Development of creative abilities of students – future teachers in pedagogy classes

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article argues for the importance of the creative personality of a teacher for modern Russian education and reveals the role of creative abilities of a teacher in his professional development. The main aspects of pedagogical creativity that determine the professional development of a teacher as a creative person are identified: methodological creativity, communicative creativity, creativity in organizing the learning process, creative self-education. The analysis of scientific ideas about specific creative abilities that a teacher should have is carried out, and the abilities are identified, the development of which in students of a pedagogical university will allow them to demonstrate pedagogical creativity in all aspects of future professional activity: analytical abilities, the ability to search for alternative solutions to pedagogical problems, the ability to independent and proactive creative pedagogical activity, the ability to cope with situations of uncertainty, the ability to effectively communicate in creative pedagogical activity. The possibilities of the academic discipline «Pedagogy» in developing the creative abilities of students – future teachers are revealed. The potential of the technology of developing critical thinking of students through reading and writing in developing the analytical abilities of students is revealed. The role of brainstorming, case study method, role-playing games, discussions (debates) in developing the ability of future teachers to search for alternative solutions to pedagogical problems is substantiated. The importance of project activities, self-development programs, business games in developing the ability of future teachers to independent and proactive creative pedagogical activity is revealed. The potential of games-situations with conditions of uncertainty, analysis of situations of uncertainty, development of scenarios of actions in uncertain situations, debates in developing the ability of students – future teachers to cope with situations of uncertainty is revealed. The possibilities of communication games, group discussions, role-playing games in developing the ability of students – future teachers to effective communicative interaction in creative pedagogical activity are substantiated.

Full Text

В условиях стремительных социальных и технологических изменений, характерных для современного общества, учителям необходимо обладать высоким уровнем творческого мышления, чтобы адаптировать учебный процесс к новым реалиям и обеспечить формирование личности обучающегося, обладающего высоким уровнем любознательности, гибкости и критичности мышления, ориентированного на творчество во всех сферах жизни. Ключевым фактором в формировании творческой личности, способной решать сложные проблемы и генерировать новые идеи, является обладающий творческими способностями педагог. Таким образом, развитие творческих способностей студента – будущего учителя является не только желательным, но и необходимым условием для формирования личности, способной создавать что-то новое и уникальное, будь то в искусстве, науке или любой другой области деятельности.

Творческие способности в контексте профессионального развития педагога играют решающую роль в повышении эффективности образовательного процесса. Они позволяют учителям находить инновационные подходы к обучению, адаптироваться к меняющимся условиям и обеспечивать разностороннее развитие учащихся.

Анализ научных источников, посвященных разным сторонам педагогического творчества, в котором, собственно, и проявляются творческие способности учителя [1–10 и др.], позволил выявить основные аспекты педагогического творчества, определяющие профессиональное развитии педагога как творческой личности, а именно: методическое творчество, коммуникативное творчество, творчество в организации процесса обучения, творческое самовоспитание.

Так методическое творчество проявляется в умении учителя анализировать педагогические ситуации, выбирать и создавать инновационные методические модели, разрабатывать образовательные материалы, эффективно конструировать содержание учебно-воспитательного процесса. Коммуникативное творчество позволяет организовывать эффективное общение с обучающимися, их родителями и коллегами, что включает в себя саморегуляцию и адаптацию к разным ситуациям профессионального общения. Творчество в организации процесса обучения связано с умением педагога использовать нестандартные подходы к обучению, дифференцировать обучение в зависимости от потребностей учащихся и мотивировать их на творческую деятельность. Творческое самовоспитание педагога нацелено на осознание им себя как творческой индивидуальности, на определение профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования, и разработка программы самосовершенствования.

Как отмечает А.П. Сманцер: «Педагогическое творчество учителя связано с поиском наиболее эффективных способов решения педагогических задач, с формированием умения видеть проблему, выявлять противоречия, развивать креативные умения, фантазию, воображение и интуицию обучаемых, а значит, развивать их творческий потенциал» [11, с. 113].

Успешная реализация учителем в образовательном процессе педагогического творчества непосредственно связана с его творческими способностями, представляющими собой совокупность качеств и умений, которые позволяют педагогу проявлять оригинальность и инновации в своей профессиональной деятельности.

Современные исследователи предлагают достаточно широкий спектр творческих способностей учителя.

В частности, Н.В. Ахметзянова перечисляет следующие: «возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки; собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки; способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов; способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе – определить меру личного участия в решении проблемы» [2, с. 24].

Е.П. Турбина относит к творческим способность «замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска» [12, с. 78].

И.А. Бартошевич обосновывает, что к творческим способностям педагога относятся: «способность к осознанной творческой деятельности (ТД), способность к планированию ТД, способность к организации и реализации ТД, способность к коммуникативному взаимодействию в процессе ТД, способность к объективной оценке ТД» [13, с. 11–12].

Названных ученых объединяет понимание важности творческих способностей для формирования творческой личности педагога, но в то же время перечень способностей разнится. Анализ общего и особенного во взглядах исследователей на определенные творческие способности учителя позволил выделить конкретные способности, развитие которых у студентов педагогического вуза позволит им проявлять педагогическое творчество во всех аспектах будущей профессиональной деятельности. Это:

  1. Аналитические способности. Ученые подчеркивают важность критического подхода к информации и способности анализировать данные. При этом Н.В. Ахметзянова [2] и Е.П. Турбина акцентируют внимание на необходимости критического взгляда на очевидное и избегании поверхностных формулировок. Заметим, что аналитические способности непосредственным образом связаны с критическим мышлением педагога, включающем «оценивание педагогических фактов и явлений, принимающихся во внимание при решении педагогических ситуаций, задач и рефлексию мыслительного процесса, умственной и практической деятельности» [14, с. 146].
  2. Способность к поиску альтернативных решений педагогических проблем. Проявление данной способности связана с умением видеть широкий спектр способов решения проблемы, рассматривать известные явления с новых сторон, с умение замечать и формулировать альтернативы.
  3. Способность к самостоятельной и инициативной творческой педагогической деятельности. Эта способность связана с умением работать самостоятельно и проявлять инициативу в творческих проектах и задачах. Н.В. Ахметзянова особо подчеркивает такой аспект данной способности как самостоятельное выявление и формулировка проблем [2].
  4. Способность справляться с ситуациями неопределенности, возникающими «при встрече с индивидуальными параметрами личности Другого субъекта, в процессе организации взаимодействия с ним, построении стратегии его индивидуального развития, поиске условий развивающей образовательной среды» [15, с. 10]. Подразумевается готовность идти на риск и исследовать новые возможности для поиска инновационных решений. Эта способность позволяет педагогу находить нестандартные решения и проявлять творчество в сложных условиях.
  5. Способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в творческой педагогической деятельности. Способность проявляется в умении учителя эффективно общаться и взаимодействовать с субъектами образовательного процесса в ходе творческой работы, что способствует обмену идеями, сотрудничеству и успешной реализации проектов.

Развитие творческих способностей студентов – будущих учителей, осуществляемое в образовательном процессе педагогического вуза, является успешным при целенаправленной и систематической деятельности преподавателей вуза, использующих разнообразные формы и методы в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины. Отметим, что потенциалом в формировании творческой личности студента в разной степени обладают все без исключения дисциплины, изучаемые будущими учителями. Остановимся на учебной дисциплине «Педагогика» и покажем некоторые ее возможности в развитии творческих способностей студентов.

Развитию аналитических способностей студентов способствует использование на занятиях технологии развития критического мышления обучающихся через чтение и письмо (РКМЧП) [16; 17]. Приведем пример реализации данной технологии на лекционном занятии по теме «Игровые технологии в образовательном процессе».

После сообщения темы лекции преподаватель предлагает студентам план лекции в виде перечня вопросов: Как можно определить понятие «игра»? Какие типы игр существуют? Какие функции выполняют игры в процессе обучения?

Далее следует индивидуальное задание. Каждый из студентов записывает в тетради свои варианты ответов на вопросы плана. Ответы должны быть краткими. На выполнение дается 5 минут. Затем следует работа в парах – студенты обмениваются списками друг с другом. Они дополняют свои списки пунктами из списка сокурсника, если согласны с этими пунктами, если же считают какие-то пункты неверными, то аргументируют свое несогласие. Задача студентов составить общий список, выявляя общее и особенное при аналитическом сравнении своего списка со списком однокурсника.

Следующий этап лекции – это собственно лекция по заявленной теме. Преподаватель раскрывает содержание вопросов плана с позиции теоретического и практического педагогического знания. Однако студенты не являются пассивными слушателями. Студенты продолжают работу в парах. У пары общий список ответов и по мере прослушивания лекции один из студентов ставит «плюсы» у тех вариантов ответов, которые совпали с содержанием лекции, а второй ставит «минусы» около тех, которые противоречат содержанию лекции, либо не упоминаются преподавателем. Каждая пара студентов перечисляет те из своих ответов, которые совпали с содержанием лекции. Идет работа по цепочке. Первая пара озвучивает все, что совпало, вторая – называет только то, что не назвала первая пара и т.д. Можно записывать варианты на доске. Осуществляется обобщение ответов студентов по каждому из вопросов, в результате которых выявляются верные с педагогической точки зрения определения игры, раскрывается типология игр и их особенности, обнаруживаются возможности игр в организации образовательного процесса. Важно, что обобщение ответов – это не только деятельность преподавателя, активное участие здесь принимают студенты. В процессе обобщения будущие учителя осознают, какое знание было приобретено именно на этой лекции.

Далее студенты пишут мини-эссе на тему «Эффективность использования игры в учебном процессе». На работу отводится не более 15 минут, объем – не более 10 предложений. Для того, чтобы отразить материал лекции в эссе студентам необходимо осуществить оценивание знания об игре, полученного на лекции, с позиции возможностей использования игры в процессе обучения. Будущие учителя выделяют достоинства и недостатки использования игровых технологий на уроке. Возможно обсуждение в группе некоторых эссе.

В заключении лекции студенты получают домашнее задание (четвертый этап технологии): 1) составить структурно-логическую схему понятия «игра»; 2) представить в графическом виде классификацию игр; 3) отразить в виде схемы логику использования игры на уроке по конкретному учебному предмету (русский язык, математика, физика и др.).

Развитие способности будущих учителей к поиску альтернативных решений педагогических проблем осуществляется на занятиях по педагогике при использовании таких методов как мозговой штурм, кейс-стади, ролевые игры, дискуссия (диспут).

В ходе применения метода мозгового штурма студенты делятся на группы и получают задание разработать альтернативные подходы к решению определенной педагогической проблемы. Например, как повысить мотивацию учащихся к изучению определенного предмета. Каждая группа генерирует как можно больше идей без предварительной оценки их осуществимости. После этого, все идеи обсуждаются и оцениваются на предмет их реализуемости.

При реализации кейс-стади студенты получают реальный или гипотетический кейс, связанный с педагогической проблемой. Например, как улучшить коммуникацию между учителями и родителями. Студенты анализируют ситуацию, выявляют ключевые проблемы и разрабатывают несколько альтернативных решений, представляя свои решения и обсуждая их с группой.

В процессе ролевой игры будущие учителя разыгрывают сценарии, связанные с педагогическими проблемами, например, конфликт между учителем и учеником. Каждый студент играет определенную роль и должен найти альтернативные способы разрешения конфликта. После игры, все участники обсуждают свои подходы и оценивают их эффективность.

В ходе дискуссия (диспута) на обсуждение выносятся актуальные педагогические вопросы, например, эффективность различных методов обучения. Студенты делятся на группы с разными точками зрения и ведут обсуждение, в процессе которого они должны аргументировать свои позиции и находить альтернативные решения.

Развитие у студентов способности к самостоятельной и инициативной творческой педагогической деятельности будет эффективным при вовлечении студентов в проектную деятельность, в ходе создания программ саморазвития, в процессе их участия в деловых играх.

Например, студенты участвуют в разработка проекта по внедрению инновационных педагогических технологий в школе или реализуют исследовательские проекты по актуальным педагогическим проблемам, таким как «Трудный подросток», «Проблема буллинга в школе» и др. Будущие учителя собирают и анализируют данные, разрабатывают гипотезы и проверяют их, проявляя самостоятельность и инициативность в творческой деятельности.

Самостоятельность студентов актуализируется в процессе их работы над программой творческого саморазвития. Будущие учителя разрабатывают индивидуальные программы творческого саморазвития, учитывая свои индивидуальные склонности и способности, анализируя свои сильные и слабые стороны. При этом определяются цели саморазвития и разрабатывается план действий для их достижения.

Инициативность студентов проявляется в их участии в деловых играх или квазипрофессиональной деятельности, имитирующих реальные педагогические ситуации, например, управление классом или решение конфликтов. Студенты принимают решения и действуют в квазипрофессиональных условиях, что требует от них осознанных инициативных действий.

На развитие у студентов – будущих учителей способности справляться с ситуациями неопределенности работают такие методы как игры-ситуации с условиями неопределенности, анализ ситуаций неопределенности, разработка сценариев действий в неопределенных ситуациях, дебаты.

Так студенты участвуют в игровых ситуациях, в которых будущим учителям предлагается решить задачи в условиях неопределенности. Например, они могут проигрывать стандартную ситуацию, а затем в нее вводятся дополнительные условия или препятствия, требующие нестандартного решения. Игровая ситуация проходит поэтапно, начиная с традиционной задачи и заканчивая введением неожиданных элементов, что требует от студентов творческого мышления.

Анализ ситуаций неопределенности предполагает анализ студентами реальных или гипотетических ситуаций неопределенности в педагогической деятельности, таких как конфликты в классе или неожиданные изменения в учебном плане. Студенты обсуждают источники неопределенности, типы ситуаций и стратегии их преодоления. Это помогает развивать способность оценивать и управлять неопределенностью [15; 18].

В ходе разработки сценариев действия педагога в неопределенных ситуациях будущие учителя работают в группах, обсуждая возможные сценарии и оценивая их эффективность, что помогает развивать навыки принятия решений в условиях неопределенности.

При использовании метода дебатов [13; 19] студенты принимают участие в дебатах на тему неопределенности в современном образовании и ее влияния на педагогическую деятельность. Будущие учителя аргументируют свои позиции, обсуждают стратегии адаптации к неопределенности.

В процессе развития способности студентов – будущих учителей к эффективному коммуникативному взаимодействию в творческой педагогической деятельности используются игры на коммуникацию («Дерево цели», «Крокодил» и др.), групповые обсуждения, ролевые игры.

В ходе игры «Дерево цели» студенты оценивают свой уровень коммуникативных умений и представляют их в виде дерева, где корни символизируют начальный уровень, а крона – максимальный уровень развития. Будущие учителя обсуждают результаты и анализируют возможности улучшения коммуникации в творческой деятельности.

В процессе группового обсуждения студенты обсуждают актуальные педагогические проблемы и генерируют идеи для их решения. При этом каждый может внести свои предложения, что способствует развитию коммуникативных навыков и творческого мышления.

При организации ролевых игр студенты разыгрывают сценарии, связанные с педагогическими проблемами, например, конфликты между учителем и учеником. Будущие учителя играют разные роли и должны эффективно общаться для разрешения конфликтов, что помогает развивать коммуникативные навыки в творческой педагогической деятельности.

Развитие творческих способностей не только повышает эффективность работы учителей, но и способствует их профессиональному росту, обеспечивает адаптацию к меняющимся обстоятельствам образовательной среды, являясь важным условием в подготовке высококвалифицированных педагогов.

×

About the authors

Olga Mikhailovna Semenova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: o.semenova@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation

References

  1. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.
  2. Ахметзянова Н.В. Творческие способности и их особенности в подготовке учителя в педагогическом вузе // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 23–28.
  3. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73–77.
  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Знание, 2013. 364 с.
  5. Игнатова О.И. Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. С. 72–75.
  6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  7. Мартишина Педагогическое творчество. М.: Русайнс, 2023. 329 с.
  8. Скворцов А.В., Комиссарова Т.С. Профессиональные творческие умения учителя-предметника как условие формирования творческих способностей учащихся // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4–2. С. 173–180.
  9. Тузова Н.Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации // Молодой ученый. 2017. № 25 (159). С. 316–319.
  10. Февралева Я.В. Место творческой составляющей личности педагога и ее роль в обучении детей // Евразийский научный журнал. 2017. № 9. С. 107–109.
  11. Сманцер А.П. Педагогические основы стимулирования творческого саморазвития будущего педагога в процессе обучения в вузе // Веснік БДУ. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2007. № 3. С. 113–118.
  12. Турбина Е.П. Реализация индивидуальных творческих способностей в педагогической деятельности у будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (33). С. 76–81.
  13. Бартошевич И.А. Дебаты как средство формирования творческих способностей будущего учителя иностранного языка // Актуальные проблемы педагогических исследований: мат-лы XVI аспирантских чтений (г. Минск, 23 апреля 2020 г.) / отв. ред. Н.В. Самусева. Минск: БГПУ, 2020. С. 11–14.
  14. Семенова О.М. Технология формирования критического мышления студентов вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 4 (65). С. 145–155. DOI: 10. 26456/vtpsyped/2023.4.145.
  15. Кригер Е.Э. Типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 9–12.
  16. Ткачева Л.Л. Технологии развития критического мышления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2008. № 16 (116). С. 95–96.
  17. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Образовательные технологии и общество. 2006. Т. 9, № 4. С. 284–292.
  18. Черноусова Т.В. Стратегии проживания ситуации неопределенности как предмет социально-психологического анализа // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 4. С. 421–434. doi: 10.33910/2686-9527-2022-4-4-421-434.
  19. Скрипкина Т.П., Ванданова Э.Л., Бакшиханова С.С. Модели решения сложных ситуаций в педагогической деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 1. С. 163–177. doi: 10.18384/2224-0209-2021-1-1062.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Semenova O.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.