A model for the formation of qualities of the secondary linguistic personality of an economist

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the article is to model the process of forming the qualities of a secondary linguistic personality of a future economist in the context of a professionally oriented educational environment. The scientific problem lies in the lack of applied, methodological, organizational and pedagogical recommendations for the formation of the qualities of a future specialist in the economic sphere. Thus, this scientific article is multidisciplinary in nature due to the intersection of pedagogical, psychological, and economic scientific fields with the future professional activities of students. When writing the article, the methods of analysis, synthesis, comparison, systematization and modeling are applied. The grounded structure of the model includes four blocks: conceptual, substantive, procedural, and effective. When building a model for the formation of the qualities of a secondary linguistic personality of a professional economist, first of all, the needs of society and the state, the personal motives of students, as well as the didactic possibilities of the discipline «Foreign language» in economic areas of training are determined. Pedagogical retrospection and generalization of the experience of teaching a foreign language to future economists, the theoretical and methodological basis of the study as the basis of a model for the formation of qualities of a secondary linguistic personality allowed us to establish the components of a professionally oriented educational environment implemented with a psycholinguistic approach. In the content block, we delve into the concept of a secondary linguistic personality, revealing it through qualities that can be formed in the process of foreign language training for students of economic fields of study. For this manipulation, we conducted a scientific analysis of the literature in the field of pedagogy, psychology, linguodidactics, micro- and macroeconomics in order to study the features of the professional and linguistic personality of an economist. The conceptual and substantive blocks together formulate the novelty of our research – building the process of forming the qualities of the secondary linguistic personality of future professional economists based on the principles of a psycholinguistic approach in a professionally oriented educational environment. The distinctive features of higher school students' training are also reflected in the selection of methods and techniques for the procedural block. The conclusions and the result of our research are useful for further studying the qualities of the secondary linguistic personality of a professional economist at a university and testing a model for the formation of qualities of the secondary linguistic personality of university students.

Full Text

Введение

Трансформации в отечественной системе высшего образования являются логическими производными современной социально-экономической и геополитической обстановки в России и мире. Динамичные торгово-экономические отношения на многосторонних платформах сотрудничества БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Восточной Азии, стратегический контроль импорта и экспорта, грамотное регулирование внутренней и внешней экономической деятельности страны повышают спрос рынка труда на квалифицированного конкурентоспособного специалиста, который одновременно способен реализовывать профессиональные задачи экономической и финансовой сфер в коллаборации со специалистами из других отраслей: социального обеспечения и услуг, здравоохранения, образования, спорта, культуры, органов государственного управления по обеспечению военной безопасности и др.

Широкий спектр профессиональной деятельности экономиста обусловлен научно-технологическим скачком за последнее десятилетие. Научно-технологическое развитие, заключающееся в совершенствовании науки, техники, технологий, инноваций и акселерации их эффективности, реализуется по основным направлениям государственной политики: управлении и инвестициях, инфраструктуре, кадрах и человеческом капитале, международном научно-технологическом сотрудничестве. Безусловно, в научно-технологическом развитии Российской Федерации за последние годы стоит выделить цифровые инновации, которые не могли не коснуться экономики на макро- и микроуровнях. Так, одной из целей экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, согласно Федеральному Закону РФ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», является формирование по результатам экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности [1].

Роль и значение иностранного языка, в частности английского, в профессиональной деятельности экономиста до сих пор остается одной из главных для решения задач в интересах поддержания интеллектуального, научно-технологического суверенитета, обеспечения национальной и экономической безопасности страны [2]. На юридическом уровне федеральные требования к бакалаврам, будущим специалистам в экономической сфере зафиксированы в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) 38.03.01 «Экономика» (2020). В течение подготовки кадров экономических направлений заявлено формирование универсальных компетенций УК-4, УК-6, касающихся осуществления деловой коммуникации на родном и иностранных языках, тайм-менеджмента и реализации траектории саморазвития на протяжении всей жизни, а также, с учетом вектора современного образования и науки на конвергентность, имманентно формируются также ОПК-1 – ОПК-4: от применения экономической теории для решения прикладных задач до предложения «экономически и финансово обоснованных организационно-управленческих решений в профессиональной деятельности» [3].

Овладение обучающимися экономических направлений подготовки иностранными языками в процессе обучения в высшей школе теперь подключает средства и технологии обучения инновационной экономической деятельности через методы и приемы профессионального лингвистического образования, выборку которых нам предстоит осуществить в данной статье. Таким образом, поле влияние процесса иноязычной подготовки расширяется, теперь иностранный язык больше, чем просто инструмент для кросс-культурной коммуникации.

Следовательно, в условиях современной экономической действительности выпускникам профильного направления помимо знаний, умений, навыков, творческих интенций и идей, выражаемых в реализации проектов и стартапов, значимо обратить внимание на личностные характеристики и психологические составляющие, в частности на качества экономиста-профессионала, которые служат фундаментом для получения экономического образования, ведут к готовности и профессиональной зрелости, а также к дальнейшей гибкости в применении полученного высшего образования в прямой зависимости больших вызовов и приоритетов научно-технологического развития.

Мы полагаем, что обращение к проблеме формирования качеств экономиста-профессионала целесообразно в контексте иноязычной подготовки, так как это дает возможность обучающимся экономических направлений подготовки реализовывать свои знания, умения и навыки в профессиональной области не только на родном языке, но и в других психолого-педагогических условиях профессионально ориентированной образовательной среды в ипостаси вторичной языковой личности.

Вторичная языковая личность – весомый феномен, которому неслучайно уделяется большое научное внимание в профессиональном иноязычном образовании. Поскольку современными учеными на стыке педагогических и психологических наук вторичная языковая личность рассматривается как концепт для приобщения обучающихся к языковой и национальной формам сознания, развития памяти и мышления, адаптации к изменяющимся условиям на рынке труда, прослеживается недостаточная разработанность проблемы формирования качеств вторичной языковой личности студентов-экономистов высшей школы в теоретическом плане [4–6]. Анализ научной литературы показал, что качества личности профессионала были изучены в сферах лингвистического образования, медицины, спорта, военного дела [7–10]. Так, научная проблема заключается в отсутствии выборки конкретных качеств вторичной языковой личности экономиста-профессионала, а также прикладных и методических рекомендаций по формированию соответствующих качеств вторичной языковой личности будущего специалиста экономической сферы.

В данном научном изыскании мы ставим перед собой цель совершенствования инновационного профессионального экономического образования, отвечающего федеральным требованиям и личностным потребностям обучающихся, через процесс иноязычной подготовки для формирования качеств вторичной языковой личности обучающихся экономических направлений подготовки путем построения модели формирования качеств вторичной языковой личности экономиста. Для достижения сформулированной нами цели в научной статье мы предполагаем, что психолингвистический подход и его принципы, целесообразность организации профессионально-ориентированной образовательной среды, в которой происходит синхронизация формирования профессиональных качеств экономиста и качеств вторичной языковой личности в процессе иноязычной подготовки дают возможность построить модель формирования качеств вторичной языковой личности экономиста.

Методология и методы исследования

В связи с полидисциплинарным характером содержания научной статьи нами применялись следующие методы научного познания: метод сравнения и обобщения, анализа и синтеза, систематизации и моделирования.

Методологическим базисом иноязычной подготовки при построении модели является психолингвистический подход, который позволяет сформировать универсальные и профессиональные компетенции, учитывать одновременно уникальные черты каждой языковой личности в отдельности и языковую составляющую в образовательном процессе вуза. Продвижение лингвистических и психологических характеристик студентов экономических направлениях подготовки важно не только для самих обучающихся и для готовности к карьерному росту, но и для государства с целью профессионального обеспечения экономической безопасности страны и продвижения развития российской цифровой экономики.

Психолингвистический подход – подход, основанный на принципах, подчеркивающих его базисные аспекты (личностные, психологические, языковые) и отвечающих закономерностям становления вторичной языковой личности и формирования ее качеств у студентов экономических направлений. Современные зарубежные исследования в психолингвистике со стороны педагогики рассматривают язык и мышление как связанные, но независимые. Согласно психолингвистическому подходу, в фокусе находится теория языка одновременно с психическими процессами в языке: фонетика, дикция, синтаксис, дискурс, интонация [11; 12]. Таким образом, выборка дидактических принципов для психолингвистического подхода носит исключительно интегральный характер, что позволит будущему экономисту комфортно проявить свою профессиональную индивидуальность и в мультиагентной среде. Следовательно, компиляция имплицитных и эксплицитных принципов в совокупности ведет к синергетическому взаимодействию «субъекта универсального мира», преобразованию себя через социальные связи, поднимая их на уровень выше, делая их «полифункциональными» [13]. Принципами психолингвистического подхода на имплицитном уровне являются принципы лабильности, саморегуляции, самопознаний; на эксплицитном уровне – принципы интеграции, взаимодействия, эмпатии [14].

Таким образом, педагогическая модель формирования качеств вторичной языковой личности разработана с учетом государственных и социальных требований к экономисту, личностных особенностей обучающихся вуза на экономических направления подготовки, также на базе ключевых составляющих психолингвистического подхода, теоретических положениях профессионального экономического образования в высшей школе.

Обзор литературы

Анализ современных научных источников в области педагогики, лингводидактики, профессионального лингвистического образования необходим для обоснования применения метода моделирования с целью формирования качеств вторичной языковой личности студентов-экономистов в высшей школе.

Процессы педагогического моделирования были в фокусе внимания таких ученых, как С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Л.Ю. Романова, В.А. Сластенин, В.И. Писаренко и др. [15–20]. В нашем исследовании метод моделирования способствует системно и целостно изучить процесс формирования качеств вторичной языковой личности будущих экономистов. В современной педагогической науке В.И. Писаренко определила моделирование как структурирование информации о сущности и специфике объекта, процесса или явления с целью достижения системности в его рассмотрении, выявления целей и ограничений в его функционировании. Педагогическая модель как информационно-исследовательский конструкт позволяет воспроизвести педагогическую реальность, ориентированную на ее изучение, анализ, воспроизведение в новых условиях [20]. Обычно педагогическая модель включает в себя целевую, содержательно-организационную, процессуальную, контрольно-оценочную составляющие, которые могут обладать синонимичными названиями соответственно, отражающими в полной мере их содержание [21–23].

Комплексная педагогическая модель, предложенная нами для решения сформулированной научной проблемы, имеет модульный дизайн, включающий четыре блока именуемые как концептуальный, содержательный, процессуальный, результативный. Концептуальный блок включает в себя цели, подход и его принципы, содержательный блок – описание педагогического объекта, процессуальный – виды, способы, методы и приемы деятельности, результативный – итоги и оценка реализации образовательного процесса.

Модель формирования качеств вторичной языковой личности экономиста-профессионала отражает концептуальность и целостность. Концептуальность заключается в том, что каждый блок пронизан целеполаганием, организующим иерархичную систему, целостность – в блочной структуре эмергентного характера.

Результаты

Процесс моделирования в нашем исследовании поэтапно построен следующим образом: определены компоненты объекта исследования, а именно блоки, структурированные в модель-систему; выявлены последовательность, хронология и связи между компонентами системы; продумано визуальное оформление модель-системы с учетом особенностей образовательного процесса, иноязычной подготовки студентов экономических направлений подготовки в вузе для формирования качеств вторичной языковой личности обучающихся. Модель выглядит следующим образом, как представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Модель формирования качеств вторичной языковой личности будущих экономистов

 

В концептуальном блоке модели формирования качеств вторичной языковой личности будущего экономиста мы обратились к федеральным требованиям к подготовке экономиста-профессионала в высшей школе, социальному заказу на подготовку специалиста в сфере экономики и финансов. Сформулирована цель – формирование качеств вторичной языковой личности будущих экономистов. Реализации данной цели способствует уместно синтезированный подход с точки зрения педагогики и психологии – психолингвистический. Принципами психолингвистического подхода в нашем исследовании являются принципы лабильности, самопознания, саморегуляции, эмпатии, взаимодействия и интеграции.

Следующим блоком, по нашей логике, идет содержательный блок, во внимании которого оказывается наполнение педагогического объекта – вторичная языковая личность и ее качества, формируемые в профессионально ориентированной образовательной среде.

Современное классическое определение вторичной языковой личности сформулировала И.И. Халеева, как «способность человека к общению на международном уровне»: языковая картина мира носителей иностранного языка накладывается на «глобальную (концептуальную)» картину мира того, кто данный иностранный язык изучает [24]. «Языковая личность специалиста», детерминированная в лингводидактических трудах А.К. Крупченко, – это языковая личность специалиста, представляющая собой потенциальную способность коммуникантов реализовать обмен профессиональной информацией на иностранном языке в устной и письменной формах, самостоятельно осуществлять поиск, накопление и расширение объема профессионально значимых знаний в процессе естественного (прямого и опосредованного) общения с носителями языка [25; 26]. Учитывая суть вторичной языковой личности, языковой личности специалиста и специфику профессиональной экономической деятельности в разных отраслях, мы выдвигаем такие качества вторичной языковой личности будущего экономиста, как оперативность, антиципация, адаптивность, коммуникативность, усидчивость, инициативность.

Профессиональная иноязычная подготовка студентов экономических направлений подготовки заключена в контуре профессионально ориентированной образовательной среды, формирующей качества вторичной языковой личности, служащими фундаментом профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, реализуемой на дисциплинах по иностранному языку. Для функционирования профессионально ориентированной образовательной среды, отражающей будущую экономическую деятельность обучающихся, предложены такие компоненты, как мотивационный, управленческий, когнитивный и лингвистический. Данные компоненты напрямую связаны с качествами вторичной языковой личности экономиста-профессионала и обоснованы спецификой экономической деятельности будущих специалистов.

Для того чтобы определить, какими методами и приемами будет достигнуто эффективное формирование качеств вторичной языковой личности экономиста, в модель включен процессуальный блок. Выбраны три ключевых метода в профессионально ориентированной образовательной среде при иноязычной подготовке: игровой, проектно-ситуативный, исследовательский. Соответствующими группами приемов являются лингвистические, психологические, логические. Таким образом, в течение образовательного процесса на занятиях по иностранному языку будущими экономистами производится поиск, обработка информации, письменный и устный обмен информацией, обсуждение проблем научного и профессионально ориентированного характера для профессионального развития и мобильности с учетом типа мышления и темперамента обучающихся.

Результативный блок как итоговый должен «закольцовывать» образовательный процесс, соответствовать целевым установками спроектированной модели. Результативный блок включает в себя диагностическую компоненту для оценки эффективности формирования качеств вторичной языковой личности будущих экономистов. Достигнутые результаты измеряются определенными нами критериями. Анализ сущности понятия качества вторичной языковой личности и особенностей профессиональной экономической деятельности позволили нам определить критерии сформированности качеств – личностно-психологический и профессионально-адаптивный. Уровнями сформированности качеств вторичной языковой личности являются уровни профессиональной идентичности, профессионального развития и профессионального становления. Как предполагаемый результат – сформированность качеств вторичной языковой личности студентов экономических направлений подготовки.

Решение научной проблемы и логика раскрытия сущности моделируемого процесса формирования качеств вторичной языковой личности будущего экономиста заключены в соотношении структуры и содержания модели, лаконичной особенности её дизайна, последовательности и наполнения концептуального, содержательного, процессуального, результативного блоков, применения психолингвистического подхода и выявления качеств вторичной языковой личности экономиста-профессионала.

Заключение

Большинство ученых считает, что искусственный интеллект никогда полностью не заменит человека при выполнении профессиональных задач. Разумеется, это разница проявляется прежде всего в профессиональных качествах личности. Профессионально ориентированная образовательная среда и вторичная языковая личность в ней способствуют формированию качеств личности профессионала, следовательно, полномочия иноязычной подготовки достаточно широки, как мы продемонстрировали в модели.

Качественные изменения студентов высшей школы, которые можно наблюдать во время образовательного процесса, важны не только для эффективного формирования профессиональной иноязычной компетенции, но и для функциональной грамотности, проявляющейся в ситуациях гибкой экономической действительности.

Так, спроектированная в статье модель, включающая концептуальный, содержательный, процессуальный и результативные блоки, демонстрирует формирование качеств вторичной языковой личности будущих экономистов с информационно-технологической точки зрения. Психолингвистический подход в исследовании позволяет рассмотреть вторичную языковую личность и ее качества в профессионально ориентированной образовательной среде вуза.

Изыскания в нашей статье распространят педагогический опыт иноязычной подготовки студентов-экономистов в высшей школе с применением психолингвистического подхода, разовьют и модернизируют идею формирования качеств вторичной языковой личности профессионала в экономической сфере в разных отраслях: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля, здравоохранение, наука, финансы и т.д. Данная модель требует апробации, экспериментальной проверки, которая в дальнейшем позволит сформулировать методические рекомендации и составить учебное пособие по формирования качеств вторичной языковой личности студентов экономических направлений подготовки.

×

About the authors

Svetlana Andreevna Boyarko

Immanuel Kant Baltic Federal University

Author for correspondence.
Email: sabojarko1@kantiana.ru

postgraduate student of Higher School of Education and Psychology, senior lecturer of Higher School of Business and Entrepreneurship

Russian Federation

References

  1. Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/74451176.
  2. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ президента РФ от 28.02.2024 № 145 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base. garant.ru/408618353.
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/ 74547939.
  4. Азарова О.А. Формирование и развитие вторичной языковой личности студента в процессе обучения языку специальности // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 201–206. doi: 10.31862/2218-8711-2020-3-201-206.
  5. Бельчикова А.А. Формирование вторичной языковой личности как цель современного языкового образования в области иностранных языков // Личность в контексте межкультурного взаимодействия: мат-лы I всерос. молодежной науч. конф. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. С. 102–104.
  6. Вардзелашвили Ж.А., Прокофьева Л.П. Становление вторичной языковой личности в пространстве иностранного языка // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 4. С. 205–216.
  7. Бударина А.О. Методология и технологии формирования профессиональной универсальности лингвистов: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. Калининград, 2011. 50 с.
  8. Емельянова Ю.Н., Хмырова О.А. Критерии оценки сформированности качеств личности в процессе подготовки будущих спортивных тренеров // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78–3. С. 91–94.
  9. Одишелашвили И.Р., Кириллова Т.С., Кошелева О.Н. Профессиональная языковая личность в сфере медицины // Астраханский медицинский журнал. 2010. Т. 5, № 4. С. 55–57.
  10. Родина Н.А. Психологический аспект языковой личности российского военнослужащего: коммуникативная ономастическая составляющая // Неофилология. 2020. Т. 6, № 21. С. 101–110. doi: 10.20310/2587-6953-2020-6-21-101-110.
  11. Claros M.S.C. Psycho-linguistic and socio-cultural approaches to language learning: a never ending debate // Colombian Applied Linguistics Journal. 2008. № 10. P. 142–154. doi: 10.14483/22487085.102.
  12. Field J. Psycholinguistics. The key concepts. London: Routledge, 2004. 366 p.
  13. Бударина А.О. Профессиональная универсальность лингвиста: к обоснованию понятия // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. № 11. С. 72–80.
  14. Боярко С.А. Психолингвистический подход к формированию качеств вторичной языковой личности будущих экономистов [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12, № 5. https:// mir-nauki.com/70pdmn524.html.
  15. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. 200 с.
  16. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1982. С. 26–46.
  17. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж, 1977. 304 с.
  18. Романова Л.Ю. Педагогическое обеспечение профессионально-нравственного саморазвития учителя в условиях общеобразовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2011. 22 с.
  19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  20. Писаренко В.И. Педагогические модели: типология и особенности // Проблемы современного образования. 2024. № 1. С. 58–76. doi: 10.31862/2218-8711-2024-1-58-76.
  21. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 192 с.
  22. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
  23. Подласый И.П. Педагогика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 576 с.
  24. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М.: Институт русского языка РАН, 1995. С. 277–286.
  25. Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Основы профессиональной лингводидактики: монография. М.: АПКиППРО, 2015. 240 с.
  26. Крупченко А.К., Медведева Т.Ю., Папуткова Г.А. Аксиологические стратегии реформирования иноязычного профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2023. № 4. С. 10–16.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Model of formation of qualities of secondary linguistic personality of future economists

Download (625KB)

Copyright (c) 2024 Boyarko S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.