Model of organizational, methodological and personnel support for educational activities in Russian in the Tanzanian education system as a theoretical construct

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article updates the importance of promoting the Russian language in foreign countries in modern geopolitical conditions, one of the tools of which is assistance to foreign partners in organizational, methodological and personnel support for teaching Russian as a foreign language. The importance of developing a model of organizational, methodological and personnel support for educational activities in Russian in the education system of the United Republic of Tanzania is substantiated. It is proved that the model developed is a normative model that reflects ideas on improving pedagogical activities for teaching Tanzanians Russian. The main functions of the model are explanatory, illustrative, informational and projective ones. The leading idea of the model is proposed: «Language is the best mediator for establishing friendship and harmony» (Erasmus of Rotterdam). The block structure of the model is substantiated and the content of the target, analytical-diagnostic, motivational, methodological, content-design, methodological and performance-prospective blocks is revealed. The interpretation of organizational, methodological and personnel support for educational activities in Russian in the education system of the Republic of Tanzania is argued as a set of educational resources and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of educational activities in Russian in the Republic of Tanzania, both in terms of increasing the level of teaching Russian as a foreign language and in part of promoting the interest in the Russian language among Tanzanians. Scientific approaches to the development of organizational, methodological and personnel support for educational activities in Russian in the Tanzanian education system and the principles of their implementation are outlined, including systemic, communicative-active, competence-based and cultural approaches, the principle of integrity, the principle of structure, the principle of dynamism, the principle of completeness of information provision, the principle of compliance with the speech needs of students, the principle of didactic consistency, the principle of personal orientation, the principle of activity, the principle of dialogicity (dialogue of cultures), the principle of cultural conformity.

Full Text

В современных геополитических условиях продвижение русского языка, образования на русском языке в зарубежных странах имеют для России особое значение. Стимулирование интереса зарубежной общественности, и особенно молодежи, к русскому языку, использование положительного опыта в сфере поддержки и продвижения русского языка в мире позволит России активизировать применение инструментов «мягкой силы» на международной арене, расширить международное культурно-гуманитарное сотрудничество, обеспечить образовательное, научное, культурное и информационное влияние России в мире.

Для успешной реализации деятельности в данном направлении Министерством просвещения был утвержден перечень стран, согласно которому Самарский государственный социально-педагогический университет должен осуществлять деятельность по продвижению русского языка в Объединенной Республике Танзания. В рамках государственного задания Министерства просвещения РФ СГСПУ подал заявку на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Проектирование модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании», получившую положительное заключение РАН.

В статье мы представим разрабатываемую нами модель в виде теоретического конструкта.

Модель в педагогике предполагает отражение того или иного педагогического явления, объекта в виде структурированной информации о нем и проектирование деятельности по его преобразованию в соответствии с определенными целями и задачами. В рамках решаемой нами проблемы педагогическое явление, подлежащее преобразованию, – это процесс обучения русскому языку детей и взрослых в системе образования Объединенной Республики Танзания. Необходимость преобразований обосновывается выявленными дефицитами организационно-методического и кадрового обеспечения обучения русскому языку и на русском языке в стране.

В контексте рассматриваемой проблематики научный интерес представляют следующие трактовки понятия «модель», представленные в научной педагогической литературе:

Модель – это «теоретическая конструкция, отражающая существенные черты исследуемого объекта (процесса), воплощает его авторское понимание, графическое, схематическое или описательное отражение сложных объектов, позволяющее изучать, объяснять и проектировать педагогические процессы и системы» (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова [1, с. 73]).

Модель представляет собой «искусственно созданный объект в виде схемы, знаковых форм, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» (И.В. Непрокина [2, с. 62]).

Модель используется, во-первых, «как исследовательский прием представления исследуемого педагогического объекта с целью его объяснения, изучения, уточнения» [3, с. 139], во-вторых, «как инструмент, позволяющий на основе анализа модельного представления педагогического объекта влиять на его построение или функционирование» (М.В. Ядровская [3, с. 139]).

Основываясь на вышеприведенных трактовках понятия «модель» в педагогике, а также на результатах анализа ситуации с положением русского языка в Объединенной Республике Танзания (востребованность, возможности изучения и др.), представим модель организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании как теоретический конструкт, отражающий в графическом и описательном видах процесс обучения русскому языку детей и взрослых в системе образования Танзании, а именно – актуальное состояние данного педагогического явления и предлагаемые образовательные ресурсы и педагогические условия, способствующие повышению качества обучения русскому языку в системе образования Танзании, расширению спектра предоставляемых образовательных услуг в сфере обучения на русском языке, возрастанию интереса танзанийцев к русскому языку и русской культуре в целом.

В научном дискурсе различают теоретическую модель как модель сущего – объективно-истинного отображения педагогической действительности – и нормативную модель как модель должного – того, как должно быть, как следует планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность для достижения определенного результата.

По утверждению В.В. Краевского, теоретическая модель, являя собой четкую фиксированную связь элементов, образующих определенную структуру, отражает внутренние, существенные отношения педагогической реальности. Нормативная модель, не составляя непосредственного проекта, «сценария» педагогической деятельности, «является лишь реализуемым впоследствии прообразом таких проектов. Такая модель содержит общее представление о том, что должно быть сделано для достижения лучших результатов» [4, с. 138].

Проектируемая модель организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании – это нормативная модель, воплощающая знание о том, какими должны быть улучшенный процесс обучения русскому языку детей и взрослых в системе образования Объединенной Республики Танзания, а также усовершенствованная педагогическая деятельность по обучению танзанийцев на русском языке. Модель в перспективе может быть реализована в практико-ориентированный проект педагогической деятельности по обучению русскому языку и на русском языке в системе образования Танзании, в конкретные материалы и рекомендации для практики преподавания и изучения русского языка.

В основании подразделения моделей на теоретические и нормативные находится содержательный критерий, то есть данные виды моделей отличаются друг от друга конкретным содержательным «наполнением и степенью опосредования теоретических и нормативных представлений» [4, с. 141]. В то же время видовой состав моделей не исчерпывается теоретической и нормативной моделями. Другим критерием распределения моделей по видам является форма – внешнее отражение содержательного наполнения модели. Согласно данному критерию, выделяют физические, вещественно-математические и логико-семиотические модели. Физические модели отличаются природой сходной с оригиналом. Физическая природа вещественно-математических моделей отличается от прототипа и содержит возможность математического описания поведения оригинала. Логико-семиотические «конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем» [5].

Проектируемая модель представляет собой логико-семиотическую модель, так как она может быть графически отражена в структурной схеме.

Модель в педагогике выполняет определенные функции. Так, В.В. Сериков в качестве функций модели выделяет эвристическую, объяснительную, иллюстративную, информационную, проективную, оценочную, управленческую и инновационную [6].

В рамках конкретной модели данные функции могут быть реализованы в определенной иерархии – одни функции выступают в роли приоритетных, другие – в роли дополнительных.

Для предлагаемой нами модели приоритетными являются объяснительная, иллюстративная, информационная и проективная функции.

Объяснительная функция позволяет показать механизмы организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании и раскрыть эффективность их использования. Иллюстративная функция дает возможность охватить целостную картину такого обеспечения, наглядно отражая взаимосвязи его составляющих. Информационная транслирует содержательное наполнение организационно-методического и кадрового обеспечения в сжатом виде. Проективная отражает ресурсы его развития.

Разработка модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании базируется на идее: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия» (Эразм Роттердамский) [7, с. 792–793]. Язык, с одной стороны, – неотъемлемая часть культуры народа, с другой стороны, – транслятор культуры. Именно язык, являясь носителем и хранителем культурного наследия, отражает и транслирует ценности, нормы, традиции культуры. Через изучение языка идет восприятие иной культуры, ее понимание, формируется уважение к ней. Взаимное уважение представителей разных культур способствует взаимопониманию между народами, согласию между ними, что особенно актуально в современных реалиях.

Предлагаемая нами модель организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании имеет блочную структуру и включает целевой, аналитико-диагностический, мотивационный, методологический, содержательно-проектировочный, методический и результативно-перспективный блоки. При этом каждый из блоков содержит взаимосвязанные структурные компоненты.

Обратимся к содержанию блоков, составляющих модель.

Целевой блок. Данный блок включает цель и задачи предлагаемой модели. В качестве цели, которая, как известно, предвосхищает результат деятельности, выступает разработка организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании.

На достижение цели работают следующие задачи:

1) выявить дефициты организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании;
2) подготовить комплекс учебно-методических материалов и цифровых ресурсов для использования в процессе обучения на русском языке детей и взрослых в системе образования Танзании;
3) разработать комплексную программу повышения квалификации для педагогов, реализующих образовательную деятельность на русском языке в системе образования Танзании.

Анализ работ по проблемам организационно-методического обеспечения различных аспектов образования показал, что ученые рассматривают такое обеспечение как совокупность учебно-методических материалов (методическая составляющая) и взаимодействие субъектов образовательного процесса (организационная составляющая) (Н.В. Циммерман [8]); единство компонентов, в качестве которых выступают программа обучения, средства и технологии освоения содержания обучения, аппарат оценки его результатов (Н.Н. Ширяева [9]); последовательность действий: проектирование учебной программы, создание комплекса обучающих материалов, создание контрольно-измерительного аппарата (А.Н. Шамов [10]). Иными словами, организационно-методическое обеспечение включает учебно-методические материалы, технологии их использования в образовательном процессе, механизмы оценивания результатов овладения заложенным в материалах содержанием.

Организационно-методическое обеспечение любого образовательного процесса (в нашем случае – это обучение русскому языку как иностранному) является одним и вариантов педагогического обеспечения. Обращение к трактовкам педагогического обеспечения, представленных в научных исследованиях Л.А. Апанасюк [11], А.Р. Баяновой [12], С.Д. Золотаревой и И.С. Волегжаниной [13], В.В. Измайловой [14], А.Р. Лопатина [15], В.Н. Мезинова и И.Ю. Филатовой [16], Т.П. Науменко и Т.В. Челпаченко [17], О.А. Павловой и Н.В. Безрученко [18], И.В. Протасовой [19], Н.Н. Романова [20], А.И. Тимонина [21], Н.М. Филипповой [22], Н.В. Шепелевой [23] показывает, что в своем большинстве ученые понимают под педагогическим обеспечением совокупность ресурсов и условий, наполнение которых меняется в зависимости от проблемы исследования. Так, например, И.В. Протасова в рамках решения проблемы разработки педагогического обеспечения процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии обосновывает, что накоплению социального опыта учащимися способствует привлечение внешних (материальное обеспечение) и внутренних (личностный потенциал) ресурсов и соблюдение условий, среди которых – рефлексивность образовательной деятельности, диалогичность взаимодействия и др. [19, с. 164–172].

Предлагаемая нами трактовка организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании базируется на обозначенных выше позициях ученых относительно педагогического обеспечения в целом и организационно-методического обеспечения в особенности, однако предполагает свою специфику.

Под организационно-методическим и кадровым обеспечением образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании мы понимаем совокупность образовательных ресурсов и педагогических условий, обеспечивающих эффективность образовательной деятельности на русском языке в стране как в части повышения уровня преподавания русского языка как иностранного, так и в части содействия росту интереса к русскому языку среди танзанийцев.

К образовательным ресурсам относим:

1) комплекс учебно-методических материалов и цифровых ресурсов для использования педагогами, осуществляющими обучение на русском языке детей и взрослых в системе образования Танзании;
2) содержание комплексной программы повышения квалификации для педагогов, реализующих образовательную деятельность на русском языке в системе образования Танзании.

Педагогические условия формулируем следующим образом:

1) использование педагогами, осуществляющими обучение русскому языку, методических рекомендаций по применению комплекса учебно-методических материалов и цифровых ресурсов способствует повышению качества образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании;
2) овладение педагогами, осуществляющими обучение русскому языку, содержанием комплексной программы повышения квалификации способствует развитию и совершенствованию их профессиональных компетенций в области преподавания русского языка как иностранного.

Отметим, что мы рассматриваем организационно-методическое обеспечение и кадровое обеспечение в неразрывном единстве – предлагаемые учебно-методические материалы, комплексная программа повышения квалификации направлены как на повышение языкового и методического уровня подготовки педагогов, преподающих русский язык в Танзании, так и на привлечение новых кадров, в том числе и национальных, в данную сферу.

В контексте обозначенной трактовки организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании для разработки такого обеспечения необходимо подготовить комплекс соответствующих учебно-методических материалов и цифровых ресурсов, а также представить комплексную программу повышения квалификации для педагогов. Однако прежде чем приступить к содержательному наполнению учебно-методических материалов и программы, следует определиться с запросами педагогов относительно данного содержания: чего не хватает педагогам, что необходимо в первую очередь. Тем самым обосновывается последовательность задач – вначале выявление дефицитов организационно-методического и кадрового обеспечения, а затем подготовка комплекса учебно-методических материалов и цифровых ресурсов и разработка комплексной программы повышения квалификации.

Аналитико-диагностический блок. Данный блок включает анализ системы образования Танзании; анализ актуального состояния организационно-методического обеспечения обучения русскому языку в Танзании; диагностику и анализ актуального состояния кадрового обеспечения организации обучения русскому языку в Танзании.

Диагностика ситуации с образованием на русском языке в Объединенной Республике Танзания и ее анализ позволяет при создании организационно-методического и кадрового обеспечения процесса обучения русскому языку в Танзании, во-первых, опираться на уже имеющиеся возможности системы образования Танзании в осуществлении образовательной деятельности на русском языке; во-вторых, предлагать актуальные для педагогов, преподающих русский язык в Танзании, содержание, методики обучения русскому языку как иностранному.

Анализ основополагающих документов, регулирующих систему образования Танзании (Закон о профессиональном образовании и профессиональной переподготовке, 1994 г.; Политика в области образования и профессиональной подготовки, 1995 г.; Национальная политика в области высшего образования, 1995 г.; Программа развития системы образования, 1996 г.; Национальная политика в области технического образования и профессиональной переподготовки, 1996 г.; Политика в области информационно-коммуникационных технологий для базового образования, 2007 г.; Политика в области образования и профессиональной подготовки, 2014 г.; Национальная система учебных программ для базового и педагогического образования, NCFBTE и др. [24; 25]), а также результатов анкетирования преподавателей, осуществляющих обучение русскому языку как иностранному, должностных лиц, регламентирующих образовательный процесс на русском языке в Объединенной Республике Танзания, позволил выявить следующие дефициты:

1) недостаток высококвалифицированных преподавателей, имеющих профильное педагогическое образование и способных не только обучить русскому языку, но и знакомить обучающихся с особенностями и реалиями российской культуры, формировать мотивацию и прививать интерес к изучению русской литературы, истории, географии, музыки, архитектуры и т.д.;
2) малодоступность занятий по изучению русского языка гражданам Танзании (они доступны в основном для проживающих в Дар-эс-Саламе, в то время как жители расположенных в центре страны других крупных городов – Додома, Мванза, Аруша, Мбея, Морогоро – лишены такой возможности);
3) невозможность удовлетворения спроса потенциальных желающих изучать русский язык в силу малочисленности преподавательского состава и отсутствия у большей части населения Танзании технических возможностей для использования интернета, что не позволяет широко использовать дистанционный формат обучения русскому языку;
4) отсутствие в системе образования Танзании программ обучения русскому языку как иностранному на всех ступенях обучения;
5) отсутствие в системе педагогического образования Танзании программ бакалавриата или магистратуры по русскому языку как иностранному и методике его преподавания.

В то же время система образования Танзании предоставляет возможности для изучения и применения нескольких иностранных языков в целях развития мышления, расширения доступа к различным формам знаний и особенностям различных культур в условиях глобализации. Если рассматривать многоязычие в Танзании, то оно реализуется с помощью нескольких обязательных требований: каждый учащийся должен хорошо владеть национальным языком суахили, а также он должен освоить английский язык и как минимум еще один иностранный язык, среди которых может быть и русский язык. Кроме того, правовая система Танзании позволяет использование иностранных зарубежных стандартов наряду с национальными.

Мотивационный блок. Содержание данного блока, обусловливаемое востребованностью русского языка в Танзании, определяется потребностями танзанийцев в изучении русского языка. Опредмеченная потребность, как известно, представляет собой мотив деятельности. Как обосновывает И.А. Зимняя, «в самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность» [26, с. 196].

На формирование мотивации как совокупности отдельных мотивов влияют определенные факторы, как внешние, так и внутренние. В качестве мотивационных факторов, побуждающих танзанийцев к изучению русского языка, выступают:

1) динамичное развитие российско-танзанийских двусторонних связей, в связи с чем потребуется значительное количество граждан Танзании, владеющих русским языком (после запуска экономических проектов между Россией и Танзанией русский язык может стать одним из популярных языков в сфере экономики и бизнеса);
2) увеличение туристического потока из России, чему будет способствовать прямое воздушное сообщение между Россией и Танзанией, запускаемое зимой 2024 года (об этом 25 июля сообщил ТАСС посол России в Танзании Андрей Аветисян на российско-африканской конференции клуба «Валдай» в Санкт-Петербурге), а как следствие – востребованность в сфере туристического и гостиничного бизнеса персонала, владеющего русским языком;
3) высокий социальный статус большинства выпускников советских и российских вузов, владеющих русским языком (выпускники занимают важные посты во многих сферах; среди них есть врачи, инженеры, фармацевты, военные, архитекторы, специалисты в области IT-технологий);
4) относительно невысокая стоимость обучения в российских университетах (по сравнению с европейскими, английскими и американскими вузами) при высоком качестве образования;
5) увеличение количества квот Правительства РФ для граждан стран африканского континента на обучение в вузах РФ.

Тем самым в качестве основных мотивов изучения русского языка гражданами Танзании выступают получение хорошо оплачиваемой работы; ведение бизнеса; получение российского образования; повышение социального статуса. При разработке организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании необходимо опираться на уже сложившуюся мотивацию, однако не надо ограничиваться только ей, следует работать над расширением круга мотивов изучения русского языка танзанийцами. Так, среди названных выше мотивирующих факторов отсутствует такой, как образ страны изучаемого языка. Положительный образ России, формируемый у танзанийцев, способствуя развитию их интереса к культуре страны, к ее истории, тем самым побуждает к изучению русского языка. На создание такого образа работает, среди прочего, предлагаемое нами организационно-методическое и кадровое обеспечение.

Методологический блок. В рамках данного блока представлены научные подходы к разработке организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании и принципы их реализации. Это системный, коммуникативно-деятельностный, компетентностный и культурологический подходы, принципами реализации которых являются принцип целостности, принцип структурности, принцип динамичности (системный подход); принцип полноты предоставления информации, принцип соответствия речевым потребностям обучающихся (коммуникативно-деятельностный подход); принцип дидактической последовательности, принцип личностной ориентированности, принцип активности (компетентностный подход); принцип диалогичности (диалога культур), принцип культуросообразности (культурологический подход).

Если системный подход является определяющим при разработке структуры организационно-педагогического и кадрового обеспечения в целом, то коммуникативно-деятельностный, компетентностный и культурологический подходы предстают как подходы к разработке содержания структурных компонентов такого обеспечения.

Содержательно-проектировочный блок. Данный блок включает комплекс учебно-методических материалов и цифровых ресурсов для использования в процессе обучения на русском языке детей и взрослых в системе образования Танзании и комплексную программу повышения квалификации для педагогов, реализующих образовательную деятельность на русском языке в системе образования Танзании.

Содержание комплекса учебно-методических материалов и цифровых ресурсов включает аннотированные списки учебников, учебных пособий, цифровых ресурсов; программы обучения русскому языку как иностранному для детей, взрослых, для профессиональных целей, для целей дальнейшего обучения в России; методические материалы и т.д.

Комплексная программа повышения квалификации для педагогов, целью которой является развитие и совершенствование профессиональных компетенций в области преподавания русского языка как иностранного, состоит из следующих модулей:

Модуль 1. Русский язык.

Модуль 2. История и культура России.

Модуль 3. Цифровые технологии в обучении русскому языку как иностранному.

Модуль 4. Организационно-методическое обеспечение обучения русскому языку как иностранному.

Каждый модуль содержит предполагаемые результаты обучения, тематическое планирование, учебно-методическое оснащение, контрольно-измерительные материалы.

Методический блок. В рамках этого блока представлены методические рекомендации по использованию комплекса учебно-методических материалов и цифровых ресурсов для использования в процессе обучения на русском языке детей и взрослых в системе образования Танзании, а также образовательные технологии, методы, формы обучения, которые могут быть использованы при реализации комплексной программы повышения квалификации для педагогов, реализующих образовательную деятельность на русском языке в системе образования Танзании, методические рекомендации по реализации комплексной программы повышения квалификации.

Результативно-перспективный блок. Здесь содержится результат, предполагаемый целью модели: организационно-методическое и кадровое обеспечение образовательной деятельности на русском языке в системе образования стран Африки, а также предлагается перспектива деятельности по распространению опыта создания организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования стран Африки.

Создаваемая нами модель вносит вклад в решение проблемы организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в системе образования Танзании и на теоретическом уровне определяет содержание, формы и методы, обеспечивающие интенсификацию процесса продвижения русского языка на территории страны.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках государственного задания № 073-00036-23-03 от 2 июня 2023.

×

About the authors

Svetlana Y. Bakulina

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: bakulina@sgspu.ru

candidate of culturology, acting rector, associate professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

Valeriya V. Bondareva

Samara State University of Social Sciences and Education

Email: bondareva@sgspu.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of International Office, associate professor of Foreign Languages Department

Russian Federation, Samara

Oksana K. Pozdnyakova

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: oksana.pozdnyakova@sgspu.ru

doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member of Russian Academy of Education, professor of Pedagogy and Psychology Department

Russian Federation, Samara

References

  1. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Сборник заданий по практической методологии педагогического исследования. Тюмень: ТГУ, 2009. 90 с.
  2. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61–64.
  3. Ядровская М.В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 139–143.
  4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 165 с.
  5. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность [Электронный ресурс] // Изд. дом «Образование и наука». http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm.
  6. Сериков В.В. Метод моделирования в педагогическом исследовании [Электронный ресурс] // Институт развития стратегии образования. https://instrao.ru/images/kafedra/презентация_к_лекции_в.в._серикова_-_метод_моделирования.pdf.
  7. Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей / авт.-сост. В.Н. Зубков. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 861 с.
  8. Циммерман Н.В. Организационно-методическое обеспечение подготовки будущих учителей к использованию тестирования в профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2012. 22 с.
  9. Ширяева Н.Н. Организационно-методическое обеспечение обучения иностранному языку студентов магистратуры: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Нижний Новгород, 2013. 19 с.
  10. Шамов А.Н. Организационно-методическое обеспечение в обучении иностранному языку студентов магистратуры в непрофильном вузе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 47. С. 269–274.
  11. Апанасюк Л.А. Педагогическое обеспечение формирования готовности иностранных студентов к межкультурному взаимодействию (при обучении русскому языку как иностранному) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 9. С. 95–107.
  12. Баянова А.Р. Педагогическое обеспечение развития конкурентоспособности преподавателя высшей школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2020. 23 с.
  13. Золотарева С.Д., Волегжанина И.С. Педагогическое обеспечение развития профессиональных компетенций у иностранных студентов инженерного профиля в процессе обучения русскому языку // Педагогическое образование. 2022. Т. 3, № 6. С. 163–169.
  14. Измайлова В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. Ярославль. 2012. № 2, т. II (Психолого-педагогические науки). С. 11–14.
  15. Лопатин А.Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников: теоретические и методические аспекты проблемы // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 8–12.
  16. Мезинов В.Н., Филатова И.Ю. Педагогическое обеспечение развития социального интеллекта у будущего учителя в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 3. С. 136–141.
  17. Науменко Т.П., Челпаченко Т.В. Педагогическое обеспечение повышения качества жизни учителя: монография. Оренбург: Изд-во ООО ИПК «Университет», 2019. 161 с.
  18. Павлова О.А., Безрученко Н.В. Моделирование процесса организации педагогического обеспечения социального становления личности в образовательной деятельности вуза // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 48–50.
  19. Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2001. 235 с.
  20. Романов Н.Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2004. 20 с.
  21. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02, 13.00.08. Кострома, 2008. 425 с.
  22. Филиппова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2007. 23 с.
  23. Шепелева Н.В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2004. 211 c.
  24. Ministry of Education, Science and Technology of the United Republic of Tanzania [Internet] // Education in 2022 and the way forward. https://www.moe.go.tz/en/news/education-2022-and-way-forward.
  25. Education Act [Internet] // Laws of Tanzania: consolidated and annotated. https://www.tanzanialaws.com/statutes/principal-legislation/101-education-act.
  26. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Bakulina S.Y., Bondareva V.V., Pozdnyakova O.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies