On the issue of discovering new names of major cultural figures of the 17th century: master Karp Ivanovich Zolotarev

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The 17th century is a century that preserved in the memory of the history of Russian culture vivid monuments, the authors of which were innovative masters, artists, and creators. This article examines the creative life in the historiography of the 17th century icon painter, student of Bogdan Saltanov – Karp Ivanovich Zolotarev, a court master during the reign of Tsar Fyodor Alekseevich and the regency of Princess Sophia. Biography of K.I. Zolotarev is presented in the historiography of researchers, historians, restorers in chronology from the 18th century. Only in the late 1970s, thanks to the work of Soviet restorers, were works created by K.I. Zolotarev. Before this, only brief mentions of this multifaceted master were found in historical literature. Part of the research confirms that in a number of works the name of K.I. Zolotarev is listed among the artists of the Armory Chamber and the Gold-Painting Workshop of the Ambassadorial Prikaz. In addition, researchers of Russian book culture spoke about K.I. Zolotarev as a major organizer who headed the workshop of the above-mentioned order. The research made it possible to summarize all the materials about the master and identify the stylistic features of this master, suggesting that the iconographic sources of the works of K.I. Zolotarev could have been works by Dutch and German artists. Biography of K.I. Zolotarev still needs further study and clarification today.

Full Text

XVII век оставил по себе память в многочисленных документальных материалах, в ярких памятниках культуры – храмах и дворцах, иконах и парсунах, в книжной иллюстрации, в уникальных предметах декоративно-прикладного искусства. XVII столетие – эпоха перемен, когда «старина с новизной пересеклась», когда рождались деятельные многогранные личности, проявившие себя на разных поприщах. Одним из таких фигур был придворный мастер времени правления царя Федора Алексеевича и регентства царевны Софьи Карп Иванович Золотарев, биография которого нуждается в дальнейшем изучении и уточнении.

Необходимость глубокого исследования на основании архивных материалов жизни и деятельности известного в конце 1680-х годов мастера, близкого князю Василию Васильевичу Голицыну и Льву Кирилловичу Нарышкину, работавшего в Оружейной палате и возглавившего Золотописную мастерскую Посольского приказа – давно назрела. Тем более что в 2023 году исполнилось 325 лет со дня кончины Карпа Ивановича Золотарева [1, с. 237].

Личность К.И. Золотарева не вызывала особого интереса ни у российских, ни у зарубежных исследователей русской истории и культуры XVII века, и это не случайно. Произведения, созданные мастером, были открыты благодаря труду советских реставраторов только в конце 1970-х годов. До этого времени в исторической литературе можно встретить лишь краткие упоминания об этом многогранном мастере.

Так, примерно с 30-х годов XIX века стали выходить небольшие статьи, освещающие отдельные вопросы допетровской истории и культуры. Это исторические обзоры – путеводители по памятным местам XVII века. В этих работах имя К.И. Золотарева только перечисляется в череде художников Оружейной палаты и Золотописной мастерской Посольского приказа. К таковым можно отнести краткий обзор дворцового села Измайлово, сделанный И.М. Снегиревым в 1837 г. [2], его очерк 1857 года о Новодевичьем монастыре [3], сделанные совместно с Мартыновым публикации о памятниках культуры, сопровождавшиеся историческими справками, основанными на архивных материалах.

Во второй половине XIX века была создана богатая фактографическая база по истории русской истории XVII века. Так, И.Е. Забелин в своих работах только упоминает имя и фамилию К.И. Золотарева в связи с участием его в создании церкви Иоасафа царевича Индийского в Измайлове, в Донском монастыре [4], в Кремле и в Коломенском [5].

В фундаментальных трудах архимандрита Леонида о Новоиерусалимском монастыре есть только упоминание имени К.И. Золотарева [6]. В 1906 году исследователь С.А. Белокуров отметил, что К.И. Золотарев числился среди мастеров Золотописной мастерской Посольского приказа [7].

Крупнейший исследователь архивов Оружейной палаты А.И. Успенский в своей четырехтомной монографии впервые опубликовал материалы фонда 396 Оружейной палаты о работах мастера К.И. Золотарева в Оружейной палате с 1667 года и об обучении его у Богдана Салтанова, одного из ведущих мастеров того времени. В «Словаре» царских иконописцев и живописцев Оружейной палаты, где имена мастеров располагаются по алфавиту, а внутри словарных статей – по хронологии, А.И. Успенский опубликовал более двух десятков отрывков из столбцов, повествующих о деятельности К.И. Золотарева [8].

Известный художник, исследователь искусства и реставратор И.Э. Грабарь относил К.И. Золотарева к ученикам Симона Ушакова, хотя тот никогда не учился у С. Ушакова.

Вспомнила о К.И. Золотареве исследователь русской культуры Е.С. Овчинникова и в своей монографии «Портрет в русском искусстве XVII века», изданной в 1955 г., привела два новых документа о деятельности мастера [9, с. 27]. В 1963 г. в сборнике «Возрожденные шедевры» известный реставратор Н.Н. Померанцев указал авторство иконы «Архидиакон Стефан» из верхней церкви Спаса Нерукотворного храма Покрова в Филях – по мнению исследователя, икону создал живописец К.И. Золотарев.

В 1961 г. исследователь русской книжной культуры З.Е. Калишевич в своей работе заговорил о К.И. Золотареве как о крупном организаторе, возглавившем Золотописную мастерскую Посольского приказа [10, с. 392–411].

В 1970-х годах во время реставрационных работ в церкви Покрова в Филях архитектором-реставратором Ириной Валентиновной Ильенко был открыт автограф К.И. Золотарева на резном деревянном распятии [11, с. 69–75]. И известный художник-реставратор Иннокентий Петрович Ярославцев раскрыл на двух иконах из иконостаса верхней церкви Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях автографы К.И. Золотарева – «писал Карп Золотарев» (на иконах «Св. Алексей Человек Божий и Св. Иоанн Предтеча» и «Апостолы Петр и Павел) [12, с. 301–316].

Профессор, доктор исторических наук Аркадий Иванович Комисаренко дал возможность А.А. Павленко обратиться к реконструкции на основании вновь открытых ею архивных документов к биографии русского мастера XVII века Карпа Ивановича Золотарева. Что и было сделано в кандидатской диссертации А.А. Павленко «Организация живописного дела в Москве в XVII – начале XVIII вв.» (1989 год) [13]. На основании диссертационной работы, где был применен метод историзма, а также комплексный метод работы с литературными, архивными и визуальными (иконы, парсуны, гравюры) историческими источниками, были опубликованы две статьи, в которых автор ввела в научный обиход около 40 новых архивных документов и отреставрированных в 1970–1980-х годов памятников, созданных К.И. Золотаревым. В этих статьях была опубликована полная биография К.И. Золотарева. Таким образом, благодаря исследованиям А.А. Павленко был выявлен весь корпус известных на тот период материалов о мастере и стало возможным говорить о Карпе Ивановиче Золотареве как о крупнейшем универсальном мастере последней трети XVII века, придворном художнике царевны Софьи.

Одна из этих статей А.А. Павленко была опубликована в сборнике ГММК за 1984 год и представила в хронологической последовательности биографические сведения о К.И. Золотареве из Российского Государственного архива Древних актов, найденных автором статьи [14, с. 133–146]. Вторая статья появилась в сборнике «Памятники культуры. Новые открытия. 1982 год», выходящем под редакцией академика Д.С. Лихачева [15, с. 301–316]. В этом своем исследовании А.А. Павленко обратилась к источниковедческому анализу вновь найденных ею архивных материалов, археографической работе с этими документами и стилистическому анализу икон из церкви Покрова в Филях, из храмов Новодевичьего монастыря и Донского монастыря. В результате к кругу произведений К.И. Золотарева впервые был причислен ряд икон из московских храмов XVII века.

Словарные статьи о крупнейшем русском мастере XVII века К.И. Золотареве были написаны А.А. Павленко и опубликованы в двух изданиях фундаментальной монографии «Словарь русских иконописцев XI–XVII вв.» (под редакцией И.А. Кочеткова): первое издание – 2003 г. [16], второе издание – 2009 г. [17, с. 239–246]. В этих словарных статьях были помещены все изыскания и открытия исследователем А.А. Павленко творчества К.И. Золотарева.

Таким образом, личность Карпа Ивановича Золотарева предстает как одна из самых ярких, масштабных XVII века – переходного времени в русской истории. К.И. Золотарев на протяжении более чем 30 лет создавал парсуны, иконы, скульптурные композиции храмов, мебель, украшал орнаментом и портретами грамоты, богослужебные и светские книги, экспериментировал с новыми техниками и технологиями. Он оставил большое художественное наследие. Во время царствования Федора Алексеевича К. Золотарев стал одним из самых востребованных мастеров Оружейной палаты, а в эпоху регентства царевны Софьи едва ли не первым придворным мастером. К. Золотарев обучался у выдающегося мастера Оружейной палаты армянина Богдана Салтанова. После командировки в 1681 году на Украину «для описания церковных чертежей» участвует в создании московского храма Воскресения в новом государевом дворе на Пресне, в исполнении иконостаса Кремлевской Распятской церкви. Он пишет иконы для Измайловского Покровского собора, а в 1687–1688 гг. создает иконостас для церкви пустынника Варлаама и царевича Иоасафа в государевом селе Измайлово. В 1685–1690 годах К. Золотарев написал иконы для четырех иконостасов в храмы Новодевичьего монастыря, излюбленную обитель царевны Софьи. В конце XVII века мастер работал над иконостасами Новоиеруалимского, Донского монастырей. Мастер плодотворно работал и во владениях советника и фаворита царевны Софьи князя В.В. Голицына – в селах Медведково и Черная Грязь (Царицыно).

В 2000 году реставратор Е.Ю. Иванова открыла автограф К.И. Золотарева на парсуне патриарха Иоакима (1678 год), хранящейся в собрании Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника [18, с. 17–32].

Произведения К.И. Золотарева были опубликованы в каталоге «Русский исторический портрет. Эпоха парсуны» [19, с. 77, 78–81, 130–131]. Научный сотрудник ГИМ М.М. Шведова обнаружила в древней вотчине Василия Васильевича Голицына на иконостасе церкви Покрова в Медведкове иконы круга К.И. Золотарева [20, с. 166–184].

Исследования последних лет позволили А.А. Павленко обобщить все материалы о мастере и выявить особенности стилистики этого мастера, а также предположить, что иконографическими источниками многих произведений К.И. Золотарева могли быть произведения нидерландских и немецких художников. Эти исследования были опубликованы в статье А.А. Павленко «Некоторые типологические особенности икон круга Карпа Золотарева» [1, с. 237].

Метод комплексного изучения разнообразных источников дал возможность открыть крупного русского мастера, придворного художника XVII века Карпа Ивановича Золотарева и провести достоверную реконструкции его биографии. Считаем, что дальнейшее изучение яркой личности К.И. Золотарева даст возможность найти достойное место мастеру-новатору в русской истории и культуре XVII века.

×

About the authors

Liliya N. Galimova

Bauman Moscow State Technical University

Author for correspondence.
Email: galina_200475@mail.ru

doctor of historical sciences, associate professor, professor of History Department

Russian Federation, Moscow

Alla A. Pavlenko

Bauman Moscow State Technical University

Email: pavlenko-alex@mail.ru

candidate of historical sciences, associate professor of History Department

Russian Federation, Moscow

References

  1. Павленко А.А. Некоторые типологические особенности икон круга Карпа Золотарева // Кадашевские чтения: сб. докл. конф. Вып. 12. М.: Луг духовный; Общество сохранения литературного наследия, 2013. 272 с.
  2. Снегирев И.М. Воспоминание о подмосковном селе Измайлово, старинной вотчине Романовых. М.: Тип. С. Селивановского, 1837. 36 с.
  3. Снегирев И.М. Новодевичий монастырь в Москве. М.: Тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1857. 78 с.
  4. Забелин И. Историческое описание Московскаго ставропигиальнаго Донскаго монастыря. Второе изд. испр. и доп. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1893. 192 с.
  5. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. // Соч. Ивана Забелина. Т. 1. М.: Тип. В. Грачева и К°, 1862–1915. 23 с.
  6. Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. М.: Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь, 1886. 83 с.
  7. Белокуров С.А. О Посольском приказе. М.: Имп. об-во истории и древностей российских при Московском ун-те, 1906. 170 с.
  8. Успенский А.И. Царские иконописцы в XVII в.: Материалы, извлеч. из документов Моск. отд-ния Общ. арх. М-ва имп. двора. Вып. 1 / А.И. Успенский, прив.-доц. Ун-та, пред. Комис. по изучению памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. СПб.: тип. П.П. Сойкина, 1906. 26 с.
  9. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века: материалы и исследования. М.: Искусство, 1955. 139 с.
  10. Калишевич З.Е. Художественная мастерская Посольского приказа в XVII в. и роль золотописцев в ее создании и деятельности // Русское государство в XVII в.: Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни. М., 1961. 440 с.
  11. Ильенко И.В. Автограф Карпа Золотарева в церкви Покрова в Филях // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 1. М.: Стройиздат, 1975. 260 с.
  12. Павленко А.А. Карп Золотарев и московские живописцы последней трети XVII века // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1982. Л.: Наука, 1984. 536 с.
  13. Павленко А.А. Организация живописного дела в Москве во второй половине XVII – начале XVIII вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.00, 07.00.02. М., 1989. 23 с.
  14. Павленко А.А. К.И. Золотарев – московский живописец конца XVII века (материалы творческой биографии) // Произведения русского и зарубежного искусства XVI – начала XVIII века: материалы и исследования: сб. ст. М.: Искусство, 1984. 248 с.
  15. Павленко А.А. Карп Золотарев и московские живописцы последней трети XVII века // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1982. Л.: Наука, 1984. 536 с.
  16. Павленко А.А. К.И. Золотарев. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / ред.-сост. И.А. Кочетков. М.: Индрик, 2003. 815 с.
  17. Павленко А.А. К.И. Золотарев. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / ред.-сост.: И.А. Кочетков. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Индрик, 2009. 1102 с.
  18. Иванова Е.С. У истоков портретного жанра в России «Портрет патриарха Иоакима работы К. Золотарева. Технология живописи и художественный метод // Живопись и время. Российское портретное наследие XVII–XIX веков. Труды ГИМ. Вып. 141. М., 2004. 124 с.
  19. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004. 279 с.
  20. Шведова М.М. Историческому музею – 125 лет: Придворный иконописец Карп Золотарев // Труды ГИМ. Вып. 100. М., 1998. 397 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Galimova L.N., Pavlenko A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies