Pedagogical conditions for the formation of the professionalism of a military musician in a military university
- Authors: Grebennikova V.M.1, Stepenko E.A.1,2, Leus O.V.3, Zvyagintseva N.Y.1
-
Affiliations:
- Kuban State University
- Knyaz Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
- Branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban
- Issue: Vol 13, No 3 (2024)
- Pages: 166-171
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/656074
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133305
- ID: 656074
Cite item
Full Text
Abstract
Professional training of future officers (including officers of the military band service) is a key aspect of the functioning of modern higher military education, ensuring the formation and development of highly qualified specialists capable of effectively performing functional and official duties in the conditions (realities) of military service. An important place in this professional training is occupied by pedagogical conditions that are implemented in the educational (training and upbringing) process of the military university and serve as the basis for the formation of professional competencies, personal and professionally significant qualities of future military leaders. This article considers various domestic and foreign approaches to defining the essence of the professionalism of a military conductor, and also reveals the substantive and structural filling of the concept of pedagogical conditions necessary for the professional training of future officers, and analyzes their key features. In the article, the professionalism of a military musician is considered as a complex phenomenon that includes military-physical, musical-technical, creative and pedagogical aspects; the necessity of creating special pedagogical conditions for its formation in the context of functioning of military higher education institutions is substantiated; the key components of the educational process of a military higher education institution that influence the effectiveness of professional training of future officers of the military band service to perform service tasks are analyzed.
Full Text
Военная музыка играет важную роль в духовном и культурном воспитании военнослужащих, а также в создании морального духа и патриотизма среди населения. В связи с этим возрастает значимость профессионализма военных дирижёров и музыкантов, формирование которого начинается в период обучения в военном университете и продолжается в течение всей военно-музыкальной карьеры офицера военно-оркестровой службы (ВОС).
Профессионализм офицеров военно-оркестровой службы (военных дирижёров и музыкантов) формируется в результате комплексного подхода, включающего как военную, психологическую, педагогическую, управленческую подготовку, так и специализированное музыкальное образование. В военном вузе для этого необходимо создать особые педагогические условия, предусматривающие, в частности, индивидуализированное обучение, строгий режим дисциплины, использование современных образовательных технологий, реализацию междисциплинарного подхода, и др., что будет способствовать подготовке высококвалифицированных профессионалов, готовых к выполнению своих обязанностей в условиях воинской службы, сохраняя при этом высокие стандарты музыкального искусства [1; 2].
Профессионализм военного дирижёра, музыканта как офицера военно-оркестровой службы определяется через сочетание военно-прикладной подготовленности, музыкального и педагогического мастерства, уважения к историческим военным традициям и готовности к музыкально-исполнительским инновациям. Разные научные подходы, будь то отечественные или зарубежные, подчёркивают значимость этих компонентов, акцентируя внимание на различных аспектах профессиональной подготовки и особенностях их интерпретации.
Цель данной статьи заключается в анализе различных подходов к определению сущности профессионализма военного дирижёра, что имеет важное значение для формирования образовательных стандартов и практики профподготовки специалистов в области военно-оркестровой службы. В материалах статьи рассмотрены педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма офицеров военно-оркестровой службы (ВОС), представлен анализ педагогических стратегий, способствующих успешному профессиональному обучению военных дирижёров.
Профессионализм военного дирижёра как офицера военно-оркестровой службы является важным аспектом функционирования музыкальных органов в военных структурах различных стран. В условиях современной военной службы, где музыка является не только элементом культурного досуга, но и средством поддержания морально-психологического климата в коллективах военнослужащих, осознание сущности профессионализма военного дирижёра становится особенно актуальным.
Анализ различных научных подходов к раскрытию сущности профессионализма военного дирижёра позволяет сделать вывод о многоаспектности данного феномена, а также о неоднозначности и вариативности его трактовок.
В общем научном (психологическом, философском, социологическом) контексте профессионализм рассматривается как совокупность личностных и профессионально значимых качеств, система знаний, умений, компетенций, которые определяют способность человека эффективно выполнять профессиональные обязанности [3–5].
В российской научной традиции профессионализм офицера ВОС (военного дирижёра, музыканта) рассматривается через призму исторических, культурных, педагогических и военно-управленческих аспектов (контекстов, ракурсов). В отечественной музыкальной культуре большое внимание уделяется преемственности традиций военно-оркестровых служб, исторически сложившиеся военно-музыкальные практики и нормы играют важную роль в формировании профессионализма офицера ВОС. Российский акцент на традициях и профессиональной военно-музыкальной идентичности (в понимании профессионализма офицера ВОС) обеспечивает высокую степень культурной интеграции и преемственности в обучении курсантов военных вузов.
В России профессионализм военного дирижёра рассматривается и через призму педагогики (в частности, военной педагогики (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, И.Ю. Устинов, А.П. Сметанников, и др.) [6–9], музыкальной педагогики (Е.С. Аксенов, Е.А. Бодина, Н.В. Серегин, Г.М. Цыпин и др.) [10–13]), утверждающей необходимость интегративной реализации в военном вузе системного, личностно-ориентированного, компетентностного, субъектно-деятельностного, социокультурного, контекстного подходов в профподготовке музыкантов для военной-оркестровой службы.
В зарубежной научной традиции (С. Хантингтон, S. Brady, L. Mantoan, M. Kleykamp, S. Montgomery, A. Pang, K. Schrader и др.) понимание профессионализма офицера ВОС включает в себя богатство мультидисциплинарных, мультикультурных, политехнологических и глобалистских аспектов [14–16]. Мультидисциплинарность акцентирует внимание на слиянии музыкального искусства с другими дисциплинами, такими как психология, управление, военное мастерство, информационные технологии, военная футурология и др.; мультикультурность подчёркивает необходимость обучать военных дирижёров работать с разнообразным репертуаром, что способствует расширению музыкального кругозора и адаптации к различным культурным контекстам. Зарубежные профессионально-образовательные программы военных вузов активно включают использование цифровых технологий для военно-прикладного и музыкально-технического обучения, что позволяет будущим дирижёрам быть в курсе последних новинок и тенденций в музыкальной индустрии, поддерживать и развивать высокий уровень дирижерско-технического, музыкально-исполнительского мастерства. Использование современных мультимедиаобразовательных технологий, включая симуляторы и виртуальную реальность, позволяет создавать более гибкие и адаптивные учебные (профессионально-образовательные) среды, отражающие реалии современной военной и военно-музыкальной службы. Военные вузы в зарубежных странах активно разрабатывают интернациональные образовательные программы, исследуя возможности обмена опытом и идеями с партнёрами из других государств-союзников, что способствует развитию у будущих офицеров ВОС глобально-стратегического мышления, навыков межкультурного взаимодействия, военно-тактического сотрудничества. Западные подходы к формированию профессионализма будущих офицеров ВОС очень активно поощряют различные виды научно-исследовательской деятельности курсантов, стимулирующие развитие критического, системного, дивергентного мышления и способности к продуцированию инноваций (новаторских идей) в области управления военно-музыкальными коллективами, воздействия деятельности военных оркестров на патриотические настроения граждан, в сфере стратегии и тактики профессионально-личностного развития и саморазвития военных дирижёров [17; 2].
Психологический подход как в отечественной (А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников, В.В. Косухин, А.В. Спирин, Ю.М. Перевозкина, М.И. Федоришин, и др.) [18; 19], так и в зарубежной (S.J. Gaillot, L. Hansell, L.S. Meredith, C.D. Sherbourne, H.V. Ritschard, A.M. Parker, G. Wrenn, J. Raabe, J.G. Orme, T. Readdy, и др.) [20; 21] науке к трактовке сущности профессионализма офицера ВОС акцентирует внимание на личностных (коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, чувства долга и ответственности, самодисциплина, креативность, лидерство, стратегическое и критическое мышление, социальный интеллект, и др.) и психологических характеристиках (особенности мотивационно-ценностной, регулятивно-волевой сферы специалиста; подлинный интерес к военно-музыкальному искусству; способность продуктивно работать в условиях стресса; наличие профессиональной мотивации, связанной не только со стремлением к совершенствованию музыкального мастерства, но и к повышению качества выполнения задач военной службы; потребность в профессиональной и личностной самоактуализации; способность организовать работу коллектива, создать сплочённую команду музыкантов и управлять ею; стремление к профессиональному росту, и др.), которые влияют на эффективность его профдеятельности, результативность выполнения служебно-должностных обязанностей. Данный подход раскрывает работу офицера ВОС как сложный динамический процесс, высвечивая значимость функциональной взаимосвязи между личностью дирижёра и специфическими особенностями его профессиональной деятельностью.
В целом же можно сказать, что концепция профессионализма военного дирижёра имеет многообразные подходы (традиционалистский, социокультурный, психологический, компетентностный, и др.) как в области отечественной, так и зарубежной науки.
По нашему мнению, сущность (содержание и структура) профессионализма офицера ВОС определяется не только уровнем его военно-прикладной подготовки, сформированностью музыкальных навыков, но и функциональными обязанностями в рамках военно-оркестровой службы конкретной страны.
С учётом реалий, нормативных требований военно-оркестровой службы РФ, профессионализм офицера ВОС включает в себя несколько ключевых аспектов:
а) высокий уровень военно-прикладной подготовленности (отличная физическая форма, дисциплинированность, знание, понимание, соблюдение военных норм, традиций, ритуалов; умение сохранять спокойствие и эффективность в условиях повышенного стресса и ответственности; безукоризненное соблюдение норм военной этики и дисциплины; глубокое понимание роли музыки в армейской культуре и её влияния на моральное состояние военных, на развитие патриотизма среди военнослужащих и гражданского населения; и др.) [22; 23];
б) музыкальное мастерство и творческая составляющая (высокий уровень владения музыкальным инструментом, отличное знание музыкальной теории и основ ансамблевого музицирования, отточенные практически до совершенства навыки исполнения, чтения с листа и импровизация; глубокое понимание репертуара и особенностей военной музыки; знание и высококачественного исполнение национальной музыкальной классики; высокий уровень развитости музыкально-технических навыков; умение адаптировать музыкальные произведения, создавать аранжировки и оригинальные композиции; отлично развитая способность к интерпретации сложных произведений; активное участие в концертной деятельности, умения управлять музыкальным процессом во время исполнения; умение работать с различными составами оркестра; и др.) [24];
в) психолого-педагогическая и организационно-управленческая составляющая (понимание роли военного оркестра как культурного института, который выполняет функции патриотического воспитания и пропаганды военной службы; способность работать в коллективе, соблюдение норм и стандартов поведения, характерных для военной среды, способность эффективно взаимодействовать с другими музыкантами, с военным руководством, слушателями; способность к обучению и воспитанию музыкантов, проведение мастер-классов, способность к музыкальному творчеству и профориентации среди молодёжи; сформированность лидерских качеств, чувства ответственности, стрессоустойчивости, необходимых для руководства оркестром в военных условиях; развитые навыки в сфере управления репертуаром военного оркестра; глубокое понимание роли дирижёра в формировании общественного мнения о военно-оркестровых службах; умение вдохновлять музыкантов, устанавливать доверительные личностно-деловые отношения с подчинёнными и эффективно взаимодействовать с командованием; умения поддерживать моральный дух военных и формировать позитивную атмосферу в коллективе музыкантов, формируя у офицеров ВОС ощущение командной работы и общей цели; высокий уровень сформированности навыков принятия оптимальных решений в сложных ситуациях; и др.) [25; 26].
Все вышеназванные аспекты профессионализма офицера ВОС взаимосвязаны и образуют целостную систему, необходимую для успешного исполнения служебных обязанностей военного музыканта, дирижёра. Высокий уровень профессионализма офицера ВОС позволяет ему эффективно осуществлять музыкальную деятельность в военной среде.
Следует отметить, что понятие «профессионализм офицера ВОС» и понятия «профессиональная культура офицера ВОС», «профессиональная компетентность офицера ВОС» взаимосвязаны между собой, имеют общие и отличительные черты. Хотя эти понятия часто используются взаимозаменяемо, они имеют разнообразные акценты и вариативные аспекты. Так, например, все три понятия направлены на формирование всесторонне развитого офицера ВОС, работают в синергии, причём профкомпетентность и профкультура укрепляют профессионализм и наоборот, высокий уровень профессионализма базируется на сформированных у специалиста профкомпетентности, профкультуре, дополняя их содержательно-структурные характеристики; все три понятия, интегрируясь в теории и на практике, позволяют добиться оптимальных (самых высоких) результатов в военно-оркестровой службе. Профкультура офицера ВОС, в отличие от его профессионализма, представляет собой более широкое понятие, отражающее (охватывающее) ценности, традиции военного музыкального сообщества в целом, понимание и выражение эстетических аспектов в военно-музыкальном искусстве, продвижение музыкальной культуры в обществе в военном контексте. Профессионализм офицера ВОС фокусируется на индивидуальных (субъектно-профессиональных) навыках и поведении, тогда как профкультура ещё концентрируется и на культурной военно-музыкальной коллективной идентичности. Профессионализм, как правило, легче оценить через индивидуальные достижения и исполнительские навыки, в то время как профкультура требует анализа более широкого культурного контекста и социального взаимодействия. В целом же, профкультура военного музыканта является более объёмным понятием, которое включает составные элементы профессионализма, но также расширяет их рамки, учитывая культурные, социальные, эстетические, этические, и другие контексты ВОС. Профкомпетентность офицера ВОС отличается от профессионализма, профкультуры более строго ориентированной структурой, сосредоточенной на специфических знаниях, навыках, компетенциях, которые определены в ФГОС ВО «Дирижирование военным духовым оркестром». Профессиональная компетентность легче поддаётся измерению и оценке через тесты и практические задания, в то время как оценка уровня сформированности профессионализма, профкультуры требует более субъективного подхода, включая наблюдение, экспертные мнения. Профессионализм, профкультура офицера ВОС могут быть более тесно связаны с творческой характеристикой музыканта, с его уникальными индивидуальными особенностями, тогда как профкомпетентность сильнее акцентирует внимание на выполнении им функциональных задач и производительности в рамках военной организации.
Понимание взаимоотношений между рассматриваемыми выше тремя понятиями представляет важный аспект для дальнейшего исследования в области военной музыки и профессионального военно-музыкального образования. Все понятия неотъемлемо связаны и взаимодополняют друг друга, однако их различия подчёркивают сложность, многофакторность, полиуровневость, вариативность аспектов профподготовки и формирования профессиональных качеств, компетенций у будущих офицеров ВОС (военных музыкантов, дирижёров). Комплексный подход к профподготовке будущих военных музыкантов должен включать как становление основ профессионализма, так формирование профкультуры, профкомпетентности, что в конечном итоге приведёт к максимальному качеству исполнения и обеспечению успеха жизнедеятельности военного оркестра в целом, а также к более глубокому влиянию на общество через деятельность военно-музыкальных коллективов.
В научной литературе понятие педагогических условий, в большинстве случаев, трактуется как совокупность факторов (обстоятельств), способствующих или препятствующих эффективности (результативности) процессу обучения и воспитания. Как правило, педагогические условия включают в себя организационные, содержательные, дидактические аспекты образовательного процесса, а также психологические и социокультурные компоненты, влияющие на формирование личностных и профессиональных качеств обучающихся [27; 28].
Педагогические условия, способствующие формированию профессионализма будущего офицера ВОС (выпускника военного вуза), можно условно разделить на следующие основные категории: организационно-управленческие, методические, психологические.
Организационно-управленческие условия предполагают создание в военном вузе такой чёткой структуры учебно-воспитательной среды (учитывающей специфику военной службы), которая способствует активному вовлечению курсантов в профессионально-образовательный процесс. Важными аспектами реализации данной группы условий являются: а) интеграция военно-теоретического, музыкально-теоретического и практического (военно-прикладного, музыкально-исполнительского, дирижерско-технического) видов обучения; б) участие курсантов в различных культурных, профессионально-ориентированных мероприятиях, таких как концерты, фестивали, парады, конкурсы, и др., что не только расширяет их профессиональные горизонты, но и способствует формированию имиджа военного музыканта, дирижёра как высококвалифицированного специалиста; в) внедрения системы наставничества, в рамках которой опытные военные дирижёры и музыканты, преподаватели профильных учебных дисциплин, руководители различных видов практики служат образцом для подражания, ролевой моделью высококлассного профессионала, что создаёт благоприятные условия для развития профессиональных компетенций, личностных и профессионально значимых качеств будущих офицеров ВОС, для понимания ими сущности позитивного военно-музыкального опыта более квалифицированных коллег; г) создание в вузах системы военно-патриотического воспитания курсантов (формирование в целостном педагогическом, учебно-воспитательном процессе патриотических чувств и ценностей, что подкрепляется через изучение истории и традиций вооружённых сил РФ, а также через участия в военно-полевых сборах и тренировках, и др.); внедрение технологий, способствующих развитию социального интеллекта будущих офицеров.
Методические условия включают в свой состав следующие позиции: выбор и применение педагогических технологий, методов, направленных на реализацию индивидуального подхода к каждому курсант и дифференцированного подхода к микрогруппе курсантов; использование междисциплинарных проектных профессионально-прикладных методов обучения, позволяющих курсантам развивать необходимые универсальные, обще- и специально профессиональные компетенции, креативность и находить новые подходы к военно-музыкальной практике; развитие у будущих офицеров навыков самоконтроля и самооценки, что способствует формированию и развитию критического и рефлексивного мышления, умений самостоятельно оценивать уровень своей профессиональной военно-музыкальной подготовленности, выявлять и адекватно оценивать свои достижения и проблемные зоны в различных аспектах своей профподтоговки.
Психологические условия направлены на: а) формирование и развитие у курсантов высокого уровня самодисциплины и ответственности, что является необходимым для военной службы и реализуется через строгое соблюдение уставных норм, регламентов военных коммуникаций, через участие в военных учениях, и др.; б) создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в учебно-воспитательном процессе, в) развитие стрессоустойчивости у курсантов через активные методы работы, которые моделируют реальные профессиональные ситуации, г) формирование командного духа через совместное музицирование, что способствует развитию эмоционального интеллекта и навыков эффективного личностно-делового взаимодействия в группе; д) развитие у курсантов лидерских качеств, способностей к управлению коллективом и стратегическому мышлению через специализированные курсы и тренинги.
Таким образом, формирование профессионализма будущего офицера ВОС требует комплексного подхода, который учитывает как организационно-управленческие, так и методические, и психологические условия. Важно отметить, что эти условия не являются независимыми, а представляют собой систему, где каждый элемент взаимодействует друг с другом. В условиях военного вуза существует уникальная возможность для будущих военных музыкантов, дирижёров развивать, совершенствовать свои профессиональные навыки, компетенции, что в конечном итоге отражается на качестве исполнения служебных обязанностей. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать: дальнейшие исследования в данной области могут способствовать формированию более эффективных педагогических условий, соответствующих требованиям времени и учитывающих современные вызовы, с которыми сталкиваются будущие офицеры ВОС, а также могут способствовать улучшению содержательно-методического качества профессионально-образовательных программ военных вузов, повышая уровень профессионализма офицеров ВОС, уровень их профессиональной подготовленности к выполнению ими служебных обязанностей.
Заключение
В условиях современного общества роль музыки в армии приобретает все большее значение, становясь неотъемлемой частью военной культуры и жизни подразделений.
Профессионализм, профкультура, профкомпетентность военного музыканта (офицера ВОС) составляют фундаментальные научно-теоретические и прикладные (практико-ориентированные) аспекты его профессиональной идентичности, определяющие качество исполнения им служебно-должностных обязанностей и вклад в музыкальную деятельность вооружённых сил.
Профессионализм офицера военно-оркестровой службы (ВОС) представляет собой сложный феномен, объединяющий военную дисциплину, музыкальное, управленческое, педагогическое мастерство, приверженность военной службе, гражданскому долгу. Профессионализм офицера ВОС как общенаучный (мультидисциплинарный) концепт включает в себя не только высокую квалификацию в области музыки, но и способность к адаптации в условиях военной службы, демонстрацию лидерских качеств и умение работать в коллективе. Профессионализм также подразумевает постоянное стремление к самосовершенствованию, что особенно актуально в условиях быстро изменяющегося социокультурного контекста и требований военного времени.
Профессионализм военного музыканта, дирижёра, по сути своей, представляет собой субъектно-деятельностное, динамическое явление (состояние), которое требует постоянного, целенаправленного, систематического развития личных и профессиональных характеристик офицера ВОС.
Становление и развитие профессионализма офицеров ВОС (будущих выпускников военных университетов), формирование у них системы военно-культурных ценностей как будущих защитников Отечества требует комплексного подхода и создания соответствующих педагогических условий в военных вузах с учетом специфических требований, предъявляемым к курсантам.
Гармоничное развитие у курсантов военных вузов основ профессионализма, профкультуры и профкомпетентности способствует становлению не только технически высококвалифицированных музыкантов, но и хранителей культурных военно-исторических традиций, которые формируют уникальную идентичность военной музыкальной службы страны.
About the authors
Veronika Mikhailovna Grebennikova
Kuban State University
Author for correspondence.
Email: vmgrebennikova@mail.ru
doctor of pedagogical sciences, professor, head of Pedagogy and Psychology Department
Russian Federation, KrasnodarEduard Aleksandrovich Stepenko
Kuban State University; Knyaz Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
Email: stepenko-eduard@mail.ru
applicant of Pedagogy and Psychology Department, lecturer of Military Brass Band Instruments Department
Russian Federation, Krasnodar; MoscowOlga Viktorovna Leus
Branch of Kuban State University in Slavyansk-on-Kuban
Email: sl_leus66@mail.ru
candidate of pedagogical sciences, associate professor, director
Russian Federation, Slavyansk-on-Kuban, Krasnodar KraiNatalia Yurievna Zvyagintseva
Kuban State University
Email: zvyginceva@mail.ru
candidate of pedagogical sciences, associate professor of Technology and Entrepreneurship Department
Russian Federation, KrasnodarReferences
- Джиоев С.Л., Степенко Э.А. Взаимодействие педагога и курсанта в процессе занятий на инструментах военных оркестров как условие эффективного формирования исполнительской культуры // Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ. 2022. № 1 (17). С. 172–176.
- Ochilov U.E. Use of active learning methods to develop the military-professional direction of the course // Excellencia: international multi-disciplinary journal of education. 2024. Vol. 2, iss. 8. P. 143–147. doi: 10.5281/zenodo.13335599.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
- Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э. Системогенез деятельности профессионала: монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. 162 с.
- Super D.E. The psychology of careers: an introduction to vocational development. New York: Harper & Row, 1957. 362 p.
- Военная педагогика: учебник / под общ. ред. И.А. Алехина. М.: Юрайт, 2024. 414 с.
- Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология / под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. 240 с.
- Устинов И.Ю., Талынёв В.Е., Кирюшин А.Н., Семоненко Ю.Ф., Агапова Г.В. Военная педагогика: учебник. М.: Инфра-М, 2023. 522 с.
- Галустян О.В., Галигоров Д.В., Ежов А.В., Сметанников А.П. Компетентностный подход к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 2. С. 20–23.
- Аксенов Е.С., Иванов В.Г., Иванов В.Д., Лихачёва И.В., Матвейчук В.П., Маякин Т.К., Трунов М.М., Немирский А.М. Военная музыка России: история и современность. М.: Военное изд-во, 2007. 247 с.
- Бодина Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник. М.: Юрайт, 2019. 333 с.
- Серегин Н.В. Музыкальная педагогика и психология: монография. Барнаул: АГИК, 2017. 179 с.
- Музыкальная педагогика и исполнительство: проблемы, суждения, мнения: учеб. пособие. 2-е изд. / сост. Г.М. Цыпин. М.: Прометей, 2016. 404 с.
- Хантингтон С. Офицерская служба как профессия // Отечественные записки. 2002. № 8. С. 71–75.
- Performance in a militarized culture / ed. by S. Brady, L. Mantoan. London: Routledge, 2018. 354 p.
- Kleykamp M., Montgomery S., Pang A., Schrader K. Military identity and planning for the transition out of the military // Military Psychology. 2021. Vol. 33, iss. 6. P. 372–391. doi: 10.1080/08995605.2021.1962176.
- The art of command: Military leadership from George Washington to Colin Powell / / ed. by H.S. Laver, J.J. Matthews. University Press of Kentucky, 2008. 294 p.
- Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
- Косухин В.В., Спирин А.В., Перевозкина Ю.М., Федоришин М.И. Военная психология: фундаментальные достижения, прогрессивные взгляды: учеб. пособие. Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии, 2021. 141 с.
- Meredith L.S., Sherbourne C.D., Gaillot S.J., Hansell L., Ritschard H.V., Parker A.M., Wrenn G. Promoting psychological resilience in the U.S. Military. RAND Corporation, 2011. 184 p.
- Raabe J., Zakrajsek R.A., Orme J.G., Readdy T., Crain J.A. Perceived cadre behavior, basic psychological need satisfaction, and motivation of US Army ROTC cadets: A self-determination theory perspective // Military Psychology. 2020. Vol. 32, iss. 5. P. 398–409. doi: 10.1080/08995605.2020.1781028.
- Беляков А.А. Военно-профессиональная подготовка будущего офицера: от методики к технологической культуре // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 65–68.
- Осёдло В.И. Теоретические основы профессионального становления офицера // Психология и право. 2012. № 2. С. 133–143.
- Герасимова Т.Н., Григорьян Г.Э. Развитие творческих способностей обучающихся в военно-музыкальных учебных заведениях // Мир образования – образование в мире. 2015. № 4 (60). С. 144–148.
- Воробьева Н.В. Профессиональная идентичность и педагогическая культура адъюнктов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 7. С. 31–44. doi: 10.24412/2304-120x-2021-11049.
- Щербаков С.О., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Педагогические условия формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9, № 11. С. 208–218. doi: 10.12731/2218-7405-2018-11-208-218.
- Lassnigg L. Competence-based education and educational effectiveness // Competence-based vocational and professional education (Technical and vocational education and training: issues, concerns and prospects. Vol. 23) / ed. M. Mulder. Cham: Springer, 2017. P. 667–693. doi: 10.1007/978-3-319-41713-4_31.
- Маленков А.О. Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих офицеров // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1, № 3. С. 20–23.
Supplementary files
