Remote support of the process of teaching German grammar using mobile applications at the university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the study of issues related to the disclosure of the potential of mobile applications in the field of foreign language teaching in the context of the modernization of Russian education. The article presents arguments in favor of the use of mobile applications: improving the effectiveness of educational and cognitive activities, the formation of independent work skills, increasing the motivation of students to learn a foreign language, the formation of the ability to organize and independently plan the process of learning a language, evaluate educational activities. The article pays special attention to the potential of mobile applications in teaching grammar of a foreign language at different levels – from beginner to advanced. The author recommends using several different types of applications to achieve maximum results at the three highlighted stages of work on grammatical material. The first stage is the presentation of grammatical phenomena and the creation of basic knowledge based on the use of specific mobile applications. The second stage involves automating the use of grammatical skills through their practice in mobile applications. The third stage is the control of the assimilation of knowledge using mobile applications. The author describes an experiment in which mobile applications were introduced into the educational process. At the preparatory stage of the experiment, the learning potential of mobile applications was studied and input conditions were diagnosed. At the second stage of the study, a choice of mobile applications was made. The integration of mobile applications at the third stage was implemented in the form of remote support for teaching German grammar as part of a traditional lesson. The results of the experiment, obtained after repeated testing of the experimental group at the fourth stage, demonstrated the effectiveness of using mobile applications in teaching German grammar.

Full Text

Современное общество быстро меняется и развивается, постоянно подвергается процессу глобальной информатизации. В связи с чем первоочередной задачей во всем мире является подготовка творческих, способных к решению сложных задач специалистов, владеющих навыками использования информационно-коммуникационных технологий [1, с. 185]. Это создает определенные предпосылки для цифровизации системы образования, которая должна быть качественной, эффективной и инновационной. Данный факт подтверждается национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», которая была утверждена протоколом № 7 заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. Один из ее проектов – «Кадры для цифровой экономики» – направлен на образовательные организации, которые являются основой кадрового обеспечения цифровой экономики [2]. Глобальные изменения, вызванные переходом высшего образования на онлайн-формат, отражаются на гуманитарной, в том числе языковой, подготовке студентов [3, с. 29].

В настоящее время мобильные приложения являются важным компонентом дистанционного сопровождения процесса языкового обучения, успешно используемые в различных областях образования и самообразования. Согласно Н.И. Гендиной, личность осуществляет самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей, в том числе используя современные технологии [4, с. 57].

П.М. Бисимбаева и М.Ю. Илюшкина рассматривают различные типы мобильных приложений с доступом к большому количеству материалов и ресурсов, которые можно использовать в обучении иностранному языку в вузе, такие как приложения для изучения грамматики, словари, приложения для развития навыков аудирования и говорения и т.д. [5].

Мобильные приложения используются для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности и формирования навыков самостоятельной работы в вузе в процессе обучения иностранному языку, в частности грамматике [6]. Мобильные приложения предоставляют возможности и для индивидуализации обучения иностранному языку [7]. Г.К. Исмагилова обращает внимание на то, что мобильные ресурсы предоставляют мультимедийный и гипертекстуальный контент. Так, гиперссылки могут немедленно перенаправить пользователя на нужный ресурс, в то время как в случае использования «бумажных носителей» нужно тратить время на поиск нужных страниц [8].

Игровые элементы в образовательных приложениях способствуют повышению мотивации к изучению иностранного языка при реализации основных принципов геймификации, таких как награды, достижения, лидерство и соревнования [9]. Мобильные ресурсы могут предоставлять доступ к аудио- и видеоматериалам, что помогает улучшить понимание речи на иностранном языке [10]. Некоторые из них имеют функции платформы для создания и использования цифровых карточек для запоминания новых слов и терминов [11]. Другие являются незаменимыми в преподавании грамматики иностранного языка, в организации обратной связи и оценки успеваемости [12]. Формирование умений письменной речи на иностранном языке также возможно с помощью мобильных приложений [13].

Как отмечают М.А. Одинокая и М.В. Коллерова, мобильные приложения могут быть полезны для изучения английского языка на разных уровнях – от начинающего до продвинутого. Авторы рекомендуют использовать несколько разных типов приложений одновременно для достижения максимального результата [14].

В свою очередь С.В. Титова уделяет внимание дидактическим проблемам использования мобильных приложений в образовании. Автор обсуждает вопросы, связанные с недостаточной подготовкой учителей и преподавателей к использованию этих технологий, недостаточной интеграцией мобильных приложений в учебный процесс и проблемами безопасности. Она предлагает ряд рекомендаций, таких как интеграция мобильных приложений в учебный процесс с учетом потребностей обучающихся и разработка эффективных методик их использования [15].

Сфера использования мобильных приложений постоянно расширяется, соответствуя требованиям современной действительности. Этот факт подтверждается статистическими данными, которые были получены после обработки результатов опроса 96 студентов 3 курса факультета иностранных языков Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. Обучающимся было предложено ответить на вопрос, какие мобильные приложения устанавливаются и используются ими наиболее часто. Были получены следующие результаты: игровые приложения для 43 опрошенных стоят на первом месте (45%), 37 студентов (38%) отдают свое предпочтение образовательным приложениям, которые занимают второе место, а приложения различных банков – третье (16 студентов, 17%). Актуальность представленной статьи обусловлена полученными данными и тем, что обучение иностранным языкам с помощью мобильных приложений в настоящее время можно считать одной из самых перспективных технологий в связи со своей универсальностью и доступностью. В современных условиях становится реальной практикой внедрение цифровых технологий в процесс подготовки специалистов в области иноязычного образования [16, с. 99].

Цель исследования заключается в изучении потенциала мобильных приложений при формировании грамматической компетенции у будущих учителей иностранных языков в процессе практической подготовки. Задачами исследования является анализ современного состояния обсуждаемой проблемы, определение функциональных возможностей мобильных приложений для организации дистанционного сопровождения обучения грамматике второго иностранного языка, поиск эффективных путей практической подготовки будущих педагогов, обоснование необходимости использования современных мобильных приложений в процессе формирования грамматической компетенции.

Для решения исследовательских задач применялись теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых документов, изучение педагогического опыта, синтез, сравнение, систематизация и классификация материалов по проблеме исследования, прогнозирование.

Обучение иностранному языку предполагает формирование у обучающихся способностей, которые смогут дать им возможность применять изучаемый язык в коммуникации в реальных жизненных обстоятельствах.

Современному обществу необходима поликультурная личность, способная коммуницировать с представителями различных культур. Российская Федерация – страна, которая является одной из составляющих европейского пространства, и межкультурное взаимодействие облегчает ее доступ в мировое сообщество в профессиональной деятельности. Поэтому особое внимание в образовательном процессе уделяется развитию коммуникативной компетенции, которое невозможно без понимания и знания грамматики.

Ученый-методист А.Н. Шамов относит к грамматике определенный свод правил словоизменения, образования словоформ, организации слов, связи словосочетаний и предложений различных типов [17, с. 115]. Согласно определению Н.Д. Гальсковой, А.П. Василевича, Н.В. Акимовой грамматический навык – это высокоавтоматизированное действие, которое обеспечивает нормативное употребление морфологических и синтаксических средств изучаемого языка в продуктивной и рецептивной речи [18, с. 146]. О.В. Сычева рассматривает грамматическую компетенцию как способность и готовность обучающихся понимать и создавать грамматически верные высказывания для осуществления личностно значимой иноязычной речевой деятельности в разнообразных ситуациях [19, с. 63].

Известно, что обучающиеся постигают грамматическую теорию родного языка на протяжении всего периода обучения в школе – в свою очередь, возможности при изучении иностранного языка ограничены. Поэтому нужно очень тщательно подходить к поиску грамматического материала, отбирать и использовать его в строгом порядке.

В данном контексте основным требованием к отбору грамматического материала является его доступность, то есть информация должна быть понятной для использования в коммуникативных целях при обучении иностранному языку, что позволит обучаемым эффективно общаться в условиях, которые были созданы специально для этого. При этом не рекомендуется увеличивать объем изучаемого грамматического материала, так как это может негативно сказаться на качестве его усвоения.

Грамматическая языковая компетенция формируется постепенно в процессе обучения и параллельно с формированием соответствующих навыков. При этом навыки систематизируются и углубляются, что позволяет студентам более качественно изучать грамматические темы. Поэтому одно и то же грамматическое явление может изучаться несколько раз на разных этапах обучения.

О.И. Трубицина представляет грамматическую компетенцию в контексте дидактических, методических и частных принципов обучения. Она выделяет несколько принципов, которые важны при отборе, организации и тренировке грамматического материала в языковом обучении. Принцип коммуникативного подхода предполагает, что материал должен быть организован в контексте коммуникативных ситуаций. Принцип ситуативности предполагает, что грамматические явления должны демонстрироваться в типичных коммуникативных ситуациях, а затем тренироваться в упражнениях, соответствующих речевым ситуациям [20]. Организация грамматического материала по темам и структурам, использование речевых образцов как основы для обучения, связь грамматических и коммуникативных тем, учет различных уровней знаний грамматики, дифференцированный подход к обучению грамматике – все эти принципы можно реализовать при обучении грамматике иностранного языка с помощью мобильных приложений, которые могут быть полезны не только для начинающих, но и для продвинутых пользователей, так как они предоставляют доступ к более сложным урокам и грамматическим материалам [21].

Работу необходимо начинать с введения грамматических явлений и постепенно формировать навыки, выделяя соответствующие этапы. Первым этапом является презентация грамматических явлений и создание базовых знаний для дальнейшего формирования навыка.

На этом этапе обучающимся необходимо получить информацию о дифференциальных признаках, которые отличают какое-либо грамматическое явление в родном и иностранном языках. Новое грамматическое явление должно вводиться в типовом предложении. Эффективность обучения грамматическому аспекту на данном этапе во многом зависит от выбранного приложения, которое должно содержать упражнения, иллюстрирующие новое явление в языке, опираясь на определенный уровень знания языка. Приложение должно продемонстрировать не только образование грамматического явления, но и функцию данного явления в речи. Именно такой пример поможет студентам полно и осознанно использовать его в разговорной и письменной речи. К приложениям, которые следует использовать на первом этапе работы над грамматической темой, можно отнести Duolingo и Busuu. Принцип Duolingo в том, чтобы не нагружать пользователей большим количеством правил и подавать все в виде игры. В приложении пользователю предлагается следовать сюжетной линии, выполнять задания, которые становятся все сложнее по мере прохождения курса, который включает уроки почти на все грамматические темы, а также пояснения к ним на русском языке. Знания можно закрепить в режиме «Тренировка». При необходимости урок можно пройти еще раз. Один из плюсов Duolingo – это возможность обсуждения заданий на форуме. Под любым вопросом урока есть кнопка, нажав на которую пользователь может перейти на форум, где обсуждаются вопросы с другими пользователями и преподавателями, которые создавали приложение.

В языковом приложении Busuu уроки структурированы по уровню сложности, от А1 до В1, и имеют единый формат. На каждом уроке представлены новые лексические единицы и соответствующий грамматический материал, подкрепленные иллюстрациями, а также примеры их использования в контексте. Слова автоматически добавляются в словарь, где их можно повторять. Упражнения на закрепление новых слов идут с грамматическим комментарием на русском языке. Например, при изучении профессий приложение объясняет правила склонения профессий мужского и женского рода, сравнивает с русским языком и предлагает задания для проверки понимания материала. Введение грамматического материала всегда должно сопровождаться его первичным закреплением, что также обеспечивают указанные приложения. Это явление легко объяснимо: забывание любой информации наиболее интенсивно происходит сразу после ее предъявления. Поэтому важно закрепить материал сразу после его введения.

На втором этапе происходит формирование грамматических навыков через автоматизацию их использования. Это этап тренировки, на котором ранее изученный материал закрепляется через выполнение комплекса упражнений. Главная цель – внедрение грамматических навыков в различные виды речевой деятельности. Grammatisch, Rocket Languages, Deutsch Akademie, German Irregular Verbs Wizard, German verb conjugations by Brainscape – это основные приложения, ориентированные на отработку грамматических тем немецкого языка до автоматизма.

Как видно из названия, Grammatisch ориентирован исключительно на тренировку основных явлений немецкой грамматики, от существительных во множественном числе до склонений имен прилагательных. Все уроки разделены на разные уровни (начальный, средний или продвинутый). Каждый из них включает краткий обзор темы в виде списков или таблиц примеров. В приложении можно выполнить серию упражнений по заполнению пробелов, правильной расстановке слов в предложениях, выбору правильного варианта ответа, составлению диалогов и переводу предложений. В Rocket Languages есть и мини-игры для отработки грамматики, лексики и разговорных фраз на каждый день, а также тренировка говорения на основе изученной грамматики с использованием функции распознавания голоса. В Deutschakademie задания упорядочены по уровню владения языком и разделам грамматики. Например, начальный уровень А1 состоит из 9 грамматических тем (Deklination der Adjektive, Lokaladverb, Temporaladverb, Akkusativ, Artikel, Artikel von Nomen, Artikelwörter, Dativ, Fragesätze). Глаголы являются самой сложной частью немецкого языка, и особенно трудно запомнить неправильные глаголы. Однако приложение German Irregular Verbs Wizard, использующее специальную технику, разработанную опытными преподавателями, позволяет запомнить все неправильные глаголы максимально быстро и эффективно. Приложение German verb conjugations by Brainscape предназначено для тех, кто знает немецкий язык на продвинутом уровне. Оно подходит для обучения применению теории сложной грамматики на практике. Можно потренироваться в использовании спряжений, согласований и сложных конструкций в виде сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Третий этап – этап контроля усвоения знаний. Контроль грамматических знаний может проводиться в любой форме – устной, письменной, с оценкой, без оценки. Для данного этапа могут использоваться специально разработанные задания в приложениях, где проверяется овладение определенным материалом, или контроль может преследовать цели оценки степени усвоения обширного грамматического раздела. Отметим, что с развитием тестовых технологий все большее распространение получает использование грамматических тестов. Кроме теста, в функции контроля может выступить упражнение любого типа.

Упражнения занимают особое место в образовательном процессе по иностранному языку: они лежат в основе овладения деятельностью на изучаемом языке. Необходимо выбрать корректную стратегию контроля с помощью грамматически направленных упражнений различных видов в мобильных приложениях, таких как:

  • – упражнения на спряжение глаголов;
  • – внесение данных форм в соответствующее окно;
  • – внесение в пропуски недостающих форм;
  • – внесение окончаний в соответствии с правилами;
  • – трансформационные упражнения: изменение формы имени существительного в единственном числе на форму множественного числа;
  • – постановка слова в скобках в нужную форму;
  • – объединение двух и более предложений посредством нужного союза;
  • – нахождение и исправление ошибок;
  • – завершение предложений в соответствии с ситуацией;
  • – группировка предложений;
  • – подтверждение предположения, которое содержится в вопросе;
  • – соединение вопросов и ответов;
  • – заполнение недостающих элементов;
  • – составление микродиалогов;
  • – формулировка просьбы в вежливой форме;
  • – нахождение отличий между двумя фотографиями.

Эффективный набор упражнений, направленный на изучение грамматики, является сложной задачей, поэтому необходимо тщательно отрабатывать каждую операцию в отдельном упражнении и постепенно усложнять задания. Для повышения мотивации студентов необходимо использовать разнообразные формы организации упражнений одинакового уровня сложности, чтобы обеспечить многократную тренировку одного и того же явления.

Приложение Deutsche Grammatik содержит различные упражнения и тестовые задания для самопроверки. Функциональными возможностями осуществления контроля обладает также мобильное приложение Grammatik.

Для подтверждения теоретических положений представленного исследования и внедрения мобильных приложений в учебный процесс был проведен эксперимент на базе кафедры иностранных языков и методик обучения Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева. В эксперименте приняли участие 96 студентов третьего курса направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Иностранный язык (английский, немецкий)». В процессе эксперимента проводилась оценка эффективности учебно-познавательной деятельности, сопровождаемой мобильными приложениями, с целью формирования грамматической компетенции. На подготовительном этапе эксперимента был изучен обучающий потенциал мобильных приложений для систематической практико-ориентированной подготовки студентов. Диагностика входных условий проводилась в рамках изучения дисциплины «Практическая грамматика немецкого языка» на основе тестирования. За каждое выполненное тестовое задание обучающийся мог получить максимум 5 баллов.

1) проспрягать сильные глаголы;
2) внести в пропуски недостающие формы;
3) внести окончания в соответствии с правилом;
4) изменить форму имени существительного в единственном числе на форму множественного числа;
5) поставить слово в скобках в нужную форму;
6) объединить два предложения, используя нужный союз;
7) найти и исправить ошибки;
8) закончить предложения в соответствии с ситуацией;
9) сформулировать просьбу в вежливой форме;
10) составить микродиалог.

Таким образом, максимальный результат входного контроля составил 50 баллов. Студенты, которые набрали более 30 баллов, получали отметку «сдано», в противном случае считалось, что они не прошли тестирование. Экспериментальная (46 студентов) и контрольная (50 студентов) группы были сформированы путем случайного отбора, так как продемонстрированные результаты входного тестирования были примерно одинаковые.

На втором этапе исследования был сделан выбор мобильных приложений, с помощью которых можно было бы создать эффективные условия для освоения грамматических особенностей немецкого языка.

Интеграция мобильных приложений на третьем этапе была реализована в форме дистанционного сопровождения обучения немецкой грамматике в рамках традиционного занятия.

Обучающиеся контрольной группы также изучали темы «Временные формы глагола», «Склонение имен прилагательных», «Множественное число имен существительных», «Местоименные наречия» в соответствии с рабочей программой дисциплины традиционным способом на практических занятиях. После целенаправленного внедрения вышеперечисленных мобильных приложений на трех этапах работы над грамматикой в экспериментальной группе в рамках изучения дисциплины «Практическая грамматика немецкого языка» было проведено еще одно тестирование. Тестовые задания были разработаны в соответствии с десятью формулировками, которые применялись при оценке входных условий. Информация о результатах диагностики до и после эксперимента представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Результаты тестирования в начале и конце эксперимента

 

До эксперимента

После эксперимента

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Доля студентов, не прошедших тест

43% (20)

44% (22)

8% (4)

32% (16)

Доля студентов, прошедших тест

57% (26)

56% (28)

92% (42)

68% (34)

 

Исходя из числовых значений до и после эксперимента, можно утверждать, что уровень сформированности грамматической компетенции студентов экспериментальной группы выше уровня контрольной группы.

В условиях современного информационного общества, имеющего тенденцию к потере важности и актуальности накопленных знаний в пользу постоянного приобретения новых знаний, формирование грамматической компетенции у обучающихся с помощью мобильных приложений является необходимым условием их практической подготовки.

Таким образом, автором исследовательской работы были сформулированы условия эффективного использования мобильных приложений в обучении грамматике немецкого языка. Для этого необходимо всесторонне изучить и проанализировать приложения, чтобы понимать их суть, проблемы и перспективы использования в образовательной сфере. Также важно применять функциональные возможности мобильных приложений, такие как активизация учебно-познавательной деятельности, индивидуализация, интенсификация, интерактивность и возможность удаленного взаимодействия в современном иноязычном образовании. При этом следует использовать мобильные приложения наряду с традиционными средствами обучения иностранному языку.

Результаты исследования могут послужить основой для дальнейших прикладных исследований в области применения мобильных приложений и языковой подготовки будущих учителей иностранных языков. Мобильные сервисы для организации дистанционного сопровождения процесса обучения – это не только передовые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения иностранному языку.

 

Статья публикуется при поддержке гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности МГПУ.

×

About the authors

Elena A. Levina

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

Author for correspondence.
Email: e-lyo@yandex.ru

candidate of philological sciences, associate professor of Foreign Languages and Teaching Methods Department

Russian Federation, Saransk

References

  1. Кизрина Н.Г., Левина Е.А., Вишленкова С.Г. Формирование предметной цифровой компетенции будущего учителя иностранных языков // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 183–199. doi: 10.32744/pse.2022.2.11.
  2. Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/72296050.
  3. Подстрахова А.В. Дистанционное обучение иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации (из опыта применения цифрового видеоконтента) // Перспективы науки. 2021. № 2 (137). С. 26–31.
  4. Гендина Н.И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества (ч. 2) // Информационное общество. 2009. № 1. С. 57–63.
  5. Бисимбаева П.М., Илюшкина М.Ю. Мобильные приложения в обучении иностранному языку как компонент системы вузовского образования [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. 2020. № 2. С. 5.
  6. Григоренко А.М. Мобильные приложения как средство организации самостоятельной работы при изучении грамматики иностранного языка // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 1 (23). С. 122–129.
  7. Герасимова Н.И. Использование мобильных приложений в обучении иностранному языку на неязыковых факультетах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 (51). С. 189–193.
  8. Исмагилова Г.К., Крикунов Е.В. Мобильные приложения как современное средство изучения английского языка // Инновационная наука. 2017. Т. 3, № 4. С. 175–176.
  9. Авраменко А.П., Шевченко В.Н. Мобильные приложения как инструмент геймификации языкового образования // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2017. № 4. С. 64–71.
  10. Гузь Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 4 (21). С. 59–62.
  11. Курбакова М.А., Колесникова А.А. Использование приложения Quizlet в обучении техническому английскому // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 103–109.
  12. Приходько Е.А. Современные информационные (мобильные) технологии в преподавании грамматики английского языка (нелингвистические специальности) // Вестник МГЛУ. 2015. № 9 (720). С. 147–150.
  13. Левина Е.А. Совершенствование умений письменной речи на иностранном языке с помощью мобильных приложений // Цифровая компетентность учителя иностранных языков: монография / под ред. Л.А. Лазутовой. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, 2021. С. 5.
  14. Одинокая М.А., Коллерова М.В. Роль образовательных мобильных приложений в изучении английского языка // Интерактивная наука. 2017. № 12. С. 100–102.
  15. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, вып. 7–8. С. 7–14. doi: 10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-7-14.
  16. Levina E.A. Using educational podcasts to teach the bachelors speaking in foreign language // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 2 (26). С. 99–102.
  17. Шамов А.Н. Методика обучения иностранным языкам: практикум. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 269 с.
  18. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 350 с.
  19. Сычева О.В. Понятие грамматической компетенции как цели формирования в языковом вузе // Наука и образование сегодня. 2016. № 5 (6). С. 57–63.
  20. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для вузов / под ред. О.И. Трубициной. М.: Юрайт, 2022. 385 с.
  21. Урбаева А.П. Изучение немецкого языка с помощью мобильных приложений // Альманах современной науки и образования. 2016. № 5. С. 81–83.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Levina E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies