Безопасность и надёжность как интегральные критерии образовательной среды современного вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема построения в вузе безопасной и надежной образовательной среды, обеспечивающей не только безопасность субъектов образования, но и надежность всей образовательной системы функционирования образовательной организации высшего образования. Анализируются основные подходы к осмыслению сущности, содержания и структуры образовательной среды вуза, рассматриваются соотношения понятий безопасности, психологической безопасности, цифровой образовательной среды, проблемы их взаимовлияния и взаимообусловленности. Впервые безопасность и надежность образовательной среды рассмотрены в их взаимосвязи, как свойства единой образовательной системы, обеспечивающей эффективность функционирования организации высшего образования в период ее реформирования и необходимое условие для сохранения и повышения его качества. В статье представлены результаты мониторингового исследования удовлетворенности субъектов образования (студентов, научно-педагогических работников и работодателей) образовательной средой вуза, оценок ее безопасности и надежности, отношения к внедрению в систему учебно-воспитательного процесса нововведений, обусловленных необходимостью отклика на вызовы современности и отражающих передовые научные разработки отечественной педагогики, соотнесенные с диалектическим единством необходимости достижения мобильности системы высшего образования, ее гибкости и открытости новым тенденциям и одновременно обеспечения ее устойчивости и надежности в достижении приоритетных образовательных целей.

Полный текст

Проблема проектирования образовательной среды вуза в современном научном дискурсе: краткий обзор исследований

В современной педагогике высшего образования одной из центральных и интенсивно разрабатываемых проблем является проблема построения в вузе образовательной среды, определяющей качество получаемого образования и обеспечивающей достижение приоритетных целей образовательной политики государства.

Осознание факта влияния на формирование личности обучающегося не только целенаправленного педагогического процесса, но и всего образовательного пространства образовательной организации, всей совокупности ситуаций его развития привело к осмыслению сущности и содержания образовательной среды как системного, многоуровневого и многоаспектного педагогического феномена.

В современной отечественной педагогике существует множество подходов к трактовке понятия «образовательная среда», разработано огромное количество теорий и концепций данного конструкта, предложен теоретический и эмпирический материал по его изучению, преобразованию и построению в образовательных организациях разного типа.

В психолого-педагогической литературе образовательная среда рассматривается как социокультурное окружение человека, включающее в себя естественные и специально разработанные условия для совершенствования его прогрессивного и продуктивного развития [1, с. 58], динамическая система, опосредующая взаимодействие обучающего и обучающегося [2, с. 154], пространство межсубъектного взаимодействия [3, с. 183], форма сотрудничества [4, с. 17], лаборатория приобретения субъективного опыта [5, с. 34], комплекс всех потенциальных возможностей образовательного учреждения, обеспечивающих и стимулирующих саморазвитие его субъектов [6, с. 14], упорядоченная совокупность отдельных компонентов, отражающих микро-, мезо- и макросреду вуза [7, с. 673].

За годы изучения образовательных сред, берущего свое начало еще с истоков зарождения педагогической мысли, отраженного в классических трудах зарубежных философов и педагогов (в идеях «игнорированных» школ Э. Нигермайера, Г.Ф. Циммера, свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, «параллельной школы» Б. Бло, Л. Порше, П. Феррана, «школы без стен» Р.Х. Уолтера, С. Уотсона, Б. Хоскена) [8, с. 50], отечественных педагогов конца XIX – начала XX века (в теориях педагогической среды С.Т. Шацкого, общественной среды П.П. Блонского, окружающей среды А.С. Макаренко) и сформулированного в авторских концепциях современных исследователей (В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), расширился спектр рассмотрения их проблематики.

Помимо разработанных и упорядоченных моделей образовательной среды: эколого-личностной (В.А. Ясвин) [6], антрополого-психологической (В.И. Слободчиков) [3], экопсихологической [9], коммуникативно-ориентированной [4], психодидактической [6, с. 68–71], выделяются типы образовательных сред по разным основаниям: по целевым ориентирам (стимулирующие, информационные, экологические [10]; особенностям взаимодействия обучающих и обучающихся (воспитывающие, догматические, идейные, творческие, креативные, среды «безмятежного потребления» или «успеха и карьеры» [11, с. 76]; по основополагающим парадигмам образования (традиционная, гуманитарная, интегрированная и др.); источникам воздействия (природные, коммуникативные, семейные, внешкольные, социальные, социокультурные и др.), средствам воздействия (информационные, технологические, цифровые и др.); видам деятельности (игровые, учебные, учебно-профессиональные и др.); определяются функции образовательных сред: адаптационная, социальная, личностно-профессиональная, интегративная [12, с. 11]; особенности ее структурной организации [7, с. 676–677].

Систематизация научного знания о дефиниции «образовательная среда» позволяет констатировать факт отсутствия в современной педагогике общепринятых и устойчивых положений относительно как ее сущности, содержания, структуры, функций и целей, так и способов ее проектирования и построения в образовательных организациях высшего образования.

Постановка проблемы отбора практико-ориентированных научных разработок для проектирования эффективной образовательной среды вуза

Вместе с тем, наряду с широким употреблением понятия «образовательная среда», включением его в обязательные компоненты анализа системы образования и соответствующие нормативные документы, общепризнанным считается ее доминирующая роль в профессиональной подготовке будущих специалистов и совершенствовании системы высшего образования.

За последние годы в нашей стране предприняты беспрецедентные меры по совершенствованию системы высшего образования: определены его основные цели и направления, разработаны критерии и показатели соответствия вуза современным образовательным стандартам и целевым направлениям.

Однако функционирование современного вуза происходит сейчас в условиях достаточной неопределенности, связанной как с ломкой старых устоявшихся традиций, так и с необходимостью выбора среди огромного числа новых разработок, осуществляемых современными исследователями в области проектирования образовательной среды вуза и ориентированных в основном на неопределенное будущее, тех из них, которые были бы адаптированы под особенности переходного этапа реформирования системы высшего образования. Принятие управленческих решений, при этом, исходит из необходимости соблюдения связи науки и практики, а проектирование образовательной среды вуза основывается на системном подходе, обеспечивающем целостное восприятие образовательной среды, учет специфики региона, его социально-инфраструктурных особенностей, и особенностей традиций отдельного вуза. Главная задача здесь – не реализация любой научной идеи, а их отбор, согласно определенным критериям и показателям. Далеко не любое нововведение может гарантировать достижение ожидаемого от него эффекта и обеспечивать непременное совершенствование педагогического процесса – оно может актуализировать определенные риски и потери, в связи с чем, актуализируется проблема поиска системообразующего фактора образовательной среды вуза, обеспечивающего эффективность всей образовательной системы и достижение приоритетных целей современного высшего образования.

Безопасность и надежность образовательной среды как критерии отбора научных разработок для их внедрения в образовательный процесс вуза

На наш взгляд, основным критерием отбора предлагаемых современными исследователями научно обоснованных разработок для принятия управленческих решений в области высшего образования должна стать их ориентация на достижение безопасности и сохранение надежности образовательной среды вуза.

Теоретический анализ показал, что дефиниция «безопасная образовательная среда» также имеет вариативное содержание.

Л.А. Акимова связывает безопасность образовательной среды с безопасным образом жизни ее субъектов, разрабатывая модели формирования у них культуры безопасной жизнедеятельности [13, с. 74]. Н.К. Бакланова, Т.С. Иванова, В.В. Колот рассматривают психологически безопасную образовательную среду как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся [14, с. 16]. И.А. Баева исследует психологическую безопасность образовательной среды через изучение межличностного общения ее участников как систему взаимодействия, в которой удовлетворяется одна из базовых потребностей человека – потребность в доверительном общении [15, с. 34]; З.Б. Киндарова считает, что безопасная образовательная среда – это, прежде всего, комфортность обучения и воспитания [16, с. 121]; Т.В. Киселева рассматривает безопасность и комфортность образовательной среды во взаимосвязи с психологическим здоровьем педагогов [17, с. 54–55].

В последнее время изучение безопасности образовательной среды приобретает все более практико-ориентированную направленность: исследуются проблемы потенциальных угроз современного образования, функционирующего в условиях его реформирования и адаптации к новым жизненным парадигмам [18, с. 148], способы и технологии блокирования современных угроз и построения в вузе безопасной образовательной среды [19, с. 88–100], алгоритм принятия управленческих решений для сохранения в вузе безопасной образовательной среды [20, с. 35]. Предлагаются разнообразные технологии построения безопасной образовательной среды вуза: технологии повышения эмоционального интеллекта субъектов образования [21, с. 225–227], развития у них мотивационной готовности к безопасному межличностному общению [22], адаптации к условиям обучения в вузе [23, с. 367–368]. Особое внимание уделяется способам измерения безопасности образовательной среды: предлагаются вопросно-критериальные способы [24, с. 324], способы экспертной оценки состояния здоровья обучающихся [25, с. 177–178].

Многие современные исследователи акцентируют свое внимание на рисках цифровизации образования: признавая необратимость такого процесса и его необходимость [26, с. 9], отмечается, однако, наличие в нем потенциальных угроз, связанных с возможностью деформации мышления, мировоззрения, ценностей [27, с. 224], а, следовательно, угроз не только безопасности, но и надежности образовательной среды вуза, снижению качества образования.

Необходимо отметить, что до настоящего времени категория надежности образовательной среды еще не стала предметом системных и фундаментальных педагогических исследований. Опираясь на немногочисленные работы, посвященные в основном проблемам надежности педагога [28], под надежностью образовательной среды вуза мы понимаем ее качественную характеристику, отражающую такое ее функционирование, которое обеспечивает соответствие реализационных, или существующих, ее характеристик нормативным, или долженствующим.

Таким образом, принятие управленческих решений по внедрению новых разработок в образовательный процесс, на наш взгляд, должно исходить из соответствия их одному условию: возможности сохранения и укрепления безопасности и надежности образовательной среды вуза.

Цель исследования – выявить субъективное представление субъектов образовательного процесса вуза о безопасности и надежности его образовательной среды.

Исследование было проведено на базе Кубанского государственного университета. Для мониторингового исследования были выбраны следующие методы и методики: 1) Шкала оценки цифровой образовательной среды университета, апробированная М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой, М.А. Одинцовой и др. [29], позволяющая выявить уровень субъективной оценки студентами и преподавателями безопасности созданной в вузе цифровой образовательной среды; 2) ответы студентов 1-го и 4-го курсов на вопрос о том, какие ценности могут быть обеспечены образовательной средой вуза, где они обучаются? Для стимульного материала была использована методика «субъективной оценки реализуемости базисных ценностей» (СОРБЦ) С.А. Богомаза [30]; 3) анкетирование работодателей, преподавателей и студентов о качестве образовательного процесса в вузе (анкеты содержат по 4 блока вопросов, ответы на которые дают представление об удовлетворенности респондентов качеством образования, взаимоотношениями, профессиональной подготовкой и социально-психологическим климатом в коллективе). Оценка безопасности и надежности образовательной среды университета осуществлялась по десятибалльной шкале.

Для проведения трех серий исследования были сформированы три исследовательские выборки. Первая исследовательская выборка включала в себя две группы респондентов: студенты старших курсов обучения в количестве 196 человек и научно-педагогические сотрудники вуза в количестве 146 человек со стажем профессиональной деятельности от 10 лет. Вторая исследовательская выборка состояла из двух групп: первокурсники и старшекурсники, группы уравнивались по количеству студентов (n = 124). Третья выборка – это три группы респондентов: опрошены представители администрации 28 компаний Краснодарского края, а также преподаватели в количестве 146 человек и те же студенты, что и во второй серии исследования, в количестве 248 человек.

Статистический анализ данных включал в себя полный пакет описательной статистики.

Результаты оценки студентами и научно-педагогическими работниками безопасности цифровой образовательной среды вуза позволяют говорить о том, что в университете на сегодняшний день минимизированы риски снижения ее безопасности и надежности (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Профили оценок студентами и научно-педагогическими работниками безопасности цифровой образовательной среды вуза

 

Профили оценок студентов и преподавателей достаточно высокие (входят в диапазон выше среднего уровня) и практически идентичны друг другу по многим параметрам. Статистически достоверные различия между группами были выявлены только по показателям субъективного ощущения необходимости поддержки для педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде (p < 0,01), причем, такие показатели выше в группе преподавателей, чем студентов, что может быть объяснено сниженной общей цифровой грамотностью преподавателей, имеющих стаж научно-педагогической деятельности свыше 10 лет. В целом же, по результатам мониторингового исследования, большинство субъектов образовательного процесса в вузе вполне удовлетворены внедрением информационно-коммуникационных технологий и разработанных электронных ресурсов в образовательную среду.

Интересными представляются результаты изучения субъективной репрезентации студентами первых и четвертых курсов образовательной среды вуза. Результаты поперечного среза особенностей восприятия возможностей вуза в удовлетворении потребностей студентов и возможности реализации основных ценностей в образовательной среде вуза свидетельствуют о следующем (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Результаты исследования субъективного восприятия студентами первых и выпускных курсов возможностей образовательной среды вуза в удовлетворении существенных потребностей (ср. балл)

 

Во-первых, из наглядного представления результатов такого исследования, видно, что общий уровень удовлетворенности образовательной средой вуза значимо выше в группе студентов выпускного курса, чем первого.

Во-вторых, первокурсники считают, что вуз, в который они поступили, вполне может справиться с задачей обеспечить им возможность стать свободным, материально обеспеченным человеком, достичь успеха в карьере и желаемой цели в жизни, что может быть связано с общим рейтингом в регионе университета. Обозначенные показатели не отличаются друг от друга в двух группах студентов.

Следует указать и на тот факт, что первокурсники, в отличие от студентов выпускных курсов, не связывают образовательную среду вуза с ее возможностями обеспечить их здоровье (2,4 балла, что соответствует низкому уровню восприятия), стремление стать уникальным и оригинальным (3,4), получить хорошие и качественные знания (3,2). Данные показатели значимо выше в группе старшекурсников (различия на уровне <0,001), что дает основание говорить о росте уверенности студентов в надежности образовательной среды университета, обеспечивающей возможность удовлетворения потребностей найти хорошую работу (t = 3,54, p < 0,001), стать примером для других (t = 3,22, p < 0,01), быть уважаемым человеком (t = 3,39, p < 0,01). Значимо различаются в двух группах и показатели восприятия образовательной среды вуза как гаранта чувства защищенности и безопасности (t = 4,18, p < 0,001), что свидетельствует о ее безопасности и обеспечении психологического благополучия обучающихся.

О надежности и безопасности образовательной среды университета свидетельствуют и результаты мониторингового опроса субъектов образования в рамках внутренней оценки его качества. Выявлена, во-первых, положительная динамика степени удовлетворенности работодателей качеством теоретической и практической подготовленности студентов к профессионально-трудовой деятельности. В этом отношении определенный интерес представляют ответы работодателей на вопрос об их предпочтении принятия на работу выпускника нашего университета и другого вуза. Большинство респондентов (64,29%) предпочитают принять на работу молодого специалиста, чья профессиональная подготовка осуществлялась в стенах нашего вуза, что также не может не говорить об общем доверии к университету и его соответствии нормативным требованиям.

На рисунке 3 представлены процентные распределения ответов субъектов образования на вопрос о безопасности и надежности образовательной среды университета.

 

Рисунок 3 – Оценка субъектами образования уровня безопасности и надежности образовательной среды университета

 

Большинство представителей крупных организаций Краснодарского края дали высокую оценку безопасности (82,15%) и надежности (62,29%) образовательной среды вуза. Но, если в данной группе безопасность оценена была выше, то в группе научно-педагогических работников, напротив, высоко оценена надежность образовательной среды вуза. Более 80% преподавателей склонны считать, что образовательная среда вуза характеризуется надежностью и качеством образования, что нововведения, которые внедряются в нее, обладают надежными характеристиками и служат для повышения эффективности учебно-образовательного процесса.

В связи с тем, что результаты опроса свидетельствуют о наличии, особенно, в студенческой среде, тех субъектов образования, кто дал недостаточно высокую оценку безопасности и надежности образовательной среды, следует говорить о необходимости ее совершенствования и дальнейшего реформирования.

В результате мониторингового исследования были выявлены корреляционные связи между субъективным представлением студентов об образовательной среде вуза и их оценкой ее безопасности и надежности: устойчивыми отрицательными взаимосвязями характеризуются показатели уровня надежности образовательной среды и представления о ее возможности обеспечивать формирование уникальности и оригинальности обучающегося (r = −0,503, p < 0,001), его самоутверждения (r = −0,419, p < 0,001), свободы (r = −0,481, p < 0,001) и известности (r = −0,512, p < 0,001). Показатели оценки безопасности коррелируют с показателями по шкалам «Быть уважаемым» (r = −0,584, p < 0,001), справедливым (r = −0,522, p < 0,001), жить полной жизнью (r = −0,443, p < 0,001).

Заключение

В результате проведенного исследования делается вывод о том, что в настоящее время, в условиях реформирования системы высшего образования и интенсивного развития педагогической науки и практики, проектирование и построение образовательной среды вуза, внедрение в нее новых научно обоснованных разработок целесообразно осуществлять с позиций их обеспечения безопасности и надежности образовательного процесса. Мониторинговое исследование показало, что в целях гарантирования безопасной и надежной образовательной среды необходимы такие технологии, которые, без снижения качества образования и профессиональной подготовки, способствовали бы формированию у обучающихся субъектности, уверенности в себе, построению субъект-субъектных отношений между преподавателями и студентами, лишенными авторитарности и несправедливости, характеризующимися диалогичностью и открытостью, взаимным уважением и доверием друг к другу.

×

Об авторах

Михаил Борисович Астапов

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: rector@kubsu.ru

кандидат педагогических наук, доцент, ректор

Россия, г. Краснодар

Список литературы

  1. Ваганова О.И., Лебедева А.А., Лапшова А.В. Формирование комфортной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 57–59. doi: 10.26140/bgz3-2021-1002-0013.
  2. Коваленко В.И., Соколова О.А., Губаренко И.В. Феноменология культурно-образовательной среды // Культурно-образовательная среда: современные тенденции и перспективы исследований: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22 мая 2019 г.) / отв. ред.: В.И. Коваленко, К.Н. Лобанов, О.А. Соколова. Белгород: БГИИК, 2019. С. 151–154.
  3. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. Вып. № 7. С. 177–184.
  4. Рубцов В.В. Гипотеза и метод исследования КРУС. Характеристика модели организации совместной учебной деятельности // Коммуникативно-ориентированные образовательные среды: психология проектирования: сб. ст. / под ред. В.В. Рубцова. М., 1996. С. 15–18.
  5. Белозерцев Е.П., Долженко О.В., Усачев А.В. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 9. С. 30–36.
  6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  7. Кролевецкая Е.Н., Михайлова Д.И., Шеховская Н.Л. Оценка влияния структурных компонентов образовательной среды вуза на становление будущего педагога // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, вып. 6. С. 670–679. doi: 10.30853/ped20220100.
  8. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48–56.
  9. Становление субъектности учащегося и педагога. Экопсихологическая модель / под ред. В.И. Панов. М.; СПб.: ПИ РАО; Нестор-История, 2018. 304 с.
  10. Евтихов О.В. Типы образовательных сред в современном образовании [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 4 (36). doi: 10.12731/2218-7405-2014-4-5.
  11. Юрченко О.В. Применение модели стресса «требования–контроль» к оценке безопасности образовательной среды // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 1А. С. 74–81.
  12. Артюхина А.И. Образовательная среда медицинского университета: пути интеграции в культурно-образовательную среду региона // Интеграция образования. 2007. № 1. С. 9–15.
  13. Акимова Л.А. Безопасная образовательная среда: проектирование, организация: монография. Оренбург: ИПК «Университет», 2019. 220 с.
  14. Бакланова Н.К., Иванова Т.С., Колот В.В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 13–24. doi: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24.
  15. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
  16. Киндарова З.Б. Базовые принципы подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12, № 2. С. 119–125. doi: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-119-125.
  17. Киселева Т.В. Психологическая безопасность и комфортность образовательной среды вуза (опыт эмпирического исследования) // Научный поиск: личность, образование, культура. 2024. № 1 (51). С. 52–58. doi: 10.54348/scis.2024.1.8.
  18. Лялюк А.В., Тучина О.Р. Риски образовательной среды в формировании концепции психолого-педагогической безопасности современного вуза: классификация и подходы к оценке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 147–151.
  19. Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н., Симонова С.А. Способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе // Язык и текст. 2021. Т. 8, № 2. С. 86–102. doi: 10.17759/langt.2021080209.
  20. Проказина М.В., Михайлова М.А. Психологическая безопасность в образовательной среде: сущность, подходы, управленческий аспект // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2022. № 20. С. 34–37.
  21. Ростовцева П.П. Развитие навыков XXI в.: эмоциональный интеллект и эффективность обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 225–227. doi: 10.24412/1991-5497-2021-489-225-227.
  22. Сокольская М.В., Богомолова О.Ю. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор мотивационной готовности к деятельности студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN220.pdf.
  23. Шагивалеева Г.Р. Адаптация студентов в вузе как необходимое условие обеспечения безопасности образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58–4. С. 366–369.
  24. Пак Н.И., Сыромятников А.А. Вопросно-критериальный способ оценки качества цифровой образовательной среды организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2022. Т. 19, № 4. С. 312–327. doi: 10.22363/2312-8631-2022-19-4-312-327.
  25. Рассудова Л.А., Манапова Е.И., Федорова Н.В. Показатели безопасности образовательной среды вуза (на примере факультета психологии и педагогики) // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 175–193. doi: 10.31862/2500-297x-2021-4-175-193.
  26. Гребенникова В.М. Цифровой мир образования: инструменты эффективного педагога // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Краснодар, 25 марта 2022 г.). М.: Мир науки, 2022. С. 7–10.
  27. Гребенников О.В. Система сопутствующих рисков в цифровом образовательном пространстве // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегодной всерос. науч.-практ. конф. (Краснодар, 25 марта 2022 г.). М.: Мир науки, 2022. С. 222–228.
  28. Осадчук О.Л., Артюхина А.И. Анализ образования с позиций надежности // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 4 (14). С. 87–91.
  29. Сорокова М.Г., Радчикова Н.П., Одинцова М.А., Радчиков А.С., Козырева Н.В. Шкала оценки цифровой образовательной среды университета для преподавателей (AUDEE-Tch Scale): стандартизация для преподавателей вузов // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20, № 4. С. 16–29. doi: 10.17759/bppe.2023200402.
  30. Богомаз С.А., Горчакова О.Ю., Левицкая Т.Е., Шекетера А.А. Восприятие образовательной среды университета студентами с разной степенью выраженности имплицитных теорий интеллекта и личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3, № 3 (63). С. 88–92.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Профили оценок студентами и научно-педагогическими работниками безопасности цифровой образовательной среды вуза

Скачать (271KB)
3. Рисунок 2 – Результаты исследования субъективного восприятия студентами первых и выпускных курсов возможностей образовательной среды вуза в удовлетворении существенных потребностей (ср. балл)

Скачать (398KB)
4. Рисунок 3 – Оценка субъектами образования уровня безопасности и надежности образовательной среды университета

Скачать (291KB)

© Астапов М.Б., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.