Педагогические условия формирования в военном вузе профессионализма военного музыканта
- Авторы: Гребенникова В.М.1, Степенко Э.А.1,2, Леус О.В.3, Звягинцева Н.Ю.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
- Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
- Выпуск: Том 13, № 3 (2024)
- Страницы: 166-171
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/656074
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024133305
- ID: 656074
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Профессиональная подготовка будущих офицеров (в том числе, и офицеров военно-оркестровой службы) является ключевым аспектом функционирования современного высшего военного образования, обеспечивающего становление и развитие высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять функционально-должностные обязанности в условиях (реалиях) ратной службы. Важное место в этой профподготовке занимают педагогические условия, которые реализуются в образовательном (учебно-воспитательном) процессе военного университета и служат основой для формирования профессиональных компетенций, личностных и профессионально значимых качеств будущих военных лидеров. В данной статье рассматриваются различные отечественные и зарубежные подходы к определению сущности профессионализма военного дирижёра, а также раскрывается содержательно-структурное наполнение понятия педагогических условий, необходимых для профессиональной подготовки будущих офицеров, и анализируются их ключевые особенности. В статье профессионализм военного музыканта рассматривается как комплексное явление, включающее в себя военно-физические, музыкально-технические, творческие и педагогические аспекты; обосновывается необходимость создания специальных педагогических условий для его формирования в контексте функционирования военных вузов; анализируются ключевые компоненты образовательного процесса военного вуза, которые влияют на эффективность профподготовки будущих офицеров военно-оркестровой службы к выполнению служебных задач.
Полный текст
Военная музыка играет важную роль в духовном и культурном воспитании военнослужащих, а также в создании морального духа и патриотизма среди населения. В связи с этим возрастает значимость профессионализма военных дирижёров и музыкантов, формирование которого начинается в период обучения в военном университете и продолжается в течение всей военно-музыкальной карьеры офицера военно-оркестровой службы (ВОС).
Профессионализм офицеров военно-оркестровой службы (военных дирижёров и музыкантов) формируется в результате комплексного подхода, включающего как военную, психологическую, педагогическую, управленческую подготовку, так и специализированное музыкальное образование. В военном вузе для этого необходимо создать особые педагогические условия, предусматривающие, в частности, индивидуализированное обучение, строгий режим дисциплины, использование современных образовательных технологий, реализацию междисциплинарного подхода, и др., что будет способствовать подготовке высококвалифицированных профессионалов, готовых к выполнению своих обязанностей в условиях воинской службы, сохраняя при этом высокие стандарты музыкального искусства [1; 2].
Профессионализм военного дирижёра, музыканта как офицера военно-оркестровой службы определяется через сочетание военно-прикладной подготовленности, музыкального и педагогического мастерства, уважения к историческим военным традициям и готовности к музыкально-исполнительским инновациям. Разные научные подходы, будь то отечественные или зарубежные, подчёркивают значимость этих компонентов, акцентируя внимание на различных аспектах профессиональной подготовки и особенностях их интерпретации.
Цель данной статьи заключается в анализе различных подходов к определению сущности профессионализма военного дирижёра, что имеет важное значение для формирования образовательных стандартов и практики профподготовки специалистов в области военно-оркестровой службы. В материалах статьи рассмотрены педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма офицеров военно-оркестровой службы (ВОС), представлен анализ педагогических стратегий, способствующих успешному профессиональному обучению военных дирижёров.
Профессионализм военного дирижёра как офицера военно-оркестровой службы является важным аспектом функционирования музыкальных органов в военных структурах различных стран. В условиях современной военной службы, где музыка является не только элементом культурного досуга, но и средством поддержания морально-психологического климата в коллективах военнослужащих, осознание сущности профессионализма военного дирижёра становится особенно актуальным.
Анализ различных научных подходов к раскрытию сущности профессионализма военного дирижёра позволяет сделать вывод о многоаспектности данного феномена, а также о неоднозначности и вариативности его трактовок.
В общем научном (психологическом, философском, социологическом) контексте профессионализм рассматривается как совокупность личностных и профессионально значимых качеств, система знаний, умений, компетенций, которые определяют способность человека эффективно выполнять профессиональные обязанности [3–5].
В российской научной традиции профессионализм офицера ВОС (военного дирижёра, музыканта) рассматривается через призму исторических, культурных, педагогических и военно-управленческих аспектов (контекстов, ракурсов). В отечественной музыкальной культуре большое внимание уделяется преемственности традиций военно-оркестровых служб, исторически сложившиеся военно-музыкальные практики и нормы играют важную роль в формировании профессионализма офицера ВОС. Российский акцент на традициях и профессиональной военно-музыкальной идентичности (в понимании профессионализма офицера ВОС) обеспечивает высокую степень культурной интеграции и преемственности в обучении курсантов военных вузов.
В России профессионализм военного дирижёра рассматривается и через призму педагогики (в частности, военной педагогики (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, И.Ю. Устинов, А.П. Сметанников, и др.) [6–9], музыкальной педагогики (Е.С. Аксенов, Е.А. Бодина, Н.В. Серегин, Г.М. Цыпин и др.) [10–13]), утверждающей необходимость интегративной реализации в военном вузе системного, личностно-ориентированного, компетентностного, субъектно-деятельностного, социокультурного, контекстного подходов в профподготовке музыкантов для военной-оркестровой службы.
В зарубежной научной традиции (С. Хантингтон, S. Brady, L. Mantoan, M. Kleykamp, S. Montgomery, A. Pang, K. Schrader и др.) понимание профессионализма офицера ВОС включает в себя богатство мультидисциплинарных, мультикультурных, политехнологических и глобалистских аспектов [14–16]. Мультидисциплинарность акцентирует внимание на слиянии музыкального искусства с другими дисциплинами, такими как психология, управление, военное мастерство, информационные технологии, военная футурология и др.; мультикультурность подчёркивает необходимость обучать военных дирижёров работать с разнообразным репертуаром, что способствует расширению музыкального кругозора и адаптации к различным культурным контекстам. Зарубежные профессионально-образовательные программы военных вузов активно включают использование цифровых технологий для военно-прикладного и музыкально-технического обучения, что позволяет будущим дирижёрам быть в курсе последних новинок и тенденций в музыкальной индустрии, поддерживать и развивать высокий уровень дирижерско-технического, музыкально-исполнительского мастерства. Использование современных мультимедиаобразовательных технологий, включая симуляторы и виртуальную реальность, позволяет создавать более гибкие и адаптивные учебные (профессионально-образовательные) среды, отражающие реалии современной военной и военно-музыкальной службы. Военные вузы в зарубежных странах активно разрабатывают интернациональные образовательные программы, исследуя возможности обмена опытом и идеями с партнёрами из других государств-союзников, что способствует развитию у будущих офицеров ВОС глобально-стратегического мышления, навыков межкультурного взаимодействия, военно-тактического сотрудничества. Западные подходы к формированию профессионализма будущих офицеров ВОС очень активно поощряют различные виды научно-исследовательской деятельности курсантов, стимулирующие развитие критического, системного, дивергентного мышления и способности к продуцированию инноваций (новаторских идей) в области управления военно-музыкальными коллективами, воздействия деятельности военных оркестров на патриотические настроения граждан, в сфере стратегии и тактики профессионально-личностного развития и саморазвития военных дирижёров [17; 2].
Психологический подход как в отечественной (А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников, В.В. Косухин, А.В. Спирин, Ю.М. Перевозкина, М.И. Федоришин, и др.) [18; 19], так и в зарубежной (S.J. Gaillot, L. Hansell, L.S. Meredith, C.D. Sherbourne, H.V. Ritschard, A.M. Parker, G. Wrenn, J. Raabe, J.G. Orme, T. Readdy, и др.) [20; 21] науке к трактовке сущности профессионализма офицера ВОС акцентирует внимание на личностных (коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, чувства долга и ответственности, самодисциплина, креативность, лидерство, стратегическое и критическое мышление, социальный интеллект, и др.) и психологических характеристиках (особенности мотивационно-ценностной, регулятивно-волевой сферы специалиста; подлинный интерес к военно-музыкальному искусству; способность продуктивно работать в условиях стресса; наличие профессиональной мотивации, связанной не только со стремлением к совершенствованию музыкального мастерства, но и к повышению качества выполнения задач военной службы; потребность в профессиональной и личностной самоактуализации; способность организовать работу коллектива, создать сплочённую команду музыкантов и управлять ею; стремление к профессиональному росту, и др.), которые влияют на эффективность его профдеятельности, результативность выполнения служебно-должностных обязанностей. Данный подход раскрывает работу офицера ВОС как сложный динамический процесс, высвечивая значимость функциональной взаимосвязи между личностью дирижёра и специфическими особенностями его профессиональной деятельностью.
В целом же можно сказать, что концепция профессионализма военного дирижёра имеет многообразные подходы (традиционалистский, социокультурный, психологический, компетентностный, и др.) как в области отечественной, так и зарубежной науки.
По нашему мнению, сущность (содержание и структура) профессионализма офицера ВОС определяется не только уровнем его военно-прикладной подготовки, сформированностью музыкальных навыков, но и функциональными обязанностями в рамках военно-оркестровой службы конкретной страны.
С учётом реалий, нормативных требований военно-оркестровой службы РФ, профессионализм офицера ВОС включает в себя несколько ключевых аспектов:
а) высокий уровень военно-прикладной подготовленности (отличная физическая форма, дисциплинированность, знание, понимание, соблюдение военных норм, традиций, ритуалов; умение сохранять спокойствие и эффективность в условиях повышенного стресса и ответственности; безукоризненное соблюдение норм военной этики и дисциплины; глубокое понимание роли музыки в армейской культуре и её влияния на моральное состояние военных, на развитие патриотизма среди военнослужащих и гражданского населения; и др.) [22; 23];
б) музыкальное мастерство и творческая составляющая (высокий уровень владения музыкальным инструментом, отличное знание музыкальной теории и основ ансамблевого музицирования, отточенные практически до совершенства навыки исполнения, чтения с листа и импровизация; глубокое понимание репертуара и особенностей военной музыки; знание и высококачественного исполнение национальной музыкальной классики; высокий уровень развитости музыкально-технических навыков; умение адаптировать музыкальные произведения, создавать аранжировки и оригинальные композиции; отлично развитая способность к интерпретации сложных произведений; активное участие в концертной деятельности, умения управлять музыкальным процессом во время исполнения; умение работать с различными составами оркестра; и др.) [24];
в) психолого-педагогическая и организационно-управленческая составляющая (понимание роли военного оркестра как культурного института, который выполняет функции патриотического воспитания и пропаганды военной службы; способность работать в коллективе, соблюдение норм и стандартов поведения, характерных для военной среды, способность эффективно взаимодействовать с другими музыкантами, с военным руководством, слушателями; способность к обучению и воспитанию музыкантов, проведение мастер-классов, способность к музыкальному творчеству и профориентации среди молодёжи; сформированность лидерских качеств, чувства ответственности, стрессоустойчивости, необходимых для руководства оркестром в военных условиях; развитые навыки в сфере управления репертуаром военного оркестра; глубокое понимание роли дирижёра в формировании общественного мнения о военно-оркестровых службах; умение вдохновлять музыкантов, устанавливать доверительные личностно-деловые отношения с подчинёнными и эффективно взаимодействовать с командованием; умения поддерживать моральный дух военных и формировать позитивную атмосферу в коллективе музыкантов, формируя у офицеров ВОС ощущение командной работы и общей цели; высокий уровень сформированности навыков принятия оптимальных решений в сложных ситуациях; и др.) [25; 26].
Все вышеназванные аспекты профессионализма офицера ВОС взаимосвязаны и образуют целостную систему, необходимую для успешного исполнения служебных обязанностей военного музыканта, дирижёра. Высокий уровень профессионализма офицера ВОС позволяет ему эффективно осуществлять музыкальную деятельность в военной среде.
Следует отметить, что понятие «профессионализм офицера ВОС» и понятия «профессиональная культура офицера ВОС», «профессиональная компетентность офицера ВОС» взаимосвязаны между собой, имеют общие и отличительные черты. Хотя эти понятия часто используются взаимозаменяемо, они имеют разнообразные акценты и вариативные аспекты. Так, например, все три понятия направлены на формирование всесторонне развитого офицера ВОС, работают в синергии, причём профкомпетентность и профкультура укрепляют профессионализм и наоборот, высокий уровень профессионализма базируется на сформированных у специалиста профкомпетентности, профкультуре, дополняя их содержательно-структурные характеристики; все три понятия, интегрируясь в теории и на практике, позволяют добиться оптимальных (самых высоких) результатов в военно-оркестровой службе. Профкультура офицера ВОС, в отличие от его профессионализма, представляет собой более широкое понятие, отражающее (охватывающее) ценности, традиции военного музыкального сообщества в целом, понимание и выражение эстетических аспектов в военно-музыкальном искусстве, продвижение музыкальной культуры в обществе в военном контексте. Профессионализм офицера ВОС фокусируется на индивидуальных (субъектно-профессиональных) навыках и поведении, тогда как профкультура ещё концентрируется и на культурной военно-музыкальной коллективной идентичности. Профессионализм, как правило, легче оценить через индивидуальные достижения и исполнительские навыки, в то время как профкультура требует анализа более широкого культурного контекста и социального взаимодействия. В целом же, профкультура военного музыканта является более объёмным понятием, которое включает составные элементы профессионализма, но также расширяет их рамки, учитывая культурные, социальные, эстетические, этические, и другие контексты ВОС. Профкомпетентность офицера ВОС отличается от профессионализма, профкультуры более строго ориентированной структурой, сосредоточенной на специфических знаниях, навыках, компетенциях, которые определены в ФГОС ВО «Дирижирование военным духовым оркестром». Профессиональная компетентность легче поддаётся измерению и оценке через тесты и практические задания, в то время как оценка уровня сформированности профессионализма, профкультуры требует более субъективного подхода, включая наблюдение, экспертные мнения. Профессионализм, профкультура офицера ВОС могут быть более тесно связаны с творческой характеристикой музыканта, с его уникальными индивидуальными особенностями, тогда как профкомпетентность сильнее акцентирует внимание на выполнении им функциональных задач и производительности в рамках военной организации.
Понимание взаимоотношений между рассматриваемыми выше тремя понятиями представляет важный аспект для дальнейшего исследования в области военной музыки и профессионального военно-музыкального образования. Все понятия неотъемлемо связаны и взаимодополняют друг друга, однако их различия подчёркивают сложность, многофакторность, полиуровневость, вариативность аспектов профподготовки и формирования профессиональных качеств, компетенций у будущих офицеров ВОС (военных музыкантов, дирижёров). Комплексный подход к профподготовке будущих военных музыкантов должен включать как становление основ профессионализма, так формирование профкультуры, профкомпетентности, что в конечном итоге приведёт к максимальному качеству исполнения и обеспечению успеха жизнедеятельности военного оркестра в целом, а также к более глубокому влиянию на общество через деятельность военно-музыкальных коллективов.
В научной литературе понятие педагогических условий, в большинстве случаев, трактуется как совокупность факторов (обстоятельств), способствующих или препятствующих эффективности (результативности) процессу обучения и воспитания. Как правило, педагогические условия включают в себя организационные, содержательные, дидактические аспекты образовательного процесса, а также психологические и социокультурные компоненты, влияющие на формирование личностных и профессиональных качеств обучающихся [27; 28].
Педагогические условия, способствующие формированию профессионализма будущего офицера ВОС (выпускника военного вуза), можно условно разделить на следующие основные категории: организационно-управленческие, методические, психологические.
Организационно-управленческие условия предполагают создание в военном вузе такой чёткой структуры учебно-воспитательной среды (учитывающей специфику военной службы), которая способствует активному вовлечению курсантов в профессионально-образовательный процесс. Важными аспектами реализации данной группы условий являются: а) интеграция военно-теоретического, музыкально-теоретического и практического (военно-прикладного, музыкально-исполнительского, дирижерско-технического) видов обучения; б) участие курсантов в различных культурных, профессионально-ориентированных мероприятиях, таких как концерты, фестивали, парады, конкурсы, и др., что не только расширяет их профессиональные горизонты, но и способствует формированию имиджа военного музыканта, дирижёра как высококвалифицированного специалиста; в) внедрения системы наставничества, в рамках которой опытные военные дирижёры и музыканты, преподаватели профильных учебных дисциплин, руководители различных видов практики служат образцом для подражания, ролевой моделью высококлассного профессионала, что создаёт благоприятные условия для развития профессиональных компетенций, личностных и профессионально значимых качеств будущих офицеров ВОС, для понимания ими сущности позитивного военно-музыкального опыта более квалифицированных коллег; г) создание в вузах системы военно-патриотического воспитания курсантов (формирование в целостном педагогическом, учебно-воспитательном процессе патриотических чувств и ценностей, что подкрепляется через изучение истории и традиций вооружённых сил РФ, а также через участия в военно-полевых сборах и тренировках, и др.); внедрение технологий, способствующих развитию социального интеллекта будущих офицеров.
Методические условия включают в свой состав следующие позиции: выбор и применение педагогических технологий, методов, направленных на реализацию индивидуального подхода к каждому курсант и дифференцированного подхода к микрогруппе курсантов; использование междисциплинарных проектных профессионально-прикладных методов обучения, позволяющих курсантам развивать необходимые универсальные, обще- и специально профессиональные компетенции, креативность и находить новые подходы к военно-музыкальной практике; развитие у будущих офицеров навыков самоконтроля и самооценки, что способствует формированию и развитию критического и рефлексивного мышления, умений самостоятельно оценивать уровень своей профессиональной военно-музыкальной подготовленности, выявлять и адекватно оценивать свои достижения и проблемные зоны в различных аспектах своей профподтоговки.
Психологические условия направлены на: а) формирование и развитие у курсантов высокого уровня самодисциплины и ответственности, что является необходимым для военной службы и реализуется через строгое соблюдение уставных норм, регламентов военных коммуникаций, через участие в военных учениях, и др.; б) создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в учебно-воспитательном процессе, в) развитие стрессоустойчивости у курсантов через активные методы работы, которые моделируют реальные профессиональные ситуации, г) формирование командного духа через совместное музицирование, что способствует развитию эмоционального интеллекта и навыков эффективного личностно-делового взаимодействия в группе; д) развитие у курсантов лидерских качеств, способностей к управлению коллективом и стратегическому мышлению через специализированные курсы и тренинги.
Таким образом, формирование профессионализма будущего офицера ВОС требует комплексного подхода, который учитывает как организационно-управленческие, так и методические, и психологические условия. Важно отметить, что эти условия не являются независимыми, а представляют собой систему, где каждый элемент взаимодействует друг с другом. В условиях военного вуза существует уникальная возможность для будущих военных музыкантов, дирижёров развивать, совершенствовать свои профессиональные навыки, компетенции, что в конечном итоге отражается на качестве исполнения служебных обязанностей. Исходя из вышеизложенного, можно констатировать: дальнейшие исследования в данной области могут способствовать формированию более эффективных педагогических условий, соответствующих требованиям времени и учитывающих современные вызовы, с которыми сталкиваются будущие офицеры ВОС, а также могут способствовать улучшению содержательно-методического качества профессионально-образовательных программ военных вузов, повышая уровень профессионализма офицеров ВОС, уровень их профессиональной подготовленности к выполнению ими служебных обязанностей.
Заключение
В условиях современного общества роль музыки в армии приобретает все большее значение, становясь неотъемлемой частью военной культуры и жизни подразделений.
Профессионализм, профкультура, профкомпетентность военного музыканта (офицера ВОС) составляют фундаментальные научно-теоретические и прикладные (практико-ориентированные) аспекты его профессиональной идентичности, определяющие качество исполнения им служебно-должностных обязанностей и вклад в музыкальную деятельность вооружённых сил.
Профессионализм офицера военно-оркестровой службы (ВОС) представляет собой сложный феномен, объединяющий военную дисциплину, музыкальное, управленческое, педагогическое мастерство, приверженность военной службе, гражданскому долгу. Профессионализм офицера ВОС как общенаучный (мультидисциплинарный) концепт включает в себя не только высокую квалификацию в области музыки, но и способность к адаптации в условиях военной службы, демонстрацию лидерских качеств и умение работать в коллективе. Профессионализм также подразумевает постоянное стремление к самосовершенствованию, что особенно актуально в условиях быстро изменяющегося социокультурного контекста и требований военного времени.
Профессионализм военного музыканта, дирижёра, по сути своей, представляет собой субъектно-деятельностное, динамическое явление (состояние), которое требует постоянного, целенаправленного, систематического развития личных и профессиональных характеристик офицера ВОС.
Становление и развитие профессионализма офицеров ВОС (будущих выпускников военных университетов), формирование у них системы военно-культурных ценностей как будущих защитников Отечества требует комплексного подхода и создания соответствующих педагогических условий в военных вузах с учетом специфических требований, предъявляемым к курсантам.
Гармоничное развитие у курсантов военных вузов основ профессионализма, профкультуры и профкомпетентности способствует становлению не только технически высококвалифицированных музыкантов, но и хранителей культурных военно-исторических традиций, которые формируют уникальную идентичность военной музыкальной службы страны.
Об авторах
Вероника Михайловна Гребенникова
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vmgrebennikova@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Россия, г. КраснодарЭдуард Александрович Степенко
Кубанский государственный университет; Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
Email: stepenko-eduard@mail.ru
соискатель кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры инструментов военного духового оркестра
Россия, г. Краснодар; г. МоскваОльга Викторовна Леус
Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани
Email: sl_leus66@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, директор
Россия, г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский крайНаталья Юрьевна Звягинцева
Кубанский государственный университет
Email: zvyginceva@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства
Россия, г. КраснодарСписок литературы
- Джиоев С.Л., Степенко Э.А. Взаимодействие педагога и курсанта в процессе занятий на инструментах военных оркестров как условие эффективного формирования исполнительской культуры // Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ. 2022. № 1 (17). С. 172–176.
- Ochilov U.E. Use of active learning methods to develop the military-professional direction of the course // Excellencia: international multi-disciplinary journal of education. 2024. Vol. 2, iss. 8. P. 143–147. doi: 10.5281/zenodo.13335599.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
- Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э. Системогенез деятельности профессионала: монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. 162 с.
- Super D.E. The psychology of careers: an introduction to vocational development. New York: Harper & Row, 1957. 362 p.
- Военная педагогика: учебник / под общ. ред. И.А. Алехина. М.: Юрайт, 2024. 414 с.
- Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология / под ред. А.В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. 240 с.
- Устинов И.Ю., Талынёв В.Е., Кирюшин А.Н., Семоненко Ю.Ф., Агапова Г.В. Военная педагогика: учебник. М.: Инфра-М, 2023. 522 с.
- Галустян О.В., Галигоров Д.В., Ежов А.В., Сметанников А.П. Компетентностный подход к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 2. С. 20–23.
- Аксенов Е.С., Иванов В.Г., Иванов В.Д., Лихачёва И.В., Матвейчук В.П., Маякин Т.К., Трунов М.М., Немирский А.М. Военная музыка России: история и современность. М.: Военное изд-во, 2007. 247 с.
- Бодина Е.А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: учебник. М.: Юрайт, 2019. 333 с.
- Серегин Н.В. Музыкальная педагогика и психология: монография. Барнаул: АГИК, 2017. 179 с.
- Музыкальная педагогика и исполнительство: проблемы, суждения, мнения: учеб. пособие. 2-е изд. / сост. Г.М. Цыпин. М.: Прометей, 2016. 404 с.
- Хантингтон С. Офицерская служба как профессия // Отечественные записки. 2002. № 8. С. 71–75.
- Performance in a militarized culture / ed. by S. Brady, L. Mantoan. London: Routledge, 2018. 354 p.
- Kleykamp M., Montgomery S., Pang A., Schrader K. Military identity and planning for the transition out of the military // Military Psychology. 2021. Vol. 33, iss. 6. P. 372–391. doi: 10.1080/08995605.2021.1962176.
- The art of command: Military leadership from George Washington to Colin Powell / / ed. by H.S. Laver, J.J. Matthews. University Press of Kentucky, 2008. 294 p.
- Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
- Косухин В.В., Спирин А.В., Перевозкина Ю.М., Федоришин М.И. Военная психология: фундаментальные достижения, прогрессивные взгляды: учеб. пособие. Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии, 2021. 141 с.
- Meredith L.S., Sherbourne C.D., Gaillot S.J., Hansell L., Ritschard H.V., Parker A.M., Wrenn G. Promoting psychological resilience in the U.S. Military. RAND Corporation, 2011. 184 p.
- Raabe J., Zakrajsek R.A., Orme J.G., Readdy T., Crain J.A. Perceived cadre behavior, basic psychological need satisfaction, and motivation of US Army ROTC cadets: A self-determination theory perspective // Military Psychology. 2020. Vol. 32, iss. 5. P. 398–409. doi: 10.1080/08995605.2020.1781028.
- Беляков А.А. Военно-профессиональная подготовка будущего офицера: от методики к технологической культуре // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 65–68.
- Осёдло В.И. Теоретические основы профессионального становления офицера // Психология и право. 2012. № 2. С. 133–143.
- Герасимова Т.Н., Григорьян Г.Э. Развитие творческих способностей обучающихся в военно-музыкальных учебных заведениях // Мир образования – образование в мире. 2015. № 4 (60). С. 144–148.
- Воробьева Н.В. Профессиональная идентичность и педагогическая культура адъюнктов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 7. С. 31–44. doi: 10.24412/2304-120x-2021-11049.
- Щербаков С.О., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Педагогические условия формирования организационной культуры будущих офицеров Росгвардии // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9, № 11. С. 208–218. doi: 10.12731/2218-7405-2018-11-208-218.
- Lassnigg L. Competence-based education and educational effectiveness // Competence-based vocational and professional education (Technical and vocational education and training: issues, concerns and prospects. Vol. 23) / ed. M. Mulder. Cham: Springer, 2017. P. 667–693. doi: 10.1007/978-3-319-41713-4_31.
- Маленков А.О. Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих офицеров // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1, № 3. С. 20–23.
Дополнительные файлы
