Promotion of the Russian Language in the education system of Tanzania: conditions, demand, «deficits» and potential «growth points»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the program documents regulating functioning of the education system of Tanzania, examines the socio-economic factors affecting its development, analyzes the language policy, as well as the state policy of the Government of the United Republic of Tanzania in the field of education, which is considered to be a strategic factor in the transformation of mentality and the creation of a well-educated nation, sufficiently possessing the knowledge necessary for competent and competitive solutions to the challenges facing the country. The authors identify objectives of the education system of Tanzania, aimed at promoting universal access to quality basic education, including preschool, primary and secondary education; eradication of illiteracy; dissemination of high-quality higher education, providing training of highly qualified personnel necessary for the effective development of all sectors of the economy. The problems faced by the education system of Tanzania, the ways to solve them and the prospects for development are determined. The activities of the Representative Office of the Federal Agency for the Commonwealth of Independent States, Compatriots Living Abroad, and International Humanitarian Cooperation, which is the coordinator of the promotion of the Russian language and culture in Tanzania, are described in detail. The factors influencing the demand for the Russian language, increasing motivation to study it and the demand for Russian education in general among the youth of Tanzania, as well as the formation of a positive image of Russia in the minds of Tanzanians, are identified. The conditions, «deficits» and potential «growth points» of the promotion of the Russian language in the education system of Tanzania are determined. The article presents the results of the survey conducted during the official visit of the delegation of the Samara State University of Social Sciences and Education to Tanzania, which determined the future prospects of the study, which will result in designing a modular training program for teachers of Russian as a foreign language for educational organizations of the United Republic of Tanzania in the system of Russian teacher training education, including a Russian as a foreign language course at a preparatory department, bachelor’s and master’s degree programs and advanced training for teachers of Russian as a foreign language.

Full Text

Признавая значение русского языка как инструмента «мягкой силы» и одного из условий российского гуманитарного присутствия в зарубежных регионах, Министерство просвещения инициировало в 2023 году, объявленном Президентом России В.В. Путиным Годом педагога и наставника, крупномасштабный проект, целью которого является продвижение русского языка и культуры за рубежом. В рамках проекта Самарский государственный социально-педагогический университет получил госзадание на выполнение научно-исследовательской работы, направленной на проектирование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» и Представительства Федерального агентства по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество/Русский дом). Для достижения цели и поставленных в ходе исследования задач использовался комплекс взаимодополняющих методов – контент-анализ литературы по теме исследования; беседы, опросы и анкетирование. По результатам исследования был проведен SWOT-анализ, позволивший авторам выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и риски, с которыми можно столкнуться в процессе продвижения русского языка в системе образования Объединенной Республики Танзания.

С целью выявления предпосылок проектирования указанной модели, а также изучения возможностей продвижения русского языка, его востребованности среди различных категорий населения страны и поиска потенциальных «точек роста» на первом – аналитико-диагностическом – этапе исследования проектным коллективом СГСПУ были проанализированы программные документы, регламентирующие функционирование системы образования Танзании, рассмотрены социально-экономические факторы, влияющие на ее развитие, и изучены первоисточники, регулирующие языковую политику, а также государственную политику Правительства Объединенной Республики Танзания в области образования.

Современная система образования Танзании берет свое начало в 1995 году с принятием Акта о политике в области образования [1]. Ключевыми целями в документе были объявлены доступность образования, пересмотр имеющихся учебных программ с целью создания и развития системы образования, отвечающей интересам развития страны. Статья 11 Конституции Объединенной Республики Танзания, принятой в 1977 году (с поправками 1979, 1980, 1982, 1984, 1990, 1992, 1993, 1994, 1995, 2000, 2001, 2005 гг.) закрепляет за каждым гражданином право на образование и гласит: «Каждый гражданин имеет право на образование. И каждый гражданин может получить бесплатное образование в той области, которую он выбрал самостоятельно, и в такой степени, которая соответствует его способностям и заслугам» (здесь и далее приводится авторский перевод) [2].

Признавая центральную роль образования в достижении общей цели развития, заключающейся в повышении качества жизни танзанийцев, Правительство Объединенной Республики Танзания инициировало ряд политических и структурных реформ, направленных на повышение качества образования и обеспечение его доступности для каждого с целью укрепления связи между образованием, предоставляемым на всех уровнях, и социально-экономическим развитием Танзании [3].

В 2014 году Правительство Танзании провозгласило переход к бесплатному обязательному базовому образованию продолжительностью 11 лет, включая один год обязательного дошкольного образования (для детей в возрасте 4–5 лет), шесть лет начальной школы (с 6 до 11 лет) и четыре года неполной средней школы (так называемое образование O-Level) [4]. Правительство регулярно увеличивает объем средств, выделяемых на финансирование системы образования из федерального бюджета. Так, по словам Государственного министра администрации Президента Танзании по делам регионального и местного правительства г-жи Ангеллы Кайруки, «бюджет на образование для начальных и средних школ увеличен в 2023/2024 финансовом году до 399,64 миллиардов танзанийских шиллингов (около 170 миллионов долларов США) по сравнению с 346,46 миллиардов шиллингов, выделенных в 2022/2023 финансовом году. Увеличение составило 15,34 процента, при этом 157,79 миллиарда шиллингов было выделено на начальные школы и 241,85 миллиарда шиллингов на средние школы. Политика бесплатного образования реализуется в тандеме с улучшением школьной образовательной среды, чтобы обеспечить более результативное преподавание и обучение» [5].

В Концепции развития Танзании до 2025 года системе образования придается первостепенное значение как ключевому направлению в обеспечении желаемых социально-экономических преобразований, необходимых для реализации целей Концепции. Она предусматривает, что к 2025 году Танзания станет страной с хорошо образованным обществом. Концепция декларирует, что образование следует рассматривать как стратегический фактор трансформации менталитета и создания хорошо образованной нации, в достаточной степени обладающей знаниями, необходимыми для компетентного и конкурентоспособного решения задач, стоящих перед страной. В этой связи система образования должна быть реструктурирована и качественно преобразована с акцентом на поощрение творчества и решение проблем [6].

Концепция ставит перед системой образования следующие конкретные цели:

  • – содействие всеобщей доступности качественного базового образования, включая дошкольное, начальное и среднее образование;
  • – искоренение неграмотности;
  • – распространение качественного высшего образования, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных кадров, необходимых для эффективного развития всех секторов экономики.

Как следует из Договора о партнерстве 2021/2022–2025/2026, подписанного Министерством образования, науки и технологии Танзании в октябре 2022 года, направленного на повышение качества преподавания и обучения, Танзания добилась значительных результатов в обеспечении общедоступного базового образования и увеличении охвата обучающихся. Так, набор в начальную школу увеличился с 8 336 386 в 2011 году до 11 196 788 в 2021 году [3]. Однако, хотя возможности получения образования доступны каждому танзанийцу без дискриминации по признаку пола, цвета кожи, расы, религии, физических возможностей, социального статуса или дохода, многие обучающиеся бросают школу по разным причинам, таким как, например, удаленность от дома, беременность, ранние браки, детский труд, прогулы, бедность и некоторые обычаи и традиции, которые вступают в противоречие с образованием для девочек [7]. Так, по статистическим данным за 2019 год коэффициент непосещаемости начальной школы составил 13,4%; доля учащихся, оставшихся к последнему году обучения в начальной школе, составила 84,9%, в то время как показатель завершения обучения в начальной школе достиг только 68,0%; а валовый показатель охвата обучающихся средним образованием в том же году составил всего 32,0% [8]. Таким образом, несмотря на усилия правительства, частного сектора и других партнеров по предоставлению возможностей для получения образования для всех групп населения, некоторые танзанийцы школьного возраста либо совсем не посещают школу, либо бросают ее по различным причинам до завершения периода обучения. Кроме того, образование Танзании сталкивается с проблемами системного характера, такими как неразвитая образовательная инфраструктура, нехватка учителей и их неравномерное распределение.

На функционирование системы образования страны негативное влияние оказывает низкий уровень развития экономики Танзании. Так, по состоянию на март 2023 года Танзания включена ООН в список 46 наименее развитых стран, демонстрирующих самые низкие показатели социально-экономического развития по целому ряду индексов, имеющих низкие баллы по показателям питания, здоровья, посещаемости школ и грамотности [9].

К социально-экономическим факторам, оказывающим непосредственное влияние на систему образования, можно также отнести:

  • – высокий уровень бедности, за чертой которой живет более двух третей населения страны;
  • – высокий уровень распространенности ВИЧ-инфекции, особенно среди женщин;
  • – низкий уровень регистрации рождений, что приводит к трудностям в определении точного возраста детей (только 16% детей в Танзании имеют свидетельство о рождении, по этому показателю Танзания занимает предпоследнее место в юго-восточной Африке);
  • – высокий уровень сиротства, остающийся стабильным на протяжении последних нескольких лет: более 1,6 миллиона детей в возрасте до 17 лет, потеряли одного или обоих родителей;
  • – проблему беженцев, связанную с происходящими в соседних странах политическими и вооруженными конфликтами, особенно актуальную в приграничных регионах и крупных городах (по официальным данным, 1,5% от общей численности населения (свыше 656 000 человек) не являются гражданами Танзании;
  • – высокий уровень миграции населения, занимающегося кочевым скотоводством, что приводит к трудностям в обеспечении образования традиционными средствами обучения в стационарных классах;
  • – модель «село–город», при которой молодые люди мигрируют в города, вследствие чего школы в сельской местности становятся малокомплектными, в то время как городские школы становятся переполненными;
  • – наличие труднодоступных районов и отдаленных деревень, расположенных в малонаселенных регионах и на отдаленных островах [7].

Наряду с проблемами социально-экономического характера поступательное развитие системы образования Танзании сдерживает сложившаяся в стране достаточно сложная языковая ситуация. Несмотря на то, что официальными государственными языками являются суахили и английский, в стране говорят более чем на 120 языках этнических групп и племен. При этом суахили является языком обучения в дошкольных и начальных учебных заведениях, тогда как языком обучения в учреждениях среднего и высшего образования является английский. Необходимы усилия, чтобы обеспечить безболезненный переход детей от использования родного языка (особенно во внутренних сельских регионах) к использованию суахили до или вскоре после поступления в дошкольное образовательное учреждение и далее к использованию английского языка при переходе в среднюю школу [10].

Цель языковой политики Правительства Танзании – развивать у граждан умение использовать в общении разные языки, поскольку хорошее владение английским может позволить танзанийцам общаться с людьми других национальностей и получать качественное образование. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, уровень владения английским языком у различных категорий граждан невысокий, что является следствием недостаточно развитой инфраструктуры, неадекватных методов обучения и минимального использования изучаемого языка в повседневной жизни. Некоторые используют английский язык в качестве второго или третьего языка [11].

При этом Танзания подписала Протокол Восточноафриканского Сообщества о гражданском образовании в целях интеграции, узаконивающий продвижение и использование языка суахили в качестве официального языка межгосударственного общения в странах-членах Сообщества, и была избрана штаб-квартирой Института по продвижению языка суахили [12], вследствие чего Правительство Танзании декларирует необходимость использовать суахили в качестве языка обучения на всех ступенях образования и профессиональной подготовки.

Что касается иностранных языков, анализ программных документов и сайтов ведущих университетов Танзании показал, что в начальной школе в качестве факультативного предмета преподаются французский и арабский языки, поскольку они важны для бизнеса, туризма и коммуникации в целом, при этом на их изучение в программе отводится 1 час 20 минут в неделю [13]. В средних школах и вузах к французскому и арабскому добавляется китайский [11]. При этом русский язык не имеет в стране правового или какого-либо иного официального статуса, не представлен в системе формального – школьного или вузовского – образования и в ограниченном масштабе используется в таких сферах, как туризм, а также для обеспечения деятельности россиян, занимающихся коммерческими проектами.

Основным центром изучения русского языка и русской культуры и координатором деятельности по его продвижению в Танзании является Представительство Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество / Русский дом) в г. Дар-эс-Салам. Как следует из его ежегодных отчетов, в настоящее время обучение русскому языку осуществляется в системе дополнительного образования на курсах при Русском доме в г. Дар-эс-Салам, ежегодный набор на которые составляет 15–20 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. За 9 месяцев (с декабря по август) студенты достигают уровня А1. Основной контингент слушателей курсов составляют молодые танзанийцы в возрасте 20–23 лет, получившие квоты от Россотрудничества для дальнейшего обучения в российских вузах, однако среди слушателей курсов есть и те, кто изучает русский язык в личных или профессиональных целях. Кроме того, в Русском доме в г Дар-эс-Салам регулярно проводятся краткосрочные интенсивные курсы по русскому языку в сфере туризма для сотрудников крупнейших отелей города, гидов и туроператоров. В октябре 2023 года возобновили работу интенсивные курсы для представителей гостиничного бизнеса на Занзибаре.

Преподают на курсах российские соотечественники, имеющие высшее педагогическое образование и самостоятельно освоившие дистанционный курс РКИ. На сегодняшний день подготовлены пять преподавателей русского языка, ведущих преподавание в Танзании. Учителя РКИ, работающие на курсах в Русском доме, ежегодно повышают свою профессиональную квалификацию в российских университетах, участвуя в методических семинарах, мастер-классах и круглых столах, организованных методистами ведущих российских вузов как в очном, так и в дистанционном формате. Для самоподготовки они используют современные учебные пособия, имеющиеся в хорошо оснащенной методическими материалами библиотеке Русского дома. Помимо учебной и методической литературы в библиотеке можно найти классическую, современную и детскую литературу, что делает библиотеку особенно популярной среди родителей русскоговорящих детей. Русский дом располагает видеотекой, в которой насчитывается около тысячи видео- и аудиоматериалов на русском и английском языках на электронных носителях.

Кроме курсов русского языка в Русском доме действует воскресная школа дополнительного образования «Дар Речи», созданная в июле 2018 года. Школа помогает детям-билингвам в возрасте от 4 до 13 лет развивать навыки правильной русской речи и приобщаться к детской литературе на русском языке. Школу посещают и дети танзанийцев, желающие научиться говорить по-русски. На сегодняшний день в школе обучаются более 30 учеников, среди которых 8 иностранцев. Кроме того, с 2018 года совместно со школой «Дар речи» Русский дом ежегодно проводит «Летнюю русскую школу». Цель проекта – содержательное наполнение досуга детей от смешанных браков в каникулярный период, преподавание русского языка, закрепление навыков правильной русской речи через игровое общение, консолидация диаспоры. Участие в Летней школе принимают дети из всех регионов Танзании.

Наряду с деятельностью по продвижению русского языка и российского образования в Русском доме активно реализуются и культурно-просветительские проекты, направленные на знакомство различных категорий граждан Танзании с достижениями в области российской науки, культуры и спорта и обеспечение российского гуманитарного присутствия в Танзании.

Помимо Русского дома в решении задачи продвижения русского языка на территории Танзании участвует и Русская православная церковь. На базе созданного в Африке в конце 2021 года африканского экзархата Русский дом в сотрудничестве с РПЦ организовал курсы русского языка и богословия для молодых служителей церкви и детей православных священников, заинтересованных в получении дальнейшего религиозного образования в России.

С 2013 г. по июль 2022 г. преподавание русского языка как одного из факультативов велось в колледже гуманитарных и социальных наук на кафедре иностранных языков и литературы в новом крупнейшем университете страны, открывшемся в столице Танзании – Додоме. За указанный период на факультатив записалось более 500 студентов университета, 90% из которых специализировались на изучении туристического дела и культурного наследия, поскольку в рамках данной образовательной программы они должны были пройти трехгодичные курсы по двум иностранным языкам. Первые два года студенты изучали базовый русский язык, начиная с третьего года – специализировались на изучении русского языка для туристического бизнеса. В феврале 2021 года при поддержке фонда «Русский мир» в Университете Додомы был открыт Русский центр, где студенты и все желающие могли изучать русский язык, воспользоваться учебниками, книгами и оборудованием, получить доступ к образовательным ресурсам.

С 2022 года в Дар-эс-Саламе русский язык можно факультативно изучать в языковой школе «Полиглот», директором которой является наша соотечественница. Еще одним местом в Дар-эс-Саламе, где можно изучать русский, является интернациональная школа «Феза», на базе которой российская соотечественница открыла курсы РКИ для детей. Изучение русского языка доступно и для танзанийцев, живущих в городе Танга, где другая наша соотечественница дает частные уроки РКИ.

Однако в сложившейся ситуации спрос на изучение русского языка значительно превышает предложение. В стране не хватает высококвалифицированных преподавателей, имеющих профильное педагогическое образование и способных не только обучить русскому языку, но и познакомить учащихся с особенностями и реалиями российской культуры, сформировать мотивацию и привить интерес к изучению русской литературы, истории, географии, музыки, архитектуры, используя инновационные методики и технологии обучения.

В 2022/2023 учебном году не был продлен контракт с преподавателем русского языка в Университете Додомы. С его уходом прекратил свою деятельность и Центр русского языка, созданный при университете. На сегодняшний день Русский дом остается практически единственным в Танзании центром, успешно продвигающим русский язык и культуру. Однако его деятельность охватывает контингент слушателей, проживающих преимущественно на территории расположенного на побережье Индийского океана г. Дар-эс-Салам. Таким образом, занятия по русскому языку в очном формате доступны только гражданам Танзании, проживающим непосредственно в этом городе, в то время как жители расположенных в центре страны других крупных городов – Додома, Мванза, Аруша, Мбея, Морогоро – лишены такой возможности. Дистанционный формат обучения не может стать решением проблемы в силу высокой стоимости и недостаточно высокой скорости интернета, а также отсутствия технических возможностей для онлайн-обучения у значительной части жителей Танзании. Кроме того, для населения страны, насчитывающего свыше 67 млн человек, ежегодный набор на курсы русского языка, не превышающий 20 человек, не может удовлетворить спрос потенциальных желающих изучать его.

Согласно сводной информации, предоставленной отделом сотрудничества с государствами Латинской Америки, Африки и международными организациями Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения РФ, в стране существует потребность в создании кафедры русского языка на базе одного из танзанийских университетов со штатным расписанием в 2–4 штатных единицы и оснащением учебной и учебно-методической литературой по РКИ, а также в реализации программ повышения квалификации в очном или дистанционном формате. Имеющаяся в стране кадровая потребность является потенциальной «точкой роста», а ее обеспечение посредством создания Центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в различных регионах страны в рамках грантов Министерства просвещения РФ позволит решить проблему наметившегося «дефицита» в продвижении русского языка на территории Танзании в условиях постоянно растущего в последнее время спроса на его изучение среди различных категорий населения страны.

Многократно возросший среди танзанийцев интерес к русскому языку объясняется целым рядом факторов. Во-первых, значительное увеличение туристического потока из России начиная с 2020 года, когда из-за пандемии и повсеместного закрытия границ у России сохранилось сообщение только с тремя странами, в число которых вошла Танзания, результатом которого стала многократно возросшая потребность в русскоговорящих гидах и других специалистах туристической индустрии и сферы обслуживания, что, в свою очередь, повысило спрос на изучение русского языка среди действующих и потенциальных сотрудников указанных отраслей.

Во-вторых, недавно достигнутые договоренности в рамках созданной в декабре 2022 года межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, среди перспективных направлений деятельности которой – геологоразведка, добыча полезных ископаемых, туризм, энергетика, информационно-коммуникационные технологии, а также подписанные в ходе состоявшегося в Санкт-Петербурге в июле 2023 года второго саммита «Россия – Африка» соглашения свидетельствуют, что для дальнейшего успешного развития взаимоотношений между странами возникнет необходимость набора сотрудников, в достаточной степени владеющих русским языком. В этом смысле продвижение русского языка для профессиональных целей в системе образования Танзании станет очередной «точкой роста».

В-третьих, повышению мотивации к изучению русского языка и интереса к российскому образованию и к России в целом способствует и положительный образ нашей страны, сложившийся во многом благодаря истории развития двусторонних политических, торгово-экономических и социально-культурных взаимоотношений, начало которым было положено в 1961 году. С момента подписания первого соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве в 1966 году было реализовано значительное количество крупномасштабных проектов в области сельского хозяйства, геологоразведки, транспортного машиностроения, атомной энергетики, торговли, военно-технического сотрудничества и образования. Обучение в советских и российских вузах прошли в общей сложности свыше 3000 граждан Танзании, занимающих сегодня важные посты во многих сферах. Среди них – 7-й президент острова Занзибар, члены Кабинета министров, офисов Президента и министерств, представители руководства ряда университетов, бизнесмены, врачи

инженеры, фармацевты, военные, архитекторы, специалисты в области IT-технологий. Старшее поколение танзанийцев до сих пор с благодарностью вспоминает вклад Советского Союза в развитие экономики страны, который В.В. Путин в своем выступлении на пресс-конференции по итогам российско-африканского саммита назвал «колоссальным заделом советского времени» [14].

Сегодня на формирование образа России в сознании жителей Танзании большое влияние оказывают национальные средства массовой информации. В Танзании издается несколько газет, самые популярные из которых – Daily News, The Citizen, Mwananchi, The Guardian и Tanzania Daima. Эти издания имеют большую аудиторию и оказывают значительное влияние на общественное мнение. Одна из наиболее влиятельных газет – основанная в 1965 году ежедневная правительственная Daily News – издается на английском языке и суахили как в печатном, так и в онлайн-формате, имеет тираж 100 тыс. экземпляров и широко распространяется по всей стране. Газета периодически освещает российские политические и экономические события, а также новости в сфере культуры, науки, спорта и образования.

Особый интерес к России на страницах газеты отмечался в преддверии второго саммита «Россия – Африка», события которого и договоренности, принятые по итогам его работы, ежедневно освещались на страницах газеты. Положительная направленность публикуемых новостей, в том числе в сфере образования, неизменно способствует формированию благоприятного образа России в сознании танзанийцев – «Почему взаимоотношения с Россией жизненно необходимы для экономического роста Танзании» [15]; «Российско-африканский саммит: ожидание и влияние на развитие российско-танзанийских отношений» [16]; «Россия планирует открыть филиалы ведущих российских университетов в Африке» [17]; «Россия предлагает стипендию студентам Танзании» [18]; «Россия запускает бесплатные курсы русского языка для танзанийцев» [19].

Еще одним инструментом продвижения русского языка, российского образования и информации о России в целом является возобновленная в 2018 году еженедельная радиопередача Русского дома на суахили «Вспоминая Россию». К участию в передаче приглашаются выпускники российских вузов, состоявшиеся в профессии и добившиеся известности в стране, которые вспоминают об учебе и жизни в России и рассказывают о преимуществах российского образования, являясь своего рода российскими послами доброй воли.

О востребованности русского языка, наличии интереса и мотивации к его изучению свидетельствуют проведенные во время визита в страну беседы и интервью с преподавателями, на протяжении ряда лет преподававшими русский язык как иностранный на территории Танзании, общение с волонтерами, побывавшими в стране в рамках всероссийских волонтерских проектов, и результаты анкетирования, участие в котором приняли 134 гражданина Танзании в возрасте от 20 до 63 лет. Большую часть респондентов составили студенты танзанийских вузов и слушатели курсов русского языка как иностранного, организованных Русским домом, а также преподаватели и бизнесмены.

Анализ результатов анкетирования показал, что у подавляющего большинства опрошенных (76,5%) Россия ассоциируется с именем В.В. Путина, далее по убывающей в ассоциативном ряду стоят холод, водка, медведи, А.С. Пушкин, матрешка; среди собственных вариантов ответов было упомянуто «лучшее в мире образование» и «уверенность». Что касается непосредственно русского языка, респонденты отметили (в порядке убывания) его величие, сложность, силу. Из числа опрошенных 16,6% никогда не изучали русский язык, 40% респондентов оценили свой уровень владения русским языком как элементарный, 33,4% – средний, 10% – выше среднего, при этом практически все респонденты (95,2%) знают хотя бы несколько слов на русском языке. Практически все участники анкетирования (97%) хотели бы изучать русский язык, что еще раз подтверждает наличие интереса и востребованность русского языка среди населения Танзании. Среди причин, по которым необходимо изучать русский язык, были указаны его популярность (29,4%) и экзотичность (5,9%), а также то, что русский язык является одним из шести официальных языков международного общения (67,4%). Вызывают интерес собственные ответы респондентов, среди которых необходимо упомянуть следующие: «Россия является одной из мировых супердержав», «чтобы улучшить свои знания и установить хорошие взаимоотношения с разными людьми», «для повышения благосостояния».

Среди целей изучения русского языка у участников анкетирования превалирует дальнейшее обучение в России (44,1%), далее следует знакомство с культурой народов России (38,2%), развитие деловых отношений (35,2%), расширение кругозора (32,3%), и общение с туристами из России (14,7%). Среди самостоятельно предложенных респондентами ответов можно выделить «расширение круга общения», «новые возможности», «интерес к изучению языков».

Несколько вопросов анкеты касались предпочтений респондентов относительно предполагаемых форм и методов организации процесса обучения русскому языку, а также различных видов деятельности и аспектов изучения языка. Большая часть участников анкетирования (73,5%) предпочла бы изучать русский язык 3–4 раза в неделю. Наиболее сложными аспектами участвующие в анкетировании танзанийцы считают произношение, грамматику и лексику русского языка (38,2%, 26,5% и 17,6% соответственно), среди видов речевой деятельности в порядке убывания следуют письмо (17,6%), чтение (14,7%) и говорение (11,7%). Интересно, что слово «здравствуйте» было упомянуто среди самых сложных слов русского языка.

Наиболее полезными для изучения русского языка методическими материалами, разработанными носителями русского языка, большая часть опрошенных считает лексико-грамматические упражнения (73,5%), видеозаписи (32,4%), аудиозаписи (29,4%), материалы, содержащие информацию о русской культуре (29,4%) и адаптированные тексты для чтения (17,6%); а из наиболее полезных форм взаимодействия с носителями языка участники анкетирования выбрали устное общение (61,8%), уроки по отдельным темам (52,9%), комментарии к выполненным заданиям (11,8%); самостоятельно студентами было предложено проведение культурно-просветительских мероприятий.

Стопроцентные утвердительные ответы были получены на вопросы «Хотели бы вы работать там, где требуется знание русского языка?» и «Хотели бы вы поехать в Россию для изучения русского языка и получения образования?». На вопрос о возможностях использования русского языка после его изучения 50% опрошенных предполагают использовать его в профессиональном общении, 47% – для последующего обучения в России, 32,4% – для изучения русской культуры, а 17,6% респондентов – в бытовом общении; в качестве самостоятельных ответов был предложен вариант «для расширения кругозора». Полученные ответы, а также тот факт, что никто из респондентов не заявил о своем нежелании изучать русский язык, свидетельствуют о наличии интереса, мотивации и желания изучать русский, что объясняется, на наш взгляд, активным развитием двусторонних торгово-экономических связей и положительным образом нашей страны, сложившимся в сознании танзанийцев.

Таким образом, изучение русского языка для многих танзанийцев в последнее время становится хорошей инвестицией и мощным стимулом для будущей карьеры: кто-то планирует поехать в Россию и получить там престижное высшее образование, кто-то – остаться в Африке и работать с российскими туристами, число которых постоянно растет. Иными словами, русский язык предоставляет танзанийцам большие возможности и открывает широкие перспективы, а после запуска новых совместных российско-танзанийских торгово-экономических проектов может стать одним из популярных языков в сфере экономики и бизнеса [20].

Вместе с тем необходимо продвигать русский язык на территории Танзании не только посредством направления российских преподавателей для работы в образовательных учреждениях Танзании разного типа. На наш взгляд, гораздо важнее и эффективнее готовить специалистов по русскому языку как иностранному из числа танзанийцев, для которых суахили является родным или вторым языком, как и для большей части населения страны, которые изнутри знакомы с национальной системой образования и ее особенностями и имеют опыт изучения русского языка как иностранного, которым они, став дипломированными специалистами в области методики обучения РКИ, в дальнейшем смогут поделиться с обучающимися. С этой целью необходимо внедрять русский язык в качестве одного из иностранных языков в программы школьного и вузовского образования Танзании, а также изучить возможности создания в Африке школ с преподаванием ряда предметов на русском языке. Россия готова и далее «помогать африканским друзьям в развитии не только высшего, но и общего, и среднего профессионального образования, готовить учителей, наставников, технические кадры», о чем заявил в ходе пленарного заседания второго саммита «Россия – Африка» в Санкт-Петербурге летом 2023 года В.В. Путин [21]. Принятая по итогам работы саммита декларация подтвердила готовность глав государств и правительств африканских стран «способствовать реализации программ профессиональной подготовки, академических и студенческих обменов, изучению русского языка в странах Африки, а также развитию российской африканистики [22]. Деятельность в данном направлении станет еще одной потенциальной «точкой роста» в продвижении русского языка в Танзании и на африканском континенте в целом.

Возможность получить высшее образование в вузах РФ по различным направлениям и профилям подготовки, в том числе по программам бакалавриата или магистратуры по направлению «Педагогическое образование» с профилем подготовки (направленностью) «Русский язык как иностранный», предоставляется иностранным гражданам в рамках квот Правительства Российской Федерации. Как следует из статистических данных, которые привел в своей речи на саммите «Россия – Африка» В.В. Путин, сегодня в российских вузах обучаются почти 35 тысяч студентов из Африки, и эта цифра растет с каждым годом. Квота федерального бюджета на образование африканцев за 3 года увеличилась в 2,5 раза и на следующий учебный год составит более 4700 человек [21].

Согласно онлайн-мониторингу, ежегодно проводимому Россотрудничеством в рамках приемной кампании в российские вузы [23], конкурс на одно место в пределах квоты Российской Федерации среди граждан Танзании 2023 году 2,365 человек. За последние несколько лет более 400 танзанийцев получили возможность обучаться в российских университетах по квоте Правительства Российской Федерации. Ежегодно количество мест для танзанийских студентов увеличивается. В 2023 году на обучение в российских вузах Правительство РФ выделило более 100 квот.

К числу самых популярных университетов, которые выбирают абитуриенты Танзании при подаче заявки на поступление, относятся Российский университет дружбы народов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Тульский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Дальневосточный федеральный университет, Южный федеральный университет, Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; а самыми популярными направлениями среди абитуриентов из Танзании являются «Лечебное дело», «Метеорологические прогнозы», «Международные отношения», «Экономика», «Менеджмент», «Экология и природопользование», «Общественное здравоохранение», «Прикладная гидрометеорология», «Информатика и вычислительная техника» [23].

Учитывая возрастающий интерес и востребованность русского языка среди молодого поколения танзанийцев, можно надеяться, что все большее количество абитуриентов Танзании будут выбирать российские педагогические вузы и основные профессиональные образовательные программы педагогической направленности, готовящие специалистов в области методики обучения РКИ. Принимая во внимание важность деятельности по продвижению русского языка и культуры в системе образования Танзании, проектный коллектив СГСПУ готов продолжить исследование в данном направлении, результатом которого станет модульная программа подготовки учителя русского языка как иностранного для образовательных организаций Объединенной Республики Танзания в системе российского непрерывного педагогического образования, включающая многоуровневые подготовительные программы по русскому языку как иностранному, программы бакалавриата, магистратуры по русскому языку и методике его преподавания и программы повышения квалификации для учителей русского языка как иностранного.

×

About the authors

Svetlana Y. Bakulina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: bakulina@sgspu.ru

candidate of culturology, acting rector, associate professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

Valeriya V. Bondareva

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: bondareva@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of International Office, associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Samara

Oksana K. Pozdnyakova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

References

  1. The education policy act, 1995 [Internet] // Parliament of the United Republic of Tanzania. https://www.parliament.go.tz/polis/uploads/bills/acts/1566634292-The%20Education%20(Amendment)%20Act,%20-1995.pdf.
  2. Constitution of the United Republic of Tanzania. 1977. 89 p.
  3. Partnership Compact 2021/22-2025/26. Towards improved inclusive student based teaching for quality learning. 2022. 57 p.
  4. Education and training policy. Tanzania, 2014. 70 p.
  5. Tanzania to increase free education budget for primary, secondary schools [Internet] // https://english.news.cn/africa/20230415/a9e16be832f04718b6ae7794375c884a/c.html.
  6. The Tanzania development vision 2025 [Internet] // UNESCO. https://en.unesco.org/creativity/sites/creativity/files/qpr/vision2025.pdf.
  7. Education sector development plan 2016/17–2020/21. 2019. 246 p.
  8. Танзания [Электронный ресурс] // Knoema. https://ru.knoema.com/atlas/Танзания/topics/Образование.
  9. Ответы на пять вопросов о наименее развитых странах [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. https://news.un.org/ru/story/2023/03/1438177.
  10. The impact of language policy and practice on children’s learning in Tanzania [Internet] // UNICEF. https://www.unicef.org/esa/sites/unicef.org.esa/files/2018-09/unicef-2017-language-and-learning-tanzania.pdf.
  11. National curriculum framework for basic and teacher education. 2019. 100 p.
  12. EAC Integration Education Act, 2019 [Internet] // https://www.eala.org/documents/view/eac-integration-education-act-2019.
  13. Curriculum for Primary Education Standard I–VII. 2019. 72 p.
  14. Пресс-конференция Владимира Путина по итогам саммита Россия – Африка [Электронный ресурс] // Известия. https://iz.ru/1551548/2023-07-30/press-konferentciia-vladimira-putina-po-itogam-sammita-rossiia-afrika-glavnoe.
  15. Why Russia relations vital for Tanzania economic growth [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/why-russia-relations-vital-for-tanzania-economic-growth.
  16. Russia-African Summit: Expectations and its impacts on the Tanzanian – Russian relationship [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/russia-african-summit-expectations-and-its-impacts-on-the-tanzanian-russian-relationship.
  17. Top Russian universities to open branches in Africa [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/top-russian-universities-to-open-branches-in-africa.
  18. Russia offers scholarship to brainy Tanzanians [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/russia-offers-scholarship-to-brainy-tanzanians.
  19. Russia embarks on free Russian language to Tanzanians [Internet] // Daily News. https://dailynews.co.tz/russia-embarks-on-free-russian-language-to-tanzanians.
  20. Ильенко Д.С. Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в Танзании // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.А. Вишнякова. М.: Изд-во МПГУ, 2021. С. 192–197.
  21. Путин выступил с речью на форуме Россия – Африка [Электронный ресурс] // РИА Новости. https://ria.ru/20230727/forum-1886582293.html.
  22. Декларация второго саммита Россия – Африка [Электронный ресурс] // Президент России. http://www.kremlin.ru/supplement/5972.
  23. Онлайн-мониторинг [Электронный ресурс] // Education in Russia. https://education-in-russia.com/education-in-russia/monitoring.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Bakulina S.Y., Bondareva V.V., Pozdnyakova O.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies