Defense of the Motherland as an interdisciplinary problem in science and school practice: results of socio-pedagogical research

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article poses four fundamental questions, the answers to which will allow us to answer the question stated in the title of the article: Who is responsible at school for the formation of the competence to protect the Motherland, patriotic culture: the first question: is the problem of protecting the Motherland subject, or it is built to be considered as an interdisciplinary, intersubject, integrative problem, in the solution of which all subjects of the school curriculum will be involved; the second question is how to organize the educational (upbringing) process of forming a patriotic culture at school? the third question is related to the assessment of the achievement of the predicted result – the formation of patriotic culture; and finally, the fourth question is which of the teachers is responsible for the formation of the competence to defend the Motherland: this is the teacher of a separate subject, for example, the subject of the «Fundamentals of security and protection of the Motherland», or the entire teaching staff of the school? The article attempts to answer the questions posed from the point of view of scientific publications in philosophy, psychology and pedagogy, a socio-pedagogical study of the attitude of teachers to the introduction of the updated course «Fundamentals of security and protection of the Motherland», to the problem of the formation of patriotic culture and experience of pedagogical activity in the field of patriotic education.

Full Text

Введение

«Есть такая профессия – Родину защищать» – эту легендарную фразу из фильма «Офицеры» знает каждый. Значит, защищать Родину – это профессия? Или эту фразу стоит рассматривать более широко: защищать Родину – дело каждого гражданина: конечно, в первую очередь это долг военных, но это дело и писателя, и эколога, и историка, и ученого, и педагога и т.д.

В Конституции Российской Федерации, в статье 59, говорится о том, что «защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации и граждане должны нести военную службу в соответствии с федеральным законом» [1]. Обязанность каждого гражданина состоит в защите того наследства, которое досталось российским людям от предков и передаче всего, что имеется: природные богатства, культурное наследие, язык, традиции, ценности – всего, что нажито цивилизацией, будущим поколениям. Именно в этом состоит гуманитарная составляющая стратегии устойчивого развития, активно пропагандируемая в мировом пространстве.

Обзор литературы

Перейдем к первому вопросу: является ли проблема защиты Родины чисто предметной, или ее стоит рассматривать как проблему междисциплинарную, межпредметную, интегративную, в решении которой будут задействованы в науке разные научные области, а в образовании – разные предметы школьной программы.

Междисциплинарность, по мнению Д.В. Галкина, начинается с момента, когда усилиями хотя бы двух дисциплин создаются условия для получения новых знаний [2]. В проективном философском словаре междисциплинарность определяется как «осмысление, осуществляемое за рамками конкретной определенной научной дисциплины. Осмысление понятия междисциплинарности в науке проявляется по-разному и в различной степени: в постановке проблем, в подходах к их решению, в развитии теорий, выявлении связей между ними, формировании новых дисциплин» [3]. В.И. Вернадский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи «человек–природа», отмечал, что ученые в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам [4].

Л.М. Перминова отмечает, что «о развивающих возможностях междисциплинарности в школьном обучении можно уверенно говорить, если изучение интегрированного, сложного объекта сопровождается достаточным числом конкретных примеров, позволяющих исследовать и доказывать многообразие признаков, особенностей, связей и закономерностей, характеризующих изучаемую целостность. Например, качественное изучение экологии невозможно без всестороннего изучения географии, ботаники, зоологии, генетики, разделов почвоведения; без понимания зависимостей между природными условиями (климатом, флорой и фауной той или иной природной зоны и др.). Поэтому, развивая идеи интеграции содержания образования, необходимо заботиться в столь же высокой степени о системной конкретизации знания, его объяснении» [5].

Второй вопрос: как организовать образовательный (воспитательный) процесс формирования патриотической культуры в школе?

Некоторые авторы считают модернизацию курса ОБЖ эффективным путем решения проблемы формирования патриотической культуры [6]. Несомненно значение обновленного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в формировании патриотической культуры учащихся, но достаточно ли одного предмета для решения сложной междисциплинарной проблемы? Интересно отметить, что многие годы российские школьники занимают первые места в международных олимпиадах по большинству естественнонаучных предметов, математике и информатике; при этом по ряду предметов (по экологии, астрономии), которых в учебных планах школы нет. Значит, дело не только в школьном предмете, а в чем-то ином. А в чем? Например, в случае экологии, речь идет о сквозной системной экологизации школьных предметов. Экологизация школьного образования предполагает включение экологических проблем во все учебные предметы, начиная с окружающего мира в начальной школе и закачивая курсами физики, химии, биологии, ОБЖ и др. на старшей ступени общего образования.

Возможно, идея патриотизации школьного образования может быть тем подходом, который отразит не только физические аспекты, но и духовно-нравственные, гуманитарные аспекты защиты отечества, защиты Родины. По сути дела, речь может идти о модульном построении учебных предметов, с включением модуля «Патриотизм в литературе», «Патриотизм в искусстве», «Патриотизм в истории России», «Экологическая идентичность как составляющая российской идентичности» и др.

В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «Об образовании» (статья 12), с 1 сентября 2024 г. в образовательных организациях на ступенях основного и среднего общего образования вместо учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) вводится дисциплина «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) [7]. В приказе Министерства просвещения Российской Федерации (от 27.12.2023 № 1028) утверждено введение обновленного курса «Основы безопасности и защиты Родины», дополненного учебным модулем «Начальная военная подготовка» [8]. Но решит ли отдельный учебный предмет столь важную междисциплинарную проблему? Это и вопрос, и во многом ответ! Начальная военная подготовка – это хорошо, а как же весь блок предметов, связанных с гуманитарными аспектами защиты Родины?

В учебнике «Военная культура» (2020 г.) приведены слова создателя знаменитого автомата М.Т. Калашникова: «Моя душевная боль нестерпима, один и тот же неразрешимый вопрос: коль мой автомат лишал людей жизни, стало быть, и я, Михайло Калашников, девяносто три года от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага?» – сокрушался он в письме Патриарху Московскому и всея Руси [9, с. 13]. Гуманитарный, гуманистический взгляд военного специалиста!

В последние годы усилился блок гуманитарных исследований, посвященных патриотическому воспитанию, развитию патриотической культуры средствами гуманитарного знания, искусства, литературы и др.; не снижается и уровень исследований, посвященных важности научного знания [10–12].

А.В. Мельников, акцентируя внимание на важности сохранения исторической памяти, отмечает, что «осмысление и актуализация в общественном сознании страны значимости и величия Великой Победы позволяют выработать и обосновать совокупность основных направлений противодействия технологиям разрушения образа Великой Победы [13].

С.А. Валеева, акцентируя внимание на произведениях искусства, отмечает «развитие у старшеклассников художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности является педагогическим процессом, направленным на эмоциональную вовлеченность обучающихся в транслируемые ценности культуры, мотивацию к активной, эмоционально окрашенной познавательной деятельности по осмыслению художественной интерпретации исторических и социокультурных событий, проявление ценностно-смыслового избирательного отношения к художественным явлениям в суждениях о произведениях искусства, продуктах собственной художественно-творческой деятельности» [14].

В работе О.Я. Рейма под потенциалом русского фольклора понимаются «возможности различных фольклорных произведений, содержащие национальные духовно-нравственные ценности, обладающие комплексным и эмоционально-образным характером, выступать в качестве эффективных средств патриотического воспитания студентов» [15].

Третий вопрос связан с оценкой достижения прогнозируемого результата. Не случайно на плакате в кабинете А. Эйнштейна было написано: «Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется» [16, с. 181]. И в первую очередь это правило относится к явлениям культуры, этики, нравственности. Можно ли оценить патриотическую культуру количественно? Сомнительно: скорее, стоит описать качества личности учащихся и возможно соотнести с теми личностными результатами, которые представлены в ФГОСах разного уровня и в ФРОП. Например:

в 8–9 классах:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

– уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

– формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества [17];

в 10–11 классах:

сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота;

– ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;

– сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу [18].

А.Н. Толстой в свое время отметил: «Патриотизм – это не значит одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастных дней» [19, с. 9–10]. По сути дела, это психологическая составляющая патриотической культуры, культуры патриотического поведения, патриотического сознания.

Исторической составляющей осмысления патриотической культуры является серия публикаций научной школы В.А. Тишкова [20]. В.А. Тишков, ссылаясь на опыт мировой науки, определял национальную идентичность через принадлежность к нации, которая «понимается как государственно-территориальная, политико-правовая общность на основе комплекса политических, историко-культурных и морально-правовых характеристик» [21]. Подход осмысления патриотизма через ключевые составляющие российской идентичности представляется с педагогической точки зрения достаточно перспективным.

Четвертый вопрос: кто из педагогов отвечает за формирование компетенции защиты Родины: это учитель отдельного предмета или весь педагогический коллектив школы? И в первую очередь вспоминается статья И.Д. Фрумина «Учитель, которого не будет» [22]. Если речь идет об учителе ОБЖ, педагоге-организаторе в области безопасности жизнедеятельности, мы можем быть уверены, что весь блок гуманитарных знаний будет проводиться на высоком качественном уровне? Имея в виду знания по исторической науке, географической науке, филологии, экологии и политологии, комплексу общественных (социальных) наук, культурологии, социологии и др. Может, стоит согласиться с И.Д. Фруминым, что «такого учителя не будет»… Не будет отдельного учителя, но может быть педагогический коллектив, при согласованной работе которого достижение поставленной межпредметной, интегративной задачи возможно. И такие коллективы есть. Есть в школах, колледжах, университетах, создаются военно-патриотические молодежные клубы, активно функционирующие в данном направлении. Аналогичная ситуация в школьном образовании была с междисциплинарной проблемой здоровья. И ряд эффективных путей решения проблемы был найден: это и здоровьесберегающие технологии, которые рекомендуется внедрять на всех учебных предметах, а не только на биологии, ОБЖ и физической культуре; это и активная деятельность служб здоровья, созданных в школах для координации деятельности в области здоровьесберегающего образования, это и конкурсы по здоровью как среди учащихся, так и среди педагогов и т.д. Наверное, есть целесообразность существования аналогичных Служб безопасности сегодня.

Материалы и методика

Статья написана по результатам системного анализа проблемы безопасности и защиты Родины в научных публикациях по философии, социологии, психологии и педагогике, а также социально-педагогического исследования отношения педагогов к содержанию модуля «защита Родины» в новом курсе «Основы безопасности и защиты Родины».

Результаты исследования

Некоторые результаты социально-педагогического исследования 2024 года, проведенного в целях изучения отношения педагогического сообщества к проблеме изучения модуля «Защита Родины», представлены ниже.

Выборка составила 202 респондента: 94,6% – это педагоги общеобразовательных учреждений (83,7% из них – педагоги-организаторы ОБЖ); 50,5% – мужчины, 49,5% – женщины; возрастная структура представлена на рис. 1. Следует отметить, что 56,4% – респонденты свыше 50 лет; это позволяет предполагать их приверженность традиционному подходу в методике предметного образования.

 

Рисунок 1 – Возрастная структура выборки исследования

 

Среди приоритетных направлений нового курса респонденты обозначили личную безопасность (91,07%), военную безопасность (70,79%), информационную безопасность (70,30%), социальную безопасность (59,90%), государственную безопасность (54,46%) и национальную безопасность (52,48%) (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Позиция педагогов по ключевым разделам содержания курса ОБЗР

 

Среди образовательных технологий, которые целесообразно рассматривать как доминирующие, дающие наибольшие результаты, респондентами названы практикумы (80,69%), посещение воинских частей (75,25%); лекции и встречи с молодыми военными имеют примерно одинаковое значение (56,44% и 55,45% соответственно), игровые технологии (49,50%) и тренинги (46,53%) (рис. 3). Дополнительно педагоги обозначили походы по местам боевой славы (в основном во внеурочной деятельности и дополнительном образовании детей), элементы музейной деятельности по военной истории. Интересным фрагментом модуля «Начальная военная подготовка» может быть тема «Женщины и армия», раскрывающий новый взгляд на проблему. В этом отношении пособие «Женщины и армия» под редакцией С.В. Алексеева может быть методическим сопровождением патриотического воспитания [23].

 

Рисунок 3 – Позиция педагогов по доминантным технологиям ведения курса ОБЗР

 

По вопросу целесообразности введения курса ОБЗР: 54,46% отметили необходимость введения курса с 5 класса (такой этап в истории курса ОБЖ в российской практике был, и учебники по этим курсам в свое время широко использовались!); 30,20% – с 8 класса, что согласовано с современными нормативными документами (рис. 4).

 

Рисунок 4 – Позиция педагогов по целесообразности введения курса ОБЗР как самостоятельного учебного предмета

 

С точки зрения прогнозируемых образовательных результатов модуля «Защита Родины» респонденты обозначили военные умения и навыки (71,29%), формирование гражданственности (63,86%), уважение к истории страны (61,88%), гордость за отечество (57,43%), формирование российской идентичности (47,52%) и др. (рис. 5).

 

Рисунок 5 – Позиция педагогов по целеполаганию учебного модуля «Защита Родины»

 

Интересны результаты исследования роли учебного предмета в формировании патриотической культуры, выполнении задач модуля «Защита Родины»: приоритетными в рейтинге учебных предметов являются курс ОБЖ (97,52%), история (85,15%), физическая культура (71,78%), обществознание (56,93%), литература (42,08%). Важно отметить, что педагогами не забыт гуманитарный блок знаний по защите Родины, формированию патриотической культуры (рис. 6).

 

Рисунок 6 – Потенциал учебных предметов в выполнении задачи «защита Родины»

 

На вопрос о профессиональных характеристиках педагогов, способных реализовать курс ОБЗР, респонденты назвали такие компетенции, как: психолого-педагогическая компетенция (84,65%), компетенция по военному делу (70,30%), методическая компетенция (53,47%), цифровая компетенция (50,50%), просветительская компетенция (36,63%) и др. Чрезвычайно важно, что педагоги среди приоритетов обозначили психолого-педагогическую и просветительскую компетенцию (рис. 7).

 

Рисунок 7 – Позиция педагогов по ключевым компетенциям учителя ОБЗР

 

На вопрос о возможных методах оценки достижения учащимися планируемых образовательных результатов респонденты выделили самостоятельный полевой (учебный) практикум (62,38%) (в настоящее время большинство образовательных организаций по возможности проводят аналогичные практикумы после 10 класса), включение ряда вопросов по безопасности и защите Родины в ЕГЭ по всем предметам (15,35%), ряд педагогов считают целесообразным даже проведения отдельного ЕГЭ по ОБЗР (11,39%) (рис. 8). Отдельным направлением педагоги рассматривают решение ситуационных задач-кейсов на основе компьютерного моделирования, элементов дополненной реальности и др.

 

Рисунок 8 – Позиция педагогов по методам оценки образовательных результатов

 

Поле учебно-методического обеспечения обновленного учебного предмета педагоги формируют следующим образом: учебные тренажеры – 81,19%, обеспечение военных занятий – 71,29%, обычный (печатный) учебник – 61,39%, учебник-практикум – 59,90% и цифровой учебник – 40,59% (данный показатель, как ни странно, наблюдается не у молодых педагогов (до 30 лет), а у опытных педагогов (от 31 года до 50 лет) (рис. 9). Хотя это можно объяснить тем, что исследования по методике ОБЖ с использованием цифровых технологий проводятся уже длительное время [24; 25]. Ряд педагогов также обозначили использование многофункциональной географической площадки с полосой препятствий и тиром; практические выезды в высшие учебные заведения для отработки полученных знаний и умений.

 

Рисунок 9 – Позиция педагогов по структуре учебно-методического обеспечения курса ОБЗР

 

Чрезвычайно интересны два вопроса, связанных с потенциалом учебных предметов в формировании российской идентичности, по сути дела, патриотической культуры: по десятибалльной системе 8,59 занимает курс ОБЖ, далее 8,48 – история, 8,00 – обществознание, 7,98 – литература, 7,68 – физическая культура (рис. 10). Распределение позиции педагогов по определению потенциала учебных предметов в формировании российской идентичности представлено на рис. 11. Не стоит исключать потенциал формирования российской идентичности таких предметов, как география (7,43), ОДНКНР (7,00), технология (6,86), естествознание (6,70), экология (6,61), искусство (6,39), физика (6,34) и др. (табл. 1). Именно поэтому стоит говорить о междисциплинарной (межпредметной) модели реализации патриотического воспитания.

 

Рисунок 10 – Позиция педагогов по потенциалу учебных предметов в формировании российской идентичности

 

Рисунок 11 – Распределение позиции педагогов по потенциалу учебных предметов в формировании российской идентичности

 

Таблица 1 – Подробная характеристика позиции педагогов по потенциалу учебных предметов в формировании российской идентичности

Предмет

Баллы

Среднее

1–2

3–4

5–6

7–8

9–10

Иностранный язык

11,88%

24,75%

28,22%

24,26%

10,89%

5,50

Химия

6,44%

14,36%

34,16%

30,20%

14,85%

6,16

Биология

6,44%

12,38%

33,66%

31,68%

15,84%

6,29

Физика

6,93%

12,38%

32,67%

28,71%

19,31%

6,34

Искусство

5,45%

14,85%

30,20%

28,71%

20,79%

6,39

Экология

2,48%

15,84%

28,71%

30,20%

22,77%

6,61

Естествознание

1,98%

14,36%

29,21%

31,68%

22,77%

6,70

Информатика

6,44%

12,87%

25,74%

24,75%

30,20%

6,74

Технология

5,94%

11,88%

23,76%

26,73%

31,68%

6,86

ОДНКНР

4,46%

12,87%

22,77%

24,75%

35,15%

7,00

Русский язык

1,98%

8,91%

25,25%

23,27%

40,59%

7,41

География

1,49%

6,93%

24,26%

32,67%

34,65%

7,43

Физическая культура

1,98%

4,46%

24,75%

24,75%

44,06%

7,68

Литература

0,99%

6,93%

17,33%

25,74%

49,01%

7,98

Обществознание

0,99%

5,94%

13,37%

32,18%

47,52%

8,00

История

0,00%

4,46%

13,86%

18,81%

62,87%

8,48

ОБЖ

0,00%

2,97%

10,89%

24,26%

61,88%

8,59

 

И наконец, среднее значение сформированности российской идентичности у современных школьников, с точки зрения педагогов, составляет 6,25; оценка российской идентичности самими учащимися в работе фокус-групп составляет 8,15. Возможны варианты как завышенной самооценки школьников, так и заниженной оценки педагогами.

Обсуждение и выводы

В настоящее время определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года:

«а) сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;

б) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) экологическое благополучие;

д) устойчивая и динамичная экономика;

е) технологическое лидерство;

ж) цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» [26].

Каждая из национальных целей напрямую или опосредованно связана с решением проблем безопасности и формированием патриотизма. В связи с этим введение обновленного учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» является актуальным и перспективным. Если направление «Основы безопасности» за тридцать лет ведения курса ОБЖ на теоретическом и методическом уровне достаточно разработано, в настоящее время используются учебники и пособия [27–32], то направление «Защита Родины» с опорой на курс советского периода «Начальная военная подготовка» требует как теоретико-методологического обоснования, так и методического осмысления на основе интеграции военных знаний и гуманитарных аспектов патриотического воспитания, по сути дела – «патриотизации образования». Результаты исследования 2024 года подтверждают личностную и профессиональную готовность педагогов разных учебных предметов, и первую очередь педагогов-организаторов ОБЖ, к поиску методических инноваций формирования патриотической культуры подрастающего поколения.

Самостоятельного исследования требует проблема диагностики уровня сформированности патриотической культуры, российской идентичности подрастающего поколения.

×

About the authors

Sergey Vladimirovich Alexeev

K.D. Ushinsky Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education; Herzen State Pedagogical University of Russia

Author for correspondence.
Email: alekseev_sv2004@mail.ru

Doctor of Pedagogical Sciences, Director of the Institute of General Education, Professor of the Environmental Pedagogy, Safety and Human Health Department

Russian Federation, Saint Petersburg; Saint Petersburg

References

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент России. http://www.kremlin.ru/acts/constitution.
  2. Галкин Д.В. Знание или мышление: об актуальности междисциплинарного обучения в современном образовании // Стратегии междисциплинарного обучения: мат-лы I областной науч.-практ. конф. Томск: Томский ЦНТИ, 2005. С. 5–8.
  3. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. 512 с.
  4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2002. 576 с.
  5. Перминова Л.М. Полидисциплинарность, междисциплинарность, межпредметность в педагогике // Педагогика. 2024. Т. 88, № 4. С. 12–21.
  6. Данченко С.П., Костецкая Г.А. «Основы безопасности и защиты Родины»: в ожидании нового курса // Педагогика. 2024. Т. 88, № 4. С. 73–83.
  7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/407484255.
  8. О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования: приказ Минпросвещения РФ от 27.12.2023 № 1028 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408481463.
  9. Военная культура: учебник / под общ. ред. проф. Б.В. Воробьева. М.: Военный университет, 2020. 384 с.
  10. Кутыкова И.В. Проблема идентичности «постсоветского человека»: диалектика исторической памяти и современности: автореф. дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13. СПб., 2019. 61 с.
  11. Наволокин И.И. Формирование ценностного отношения к военной службе у учащихся старших классов общеобразовательного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук: 5.8.1. Владикавказ, 2023. 25 с.
  12. Душкин А.М. Патриотизм: сущность, формы бытия, варианты трансформации: автореф. дис. … канд. филос. наук: 5.7.1. Омск. 2023. 22 с.
  13. Мельников А.В. Великая Победа как интегративная ценность современного российского общества (социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук: 5.7.7. М., 2024. 25 с.
  14. Валеева С.А. Развитие у старшеклассников художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности во внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 5.8.2. Екатеринбург, 2022. 23 с.
  15. Рейма О.Я. Патриотическое воспитание студентов на основе использования русского фольклора во внеучебной деятельности вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тверь, 2020. 25 с.
  16. Володина Е.Н. Модель языкового развития личности в системе общего образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 6–1. С. 180–185. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-180-185.
  17. Основы безопасности и защита Родины (для 8–9 классов образовательных организаций): федеральная рабочая программа основного общего образования. М., 2023. 62 с.
  18. Основы безопасности и защита Родины (базовый уровень) (для 10–11 классов образовательных организаций): федеральная рабочая программа среднего общего образования. М., 2023. 67 с.
  19. Карпиленя Н.В. Краткие общефилософские аспекты о патриотизме в диалектической взаимосвязи с государственной властью, демократией, идеологией, этнологией и образованием // Архонт. 2021. № 4 (25). С. 4–16.
  20. Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В.А. Тишкова / сост. М.Н. Губогло, Н.А. Дубова. М.: Наука, 2011. 669 с.
  21. Тишков В.А. Национальная идентичность (о смысле дебатов) // Вестник российской нации. 2009. № 1 (3). С. 107–117.
  22. Фрумин И.Д. Учитель, которого не будет. Профстандарт требует сверхспособностей и сильной гуманистической позиции [Электронный ресурс] // Учительская газета. 2013. № 49. https://ug.ru/uchitel-kotorogo-ne-budet-profstandart-trebuet-sverhsposobnostej-i-silnoj-gumanisticheskoj-poziczii.
  23. Алексеев С.В., Данченко С.П., Костецкая Г.А. Женщины и армия: учебный модуль для девушек: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2020. 208 с.
  24. Цыганов А.В. Инновационная модель обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе с применением мультимедийных средств: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2007. 21 с.
  25. Чагин Д.П. Использование электронных средств обучения как виртуальных моделей реальных ситуаций при формировании культуры безопасности школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2011. 18 с.
  26. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/408992634.
  27. Алексеев С.В., Данченко С.М., Костецкая Г.А., Ладнов С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы: базовый уровень: учебник. 4-е изд., пересмотр. М.: Вентана-Граф, 2019. 413 с.
  28. Ким С.В., Горский В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 10–11 классы: базовый уровень: учебник. М.: Вентана-Граф, 2020. 396 с.
  29. Основы безопасности жизнедеятельности: 8–9 классы: учебник. 3-е изд., перераб. Ч. 1. М.: Просвещение, 2023. 254 с.
  30. Основы безопасности жизнедеятельности: 8–9 классы: учебник. 3-е изд., перераб. Ч. 2. М.: Просвещение, 2023. 239 с.
  31. Основы безопасности жизнедеятельности: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2024. 224 с.
  32. Основы безопасности жизнедеятельности: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2024. 252 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Age structure of the study sample

Download (42KB)
3. Figure 2 - Educators' positions on key sections of the FSDH course content

Download (148KB)
4. Figure 3 - Teachers' positions on dominant technologies for FSDH course delivery

Download (143KB)
5. Figure 4 - Teachers' position on the feasibility of introducing an FSDH course as an independent academic subject

Download (69KB)
6. Figure 5 - Position of teachers on goal-setting of the Defence of the Homeland training module

Download (110KB)
7. Figure 6 - Potential of academic subjects in fulfilling the task of ‘defence of the homeland’

Download (155KB)
8. Figure 7 - Pedagogues' position on key competences of an FSDH teacher

Download (105KB)
9. Figure 8 - Teachers' position on methods of educational results assessment

Download (66KB)
10. Figure 9 - Teachers' position on the structure of teaching and learning support for the FSDH course

Download (94KB)
11. Figure 10 - Teachers' position on the potential of academic subjects in the formation of Russian identity

Download (186KB)
12. Figure 11 - Distribution of teachers' positions on the potential of academic subjects in the formation of Russian identity

Download (683KB)

Copyright (c) 2024 Alexeev S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.