К вопросу о возможности формирования физической культуры личности детей подросткового возраста

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о современных подходах к формированию физической культуры подростка. Представлены некоторые технологические приемы, имеющие отношение к процессу формирования физической культуры личности подростка, нашедшие отражение в педагогической теории и практике и учитывающие все позитивное в предлагаемых различными авторами концептуальных подходах. Это гуманистическая направленность образования и признание наличия у подростка внутреннего потенциала саморазвития с целью его приобщения к ценностям физической культуры; развитие собственно личностных функций подростка (мотивации, рефлексии, самореализации) с опорой на личностно-ориентированные технологии обучения. В центре внимания – социокультурный аспект физической культуры личности (в первую очередь осознанное отношение подростка к физическому состоянию, мотивация и ценностные ориентации на проявление действенности в физической культуре и спорте; желание постоянно заниматься физическими упражнениями на основе физкультурной образованности, гуманизация образовательного процесса как одного из ключевых направлений совершенствования физического воспитания подростков), что определяет проблемное поле в развитии и становлении личности подростка. Данное обстоятельство объясняется, на наш взгляд, правильной и, пожалуй, достижимой целью процесса физического воспитания в условиях среднего образования.

Полный текст

Введение

Изучая сущность физической культуры и говоря о концептуальных подходах к ее деятельности, основоположник российской онтокинезиологии Вадим Константинович Бальсевич пересмотрел особенности понимания о ценностях физической культуры и усилил смысл эффективности культурных и творческих основ физкультурно-спортивной деятельности человека. «Прогрессивная направленность по совершенствованию физической культуры личности дошкольников, школьников и студентов не вызывает сомнений. Принципиальным их достижением является отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию, создание возможности выбора педагогическими коллективами собственных путей в реализации подходов, рекомендованных той или иной программой по физическому воспитанию» [1, с. 23]. В этой мысли В.К. Бальсевича выражена суть физической культуры личности, обоснование ее приоритета как мощного воспитательного потенциала для формирования у подростков ценностей физической культуры и эталонных моделей поведения, в ней – ясная цель формирования содержательного компонента и признание ведущей роли гуманистической и личностной направленности физического воспитания.

Физическая культура обладает непростой организацией в системе общественного бытия. Она выступает как унитарная система в тождественном для нее функционально-ценностном и деятельностно-практическом значении. В фактическом понимании воспитательная система, направленная на приобщение подрастающего поколения к ценностям физической культуры, способствует формированию физической культуры личности на основе научно обоснованных социально-психологических аспектов воспитания [2, с. 18]. Развитию у подростков потребностей к совершенствованию и самореализации личности способствует воспитательный процесс, изменяющий их ценностное отношение к физической культуре и спорту [3, с. 59].

Социокультурная функция физической культуры отражает ее общественное назначение – воспитывать личность. В подростковом возрасте складываются механизмы самоорганизации личности, социально значимых качеств, сознательного отношения к себе как к члену общества, теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения [4, с. 52].

Разработка проблемы физической культуры личности подростка обосновывается формированием мотивационной готовности подростка к занятию физической культурой как механизма воспитания разносторонне развитой личности. Данное обстоятельство является необходимым условием определения наиболее эффективных путей его совершенствования [5, с. 311].

Обзор литературы

В системе физической культуры формирование личности подростка по-прежнему занимает центральное положение. Формирование личности раскрывается через способность подростка уметь определять действия и поступки для достижения цели, прочувствовать и понимать мотивы, свободно и самостоятельно проработать действия и просчитывать их соответствие задуманному [2].

Проблемной областью выступает путь к определению результативных форм, методов, значимых способов организации педагогического процесса с целью обеспечения самостоятельности (независимости), целеустремленности (увлеченности), творчества (созидательности) занимающихся. Для развивающейся личности подростка названные качества являются необходимыми, ибо они индуцируют достижение высоких результатов в любой сфере деятельности, в том числе и в области физической культуры [2].

Специфицировать структуру физической культуры личности как ориентирующей установки в системе физического воспитания позволяют научные убеждения Г.М. Соловьева [6, с. 28], Л.П. Матвеева [7, с. 5], Ю.М. Николаева [8, с. 2], В.И. Столярова [9, с. 19–25] и др.

Детализируются три значимых элемента. Это: знания, умения, навыки, показатели развития личности. Совокупность данных элементов решает сущностную обусловленность психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного компонентов как фундамент всестороннего развития личности. Таким образом осуществляется подготовка подростка к деятельности в усложняющихся обстоятельствах системы социальных отношений реальной действительности.

Соглашаясь с М.Я. Виленским, Г.М. Соловьевым [10, с. 2], отметим, что физическая культура личности – это специфическая область общей культуры человека, указывающая на степень своеобразной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности.

По мнению Л.И. Лубышевой [11, с. 10], «целью физического воспитания для всех ступеней образования считалась именно физическая культура личности как синтез знаний и убеждений, ценностных ориентаций и мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. Основополагающими становятся принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов и принцип деятельного подхода к освоению физкультурно-спортивной практики. Суть принципов – воплощение ценностей физической культуры и включение человека в процесс самопознания и самовоспитания».

Результат освоения человеком ценностей физической культуры, охватывающее и гармонизирующее биологическое и социальное, физическое и духовное в человеке, позволяет говорить о личностной физической культуре и рассматривать ее как сложное, структурно изменяющееся разноаспектное образование. Все это обусловлено наличием у обучающегося мотивации, знаниями и убеждениями, опытом применения физических упражнений, уровнем физической подготовленности, готовности к самореализации в двигательной области, развивающееся и проявляющееся в физкультурно-спортивной деятельности [12, с. 30].

Дискуссионным является вопрос о специфичности физической культуры личности человека, в структуре которой находится гуманизация процесса физического воспитания, которая обладает особым воспитательным потенциалом физической культуры [13, с. 2].

Методы и организация исследования

Исследование проведено на основе анализа педагогической научной литературы, обработки, систематизации и интерпретации полученной информации. В ходе исследования абстрагированы существующие в педагогике исследования об индивидуальном своеобразии физической культуры личности подростка; о технологических приемах, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления вопроса о формировании физической культуры личности подростка.

Результаты исследования

Изучение вопроса формирования физической культуры личности в подростковом возрасте остается неизменно актуальным и традиционно оказывается в центре внимания исследователей. Теоретические положения анализа научно-педагогической литературы указывают на некоторые технологические приемы в формировании физической культуры личности подростка. Далее представлено их краткое содержание.

Функционирование физической культуры в системе общего образования заслуживает особую значимость и актуальность, ибо речь идет о воспитании подрастающего поколения. В многочисленных педагогических исследованиях уделяется большое внимание проблеме приобщения подростков к ценностям физической культуры. Принципиально то, что она имеет глубоко личностный характер, вызванный своеобразием каждого подростка и индивидуальностью приумноженного им опыта. Детализация этой проблемы происходит на основе содержания физкультурного образования и выражается в совершенствовании познавательно-информативной и прагматической деятельности по овладению ценностями физической культуры и признании их в качестве персонально значимых.

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует заметить, что развивать физический потенциал подростка возможно при совокупности интеллектуальных, двигательных, технологических, интенционных и мобилизационных ценностях. Для получения воспитательной результативности касательно личности подростка и общества требуется приемлемое и разумное соответствие практикуемых ценностей физической культуры в проектировании физкультурно-спортивной деятельности, что является общетеоретическим основанием целевого использования физической культуры. Освоение интеллектуальных, информационных, эмоциональных, мобилизационных ценностей физкультурной деятельности позволяет подросткам осознавать уникальные свойства физической культуры, а педагогам осуществлять формирование физической культуры личности в процессе физического воспитания. Выполненные в этом направлении исследования констатируют о наличии принципиально важного потенциала в организации классической и традиционной системы физического воспитания обучающихся, дающего сделать акцент на новом качестве ее функционирования.

Отметим ряд основных процессуальных составляющих, нашедших свое место в педагогическом процессе формирования физической культуры личности подростка. Это:

1) знания и интеллектуальные способности;

2) мотивационно-ценностные ориентации;

3) физическое совершенство;

4) социально-духовные ценности;

5) физкультурно-спортивная деятельность.

Широта интересов и эрудиция личности подростка, направленность результатов его деятельности раскрывается за счет их знаний и интеллектуальных способностей; отношение подростка к физической культуре выражают мотивационно-ценностные ориентации; уровень здоровья и физического развития личности составляют фундамент для активной физкультурно-спортивной деятельности, что в целом влияет на физическое совершенство подростка; личностное самоопределение и специфическое развитие культуры личности определяют социально-духовные ценности; мировоззренчески-ценностный вектор потребностей, нацеленных на физкультурную активность личности отражает физкультурно-спортивная деятельность.

Процесс осуществления физического воспитания в общеобразовательной школе определяется предметом «Физическая культура». Этот предмет состоит из двух частей – ориентирующей (нацеливающей) и деятельностной (практической). Целостное представление о физической культуре как элементе здоровья создает первая часть. Креативное содержание двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, умение применять их при решении оздоровительных и воспитательных задач создает вторая часть.

Формирование ценностно-мотивационной сферы детей школьного возраста базируется на теоретико-методических подходах к использованию педагогического потенциала образовательной и физкультурно-спортивной среды с учетом интересов и потребностей подростка. Относительно формирования физической культуры личности применительно к подростковому возрасту присутствуют четыре основных компонента: познавательный, ценностно-мотивационный, действенно-результативный, мобилизационно-волевой. Понимание приемов и способов постановки физического потенциала подростка на основе организации его физической активности и здоровой жизнедеятельности характеризует познавательный компонент. Осознание подростком высшей ценности собственного здоровья и значимости физической культуры обосновывается ценностно-мотивационным компонентом. Процесс развития и воспитания физических качеств и формирование двигательных умений и навыков у подростков предполагает действенно-результативный компонент. Качества личности, воспитываемые физкультурными занятиями (дисциплинированность, способность к рациональному распорядку дня, организованность, настойчивость в достижении поставленной цели) определяются мобилизационно-волевым компонентом.

Представленные компоненты в общем виде определяют выраженность сформированности физической культуры личности детей подросткового возраста. Особого рассмотрения заслуживают критерии сформированности физической культуры личности подростков. Это: параметры физической подготовленности; содержательно-познавательный интерес к занятиям физическими упражнениями; предмет доминирующей мотивации; объем и уровень знаний; отношение к физкультурно-спортивной деятельности и динамическом аспекте.

Гуманистическая направленность образования в области физической культуры предполагает становление и совершенствование подростка через гуманистические идеи физического воспитания. Это положение выражает сущность физкультурного образования – усвоение личностью гуманистических ценностей, мотивирующих на формирование физкультурных и спортивных интересов личности подростка.

Педагогические исследования свидетельствуют о приоритетности современного процесса физического воспитания – знания, навыки, разностороннее развитие личности. Физическая культура направлена на формирование творческой личности, способной достигать духовной и физической гармонизации, развиваться в единстве с культурой и социумом. Этот компонент обеспечивает решение задач сегодняшнего дня.

Вполне очевидно, что воспитание нового человека в современной педагогической науке рассматривается как главный фактор гуманизма. Гармоническое интеллектуальное развитие личности подростка детерминировано его творческой самореализацией и духовно-физическим самосовершенствованием, единством познавательных и мотивационных установок, созданием положительной эмоционально-стимулирующей учебно-познавательной среды. Благодаря такому тезису ощущается опора на гуманизацию образования в области физической культуры [14, с. 16].

Потенциальная возможность гуманистической направленности в настоящее время интенсифицирована рядом подходов, выявленных в педагогике. Это: личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический, антропологический, технологический, диалогический, креативный, системный [14].

Фактор гуманизации образования в ориентации воспитательного процесса на самореализацию и самосовершенствование подростков школьного возраста рассматривается в аспекте личностно-деятельностного подхода. Суждение об образовании в области физической культуры как о форме и средства развития сущностных сил подростка, об обеспечении разностороннего совершенствования на основе освоения ценностей культуры и нравственности определяет культурологический подход. Ценности, имеющие общечеловеческое значение (нравственность, гуманизм, духовность, целостность познания), связаны с мотивационной, познавательной, двигательной сферой физической культуры личности и относятся к аксиологическому подходу. В центре внимания этих ценностей находится человек в его биологическом, психическом и социокультурном единстве. Свойства целостного развития человека в единстве телесного и духовного компонентов определяют специфические особенности, заключающиеся в направленности на двигательную сферу человека в сочетании с социальной стороной его организации – все это учитывает антропологический подход. Новое решение вопросов создания алгоритмов, педагогических моделей, выбора средств, форм и методов, способствующих гуманизации образования в области физической культуры, позволяет выполнить технологический подход. Переориентация взаимодействия педагогов и обучаемых, отход от авторитарного механизма управления в воспитательной деятельности и переход к развитию социальной активности обучающихся осуществляется путем диалогического подхода. На активное включение учащихся в предпочтительные виды педагогической и физкультурно-спортивной деятельности с целью развития познавательной активности, самостоятельности, гуманных качеств личности нацеливает креативный подход. Возможность получения системного представления о физической культуре как о социокультурном феномене определяется системным подходом [15, с. 10; 16, с. 21].

Соответственно, дискуссии о вышеназванных подходах заслуживают особого внимания на предмет становления гуманистической культуры личности подростка и характеризуются необходимостью воспитательного процесса. Овладение знаниями теории физической культуры, воспитание и развитие физических качеств и двигательных способностей происходит именно через освоение физической культуры. Сознательное взаимодействие подростка с социальной средой изменяет его положение в семье, коллективе сверстников, социуме. Стремление подростка к большей самостоятельности, попытка утвердиться в глазах сверстников и взрослых, осознание себя взрослой личностью, оценка своей личной деятельности и окружающих людей, требовательность к морально-устойчивой наклонности характера, попытка найти свое место в жизни – это и есть всеобъемлющие возможности и полноценные условия для формирования гуманистической культуры личности в подростковом возрасте [17, с. 30].

Следовательно, очевидным является факт того, что гуманистическая осмысленность личности подростка выражается в гуманном поведении, критериями которого являются потребности, стремление, желание отвечать требованиям гуманизма. Вследствие гуманных поступков появляются привычки гуманного поведения и проявляются гуманистические качества личности подростка [17]. Они являются результатом потребностей. Реализуемое осуществление процесса гуманизации личности обеспечивает гуманное поведение, характеризуемое наличием активной гуманной позиции подростка.

Необходимость к исследованию формирования физической культуры личности подростка обосновывается личностно-ориентированным подходом. Многочисленные педагогические исследования свидетельствуют о последовательном отношении учителя физической культуры, спортивного тренера-педагога к формирующейся личности подростка как к особому человеку, ответственному в плане воспитательного воздействия. На развитие и саморазвитие личности подростка направлены сложнейшие воспитательные усилия. В современном мире подросток признается главной действующей фигурой всего образовательного процесса, равноправным с педагогом партнером учебной деятельности [2]. Главная сторона направленности личностно-ориентированного подход в обучении и воспитании подростков – конструирование педагогической стратегии с учетом гуманизации воспитательной деятельности образовательного учреждения, признания наличия у подростка внутреннего потенциала саморазвития [2].

Заключение

Одним из важных условий повышения качества современного физического воспитания и этой педагогической деятельности в целом может служить фундаментализация намеченных технологических приемов в формировании физической культуры личности подростка. Они позволят совершенствовать физический потенциал личности подростка и воплощать в практической деятельности личностно-ориентированную модель образования.

Важно утверждать о совокупном применении технологических приемов в целостном виде процесса формирования физической культуры личности подростка. Это обстоятельство характерно для комплексного и гармоничного развития подростка, обусловленного его самостоятельным совершенствованием, единством содержательно-информативных и мотивационно-побудительных установок, созданием эмоционально-стимулирующей учебно-воспитательной среды [14]. Сказанное определяется важной задачей формирования физической культуры личности подростка, связанной со смыслоориентирующей функцией воспитания вообще.

В контексте данной позиции, в формировании физической культуры личности подростка с учетом выше обозначенных технологических приемов видится прямая связь физического и интеллектуального, биологического и социального компонентов как основа общего гармоничного развития личности. Основной формой процесса физического воспитания служит физическая культура личности. В этом смысле ценностью формирования физической культуры личности подростка выступает органичное единство ценностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. В таком виде интерпретация данного процесса – формирование физической культуры личности – допускает предвидеть ее формирование у подростков как позитивный ориентир процесса физического воспитания в системе среднего образования. Описанные технологические приемы формирования физической культуры личности подростка выступают как условие воспитания разносторонне развитой личности. Важно учитывать особенности физического воспитания обучающихся через понятие «физическая культура личности».

×

Об авторах

Галина Геннадьевна Федотова

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьев

Автор, ответственный за переписку.
Email: galinagf@bk.ru

доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Россия, г. Саранск

Елена Алексеевна Якимова

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьев

Email: jakimovalena@mail.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Россия, г. Саранск

Светлана Васильевна Тарасова

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьев

Email: tarasovaswetlana@mail.ru

старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Россия, г. Саранск

Николай Владимирович Дьяков

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьев

Email: dyakoff.sanya@yandex.ru

магистрант кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности

Россия, г. Саранск

Список литературы

  1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 23–25.
  2. Шебеко В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2011. 50 с.
  3. Щетинина С.Ю. Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условие самореализации личности школьника // Теория и практика физической культуры. 2013. № 6. С. 56–59.
  4. Карпушина Л.П., Пупкова Н.Ф., Баранова С.В. Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 1 (49). С. 52–56. doi: 10.51609/2079-3499_2022_13_01_52.
  5. Крайник В.Л., Дедловская М.В. Проблема формирования мотивационной готовности школьников к занятию физической культурой в современной образовательной парадигме // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 311–314.
  6. Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04. Ставрополь, 1999. 388 с.
  7. Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 5–8.
  8. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 2–9.
  9. Столяров В.И. Теория и методология современного физического воспитания (состояние разработки и авторская концепция). Киев: Олимп. литература, 2015. 704 с.
  10. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2–7.
  11. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10–15.
  12. Белоуско Д.В. Основные аспекты физкультурного воспитания в свете теории и практики // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 1 (4). С. 30–38.
  13. Щетинина С.Ю. Методологическая основа гуманитарного преобразования физкультурно-спортивной среды общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 6. С. 2–7.
  14. Шумакова Н.Ю. Артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04, 13.00.01. Майкоп, 2006. 45 с.
  15. Соловьев Г.М. Генезис становления современного целеполагания по физической культуре в системе образования // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 10–14.
  16. Катренко М.В. Артпедагогика как средство творческой деятельности студентов в физическом воспитании: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. Ставрополь, 2011. 176 с.
  17. Якимович И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Брянск, 1997. 187 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Федотова Г.Г., Якимова Е.А., Тарасова С.В., Дьяков Н.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах