Technology of formation of professional subjectivity of the future teacher

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the issues of forming the professional subjectivity of future teachers. The article presents an analysis of the literature on the studied issues related to the subjectivity of the student (works by A.V. Beloshitsky, E.N. Volkova, A.V. Gvozdeva, M.V. Isakov, A.D. Kariev, L.G. Maidokina, etc.). Taking into account the specifics of the conditions of vocational pedagogical education, the author’s definition of the professional subjectivity of the future teacher was proposed, which is considered as a complex integrative personality quality that allows the future teacher to make an independent professional choice, plan, organize and evaluate his activities and the activities of students. The article examines the technological aspects of the formation of professional subjectivity of students-teachers. The theoretical and empirical substantiation of the technology of formation of professional subjectivity of future teachers in the process of mastering the content of pedagogical disciplines was presented. The issues of development of pedagogical technologies reflected in the works of V.P. Bespalko, M.V. Klarin, G.K. Selevko, V.A. Slastenin and others were considered. The article describes the components of the developed technology: the conceptual part (philosophical ideas of the subject and the subjectivity of personality, concepts of formation of professional subjectivity of a future specialist, etc.), the substantive part (goals of technology implementation and the content of education), the procedural part (a set of stages, organizational forms and teaching methods used educational technologies). The article also describes the implementation of the stages of technology for the formation of professional subjectivity of future teachers in the process of mastering the content of pedagogical disciplines by students (preparatory, activity, reflexive). The results of the implementation of technology for the formation of professional subjectivity of future teachers in experimental work are presented.

Full Text

Анализ тенденций развития современного российского образования (диверсификация, цифровизация, интенсификация обучения и его непрерывный характер) и трендов современной российской системы образования (дистанционное, смешанное и гибридное обучение; получение «микроквалификаций», автономное обучение, геймификация образовательного процесса и пр.), а также требований государства к профессиональной компетентности специалиста сферы образования позволяет прийти к пониманию того, что от современного педагога общеобразовательной школы требуется владение профессиональной компетентностью на достаточно высоком уровне, что смогло бы обеспечить вхождение Российский Федерации в десятку лучших стран по качеству общего образования в мире. Данные требования отражены в таких российских государственных нормативно-правовых документах и программах: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3++) [1], Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)») [2], Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [3], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [4], Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» [5] и др.

В современном профессиональном образовании отмечается интеграция разных подходов к профессиональной подготовке будущего конкурентоспособного специалиста. Особую роль в этом процессе играет субъектно-деятельностный подход, способствующий организации самостоятельной творческой учебно-профессиональной деятельности студентов с опорой на становление субъектных качеств его личности, активной жизненной позиции, на саморазвитие и личностно-профессиональное самосовершенствование.

Проблема субъектности студента была рассмотрена в работах А.В. Белошицкого [6], Е.Н. Волковой с соавт. [7], А.В. Гвоздевой [8], М.В. Исакова [9], А.Д. Кариева [10], Л.Г. Майдокиной [11], Т.А. Ольховой, Ю.В. Погадаева [12], Т.В. Прокофьевой [13], И.А. Серегиной [14] и др. Так, например, в работах М.В. Исакова отмечено, что субъектность студента вуза связана с его возможностью «осуществлять самостоятельный выбор», нести за него ответственность, осуществлять при этом самоконтроль и рефлексию [9, с. 8]. А.Д. Кариев связывает субъектность студента со способностью определять цели и задачи предстоящей деятельности и с «готовностью принимать ответственные решения в нестандартных жизненных ситуациях» [10, с. 13]. А.В. Белошицкий рассматривает субъектность студента как «системное качество личности, обусловливающее его сущностную, интегральную характеристику как общую способность к инициированию и регуляции целенаправленной активности, самореализации и непрерывному самосовершенствованию» [6, с. 11].

Субъектность будущего педагога Л.Г. Майдокина связывает с «возможностью быть автором и распорядителем внутренних и внешних ресурсов в предстоящей педагогической деятельности» [11, с. 5]. Е.Н. Волкова с соавт. отмечает, что субъектность будущего учителя связана с его «отношением к себе как к деятелю», «с гуманистической направленностью личности будущего педагога» и с его «позитивной Я-концепцией» [7, с. 25]. Однако перечисленные исследователи не в полной мере раскрывают вопросы формирования субъектности и профессиональной субъектности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки, а именно в контексте освоения им содержания педагогических дисциплин.

В профессионально-образовательном процессе педагогического вуза субъектность будущего учителя формируется в процессе учебно-профессиональной деятельности при освоении студентами содержания педагогического образования, а также во время самостоятельной практической деятельности, например при прохождении педагогических практик.

Автор данной статьи под профессиональной субъектностью будущего педагога понимает сложное интегративное качество личности, которое заключается в проявлении будущим педагогом активной самостоятельной позиции в процессе изучения педагогических дисциплин и прохождения педагогических практик, в умении осуществить самостоятельный профессиональный выбор, спланировать, организовать и оценить свою деятельность и деятельность учеников.

По результатам анализа психолого-педагогических исследований (А.Д. Кариев [10], Л.Г. Майдокина [11], Т.В. Прокофьева [13], И.А. Серегина [14] и др.) была определена структура профессиональной субъектности будущих педагогов (критерии и показатели), а также подобраны диагностические методики изучения исследуемого качества будущих учителей. Критерии и показатели профессиональной субъектности, а также используемые методики диагностики представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Критерии, показатели и методики диагностики профессиональной субъектности будущих учителей

 

Для того чтобы деятельность исследователя по формированию профессиональной субъектности будущих педагогов имела целенаправленный и планомерный характер, она должна основываться на научно обоснованных технологических этапах. В связи с этим мы предлагаем внедрение в профессионально-образовательный процесс педагогического вуза технологии формирования профессиональной субъектности будущих учителей, которая реализуется в процессе изучения студентами педагогических дисциплин.

Целью статьи является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе освоения содержания педагогических дисциплин.

Вопросы разработки и классификации педагогических технологий отражены в работах В.П. Беспалько [15], И.П. Волкова [16], М.В. Кларина [17], С.В. Кульневича [18], Г.К. Селевко [19], В.А. Сластенина с соавт. [20] и др. Так, В.П. Беспалько под педагогической технологией понимает «содержательную технику реализации учебного процесса» [15, с. 176]. В.А. Сластениным с соавт. педагогическая технология рассматривается как специально организованная и продуманная во всех деталях деятельность педагога по решению педагогических задач, направленная на «планомерное и последовательное воплощению на практике заранее спроектированного педагогического процесса» [20, с. 335].

В работах Г.К. Селевко выделены три составляющие педагогической технологии: концептуальная, содержательная и процессуальная части [19, с. 56].

Концептуальная часть любой педагогической технологии содержит в себе научную основу, психолого-педагогические идеи, лежащие в основе разработки данной технологии. Концептуальную основу предложенной технологии составляют:

  • – философские идеи субъекта и субъектности личности (Н.А. Бердяев, В.А. Лекторский, Ж.-П. Сартр и др.);
  • – идеи системно-деятельностного и системно-субъектного подходов в психологии (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн и др.);
  • – концепции формирования профессиональной субъектности будущего специалиста (А.Ф. Березин, Е.Н. Волкова, А.В. Гвоздева, Т.А. Ольховая и др.);
  • – концепция непрерывного профессионального образования (А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков и др.).

Содержательная часть педагогической технологии представлена целями ее реализации и содержанием образования. Цель разработанной технологии связана с формированием профессиональной субъектности будущего конкурентоспособного специалиста, работающего в сфере образования; содержание технологии связано с изучением педагогических дисциплин в процессе профессиональной подготовки будущего учителя в вузе.

Процессуальная часть педагогической технологии представляет собой совокупность этапов, организационных форм и методов обучения, используемых образовательных технологий. К образовательным технологиям, используемым на учебных занятиях, отнесены следующие: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, проектная и игровая технологии, технология смыслового чтения, исследовательская технология, технология контекстного обучения. Данные технологии способствуют активизации учебно-профессиональной деятельности студентов, способствуют развитию информационно-познавательной активности студента в образовательном пространстве педагогического университета, становлению собственной профессиональной позиции, умений панировать и организовывать собственную учебно-профессиональную деятельность, творчески осваивать содержание педагогического образования, приобретать компетенции, необходимые для успешного прохождения педагогической практики.

К используемым организационным формам относятся аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов, научно-практические конференции, мастер-классы, олимпиады, учебная ознакомительная и производственная педагогическая практика. Технология формирования профессиональной субъектности студентов-педагогов предполагает использование активных и интерактивных методов обучения: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии и беседы, игровое проектирование, дискуссии и дебаты, имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций и пр.

Работу преподавателя по формированию исследуемого качества студентов можно отразить совокупностью трех взаимосвязанных этапов: подготовительного, деятельностного и рефлексивного. Данные этапы структурно включены в процессуальную часть технологии формирования профессиональной субъектности будущих педагогов. Выделение перечисленных этапов связано с целенаправленным и алгоритмическим характером деятельности преподавателя по формированию исследуемого качества.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе по итогам первичной диагностики у студентов уровней развития исследуемого качества были определены цели предстоящей совместной работы. Студенты познакомились с феноменом субъектности, узнали о том, что такое профессиональная субъектность, зачем она нужна будущему педагогу, ответили для себя на важные вопросы, связанные с личностно-профессиональным становлением и развитием. По итогам написания студентами рефлексивных эссе с целью самооценки личностных и профессиональных качеств, студенты наметили для себя цели и перспективы своего личностно-профессионального развития на ближайший год, в том числе предположили, как изучение педагогических дисциплин может повлиять на процесс формирования их профессиональной субъектности и жизненный успех в целом.

На данном этапе были использованы процедуры мотивации студентов на предстоящее освоение профессии педагога, также использовались процедуры активизации и мобилизации внутренних сил и ресурсов обучающихся, инициировался процесс освоения и принятия студентами профессионально-педагогических ценностей.

Второй этап – деятельностный. На данном этапе было организовано творческое изучение студентами дисциплин «Педагогика» и «Основы вожатской деятельности» благодаря использованию разнообразных продуктивных технологий профессионального образования, активных и интерактивных методов профессионального обучения, выполнения студентами практико-ориентированных и творческих задач. Также на данном этапе велась подготовка студентов к прохождению педагогической практики. Студенты самостоятельно разрабатывали конспекты классных часов, родительских собраний, массовых мероприятий, проводили пробные занятия, анализировали свои успехи и неудачи. Данный этап включал в себя также цели прохождения студентами производственной педагогической практики с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков, совершенствования приобретенных компетенций и проявления субъектности.

Третий этап – рефлексивный. На данном этапе была проведена итоговая диагностика уровней развития профессиональной субъектности студентов. Подведены итоги практики, были заполнены рефлексивные эссе с целью оценки студентами уровня своей профессиональной компетентности и субъектности. Также была проведена экспертная оценка работодателями (директорами школ и детских оздоровительных лагерей) уровней сформированности исследуемого у студентов профессионального качества.

В педагогическом эксперименте по реализации данной технологии принимали участие студенты-педагоги вторых курсов Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета (экспериментальная группа – 60 человек, контрольная – 62 человека). Результаты итоговой диагностики представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Результаты реализации технологии формирования профессиональной субъектности будущих педагогов

 

В завершение можно отметить, что разработанная технология формирования профессиональной субъектности будущих педагогов на примере изучения педагогических дисциплин отвечает методологическим требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям, описанным в трудах Г.К. Селевко [19, с. 38]:

  1. Системность. Описанная технология разработана на основе системного подхода, обладает внутренней логикой и связностью всех ее компонентов.
  2. Управляемость. Представленная технология позволяет определять цели, планировать, организовывать педагогический процесс, выбирать организационные формы и методы обучения.
  3. Эффективность. Данная технология оптимальна, результативна, гарантирует достижение цели.
  4. Воспроизводимость. Рассматриваемая технология может быть использована другими субъектами образовательного процесса для формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин при соблюдении вышеперечисленных требований.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, профессиональная субъектность является важным профессиональным качеством личности будущего конкурентоспособного специалиста сферы образования, обеспечивающим ему способность осуществлять самостоятельный профессиональный выбор, планировать и организовывать свою деятельность и деятельность воспитанников, анализировать, оценивать и корректировать ход и результаты личностно-профессионального развития.

Во-вторых, одним из эффективных апробированных инструментов, позволяющих организовать процесс формирования профессиональной субъектности в условиях педагогического вуза, является предложенная технология формирования профессиональной субъектности будущих педагогов на примере изучения ими педагогических дисциплин.

В-третьих, профессиональная субъектность является качеством, которое развивается с ростом образовательного потенциала личности и в условиях непрерывного профессионального образования.

×

About the authors

Tatyana V. Dmitrochenko

Amur State University of Humanities and Pedagogy

Author for correspondence.
Email: bossyblond7@mail.ru

senior lecturer of Pedagogy of Vocational Education Department

Russian Federation, Komsomolsk-on-Amur, Khabarovsk Krai

References

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование: приказ Минобрнауки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71897864.
  2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70535556.
  3. О концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/404930447.
  4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [Электронный ресурс] // https://base.garant.ru/71848426.
  5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70644220.
  6. Белошицкий А.В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2009. 42 с.
  7. Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Потапова А.Б. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: учеб. пособие. Нижний Новгород: НГПУ имени К. Минина, 2012. 250 с.
  8. Гвоздева А.В. Интегративно-дифференцированный подход к развитию субъектности студентов вуза в процессе обучения французскому языку: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. Курск, 2009. 52 с.
  9. Исаков М.В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. М., 2008. 28 с.
  10. Кариев А.Д. Становление субъектности студента с использованием интерактивных образовательных технологий в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2020. 24 с.
  11. Майдокина Л.Г. Психолого-педагогические технологии развития субъектности студента педагогического вуза: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. Тамбов, 2010. 25 с.
  12. Ольховая Т.А., Погадаева Ю.В. Аксиологические основы развития субъектной позиции студента университета // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. № 4. С. 59–62.
  13. Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. Волгоград, 2001. 19 с.
  14. Серегина И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. … канд. псих. наук: 19.00.07. М., 1999. 24 с.
  15. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 412 с.
  16. Волков И.П. Много ли в школе талантов? М.: Знание, 1989. 78 с.
  17. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с.
  18. Кульневич С.В. Педагогика личности: учеб. пособие / отв. ред. Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1995. 166 с.
  19. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2013. 576 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 – Criteria, indicators and methods for diagnosing the professional subjectivity of future teachers

Download (371KB)
3. Figure 2 – Results of implementing the technology for forming the professional subjectivity of future teachers

Download (347KB)

Copyright (c) 2023 Dmitrochenko T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies