Состояние сформированности вокально-педагогической культуры у будущих преподавателей музыки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется уровень сформированности вокально-педагогической культуры у будущих педагогов музыки. Формирование вокально-педагогической культуры является важной задачей, помогающей им эффективно обучать и воспитывать учащихся в области вокального искусства. Существует проблема в образовании студентов – снижение уровня художественно-эстетических потребностей. Большинство студентов предпочитают слушать образцы некачественной массовой молодежной музыки, не соответствующей критериям артистичности. Одной из причин определения несформированного музыкально-эстетического вкуса подрастающего поколения является недостаток информации о художественных образцах вокальной культуры и отечественного и зарубежного исполнительства. В этом контексте особое внимание следует уделить подготовке специалистов профессионального образования, способных создать альтернативу поп-культуре, сохранить и приумножить лучшие традиции профессионального музыкального искусства. Для решения этой проблемы необходимо получение специальных теоретических знаний, которые будут способствовать развитию исполнительской культуры будущего преподавателя музыки. В рамках нашего исследования понятие вокально-педагогической культуры рассматривается как определенное интегративное качество личности, включающее в себя ценностное отношение к наследию человечества в области различных видов певческой деятельности, высокий уровень профессиональных способностей (в области вокальной педагогики), высокий вокально-исполнительский уровень, а также творческую составляющую в вокально-педагогическом мастерстве.

Полный текст

Введение

Актуальность темы заключается в том, что понятие вокально-педагогической культуры является многогранным и недостаточно изученным в музыкальной педагогике. Вокально-педагогическая культура будущего учителя музыки рассматривается в структуре профессионально-педагогической культуры и включает в себя вокальную педагогику и вокальное исполнительство. Объективно необходимым является разработка аналитического инструментария для изучения уровня сформированности вокально-педагогической культуры и качественной интерпретации результатов исследования.

Основная часть

На современном этапе развития музыкальной культуры большое внимание уделяется вокальному искусству подрастающего поколения: создаются певческие коллективы, вокальные студии и кружки. Это дает возможность для творческого развития любого вида вокального исполнительства – академического, народного, джазового, хорового, эстрадного пения. Вокальное исполнительство положительно влияет на обучение и всестороннее образование, музыкальное развитие детей и молодежи, влияет на эмоциональную сферу, развивает художественный вкус и воспитывает эстетическую культуру [1, с. 3].

В настоящее время существует большой интерес к организации конкурсных мероприятий с участием детей и подростков. Многие педагоги-музыканты, такие как Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, В.В. Емельянов, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова и другие, указывают на особую роль пения в системе музыкально-эстетического воспитания детей [2, с. 36; 3, с. 4]. Различные аспекты вокальной педагогики и вокального исполнительства нашли свое отражение в исследованиях Д.Л. Аспелунда, В.А. Багадурова, О.В. Далецкого, Л.Б. Дмитриева, Ф.Ф. Заседателева, К.М. Мазурина, Е.М. Малининой, О.В. Михайличенко, В.П. Морозова, И.К. Назаренко, Г.П. Стуловой, Р. Юссона и др. [4, с. 196; 5, с. 55].

В настоящее время в музыкальном образовании студентов существует проблема – снижение уровня художественно-эстетических потребностей. Большинство студентов предпочитают слушать образцы некачественной массовой молодежной музыки, не соответствующей критериям артистичности [6, с. 86]. Одной из причин несформированного музыкально-эстетического вкуса подрастающего поколения является недостаток информации о художественных образцах вокальной культуры и отечественного и зарубежного исполнительства [7, с. 31]. В этом контексте особое значение приобретает подготовка будущих музыкантов-вокалистов, способных создать альтернативу поп-культуре, сохранить и приумножить лучшие традиции профессионального музыкального искусства. Для решения этой проблемы необходимо получение специальных теоретических знаний, которые будут способствовать развитию исполнительской культуры будущего преподавателя музыки [8, с. 53].

Формирование вокально-педагогической культуры будущих преподавателей музыки является одной из важнейших задач профессионального образования студентов специальности «Музыкальное образование». Подготовка таких специалистов в современных условиях позволяет преподавателю постоянно совершенствовать учебный процесс, адаптировать его к современным требованиям. Обучение музыкальному исполнительству в целом и обучение вокальному исполнительству в частности занимает значительное место в процессе развития профессиональных способностей преподавателя музыки [9,с. 224].

В рамках нашего исследования понятие вокально-педагогической культуры рассматривается как определенное интегративное качество личности, включающее в себя ценностное отношение к наследию человечества в области различных видов певческой деятельности, высокий уровень профессиональных способностей (в области вокальной педагогики), высокий вокально-исполнительский уровень, а также творческую составляющую в вокально-педагогическом мастерстве [10, с. 156].

С целью оценки состояния сформированности вокальной педагогической культуры у будущих преподавателей музыки нами было проведено исследование, которое включало в себя определение участников экспериментальной группы; разработку инструментария, процедуры исследования и критериев оценки; проведение экспериментальной работы посредством анкетирования, бесед, тестов; обработку и интерпретацию полученных данных. Критериями оценивания сформированности вокальной педагогической культуры у будущих преподавателей музыки выступали:

а) ценностный критерий, выявляющий способность будущего учителя музыки оценивать качество исполнительского искусства других музыкантов, подчеркивать звуковые качества; объективно оценивать звучание голоса, определять интересы студента применительно к определенной певческой деятельности (беседа, опрос, анкетирование);
б) теоретико-педагогический критерий, выявляющий состояние теоретических знаний в области музыки и педагогики; знание физиологических основ певческой деятельности и приемов постановки голоса в разных видах певческой деятельности (тестирование);
в) художественно-эмоциональный критерий, выявляющий степень глубины переживания при исполнении хоровых произведений, способность выражать эмоции во время работы на музыкальном занятии, выражающиеся в особенностях вокальной интонации и речи, жестах и мимике (наблюдение, беседа);
г) критерий вокально-исполнительской готовности, позволяющий определить уровень развития вокально-хоровых способностей и творческой составляющей (анкетирование, наблюдение, консультации с преподавателями музыки при прослушивании аудиозаписи голосов учащихся в хоровом пении).

В нашем исследовании мы использовали пятибалльную систему для оценки степени выраженности критериев вокально-педагогической культуры у будущих преподавателей музыки. Студент получил максимум 5 баллов, если критерий был выражен полностью; 4 балла, если критерий выражен достаточно хорошо, но с небольшими отклонениями; 3 балла – имелись значительные отклонения от критерия; 1, 2 балла – критерий не выражен или выражен слабо. Максимальное количество баллов – 20 баллов (4 критерия, по каждому критерию можно получить максимум 5 баллов) (табл. 1).

 

Таблица 1 – Сформированность вокально-педагогической культуры по каждому показателю оценивалась на основе выделения трех уровней: низкого, среднего, высокого

Низкий уровень развития вокально-педагогической культуры. 4–10 баллов

Студент практически не имеет самостоятельности в оценке качества исполнительского искусства других музыкантов, а также в объективной оценке звучания собственного голоса; студент интересуется вокальной педагогикой и разными видами певческой деятельности в целом (теоретическая подготовка в этой области отсутствует); студент не знает (или знает на низком уровне) приемы постановки голоса в разных видах певческой деятельности, не понимает физиологических процессов певческой деятельности; у студента слабо выражены переживания и чувства при исполнении хоровых произведений; слабо сформированы вокальные способности и недостаточно выражена творческая активность; студент не самостоятелен, не способен определить, какие методы и приемы следует использовать в определенной певческой деятельности, не способен самостоятельно решать педагогические трудности вокальной педагогики.

Средний уровень вокально-педагогической культуры. 11–17 баллов

Студент способен оценить качество исполнительского искусства других музыкантов, подчеркнуть звуковые характеристики, объективно оценить звучание своего голоса, а также определить интересы обучающегося по отношению к определенной певческой деятельности, но зачастую это происходит на интуитивном уровне; студент имеет развитую способность анализировать и систематизировать полученные знания, владеет понятийно-категориальным механизмом в области вокальной педагогики, частично понимает физиологию певческого процесса; у студента развиты вокальные данные, но на этом уровне студент редко проявляет творческую активность; студент проявляет самостоятельность в выборе форм и методов обучения в той или иной певческой ситуации, однако зачастую предлагаемые приемы, формы и методы выбираются на интуитивном уровне, без достаточного теоретического обоснования.

Высокий уровень вокально-педагогической культуры. 17–20 баллов

У студента имеются оценочные суждения; у студента хорошо развит вокальный слух студент, он объективно оценивает свой голос и голоса других; студент способен различать и использовать голосовые интерпретации согласно конкретной музыкальной ситуации, причем выбор происходит не на интуитивном уровне, а на прочной теоретической основе; у студента развита способность обобщать полученные знания, и на высоком уровне он готов использовать теорию и практику в вокально-педагогической деятельности; студент демонстрирует творческую активность, ценностное отношение к музыкальному наследию, а также высокий уровень самостоятельности в решении конкретных педагогических ситуаций.

 

Для проведения эксперимента мы выбрали студентов выпускного курса факультета эстетического образования в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка (г. Минск), специальность 1-03.01.07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография. На факультете осуществляется подготовка специалистов по четырем специальностям: «Народное творчество», «Искусство эстрады», «Пение», «Духовые инструменты». Для нашего эксперимента проанализировали данные студентов каждой специальности очного и заочного отделения (170 студентов). Данная работа проходила в рамках учебных дисциплин «Класс сольного пения», «Хоровой класс», «Дирижирование», «Хороведение» при использовании метода наблюдения.

На основе пятибалльной системы мы определили, к какому уровню относятся будущие педагоги: 4–8 баллов – низкий уровень вокально педагогической культуры, 8–16 баллов средний уровень, 17–20 баллов – высокий уровень.

Представленная ниже диаграмма показывает, какие баллы набрали студенты экспериментальной группы (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Результаты экспериментальной группы по баллам

 

Так, из 170 студентов экспериментальной группы: 71 человек получил оценку в диапазоне 4–10 баллов (низкий уровень), 90 человек – в диапазоне 11–17 баллов (средний уровень), 7 человек – в диапазоне 18–20 баллов (высокий уровень). Как видно, большинство студентов набрали баллы из низкого и среднего уровней. Таким образом, выявлено, что большинство студентов имеют низкий или средний уровень вокально-педагогической культуры. Более наглядно это можно увидеть на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Уровень сформированности вокально-педагогической культуры будущих педагогов музыки (экспериментальная группа)

 

В результате эксперимента выявили, что у большинства студентов отмечается низкий или средний уровень сформированности вокально-педагогической культуры и лишь у небольшой части (5%) высокий уровень.

Экспериментальная группа состояла из студентов разной формы обучения, поэтому необходимо обозначить различия в этих двух группах студентов (рис. 3).

 

Рисунок 3 – Результаты сформированности вокально-педагогической культуры у студентов очной и заочной форм обучения

 

Таким образом, из диаграммы становится ясно, что средний и высокий уровни отмечены в большей степени у студентов-заочников. Такой результат можно объяснить тем, что многие студенты-заочники уже прошли предвузовскую практику по вокально-педагогической работе [11, с. 86].

В ходе эксперимента выяснилось, что у большей части учащихся вокально-педагогическая культура развита не на высоком уровне, что является важной проблемой. По нашему мнению, это объясняется современными процессами и тенденциями, происходящими в музыкальной педагогике, а также проблемами и условиями, связанными с формированием вокально-педагогической культуры у будущих преподавателей музыки [12, с. 26].

В настоящий момент для описания социально-экономической и духовной жизни общества можно использовать понятие «культурный дисбаланс». Большое разнообразие музыкальных жанров и стилей требует более гибкого и чуткого подхода к пониманию вокальной педагогики: очевидно, что одна конкретная педагогическая модель, созданная по традиционным образовательным принципам, не может устроить большинство обучающихся, поскольку современные тенденции, возникающие в обществе, зачастую были проигнорированы [13, с. 53].

Существует потребность в таком подходе к образованию будущих преподавателей музыки, который готовит их к профессиональной жизни, когда они смогут успешно адаптироваться к условиям работы с учетом различных ситуационных факторов [14, с. 6].

Проблемы развития вокально-педагогической культуры преподавателя музыки связаны и с разнообразием задач, стоящих перед учреждениями образования. Преодоление их возможно через глубокое понимание закономерностей и новых социально-педагогических тенденций, теоретическое и практическое решение проблем образовательного процесса при обучении и воспитании будущих учителей музыки.

Мы считаем, что для успешного формирования вокально-педагогической культуры будущего преподавателя музыки необходимо решить несколько задач [15, с. 3]:

1) организация активной деятельности обучающихся в области вокально-исполнительского творчества в процессе образовательного процесса;
2) формирование готовности преподавателя к процессу развития вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки и его собственное профессиональное совершенствование;
3) развитие индивидуальных особенностей личности, составляющих приоритетные профессиональные качества будущего преподавателя музыки в области вокального исполнительства;
4) формирование теоретических знаний и практических навыков студентов, необходимых для успешного развития вокальной культуры и исполнительства.

В процессе обучения важно, чтобы в каждом студенте педагог видел не покорного исполнителя своих намерений, а творческую личность, артистическую индивидуальность, которую важно мотивировать и развивать. Для этого необходимо разработать систему обучения, которая будет способствовать целостному и последовательному освоению студентом вокально-педагогической культуры.

Заключение

На сегодняшний день лишь небольшая доля студентов обладает высоким уровнем вокально-педагогической культурой, что обусловлено как современными процессами, происходящими в обществе, так и задачами, стоящими перед современной системой музыкального образования. Анализ результатов исследования позволяет прийти к выводу, что для обеспечения эффективного руководства учителю музыки необходимо развивать умение управлять собой и всеми элементами творческой деятельности, основанной на обратной связи. При формировании вокально-педагогической культуры будущего преподавателя музыки необходимо создать практическую основу «живого интонирования», без которой невозможно музыкальное обучение и формирование профессиональных навыков будущего педагога. Исправление ошибок и правильное создание художественного образа вокальных произведений обеспечивается не только музыкально-теоретической подготовкой, но и умением применять теоретические знания и умения на исполнительской практике.

×

Об авторах

Байлин Лю

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Email: 791066944@qq.com

аспирант кафедры менеджмента и образовательных технологий

Белоруссия, г. Минск

Юлия Николаевна Кислякова

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Автор, ответственный за переписку.
Email: yulinakolavna@tut.by

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета управления и профессионального развития педагогов

Белоруссия, г. Минск

Список литературы

  1. Растрыгина А.Н. Формирование педагогической культуры будущего учителя музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Киев, 1991. 23 с.
  2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник. М.: Академия, 2004. 333 с.
  3. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: метод. пособие. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1972. 152 с.
  4. Вопросы музыкознания и обучения музыкальному искусству: монография / под общ. ред. проф. О.В. Михайличенко. Бо Бассен: Lap Lambert Academic Publishing, 2021. 261 с.
  5. Далецкий О.В. Обучение пению: учеб. пособие. 3-е изд. доп. и перераб. М., 2003. 255 с.
  6. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: учеб. пособие. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. 69 с.
  7. Сетдикова Ю.Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.04. М., 2006. 24 с.
  8. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального образования: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. 151 с.
  9. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. 302 с.
  10. Лю Б. Формирование вокально-педагогической культуры у учителей музыки в учреждениях высшего образования Китая: учебно-методический аспект // Дополнительное образование взрослых: формальное, неформальное, информальное: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 25–26 ноября 2021 года) / науч. ред. Ю.Н. Кислякова. Минск: БГПУ, 2021. С. 155–160.
  11. Ли Н. Эмпирический анализ преподавания вокала по музыкальным специальностям в колледжах и университетах // Форум по образованию и преподаванию. 2012. № 3. С. 86–87.
  12. Тихонова Е.В. Саморегулируемое обучение в профессиональной подготовке учителя музыки: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. 45 с.
  13. Стулова Г.П. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре): учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 126 с.
  14. Лю Б. Проблемы развития профессионального вокального образования в современном Китае // Музыковедение. 2022. № 11. С. 31–34. doi: 10.25791/musicology.11.2022.1284.
  15. Лю Б. Развитие вокально-исполнительского уровня педагога по музыке как необходимого элемента вокально-педагогической культуры // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 183–186.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Результаты экспериментальной группы по баллам

Скачать (103KB)
3. Рисунок 2 – Уровень сформированности вокально-педагогической культуры будущих педагогов музыки (экспериментальная группа)

Скачать (208KB)
4. Рисунок 3 – Результаты сформированности вокально-педагогической культуры у студентов очной и заочной форм обучения

Скачать (191KB)

© Лю Б., Кислякова Ю.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах