Ideas for personality-oriented education in higher education
- Authors: Tsepkova A.N.1
-
Affiliations:
- Samara State University of Economics
- Issue: Vol 13, No 2 (2024)
- Pages: 228-231
- Section: Pedagogical Sciences
- URL: https://snv63.ru/2309-4370/article/view/642075
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2024132312
- ID: 642075
Cite item
Full Text
Abstract
The article substantiates the importance for modern society of solving the problem of preparing a university student as a person and a specialist in a harmonious unity of moral and professional qualities, and substantiates the possibility of such training within the framework of personality-oriented education. Based on the ideas of E.V. Bondarevskaya, V.V. Serikov, I.S. Yakimanskaya about the student as the goal of education, the idea of recognizing the value of the student as a subject of education is revealed, the essence of which lies in the requirement for the teacher to recognize the student as the goal of education and the goal of his own development, to recognize his moral significance, the dignity of his personality, his right to respect, to recognition of his uniqueness. Based on the ideas of V.V. Serikov about personal experience, the idea of developing the student's personal experience is revealed, the essence of which lies in the teacher's orientation toward creating conditions for the development of the worldview and value orientations of students that determine their actions and deeds. Based on the ideas of V.P. Zinchenko on «living knowledge» reveals the idea of recognizing the personal meaning of knowledge, the essence of which lies in the teacher’s orientation toward developing students’ ability to give meaning to the «world of embodied knowledge» that the student masters in the process of cognitive activity, introducing him to the «world of embodied values», giving knowledge, which becomes «living knowledge», personal meaning.
Full Text
В образовательном процессе высшей школе России сегодня наблюдается ориентация на усиление воспитательной составляющей. Пришло понимание того, что в личности специалиста наряду с его профессиональной компетенцией важна и человеческая сущность – убеждения, принципы, ценности, качества. В частности, И.Г. Завойчинская утверждает: «Нравственные принципы специалистов-практиков оказывают влияние на те сферы деятельности, в которых они работают. Экономиста – на эффективность финансовых сделок, юриста на их законность, врача – на отношение к больным, преподавателя, школьного учителя, классного руководителя – на уровень знаний и воспитанности учащихся…» [1]. В.А. Цвык подчеркивает: «Единство профессионального и общечеловеческого, корпоративного и социального является неотъемлемой чертой нравственного облика профессионала. При этом цельность личности профессионала служит залогом гармонии профессионального и нравственного в ее структуре» [2, с. 69]. Близкую точку зрения высказывают и другие ученые: Ю.В. Ахметшина [3], А.Н. Бражникова [4], Л.И. Костюнина, О.С. Назаренко, Е.Е. Панова [5], А.Г. Сафонов [6] и др.
Подготовка студента вуза как человека и специалиста в гармоничном единстве нравственного и профессионального предстает одной из важнейших задач, стоящих перед современным высшим образованием, и предполагает взаимосвязь и взаимопроникновение воспитания и обучения в образовательном процессе вуза, что становится возможным в рамках личностно ориентированного образования, в контексте которого «происходит ценностный сдвиг на личность и механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного человека, творческого специалиста» [7, с. 535].
Личностно ориентированное образование в условиях вуза является предметом научного интереса авторов статей и книг. Так, О.В. Аверина рассматривает личностно ориентированное образование в качестве модели обучения студентов, раскрывая ее возможности в повышении качества образовательного процесса [8]; М.А. Викулина обосновывает, что такое образование является значимым в становлении личности студента вуза как будущего профессионала [9]; В.И. Лисеенко изучает его специфику и формы реализации в вузе [7]; Ю.Н. Петров и М.А. Государев обращаются к вопросам организация личностно ориентированного образования в высшей школе [10]; А.Н. Райкова ведет речь о личностно ориентированном профессиональном образовании [11] и т.д.
Развивая научные положения ученых о личностно ориентированном образовании в вузе, обратимся к идеям личностно ориентированного образования, которые могут быть реализованы в высшей школе. Ранее нами выделены идеи личностно ориентированного образования применительно к общеобразовательной школе [12]. Полагаем, что данные идеи могут быть экстраполированы на контекст высшего учебного заведения.
Понятие «идея» в педагогической теории связано с понятием «опыт». Как обосновывает Ю.Н. Кулюткин, идея является отражением определенного опыта и включает предметную, операциональную и ценностную составляющие, адекватно которым выступают содержащаяся в опыте проблема (его предмет), пути и способы ее решения (последовательность операций), результат решения (ценность) [13, с. 48]. Представленная трактовка идеи определяет направленность обоснования возможности реализации конкретных идей личностно ориентированного образования в вузе как прогнозируемых, решаемых, а следовательно, и целедостигаемых.
Классическими работами в области личностно ориентированного образования являются труды Е.В. Бондаревской, которая в качестве цели такого образования видит воспитание человека культуры [14; 15], В.В. Серикова, связывающего личностно ориентированное образование с развитием личностного опыта обучающихся [16; 17], И.С. Якиманской, акцентирующей внимание на проектировании необходимых педагогических условий для целенаправленного развития индивидуально-личностных черт личности, ее субъектного опыта [18; 19]. Названные ученые солидарны в том, что центральным понятием личностно ориентированного образования является понятие «личность».
Среди определений понятия «личность», представленных в философских, психологических и педагогических научных источниках, мы обращаемся к тем, в которых личность видится сквозь призму морали и нравственности. Так, Р.С. Немов раскрывает личность в системе психологических характеристик, определяющих «нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [20, с. 336]; А.Г. Асмолов и А.В. Петровский подчеркивают возможность выбора личностью жизненного пути, на котором человек осуществляет «преобразования природы, общества и самого себя» [21, с. 522]. Этот выбор – моральный выбор, то есть выбор между двух альтернатив по критерию норм и принципов морали. Человек, отвергающий то, что выгодно для него, но не отвечает нормам морали, уже совершаете моральный выбор. Личностно ориентированное образование направлено на формировании именно такой личности.
В.В. Сериков рассматривает личность как специфическую цель образования [17, с. 40], подчеркивая необходимость формирования субъектности обучающегося относительно как образования, так и социально-нравственного развития.
Человек, являясь личностью, существует здесь и сейчас, имея при этом свое уникальное прошлое и вектор будущего. Можно утверждать, что личностью является любой человек, и признание того факта, что личность в отличие от знаний о чем-то, от умений делать что-либо существует уже в настоящий момент, является одной из основ личностно ориентированного образования.
Для формирования личности студента как нравственного человека и высококвалифицированного профессионала важным представляется выявляемая В.В. Сериковым связь такого образования с идеалами нравственности. Личностно ориентированное образование, утверждает ученый, направлено на ориентацию «растущего человека на выполнение его истинных функций – в любых коллизийных и драматических ситуациях бытия стремиться к инвариантному выполнению общечеловеческих идеалов нравственности» [17, с. 61–62].
Таким образом, реализация личностно ориентированного образования в условиях вуза способствует формированию личности студента как человека нравственного. В то же время необходимо учитывать тот факт, что при поступлении в вуз студенты находятся на разных уровнях развития нравственности – от владения знанием об основных требованиях общественной морали до сформированности твердых нравственных убеждений. И если целью личностно ориентированного образования является личность обучающегося (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская пишут о школьниках, мы обращаемся к студентам), то речь должна идти обо всех студентах, независимо от уровня их нравственности. Студент может пропускать занятия, плохо учиться, но он не перестает быть целью личностно ориентированного образования, которое призвано создавать условия, способствующие преодолению отрицательных и созиданию положительных сторон личности студента. И это не условия исключительно внешнего воздействия, осуществляемого, в том числе, и санкциями, а условия создания образовательной среды, включение в которую вызывает собственные стремления студента к позитивным изменениям, делая его субъектом образования. Выступая в качестве цели личностно ориентированного образования, студент обретает черты ценности. Аксиоматичным является утверждение, что цель содержит в себе результат – в нашем случае это личность студента как субъекта образования. Студент обретает значение для преподавателя в силу того, что последний вкладывает в его развитие и становление как человека и будущего специалиста свои силы и возможности как профессиональные, так и личностные. При этом студент, одновременно является для преподавателя и субъектом образовательной деятельности, и объектом обучения и воспитания, по отношению к которому преподаватель выступает в роли субъекта педагогической деятельности, а ценность, как обосновывает М.С. Каган: «есть значение объекта для субъекта» [22, с. 68].
Таким образом, можно утверждать, что одной из идей личностно ориентированного образования в высшей школе является идея признания ценности студента.
Основываясь на одной из трактовок ценности А.А. Гусейновым и И.С. Коном, согласно которой под ценностями «понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков» [23, с. 388], мы раскрываем сущность идеи признания ценности студента как субъекта образования.
Сущность данной идеи состоит в том, что она требует от преподавателя признание студента как цели образования и как цели собственного развития, признание его нравственного значения, достоинства его личности, его права на уважение, на признание его уникальности.
Основываясь на положении о том, что личность является целью личностно ориентированного образования, В.В. Сериковым выделяется личностный опыт «как переживание смысла, своего рода включенности данного предмета, деятельности (с ее целями, процессом, ожидаемыми результатами и др.) в контекст жизнедеятельности личности; как объективную ценность, ставшую субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого» [17, с. 80]. Ученый, рассматривая данный опыт как особый элемент содержания образования, обосновывает его роль в построении внутреннего мира личности.
В.В. Сериков обосновывает положение о том, что структура личностного опыта и его содержание определяются внутренними коллизиями личностного развития субъектов образовательного процесс. О том, что человеку присущ такой опыт, свидетельствуют наличествующие у него личностные мировоззренческие диспозиции и ценностные ориентации. «Личностный опыт, – утверждает В.В. Сериков, – есть опыт презентации себя в другом и включение другого в свое Я-бытие. Этот опыт есть структура жизненных смыслов формирующегося субъекта, своего рода правило самоорганизации своего внутреннего мира» [17, с. 35].
Анализ научных представлений В.В. Серикова о личностном опыте обучающегося позволяет выделить развитие личностного опыта студента в качестве еще одной идеи личностно ориентированного образования в вузе.
Сущность данной идеи состоит в том, что она ориентирует преподавателя на создание условий для развития мировоззрения и ценностных ориентаций студентов, определяющих действия и поступки будущих специалистов.
В рамках личностно ориентированного образования наблюдается определенная трансформация в соотношении преподавания и учения. Педагог не столько транслирует знание, преподнося его как информацию, требующую усвоения, сколько развивает у обучающихся способность наделять смыслом значения, существующие независимо от их сознания, от присущей им системы ценностей, тогда как «смыслом становится значение объекта для меня субъекта, а вне моей субъективности он не существует» [22, с. 53].
При этом обучающийся не просто ретранслирует запомненный материал, воспроизводя знание на уровне заученной информации, но ищет и находит субъективный смысл знания, представляющий для него личностную ценность.
В качестве значения, которое наделяется смыслом, перед обучающимися предстает «мир воплощенных знаний», осваиваемый ими в ходе познания, вводящего обучающихся в «мир воплощенных ценностей». Последнее связано с выражением ценностного отношения к знанию. Ценностное отношение, реализуемое как отнесение к ценности оцениваемого объекта и как его осмысление, «образуется особой формой связи объекта и субъекта» [22, с. 50].
Знание, которое несет для обучающегося личностный смысл, представляет собой «живое знание». Данный термин введен в научный дискурс В.П. Зинченко, согласно которому такое знание, представляя собой соцветие различных знаний, включает не только знание о чем-либо, но и знание чего-либо [24, с. 25]. Кроме того «живое знание», соединяющее в себе мироощущение, миропредставление, мировоззрение, – это активное и цельное состояние индивида, составляющее основу его поступков и действий, а также отношение [24, с. 28–31]. Итак, «живое знание» включает в себя помимо знания как такового, действия по его получению и сохранению, а также отношение к знанию.
С нашей точки зрения, «живое знание» аккумулирует в себе и освоенные обучающимися ценности, которые, собственно говоря, и придают этому знанию личностный смысл. Иными словами, делают его личностно значимым для обучающегося.
В рамках личностно ориентированного образования знания, образующие содержание образования, становятся для студентов «живым знанием», что позволяет выделить признание личностного смысла знания в качестве еще одной из идей личностно ориентированного образования.
Сущность идеи признания личностного смысла знания заключается в том, что она ориентирует преподавателя на развитие у студентов способности наделять смыслом «мир воплощенного знания», который студент осваивает в процессе познавательной деятельности, вводящей его в «мир воплощенных ценностей», придающий знанию, становящемуся «живым знанием», личностный смысл.
Таким образом, нами выделены идеи личностно ориентированного образования, реализация которых в образовательном процессе высшей школы позволит осуществлять подготовку студента как нравственного человека и высококвалифицированного профессионала. Это идея признания ценности студента как субъекта образования; идея развития личностного опыта студента; идея признания личностного смысла знания.
About the authors
Anzhelika Nikolayevna Tsepkova
Samara State University of Economics
Author for correspondence.
Email: zepkovaan@mail.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer of the Department of Faculty of Secondary Vocational and Pre-Vocational Education
Russian Federation, SamaraReferences
- Завойчинская И.Г. Профессионализм и нравственность как факторы развития экономики [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=12396.
- Цвык В.А. Нравственная культура профессионала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 2. С. 68–77.
- Ахметшина Ю.В. Развитие философской идеи о нравственности будущих специалистов-экономистов в решении социальных и личностных проблем // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2010. № 2. С. 88–92.
- Бражникова А.Н. Нравственность будущего профессионала как субъекта профессионализации // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 2. С. 162–184.
- Костюнина Л.И., Назаренко О.С., Панова Е.Е. Нравственность как фактор повышения профессионализма будущих специалистов по физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2020. № 2. С. 12–14.
- Сафонов А.Г. Нравственность и профессионализм в современной педагогической практике // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициатива, партнерство, стратегия развития: мат-лы IV всерос. науч.-метод. конф. (Новосибирск, 17–26 апреля 2019 г.). В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. О.В. Капустиной, М.В. Чельцова. Новосибирск: НГПУ, 2019. С. 85–88.
- Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 530–536.
- Аверина О.В. Личностно-ориентированное образование как перспективная модель обучения студентов в вузе // Математические методы и приложения: тр. XX математических чтений. Ч. 1. М.: Академия повышения квалификации, 2011. С. 128–130.
- Викулина М.А. Личностно ориентированное (значимое) образование и подготовка будущих профессионалов в вузе // Ведущие ученые НГЛУ: сб. ст. к 100-летию со дня основания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2018. С. 22–42.
- Петров Ю.Н., Государев М.А. Организация личностно ориентированного образования в вузе. Нижний Новгород: ВГИПА, 2001. 138 с.
- Райкова А.Н. К вопросу о важности личностно-ориентированного профессионального образования в вузе // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 10 декабря 2014 г.). Уфа, 2014. С. 89–90.
- Цепкова А.Н. Содержание и методы ориентации будущего учителя на реализацию идей личностно ориентированного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2012. 239 с.
- Кулюткин Ю.Н. От идеи к решению // Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. С. 40–54.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44–53.
- Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. № 5. С. 16–21.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
- Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Немов Р.С. Психология: учебник. 4-е изд. В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2001. 688 с.
- Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность // Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. В 2 т. Т. 1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 522–524.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Ценности // Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. С. 388–390.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание. Самара: СГПУ, 1998. 216 с.
Supplementary files
