К вопросу об открытии новых имён крупнейших деятелей культуры XVII века: мастер Карп Иванович Золотарев

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

XVII век – век, сохранивший в памяти истории русской культуры яркие памятники, авторами которых являются мастера-новаторы, художники, творцы. В данной статье рассматривается творческая жизнь в историографии иконописца XVII века, ученика Богдана Салтанова – Карпа Ивановича Золотарева, придворного мастера времен правления царя Федора Алексеевича и регентства царевны Софьи. Жизнеописание К.И. Золотарева представлено в историографии исследователей-историков, реставраторов в хронологии с XVIII в. Однако в исторической литературе встречаются только краткие сведения об этом многогранном мастере. В ряде источников имя К.И. Золотарева просто перечисляется в череде художников Оружейной палаты и Золотописной мастерской Посольского приказа. Лишь в конце 1970-х годов, благодаря труду советских реставраторов, были открыты произведения, созданные К.И. Золотаревым, документально подтверждено авторство богатейшего художественного наследия разностороннего мастера. Специалисты по истории русской культуры заговорили о К.И. Золотареве как о крупном организаторе, возглавившем мастерскую Посольского приказа. Исследования позволили обобщить все материалы о мастере и выявить особенности стилистики этого мастера, предположить, что иконографическими источниками произведений К.И. Золотарева могли быть произведения нидерландских и немецких художников. Биография К.И. Золотарева и сегодня нуждается в дальнейшем изучении и уточнении.

Полный текст

XVII век оставил по себе память в многочисленных документальных материалах, в ярких памятниках культуры – храмах и дворцах, иконах и парсунах, в книжной иллюстрации, в уникальных предметах декоративно-прикладного искусства. XVII столетие – эпоха перемен, когда «старина с новизной пересеклась», когда рождались деятельные многогранные личности, проявившие себя на разных поприщах. Одним из таких фигур был придворный мастер времени правления царя Федора Алексеевича и регентства царевны Софьи Карп Иванович Золотарев, биография которого нуждается в дальнейшем изучении и уточнении.

Необходимость глубокого исследования на основании архивных материалов жизни и деятельности известного в конце 1680-х годов мастера, близкого князю Василию Васильевичу Голицыну и Льву Кирилловичу Нарышкину, работавшего в Оружейной палате и возглавившего Золотописную мастерскую Посольского приказа – давно назрела. Тем более что в 2023 году исполнилось 325 лет со дня кончины Карпа Ивановича Золотарева [1, с. 237].

Личность К.И. Золотарева не вызывала особого интереса ни у российских, ни у зарубежных исследователей русской истории и культуры XVII века, и это не случайно. Произведения, созданные мастером, были открыты благодаря труду советских реставраторов только в конце 1970-х годов. До этого времени в исторической литературе можно встретить лишь краткие упоминания об этом многогранном мастере.

Так, примерно с 30-х годов XIX века стали выходить небольшие статьи, освещающие отдельные вопросы допетровской истории и культуры. Это исторические обзоры – путеводители по памятным местам XVII века. В этих работах имя К.И. Золотарева только перечисляется в череде художников Оружейной палаты и Золотописной мастерской Посольского приказа. К таковым можно отнести краткий обзор дворцового села Измайлово, сделанный И.М. Снегиревым в 1837 г. [2], его очерк 1857 года о Новодевичьем монастыре [3], сделанные совместно с Мартыновым публикации о памятниках культуры, сопровождавшиеся историческими справками, основанными на архивных материалах.

Во второй половине XIX века была создана богатая фактографическая база по истории русской истории XVII века. Так, И.Е. Забелин в своих работах только упоминает имя и фамилию К.И. Золотарева в связи с участием его в создании церкви Иоасафа царевича Индийского в Измайлове, в Донском монастыре [4], в Кремле и в Коломенском [5].

В фундаментальных трудах архимандрита Леонида о Новоиерусалимском монастыре есть только упоминание имени К.И. Золотарева [6]. В 1906 году исследователь С.А. Белокуров отметил, что К.И. Золотарев числился среди мастеров Золотописной мастерской Посольского приказа [7].

Крупнейший исследователь архивов Оружейной палаты А.И. Успенский в своей четырехтомной монографии впервые опубликовал материалы фонда 396 Оружейной палаты о работах мастера К.И. Золотарева в Оружейной палате с 1667 года и об обучении его у Богдана Салтанова, одного из ведущих мастеров того времени. В «Словаре» царских иконописцев и живописцев Оружейной палаты, где имена мастеров располагаются по алфавиту, а внутри словарных статей – по хронологии, А.И. Успенский опубликовал более двух десятков отрывков из столбцов, повествующих о деятельности К.И. Золотарева [8].

Известный художник, исследователь искусства и реставратор И.Э. Грабарь относил К.И. Золотарева к ученикам Симона Ушакова, хотя тот никогда не учился у С. Ушакова.

Вспомнила о К.И. Золотареве исследователь русской культуры Е.С. Овчинникова и в своей монографии «Портрет в русском искусстве XVII века», изданной в 1955 г., привела два новых документа о деятельности мастера [9, с. 27]. В 1963 г. в сборнике «Возрожденные шедевры» известный реставратор Н.Н. Померанцев указал авторство иконы «Архидиакон Стефан» из верхней церкви Спаса Нерукотворного храма Покрова в Филях – по мнению исследователя, икону создал живописец К.И. Золотарев.

В 1961 г. исследователь русской книжной культуры З.Е. Калишевич в своей работе заговорил о К.И. Золотареве как о крупном организаторе, возглавившем Золотописную мастерскую Посольского приказа [10, с. 392–411].

В 1970-х годах во время реставрационных работ в церкви Покрова в Филях архитектором-реставратором Ириной Валентиновной Ильенко был открыт автограф К.И. Золотарева на резном деревянном распятии [11, с. 69–75]. И известный художник-реставратор Иннокентий Петрович Ярославцев раскрыл на двух иконах из иконостаса верхней церкви Спаса Нерукотворного церкви Покрова в Филях автографы К.И. Золотарева – «писал Карп Золотарев» (на иконах «Св. Алексей Человек Божий и Св. Иоанн Предтеча» и «Апостолы Петр и Павел) [12, с. 301–316].

Профессор, доктор исторических наук Аркадий Иванович Комисаренко дал возможность А.А. Павленко обратиться к реконструкции на основании вновь открытых ею архивных документов к биографии русского мастера XVII века Карпа Ивановича Золотарева. Что и было сделано в кандидатской диссертации А.А. Павленко «Организация живописного дела в Москве в XVII – начале XVIII вв.» (1989 год) [13]. На основании диссертационной работы, где был применен метод историзма, а также комплексный метод работы с литературными, архивными и визуальными (иконы, парсуны, гравюры) историческими источниками, были опубликованы две статьи, в которых автор ввела в научный обиход около 40 новых архивных документов и отреставрированных в 1970–1980-х годов памятников, созданных К.И. Золотаревым. В этих статьях была опубликована полная биография К.И. Золотарева. Таким образом, благодаря исследованиям А.А. Павленко был выявлен весь корпус известных на тот период материалов о мастере и стало возможным говорить о Карпе Ивановиче Золотареве как о крупнейшем универсальном мастере последней трети XVII века, придворном художнике царевны Софьи.

Одна из этих статей А.А. Павленко была опубликована в сборнике ГММК за 1984 год и представила в хронологической последовательности биографические сведения о К.И. Золотареве из Российского Государственного архива Древних актов, найденных автором статьи [14, с. 133–146]. Вторая статья появилась в сборнике «Памятники культуры. Новые открытия. 1982 год», выходящем под редакцией академика Д.С. Лихачева [15, с. 301–316]. В этом своем исследовании А.А. Павленко обратилась к источниковедческому анализу вновь найденных ею архивных материалов, археографической работе с этими документами и стилистическому анализу икон из церкви Покрова в Филях, из храмов Новодевичьего монастыря и Донского монастыря. В результате к кругу произведений К.И. Золотарева впервые был причислен ряд икон из московских храмов XVII века.

Словарные статьи о крупнейшем русском мастере XVII века К.И. Золотареве были написаны А.А. Павленко и опубликованы в двух изданиях фундаментальной монографии «Словарь русских иконописцев XI–XVII вв.» (под редакцией И.А. Кочеткова): первое издание – 2003 г. [16], второе издание – 2009 г. [17, с. 239–246]. В этих словарных статьях были помещены все изыскания и открытия исследователем А.А. Павленко творчества К.И. Золотарева.

Таким образом, личность Карпа Ивановича Золотарева предстает как одна из самых ярких, масштабных XVII века – переходного времени в русской истории. К.И. Золотарев на протяжении более чем 30 лет создавал парсуны, иконы, скульптурные композиции храмов, мебель, украшал орнаментом и портретами грамоты, богослужебные и светские книги, экспериментировал с новыми техниками и технологиями. Он оставил большое художественное наследие. Во время царствования Федора Алексеевича К. Золотарев стал одним из самых востребованных мастеров Оружейной палаты, а в эпоху регентства царевны Софьи едва ли не первым придворным мастером. К. Золотарев обучался у выдающегося мастера Оружейной палаты армянина Богдана Салтанова. После командировки в 1681 году на Украину «для описания церковных чертежей» участвует в создании московского храма Воскресения в новом государевом дворе на Пресне, в исполнении иконостаса Кремлевской Распятской церкви. Он пишет иконы для Измайловского Покровского собора, а в 1687–1688 гг. создает иконостас для церкви пустынника Варлаама и царевича Иоасафа в государевом селе Измайлово. В 1685–1690 годах К. Золотарев написал иконы для четырех иконостасов в храмы Новодевичьего монастыря, излюбленную обитель царевны Софьи. В конце XVII века мастер работал над иконостасами Новоиеруалимского, Донского монастырей. Мастер плодотворно работал и во владениях советника и фаворита царевны Софьи князя В.В. Голицына – в селах Медведково и Черная Грязь (Царицыно).

В 2000 году реставратор Е.Ю. Иванова открыла автограф К.И. Золотарева на парсуне патриарха Иоакима (1678 год), хранящейся в собрании Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника [18, с. 17–32].

Произведения К.И. Золотарева были опубликованы в каталоге «Русский исторический портрет. Эпоха парсуны» [19, с. 77, 78–81, 130–131]. Научный сотрудник ГИМ М.М. Шведова обнаружила в древней вотчине Василия Васильевича Голицына на иконостасе церкви Покрова в Медведкове иконы круга К.И. Золотарева [20, с. 166–184].

Исследования последних лет позволили А.А. Павленко обобщить все материалы о мастере и выявить особенности стилистики этого мастера, а также предположить, что иконографическими источниками многих произведений К.И. Золотарева могли быть произведения нидерландских и немецких художников. Эти исследования были опубликованы в статье А.А. Павленко «Некоторые типологические особенности икон круга Карпа Золотарева» [1, с. 237].

Метод комплексного изучения разнообразных источников дал возможность открыть крупного русского мастера, придворного художника XVII века Карпа Ивановича Золотарева и провести достоверную реконструкции его биографии. Считаем, что дальнейшее изучение яркой личности К.И. Золотарева даст возможность найти достойное место мастеру-новатору в русской истории и культуре XVII века.

×

Об авторах

Лилия Надиповна Галимова

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: galina_200475@mail.ru

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории

Россия, г. Москва

Алла Александровна Павленко

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

Email: pavlenko-alex@mail.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Павленко А.А. Некоторые типологические особенности икон круга Карпа Золотарева // Кадашевские чтения: сб. докл. конф. Вып. 12. М.: Луг духовный; Общество сохранения литературного наследия, 2013. 272 с.
  2. Снегирев И.М. Воспоминание о подмосковном селе Измайлово, старинной вотчине Романовых. М.: Тип. С. Селивановского, 1837. 36 с.
  3. Снегирев И.М. Новодевичий монастырь в Москве. М.: Тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1857. 78 с.
  4. Забелин И. Историческое описание Московскаго ставропигиальнаго Донскаго монастыря. Второе изд. испр. и доп. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1893. 192 с.
  5. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. // Соч. Ивана Забелина. Т. 1. М.: Тип. В. Грачева и К°, 1862–1915. 23 с.
  6. Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. М.: Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь, 1886. 83 с.
  7. Белокуров С.А. О Посольском приказе. М.: Имп. об-во истории и древностей российских при Московском ун-те, 1906. 170 с.
  8. Успенский А.И. Царские иконописцы в XVII в.: Материалы, извлеч. из документов Моск. отд-ния Общ. арх. М-ва имп. двора. Вып. 1 / А.И. Успенский, прив.-доц. Ун-та, пред. Комис. по изучению памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. СПб.: тип. П.П. Сойкина, 1906. 26 с.
  9. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века: материалы и исследования. М.: Искусство, 1955. 139 с.
  10. Калишевич З.Е. Художественная мастерская Посольского приказа в XVII в. и роль золотописцев в ее создании и деятельности // Русское государство в XVII в.: Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни. М., 1961. 440 с.
  11. Ильенко И.В. Автограф Карпа Золотарева в церкви Покрова в Филях // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. 1. М.: Стройиздат, 1975. 260 с.
  12. Павленко А.А. Карп Золотарев и московские живописцы последней трети XVII века // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1982. Л.: Наука, 1984. 536 с.
  13. Павленко А.А. Организация живописного дела в Москве во второй половине XVII – начале XVIII вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.00, 07.00.02. М., 1989. 23 с.
  14. Павленко А.А. К.И. Золотарев – московский живописец конца XVII века (материалы творческой биографии) // Произведения русского и зарубежного искусства XVI – начала XVIII века: материалы и исследования: сб. ст. М.: Искусство, 1984. 248 с.
  15. Павленко А.А. Карп Золотарев и московские живописцы последней трети XVII века // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1982. Л.: Наука, 1984. 536 с.
  16. Павленко А.А. К.И. Золотарев. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / ред.-сост. И.А. Кочетков. М.: Индрик, 2003. 815 с.
  17. Павленко А.А. К.И. Золотарев. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / ред.-сост.: И.А. Кочетков. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Индрик, 2009. 1102 с.
  18. Иванова Е.С. У истоков портретного жанра в России «Портрет патриарха Иоакима работы К. Золотарева. Технология живописи и художественный метод // Живопись и время. Российское портретное наследие XVII–XIX веков. Труды ГИМ. Вып. 141. М., 2004. 124 с.
  19. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004. 279 с.
  20. Шведова М.М. Историческому музею – 125 лет: Придворный иконописец Карп Золотарев // Труды ГИМ. Вып. 100. М., 1998. 397 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Галимова Л.Н., Павленко А.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах