Учебные заведения (мектебы и медресе) в Малмыжском уезде Вятской губернии в конце XIX века
- Авторы: Батула К.М.1
-
Учреждения:
- Набережночелнинский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
- Страницы: 147-153
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/689226
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025142301
- ID: 689226
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование фокусируется на ключевой роли начальных школ (мектебов) и медресе в Малмыжском уезде Вятской губернии конца XIX века в формировании системы образования, сохранении этнокультурной идентичности и религиозно-нравственных ценностей татарского народа. В условиях полиэтнической Российской империи эти учебные заведения служили не только центрами просвещения, но и инструментами воспроизводства традиционного уклада. Особое внимание уделяется функционированию мектебов и медресе как учебных заведений, существовавших при мечетях и поддерживавшихся за счёт средств татарской общины. Делается вывод о значении мектебов и медресе как институтов, обеспечивавших не только базовое образование, но и способствовавших сохранению культурной и религиозной идентичности мусульманского населения региона. Отмечаются территориальные особенности функционирования школ, их финансирование за счёт общинных средств и активное участие духовенства, включая женщин. На основе сравнительных данных подчёркивается адаптивность сети мектебов и медресе к социальным изменениям и нарастанию модернизационных процессов в Российской империи. Исследование основывается на архивных документах, включая ведомости уездных исправников и отчеты инспекторов народных училищ, и использует историко-системный, сравнительно-исторический и статистический анализ для реконструкции этапов развития образовательной сети.
Об авторах
Камиля Маратовна Батула
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kamysi@mail.ru
старший преподаватель кафедры теории и методики начального и дошкольного образования
Список литературы
- Амирханов Р.М. Очерки истории татарской общественной мысли. Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. 191 с.
- Саматова Ч.Х., Ибрагимов Р.Р. Опыт организации русско-татарских учебных заведений в Вятской губернии во второй половине XIX – начале XX веков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 11. С. 25–28.
- Саматова Ч.Х., Ибрагимов Р.Р. Роль В.В. Радлова в организации и развитии русско-татарских учебных заведений в Казанском учебном округе // Вестник Екатерининского института. 2017. № 3 (39). С. 84–86.
- Салахова Э.К. Казанның Иске Татар бистәсе – XIX–XX йөз башында татар мәгарифе үзәге (уку йортларына тарихи күзәтү) // Историческая этнология. 2019. Т. 4, № 2. С. 294–311.
- Калимуллин А.М. История Татарстана и татарского народа. XIX век: учеб. пособие. Набережные Челны, 2000. 80 с.
- Мухаметшин Р.С. Образование в медресе: от кадимизма к джадидизму. Казань: Казанский университет, 2006. 325 с.
- Гибазова Л.А. Развитие образования в Казани во второй половине XIX в.: дис. … канд. пед. наук. Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. 204 с.
- Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса, 1861–1917). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. 96 с.
- Мухаметшин А.Г. Развитие педагогической мысли и образования татарского народа в XVIII – начале XX вв.: учеб.-метод. пособие. Набережные Челны: НГПИ, 2008. 132 с.
- Гимазова Р.А. Мусульманские учебные заведения Глазовского уезда Вятской губернии (вторая половина XIX – начало XX вв.) // «Гасырлар авазы – эхо веков». В блокноте историка. Архивный калейдоскоп. 2012. № 1/2. С. 240–244.
- Иванов П.С. Народная педагогика Вятской губернии: традиции и обычаи. Киров: Вятское издательство, 2015. 230 с.
- Рафиков А.М. Становление национального образования в Вятской губернии во второй половине XIX – начала XX века // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 41 (179). История. Вып. 38. С. 87–95.
- Мурзакаева К.М. О состоянии татарских начальных школ в Вятской губернии в XIX – начале XX в. // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. Вып. 68, ч. 4. Ялта: РИО ГПА, 2020. С. 20–25.
- Мурзакаева К.М., Мухаметшин А.Г. К вопросу о становлении и развитии национальных начальных школ мектебе и медресе в Вятской губернии XIX – начала XX вв. // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2017. Вып. 57, ч. 11. С. 42–47.
- Центральный государственный архив Кировской области (ЦГАКО) Ф. 583. Оп. 491. Д. 102.
- ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 78. Д. 66.
- ЦГАКО. Ф. 205. Оп. 2. Д. 2273.
- ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 1. Д. 324.
- ЦГАКО. Ф. 205. Оп. 4. Д. 3729.
Дополнительные файлы
