The possibility of forming the physical culture of the personality of adolescents

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article outlines and argues the question of the formation of physical culture of a teenager’s personality. Some technological techniques related to the process of forming the physical culture of a teenager’s personality are presented, which are reflected in pedagogical theory and practice and take into account all the positive aspects in the conceptual approaches proposed by various authors. These are: the humanistic orientation of education and recognition of the teenager’s inner potential for self-development in order to introduce him to the values of physical culture; the development of the adolescent’s own personal functions (motivation, reflection, self-realization) based on personality-oriented learning technologies. The focus is on the socio–cultural aspect of personal physical culture (first of all, a teenager’s conscious attitude to physical condition, motivation and value orientations for the manifestation of effectiveness in physical culture and sports; the desire to constantly engage in physical exercises based on physical education, the humanization of the educational process as one of the key areas for improving physical education of adolescents), which determines the problem field in the development and formation of a teenager’s personality. This circumstance is explained, in our opinion, by the correct and, perhaps, achievable goal of the process of physical education in secondary education.

Full Text

Введение

Изучая сущность физической культуры и говоря о концептуальных подходах к ее деятельности, основоположник российской онтокинезиологии Вадим Константинович Бальсевич пересмотрел особенности понимания о ценностях физической культуры и усилил смысл эффективности культурных и творческих основ физкультурно-спортивной деятельности человека. «Прогрессивная направленность по совершенствованию физической культуры личности дошкольников, школьников и студентов не вызывает сомнений. Принципиальным их достижением является отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию, создание возможности выбора педагогическими коллективами собственных путей в реализации подходов, рекомендованных той или иной программой по физическому воспитанию» [1, с. 23]. В этой мысли В.К. Бальсевича выражена суть физической культуры личности, обоснование ее приоритета как мощного воспитательного потенциала для формирования у подростков ценностей физической культуры и эталонных моделей поведения, в ней – ясная цель формирования содержательного компонента и признание ведущей роли гуманистической и личностной направленности физического воспитания.

Физическая культура обладает непростой организацией в системе общественного бытия. Она выступает как унитарная система в тождественном для нее функционально-ценностном и деятельностно-практическом значении. В фактическом понимании воспитательная система, направленная на приобщение подрастающего поколения к ценностям физической культуры, способствует формированию физической культуры личности на основе научно обоснованных социально-психологических аспектов воспитания [2, с. 18]. Развитию у подростков потребностей к совершенствованию и самореализации личности способствует воспитательный процесс, изменяющий их ценностное отношение к физической культуре и спорту [3, с. 59].

Социокультурная функция физической культуры отражает ее общественное назначение – воспитывать личность. В подростковом возрасте складываются механизмы самоорганизации личности, социально значимых качеств, сознательного отношения к себе как к члену общества, теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения [4, с. 52].

Разработка проблемы физической культуры личности подростка обосновывается формированием мотивационной готовности подростка к занятию физической культурой как механизма воспитания разносторонне развитой личности. Данное обстоятельство является необходимым условием определения наиболее эффективных путей его совершенствования [5, с. 311].

Обзор литературы

В системе физической культуры формирование личности подростка по-прежнему занимает центральное положение. Формирование личности раскрывается через способность подростка уметь определять действия и поступки для достижения цели, прочувствовать и понимать мотивы, свободно и самостоятельно проработать действия и просчитывать их соответствие задуманному [2].

Проблемной областью выступает путь к определению результативных форм, методов, значимых способов организации педагогического процесса с целью обеспечения самостоятельности (независимости), целеустремленности (увлеченности), творчества (созидательности) занимающихся. Для развивающейся личности подростка названные качества являются необходимыми, ибо они индуцируют достижение высоких результатов в любой сфере деятельности, в том числе и в области физической культуры [2].

Специфицировать структуру физической культуры личности как ориентирующей установки в системе физического воспитания позволяют научные убеждения Г.М. Соловьева [6, с. 28], Л.П. Матвеева [7, с. 5], Ю.М. Николаева [8, с. 2], В.И. Столярова [9, с. 19–25] и др.

Детализируются три значимых элемента. Это: знания, умения, навыки, показатели развития личности. Совокупность данных элементов решает сущностную обусловленность психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного компонентов как фундамент всестороннего развития личности. Таким образом осуществляется подготовка подростка к деятельности в усложняющихся обстоятельствах системы социальных отношений реальной действительности.

Соглашаясь с М.Я. Виленским, Г.М. Соловьевым [10, с. 2], отметим, что физическая культура личности – это специфическая область общей культуры человека, указывающая на степень своеобразной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности.

По мнению Л.И. Лубышевой [11, с. 10], «целью физического воспитания для всех ступеней образования считалась именно физическая культура личности как синтез знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. Основополагающими становятся принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов и принцип деятельного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики. Суть принципов – воплощение ценностей физической культуры и включение человека в процесс самопознания и самовоспитания».

Результат освоения человеком ценностей физической культуры, охватывающее и гармонизирующее биологическое и социальное, физическое и духовное в человеке, позволяет говорить о личностной физической культуре и рассматривать ее как сложное, структурно изменяющееся разноаспектное образование. Все это обусловлено наличием у обучающегося мотивации, знаниями и убеждениями, опытом применения физических упражнений, уровнем физической подготовленности, готовности к самореализации в двигательной области, развивающееся и проявляющееся в физкультурно-спортивной деятельности [12, с. 30].

Дискуссионным является вопрос о специфичности физической культуры личности человека, в структуре которой находится гуманизация процесса физического воспитания, которая обладает особым воспитательным потенциалом физической культуры [13, с. 2].

Методы и организация исследования

Исследование проведено на основе анализа педагогической научной литературы, обработки, систематизации и интерпретации полученной информации. В ходе исследования абстрагированы существующие в педагогике исследования об индивидуальном своеобразии физической культуры личности подростка; о технологических приемах, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления вопроса о формировании физической культуры личности подростка.

Результаты исследования

Изучение вопроса формирования физической культуры личности в подростковом возрасте остается неизменно актуальным и традиционно оказывается в центре внимания исследователей. Теоретические положения анализа научно-педагогической литературы указывают на некоторые технологические приемы в формировании физической культуры личности подростка. Далее представлено их краткое содержание.

Функционирование физической культуры в системе общего образования заслуживает особую значимость и актуальность, ибо речь идет о воспитании подрастающего поколения. В многочисленных педагогических исследованиях уделяется большое внимание проблеме приобщения подростков к ценностям физической культуры. Принципиально то, что она имеет глубоко личностный характер, вызванный своеобразием каждого подростка и индивидуальностью приумноженного им опыта. Детализация этой проблемы происходит на основе содержания физкультурного образования и выражается в совершенствовании познавательно-информативной и прагматической деятельности по овладению ценностями физической культуры и признании их в качестве персонально значимых.

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует заметить, что развивать физический потенциал подростка возможно при совокупности интеллектуальных, двигательных, технологических, интенционных и мобилизационных ценностях. Для получения воспитательной результативности касательно личности подростка и общества требуется приемлемое и разумное соответствие практикуемых ценностей физической культуры в проектировании физкультурно-спортивной деятельности, что является общетеоретическим основанием целевого использования физической культуры. Освоение интеллектуальных, информационных, эмоциональных, мобилизационных ценностей физкультурной деятельности позволяет подросткам осознавать уникальные свойства физической культуры, а педагогам осуществлять формирование физической культуры личности в процессе физического воспитания. Выполненные в этом направлении исследования констатируют о наличии принципиально важного потенциала в организации классической и традиционной системы физического воспитания обучающихся, дающего сделать акцент на новом качестве ее функционирования.

Отметим ряд основных процессуальных составляющих, нашедших свое место в педагогическом процессе формирования физической культуры личности подростка. Это:

1) знания и интеллектуальные способности;

2) мотивационно-ценностные ориентации;

3) физическое совершенство;

4) социально-духовные ценности;

5) физкультурно-спортивная деятельность.

Широта интересов и эрудиция личности подростка, направленность результатов его деятельности раскрывается за счет их знаний и интеллектуальных способностей; отношение подростка к физической культуре выражают мотивационно-ценностные ориентации; уровень здоровья и физического развития личности составляют фундамент для активной физкультурно-спортивной деятельности, что в целом влияет на физическое совершенство подростка; личностное самоопределение и специфическое развитие культуры личности определяют социально-духовные ценности; мировоззренчески-ценностный вектор потребностей, нацеленных на физкультурную активность личности отражает физкультурно-спортивная деятельность.

Процесс осуществления физического воспитания в общеобразовательной школе определяется предметом «Физическая культура». Этот предмет состоит из двух частей – ориентирующей (нацеливающей) и деятельностной (практической). Целостное представление о физической культуре как элементе здоровья создает первая часть. Креативное содержание двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, умение применять их при решении оздоровительных и воспитательных задач создает вторая часть.

Формирование ценностно-мотивационной сферы детей школьного возраста базируется на теоретико-методических подходах к использованию педагогического потенциала образовательной и физкультурно-спортивной среды с учетом интересов и потребностей подростка. Относительно формирования физической культуры личности применительно к подростковому возрасту присутствуют четыре основных компонента: познавательный, ценностно-мотивационный, действенно-результативный, мобилизационно-волевой. Понимание приемов и способов постановки физического потенциала подростка на основе организации его физической активности и здоровой жизнедеятельности характеризует познавательный компонент. Осознание подростком высшей ценности собственного здоровья и значимости физической культуры обосновывается ценностно-мотивационным компонентом. Процесс развития и воспитания физических качеств и формирование двигательных умений и навыков у подростков предполагает действенно-результативный компонент. Качества личности, воспитываемые физкультурными занятиями (дисциплинированность, способность к рациональному распорядку дня, организованность, настойчивость в достижении поставленной цели) определяются мобилизационно-волевым компонентом.

Представленные компоненты в общем виде определяют выраженность сформированности физической культуры личности детей подросткового возраста. Особого рассмотрения заслуживают критерии сформированности физической культуры личности подростков. Это: параметры физической подготовленности; содержательно-познавательный интерес к занятиям физическими упражнениями; предмет доминирующей мотивации; объем и уровень знаний; отношение к физкультурно-спортивной деятельности и динамическом аспекте.

Гуманистическая направленность образования в области физической культуры предполагает становление и совершенствование подростка через гуманистические идеи физического воспитания. Это положение выражает сущность физкультурного образования – усвоение личностью гуманистических ценностей, мотивирующих на формирование физкультурных и спортивных интересов личности подростка.

Педагогические исследования свидетельствуют о приоритетности современного процесса физического воспитания – знания, навыки, разностороннее развитие личности. Физическая культура направлена на формирование творческой личности, способной достигать духовной и физической гармонизации, развиваться в единстве с культурой и социумом. Этот компонент обеспечивает решение задач сегодняшнего дня.

Вполне очевидно, что воспитание нового человека в современной педагогической науке рассматривается как главный фактор гуманизма. Гармоническое интеллектуальное развитие личности подростка детерминировано его творческой самореализацией и духовно-физическим самосовершенствованием, единством познавательных и мотивационных установок, созданием положительной эмоционально-стимулирующей учебно-познавательной среды. Благодаря такому тезису ощущается опора на гуманизацию образования в области физической культуры [14, с. 16].

Потенциальная возможность гуманистической направленности в настоящее время интенсифицирована рядом подходов, выявленных в педагогике. Это: личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический, антропологический, технологический, диалогический, креативный, системный [14].

Фактор гуманизации образования в ориентации воспитательного процесса на самореализацию и самосовершенствование подростков школьного возраста рассматривается в аспекте личностно-деятельностного подхода. Суждение об образовании в области физической культуры как о форме и средства развития сущностных сил подростка, об обеспечении разностороннего совершенствования на основе освоения ценностей культуры и нравственности определяет культурологический подход. Ценности, имеющие общечеловеческое значение (нравственность, гуманизм, духовность, целостность познания), связаны с мотивационной, познавательной, двигательной сферой физической культуры личности и относятся к аксиологическому подходу. В центре внимания этих ценностей находится человек в его биологическом, психическом и социокультурном единстве. Свойства целостного развития человека в единстве телесного и духовного компонентов определяют специфические особенности, заключающиеся в направленности на двигательную сферу человека в сочетании с социальной стороной его организации – все это учитывает антропологический подход. Новое решение вопросов создания алгоритмов, педагогических моделей, выбора средств, форм и методов, способствующих гуманизации образования в области физической культуры, позволяет выполнить технологический подход. Переориентация взаимодействия педагогов и обучаемых, отход от авторитарного механизма управления в воспитательной деятельности и переход к развитию социальной активности обучающихся осуществляется путем диалогического подхода. На активное включение учащихся в предпочтительные виды педагогической и физкультурно-спортивной деятельности с целью развития познавательной активности, самостоятельности, гуманных качеств личности нацеливает креативный подход. Возможность получения системного представления о физической культуре как о социокультурном феномене определяется системным подходом [15, с. 10; 16, с. 21].

Соответственно, дискуссии о вышеназванных подходах заслуживают особого внимания на предмет становления гуманистической культуры личности подростка и характеризуются необходимостью воспитательного процесса. Овладение знаниями теории физической культуры, воспитание и развитие физических качеств и двигательных способностей происходит именно через освоение физической культуры. Сознательное взаимодействие подростка с социальной средой изменяет его положение в семье, коллективе сверстников, социуме. Стремление подростка к большей самостоятельности, попытка утвердиться в глазах сверстников и взрослых, осознание себя взрослой личностью, оценка своей личной деятельности и окружающих людей, требовательность к морально-устойчивой наклонности характера, попытка найти свое место в жизни – это и есть всеобъемлющие возможности и полноценные условия для формирования гуманистической культуры личности в подростковом возрасте [17, с. 30].

Следовательно, очевидным является факт того, что гуманистическая осмысленность личности подростка выражается в гуманном поведении, критериями которого являются потребности, стремление, желание отвечать требованиям гуманизма. Вследствие гуманных поступков появляются привычки гуманного поведения и проявляются гуманистические качества личности подростка [17]. Они являются результатом потребностей. Реализуемое осуществление процесса гуманизации личности обеспечивает гуманное поведение, характеризуемое наличием активной гуманной позиции подростка.

Необходимость к исследованию формирования физической культуры личности подростка обосновывается личностно-ориентированным подходом. Многочисленные педагогические исследования свидетельствуют о последовательном отношении учителя физической культуры, спортивного тренера-педагога к формирующейся личности подростка как к особому человеку, ответственному в плане воспитательного воздействия. На развитие и саморазвитие личности подростка направлены сложнейшие воспитательные усилия. В современном мире подросток признается главной действующей фигурой всего образовательного процесса, равноправным с педагогом партнером учебной деятельности [2]. Главная сторона направленности личностно-ориентированного подход в обучении и воспитании подростков – конструирование педагогической стратегии с учетом гуманизации воспитательной деятельности образовательного учреждения, признания наличия у подростка внутреннего потенциала саморазвития [2].

Заключение

Одним из важных условий повышения качества современного физического воспитания и этой педагогической деятельности в целом может служить фундаментализация намеченных технологических приемов в формировании физической культуры личности подростка. Они позволят совершенствовать физический потенциал личности подростка и воплощать в практической деятельности личностно-ориентированную модель образования.

Важно утверждать о совокупном применении технологических приемов в целостном виде процесса формирования физической культуры личности подростка. Это обстоятельство характерно для комплексного и гармоничного развития подростка, обусловленного его самостоятельным совершенствованием, единством содержательно-информативных и мотивационно-побудительных установок, созданием эмоционально-стимулирующей учебно-воспитательной среды [14]. Сказанное определяется важной задачей формирования физической культуры личности подростка, связанной со смыслоориентирующей функцией воспитания вообще.

В контексте данной позиции, в формировании физической культуры личности подростка с учетом выше обозначенных технологических приемов видится прямая связь физического и интеллектуального, биологического и социального компонентов как основа общего гармоничного развития личности. Основной формой процесса физического воспитания служит физическая культура личности. В этом смысле ценностью формирования физической культуры личности подростка выступает органичное единство ценностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. В таком виде интерпретация данного процесса – формирование физической культуры личности – допускает предвидеть ее формирование у подростков как позитивный ориентир процесса физического воспитания в системе среднего образования. Описанные технологические приемы формирования физической культуры личности подростка выступают как условие воспитания разносторонне развитой личности. Важно учитывать особенности физического воспитания обучающихся через понятие «физическая культура личности».

×

About the authors

Galina G. Fedotova

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Author for correspondence.
Email: galinagf@bk.ru

doctor of biological sciences, professor of Theory and Methodology of Physical Culture and Life Safety Department

Russian Federation, Saransk

Elena A. Yakimova

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Email: jakimovalena@mail.ru

candidate of biological sciences, associate professor of Theory and Methodology of Physical Culture and Life Safety Department

Russian Federation, Saransk

Svetlana V. Tarasova

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Email: tarasovaswetlana@mail.ru

senior lecturer of Theory and Methodology of Physical Culture and Life Safety Department

Russian Federation, Saransk

Nikolay V. Dyakov

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Email: dyakoff.sanya@yandex.ru

master student of Theory and Methodology of Physical Culture and Life Safety Department

Russian Federation, Saransk

References

  1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 23–25.
  2. Шебеко В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2011. 50 с.
  3. Щетинина С.Ю. Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условие самореализации личности школьника // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 56–59.
  4. Карпушина Л.П., Пупкова Н.Ф., Баранова С.В. Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 1 (49). С. 52–56. doi: 10.51609/2079-3499_2022_13_01_52.
  5. Крайник В.Л., Дедловская М.В. Проблема формирования мотивационной готовности школьников к занятию физической культурой в современной образовательной парадигме // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 311–314.
  6. Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04. Ставрополь, 1999. 388 с.
  7. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 5–8.
  8. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 2–9.
  9. Столяров В.И. Теория и методология современного физического воспитания (состояние разработки и авторская концепция). Киев: Олимп. литература, 2015. 704 с.
  10. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2–7.
  11. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10–15.
  12. Белоуско Д.В. Основные аспекты физкультурного воспитания в свете теории и практики // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1 (4). С. 30–38.
  13. Щетинина С.Ю. Методологическая основа гуманитарного преобразования физкультурно-спортивной среды общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 6. С. 2–7.
  14. Шумакова Н.Ю. Артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04, 13.00.01. Майкоп, 2006. 45 с.
  15. Соловьев Г.М. Генезис становления современного целеполагания по физической культуре в системе образования // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 10–14.
  16. Катренко М.В. Артпедагогика как средство творческой деятельности студентов в физическом воспитании: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Ставрополь, 2011. 176 с.
  17. Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Брянск, 1997. 187 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Fedotova G.G., Yakimova E.A., Tarasova S.V., Dyakov N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies