Развитие творческих способностей студентов – будущих учителей на занятиях по педагогике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье аргументируется значение творческой личности учителя для современного российского образования и раскрывается роль творческих способностей педагога в его профессиональном становлении. Выявляются основные аспекты педагогического творчества, определяющие профессиональное развитии учителя как творческой личности: методическое творчество, коммуникативное творчество, творчество в организации процесса обучения, творческое самовоспитание. Осуществляется анализ научных представлений о конкретных творческих способностях, которыми должен обладать педагог, и выделяются способности, развитие которых у студентов педагогического вуза позволит им проявлять педагогическое творчество во всех аспектах будущей профессиональной деятельности: аналитические способности, способность к поиску альтернативных решений педагогических проблем, способность к самостоятельной и инициативной творческой педагогической деятельности, способность справляться с ситуациями неопределенности, способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в творческой педагогической деятельности. Выявляются возможности учебной дисциплины «Педагогика» в развитии творческих способностей студентов – будущих учителей. Раскрывается потенциал технологии развития критического мышления обучающихся через чтение и письмо (РКМЧП) в развитии аналитических способностей студентов. Обосновывается роль мозгового штурма, метода кейс-стади, ролевых игр, дискуссий (диспутов) в развитии способности будущих учителей к поиску альтернативных решений педагогических проблем. Раскрывается значение проектной деятельности, программ саморазвития, деловых игр в развитии способности будущих учителей к самостоятельной и инициативной творческой педагогической деятельности. Выявляется потенциал игр-ситуаций с условиями неопределенности, анализ ситуаций неопределенности, разработки сценариев действий в неопределенных ситуациях, дебатов в развитии у студентов – будущих учителей способности справляться с ситуациями неопределенности. Обосновываются возможности игр на коммуникацию, групповых обсуждений, ролевых игр в развития способности студентов – будущих учителей к эффективному коммуникативному взаимодействию в творческой педагогической деятельности.

Полный текст

В условиях стремительных социальных и технологических изменений, характерных для современного общества, учителям необходимо обладать высоким уровнем творческого мышления, чтобы адаптировать учебный процесс к новым реалиям и обеспечить формирование личности обучающегося, обладающего высоким уровнем любознательности, гибкости и критичности мышления, ориентированного на творчество во всех сферах жизни. Ключевым фактором в формировании творческой личности, способной решать сложные проблемы и генерировать новые идеи, является обладающий творческими способностями педагог. Таким образом, развитие творческих способностей студента – будущего учителя является не только желательным, но и необходимым условием для формирования личности, способной создавать что-то новое и уникальное, будь то в искусстве, науке или любой другой области деятельности.

Творческие способности в контексте профессионального развития педагога играют решающую роль в повышении эффективности образовательного процесса. Они позволяют учителям находить инновационные подходы к обучению, адаптироваться к меняющимся условиям и обеспечивать разностороннее развитие учащихся.

Анализ научных источников, посвященных разным сторонам педагогического творчества, в котором, собственно, и проявляются творческие способности учителя [1–10 и др.], позволил выявить основные аспекты педагогического творчества, определяющие профессиональное развитии педагога как творческой личности, а именно: методическое творчество, коммуникативное творчество, творчество в организации процесса обучения, творческое самовоспитание.

Так методическое творчество проявляется в умении учителя анализировать педагогические ситуации, выбирать и создавать инновационные методические модели, разрабатывать образовательные материалы, эффективно конструировать содержание учебно-воспитательного процесса. Коммуникативное творчество позволяет организовывать эффективное общение с обучающимися, их родителями и коллегами, что включает в себя саморегуляцию и адаптацию к разным ситуациям профессионального общения. Творчество в организации процесса обучения связано с умением педагога использовать нестандартные подходы к обучению, дифференцировать обучение в зависимости от потребностей учащихся и мотивировать их на творческую деятельность. Творческое самовоспитание педагога нацелено на осознание им себя как творческой индивидуальности, на определение профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования, и разработка программы самосовершенствования.

Как отмечает А.П. Сманцер: «Педагогическое творчество учителя связано с поиском наиболее эффективных способов решения педагогических задач, с формированием умения видеть проблему, выявлять противоречия, развивать креативные умения, фантазию, воображение и интуицию обучаемых, а значит, развивать их творческий потенциал» [11, с. 113].

Успешная реализация учителем в образовательном процессе педагогического творчества непосредственно связана с его творческими способностями, представляющими собой совокупность качеств и умений, которые позволяют педагогу проявлять оригинальность и инновации в своей профессиональной деятельности.

Современные исследователи предлагают достаточно широкий спектр творческих способностей учителя.

В частности, Н.В. Ахметзянова перечисляет следующие: «возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки; собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки; способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов; способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе – определить меру личного участия в решении проблемы» [2, с. 24].

Е.П. Турбина относит к творческим способность «замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска» [12, с. 78].

И.А. Бартошевич обосновывает, что к творческим способностям педагога относятся: «способность к осознанной творческой деятельности (ТД), способность к планированию ТД, способность к организации и реализации ТД, способность к коммуникативному взаимодействию в процессе ТД, способность к объективной оценке ТД» [13, с. 11–12].

Названных ученых объединяет понимание важности творческих способностей для формирования творческой личности педагога, но в то же время перечень способностей разнится. Анализ общего и особенного во взглядах исследователей на определенные творческие способности учителя позволил выделить конкретные способности, развитие которых у студентов педагогического вуза позволит им проявлять педагогическое творчество во всех аспектах будущей профессиональной деятельности. Это:

  1. Аналитические способности. Ученые подчеркивают важность критического подхода к информации и способности анализировать данные. При этом Н.В. Ахметзянова [2] и Е.П. Турбина акцентируют внимание на необходимости критического взгляда на очевидное и избегании поверхностных формулировок. Заметим, что аналитические способности непосредственным образом связаны с критическим мышлением педагога, включающем «оценивание педагогических фактов и явлений, принимающихся во внимание при решении педагогических ситуаций, задач и рефлексию мыслительного процесса, умственной и практической деятельности» [14, с. 146].
  2. Способность к поиску альтернативных решений педагогических проблем. Проявление данной способности связана с умением видеть широкий спектр способов решения проблемы, рассматривать известные явления с новых сторон, с умение замечать и формулировать альтернативы.
  3. Способность к самостоятельной и инициативной творческой педагогической деятельности. Эта способность связана с умением работать самостоятельно и проявлять инициативу в творческих проектах и задачах. Н.В. Ахметзянова особо подчеркивает такой аспект данной способности как самостоятельное выявление и формулировка проблем [2].
  4. Способность справляться с ситуациями неопределенности, возникающими «при встрече с индивидуальными параметрами личности Другого субъекта, в процессе организации взаимодействия с ним, построении стратегии его индивидуального развития, поиске условий развивающей образовательной среды» [15, с. 10]. Подразумевается готовность идти на риск и исследовать новые возможности для поиска инновационных решений. Эта способность позволяет педагогу находить нестандартные решения и проявлять творчество в сложных условиях.
  5. Способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в творческой педагогической деятельности. Способность проявляется в умении учителя эффективно общаться и взаимодействовать с субъектами образовательного процесса в ходе творческой работы, что способствует обмену идеями, сотрудничеству и успешной реализации проектов.

Развитие творческих способностей студентов – будущих учителей, осуществляемое в образовательном процессе педагогического вуза, является успешным при целенаправленной и систематической деятельности преподавателей вуза, использующих разнообразные формы и методы в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины. Отметим, что потенциалом в формировании творческой личности студента в разной степени обладают все без исключения дисциплины, изучаемые будущими учителями. Остановимся на учебной дисциплине «Педагогика» и покажем некоторые ее возможности в развитии творческих способностей студентов.

Развитию аналитических способностей студентов способствует использование на занятиях технологии развития критического мышления обучающихся через чтение и письмо (РКМЧП) [16; 17]. Приведем пример реализации данной технологии на лекционном занятии по теме «Игровые технологии в образовательном процессе».

После сообщения темы лекции преподаватель предлагает студентам план лекции в виде перечня вопросов: Как можно определить понятие «игра»? Какие типы игр существуют? Какие функции выполняют игры в процессе обучения?

Далее следует индивидуальное задание. Каждый из студентов записывает в тетради свои варианты ответов на вопросы плана. Ответы должны быть краткими. На выполнение дается 5 минут. Затем следует работа в парах – студенты обмениваются списками друг с другом. Они дополняют свои списки пунктами из списка сокурсника, если согласны с этими пунктами, если же считают какие-то пункты неверными, то аргументируют свое несогласие. Задача студентов составить общий список, выявляя общее и особенное при аналитическом сравнении своего списка со списком однокурсника.

Следующий этап лекции – это собственно лекция по заявленной теме. Преподаватель раскрывает содержание вопросов плана с позиции теоретического и практического педагогического знания. Однако студенты не являются пассивными слушателями. Студенты продолжают работу в парах. У пары общий список ответов и по мере прослушивания лекции один из студентов ставит «плюсы» у тех вариантов ответов, которые совпали с содержанием лекции, а второй ставит «минусы» около тех, которые противоречат содержанию лекции, либо не упоминаются преподавателем. Каждая пара студентов перечисляет те из своих ответов, которые совпали с содержанием лекции. Идет работа по цепочке. Первая пара озвучивает все, что совпало, вторая – называет только то, что не назвала первая пара и т.д. Можно записывать варианты на доске. Осуществляется обобщение ответов студентов по каждому из вопросов, в результате которых выявляются верные с педагогической точки зрения определения игры, раскрывается типология игр и их особенности, обнаруживаются возможности игр в организации образовательного процесса. Важно, что обобщение ответов – это не только деятельность преподавателя, активное участие здесь принимают студенты. В процессе обобщения будущие учителя осознают, какое знание было приобретено именно на этой лекции.

Далее студенты пишут мини-эссе на тему «Эффективность использования игры в учебном процессе». На работу отводится не более 15 минут, объем – не более 10 предложений. Для того, чтобы отразить материал лекции в эссе студентам необходимо осуществить оценивание знания об игре, полученного на лекции, с позиции возможностей использования игры в процессе обучения. Будущие учителя выделяют достоинства и недостатки использования игровых технологий на уроке. Возможно обсуждение в группе некоторых эссе.

В заключении лекции студенты получают домашнее задание (четвертый этап технологии): 1) составить структурно-логическую схему понятия «игра»; 2) представить в графическом виде классификацию игр; 3) отразить в виде схемы логику использования игры на уроке по конкретному учебному предмету (русский язык, математика, физика и др.).

Развитие способности будущих учителей к поиску альтернативных решений педагогических проблем осуществляется на занятиях по педагогике при использовании таких методов как мозговой штурм, кейс-стади, ролевые игры, дискуссия (диспут).

В ходе применения метода мозгового штурма студенты делятся на группы и получают задание разработать альтернативные подходы к решению определенной педагогической проблемы. Например, как повысить мотивацию учащихся к изучению определенного предмета. Каждая группа генерирует как можно больше идей без предварительной оценки их осуществимости. После этого, все идеи обсуждаются и оцениваются на предмет их реализуемости.

При реализации кейс-стади студенты получают реальный или гипотетический кейс, связанный с педагогической проблемой. Например, как улучшить коммуникацию между учителями и родителями. Студенты анализируют ситуацию, выявляют ключевые проблемы и разрабатывают несколько альтернативных решений, представляя свои решения и обсуждая их с группой.

В процессе ролевой игры будущие учителя разыгрывают сценарии, связанные с педагогическими проблемами, например, конфликт между учителем и учеником. Каждый студент играет определенную роль и должен найти альтернативные способы разрешения конфликта. После игры, все участники обсуждают свои подходы и оценивают их эффективность.

В ходе дискуссия (диспута) на обсуждение выносятся актуальные педагогические вопросы, например, эффективность различных методов обучения. Студенты делятся на группы с разными точками зрения и ведут обсуждение, в процессе которого они должны аргументировать свои позиции и находить альтернативные решения.

Развитие у студентов способности к самостоятельной и инициативной творческой педагогической деятельности будет эффективным при вовлечении студентов в проектную деятельность, в ходе создания программ саморазвития, в процессе их участия в деловых играх.

Например, студенты участвуют в разработка проекта по внедрению инновационных педагогических технологий в школе или реализуют исследовательские проекты по актуальным педагогическим проблемам, таким как «Трудный подросток», «Проблема буллинга в школе» и др. Будущие учителя собирают и анализируют данные, разрабатывают гипотезы и проверяют их, проявляя самостоятельность и инициативность в творческой деятельности.

Самостоятельность студентов актуализируется в процессе их работы над программой творческого саморазвития. Будущие учителя разрабатывают индивидуальные программы творческого саморазвития, учитывая свои индивидуальные склонности и способности, анализируя свои сильные и слабые стороны. При этом определяются цели саморазвития и разрабатывается план действий для их достижения.

Инициативность студентов проявляется в их участии в деловых играх или квазипрофессиональной деятельности, имитирующих реальные педагогические ситуации, например, управление классом или решение конфликтов. Студенты принимают решения и действуют в квазипрофессиональных условиях, что требует от них осознанных инициативных действий.

На развитие у студентов – будущих учителей способности справляться с ситуациями неопределенности работают такие методы как игры-ситуации с условиями неопределенности, анализ ситуаций неопределенности, разработка сценариев действий в неопределенных ситуациях, дебаты.

Так студенты участвуют в игровых ситуациях, в которых будущим учителям предлагается решить задачи в условиях неопределенности. Например, они могут проигрывать стандартную ситуацию, а затем в нее вводятся дополнительные условия или препятствия, требующие нестандартного решения. Игровая ситуация проходит поэтапно, начиная с традиционной задачи и заканчивая введением неожиданных элементов, что требует от студентов творческого мышления.

Анализ ситуаций неопределенности предполагает анализ студентами реальных или гипотетических ситуаций неопределенности в педагогической деятельности, таких как конфликты в классе или неожиданные изменения в учебном плане. Студенты обсуждают источники неопределенности, типы ситуаций и стратегии их преодоления. Это помогает развивать способность оценивать и управлять неопределенностью [15; 18].

В ходе разработки сценариев действия педагога в неопределенных ситуациях будущие учителя работают в группах, обсуждая возможные сценарии и оценивая их эффективность, что помогает развивать навыки принятия решений в условиях неопределенности.

При использовании метода дебатов [13; 19] студенты принимают участие в дебатах на тему неопределенности в современном образовании и ее влияния на педагогическую деятельность. Будущие учителя аргументируют свои позиции, обсуждают стратегии адаптации к неопределенности.

В процессе развития способности студентов – будущих учителей к эффективному коммуникативному взаимодействию в творческой педагогической деятельности используются игры на коммуникацию («Дерево цели», «Крокодил» и др.), групповые обсуждения, ролевые игры.

В ходе игры «Дерево цели» студенты оценивают свой уровень коммуникативных умений и представляют их в виде дерева, где корни символизируют начальный уровень, а крона – максимальный уровень развития. Будущие учителя обсуждают результаты и анализируют возможности улучшения коммуникации в творческой деятельности.

В процессе группового обсуждения студенты обсуждают актуальные педагогические проблемы и генерируют идеи для их решения. При этом каждый может внести свои предложения, что способствует развитию коммуникативных навыков и творческого мышления.

При организации ролевых игр студенты разыгрывают сценарии, связанные с педагогическими проблемами, например, конфликты между учителем и учеником. Будущие учителя играют разные роли и должны эффективно общаться для разрешения конфликтов, что помогает развивать коммуникативные навыки в творческой педагогической деятельности.

Развитие творческих способностей не только повышает эффективность работы учителей, но и способствует их профессиональному росту, обеспечивает адаптацию к меняющимся обстоятельствам образовательной среды, являясь важным условием в подготовке высококвалифицированных педагогов.

×

Об авторах

Ольга Михайловна Семенова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: o.semenova@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Россия

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.
  2. Ахметзянова Н.В. Творческие способности и их особенности в подготовке учителя в педагогическом вузе // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 23–28.
  3. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73–77.
  4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Знание, 2013. 364 с.
  5. Игнатова О.И. Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в процессе педагогической практики // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. С. 72–75.
  6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  7. Мартишина Педагогическое творчество. М.: Русайнс, 2023. 329 с.
  8. Скворцов А.В., Комиссарова Т.С. Профессиональные творческие умения учителя-предметника как условие формирования творческих способностей учащихся // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4–2. С. 173–180.
  9. Тузова Н.Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации // Молодой ученый. 2017. № 25 (159). С. 316–319.
  10. Февралева Я.В. Место творческой составляющей личности педагога и ее роль в обучении детей // Евразийский научный журнал. 2017. № 9. С. 107–109.
  11. Сманцер А.П. Педагогические основы стимулирования творческого саморазвития будущего педагога в процессе обучения в вузе // Веснік БДУ. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2007. № 3. С. 113–118.
  12. Турбина Е.П. Реализация индивидуальных творческих способностей в педагогической деятельности у будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (33). С. 76–81.
  13. Бартошевич И.А. Дебаты как средство формирования творческих способностей будущего учителя иностранного языка // Актуальные проблемы педагогических исследований: мат-лы XVI аспирантских чтений (г. Минск, 23 апреля 2020 г.) / отв. ред. Н.В. Самусева. Минск: БГПУ, 2020. С. 11–14.
  14. Семенова О.М. Технология формирования критического мышления студентов вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 4 (65). С. 145–155. DOI: 10. 26456/vtpsyped/2023.4.145.
  15. Кригер Е.Э. Типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 9–12.
  16. Ткачева Л.Л. Технологии развития критического мышления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2008. № 16 (116). С. 95–96.
  17. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Образовательные технологии и общество. 2006. Т. 9, № 4. С. 284–292.
  18. Черноусова Т.В. Стратегии проживания ситуации неопределенности как предмет социально-психологического анализа // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 4. С. 421–434. doi: 10.33910/2686-9527-2022-4-4-421-434.
  19. Скрипкина Т.П., Ванданова Э.Л., Бакшиханова С.С. Модели решения сложных ситуаций в педагогической деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 1. С. 163–177. doi: 10.18384/2224-0209-2021-1-1062.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Семенова О.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.