The state of formation of vocal-pedagogical culture among future music teachers

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the level of formation of vocal pedagogical culture among future music teachers. The formation of a vocal pedagogical culture is an important task that helps them effectively train and educate students in the field of vocal art. There is a problem in the education of students – a decrease in the level of artistic and aesthetic needs. Most students prefer to listen to samples of low-quality mass youth music that does not meet the criteria of artistry. One of the reasons for determining the unformed musical and aesthetic taste of the younger generation is the lack of information about artistic examples of vocal culture and domestic and foreign performance. In this context, special attention should be paid to the training of vocational education specialists who are capable of creating an alternative to pop culture, preserving and enhancing the best traditions of professional musical art. To solve this problem, it is necessary to obtain special theoretical knowledge that will contribute to the development of the performing culture of the future music teacher. In the framework of our research, the concept of vocal pedagogical culture is considered as a certain integrative quality of a person, which includes a value attitude towards the heritage of humanity in the field of various types of singing activities, a high level of professional abilities (in the field of vocal pedagogy), a high vocal and performing level, as well as creative component in vocal and pedagogical skills.

Full Text

Введение

Актуальность темы заключается в том, что понятие вокально-педагогической культуры является многогранным и недостаточно изученным в музыкальной педагогике. Вокально-педагогическая культура будущего учителя музыки рассматривается в структуре профессионально-педагогической культуры и включает в себя вокальную педагогику и вокальное исполнительство. Объективно необходимым является разработка аналитического инструментария для изучения уровня сформированности вокально-педагогической культуры и качественной интерпретации результатов исследования.

Основная часть

На современном этапе развития музыкальной культуры большое внимание уделяется вокальному искусству подрастающего поколения: создаются певческие коллективы, вокальные студии и кружки. Это дает возможность для творческого развития любого вида вокального исполнительства – академического, народного, джазового, хорового, эстрадного пения. Вокальное исполнительство положительно влияет на обучение и всестороннее образование, музыкальное развитие детей и молодежи, влияет на эмоциональную сферу, развивает художественный вкус и воспитывает эстетическую культуру [1, с. 3].

В настоящее время существует большой интерес к организации конкурсных мероприятий с участием детей и подростков. Многие педагоги-музыканты, такие как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова и другие, указывают на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей [2, с. 36; 3, с. 4]. Различные аспекты вокальной педагогики и вокального исполнительства нашли свое отражение в исследованиях Д.Л. Аспелунда, В.А. Багадурова, О.В. Далецкого, Л.Б. Дмитриева, Ф.Ф. Заседателева, К.М. Мазурина, Е.М. Малининой, О.В. Михайличенко, В.П. Морозова, И.К. Назаренко, Г.П. Стуловой, Р. Юссона и др. [4, с. 196; 5, с. 55].

В настоящее время в музыкальном образовании студентов существует проблема – снижение уровня художественно-эстетических потребностей. Большинство студентов предпочитают слушать образцы некачественной массовой молодежной музыки, не соответствующей критериям артистичности [6, с. 86]. Одной из причин несформированного музыкально-эстетического вкуса подрастающего поколения является недостаток информации о художественных образцах вокальной культуры и отечественного и зарубежного исполнительства [7, с. 31]. В этом контексте особое значение приобретает подготовка будущих музыкантов-вокалистов, способных создать альтернативу поп-культуре, сохранить и приумножить лучшие традиции профессионального музыкального искусства. Для решения этой проблемы необходимо получение специальных теоретических знаний, которые будут способствовать развитию исполнительской культуры будущего преподавателя музыки [8, с. 53].

Формирование вокально-педагогической культуры будущих преподавателей музыки является одной из важнейших задач профессионального образования студентов специальности «Музыкальное образование». Подготовка таких специалистов в современных условиях позволяет преподавателю постоянно совершенствовать учебный процесс, адаптировать его к современным требованиям. Обучение музыкальному исполнительству в целом и обучение вокальному исполнительству в частности занимает значительное место в процессе развития профессиональных способностей преподавателя музыки [9,с. 224].

В рамках нашего исследования понятие вокально-педагогической культуры рассматривается как определенное интегративное качество личности, включающее в себя ценностное отношение к наследию человечества в области различных видов певческой деятельности, высокий уровень профессиональных способностей (в области вокальной педагогики), высокий вокально-исполнительский уровень, а также творческую составляющую в вокально-педагогическом мастерстве [10, с. 156].

С целью оценки состояния сформированности вокальной педагогической культуры у будущих преподавателей музыки нами было проведено исследование, которое включало в себя определение участников экспериментальной группы; разработку инструментария, процедуры исследования и критериев оценки; проведение экспериментальной работы посредством анкетирования, бесед, тестов; обработку и интерпретацию полученных данных. Критериями оценивания сформированности вокальной педагогической культуры у будущих преподавателей музыки выступали:

а) ценностный критерий, выявляющий способность будущего учителя музыки оценивать качество исполнительского искусства других музыкантов, подчеркивать звуковые качества; объективно оценивать звучание голоса, определять интересы студента применительно к определенной певческой деятельности (беседа, опрос, анкетирование);
б) теоретико-педагогический критерий, выявляющий состояние теоретических знаний в области музыки и педагогики; знание физиологических основ певческой деятельности и приемов постановки голоса в разных видах певческой деятельности (тестирование);
в) художественно-эмоциональный критерий, выявляющий степень глубины переживания при исполнении хоровых произведений, способность выражать эмоции во время работы на музыкальном занятии, выражающиеся в особенностях вокальной интонации и речи, жестах и мимике (наблюдение, беседа);
г) критерий вокально-исполнительской готовности, позволяющий определить уровень развития вокально-хоровых способностей и творческой составляющей (анкетирование, наблюдение, консультации с преподавателями музыки при прослушивании аудиозаписи голосов учащихся в хоровом пении).

В нашем исследовании мы использовали пятибалльную систему для оценки степени выраженности критериев вокально-педагогической культуры у будущих преподавателей музыки. Студент получил максимум 5 баллов, если критерий был выражен полностью; 4 балла, если критерий выражен достаточно хорошо, но с небольшими отклонениями; 3 балла – имелись значительные отклонения от критерия; 1, 2 балла – критерий не выражен или выражен слабо. Максимальное количество баллов – 20 баллов (4 критерия, по каждому критерию можно получить максимум 5 баллов) (табл. 1).

 

Таблица 1 – Сформированность вокально-педагогической культуры по каждому показателю оценивалась на основе выделения трех уровней: низкого, среднего, высокого

Низкий уровень развития вокально-педагогической культуры. 4–10 баллов

Студент практически не имеет самостоятельности в оценке качества исполнительского искусства других музыкантов, а также в объективной оценке звучания собственного голоса; студент интересуется вокальной педагогикой и разными видами певческой деятельности в целом (теоретическая подготовка в этой области отсутствует); студент не знает (или знает на низком уровне) приемы постановки голоса в разных видах певческой деятельности, не понимает физиологических процессов певческой деятельности; у студента слабо выражены переживания и чувства при исполнении хоровых произведений; слабо сформированы вокальные способности и недостаточно выражена творческая активность; студент не самостоятелен, не способен определить, какие методы и приемы следует использовать в определенной певческой деятельности, не способен самостоятельно решать педагогические трудности вокальной педагогики.

Средний уровень вокально-педагогической культуры. 11–17 баллов

Студент способен оценить качество исполнительского искусства других музыкантов, подчеркнуть звуковые характеристики, объективно оценить звучание своего голоса, а также определить интересы обучающегося по отношению к определенной певческой деятельности, но зачастую это происходит на интуитивном уровне; студент имеет развитую способность анализировать и систематизировать полученные знания, владеет понятийно-категориальным механизмом в области вокальной педагогики, частично понимает физиологию певческого процесса; у студента развиты вокальные данные, но на этом уровне студент редко проявляет творческую активность; студент проявляет самостоятельность в выборе форм и методов обучения в той или иной певческой ситуации, однако зачастую предлагаемые приемы, формы и методы выбираются на интуитивном уровне, без достаточного теоретического обоснования.

Высокий уровень вокально-педагогической культуры. 17–20 баллов

У студента имеются оценочные суждения; у студента хорошо развит вокальный слух студент, он объективно оценивает свой голос и голоса других; студент способен различать и использовать голосовые интерпретации согласно конкретной музыкальной ситуации, причем выбор происходит не на интуитивном уровне, а на прочной теоретической основе; у студента развита способность обобщать полученные знания, и на высоком уровне он готов использовать теорию и практику в вокально-педагогической деятельности; студент демонстрирует творческую активность, ценностное отношение к музыкальному наследию, а также высокий уровень самостоятельности в решении конкретных педагогических ситуаций.

 

Для проведения эксперимента мы выбрали студентов выпускного курса факультета эстетического образования в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка (г. Минск), специальность 1-03.01.07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография. На факультете осуществляется подготовка специалистов по четырем специальностям: «Народное творчество», «Искусство эстрады», «Пение», «Духовые инструменты». Для нашего эксперимента проанализировали данные студентов каждой специальности очного и заочного отделения (170 студентов). Данная работа проходила в рамках учебных дисциплин «Класс сольного пения», «Хоровой класс», «Дирижирование», «Хороведение» при использовании метода наблюдения.

На основе пятибалльной системы мы определили, к какому уровню относятся будущие педагоги: 4–8 баллов – низкий уровень вокально педагогической культуры, 8–16 баллов средний уровень, 17–20 баллов – высокий уровень.

Представленная ниже диаграмма показывает, какие баллы набрали студенты экспериментальной группы (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Результаты экспериментальной группы по баллам

 

Так, из 170 студентов экспериментальной группы: 71 человек получил оценку в диапазоне 4–10 баллов (низкий уровень), 90 человек – в диапазоне 11–17 баллов (средний уровень), 7 человек – в диапазоне 18–20 баллов (высокий уровень). Как видно, большинство студентов набрали баллы из низкого и среднего уровней. Таким образом, выявлено, что большинство студентов имеют низкий или средний уровень вокально-педагогической культуры. Более наглядно это можно увидеть на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Уровень сформированности вокально-педагогической культуры будущих педагогов музыки (экспериментальная группа)

 

В результате эксперимента выявили, что у большинства студентов отмечается низкий или средний уровень сформированности вокально-педагогической культуры и лишь у небольшой части (5%) высокий уровень.

Экспериментальная группа состояла из студентов разной формы обучения, поэтому необходимо обозначить различия в этих двух группах студентов (рис. 3).

 

Рисунок 3 – Результаты сформированности вокально-педагогической культуры у студентов очной и заочной форм обучения

 

Таким образом, из диаграммы становится ясно, что средний и высокий уровни отмечены в большей степени у студентов-заочников. Такой результат можно объяснить тем, что многие студенты-заочники уже прошли предвузовскую практику по вокально-педагогической работе [11, с. 86].

В ходе эксперимента выяснилось, что у большей части учащихся вокально-педагогическая культура развита не на высоком уровне, что является важной проблемой. По нашему мнению, это объясняется современными процессами и тенденциями, происходящими в музыкальной педагогике, а также проблемами и условиями, связанными с формированием вокально-педагогической культуры у будущих преподавателей музыки [12, с. 26].

В настоящий момент для описания социально-экономической и духовной жизни общества можно использовать понятие «культурный дисбаланс». Большое разнообразие музыкальных жанров и стилей требует более гибкого и чуткого подхода к пониманию вокальной педагогики: очевидно, что одна конкретная педагогическая модель, созданная по традиционным образовательным принципам, не может устроить большинство обучающихся, поскольку современные тенденции, возникающие в обществе, зачастую были проигнорированы [13, с. 53].

Существует потребность в таком подходе к образованию будущих преподавателей музыки, который готовит их к профессиональной жизни, когда они смогут успешно адаптироваться к условиям работы с учетом различных ситуационных факторов [14, с. 6].

Проблемы развития вокально-педагогической культуры преподавателя музыки связаны и с разнообразием задач, стоящих перед учреждениями образования. Преодоление их возможно через глубокое понимание закономерностей и новых социально-педагогических тенденций, теоретическое и практическое решение проблем образовательного процесса при обучении и воспитании будущих учителей музыки.

Мы считаем, что для успешного формирования вокально-педагогической культуры будущего преподавателя музыки необходимо решить несколько задач [15, с. 3]:

1) организация активной деятельности обучающихся в области вокально-исполнительского творчества в процессе образовательного процесса;
2) формирование готовности преподавателя к процессу развития вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки и его собственное профессиональное совершенствование;
3) развитие индивидуальных особенностей личности, составляющих приоритетные профессиональные качества будущего преподавателя музыки в области вокального исполнительства;
4) формирование теоретических знаний и практических навыков студентов, необходимых для успешного развития вокальной культуры и исполнительства.

В процессе обучения важно, чтобы в каждом студенте педагог видел не покорного исполнителя своих намерений, а творческую личность, артистическую индивидуальность, которую важно мотивировать и развивать. Для этого необходимо разработать систему обучения, которая будет способствовать целостному и последовательному освоению студентом вокально-педагогической культуры.

Заключение

На сегодняшний день лишь небольшая доля студентов обладает высоким уровнем вокально-педагогической культурой, что обусловлено как современными процессами, происходящими в обществе, так и задачами, стоящими перед современной системой музыкального образования. Анализ результатов исследования позволяет прийти к выводу, что для обеспечения эффективного руководства учителю музыки необходимо развивать умение управлять собой и всеми элементами творческой деятельности, основанной на обратной связи. При формировании вокально-педагогической культуры будущего преподавателя музыки необходимо создать практическую основу «живого интонирования», без которой невозможно музыкальное обучение и формирование профессиональных навыков будущего педагога. Исправление ошибок и правильное создание художественного образа вокальных произведений обеспечивается не только музыкально-теоретической подготовкой, но и умением применять теоретические знания и умения на исполнительской практике.

×

About the authors

Bailin Liu

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank

Email: 791066944@qq.com

postgraduate student of Management and Educational Technologies Department

Belarus, Minsk

Yulia N. Kislyakova

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank

Author for correspondence.
Email: yulinakolavna@tut.by

candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of Management and Professional Development of Teachers Faculty

Belarus, Minsk

References

  1. Растрыгина А.Н. Формирование педагогической культуры будущего учителя музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1991. 23 с.
  2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник. М.: Академия, 2004. 333 с.
  3. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: метод. пособие. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1972. 152 с.
  4. Вопросы музыкознания и обучения музыкальному искусству: монография / под общ. ред. проф. О.В. Михайличенко. Бо Бассен: Lap Lambert Academic Publishing, 2021. 261 с.
  5. Далецкий О.В. Обучение пению: учеб. пособие. 3-е изд. доп. и перераб. М., 2003. 255 с.
  6. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: учеб. пособие. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. 69 с.
  7. Сетдикова Ю.Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.04. М., 2006. 24 с.
  8. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального образования: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. 151 с.
  9. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 302 с.
  10. Лю Б. Формирование вокально-педагогической культуры у учителей музыки в учреждениях высшего образования Китая: учебно-методический аспект // Дополнительное образование взрослых: формальное, неформальное, информальное: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 25–26 ноября 2021 года) / науч. ред. Ю.Н. Кислякова. Минск: БГПУ, 2021. С. 155–160.
  11. Ли Н. Эмпирический анализ преподавания вокала по музыкальным специальностям в колледжах и университетах // Форум по образованию и преподаванию. 2012. № 3. С. 86–87.
  12. Тихонова Е.В. Саморегулируемое обучение в профессиональной подготовке учителя музыки: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. 45 с.
  13. Стулова Г.П. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре): учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 126 с.
  14. Лю Б. Проблемы развития профессионального вокального образования в современном Китае // Музыковедение. 2022. № 11. С. 31–34. doi: 10.25791/musicology.11.2022.1284.
  15. Лю Б. Развитие вокально-исполнительского уровня педагога по музыке как необходимого элемента вокально-педагогической культуры // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 183–186.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Results of the experimental group by points

Download (103KB)
3. Figure 2 – Level of formation of vocal-pedagogical culture of future music teachers (experimental group)

Download (208KB)
4. Figure 3 – Results of the formation of vocal-pedagogical culture among full-time and part-time students

Download (191KB)

Copyright (c) 2023 Liu B., Kislyakova Y.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies