть-Нурме занятия проходили в домах мулл (преподаватели – Мухамадей Габбасов – 15 мальчиков, 10 девочек, и Хазий Фаттаров). В деревне Копки действовали две школы под руководством мулл Шакира Музафарова (15 мальчиков, 10 девочек) и Шарафутдина Шакирова (10 мальчиков, 13 девочек). В Ашалча-Бузи мектеб располагался в доме муллы, занятия вёл Сахип-Зада Сафин (15 мальчиков, 10 девочек). В Янцобиной функционировали две школы, где преподавали Камалютдин Абрахманов и Файзрахман Камалютдинов (по 15 мальчиков и 10 девочек). Всего в волости обучалось 275 мальчиков и 188 девочек.
В Сардыкбажской волости мектебы находились в деревнях Большой Сардык, Кулларова, Уразаева, Сардыкбаж и Новая Смаили. В Большом Сардыке функционировали две школы (преподаватели – Абдрахман Бахтияров и мулла Гадый Сайбулов), каждый обучал по 30 мальчиков. В Кулларовой мектеб размещался в общественном доме под руководством муллы Мухамета Шакира Деньмухаметова (45 мальчиков). В Уразаевой мектеб находился в доме муллы Шакира Ульданова (28 мальчиков). В Сардыкбаже у муллы Нугумана Апсалянова обучались 20 мальчиков и 30 девочек. В Новой Смаили работали две школы: в общественном доме (преподаватель Мухамет Набий Юнусов – 25 мальчиков, 30 девочек) и в доме крестьянки Сахиб-Зямал Мухамет Галеевой (10 мальчиков, 15 девочек).
В целом, татарские мектебы и медресе Малмыжского уезда в рассматриваемый период представляли собой важный элемент образовательной инфраструктуры региона, обеспечивая начальное обучение, религиозное воспитание и сохранение культурных традиций мусульманского населения, несмотря на отсутствие централизованного финансирования и поддержки.
II. Учебные заведения Малмыжского уезда Вятской губернии в 1894 году
На 1894 год по данным инспектора народных училищ Н. Сенилова, представленных в архивных документах, в Малмыжском уезде продолжала активно функционировать сеть мусульманских учебных заведений, расположенных преимущественно в частных домах, мечетях и общественных зданиях.
В Нижне-Четаевской волости мусульманские мектебы в 1894 году продолжали функционировать в тех же населённых пунктах, что и в 1869 году. В селе Нуринери при мечети преподавал мулла Абдул Яппар Абдул Саттаров; обучение получали 45 мальчиков и 35 девочек. В Комаровском заводе деятельность мектеба осуществлялась под руководством муллы Абдула Ибрагимова (30 мальчиков, 29 девочек). В селе Нижний Четай обучение велось муллой Закирзяном Ахметшиным, при этом количество учеников составляло по 40 мальчиков и девочек. В деревне Ирюк действовали два мектеба: в одном преподавал мулла Назмутдин Абдуллин (35 мальчиков, 45 девочек), в другом – мулла Асхадутдин Абдуллин (36 мальчиков, 55 девочек). Следует отметить, что обучение девочек также происходило в домашних условиях – их наставницами выступали жёны мулл.
В Усадской волости мектебы располагались в деревнях Сосмак, Средние Шуни и Нижние Шуни, где обучались в общей сложности 228 мальчиков и 231 девочка. Преподавателями выступали муллы-крестьяне Нурмухамет Хабибуллин, Газизулла Ахмадеев и Мухамет Закий Фаляхутдинов.
В Мериновской волости в деревне Пинигери действовали две школы (преподаватели – указный мулла Мулла Гумер Абрахманов и его супруга Назилиса Багманова), в которых обучались 25 мальчиков и 15 девочек.
В Кошкинской волости мектебы продолжали функционировать в тех же населённых пунктах, что и ранее. В деревне Ураскино – мулла Мухамет Закир Губайдуллин (30 мальчиков, 20 девочек); в Маскаре – Габдрахман Мухлисуллин (10 мальчиков, 10 девочек) и Абдул Шариф Абдул Баширов (15 мальчиков, 10 девочек); в Мамашерово – Хусаин Шаринов (70 мальчиков, 40 девочек) и Саляхутдин Мазитов (20 мальчиков, 10 девочек); в Адаево – мулла Хуснутдин Хисамутдинов (30 мальчиков, 20 девочек); в Наусть-Нурме – муллы Мухамадей Габбасов (15 мальчиков, 10 девочек) и Хазий Фаттаров; в Копках – Шакир Музафаров (15 мальчиков, 10 девочек) и Шарафутдин Шакиров (10 мальчиков, 13 девочек); в Ашалча-Бузи – Сахип-Зада Сафин (15 мальчиков, 10 девочек); в Янцобиной – Камалютдин Абрахманов и Файзрахман Камалютдинов (по 15 мальчиков и 10 девочек). Кроме того, мектебы действовали в Челнах (мулла Аюп Фахрутдинов – 10 мальчиков, 6 девочек) и Кошкиной (Хафиз Гамманов – 15 мальчиков, 10 девочек). Общее количество учащихся в волости составляло 275 мальчиков и 188 девочек.
В Сардыкбажской волости школы работали в деревнях Большой Сардык, Кулларова, Уразаева, Сардыкбаж, Новая Смаили и Нижний Казаклар. В Большом Сардыке обучали Абдрахман Бахтияров и мулла Гадый Сайбулов (по 30 мальчиков). В Кулларовой – мулла Мухамет Шакир Деньмухаметов (45 мальчиков). В Уразаевой – мулла Шакир Ульданов (28 мальчиков). В Сардыкбаже – мулла Нугуман Апсалянов (20 мальчиков, 30 девочек). В Новой Смаили – мулла Мухамет Набий Юнусов (25 мальчиков, 30 девочек) и крестьянка Сахиб-Зямал Мухамет Галеева (10 мальчиков, 15 девочек). В Нижнем Казакларе обучение вёл крестьянин Мухаметзян Абдул Каримов (15 мальчиков). Всего в волости обучалось 228 мальчиков и 91 девочка.
В Нослинской волости мектебы находились в деревнях Шишинери и Старая Смаили. В Шишинери действовали три школы, где преподавали указный мулла Гариф Хусаинов (30 мальчиков, 30 девочек) и Галиулла Фахрутдинов (25 мальчиков, 25 девочек). В Старой Смаили обучение осуществляли указный мулла Мухамет Шафик Кунафьил (80 мальчиков), вдова муллы Бибитаиба Габдул Саттарова (60 девочек) и жена азанчея Мифтахутдина Фахрутдинова Бибисибира Акзимова (50 девочек).
В Шудинской волости школы работали в Верх-Гоньбе (указный мулла Залялютдин Ильязов, 20 мальчиков), Пижмаре (указный мулла Мухамет Шакир Сайфутдинов, 25 мальчиков) и Сардыке (указный мулла Мухамет Карим Абдул-Газизов, 20 мальчиков). Всего в волости обучались 190 мальчиков и 165 девочек.
В Арборской волости мектебы располагались в деревнях Тюнтери, Юринери, Нижняя Сосна, Нусе, Кунгуре и Курбе. В Тюнтери занятия велись в помещениях, предоставленных имамом Шамсутдиновым, обучение осуществляли имам Назиб Шамсутдинов и мулла Иммухамет Деньмухаметов (140 мальчиков). В остальных деревнях обучение вели местные муллы, охватывая 195 мальчиков.
В Янгуловской волости школы функционировали в деревнях Янгулова, Бурнак, Старая и Новая Салаусь, в которых обучались в общей сложности 1365 мальчиков и 906 девочек.
Анализ архивных данных показал, что в конце XIX века на территории Малмыжского уезда Вятской губернии существовала разветвлённая сеть мусульманских школ, функционирование которых обеспечивалось усилиями местных общин и духовенства. Эти образовательные учреждения выполняли важную функцию в деле сохранения традиций, языка и религиозной идентичности татарского населения.
Выводы
Подводя итоги, отметим, что татарские мектебы и медресе в Малмыжском уезде Вятской губернии в конце XIX века представляли собой устойчивую и динамично развивающуюся систему религиозно-ориентированного образования, которая играла ключевую роль в сохранении этнокультурной идентичности, языка и духовных ценностей татарского населения региона. Несмотря на отсутствие государственной поддержки, сеть этих учебных заведений не только сохранялась, но и расширялась на протяжении исследуемого периода (1869–1894 гг.), что свидетельствует об их высокой значимости для местных татарских общин.
Организационная структура и функционирование мектебов и медресе Малмыжского уезда имели выраженные региональные особенности, обусловленные местными социально-экономическими и культурными условиями. Школы функционировали преимущественно при мечетях, в общественных и частных домах, финансировались за счет пожертвований прихожан и содержались усилиями местных духовенства (мулл и их семей). Это обеспечивало не только начальное образование (обучение грамоте, Корану, основам ислама), но и трансляцию традиционных ценностей, поддержание религиозной и этнической солидарности татарского сообщества в полиэтническом окружении Вятской губернии. Гендерный анализ показал, что девочки были достаточно широко представлены в мектебах (во многих случаях их число было сопоставимо с числом мальчиков), а преподавание для них зачастую вели жены мулл, что указывает на относительно высокий уровень включенности женщин в образовательный процесс в рамках мусульманской традиции того времени.
Динамика развития сети мектебов и медресе в 1869–1894 гг. демонстрирует адаптационную устойчивость татарской системы образования к процессам модернизации и централизационных усилий Российской империи. Сравнительный анализ данных за оба года показывает не только сохранение, но и расширение сети школ, а также рост общего числа учащихся (к 1894 г. суммарное количество учеников по уезду увеличилось).
Татарские мектебы и медресе Малмыжского уезда выступали не просто образовательными учреждениями, но важнейшими механизмами социокультурной адаптации и самоорганизации татарского населения в условиях периферийного региона Российской империи. Они обеспечивали не только элементарную грамотность, но формировали этноконфессиональную общность, транслируя язык, нормы шариата, историческую память и культурные коды татар-мусульман. Тем самым, эти школы сыграли роль «институционального стабилизатора», позволившего татарскому сообществу Вятской губернии сохранить свою самобытность, поддержать внутриэтническую сплоченность и выработать эффективные стратегии встраивания в полиэтническое пространство империи без утраты базовых идентичностей.
About the authors
Kamilya Maratovna Batula
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
Author for correspondence.
Email: kamysi@mail.ru
Senior Lecturer at the Theory and Methodology of Primary and Preschool Education Department
Russian Federation, Naberezhnye ChelnyReferences
- Амирханов Р.М. Очерки истории татарской общественной мысли. Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. 191 с.
- Саматова Ч.Х., Ибрагимов Р.Р. Опыт организации русско-татарских учебных заведений в Вятской губернии во второй половине XIX – начале XX веков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 11. С. 25–28.
- Саматова Ч.Х., Ибрагимов Р.Р. Роль В.В. Радлова в организации и развитии русско-татарских учебных заведений в Казанском учебном округе // Вестник Екатерининского института. 2017. № 3 (39). С. 84–86.
- Салахова Э.К. Казанның Иске Татар бистәсе – XIX– XX йөз башында татар мәгарифе үзәге (уку йортларына тарихи күзәтү) // Историческая этнология. 2019. Т. 4, № 2. С. 294–311.
- Калимуллин А.М. История Татарстана и татарского народа. XIX век: учеб. пособие. Набережные Челны, 2000. 80 с.
- Мухаметшин Р.С. Образование в медресе: от кадимизма к джадидизму. Казань: Казанский университет, 2006. 325 с.
- Гибазова Л.А. Развитие образования в Казани во второй половине XIX в.: дис. … канд. пед. наук. Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. 204 с.
- Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса, 1861–1917). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. 96 с.
- Мухаметшин А.Г. Развитие педагогической мысли и образования татарского народа в XVIII – начале XX вв.: учеб.-метод. пособие. Набережные Челны: НГПИ, 2008. 132 с.
- Гимазова Р.А. Мусульманские учебные заведения Глазовского уезда Вятской губернии (вторая половина XIX – начало XX вв.) // «Гасырлар авазы – эхо веков». В блокноте историка. Архивный калейдоскоп. 2012. № 1/2. С. 240–244.
- Иванов П.С. Народная педагогика Вятской губернии: традиции и обычаи. Киров: Вятское издательство, 2015. 230 с.
- Рафиков А.М. Становление национального образования в Вятской губернии во второй половине XIX – начала XX века // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 41 (179). История. Вып. 38. С. 87– 95.
- Мурзакаева К.М. О состоянии татарских начальных школ в Вятской губернии в XIX – начале XX в. // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Вып. 68, ч. 4. Ялта: РИО ГПА, 2020. С. 20–25.
- Мурзакаева К.М., Мухаметшин А.Г. К вопросу о становлении и развитии национальных начальных школ мектебе и медресе в Вятской губернии XIX – начала XX вв. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2017. Вып. 57, ч. 11. С. 42–47.
- Центральный государственный архив Кировской области (ЦГАКО) Ф. 583. Оп. 491. Д. 102.
- ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 78. Д. 66.
- ЦГАКО. Ф. 205. Оп. 2. Д. 2273.
- ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 324.
- ЦГАКО. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3729.
Supplementary files
